Научная статья на тему 'Рецензии на сборник материалов VI международной научно-технической конференции «Безракетная индустриализация ближнего космоса: проблемы, идеи, проекты»'

Рецензии на сборник материалов VI международной научно-технической конференции «Безракетная индустриализация ближнего космоса: проблемы, идеи, проекты» Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Юрий Плескачевский, Михаил Орлов, Александр Маляревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензии на сборник материалов VI международной научно-технической конференции «Безракетная индустриализация ближнего космоса: проблемы, идеи, проекты»»

Рецензии

на сборник материалов VI международной научно-технической конференции «Безракетная индустриализация ближнего космоса: проблемы, идеи, проекты»

Рецензия

Юрия Плескачевского,

члена-корреспондента НАН Беларуси, доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Республики Беларусь

Земля - для жизни. Космос - для индустрии.

А.Э. Юницкий

Материалы, включённые в рецензируемый сборник, демонстрируют качественно новый уровень глубины и широты проработки практически всего комплекса проблем, идей и проектов, представленных на предыдущих пяти конференциях. Подняты и новые не обсуждавшиеся ранее проблемы.

Ряд работ посвящен исследованию, расчёту, моделированию и конструированию общепланетарного транспортного средства (ОТС) и взлётно-посадочному комплексу (ВПК) в целом, который должен отвечать ряду сложных иногда взаимоисключающих требований. Особенно высоки эти требования к океаническим участкам экваториального ВПК и необходимости обеспечения максимально возможной «ровности» взлётно-посадочной полосы комплекса. Проведённые расчёты и предложенные оригинальные конструкции подтверждают возможность успешного решения этих проблем, в том числе с учётом безопасности судоходства. Следует, однако, отметить, что вопросы безопасности воздушных сообщений, неизбежно возникающие при выходе кольца ОТС на орбиту и возвращении на Землю, пока не обсуждаются. Потребуется создание соответствующей отдельной общемировой авиадиспетчерской службы.

«Сердцем» ОТС является линейный электродвигатель, способный обеспечить разгон ротора до скоростей 11-15 км/с, необходимых для старта с Земли и выхода ОТС на околоземную орбиту. При этом уже в космосе движение

ротора с указанными скоростями не должно прерываться. Предложены варианты конструктивных решений линейного электродвигателя как на постоянных магнитах, так и на электромагнитах. Справедливо отмечено, что наименьшим энергопотреблением будет обладать система на основе эффекта Мейснера, т. е. квантовая левитация на сверхпроводниках.

Предлагаемые разработчиками ленточного электродвигателя неодимовые магниты из сплава неодима, железа и бора являются фактически вечными, теряя не более 1 % своей магнитной силы за сто лет. Их практически невозможно размагнитить или перемагнитить. Но при температуре 900 °С и более превышается так называемая точка Кюри и неодимовые магниты теряют свои магнитные свойства. На этапе выхода ОТС на орбиту и возвращения с неё не исключено нарушение герметичности вакуумированного канала, в котором левитирует ротор, например из-за удара метеорита, что в плотных слоях атмосферы приведёт к мгновенному, в лучшем случае локальному, повышению температуры элементов ротора, потере их магнитных свойств и падению части ротора на статор. И это наиболее «мягкий сценарий». Поэтому смешанная система левитации на постоянных и электромагнитах, в том числе на сверхпроводниках, представляется более надёжной. Разработчики ОТС и их руководитель выдающийся инженер А.Э. Юницкий видят такую опасность и поэтому ведут целенаправленную разработку противометеоритной защиты корпуса ОТС. Перспективными в этом плане являются описанные в сборнике пеномате-риалы на основе лёгких металлов. По мнению рецензента, эффективность защитных свойств пенометаллов может

быть заметно повышена за счёт создания закрытопори-стой структуры пены с двояковыпуклыми стенками ячеек, что обеспечивает отрицательные значения коэффициента Пуассона. Деформационно-прочностные свойства такого материала должны более эффективно противостоять ударам.

Впервые на конференции был представлен, достаточно подробно и толково доложен и описан в рецензируемом сборнике опытный стенд, представляющий собой реально левитирующий кольцевой ротор с внешним металлическим ободом и платформой статора. Все основные элементы левитирующей части ОТС смоделированы реально. Однако это тот случай, когда определяющее значение имеет масштабный фактор, т. е. пропорции размеров кольца ОТС и длины экватора Земли. При диаметре ОТС, предположим, 2 м, длине земного экватора 40 075 км (с учётом рельефа Земли), длине окружности левитирующей части описанного стенда около 2 м диаметр ротора стенда при вышеуказанных пропорциях должен составлять 0,1 мкм, т. е. в 1000 раз тоньше человеческого волоса, если принять за среднее значение толщины волоса 100 мкм. Соответственно, размеры магнитов, систем управления и других элементов стенда должны быть ещё на порядок меньше. Этот элементарный расчёт показывает, что проблемы обеспечения жёсткости и динамической устойчивости кольца ОТС в целом приобретают определяющее значение. Рецензент считает, что при нынешнем состоянии развития средств и методов механики деформируемого твёрдого тела, основ динамики и прочности конструкций, доступности вычислительных мощностей и существенно возросшей квалификации творческого коллектива, которым руководит А.Э. Юницкий, а также учитывая уже проведённые коллективом расчёты ОТС, вышеназванные проблемы в теоретическом плане разрешимы. Практическое воплощение ОТС наверняка потребует уточняющего моделирования и дальнейшего совершенствования элементов конструкции ОТС.

При очевидной сложности практической реализации кольца ОТС строительство и эксплуатация экваториальной эстакады ОТС является не менее ответственной задачей. Разработчики предлагают многофункциональный вариант эстакады, включающий собственно взлётно-посадочную полосу ОТС («стартовую площадку»), а также скоростной (до 200 км/ч), высокоскоростной (до 600 км/ч) и гиперскоростной (более 1000 км/ч) транспортно-логистические комплексы, обеспечивающие грузопассажирское сообщение вдоль всей экваториальной эстакады. Следует отметить, что с инженерной точки зрения создание такого многофункционального комплекса не представляется невозможным.

ГР

Материалы, включённые в сборник, демонстрируют качественно новый уровень глубины и широты проработки практически всего комплекса проблем, идей и проектов, представленных на предыдущих пяти конференциях.

Скоростные, высокоскоростные и гиперскоростные транспортные системы уже в том или ином виде проектируются, строятся или функционируют в ряде стран. Свой вклад в создание и эксплуатацию подобных систем вносит описанный в ряде авторитетных монографических изданий и в рецензируемом сборнике струнный транспорт А.Э. Юницкого. Конструкторско-технологические решения наземных участков экваториальной эстакады протяжённостью 8944 км (с учётом рельефа Земли) при всех сложностях, связанных с горным рельефом и вариациями магнитного и гравитационного полей Земли, представляются достаточно убедительными на нынешнем этапе развития идеи ОТС.

Заслуживают отдельной положительной оценки предлагаемые обитаемые высотные опоры взлётно-посадочного комплекса ОТС, по сути представляющие собой мо-ногорода-небоскрёбы со специфической жилой средой. Технические, экологические и социально-психологиче-ские аспекты строительства и эксплуатации подобных опор и условий проживания в них, изложенные в сборнике, продуманы детально и не вызывают возражений.

Рецензент считает, что при всей весьма глубокой и всесторонней инженерной проработке элементов взлётно-посадочной эстакады ОТС её океанические участки представляются наиболее уязвимыми. Штормы, ураганы, цунами, волны-убийцы, разнонаправленные по глубине океана течения, движения геотектонических плит, землетрясения, подводные вулканы и гейзеры - это неполный перечень «сюрпризов», на которые «способны» Мировой океан и надводная часть атмосферы. Работу над повышением надёжности и устойчивости эстакады ОТС к вышеназванным внешним воздействиям следует продолжить. По меньшей мере

предстоит создание отдельной принципиально новой экваториальной службы погоды, контролирующей и прогнозирующей развитие погодных явлений по всей протяжённости экватора, а также определяющей оптимальные погодные «окна» для подъёма и спуска кольца ОТС.

Традиционно тематика конференции содержит работы, посвящённые комплексу вопросов, связанных с длительным проживанием человека в условиях замкнутых экосистем, технологиям выращивания различных растений в ЭкоКосмоДоме, биоутилизации органических остатков и др. В каждом из этих направлений заметны значительный прогресс, повышающийся уровень проработки и расширение реального опыта практической реализации.

Весьма важными и уже своевременными являются работы, направленные на политико-правовое обеспечение реализации проектов ОТС и струнного транспорта А.Э. Юниц-кого как в целом, так и в рамках международного объединения БРИКС+; эти проекты - важный компонент перезагрузки экономики Союзного государства Беларуси и России.

Следует в заключение отметить, что все включённые в сборник работы хорошо отредактированы, изложены логично и толково, терминологически корректны.

Рекомендую сборник материалов VI международной конференции «Безракетная индустриализация ближнего космоса: проблемы, идеи, проекты» к опубликованию в открытой печати в представленном виде.

Рецензия Михаила Орлова,

доктора технических наук, профессора, основателя, генерального директора и научного руководителя Академии Модерн ТРИЗ (г. Берлин, Германия)

Уважаемые коллеги, в настоящей рецензии я сосредоточился на пленарном докладе А.Э. Юницкого, не умаляя значения других материалов, представленных в сборнике. Думаю, что основания для моего решения понятны

из дальнейшего.

Часть 1.

ИНЖЕНЕРиЯ. Мир как инженерный проект

В 2010 г. в предисловии к моей книге «Нетрудная ТРИЗ»1 Анатолий Эдуардович Юницкий написал: «Я вижу в этом сверхзадачу каждого из нас, читателей, постичь через ТРИЗ и вместе с ТРИЗ красоту и чудо создания нового - нужного, эффективного, гармоничного, неожиданного, потрясающего и вдохновляющего! Чудо изобретения будущего». Такие же слова, с их самым глубоким значением, я обращаю сегодня к инженерному, социально-политическому и философскому эссе Анатолия Эдуардовича, которое опубликовано в этом издании.

Обстоятельный анализ я адресовал автору, а для сопровождения сборника значение размышлений А.Э. Юницкого можно сформулировать более кратко.

1. Фундаментальная тема, поднятая автором, - переосмысление роли инжиниринга в перспективе эволюции человечества. Результат такого переосмысления учёный Юницкий видит в идее возвышения нравственного идеала и императива в деятельности инженерного корпуса,

1 Орлов, М.А. Нетрудная ТРИЗ / М.А. Орлов. - М - СОЛОН-Пресс, 2011. -384 с. (Orloff, М. Modern TRIZ / М. Orloff. - New York: Springer, 2012. - 449 p.)

в потребности перехода инжиниринга от относительно нейтрального статуса к активной организующей и даже лидирующей позиции по отношению к общественному устройству.

Доказательно постулируется присвоение инжинирингу статуса ведущего планетарного института управления, основанного на фундаментальных гуманитарных ценностях бытия и целях справедливой организации жизнедеятельности на Земле, на парадигме безусловной значимости каждого индивидуума, на первозданных идеях бесконечного сохранения человеческой цивилизации в непримиримой оппозиции к эсхатологическим фантазмам, на концепции конструктивного преобразования и дальнейшего совершенствования мира, которая свойственна глубинным идеям социализма, в оппозиции к человеконенавистническим и суицидальным реалиям современного капитализма.

Осмысливая данную тему, автор вполне закономерно приходит к пониманию необходимости и возможности переустройства мира через освоение инженерного подхода в прогнозировании и развитии всех аспектов единения человечества с природой, космосом, через системно и математически обоснованное, нравственно и эстетически вдохновляемое осознание будущего как справедливого, гуманного и вечного процветания социума в полной противоположности апокалиптическому отчаянию, обесценивающему человеческую жизнь, навязываемому обществу апологетами извращённого, сатанинского фантазма.

Я призываю читателей присоединиться к нравственным и прагматическим идеям инженера Юницкого и увеличить

свой личный вклад в жизнеутверждающую деятельность на благо земной цивилизации.

2. Инженерные задачи и направления, на которых А.Э. Юницкий концентрирует свою практическую деятельность, также находятся в полном соответствии с его философскими и социально-политическими установками. Его труд и борьба за воплощение постулируемых им общественных идеалов в реальных конструкциях и процессах рациональны и убедительны.

Создание глобального многофункционального надземного транспорта есть не что иное как развитие фундаментального проекта иМ для достижения реальной свободы и эффективности при перемещении материальных объектов и людей по планете, а также для организации новых локаций проживания людей, обеспечения питания и здорового образа жизни.

Построение космического дома, предназначенного для длительного пребывания людей в ближнем космосе, есть не что иное как реализация идей русского космизма, как конструктивное исполнение условий коэволюции человечества на планете Земля и космоса.

Эссе автора и его совместная с соратниками созидательная инженерная деятельность раздвигают горизонты видения будущего на огромные дистанции: по надземному транспорту - от сегодняшнего дня на сотни лет вперёд, по ближнему космосу - от завтра на тысячи лет вперёд!

3. Идеи А.Э. Юницкого невозможно принизить. Автор доказывает ценность своих концепций реальным инженерным творчеством, а также результатами, в которых уже проступают контуры предлагаемого им грядущего для человеческой цивилизации.

Чудо изобретения будущего, пробиваясь через многие годы исканий белорусского учёного и борьбы за своё мировоззрение, возникает сегодня у нас на глазах в виде юнибусов и струнных конструкций, в виде гигантской микроцивилизации нового гумуса, в виде замкнутого экологически саморегулирующегося и самовосстанавливающегося дома, восходя из личной судьбы автора, трагической судьбы нашей Родины и родителей, у которых невиданным в истории предательством отняли их будущее и будущее всего человечества.

Сегодня задача состоит в том, чтобы восстановить историческую справедливость, обеспечить жизнеутверждающие перспективы для цивилизации, устранить суицидальные влияния сатанизма, произрастающего из бесчеловечного капиталистического архаизма.

РР

Идеи А.Э. Юницкого невозможно принизить. Автор доказывает ценность своих концепций реальным инженерным творчеством, а также результатами, в которых уже проступают контуры предлагаемого им грядущего для человеческой цивилизации.

Вот потому я поддерживаю это эссе и усилия автора в возрождении фундаментальных этических смыслов через разработку транспорта, который не убивает, через создание гумуса, который накормит всё человечество, через утверждение идей, которые спасут планету.

В моей интернет-лекции, организованной 5 декабря 2023 г. Белорусским институтом системного анализа Госкомитета по науке и технологиям Республики Беларусь, я показал на экране руки инженера Юницкого, погружённые в животворящий гумус, и рассказал историю, как когда-то один папарацци сфотографировал руки Сергея Рахманинова, которыми композитор закрыл лицо, чтобы не быть сфотографированным. Однако гениальный редактор издания опубликовал это фото с подписью: «Руки, которые стоят миллионы». И я сказал в моей лекции о руках А.Э. Юницкого: «Руки, которые стоят миллиарды». Сегодня утверждаю, что они стоят намного больше и большего.

Часть 2.

Комплекс статей, представленных на конференции

С уважением и вниманием я проработал все материалы сборника и нахожу представленные в них результаты интересными и полезными, убедительно показывающими непрерывный прогресс в инженерной и исследовательской деятельности компаний А.Э. Юницкого в той парадигме, которая описана мной в первой части данной рецензии.

Желаю успехов автору и его последователям!

Рецензия

Александра

Маляревича,

члена-корреспондента НАН Беларуси, доктора физико-математических наук, профессора

Идея безракетной индустриализации ближнего космоса обсуждается уже в течение ряда лет. Когда я впервые услышал о данной концепции, то был ошеломлён её необычностью, поражён смелостью и неординарностью подхода. С точки зрения физики такой проект принципиально осуществим, хотя на его воплощение, очевидно, понадобятся ещё десятилетия напряжённой работы.

Признателен за возможность ознакомиться с озвученными на VI международной научно-технической конференции трудами белорусских учёных и представителей международного научно-инженерного сообщества.

Материалы сборника охватывают разные направления, которые необходимо исследовать, чтобы приблизиться к практической реализации идеи индустриализации космоса альтернативным по отношению к современному способом. Среди тем научных работ: анализ технических аспектов создания общепланетарного транспортного средства (ОТС), взлётно-посадочный комплекс ОТС на океаническом участке, противометеороидная защита ОТС,технология строительства наземных участков ОТС, методы культивирования растений в условиях ближнего космоса, действие правовых норм при строительстве и эксплуатации ОТС, др.

В данном сборнике, как и в материалах предыдущих конференций, предложены не только амбициозные идеи, но и варианты их воплощения. Так, показаны новые принципы организации жизни людей на Земле: в частности - расселение вдоль размещения опор эстакады ОТС, в целом - переход от переполненных мегаполисов к горизонтальным жилым комплексам, обеспечивающим

здоровые и комфортные условия жизни без нанесения вреда окружающему миру.

Несомненно, достигнутые результаты интересны физикам, химикам, математикам, инженерам, просто неравнодушным к будущему человечества людям. Однако считаю, что главной частью представленного сборника является объёмное исследование Анатолия Эдуардовича Юницкого «ИНЖЕНЕРиЯ». Это краткий анализ многотысячелетней истории развития человеческой цивилизации и её взаимодействия с природой. Пройденный путь нам сейчас хорошо виден, а многим и понятен. Перспектива ближайшего будущего печальна, если не трагична.

ГГ

Труд А.Э. Юницкого -это системное, научное обоснование альтернативного пути развития цивилизации для нашего успешного, здорового и благополучного существования. Эта задача экономически посильна уже сейчас.

Известно, что в последние десятилетия обостряется экологическая проблема, она очевидна, однако предлагаемые способы её решения, а ещё более результаты разочаровывают. В данных условиях идеи инженера Юницкого крайне актуальны. Автор доклада «ИНЖЕНЕРиЯ» аргументированно и чётко излагает видение трансформаций, которые требуется совершить для спасения человечества и планеты Земля - его колыбели и дома.

Труд А.Э. Юницкого - это системное, научное обоснование альтернативного пути развития цивилизации для нашего успешного, здорового и благополучного существования. Эта задача экономически посильна уже сейчас. Крупные государства (США, Китай, Россия, др.) совокупно

тратят финансовые и материальные средства на так называемые текущие расходы (транспорт, промышленное и сельскохозяйственное производство, военные цели) в куда больших размерах. Именно поэтому для воплощения великой идеи - безракетной индустриализации ближнего космоса - необходимы, прежде всего, политическая воля, желание и способность договариваться и работать сообща.

Считаю, что материалы VI международной научно-технической конференции «Безракетная индустриализация ближнего космоса: проблемы, идеи, проекты», представленные в сборнике, будут полезны всем думающим и небезразличным людям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.