Научная статья на тему 'Рецензия лазебник Л. Б. , беляева В. С. «Ангелы добра. Житие и деяния московского доктора Федора Петровича гааза». - М. : Медпрактика, 2011. - 247 с. 140'

Рецензия лазебник Л. Б. , беляева В. С. «Ангелы добра. Житие и деяния московского доктора Федора Петровича гааза». - М. : Медпрактика, 2011. - 247 с. 140 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
161
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия лазебник Л. Б. , беляева В. С. «Ангелы добра. Житие и деяния московского доктора Федора Петровича гааза». - М. : Медпрактика, 2011. - 247 с. 140»

РЕЦЕНЗИЯ

ЛАЗЕБНИК Л.Б., БЕЛЯЕВА В.С. АНГЕЛЫ ДОБРА. ЖИТИЕ И ДЕЯНИЯ МОСКОВСКОГО ДОКТОРА ФЕДОРА ПЕТРОВИЧА ГААЗА. — М.: МЕДПРАКТИКА, 2011. — 247 С.

Книга «Ангелы добра. Житие и деяния московского доктора Федора Петровича Гааза» написана Леонидом Борисовичем Лазебником, известным отечественным ученым, блестящим клиницистом-терапевтом, организатором здравоохранения, доктором медицинских наук, профессором, труды которого посвящены внутренним болезням, кардиологии, геронтологии, гастроэнтерологии, другим разделам внутренней медицины, и Валерии Степановне Беляевой, кандидатом медицинских наук, старшим научным сотрудником ЦНИИ гастроэнтерологии Департамента здравоохранения г. Москвы. В настоящее время Леонид Борисович является главным гастроэнтерологом Департамента здравоохранения Москвы, директором Центрального научно-исследовательского института гастроэнтерологии, заведующим кафедрой терапии, гериатрии и апитерапии МГСМУ и президентом Российского научного общества гастроэнтерологов. Его перу принадлежат многие сотни публикаций, монографии, имеющих фундаментальный и прикладной характер, а многочисленные ученики Л.Б. Лазебника трудятся в различных областях клинической медицины: в практическом здравоохранении, высшей школе, научно-исследовательских учреждениях.

Из работ, которые вышли в последние годы и имеют неоценимое значение в наше время, когда вопросы врачебного долга, медицинской этики, нравственности и нередко профессионализма отходят на задний план, хотел бы отметить такие книги Л.Б. Лазебника и соавторов, как «Доктор Боткин Сергей Петрович» (Анахарсис, 2003. 70 с.), «Российские терапевты» (М., 2010. 406 с.). Особое значение в этом ряду занимает книга «Ангелы добра. Житие и деяния московского доктора Федора Петровича Гааза» (М., 2011. 247 с.). Почему особое? Ответ на этот вопрос уже звучит в предисловии книги Леонида Борисовича и соавт. «Доктор Боткин Сергей Петрович». «Сейчас, когда нашей медицине и здравоохранению еще долго придется оправляться от нанесенного «перестройкой» ущерба, — пишут авторы, — когда состояние здоровья обнищавшего населения и демографическая структура общества вызывают серьезнейшие опасения за будущее страны, когда приток молодежи в практическое здравоохранение существенно сократился,

так же как и централизованное финансирование фундаментальных исследований и территориальных органов здравоохранения, мы, сохраняющие преданность делу своей жизни, считаем, что за помощью в исправлении ситуации нужно обращаться не только к широко пропагандируемым, доказавшим эффективность на Западе, но далеко не всегда успешно внедряемым в условиях современной России моделям здравоохранения, но и к неоценимому опыту русской медицины» (выделено нами. — А.П.).

Именно через эту призму — заботы о медицинской науке и практике в России, личности врача как высоконравственного человека, доброго, воистину милосердного, написана книга «Ангелы добра...». Уже в предисловии авторы, как и в предыдущей книге «Российские терапевты», обращаются к коллегам, а означает это, что ко всему врачебному сообществу: «Исследуйте историю своих городов, сел, областей, напишите правду о наших предшественниках, нам есть чем и кем гордиться». Так и хочется после этих слов поставить восклицательный знак, но Леонид Борисович и Валерия Степановна поставили точку. Авторам виднее... Действительно, если каждый из нас внимательно проанализирует, с кем из коллег он работал и работает и какие это были и есть специалисты, вспомнит и не одного, о ком можно и нужно говорить, писать.

Следующее положение Ф.П. Гааза, на которое обращают внимание Л.Б. Лазебник и В.С. Беляева, — это его обращение к женщинам. «Призвание женщины, — опираясь на учение апостола Павла, пишет доктор Гааз, — содействовать не только поддержанию доброго общественного порядка, но и перерождению его, когда это перерождение становится необходимым, а для этого она должна подчинять все свои слова и дела духу христианства, которое проникнуто добротой, смирением, заботой о спасении душ, снисходительностью, справедливостью, правотой, скромностью, терпением и милосердием» (выделено нами. — А.П.).

Вчитываясь в эти наставления доктора Газа, в предисловие книги о нем, в котором авторы приводят слова христианского обозревателя Александра Нежного, воистину с душевным трепетом и благодарностью к Леониду Борисовичу и Валерии

Степановне думаешь о том, какую колоссальную, важную и очень нужную работу они провели в поисках важнейших крупиц, которые характеризуют Человека — Доктора — Подвижника. «Житие праведника, — пишет А. Нежный, — в некотором смысле всегда трагично — будь то преподобный Серафим в стенах Саровской обители или его современник Федор Петрович Гааз на стогнах Москвы». Но вместе с тем эти два удивительных человека: преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин), родившийся в Центральной России, в Курске, в 1754 г., и спустя 26 лет Фридрих Йозеф Хаас (в России — Федор Петрович Гааз), родившийся в гороке Бад-Мюнстерайфель под Кельном, один — святой православный, другой — католик, беатификацией которого занимается пастор католической общины в России, — оба служили Добру... «В чем состоит цель жизни нашей христианской? — вопрошал Серафим Саровский и отвечал: — Твори добро — вот тебе и цель жизни христианской». На медали уполномоченного по правам человека РФ написаны, ставшие бессмертными слова доктора Газа: «Спешите делать добро».

Сведения, которые представляют в книге Л.Б. Лазебник и В.С. Беляева, весьма важны врачу, студенту-медику, да и просто любому человеку. «Учен не по годам, — говорили о Гаазе приятели Репниных, — знает, помимо немецкого и французского, латынь и греческий. Сведущ в философии, богословии, математике, физике и астрономии. Богобоязнен, благонравен, не пьет, ни в карты, ни в кости не играет, никому злого слова не скажет. Ласков и приветлив, пред сильными и богатыми не заискивает, с простолюдинами добр и обходителен». Так и хочется сказать студенческой молодежи, да и не только: «Учитесь! Соответствуйте!»

Авторы показывают, что за годы жизни в России Ф.П. Гааз глубоко изучил и оценил высокие качества русских людей. «Я есть немец, — говорил доктор. — Почему я живу здесь? Потому что я люблю, очень люблю многие здешние люди, люблю Москву, люблю Россию... В российском народе есть пред всеми другими качествами блистательная добродетель милосердия, готовность и привычка с радостью помогать в изобилии ближнему всем, в чем тот нуждается». Нам, живущим ныне, крайне необходимо задуматься над этими словами, лестными для России и народа русского, и, как нам представляется, крепко задуматься: а не подрастеряли ли мы многое из этих качеств, названных Великим Доктором? Это первое. И второе — наверное, не просто так привели эти слова уважаемые Леонид Борисович и Валерия Степановна. Зная этих замечательных людей много лет, могу твердо сказать: нет, не просто так. Рассуждая о многогранности человеческой природы на примере личности Ф.П. Гааза, авторы убедительно показывают прежде всего его духовность, поиск смысла жизни и призывают к этому ныне здравствующих и творящих докторов, да и не только их...

И в связи с этим, как мы полагаем, по-разному смотрят на перелом в жизни и судьбе Ф.П. Гааза упомянутый нами Александр Нежный и авторы книги. Для А. Нежного, врач, имевший прекрасный дом, усадьбу, фабрику, прислугу, способных платить высокие гонорары пациентов, выездных лошадей и многое другое и сменивший все это на нищенскую жизнь — непонятен. «И Гааз, приличный доктор,— пишет он,— кончился, начался Гааз юродивый. Гааз — преуспевающий человек кончился, началось сползание Газа в ту самую блаженную нищету, из которой его вынесли вперед ногами, на кладбище».

«...Истинный час его пробивает тогда, когда Голицын приглашает его в Московский попечительский о тюрьмах комитет... Здесь он попадает на точку деятельности, наиболее естественную для него. Может быть, он никогда бы не нашел ее и так бы остался... скорее всего, в анналах медицины просто приличным немецким доктором, который лечил нашу знать и помогал бедным»...— так повествуют Л.Б. Лазебник и В.С. Беляева, не делая выводов, представляя право каждому решить этот вопрос для себя.

Ведь любой человек рано или поздно ставит перед собой вопрос: кто же есть я и каково мое предназначение на земле? В итоге и сама жизнедеятельность ставит перед ним вопрос, и не просто вопрос, а сакраментальный (вастатепЬаШ (лат.) — священный): «Чего же я хочу, могу, что я делаю для улучшения своей жизни, жизни других людей, а может быть, и для Вселенной в целом?» Для доктора Ф.П. Газа служение человеку, пусть и наказанному властью, на определенном этапе его судьбы стало смыслом его жизни. За его деяниями стоят факты, которые облегчали жизнь каждому арестанту. Среди них: борьба за отмену «прута Дибича», перековывание этапников в облегченные «гаазовские кандалы», финансовая помощь сидельцам долговой ямы, отмена бритья головы пересыльным. При этом Федор Петрович не только пытается облегчить физическое страдание заключенного, но и работает над повышением их нравственности. За свой счет он издает книжку для заключенных: «Азбука христианского благонравия. Об оставлении бранных и укоризненных слов и вообще не приличных на счет ближнего, выражений и о начатках любви к ближнему». Авторы не случайно помещают в приложении эту книгу, а также «Призывъ къ женщинамъ». Вопросы, поднимаемые Ф.П. Гаазом в этих произведениях, весьма актуальны для населения России молодого и среднего возраста. Вопросы нравственности, морали молодого поколения крайне актуальны в наше время. Они требуют своего решения. И, быть может, рецензируемая книга хотя

I

С

: е

а

о

■е

X 5

бы в какой-то степени затронет умы, сердца тех, кто откроет ее страницы.

С горечью приходится констатировать, что в настоящее время в России почти 2 млн детей не учатся в школах. Нет необходимости говорить, насколько это плохо. А доктор Гааз, понимая важность обучения детей, организовал школу для арестантских детей при пересыльной тюрьме.

Если бы Ф.П. Гааз ничего больше не сделал, кроме уже перечисленного, вся Россия должна была бы склонить голову перед этим святым человеком, а мы, читатели книги, найти слова благодарности авторам книги.

Ф.П. Гааз не имел ученой степени. Но будучи действительно Доктором Божьей Милостью, занимался и научной работой. Так, им описаны целебные свойства вод Старой Руссы, Кавказских Минеральных Вод, издана монография по диагностике крупа. Это ли не пример для подражания практикующим врачам...

И весьма высокой оценки заслуживают находки Л.Б. Лазебника и В.С. Беляевой, которые приводятся ими отдельно. Я имею в виду переписку двух великих людей, касающуюся личности Газа, — М. Горького и А.Ф. Кони. М. Горький писал А. Кони в 1899 году, прося его приехать в Нижний Новгород с лекциями: «...о Газе нужно читать всюду, о нем всем нужно знать, что это святой, более святой, чем Феодосий Черниговский... Необходимо говорить о Гаазе живым, в плоть и кровь облеченным словом...» (с. 149).

В конце повествования об Ангеле Добра — надворном советнике, кавалере ордена св. Владимира Федоре Петровиче Гаазе — авторы пишут, что память об этом человеке хранится и в России, и в Германии, в том числе и родном городе доктора Бад-Мюнстерайфеле. И это очень правильно.

Но, пожалуй, наиболее важным памятником святому доктору Федору Петровичу Газу является книга «Ангелы Добра. Житие и деяния московского доктора Федора Петровича Газа», написанная талантливыми учеными-медиками и настоящими докторами, писателями, доктором мед. наук, профессором Л.Б. Лазебником и кандидатом мед. наук В.С. Беляевой. Книга, несомненно, заслуживает того, чтобы ее читали не только в России, но и многих других странах. Ибо эта книга написана о многом: о России, о человеке — Докторе Божьей Милостью

с его достоинствами и особенностями, о справедливости, честности, высоком долге, чести и совести, о принципах, о труде врача, доброте, добродетели, великодушие, о зле, о счастье и радости, о несчастье и горе, о силе воли, о скромности и простоте, о здоровье, религии, о морали и нравственности. В общем, книга о Жизни.

Написана книга очень хорошим литературным языком. В силу содержания читается непросто, но с большим интересом.

Книга весьма нужна и актуальна для настоящего времени, весьма непростого. Каждое общество порождает определенный исторический тип человека — личность. Известный социолог и психолог Э. Фромм писал, что капитализм «рождает» тип личности с рыночной ориентацией, «для которой свойственно глубинное отношение к себе и другим людям как к товару, ценность которого определяется меновой стоимостью. Чиновники и коммерсанты, администраторы и врачи, ученые, юристы и артисты — все выходят на рынок». «Принцип оценки одинаков, — писал Фромм, — и для рынка товаров и для рынка личностей» (выделено нами. — А.П.).

Святой Гааз жил и трудился в эпоху феодализма с зачатками капитализма, но остался Личностью с большой буквы. В этом великий смысл его жизни и его деяний, великий пример для живущих ныне.

В книге описаны жизни таких Ангелов Добра, как Джон Говард, Анрю Дюнан, Альберт Швейцер, Януш Корчак, В.А. Казем-Бек, Флоранс Найтингейл, Вильям и Кетрин Бут, Мать Тереза, Е.П. Глинка, — несомненно, великих личностей своего времени, служащих примером ныне живущим. Но рамки рецензии не позволяют остановиться на их роли в медицине, жизни общества. Порекомендуем ознакомиться с этими крупными личностями читателям.

В заключение следует отметить, что новая книга Л.Б. Лазебника и В.С. Беляевой заслуживает самой высокой оценки, а ее авторов можно сердечно поздравить с большим и заслуженным успехом.

А.И. Пальцев, заслуженный врач РСФСР, академик РАЕН, доктор медицинских наук, профессор кафедры внутренних болезней Новосибирского государственного медицинского

университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.