Научная статья на тему 'Рецензия на: человенко Т. Г. Актуальные проблемы феноменологического анализа религиозных явлений. Орёл: ОРАГС, 2006. 243 с'

Рецензия на: человенко Т. Г. Актуальные проблемы феноменологического анализа религиозных явлений. Орёл: ОРАГС, 2006. 243 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
44
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на: человенко Т. Г. Актуальные проблемы феноменологического анализа религиозных явлений. Орёл: ОРАГС, 2006. 243 с»

Рецензия на: Человенко Т.Г. Актуальные проблемы феноменологического анализа религиозных явлений. Орёл: ОРАГС, 2006. 243 с.

Книга Т.Г. Человенко представляет собой не только изложение основных теорий и проблем, актуальных для феноменологии религии, но и учебное пособие по феноменологии религии, значительно расширенное по сравнению с «Феноменологией религии»1 того же автора.

Во введении формулируется актуальность данного исследования и значение феноменологического подхода для современной науки. Основная часть работы подразделяется на четыре раздела.

В первом разделе, Методологические аспекты феноменологии религии, рассматривается место феноменологии религии в структуре религиоведческого знания, принципы феноменологического исследования (антиисторизм и антиредукционизм). Здесь же описаны дескриптивная и интерпретативная феноменологии религии.

Во втором разделе, Становление классической феноменологии религии, дан исторический обзор формирования дисциплины, изложены основы феноменологических концепций П.Д. Шантепи де ля Соссе и К. Тиле, относимых автором к доклассической феноменологии религии, и «классиков» — Р. Отто, Г. ван дер Леува, Ф. Хайлера.

Третий раздел, Философская феноменология религии: основные проблемы и методы исследования, посвящен взглядам Э. Гуссерля, М. Шелера и П. Рикёра, и их влиянию на актуальное религиоведение, а также герменевтике в ее связи с феноменологией религии.

Четвертый раздел, Неофеноменология религии, включает в себя аналитику постклассического религиоведения и неофеноменологии религии как его составной части.

В заключении автор обращается к заявленной во введении роли феноменологии религии в интегративном процессе и значении этого подхода в преодолении кризисных ситуаций в науке. Кроме содержания, которое может оказаться полезным широкому кругу читателей, для студентов, аспирантов, научных сотрудников и преподавателей, так или иначе занимающихся феноменологией религии, автор предлагает массу методических указаний, таких, как планы лекций по материалам работы, список литературы к каждому разделу и обширную общую библиографию, а также темы рефератов для самостоятельной работы. Также уникально Приложение, представляющее собой хрестоматию по материалам курса, представляющую собой фрагменты работ М. Элиаде, М. Шелера, П. Рикёра, Ф. Хайлера, Й.Л. Громадки, Б. Лонергана, В.В. Винокурова, М. Хай-деггера.

Данную работу можно смело рекомендовать религиоведам, феноменологам религии, а также всем желающим расширить свои знания в области феноменологии религии.

К.А. Колкунова

1 Человенко Т.Г. Феноменология религии: Учебно-методическое пособие. — Орёл: Изд-во ОГУ, 2003. — 57 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.