Философия и религии Востока
Виталий Унрау
Религиозность в современной России
В статье раскрываются актуальные вопросы, связанные с особенностями феномена религиозности. В работе представлен авторский анализ как самого феномена и его содержания, так и особенностей его функционирования в современных российских условиях, рассматриваются специфические основы религиозности и ее типы, сопутствующие феномены «неопределенной духовности» и «оккультизма».
Ключевые слова: религиозность, духовность, неопределенная духовность, новая духовность, оккультизм.
Рассмотрение религиозности в современной России является на сегодня одной из актуальных научных проблем. Данный вопрос представляет собой пограничную тему между религией и наукой и объясняется неоднозначностью религиозного процесса, происходящего в современной России.
Сама религиозность представляет собой многогранное явление с различным к нему отношением исследователей. Согласно трактовке И. Н. Яблокова, «религиозность - качество индивида и группы, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений»1. По определению Р. А. Лопаткина, «под религиозностью понимается определенное состояние индивидов и человеческих общностей различного масштаба, отличительной чертой которого является вера в Бога (и сверхъестественное) и поклонение ему, их приверженность к религии и принятие ее вероучения и предписаний»2. Это соотносится с определением П. Л. Бергера, согласно которому «то, что обычно называется религией, включает в себя набор установок, верований и действий, связанных с двумя типами опыта - опытом сверхъестественного и опытом священного»3. Одним словом, религиозность - это отражение религии и веры в сознании человека и его поступках. Причину роста данного явления в современной России многие ученые видят в социальных изменениях, произошедших в постсоветское время. К ним можно отнести приобретение возможности свободного волеизъявления, появление новых слоев общества (например: ярко выраженных богатых людей), появление разноо-
бразных религиозных организаций, открытие границ с возможностью посещения других стран и т. д. Подобные факторы повлияли на возвращение населения бывшего Советского Союза к религии и, как следствие, этого к возрождению религиозности. Однако возникшая новая религиозность качественно имела иной характер, чем это было до революции. И главное отличие заключается в отсутствии непосредственной ее связи с прошлой религиозной практикой. Отсутствие прямой связи, которая интенсивно уничтожалась в СССР путем борьбы с Церковью, породило феномен массового стремления к «неопределенной духовности»4 в 90-е гг. ХХ столетия, что привело к всплеску интереса к сектам и эзотерической литературы. Данный интерес шел в разрез с историческим типом русской религиозности, выраженный в «православной соборности» и содержащий в себе черты Евангелия и Византизма. Немалую роль в этом сыграл секуляризм в его личностном значении, индифферентное или скептически-циническое отношение к религиозным ценностям и нормам, выработанное у части населения в советский период. Именно неверие в божественное устройство мира породило проблему поиска «новой духовности», выразившейся в обращении к магии и эзотерике.
Другим, не менее важным моментом, который повлиял на обращение людей к религии, становится факт расслоения общества на две прослойки: «бедные» и «богатые». Что. в свою очередь, сформировало социальнопсихологические причины религиозности. Это, прежде всего, продолжительные отрица-
тельные эмоциональные состояния человека: страх, отчаяние, горе, несчастье, одиночество и т. д.5 Особое место здесь занимает «чувство страха, в частности, страха смерти. Этот страх преодолевается верой в бессмертие в потустороннем мире. Страх перед болезнью, за судьбы детей, родных, близких, “господнего наказания”, перед стихийными бедствиями поддерживают и оживляют религиозность в различных формах»5. Сохранению или оживлению религиозности также способствовало одиночество, полный или частичный разрыв (или ослабление) социальных связей. Например, одиночество, особенно в пожилом возрасте или во время тяжёлой болезни, усугубляет чувство страха смерти.
К вышесказанному также следует добавить увеличение роли женщины в российском обществе в 90-е гг. ХХ столетия. Изменения, вызванные в экономике резкой сменой политического курса страны, привели к снижению активной деятельности части работающего мужского населения, что увеличило социальную роль женщины в обществе и семье, восприимчивость которых к религии гораздо выше, чем у мужчин. Более острая реакция на условия труда, жизни, на отношения в семье и коллективе породило обращение слабого пола к религии и эзотерике как средству борьбы с быстро изменяющимися условиями жизни.
Наличие столь разнообразных причин религиозности, возникших в постсоветском пространстве, породило проблему определения духовности человеком, обращающимся к религии в той или иной форме. Отсутствие, как уже было сказано выше, прямой религиозной связи между современниками и верующими людьми начала ХХ в. изъяло традиционное, для людей царской России религиозное содержание данного понятия. Включавшее в себя христианскую (для мусульман исламскую) интерпретацию, а именно убежденность в том, что православие (для мусульман ислам) является носителем истинной духовности. Такой как нравственность, любовь, доброта, милосердие, мир и т. д. Именно отсутствие подобного восприятия, передававшееся на «генетическом уровне» в большей степени, нежели на рациональном, породило в современной жизни такое явление, как «неопределенная духовность». Включающее в себя отсутствие внутренней исторической связи с «традиционной религиозностью». Не имея в себе основы, «неопределенная духовность» начала
наполнятся смыслом «извне», а именно отработанными «духовными» схемами различных международных организаций, неограниченно хлынувших из-за границы в начале 90-х. Именно с этого момента мы можем говорить о возрождении в России сект. После первой волны «евангелизаторов» последовали представители тех религиозных организаций, которые на их исторической родине - США - именуются «культами» (что, по мнению некоторых исследователей, соответствует по смыслу понятию секта)6. Характерной чертой религиозности пришлых движений было восприятие духовности в рамках идеи, что «свет пришел с Запада», и как следствие этого наделение ее смысловыми образами «западного образца» (например: понятие о христианском образе жизни ассоциировалось с американским образом жизни)7. Подобная религиозность сумела закрепиться за годы своего распространения на российской почве, правда, не смогла стать всеобъемлющей по причине ее культурной отчужденности от российской действительности.
Другим проявлением «неопределенной духовности» и, как следствие этого, религиозности становится увлечение многими молодыми людьми «культом» силы. Где «сила» становится понятием универсальным, несущим в себе грубое восприятие «правды». Что послужило устремлению подростков и молодых людей к восточным единоборствам, дополненным дзэн-буддизмомом, и оккультным сообществам - от «Нового акрополя» до сатанинских культов. Характерной чертой молодежной религиозности становится ее постоянная изменяемость. Вызвано это возрастными особенностями. «Молодежные мотивации - это нередко реализация коммуникативных потребностей общения с молодежью»8, которая со временем удовлетворяется и затухает с переходом в другую возрастную группу.
Развитие «духовности» в «западном» направлении отнюдь не было всеобъемлющем в российском обществе. Попытка заполнения нравственной пустоты в сердцах людей в конце советского периода и постсоветском пространстве нашла свое отражение в появлении своих, отечественных сект со своей «духовностью» («Богородичный центр», «Церковь последнего завета», Порфирий Иванов и «ивановцы» и т. д.). Причина появления подобных организаций была все та же, социальная неустроенность и поиск нравственной основы жизни. Отличительная черта религиозности данных
образований, - это постоянная их динамика. Не имея под собой твердую догматическую, в христианском понимании, почву, российские секты изменяют свою религиозность в соответствии с веянием времени. В самом начале своего пути стартовое психологическое состояние адептов подобных движений характеризовалось эмоциональным подъемом, альтернативным отношением к господствующей религии (православию, исламу) и существующему положению вещей, сопровождавшееся уходом из семьи, подчинению лидеру секты, осуждением всего «мирского» как греховного и ожиданием конца света. Со временем большинство российских сект отошло от мироотвергающей модели отношения к существующей реальности и перешло к мироисцеляющей9. Изменение религиозности сопровождается процессом «нового открывания» перед последователями сект «внешнего мира». Адептам религиозных учений разрешают контактировать с родственниками и даже (хоть и с трудом) покидать организацию. Однако «открытость» не устранила необходимость внутреннего подчинения человека лидеру секты.
Наряду с развитием сектантской религиозности в современном российском обществе широко представлена оккультная религиозность, выраженная во всевозможных обращениях к магии и эзотерике. Отличительной чертой российской действительности является то, что данная религиозность имеет двойственный характер. С одной стороны, она представлена традиционными верованиями русского населения в колдовство и магию, с другой, она наполнена духом западного Нью Эйджа10. Сложность рассмотрения данного явления заключается в том, что разделение между этими двумя моментами религиозной жизни населения очень тонко.
В связи с тем, что в России на протяжении многих десятилетий происходила борьба с религией, связь между народными верованиями и христианством была утеряна (за исключением деревни), что повлекло за собой определенные проблемы, а именно наполнения чуждым традиции смыслом тех или иных суеверий. (Например: в дореволюционной России если человек чувствовал себя дискомфортно в обществе кого-либо, то он обвинял «виноватого» в том, что тот колдун или ведьма, причем вкладывая в это сугубо христианское понимание, а именно общение того с бесами. Сегодня же нередко можно услышать в подобной ситуа-
ции, что обвиняемый человек просто энергетический вампир).
Проникновение оккультизма в большинство сфер человеческой жизни во многом обусловлено, опять же, отсутствием религиозной преемственности между современным обществом и обществом дореволюционным. Характерная черта современной оккультной религиозности заключается в убежденности возможного общения человека с потусторонним миром (Богом, Абсолютом и т. п.), минуя определенную устоявшуюся религиозную практику. Данное общение представлено разнообразными формами. От банальной астрологии и хиромантии до теософии, антропософии и учения каббалы.
Учитывая то, что оккультизм широко начал проникать на территорию России в 90-е гг. ХХ в., можно сказать, что на населения нашего государства пришлась «третья волна» данного явления11. Характерной чертой данной «волны» является практическая ее направленность. Проявилось это в появлении множества различных оккультно-эзотерических систем прагматической направленности. «Представление
о духовном и личностном развитии приобрели инструментальную направленность, а социальное преуспевание стало одним из значимых критериев духовного статуса. На первый план вышли прикладные техники, позволяющие каким-либо образом улучшить свою жизнь, например манипулятивные»12. Другим проявлением подобного оккультизма становится верование в реинкарнацию и магию «нового» образца. Включающую в себя псевдофило-софские системы с описанием параллельных и древних миров. Таких как Шамбала, Лемурия, Атлантида и Гепперборея. А также предлагающую таинственную практику индивидуальной связи с сакральным миром (посредством «третьего глаза», «чакры», «космической энергии» и пр.). Как правило, подобная религиозность затронула молодежные круги и городской «бомонд» как наиболее удобная форма «духовности», отвечающей внутренней тяги к таинственному.
Что же касается второй стороны современного оккультизма, то она связана с традиционными верованиями русского населения, сохранившимися с дореволюционного времени и, как правило, проявляющемся в деревне (что же касается города, то здесь данное явление размыто и склоняется в большей степени к первому виду оккультизма). В отличие от горо-
да, русская деревня более статична в своей религиозности. Ей, если можно так сказать, было легче сохранить в своей среде «старые» верования по причине традиционного мышления, свойственного сельской местности. Основным хранителем подобных «верований» являются бабушки как наиболее активная часть деревенского социума. «Сельскому оккультному» восприятию свойственно соотношение его с христианским пониманием добра и зла. Поэтому представления о магии и колдовстве непосредственно связаны с понятием Церкви. «Церковь - дом Божий <...> отсюда проистекает понимание церковного пространства, прежде всего как сакрального»13. Однако Церковь и церковное понимание мироустройства не проникает всеобъемлюще в сознание деревенских верующих по причине отделения его от обыденной жизни. Очень четко это проявляется в определение Зла. Зло не воспринимается как отвлеченное понятие, оно конкретно. Т. е. оно - это непосредственно совершившийся факт, «и оно оценивается по следствию, а не по истокам». Поэтому «колдовство есть зло по следствию и проявлению, но может и не быть таковым, если не нанесло вреда, а было применено с пользой. В таком случае то лицо, которому приписывается колдовство, уже не колдунья <...> а “бабушка знающая”, “знахарка”, которая “лечит” или “правит”»14.
Сельский оккультизм - это вера в существование грани между «миром дневным и миром сумеречным, магическим, между ясным благом церковного служения и темной областью колдовского, куда благу Церкви и Божьего внимания проникать недосуг»15. Благодаря подобному представлению, сельская религиозность сумела в себя вобрать и сохранить до сих пор убежденность о наличии сил промежуточных, находящихся между «миром» Бога и миром людей.
Не имея под собой «философской» системы, колдовство русской деревни представляет собой ритуал со смешением в нем элементов старого язычества (одушевлением сил природы) и христианского обращения к Богу, посредством Богородицы и святых. Данное смешение приводит к тому, что в религиозном сознании простого деревенского человека спокойно уживаются представления двух пластов русской культуры, древнеязыческой и православной. Причем благодаря четкому разделению «сфер влияния» они прекрасно сосуществуют и приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни.
Не менее интересным моментом современной религиозности является «ноу-хау» второй половины ХХ в. именуемое харизма-
тизмом16.
Данное направление религиозной жизни представляет собой не институализированное, сквозное движение, выраженное в особом образе мышления, присущем как сектам, так и современным крупным религиозным образованиям. Харизматический тип мышления весьма гибок и проникновен, он включает в себя внутренний поиск человеком проявления «Духа Божьего». В рамках современной религиозности он имеет несколько форм. Наиболее распространенные - это поиск восторженных «духовных» состояний с получением «моментальных» результатов (например: посещение святых мест с желанием испытать душевный подъем) и наличие крайних эсхатологических представлений (распространившихся в результате «откровений» некоторых современных «пророков»).
Наиболее интересен второй приведенный пример харизматизма. В настоящее время он представлен в виде твердой убежденности части населения в том, что мир стоит на пороге «конца света». Выражение подобной убежденности проявляется, как правило, через отрицание многими верующими людьми, независимо от вероисповедания, новейших технологических достижений. К которым относятся штрих-коды, ИНН и использование электронных чипов. Движение против кодификации повседневной жизни интенсивно пропагандируется как нероссийскими религиозными движениями (Неопятидесятники, Свидетели Иеговы, Баптисты, Мормоны и мн. др.), так и отечественными (Богородичный центр, Рафаиловцы, и т. п.). Также оно нашло свое отражение и в православной среде в виде «царебожия» и борьбе с ИНН.
Характерной чертой данной религиозности является скрупулезное выискивание людьми всевозможных пророчеств о «конце света». Причем очень часто эти поиски приводят к смешиванию «пророчеств» и «исследований» разных религиозных конфессий и движений. Например: среди «экспертов» в области штрих кодов, доказывающих их «антихристовое» происхождение, в церковных изданиях приводился некий Алексей Ипатов, который после проверки, как выяснилось, предъявил не
17
свои исследования, а изыскания эзотериков17. Харизматической религиозности свойственен эсхатологический страх перед надвигающим-
ся «концом», страх, порой мешающий рациональной оценке происходящих событий.
Заканчивая беглый обзор религиозности в современной России, автор не может обойти вопроса православной религиозности нынешнего населения, что представляется весьма сложным. Проблема определения степени «православности» на сегодня, по мнению ученых, окончательно не решена18. И причина этого кроется в методах выявления того, на сколько люди, причисляющие себя к православию, на самом деле являются таковыми.
Сказать об этом что-то определенное очень трудно, однако можно с уверенностью утверждать, что, несмотря на наличие различных религиозных течений, харизматизма и пр., все же православная религиозность присутствует в среде нашего населения.
Данный тип религиозности весьма интересен и неоднороден. Его неоднородность проявляется в современном духовном опыте верующих и той практике ведения религиозной жизни, которая сегодня существует в Церкви. Как и все в мире, православие не стоит на месте и претерпевает те или иные изменения. На современном этапе своего развития в православной религиозности присутствует ряд проблем, которые не всегда соотносятся с традиционным православным учением. Например: одной из них может являться восприятие духовенством такого понятия, как Церковь, бывающее прямо противоположным традиционному понятию «соборности». Выражено оно, как правило, в
19
участие в движении экуменизма19.
Что же касается рядовых верующих, то здесь можно наблюдать два вида православной религиозности. Первый можно охарактеризовать как вид «глубокой религиозности», к нему относится исполнение людьми всех предписаний Церкви и соотнесение своей жизни с православным восприятием мира. (Посещение церкви, соблюдении постов, исповедь, причастие, уклонение от суеверия и т. п.) К другому виду относится религиозность «формальная», выраженная в причислении человеком себя к православию и наполнении своей религиозной жизни не традиционным для Церкви пониманием. Проявление такой религиозности очень часто наблюдается среди городского населения. Отражено это в отсутствии желания у людей «православных» выстраивать свою жизнь согласно традиционному, церковному, пониманию, причем эти люди периодически посещают церковь, где ставят свечи, присутствуют
на службе и выстаивают длинные очереди для того, чтобы получить возможность набрать святую воду. Отсутствие желания жить по «православному» породило такое явление как «оправдание немощью» (терминология автора), нашедшее свое выражение в отрицании людьми возможности соблюдения постов (например, очень часто можно услышать такие слова: «Я работаю на тяжелой работе, поэтому если я не буду есть мяса, я не смогу работать»), периодического посещения церкви, православного воспитания детей и т. п. «Формальная религиозность» очень сильно тяготит к оккультизму, по этому нередко можно встретить «православных» целителей, гадателей и т. п.
Подводя итог вышеизложенному, надо сказать, что данное разнообразие религиозности, которую мы на сегодня наблюдаем в нашей стране, объясняется теми изменениями, которые произошли в ХХ в. Годы атеизма оказали действие на восприятие религии рядовым человеком и породили явление, которое можно охарактеризовать как «религиозно-духовный вакуум». Данный «вакуум» успешно начал заполняться в постсоветское время различными учениями зарубежных религиозных организаций и западным увлечением оккультизмом. Наряду с пришлыми сектами российское общество столкнулось с отечественными религиозными новообразованиями, возникшими на почве отсутствия в обществе положительного религиозного опыта. Надо сказать, что и «народное» христианство вновь испытало восстановление, правда, в рамках современной деревни. Что же касается православной религиозности, то здесь делать какие-либо выводы пока еще рано. Те изменения, что произошли за последние двадцать лет, породили в данном виде религиозности много явлений, которые по-настоящему будут оценены лишь по прошествии определенного количества лет.
Примечания
1 Яблоков, И. Н. Религиоведение. М., 1998. С. 460.
2 Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М., 1996. С. 194.
3 Бергер, П. Л. Религиозный опыт и традиция // Религия и общество. М., 1996. С. 346.
4 Ушакова, Ю. В. Атипичная религиозность в постсовеской России // Новый мир. 2003. № 9. С. 101.
5 Шудрик, И. А. Социально-психологические детерминации религиозности. URL : http:// bash.org.ru/.
6 «Секта» как понятие давно закрепилось в научной литературе. Однако проблема определения его до сих пор не решена окончательно. Причина подобной неопределенности заключается в том, что многие западные ученые, занимающиеся проблематикой нетрадиционных религиозных сообществ, вышли из среды протестантизма, к которым католическая церковь использовала определение «секта». По этому были предприняты попытки по созданию нового понятийного аппарата, исключающего понятие «секта». Так, например, появились понятия «культ» и «религиозные движения». Поэтому, чтобы избежать неопределенности и неясности в этом вопросе, следует сказать, что в рамках данной статьи автор под сектами подразумевает религиозную группу людей, имеющую отличный от господствующих религий духовный опыт и религиозное учение. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. Институт священства, как правило, отсутствует, лидерство считается харизматическим. Подчеркивается равенство всех членов и усиленное стремление к духовному возрождению, пропагандируется принцип добровольного участия в организации (прим. авт.).
7 Ушакова, Ю. В. Атипичная религиозность... С. 103.
8 Кантерев, И. Я. Религиозные меньшинства как объект серьезного изучения, а не стигматизации // Сектоведение. Минск, 2008. С. 12.
9 Там же. С. 14.
10 Нью-эйдж (англ. New Age, буквально новая эра) - общее название совокупности различных течений. Также называется «Новая Эра». «Эра Водолея», «Новый Век». Зародилась после Второй мировой войны. Достигло наибольшего расцвета в 70-е гг. ХХ в. Это движение за возрождение духовности, эзотерической традиции, пересмотр устоявшихся взглядов. Название движения произошло от ориентации на приход Новой Эры, Эры Водолея, которая начнёт зарождаться в человечестве с наступлением двадцать первого века. Нью Эйдж среди других религиозных движений является исключением в плане того, что оно не представлено какой-то одной религиозной структурой (сектой, общиной или чем-то подобным). Хотя существует множество организаций, которые
могут быть причислены к Нью Эйдж, собственно направление не представлено в какой-либо из них в наиболее завершенном виде (прим. авт.).
11 Первый всплеск интереса к оккультизму связан с работами Е. Блаватской, которая открыла перед Западным миром альтернативную. Восточную духовность. «Новые знания и видения мира, которые явились Западу как откровение, стали первым толчком к возникновению практически одновременно во всех странах всевозможных эзотерических течений и направлений. В России это было учение Г. Гурджиева; в Германии - движение Lebensreform (реформы жизни). Появились подобные школы в Англии и Америке. Параллельно данная волна вызвала появление множества систем, проповедующих альтернативные привычным западной цивилизации формы существования человека, включая естественную медицину и траволечение, вегетарианство, натуризм, нудизм, жизнь в рамках автономных сельских коммун и т. д. Вторая волна эзотеризма пришлась на 60-е гг. XX в., когда возникло специфическое общественное движение «Нью-Эйдж». В 60-е гг. вдруг возник интерес к «чему-то такому», не обязательно восточному, но лежащему за пределами понимания. Западный человек приходит к мысли, что ответы на вопросы нужно искать не на Востоке, а где-то в себе. «Искать в себе» начали по-разному. Одни - обращаясь к первобытным корням, на этой волне возник интерес к шаманизму, появилось очень много книг, посвящённых шаманизму (в том числе книги К. Кастанеда, «Путь шамана» К. Харнер, труды последователей иных шаманских систем). Появилось большое число терапевтических систем, которые были так или иначе связаны с различными архаическими пластами и воспроизводили всевозможные обряды вторичной инициации, шаманские и иные первобытные ритуалы. В это же время возникла трансперсональная психология С. Гроффа, которая также во многом базировалась на этих пластах (прим. авт.).
12 Сафронов, А. Г. Оккультные учения ХХ века как специфический культурнопсихологический феномен // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий : сб. науч. работ Харьк. обл. клин. психиатр. больницы № 3 и Харьк. мед. академии последиплом. образования. Харьков, 2006. Т. 4 С. 102.
13 Шантаев, А. (иерей, священник). Колдуньи. Смерть. М., 2004. С. 50.
14 Там же. С. 60.
15 Там же. С. 61.
16 Говоря о «ноу-хау», автор статьи не имеет в виду появления харизматизма как такового. Харизматизм проявил себя в истории давно. В рамках статьи под «ноу-хау» подразумеваются новые веяния данного движения. Например, быстрое приобретение сверхъестественных способностей для обеспечения уверенности в будущем, в своем спасении после смерти, благосостоянии, уважении при жизни и даже здоровье (прим. авт.).
17 Есть ли число зверя в штрих коде? Последования к суду в Приозерске. URL : http: www.shtrih-center.ru/state/strashno_gut.html
18 Филатов, С. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социол. исслед. 2005. № 6. С. 79.
19 Движение экуменизма возникло в первой половине ХХ в. благодаря деятельности протестантских богословов. В основе движения лежит идея возможного объединения христианских церквей при сохранении их религиозных традиций. Данная возможность обосновывается теорией «ветвей христианства» включающую в себя убежденность, что христианская истина разнесена по различным религиозным организациям и ни одна из церквей не обладает её полнотой (прим. авт.).