Научная статья на тему 'Рецензия на : бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира (Маклаевский сборник. Вып. 5) / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Отв. Ред. И сост. М. В. Станюкович. СПб. : МАЭ РАН. 2015. 347 с. , илл'

Рецензия на : бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира (Маклаевский сборник. Вып. 5) / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Отв. Ред. И сост. М. В. Станюкович. СПб. : МАЭ РАН. 2015. 347 с. , илл Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЦЕНЗИЯ / НАУЧНЫЙ СБОРНИК / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ЖЕВАТЕЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ / ДОПИНГ / ОБРЯДЫ И ФОЛЬКЛОР / РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / СВЯЗИ НАУК / REVIEW / SCIENTIFIC COLLECTION OF PAPERS / SOCIOCULTURAL ANTHROPOLOGY / CHEWING STIMULATION / DOPING / RITUALS AND FOLKLORE / REGIONAL DIVERSITY / CONNECTION OF SCIENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Викторин Виктор Михайлович

В рецензии рассматривается яркое и интересное издание наших коллег из г. Санкт Петербурга о роли слабых наркотиков стимуляторов в традициях этносов жаркого пояса и иных регионов планеты. В книге приведён и обработан богатейший материал, открыты пути к новому изучению столь сложной и крайне актуальной проблематики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Викторин Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW on : Betel, kava, cola, chat. Chewing Stimulants in Ritual and Mythology of the World (Maclay Serie. Iss. 5) / Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera) RAS. Ed. and comp. by Maria V. Stanyukovich. St. Petersburg: MAE RAS, 2015. 347 p., illustr

This review is given on Saint Petersburg scientists’ striking collection of papers considering the role of light narcotic stimulants in ethnic traditions and rituals in the tropics and other places. This collection in question is rich in factual materials, which provide new ways to investigate this complicated and urgent problem of today

Текст научной работы на тему «Рецензия на : бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира (Маклаевский сборник. Вып. 5) / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Отв. Ред. И сост. М. В. Станюкович. СПб. : МАЭ РАН. 2015. 347 с. , илл»

А СТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№3 (41) 2017. с. 88-93.

Рецензии

РЕЦЕНЗИЯ на : Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира (Маклаевский сборник. Вып. 5) / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Отв. ред. и сост. М.В. Станюкович. СПб.: МАЭ РАН. 2015. 347 с., илл.

Виктор Михайлович Викторин, кандидат исторических наук, доцент кафедры восточных языков Астраханского государственного университета, г. Астрахань, РФ [email protected] [email protected]

Рецензия, научный сборник, социокультурная антропология, жевательная стимуляция, допинг, обряды и фольклор, региональные различия, связи наук

В рецензии рассматривается яркое и интересное издание наших коллег из г. Санкт - Петербурга о роли слабых наркотиков - стимуляторов в традициях этносов жаркого пояса и иных регионов планеты. В книге приведён и обработан богатейший материал, открыты пути к новому изучению столь сложной и крайне актуальной проблематики

REVIEW on : Betel, kava, cola, chat. Chewing Stimulants in Ritual and Mythology of the World (Maclay Serie. Iss. 5) / Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera) RAS. Ed. and comp. by Maria V. Stanyukovich. St. Petersburg: MAE RAS, 2015. 347 p., illustr.

Victor Mikhailovich Victorin, candidate of history and ethnology, associate professor of oriental languages' chair of Astrakhan State University, Astrakhan

[email protected] [email protected]

Review, scientific collection of papers, sociocultural anthropology, chewing stimulation, doping, rituals and folklore, regional diversity, connection of sciences

This review is given on Saint Petersburg scientists' striking collection ofpapers considering the role of light narcotic stimulants in ethnic traditions and rituals in the tropics and other places. This collection in question is rich in factual materials, which provide new ways to investigate this complicated and urgent problem of today

Э п и г р а ф : «... И взор туманится слегка ...»

(Б.Ш. Окуджава)

И, право же, какими только вопросами, «на стыке» массы наук, не приходится заниматься этнологам и востоковедам (ибо, зачастую, «больше некому»)?! Посчитаем, по тенденциям новейшим, что наметилось возвращение к «интегрированному» и «комплексному» научному знанию, столь изящному в старинной отечественной классике естественно - гуманитарной науки (Н.Н. Миклухо-Маклай, семья Харузиных и мн. др.). И, в частности, происходит новое обращение к перспективнейшей отрасли науке -«этноботанике», согласно акад. Н.И. Вавилову [Ср.: 3].

Перед нами - яркий и смелый сборник по редкой и непросто (скажем так) звучащей проблеме. Это одновременно и достаточно целостное коллективное исследование - и важный, сведённый воедино, источник информации для множества интересующихся.

Поскольку оно - о роли и значении растительных, слабонаркотических, жевательных стимуляторов в традициях этносов южного полушария - и не только у них.

Некий типологический ряд в таковых проблемах (и ретроспективно, и насущно, и прогностически), наверное, можно и нужно начинать выстраивать. Начиная как раз с чая и кофе, внедрённых в общую цивилизацию прочно - и, более того, постоянно её энергетически стимулирующих и воссоздающих. В любом случае, лёгкие, слабонаркотические алкалоиды во множестве этнокультур играют роль стимуляторов и транквилизаторов - релаксантов (для нервно-мышечного расслабления или, напротив, мобилизации) в работе, отдыхе и общении, употребляются с различной обработкой и разными способами.

Пережёвывание с последующим сплёвыванием - лишь один из приёмов применения алкалоидов, из числа наиболее распространённых. Вдаваться особенно в неизбежные споры «о степени вредности - полезности, о психотропности и токсичности, о привыкании -аддиктивности ("толерантности"), об оптимальных дозировках» в данной рецензии мы не рискнём и не станем. Это - дело дальнейшее.

Сошлёмся лишь на громкое - в конце 70-х гг. XX в., т.н. «застойных» (!), - заявление старейшины ленинградских философов проф. В.П. Тугаринова о дурманящих веществах и продуктах: что «...пьянство есть весьма сложное физиологическое, психологическое и социальное явление. Влечение к наркотикам отмечено и в животном мире, а значит, имеет физиологические основания. У человека на определённой ступени опьянения наступают ощущения внутренней раскованности, ослабление «корсета» социальных норм и условностей, забвение забот и неприятностей и другие облегчающие психику состояния .»

[7].

Указанное - дело дозировки (от тоника к отраве и обратно) и принятого этикета применения. Тем более, что каждое такие вещество обычно имеет несколько путей по его «доставке в организм» - и это пережёвывание, либо вдыхание далеко не всегда. Присутствует притом ещё и масса региональных особенностей потребления.

Вспоминаются школьные годы «предзастойного» периода в стране, всеповолжский базарный м/р Большие Исады в г. Астрахани и примыкающее, всегда неспокойное «городское село Криуша» (уроженец его, выпускник пединститута, поэт Евгений Н. Линов). У подростков, помимо покупных сигарет и перепадавшего спиртного, шли разговоры об анаше - конопле (как в популярном анекдоте: «Затянешься - и ... улетаешь»). Как и уж совсем страшная, дьявольская смесь, с органическими добавками (похоже, что из тюремного обихода), именуемая план. Верно, разумеется, было бы 'plant' «посадка, производство, изыск, сыск». Но в тогдашний быт подрастающих и хулиганистых школьников (а Астрахань, почти что «вестсайдски - казански», тоже делилась на сферы влияния районных группировок) вошла именно первая форма. Иными словами, почти совсем как у В.С. Высоцкого, «Покуришь план, Идешь на бан И щиплешь пассажиров.».

Конечно, далеко ещё было до торжества тяжёлых наркотиков (когда, много позже, десятилетия так через два, в глобализованном мире, в ход пошли иностранные краткие термины доза, кайф и глюк, мн. др.) - а регион наш оказался меж Средней - Центральной Азией и Кавказом, вблизи границ «сухих» и морских....

И рассматриваемая, поначалу нейтральная, проблема колоссально усложняется и обостряется. Тогда «особая культура с уважением к ней» или «страшное бескультурье и редкостная социальная угроза» - видимо, две её конфликтующие стороны и лишь отдалённо - сходные ипостаси. Ранее эти вопросы деятелями местной науки специально, насколько нам известно, не затрагивались. Как и фактор этнопредпочтений в них, внутриареальная (город и село) распределённость в его действии.

Версию философа, проф. из северной научной столицы В.П. Тугаринова о частичном, достигаемом при использовании нарковеществ, «эскапизме» - уходе от действительности, на гранях биосоциального, мы здесь уже приводили чуть ранее [7]. Но «питерский» круг учёных - последователен и энергичен и по сей день. Вернёмся к исходному профилю «бетель - кава - кола - чат». Поистине, впечатляет широта охвата материала и качество

длительной подготовки только что появившегося в свет сборника, подготовленного коллегами из г. Санкт - Петербурга. Этнологические, т.е. традиционно - культурные, сюжеты разных стран и народов («прямые» и косвенные) многообразны для читателя. Но объединённый, сочетающий подход коллектива авторов - именно «старинный по - новому», социокультурный антропологический.

Отрадно отметить, что наиболее активным образом проявила себя в предшествующих исследованиях и публикациях гл. инициатор издания данного сборника - наша уважаемая коллега Мария Владимировна Станюкович, ст. н .с., зав. отделом Австралии, Океании и Индонезии Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. И именно она, известный российский этнолог и лингвист - малаевед по Филиппинам и Индонезии, придала совместной деятельности в данном направлении нужную системную слаженность и мощный методический импульс.

Разработана и опубликована была в 2010 г. подробная инструкция, Программа -вопросник «Основные направления исследования легких жевательных стимуляторов растительного происхождения» (Станюкович, 2010б. с. 323 - 328). Этот методически важный документ, за авторством уважаемой М.В. Станюкович, обоснованно включён и в рецензируемую книгу [1, С. 7-9] - для тех, кто пожелает присоединиться к исследовательской теме.

Кроме того, перу данного автора здесь же принадлежат очень подробное и уместное «Введение. От редактора» [1, С. 7-24], приобретшее теперь, в глобальной Сети учёных, и электронный вариант [12, 9 с. / 73 Кб]. А также большая интересная статья «Чёрное и белое. Бетель, чернение и подпиливание зубов и колониальные предрассудки» [1, С. 243-264].

Ранее, в отечественной научной литературе, вышли в свет публикации М.В. Станюкович по ритуальной символика перцевидного бетеля, как по «выходам» проблемы в фольклоре, идеологии и ментальности вообще [9; 10]. В категории же международных, англо-германо-швейцарских изданий, отметим её же статью «Бетель, герои - одиночки и волшебное рождение, на материалах Филиппин и во всём регионе ...» - как доклад на 7-ой ежегодной международной конференции по сравнительной мифологии, в Германии, земле Баден-Вюртемберг, в мае 2013 г. [11].

Достойная наука - всегда хорошо скооперирована, с признанными лидерами по отдельным проблемам. Сборник наглядно раскрывает огромный и увлечённый, долголетний труд коллектива авторов, составителя, редакторов. Насколько удаётся проследить биобиблиографически, работа над обозначенными сюжетами начата была коллективом авторов, с 2007-09 гг. А первоначальные доклады были представлены на санкт -петербургских «Радловских» чтениях в 2010 г. [См.: 1, С. 9].

В итоге свои исследования представили 15 учёных, включая одного англоязычного автора (Каролина Стоун из Кембриджского университета в Великобритании, со статьёй о распространении употребления бетеля вне Южной Азии). Отрадно видеть в числе соавторов (среди, преимущественно, «гуманитариев») и Андрея Л. Буданцева, видного специалиста по ботанике, доктора биологических наук, профессора, зав. лабораторией растительных ресурсов Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН (тоже г. Санкт-Петербург);

Проблема пока ещё «обделена» в отечественной науке целостными публикациями. И новый сборник отчасти «закрывает» этот зияющий пробел. Тем более, что некоторые его авторы предприняли в последние минувшие годы частные, сугубо предварительные, выступления в научной печати (чаще, опять же, в Санкт-Петербурге, отчасти - в г. Москве).

Помимо уже упоминавшихся высокосодержательных исследований коллектива Марии Вл. Станюкович, заслуживает так же всяческого одобрения и включения во все библиографические перечни прежнее выступление двух авторов сборника, биолога, профессора А.Л. Буданцева и этнолога - африканиста, профессора В.А. Попова, в 2009 г., с заметками об орехе кава на страницах основного энциклопедического издания нашей страны [2; 5]. Из работ других деятелей отечественной науки по теме сборника особо выделим статьи доктора исторических наук Е.В. Ревуненковой и кандидата исторических наук Р.А.

Козлова за 2006 и 2008 гг. [4; 6]. Будем обоснованно ожидать теперь значительной интенсификации всех начатых исследований. И некоторые свои предложения, в итоге данной «Рецензии», - внесём.

Итак, тематика статей сборника охватывает почти 2/3 всех обитаемых пространств Ойкумены. Вне рассмотрения остались Австралия и Новый Свет [См. особ. замеч. о том: 1, С. 9]. Это отчасти, на наш взгляд, и огорчительно. Поскольку именно из Америки распространились и никотиновый «жёлтый» табак и вскользь упомянутый подсолнечник, с его сильно витаминизированными семенами, кои можно «лущить и лузгать» [1, С. 229].

В основном, рассмотрены несколько десятков этносов южной, тропической зоны планеты. Прежде всего, это земледельцы ручного, мотыжного типа (по классификации ХКТ), охотники и рыболовы. Любопытным было бы, заметим от себя, привлечение некоторых данных о тюрко-монгольских кочевниках. Конечно, прежде всего, их «хмельная релаксация» была связана перегонка кумыса, кобыльего молока. Но нам известны отдельные случаи использования, в еду и для жевания, в ритуалах, кустарниковой (можжевельник) и древесной смолы из соседних с кочевьями лесов.

В качестве основного предмета изучения и описания, авторами привлечены некоторые характерные, окультуренные и культурные растения (вновь по акад. Н.И. Вавилову). Это популярное во многих этнокультурах перцевидное растение бетель (листья), распространившееся из Южной Азии до Аравии и Восточной Африки (6 статей: 105 с., т.е. до трети общего объёма публикаций), часто - с семенами и кожурой сопутствующего ему пальмового ореха арека (катеху). А ещё тоже пьянящий перец кава из Океании (листья), некрупный каштанообразный орех кола из тропиков Африки (кожура, мякоть, листья) и стебли произрастающего в Аравии и на востоке и севере Африки же кустарника чат (кат). Крайне любопытны данные о целебном корне икема для жевания у доселе загадочных и сохранивших часть традиций айнов [1, С. 177-193].

Привлекла наше внимание и статья К.С. Васильцова о популярном в Центральной и в прилегающей Передней Азии мелколистном «белом» табаке насвай, слабоникотинного, «кальянного» типа, но тоже используемого для жевания и иногда растворимого [1, С. 196202].

Заинтересовали в технологии рассмотренных веществ и сложные химические процессы - в частности, применение в качестве катализатора насвая, птичьего (куриного) помёта [1, С. 198]. А чаще, как и в случае с бетелем, активного катализатора минерального - а именно известкового порошка, испытывающего «гашение» при приготовлении и использовании [См. : 1, С. 34, 63, 73-74, 76 и фото; также 1, С. 90, 93 и сн. 6, 99-100, 199]. Эта известь обычно добывается из горных пород и / или морских раковин. Намного реже в тех же целях используется зола.

Этот «нас - насвай», давно запрещённый в учебных заведениях Таджикистана, неплохо помнят и с огорчением вспоминают преподаватели Астраханского педагогического института им. С.М. Кирова, работавшие в конце 80 - х - нач. 90 - х гг. XX в. на отделении студентов - таджиков, затем учителей русского языка и литературы в своей Республике. Особенно те из нас, кто сопровождал ребят на осенних сельхозработах в колхозах и совхозах Астраханской обл.

«Тяжёлые» же галлюциногены - не предмет приоритетного изучения в рецензируемом нами сборнике. Но к основной тематике примыкает статья о культовом и бытовом использовании, вплоть до транса, грибов - мухоморов (сушение: нюханье, жеванье, курение) у народов Западной Сибири, подготовленная О.Б. Степановой [1, С. 222-242]. Впрочем, тогда содержательно в сборнике логичным было бы учесть материалы об использовании в разных культурах и традициях «жёлтого» никотинного табака, как и продуктов переработки разных сортов конопли и её пыльцы.

К каждой статье добавлена подробнейшая библиография, представляющая особую важность. Исключительно ценно, что большинство работ подготовлены на основании

реальных полевые исследований авторов, спланированных и проведённых в начачале XXI в. в разных странах планеты.

Собственное отношение в этносах к реальности растительных стимуляторов отражают фольклорные тексты [См.: 1, С. 22, 25, 28, 46, 66, 90 и др.].

Однако, позволим себе заметить, что замечательно было бы «дать слово» самим уроженцам разных стан и этносов - современным носителям традиции, с их личными (в переводах) соображениями и оценками. В этом отношении превосходно смотрятся в сборнике более сотни точных и броских заявлений «о плевании», от 34-х информантов -русских из Центральной России. Они приведены в статье докторанта - филолога В.Е. Добровольской [1, С. 223-237].

Другие важные аспекты тоже лишь намечены в сборнике. Назовём среди них отношение к такого рода пьянящим веществам и древней традиции их применения со стороны мировых и этнических религий. Весьма характерны попытки запрета таковых в ортодоксальном исламе разных веков: от знаменитого путешественника Мохаммада Ибн -Баттуты в XIV в. до современных салафитов [1, С. 48-49 и др.].

Сборник ещё более ценен и полезен за счёт включённых в него упомянутого нами выше, программирующего «Вопросника», «Обзора» путешественников и их описаний [1, С. 58-62] и, наконец, подробных материалов к «Каталогу» музейных экспонатов по данному поводу (умело и высокопрофессионально подготовлен он этномузееведами А.К. Касаткиной и В Н. Кисляковым [1, С. 267-326].

При всей немалой ответственности рецензента, мы полностью удовлетворены добротной и подробной публикацией - и ожидаем от уважаемых коллег новых успехов в начатой работе. Похоже, что дело теперь - за целостной монографией по рассмотренной увлекательной проблеме. Примерно с таким же, слаженным, широко владеющим темой и умелым в расположении и панорамном повествовании материала авторским коллективом, как «питерских», так и иных участников. Может быть (почему бы и «нет»), и с «астраханскими» представителями, по различному научному «цеху» у каждого, среди таковых...

Литература

1. Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира (Маклаевский сборник. Вып. 5) / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Отв. ред. и сост. М.В. Станюкович. СПб., 2015. - 347 с.

2. Буданцев А.Л. Кола // Большая Российская энциклопедия в 30-и т. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 14 (Киреев - Конго). М., - С. 2009 457 цент. и пр.

3. Вавилов Н.И. Центры происхождения культурных растений. Л., 1926. - 248 с.

4. Козлов Р.А. Употребление опьяняющих веществ в Средней Азии в XIX-XX вв. (по коллекциям МАЭ РАН) // Культурное наследие народов Центральной Азии, Казахстана и Кавказа (Сб. МАЭ. Т. LII). Отв. ред. В.А. Прищепова. СПб., 2006. - С. 107-148.

5. Попов В.А. Кола в культуре народов Африки // Большая Российская энциклопедия в 30-и т. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 14 (Киреев - Конго). М., 2009. - С. 457 пр.

6. Ревуненкова Е.В. Ритуально-символическая роль бетеля в Малайско-Индонезийском регионе в прошлом и настоящем //Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2007 г. Отв. ред. Ю.К. Чистов, М.А. Рубцова. СПб., 2008. - С. 459-463.

7. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. Л., 1978. - С. 57

8. Станюкович М.В. Бетель и другие лёгкие жевательные стимуляторы растительного происхождения. Основные направления исследования (программа) //Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2009 г. / / МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Отв. ред. Ю.К. Чистов, М.А. Рубцова. СПб., 2010. - С. 323-328.

9. Станюкович М.В. "Сын бетельного ореха и листа бетеля": символика Areca Catechu и Piper Betle в фольклоре и традиционной культуре ифугао и других народов Филиппин // Этноботаника : растения в языке и культуре (Acta Lingüistica Petropolitana - Тр. Ин - та лингвистич. иссл. РАН. Т. VI, ч. 1). Отв. ред. В.Б. Колосова. СПб., 2010. - С. 306-340.

10. Станюкович М.В. Эпос, фольклористика, национализм и прочая идеология - от России до Филиппин // Фольклор и этнокультурная идентичность. Мат. IV Междунар. школы молодых фольклористов / Росс. ин - т истории искусств (г. Санкт - Петербург, 7-11 ноября 2011 г.). Отв. ред. С. В. Кучепатова, ред. и сост. Н. Н. Глазунова. СПб., 2014. - С. 85-96.

11. Stanyukovich Maria V. Betel, 'Lonely Heroes' and Magic Birth in the Philippines and Beyond: Comparative Mythology, Field Work and Folklore Corpora (National Myths: Austronesia) // Sources of Mythology: Ancient and Contemporary Myths (Proceedings of the 7th Annual Intern. Conf. on Comparative Mythology, 15-17 May, 2013, Tuebingen) / Eds. Kl. Antoni, Dav. Weiß. Zurich - Berlin: Eberhard Karls Univ. Verlag. 2014. - Р. 179206.

12. Stanyukovich Maria V. Editorial to collection of papers 'Betel, kava, cola, chat' [Электронный ресурс] http: // www.kunstkamera.academia.edu/MariaVStanyukovich, 2015, 15 февр. - 9 с. /73 Кб. Дата доступа 15.02.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.