ТАКЪРИЗЛЕР- РЕЦЕНЗИИ
Комурджи Рустем Зевриевич1 E-mail: [email protected]
Рецензия на Каприччио №10 «Крымскотатарское» композитора Владимира Качесова
Аннотация.
В рецензии на новое произведение современного композитора Владимира Качесова отмечена актуальность обращения композиторов других музыкальных культур к народному творчеству крымских татар, сделан анализ идейно-образного содержания, исполнительских аспектов, дана музыковедческая интерпретация Каприччио №10 «Крымскотатарское».
Ключевые слова:
композитор, каприччио, крымскотатарский, фольклор.
Интонационное богатство крымскотатарской народной музыки, органическая структура её мелоса, образное содержание и метро-ритмика всегда привлекали к себе внимание композиторов. Многие исследователи, рассматривая те или иные проблемы в музыкальном искусстве крымских татар, в своих трудах до сих пор упоминают некоторые произведения композиторов конца 19 начала 20 веков, где заметно влияние крымской музыки, природного ландшафта полуострова и бесед с местными жителями. Чаще пишут о М. Глинке, А. Спендиарове, Н. Римском-Корсакове, А. Глазунове и еще некоторых других. Исмет Заатов в новом своём труде об искусстве крымских татар пишет: «Первым из российских композиторов, использовавших крымскотатарскую народную музыку при написании своих симфонических произведений, и в частности в своей опере «Руслан и Людмила», начатой им в 1837 году, стал основоположник профессионального русского композиторского искусства Михаил Глинка» [1, с. 85].
После указанного периода не известны случаи обращения видных композиторов к крымскотатарскому музыкальному фольклору. Если и были, то не получили должной информационной огласки.
Не так давно, в Крыму произошло событие, ставшее продолжением традиции, о которой было сказано выше, и актуализировавшее процесс фольклоризации образцов народного творчества крымских татар в сфере академической музыки. Наш современник, композитор Владимир Качесов создал произведение, основанное на популярных образцах крымскотатарского музыкального фольклора. Речь идёт о Каприччио №10 "Крымскотатарское" для фортепиано и симфонического оркестра. Премьера состоялась 19 апреля на открытии 17-го Международного конкурса молодых исполнителей (проходит с 2002 года) в г. Ялта. Психология музыкального восприятия такова, что, для полного и ясного понимания нового произведения, его необходимо многократно прослушать. Таким образом, каждый раз оно становится ближе душе, ложится на слух, закрепляется в памяти, одним словом работает вся система эстетического постижения музыкального произведения. Но эта пьеса, скорее, из ряда исключений. Она с первого раза наполнила чувствами. В ней ощутимо слияние прошлого с настоящим. Воображение слушателя, знакомого с крымскотатарским музыкальным фольклором, при прослушивании данной пьесы с лёгкостью может из подсознания на поверхность выдать знакомые образы и ситуации.
Автору этих строк посчастливилось ближе познакомиться с композитором Владимиром Качесовым. В разговоре с ним выяснилось, что творец увлеченно слушал и знакомился с крымскотатарским музыкальным фольклором и считает его ценным материалом для композиторского творчества.
Первое что обращает на себя внимание при прослушивании - это подбор фольклорного материала,
1 Комурджи Рустем Зевриевич, к.пед.н., старший научный сотрудник НИИ крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова (Симферополь, Крым
Рецензия на Каприччио №10 «Крымскотатарское» композитора Владимира Качесова
второе - его художественная интерпретация, как автором, так и исполнителями: Белькис Амедовой (фортепиано) и дирижёром Александром Долинским.
Основу каприччио составили цитаты известных крымскотатарских фольклорных мелодий: песня "Порт Артур', танец «Бахчисарай хайтармасы» («Бахчисарайская хайтарма») и агъыр ава «Эмир Джелял» (медленный танец «Эмир Джелял»).
Произведение начинается темой из песни Порт Артур, которая изложена в аккордовой фактуре. Характер её звучания - это предвестие чего-то страшного, ожидание какой-то беды. Внезапно эта же тема появляется у флейты, но в совершенно другом эмоциональном тоне - жалобно-вопрошающем. Под её характер легко ложатся слова из песни Порт Артур: "Йыгъды алды эвлядларны, агълап къалды анасы" и "Аман-аман, падишамыз, этеджегинъ бумыдыр?".
Дальше настроение пьесы сменяет весёлая тема хайтармы, один из символов культуры крымскотатарского народа. Она несёт в себе положительный заряд и позитивную волну, на которую крымские татары исторически постоянно настроены, как по отношению к соседним народам, так и к своему светлому будущему. Но вот снова в оркестре звучит вопрос "Аман-аман, падишамыз, этеджегинъ бумыдыр?" и дальше в музыке слышим ответ «Агълама анам, агълама бабам, биз бир чаре булурмыз».
Для внимательного слушателя в драматургии произведения легко улавливается установка «...биз бир чаре булурмыз» (в мелодическом обороте каданса) и образ светлого будущего, передаваемого весёлой хайтармой. Пьеса практически вся построена на этом контрасте: переход из одного настроения в другое.
Внезапно появляется и звучит знакомая всем тема «Эмир Джелял». Но здесь, в контексте данного произведения - это не танец. Средства выразительности композитором подобраны так, что она напоминает колыбельную или лирический напев, звучащий рядом с горящим очагом, который обогревает дом, олицетворяющий образ Крыма. На фоне темы у разных инструментов, партия солиста в виде гармонических фигураций изображает искорки и мягкие язычки пламени горящего очага. Лирика вновь сменяется мажорной частью хайтармы.
Ранее звучащую с интонацией вопроса знакомую мелодию-лейтмотив, в предпоследней фразе произведения композитор трактует уже в характере гимна, поднимающего дух. Здесь явно напрашиваются слова из той же песни (Порт Артур): «Къырымгъа къайткъан сонъра, олур бизим тоюмыз!» после которых настойчиво несколько раз фраза «.биз бир чаре булурмыз». А финальная фраза каприччио - это снова светлая, многообещающая хайтарма.
Следует отметить, что Владимир Качесов оказался достаточно проницательным человеком. Изучая крымскотатарский песенный фольклор, он до глубины проникся волнующими народ чаяниями переживаниями, нашедшими отражение в фольклоре. Автор очень мастерски, подвергает обработке фольклорный материал, используя различные композиционные приёмы, органично переплетающиеся с приёмами инструментовки.
Белькис Амедова - яркое дарование. В её игре на фортепиано уже прослушиваются самые лучшие черты московской пианистической школы. Колористические эффекты, которыми пользуется Белькис, очень органично сочетаются с идейным и образным содержанием каприччио, что в свою очередь усиливает эстетическую сторону восприятия произведения. Молодая и талантливая пианистка очень бережно и со знанием национального колорита в музыке относится к интонации, достаточно ясно передавая смысл произносимых фраз. Превосходно пользуется таким средством выразительности, как агогика, что свидетельствует об осмысленном отношении к содержанию музыки.
Ну, и, конечно же, маэстро Александр Долинский! Мастерство аккомпанемента, развитие драматургии, правильно расставленные смысловые и интонационные акценты в партии оркестра - всё это легко вводило слушателя в состояние сопереживания с исполнителями.
Говорят, что исполнитель хорошей игрой может дать жизнь новому произведению, а плохой игрой умертвить его. Владимиру Качесову бесспорно повезло с исполнителями. И Александр Долинский, и Белькис Амедова своим искусством вдохнули жизнь в Каприччио №10 «Крымскотатарское», в полной мере отразили замысел автора и донесли до слушателя идейно-образное содержание произведения.
Возникает уверенность, что наряду с именами русских классиков, использовавших крымскотатарский музыкальный фольклор в своих произведениях, достойное место занял и Владимир Качесов. Его вклад в крымскотатарское музыкальное искусство получит высокую оценку народа и станет предметом тщательного изучения в трудах исследователей музыки крымских татар.
ТАКЪРИЗЛЕР- РЕЦЕНЗИИ
Komurdzhy Rustem Zevrievich.
Review of Capriccio No. 10 "Crimean Tatar" by composer Vladimir Kachesov
Summary. In a review of a new work by a contemporary composer Vladimir Kachesov relevance for the treatment of composers of other musical cultures and folk art of Crimean Tatars, the analysis of the ideological-figurative content, technical aspects, given a musicological interpretation of Capriccio No. 10 "Crimean Tatar". Keywords: composer, Capriccio, Crimean Tatar, folklore
Литература
1. Заатов И.А. Очерки истории крымскотатарской музыкальной културы и сценического искусства (генезис, эволюция, современное состояние). Том 1. Историография, источниковедческая база, библиография. - Симферополь: ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского», 2019. - 352 с.