щие ничего общего с ортодоксальным вероучением какой бы то ни было религии. Такова авторская позиция, с которой Карен Армстронг судит об исламском фундаментализме и интерпретирует события последних десятилетий.
В заключении автор обращает внимание читателей на необходимость крайне осторожного и корректного обращения представителей различных конфессий друг с другом, чтобы, обсуждая уже доведенные до крайней степени болезненности вопросы, не спровоцировать другую сторону на конфликт. Европейцам придется свыкнуться с возможностью существования иного мировосприятия, чем их собственное, и признать право мусульман на другую точку зрения по вопросам политики, религии и общества.
Книга написана ясным, живым языком, понятным и не специалисту. Автор не без изящества, а также терминологически и методологически последовательно объясняет происходившие в мусульманском обществе процессы и явления. Не претендуя на роль фундаментального исследования, книга полностью соответствует своему названию, коротко затрагивая все важнейшие явления и процессы, протекающие в мусульманском мире.Книгу дополняет указатель имен и терминов, что в сочетании с хронологическим справочником и картами мусульманского мира на каждый исторический период делает ее чрезвычайно удобной для использования в качестве краткого справочника по основным вопросам истории ислама.
М.В. Бабкова
Рецензия на: Dawkins R. The God Delusion. Bantam Press, 2006. 406 p.1
Книга «Бредовая идея бога» («The God Delusion»)2 Ричарда Докинза, известного британского ученого, автора «Эгоистичного гена» (1976), подводит своеобразный итог его выступлениям против религии, в частности, серии телевизионных программ «Корень всех зол?». Докинз, возглавляющий в Оксфорде кафедру общественного понимания науки, также является одним из лидеров секулярного гуманизма и атеизма в Европе. Его последняя книга, «Бредовая идея бога», является своеобразным манифестом этих общественных движений.
Цель книги не особенно нова — Докинз демонстрирует, что быть атеистом значит быть «счастливым, гармоничным, моральным и интеллектуально богатым» (p. 1). Картина мира без религии представляется фантастически прекрасной: без крестовых походов, инквизиции, гонений на евреев, терактов 11 сентября, без проповедей по телевизору. Достигается такая ситуация постижением величия мира, которое может выполнять ту функцию, которую исторически, — и неадекватно — узурпировала религия (p.3). Докинз мечтает, чтобы атеисты могли «выйти из тени» и приобрести равные права с другими гражданами.
Книга состоит из 10 обширных глав, посвященных разным дискуссионным проблемам диалога религиозного и научного мировоззрений. Первая глава, «Елубоко религиозный неверующий», посвящена проблеме «пантеизма» современных ученых, например, А. Эйнштейна, цитатой из которого и названа глава.
1 Рецензия К.А. Колкуновой была подготовлена до выхода русского перевода [Докинз Р. Бог как иллюзия. — М.: Издательство «Колибри», 2008. — 560 с.], оценить качество которого у нас не было возможности. Редакционная коллегия сочла возможным оставить рецензию в первоначальном виде.
2 Название многозначное, с одной стороны, имеется в виду намеренное введение в заблуждение, с другой — абсолютная оторванность от реальности.
Религиозность, приписываемая физикам, Докинзом выносится за рамки исследования, так как не имеет отношения к сверхъестественным существам1.
Вторая глава, «Гипотеза бога», рассматривает разные понимания бога2, встречающиеся в истории общества. Идея бога является бредовой с той точки зрения, которую разделяет автор, что творческий разум может являться лишь продуктом постепенной эволюции (p. 31). В рассмотрении идеи бога Докинз приходит к выводу о том, что атеист лишь идет на один шаг дальше, чем монотеист в процессе отрицания богов. Ведь Зевс и Ваал отрицаются как христианами, так и атеистами. «Я не нападаю на определенную версию бога или богов, я нападаю на бога и всех богов, на всех и все сверхъестественное, где бы оно ни было изобретено» (p. 36).
Любопытным представляется понимание агностицизма Докинзом. Он различает (p. 47-48) два вида агностицизма: TAP (temporary agnosticism in practice, временный практический агностицизм) и PAP (permanent agnosticism in principle, постоянный принципиальный агностицизм). С его точки зрения агностицизм в отношении вопроса существования или не существования бога относится к первой категории.
Глава третья, «Аргументы в пользу существования бога», обращается к широкому ряду доказательств, которые обстоятельно рассматриваются и критикуются Докинзом.
Четвертая глава «Почему наверняка нет бога», напротив, обращается к доказательствам, которые опровергают теизм, например, теории естественного отбора.
Пятая глава, «Корни религии», посвящена процессу формирования религиозных убеждений, в частности, основам и предпосылкам религии, которые До-кинз не считает имеющими абсолютный характер. Здесь автор обращается к одной из центральных для него тем - проблеме детской религиозности. С его точки зрения, детской религиозности не существует. Нет ребенка-мусульманина, есть лишь дети мусульман-родителей. Докинз описывает комплекс мемов3, присущих религии (p. 199), объясняя ими повсеместное распространение религии.
Глава шестая говорит о корнях морали, не связанных, с точки зрения До-кинза, с идеей бога. Затем автор обращается к священным текстам, которые также не являются определяющими для современной морали, и выводит своеобразные новые заповеди (pp. 263-264), подходящие для современного секуляр-ного общества.
В восьмой главе под названием «Что не так с религией? Почему мы так враждебны?» анализируются такие явления как фундаментализм, абсолютизм, религиозное предубеждение, фанатизм и др.
Девятая глава говорит о зависимости, физической и ментальной, от привитой в детстве религиозности. Докинз выступает за секуляризацию образования4.
Заключительная глава подводит итог рассуждениям автора. Бог сравнивается Докинзом с вымышленными друзьями, с Винни-Пухом для Кристофера Робина.
1 Религия рассматривается Докинзом как поклонение сверхъестественным существам в самых разных их формах.
2 «Для краткости я буду обозначать все божества, как поли- так и монотеистические, просто как 'бог'» (р. 35).
3 Мем (англ. тете) — в меметике единица культурной информации, распространяемая от одного человека к другому посредством имитации, научения и др. Термин введен Ричардом Докинзов в книге «Эгоистичный ген».
4 Британская школа сохраняет тесную связь с церковью, и Докинз описывает собственный опыт религиозного воспитания.
Книга будет полезна при изучении современного западного свободомыслия, а также религиозной ситуации на Западе в целом. Автором привлекается масса материалов статистического характера, а также публикации прессы. Цитируются работы как атеистических, так и религиозных авторов. Кроме того, работа представляет интерес как яркий образец современной публицистики. Книга иронична, написала в расчете на широкую аудиторию.
К.А. Колкунова