Научная статья на тему 'Рецензия на: Dawson A. Santo Daime. A New World religion. - Bloomsbury: 2013. - 226 p'

Рецензия на: Dawson A. Santo Daime. A New World religion. - Bloomsbury: 2013. - 226 p Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
74
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на: Dawson A. Santo Daime. A New World religion. - Bloomsbury: 2013. - 226 p»

Как следствие, предвзятость общей позиции издания, православно-богословский дискурс ряда статей и оперирование ненаучной терминологией не дают возможности определить журнал «Сектоведение» как строго научно-академическое издание, несмотря на наличие сугубо исследовательских подходов и манеры изложения материала у ряда авторов этого печатного органа.

Общие выводы. Таким образом, ежегодный журнал Минской Духовной Епархии «Сектоведение» является в целом неакадемическим изданием, посвящённым теме нетрадиционных религиозных движений и освещающим эту тему с позиций православного официоза. По своему отношению к этой главной теме, журнал «Сектоведение», пользуясь терминологией В.А. Мартиновича, попадает под категорию «противокультового» православного издания. Причастность основной темы издания к области религиоведения, а также использование рядом авторов научных методов в подготовке своих статей и подаче материалов, позволяютопределитьжурнал«Сектоведение»какконфессиональное религиоведческое издание Белорусской Православной Церкви.

А.В. Лещинский

Рецензия на: Dawson A. Santo Daime. A New World Religion. -Bloomsbury: 2013. - 226 p.

Книга британского религиоведа Эндрю Доусона посвящена практически неизвестному российскому читателю феномену - возникшему в XX веке в Бразилии движению Санто Дайме, насчитывающему порядка 20 тысяч участников по всему миру. Автор книги, получивший степень доктора философии в Оксфорде, преподает в университете Ланкастера, Великобритания; в основном его курсы посвящены религии в современном мире и социологическим теориям религии. В своих исследованиях он анализирует современный шаманизм и другие религиозные течения в Латинской Америке. Именно в ходе экспедиций в Бразилию он впервые встретился с последователями рассматриваемого движения.

Русскоязычному читателю Санто Дайме известно в первую очередь в связи с использованием его последователями галлюциногенных препаратов1 (т.н. «айауаска» - ayahuasca, «лиана духов» или «лиана мертвых»). Об этом пишет и автор интересующей нас монографии, говоря о трудностях типологизации движения Санто Дайме - оно может исследоваться и как одна из «религий айауаски», так и как новое религиозное движение бразильского происхождения (p. 182). Вопросы проблематичности понятий «новое религиозное движение» и «Нью-Эйдж», а также истории данного движения и его сложных правовых отношений с властями разных стран (связанных в первую очередь с необходимостью в ритуале употреблять наркотические средства - не только айауаску, но и марихуану) оказываются побочными темами, обсуждаемыми в книге. В ее центре находится антропологическое описание одного из ответвлений Санто Дайме, церкви Сефлурис (Cefluris), идеи которой распространились далеко за пределы Бразилии и представители которой составляют религиозные меньшинства в США и многих европейских странах.

Отдельно нужно прокомментировать подзаголовок монографии. Игра слов отражает содержание работы: с одной стороны, Санто Дайме претендует на статус новой мировой религии (вплоть до бытующего среди последователей признания основателей Санто Дайме и Сефлурис реинкарнациями Иоанна Крестителя и Иисуса Христа), с другой - это движение, обещающее наступление нового мира и обладающее множеством характерных для движений Нью Эйдж признаков, а с третьей - выражение «New World» аналогично русскому «Новый Свет», то есть отсылает к американским корням религии. Автор связывает черты современного (late modern) общества с чертами современной религиозности - это приватизация, индивидуализация, материализм - и показывает, что Санто Дайме предлагает альтернативу и возможность сформировать новую общность.

1 Берснев П.В. Лабиринты ума. Книга-медитация. - 2-е изд., исправ. и дополн. -СПб.: Издательство «Академия исследования культуры», 2014; Блэйни М. Опыт айауаски как подлинная форма постсовременного мистицизма // Религиоведение. - 2006. №3. - С. 153-160; Минделл А. Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме. Осознание пути: В учениях Дона Хуана, Ричарда Феймана и Лао Цы / Пер. с англ. А. Кисилева. - М.: АСТ: ГАНГА, 2008.

Что касается структуры работы, она состоит из Введения, пяти глав и Заключения. Введение посвящено источникам и ходу исследования, а также истории знакомства автора с Санто Дайме.

В первой главе автор описывает историю движения, обнаруживая его корни в аборигенных религиях района Амазонии, в народной религиозности, особенно в католицизме и спиритизме, а также в традиционной афро-бразильской религии умбанда; помимо этого оносвящаетбиографииееоснователей,РаймундоИринеуСерра(1892-1971) и Себастьяо Мота де Мело (1920-1990), положивших начало движению Санто Дайме в целом и церкви Сефлурис, соотвественно. Кроме того, здесь описывается процесс распространения учения -как в географическом, так и в демографическом плане.

Вторая глава посвящена ритуалу и личности даймиста (daimis-ta): порядку, регуляции, динамике ритуалов, а также специфике сакрального времени, пространства и календаря Санто Дайме; особое внимание автор уделяет описанию таинств - ритуальному и внеритуальному употреблению галлюциногенного напитка дайме (используемое последователями название для айауаски) и марихуаны (второе таинство, именуемое «Святая Мария» (Santa Maria)).

В третьей главе даймиста рассматриваются в контексте процесса трансформации, как индивидуальной, так и социальной. Здесь подробно анализируются милленаристские ожидания даймиста и идеи нового мира.

Четвертая глава сконцентрирована на теме общения с духами и выявлении отличий Санто Дайме от предшествовавших ей традиций в их представлениях о медиумах, шаманах и одержимости духами.

Пятая глава посвящена трансформации движения в современную эпоху: распространению его среди т.н. нового среднего класса, коммодицификации, имеющей место в религиях в принципе и в Санто Дайме в частности. Для автора отправной точкой выступает концепция множественных современностей Шмуэля Эйзенштадта, на основании которой он развивает идею гибридной современности, а даймиста оказываются носителями всех ее основных свойств: гибридности, гибкости и пестроты.

Синкретичность и динамичность изучаемого феномена стали причиной эклектичности используемой методологии. Здесь встречаются такие философские и социологические теории,

как критика постсовременного общества Зигмунта Баумана, и концепции власти и тела Мишеля Фуко, и идеи социального конструктивизма Питера Бергера и Томаса Лукмана, и идеи социальной природы религии Даниэль Эрвьё-Леже. Такая свобода в использовании методов - одна из черт постструктуралитской антропологии. Еще одной характерной для нее чертой является описание собственного опыта: Эндрю Доусон рассказывает о своих переживаниях участия в «таинстве» - приеме напитка дайме (айауаски).

Центральным сюжетом для книги оказывается фигура даймиста, которыйсочетаетвсебечертымедиума,шаманаисвященнослужителя. Изучение их мировоззрения усложняет высокая степень свободы в составлении индивидуальных практик и представлений. Например, в качестве антропологических категорий они могут использовать как религиозную категорию кармы, так и христианскую идею человека как образа Бога или традиционный бразильский образ пуповины, связывающей всех людей друг с другом и с центром мира (p. 100).

Примечательна позиция автора в отношении понятия «измененных состояний сознания». Он предлагает говорить не об «измененных» (altered), а об альтернативных (alternate) состояниях, поскольку нет какого-то «правильного» состояния сознания, которое может «изменяться». С точки зрения психологии религии интересны материалы по типам взаимодействия даймиста с духами. Доусон различает овладение, медиумические отношения и шаманство.

Монография, посвященная, казалось бы, периферическому явлению религиозной жизни, содержит массу любопытных наблюдений и теоретических рассуждений, которые могут быть полезны при изучении религии в антропологическом, социологическом, психологическом и других измерениях.

К.А. Колкунова

Рецензия на: Сэджвик М. Наперекор современному миру. Традиционализм и тайная интеллектуальная история ХХ века. - М.: Новое Литературное Обозрение, 2014. - 536 с.

Издание в России книги Марка Сэджвика, несомненно, стало долгожданным (оригинальное издание вышло в 2004 году

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.