вания, одна из которых — «показать, почему теории, которые некогда считались приемлемыми, более не являются таковыми и должны быть отвергнуты частично или полностью» (с. 11). Иначе говоря, целью является не столько рассказать о теориях, сколько дать их развернутую критику. Об этом нужно помнить при чтении книги, иначе может сложиться впечатление, что автор просто решил выплеснуть на бумаге все свое недовольство существующими теориями религии, не давая никакой альтернативы. Далее, в главе «Психологические теории» разбираются гипотезы Ш. де Бросса, М. Мюллера, Г. Спенсера, Э. Тайлора, Дж. Фрэзера, Э. Лэнга, Р. Маретта, Э. Кроули, В. Вундта, Р. Лоуи, П. Рэдина и Б. Малиновского и 3. Фрейда. Глава «Социологические теории» посвящена работам Фюстеля де Куланжа, У Робертсона-Смита, Э. Дюркгейма, М. Мосса, Р. Херца, А. Рэдклифф-Брауна. Глава «Леви-Брюль» посвящена исследованиям Леви-Брю-ля и Парето. И, наконец, в заключении подводятся итоги исследования. Кроме того, книга снабжена послесловием переводчика, в котором кратко описывается жизненный путь Э. Эванса-Причарда, указателем имен и понятий, достаточно обширным разделом «Литература к книге Э. Эванса-Причарда» и разделом «Дополнительная литература». Последний раздел включает в себя список литературы, использованной в послесловии и комментариях; избранную библиографию работ Э. Эванса-Причарда и список литературы, посвященной творчеству Э. Эванса-Причарда.
Книга будет очень полезна для студентов и преподавателей, специализирующихся на религиоведении, истории религии и социологии религии в качестве как учебного пособия, так и справочного материала по теориям происхождения религии. Исчерпывающей информации книга, конечно, не даст, но в качестве систематизатора основных знаний о теориях происхождения религии книга выше всяческих похвал.
P.O. Сафронов
Рецензия на: Armstrong К. Islam: A Short History. N.-Y: Modern Library, 2002. 230 p.
Карен Армстронг кратко описывает историю ислама с его возникновения до конца XX века. С ее точки зрения, политика в сознании мусульман не отделена от религии: правоверный мусульманин служит Богу тем, что создает идеальное государство; идеальное потому, что оно воплощает мысли Бога, отраженные в Коране -свидетельстве божественного присутствия в мире и выразителе Его воли. Исходя из этой предпосылки, автор объясняет весь исторический процесс мусульманского мира.
В самом начале помещен подробный хронологический справочник с датами наиболее значительных событий и жизней людей, сыгравших важную роль в истории ислама. Первая часть (главы «Пророк (570-632)», «Праведные халифы» (632-661) и «Первая смута») охватывает период с возникновения ислама (при этом автор уделяет внимание также описанию до-исламского арабского общества) до первой фитны — смуты, результатом которой стало разделение мусульман на суннитов и шиитов. Первые завоевательные походы мусульман автор представляет как типичные для того времени походы с целью передела между племенными союзами весьма ограниченных на Аравийском полуострове эко-
номических благ и подробно раскрывает этапы консолидации арабов в рамках единой уммы, исламской общины.
Вторая часть («Омейяды и вторая смута», «Религиозные движения», «Последние годы Омейядов (705-750)», «Аббасиды: период Высокого Халифата (750935)» и «Эзотерические учения») повествует о попытках мусульман воплотить на земле царство Бога. При этом Карен Армстронг уделяет немалое внимание экономической базе исламских государств того времени. Все они построены по принципу аграрных империй и развиваются с определенной закономерностью. Государства достигают апогея, а впоследствии приходят к своей естественной смерти, обусловленной ограниченностью ресурсов при неизменно возрастающих численности населения и потребностях двора. В этой части также описано развитие исламской философии и коротко изложены убеждения ниболее значительных мыслителей того времени (среди них Ибн Рушд, аль-Газали, аль-Ашари, Ибн Сина и другие). Отдельная глава посвящена «мистическим» направлениям в исламе, то есть суфизму, исмаилизму и некоторым другим течениям.
Третья часть называется «Кульминация». В нее входят главы «Новый порядок (935-1258)», «Крестовые походы», «Экспансия» и «Монголы (1220-1500)». С тех же позиций автор достаточно подробно для книги такого объема и методологически аккуратно описывает историю исламского общества того времени.
Часть «Триумф ислама», четвертая, включает главы «Имперский ислам (1500-1700)», «Империя Сафавидов», «Империя Моголов» и «Османская империя». Все основные идеи те же самые, с той разницей, что теперь ислам по-разному интерпретируется этническими группами (индусами, монголами и турками). Три великие империи ориентированы на ислам, но общие для всех мусульман законодательные основы — фикх (система мусульманского права), шариат (мусульманские законы), Коран и Сунна (как первоисточники всякого законодательства) — соотносятся в каждой империи по-разному.
Последняя, пятая, часть («Нашествие Запада (1750-2000)», «Что такое современное мусульманское государство?», «Фундаментализм», «Мусульманские меньшинства», «Путь вперед» и Постскриптум) охватывает период с начала активного вторжения западноевропейских государств в политическую жизнь исламского мира до настоящего момента. Цивилизация Западной Европы построена на совершенно иных принципах, нежели мусульманская. Если мусульмане привыкли утверждать себя в странах с аграрной экономикой и традиционным обществом, правовой базой которого является шариат, то в XIX веке они столкнулись с абсолютной чуждой им экономической, политической и социальной средой. Для европейцев Новое время пришло как закономерный итог многовекового развития цивилизации. Мусульмане же шли своим путем, они не взрастили в себе такие базовые для западных людей понятия, как национализм, индивидуализм и т.д., а идея отделения церкви от государства вообще бессмысленна в контексте исламской культуры. Неудивительно, что попытки насильственным путем модернизировать мусульманское общество далеко не всегда приводили к желаемым результатам, часто вызывая обратный эффект. Автор описывает различные варианты взаимодействия европейцев с мусульманами в отдельных странах.
Отдельная глава в книге посвящена описанию феномена фундаментализма. С точки зрения автора, фундаментализм не относится к специфически исламским явлениям, а напротив, существует в той или иной форме во всех конфессиях. Фундаменталистские движения основаны на человеческом страхе, поэтому для них характерны дерзость и жестокость, порожденные отчаянием и не имею-
щие ничего общего с ортодоксальным вероучением какой бы то ни было религии. Такова авторская позиция, с которой Карен Армстронг судит об исламском фундаментализме и интерпретирует события последних десятилетий.
В заключении автор обращает внимание читателей на необходимость крайне осторожного и корректного обращения представителей различных конфессий друг с другом, чтобы, обсуждая уже доведенные до крайней степени болезненности вопросы, не спровоцировать другую сторону на конфликт. Европейцам придется свыкнуться с возможностью существования иного мировосприятия, чем их собственное, и признать право мусульман на другую точку зрения по вопросам политики, религии и общества.
Книга написана ясным, живым языком, понятным и не специалисту. Автор не без изящества, а также терминологически и методологически последовательно объясняет происходившие в мусульманском обществе процессы и явления. Не претендуя на роль фундаментального исследования, книга полностью соответствует своему названию, коротко затрагивая все важнейшие явления и процессы, протекающие в мусульманском мире.Книгу дополняет указатель имен и терминов, что в сочетании с хронологическим справочником и картами мусульманского мира на каждый исторический период делает ее чрезвычайно удобной для использования в качестве краткого справочника по основным вопросам истории ислама.
М.В. Бабкова
Рецензия на: Dawkins R. The God Delusion. Bantam Press, 2006. 406 p.1
Книга «Бредовая идея бога» («The God Delusion»)2 Ричарда Докинза, известного британского ученого, автора «Эгоистичного гена» (1976), подводит своеобразный итог его выступлениям против религии, в частности, серии телевизионных программ «Корень всех зол?». Докинз, возглавляющий в Оксфорде кафедру общественного понимания науки, также является одним из лидеров секулярного гуманизма и атеизма в Европе. Его последняя книга, «Бредовая идея бога», является своеобразным манифестом этих общественных движений.
Цель книги не особенно нова — Докинз демонстрирует, что быть атеистом значит быть «счастливым, гармоничным, моральным и интеллектуально богатым» (p. 1). Картина мира без религии представляется фантастически прекрасной: без крестовых походов, инквизиции, гонений на евреев, терактов 11 сентября, без проповедей по телевизору. Достигается такая ситуация постижением величия мира, которое может выполнять ту функцию, которую исторически, — и неадекватно — узурпировала религия (p.3). Докинз мечтает, чтобы атеисты могли «выйти из тени» и приобрести равные права с другими гражданами.
Книга состоит из 10 обширных глав, посвященных разным дискуссионным проблемам диалога религиозного и научного мировоззрений. Первая глава, «Глубоко религиозный неверующий», посвящена проблеме «пантеизма» современных ученых, например, А. Эйнштейна, цитатой из которого и названа глава.
1 Рецензия К.А. Колкуновой была подготовлена до выхода русского перевода [Докинз Р. Бог как иллюзия. — М.: Издательство «Колибри», 2008. — 560 с.], оценить качество которого у нас не было возможности. Редакционная коллегия сочла возможным оставить рецензию в первоначальном виде.
2 Название многозначное, с одной стороны, имеется в виду намеренное введение в заблуждение, с другой — абсолютная оторванность от реальности.