Научная статья на тему 'РЕЦ. НА КН.: VERED AMIT, NOEL B. SALAZAR (EDS.). PACING MOBILITIES: TIMING, INTENSITY, TEMPO AND DURATION OF HUMAN MOVEMENTS. N.Y.: BERGHAHN BOOKS, 2020. 200 P'

РЕЦ. НА КН.: VERED AMIT, NOEL B. SALAZAR (EDS.). PACING MOBILITIES: TIMING, INTENSITY, TEMPO AND DURATION OF HUMAN MOVEMENTS. N.Y.: BERGHAHN BOOKS, 2020. 200 P Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / ВРЕМЯ / ТЕМП / РИТМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лурье Яков Михайлович

В рецензируемом сборнике читателю предлагается посмотреть на разнообразные опыты человеческой мобильности во временнoм измерении. За отправную точку берутся новые для социальных и гуманитарных исследований мобильности категории темпа ( pace ) и выстраивания темпа ( pacing ). На примерах исследований в европейских и американских сообществах авторы показывают, каким образом люди практикуют, переживают и осмысляют свои перемещения в соответствии с представлениями об удовлетворительном темпе или о желанном ритме жизни. Категория темпа становится общим знаменателем для широкого спектра тем и кейсов и представляется перспективной для дальнейшей разработки в антропологических проектах. Между тем применительно к терминам pace и pacing как в отдельных главах сборника, так и в предлагаемой читателю общей концептуальной рамке границы между эмным и этным употреблением остаются не вполне отрефлексированы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A REVIEW OF VERED AMIT, NOEL B. SALAZAR (EDS.), PACING MOBILITIES: TIMING, INTENSITY, TEMPO AND DURATION OF HUMAN MOVEMENTS. NEW YORK: BERGHAHN BOOKS, 2020, 200 PP

In the reviewed collection of articles, readers are invited to look at various experiences of human mobility through the lens of time. Pace and pacing , categories that are relatively new to social sciences, form a starting point for the discussion. Building upon ethnographies of primarily European and North American communities, contributors discuss ways in which people practice, experience and reflect upon their movements, informed by ideas of a satisfying or a desired pace of life. Pace and pacing become a common denominator for a wide range of subjects and cases, promising to make up a useful focus in future anthropological projects. Yet, in some of the chapters-as well as in the general conceptual framework-boundaries between ethic and emic usages of pace and pacing remain unclear and invite further discussion.

Текст научной работы на тему «РЕЦ. НА КН.: VERED AMIT, NOEL B. SALAZAR (EDS.). PACING MOBILITIES: TIMING, INTENSITY, TEMPO AND DURATION OF HUMAN MOVEMENTS. N.Y.: BERGHAHN BOOKS, 2020. 200 P»

Рец. на кн.: VERED AMIT, NOEL B. SALAZAR (eds.). PACING MOBILITIES: TIMING, INTENSITY, TEMPO AND DURATION OF HUMAN MOVEMENTS.

N.Y.: Berghahn Books, 2020. 200 p.

Яков Михайлович Лурье

Европейский университет в Санкт-Петербурге 6/1А Гагаринская ул., Санкт-Петербург, Россия ylurie@eu.spb.ru

Аннотация: В рецензируемом сборнике читателю предлагается посмотреть на разнообразные опыты человеческой мобильности во временнoм измерении. За отправную точку берутся новые для социальных и гуманитарных исследований мобильности категории темпа (pace) и выстраивания темпа (pacing). На примерах исследований в европейских и американских сообществах авторы показывают, каким образом люди практикуют, переживают и осмысляют свои перемещения в соответствии с представлениями об удовлетворительном темпе или о желанном ритме жизни. Категория темпа становится общим знаменателем для широкого спектра тем и кейсов и представляется перспективной для дальнейшей разработки в антропологических проектах. Между тем применительно к терминам pace и pacing как в отдельных главах сборника, так и в предлагаемой читателю общей концептуальной рамке границы между эмным и этным употреблением остаются не вполне отрефлексированы. Ключевые слова: мобильность, время, темп, ритм.

Для ссылок: Лурье Я. рец. на кн.: Vered Amit, Noel B. Salazar (eds.). Pacing Mobilities: Timing, Intensity, Tempo and Duration of Human Movements. N.Y.: Berghahn Books, 2020. 200 p. // Антропологический форум. 2022. № 52. С. 221-234. doi : 10.31250/1815-8870-2022-18-52-221-234 URL: https://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/052/lurie.pdf

ANTROPOLOGICHESKIJ FORUM, 2 0 2 2, NO. 52

A Review of VERED AMIT, NOEL B. SALAZAR (eds.), PACING MOBILITIES: TIMING, INTENSITY, TEMPO AND DURATION OF HUMAN MOVEMENTS. New York: Berghahn Books, 2020, 200 pp.

Yakov Lurie

European University at St Petersburg 6/^ Gagarinskaya Str., St Petersburg, Russia ylurie@eu.spb.ru

Abstract: In the reviewed collection of articles, readers are invited to look at various experiences of human mobility through the lens of time. Pace and pacing, categories that are relatively new to social sciences, form a starting point for the discussion. Building upon ethnographies of primarily European and North American communities, contributors discuss ways in which people practice, experience and reflect upon their movements, informed by ideas of a satisfying or a desired pace of life. Pace and pacing become a common denominator for a wide range of subjects and cases, promising to make up a useful focus in future anthropological projects. Yet, in some of the chapters—as well as in the general conceptual framework—boundaries between ethic and emic usages of pace and pacing remain unclear and inv'te further discussion.

Keywords: mobility, time, pace, pacing.

To cite: Lurie Y., 'A Rev'ew of Vered Amit, Noel B. Salazar (eds.), Pacing Mobilities: Timing, Intensity, Tempo and Duration of Human Movements. New York: Berghahn Books, 2020, 200 pp.', Antropologicheskijforum, 2022, no. 52, pp. 221— 234.

doi: 10.31250/1815-8870-2022-18-52-221-234

URL: https://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/052/lurie.pdf

Рец. на кн.: Vered Amit, Noel B. Salazar (eds.). Pacing Mobilities: Timing, Intensity, Tempo and Duration of Human Movements. N.Y.: Berghahn Books, 2020. 200 p.

В рецензируемом сборнике читателю предлагается посмотреть на разнообразные опыты человеческой мобильности во временном измерении. За отправную точку берутся новые для социальных и гуманитарных исследований мобильности категории темпа (pace) и выстраивания темпа (pacing). На примерах исследований в европейских и американских сообществах авторы показывают, каким образом люди практикуют, переживают и осмысляют свои перемещения в соответствии с представлениями об удовлетворительном темпе или о желанном ритме жизни. Категория темпа становится общим знаменателем для широкого спектра тем и кейсов и представляется перспективной для дальнейшей разработки в антропологических проектах. Между тем применительно к терминам pace и pacing как в отдельных главах сборника, так и в предлагаемой читателю общей концептуальной рамке границы между эмным и эт-ным употреблением остаются не вполне отрефлексированы. Ключевые слова: мобильность, время, темп, ритм.

Яков Михайлович Лурье

Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия yLurie@eu.spb.ru

Рецензируемый сборник под редакцией Веред Амит и Ноэля Салазара, посвященный разнообразным видам мобильности, рассмотренным через оптику ощущений времени и темпа, — восьмая публикация в серии "Worlds in Motion", совместном проекте сообщества "ANTHROMOB" и издательства "Berghahn Books". В этой серии выходят антропологические исследования (монографии и сборники), посвященные различным аспектам движений «людей, объектов и идей» с акцентом на развитии новых теоретических рамок и методологий (см. : <https://www.berghahnbooks .com/series/worlds-in-motion>)' . В свою очередь, сообщество "ANTHROMOB", основанное Салазаром в 2010 г . , видит свою цель в том, чтобы способствовать «теоретическим и методологическим обменам» между исследователями, работающими с различными темами в области антропологии мобильности, размечая

1 Так, c момента основания серии за последние пять лет в ней вышел сборник, выстроенный вокруг ключевых понятий мобильности [Salazar, Jayaram 2016], и коллекция статей по методологии мобильности [Elliot, Norum, Salazar 2017]. Последняя на сегодняшний день из опубликованных в серии книг посвящена лиминальным аспектам (им)мобильности. Монография основана на сопоставлении трех групп: странствующие японские уличные артисты, итальянские подростки, пишущие о мигрантах, и мужчины, которые сопровождают своих партнеров в рабочих поездках в Швейцарию [Cangia 2021].

площадку для встреч, дискуссий, совместных исследований и публикаций1. На сегодняшний день "ANTHROMOB" — заметное и живое горизонтальное академическое сообщество, формирующее повестку и дискурс в сравнительно молодой области антропологии мобильности посредством регулярно выходящих статей и сборников, проведения круглых столов, семинаров и конференций. Кажется, что сообщество претендует не столько на радикальные концептуальные повороты в своей области, сколько на создание и поддержку активной сети разнообразных исследователей, которые способствуют постоянному обновлению дискуссии . Если обратить внимание на статьи, опубликованные на странице сообщества на площадке "Academia"2, можно отметить особый фокус на исследованиях туризма и социальных неравенств, сопряженных с разными видами мобильности

Сам Ноэль Салазар — профессор антропологии Лёвенского университета в Бельгии и вице-президент Международного союза антропологических и этнологических наук (IUAES) — наиболее известен своими междисциплинарыми работами в области исследований мобильности и антропологии туризма в Индонезии, Танзании, Чили и Бельгии и работами по теории антропологии мобильности На счету Салазара две авторские монографии [Salazar 2010; 2018] и множество статей, некоторые из которых успели стать программными в исследованиях мобильности [Salazar, Jayaram 2016; Salazar 2017].

Рецензируемый сборник возник в результате call for papers к секции "Pacing mobilities: a consideration of shifts in the timing, intensity, tempo and duration of mobility" на конференции EASA 2018. Он состоит из восьми глав, которые фактически представляют собой статьи разных авторов, вступления, задающего общую концептуальную рамку, и заключения

В глаза бросается разнообразие затронутых в сборнике случаев мобильности — от коротких пробежек и катаний на лодках до транснациональных корпоративных миграций Кейсы охватывают Западную Европу, Северную Америку, Канаду, Индию и Китай На первый взгляд может показаться, что единственное, что объединяет исследуемые группы, это их принадлежность к «среднему евро-американскому профилю» (P . 9), факт включенности в те или иные виды мобильности, практики и репрезентации которых послужили материалом для авторов

1 EASA. Anthropology and Mobility Network <https://www.easaonLine.org/networks/anthrornob/>.

2 <https://www.academia.edu/Documents/in/ANTH ROMOB>.

•и

В рамках рецензии резонным кажется не столько пересказывать в подробностях каждую из статей, сколько поставить вопрос о том, что дает составителям сборника основание собрать их под одной шапкой. Заявка на подобную концептуальную сборку сделана во вступительной статье, где Амит и Салазар вводят смыслообразующие для книги категории pace и pacing. Здесь необходимо сделать лексикологический комментарий, не только из-за трудностей перевода этих терминов на русский, но и в силу того, что для авторов сборника, как становится ясно из вступления, принципиальна множественность их смысловых оттенков

Английское слово pace имеет несколько значений. Существительное pace переводится на русский, в частности, как шаг, длина шага и походка, поступь. Между тем в рамках сборника pace чаще всего употребляется в значениях 1) скорость, темп, ритм; 2) мера / степень некой активности. Вот несколько примеров устойчивых словосочетаний, которые дают словари: varying pace — переменная скорость; to go at a good pace — идти хорошим шагом / в хорошем темпе; to keep pace with smb., smth. — идти в ногу с кем-то или с чем-то, не отставать; to set the pace — а) регулировать скорость, задавать темп, лидировать (в спорте); б) задавать тон; например, this pupil sets the pace for the whole class — этот ученик задает темп всему классу; pace of life — ритм жизни1 [Апресян 1993: 613; Wheeler, Unbegaun, Falla 2000: 1000]. В свою очередь, глагол to pace лабилен и употребляется и переходно, и непереходно В непереходном употреблении to pace означает шагать, вышагивать, а также измерять шагами, в спорте — вести бег, лидировать. В переходном, с объектом или наречием, — двигаться или развивать что-либо в определенном темпе или с определенной скоростью [Oxford English Dictionary].

Вынесенная в название сборника формулировка pacing mobilities, таким образом, предполагает минимум два прочтения, где «виды мобильности» будут либо зависимым, либо главным словом: 1) «выстраивая темп мобильностей» и 2) «виды мобильности, задающие темп». Надо полагать, эта двусмысленность допущена сознательно — так составители намекают на семантическую множественность выбранного понятия: «В сборнике нас особенно интересует выстраивание темпа (pacing), или процесс(ы), посредством которого [люди] стремятся к установлению определенного темпа (pace), поддерживают этот темп или противостоят ему» (P . 2). Иными словами, специфический

Есть и другие, более узкие и специальные, значения, которые можно опустить, так как они, с моей точки зрения, ничего не прибавляют к пониманию слова pace в контексте, актуальном для рецензируемого сборника.

темп, желанный или проблемный, может быть результатом как индивидуальных усилий и манипуляций, так и внешних социально-экономических, политических, инфраструктурных, финансовых и эмоциональных обстоятельств

Выбирая понятия pace и pacing в качестве фокуса, Амит и Са-лазар стремятся «сбалансировать академическое внимание и к временным, и к пространственным измерениям мобильности» . Составители делают упор «на темпоральность как на форму действия» и предлагают посмотреть на то «как люди двигаются, вместо более привычного в исследованиях мобильности фокуса на том, куда они направляются» (P . 2, 3; курсив авторов . — Я.Л.).

При всей множественности понятий pace и pacing и разнообразии их применений и интерпретаций — от микроуровня сиюминутных и телесных ощущений темпа собственного движения до широкого понимания темпа как ритма жизни, как отмечает в заключении Карен фон Ольвиг, обнаруживается тема, которая пронизывает все тексты сборника, — «желание [людей] подчинить себе темпоральные измерения мобильности таким образом, чтобы <...> извлечь из этого максимальную пользу» (P . 181).

Ноэль Салазар посвящает первую главу любительским и полупрофессиональным практикам рекреационного бега, таким как, например, бег по пересеченной местности (трейлраннинг) и бег на выносливость. Люди, для которых опыт бега нагружен разветвленной системой смыслов, в поисках «правильного темпа» выбирают определенную природную среду и прибегают к различным вспомогательным средствам, таким как спортивные часы и специальные мобильные приложения . Регулярные тренировки становятся для многих из них альтернативой рабочей рутине, позволяя настроить не только ритм на уровне телесных ощущений в момент пробежки, но и определенный ритм жизни в целом. Между тем некоторые из бегающих, нравится им это или нет, становятся ролевыми моделями образцового ритма жизни в медийном поле, задавая тон потребителям неолиберальных представлений о здоровье

Вторая глава — этнография Ноэля Дайка и Ханса Хогнестада — посвящена двум видам «спортивной мобильности»: путешествиям норвежских футбольных болельщиков и поездкам родителей из Западной Канады, дети которых заняты в любительском спорте. И те, и другие включены в сложную координацию времени и перемещений: для того чтобы проложить свои «социальные маршруты» (social pathways) и получить удовлетворение от передвижений, фанатам и родителям приходится преодолевать препятствия, связанные с расписанием

£ спортивных мероприятий, большими расстояниями и неудоб-

| ной логистикой.

с Героями исследования Маарьи Кааристо (третья глава) стали

1 люди, которые катаются на лодках по рекам и каналам в Англии . Ъ Подобно тем, кто увлечен бегом, они плывут не ради того, чтобы добраться из одной точки в другую, но ради ощущения

Л движения как такового. На характер передвижения по воде

и сопутствующие ощущения темпа влияют ритмы смены света ° и темноты и ограничительные регламенты, под которые люби-

| телям лодочных прогулок приходится подстраиваться, что

..& нередко требует от них творческих усилий .

= В четвертой главе Целиа Форгет предлагает читателям увлека-# тельную этнографию представителей так называемых вэнлайф-¡1 сообществ из Канады и США (уинИ/ею, ЯУз) — людей, которые | по собственной воле значительную часть времени, а иногда § и круглый год, путешествуют в оборудованных домах на коле-= сах, чтобы, находясь в дороге, лучше контролировать свое •с время и темп своей жизни; параллельно они ведут популярные ^ блоги, посвященные своим путешествиям. Однако темпораль-■л ность дорожной жизни оказывается более противоречивой, чем "¡з простой побег от «тирании часов и расписаний», в категориях 3 которого вэнлайферы ее зачастую воображают. Информантам со Форгет, чей доход зависит от уровня популярности их блогов, о приходится следить за регулярностью и своевременностью .■*; публикаций постов (а вместе с тем и за наличием на их марш* рутах доступа к интернету). Эти временные обязательства вхо-| дят в противоречие с проектом беспечного, свободного от у графиков перемещения по стране . Схожим образом лайфстайл-5 мигранты1 (Мари Корпела, глава 5), которые переезжают на Гоа, рассчитывают попасть в «безвременный пузырь» досугового

2 рая — временное измерение, альтернативное суетливой жизни § в Европе. Вместо этого они сталкиваются с рядом институцио-§ нальных и бюрократических сложностей, конфликтующими

расписаниями в школьном образовании детей и неудобными сезонными ритмами наплывов и оттоков туристов

Из шестой главы (Бригитта Зутер) читатели узнают о том, как семьи из Швейцарии, Швеции и Германии выбирают «идеальный момент» для корпоративной миграции в Китай или возвращения обратно на родину и как на их решения влияют различные конфликтующие факторы, например социальные статусы, эмоциональные привязанности к родственникам, образование детей и отношения в семье . В седьмой главе Дебора

1 Термины «лайфстайл-миграция» (lifestyle migration) и «лайфстайл-мобильность» (lifestyle mobility) я употребляю в транслитерации вслед, например, за Натальей Савиной [Савина 2021: 259].

Рид-Данаэй рассказывает о том, как французские экспаты в Лондоне ощущают себя после «Брексита» и как их эмоции влияют на их дальнейшие траектории и планирование перемещений Восьмую главу Веред Амит посвящает двум различным группам канадских профессионалов, чьи карьерные пути предполагают значительную географическую мобильность Обе группы, с одной стороны, стремятся снизить темпы своих изнурительных перемещений, с другой — нарративно отодвигают решения в неопределенное будущее, пребывая в неуверенности относительно своих планов

Действительно, вслед за Карен фон Ольвиг все эти исследования можно рассматривать как этнографии поисков наилучшего темпа в условиях разнообразных перемещений или посредством этих перемещений Но за подобной общей рамкой скрывается риск не заметить напряжения между темпом (pace) как эмным термином и темпом как аналитической категорией. Во вступлении составители коротко оговаривают, что в статьях рассматриваются, во-первых, практики активного вмешательства людей в ритм своей жизни и мобильности, во-вторых, рефлексия над возможностью установления и модуляции того или иного темпа, и, в-третьих, ограничения и проблемы, с которыми можно столкнуться в попытках управлять темпом различных видов движения Другими словами, авторы утверждают, что категория выстраивания темпа (pacing) «раскрывается во взаимодействии между рефлексией, вовлеченностью и противостоянием» (P . 6). Однако корреляция между рефлексией и (наблюдаемым извне) действием авторами отдельно не пробле-матизируется Остается не вполне понятным, как именно темп (pace, pacing) в каждом конкретном случае распределяется и конструируется различными участниками и каким образом специфика этого распределения влияет на организацию и интерпретацию эмпирических материалов Между тем, на мой взгляд, собранные в сборнике сюжеты делятся на те, где рефлексия относительно поиска определенного темпа, возможности управления скоростью перемещений и собственным временем принадлежит дискурсу и воображению того или иного сообщества, и на те, где темп и развитие в определенном темпе (pacing) — в большей степени часть языка и воображения исследователей, которые пользуются этими категориями для того, чтобы фреймировать действия, мотивировки и передвижения своих собеседников

Как у читателя у меня не возникает сомнений в оправданности работы с категориями темпа (pace), ритма, скорости, продолжительности и другими словами из близкого смыслового поля в случаях, когда они предлагаются «снизу», т. е. когда люди сами говорят о регулировке того или иного ритма жизни и коорди-

4? 'И

нируют свои движения и действия, ориентируясь на различные способы воображать время, скорость и интенсивность его хода. В рецензируемом сборнике это прежде всего статьи, посвященные рекреационным видам мобильности, а также миграциям и перемещениям, связанным с выбором того или иного стиля жизни. Так, о поисках «правильного темпа» и соответствующей настройке своего тела говорят люди, занятые бегом (Ch . 1). Аналогичным образом герои сборника рефлексируют о «смене ритма», «замедлении», «перерывах» или «остановках» как альтернативах чересчур интенсивным, торопливым и ускоренным временным ландшафтам «обычной жизни» . Подобные размышления в разных конфигурациях мы слышим от любителей катаний на лодках по английским каналам, от живущих в домах на колесах новых номадов и от семей, которые переезжают на Гоа в поисках лучшей, более размеренной жизни (Ch. 3, 4, 5). Наконец, в главе 8 в категориях ритма и темпа собеседники Амит рассуждают об опыте профессиональной миграции и связанных с ним сомнениях. В этих главах понятия темпа (pace) и выстраивания темпа (pacing) или родственные конструкции, связанные с идеями контроля собственного времени и ритма той или иной деятельности, заимствуются авторами из исследуемых полей и работают как один из ключей к их пониманию .

В остальных трех главах термины pace и pacing используются преимущественно в качестве этных категорий для описания организации, координации и планирования перемещений При этом основной фокус здесь — не столько чьи-либо осознанные поиски темпа, сколько мотивировки информантов, связанные с их передвижениями и внешними факторами, которые могут влиять на их решения Так, следуя логике авторов, во второй главе футбольные фанаты и родители детей, записанных в спортивные секции, выстраивают сложную логистику перемещений не ради того, чтобы «ускориться», «замедлиться», обрести доступ к альтернативным временным режимам и контроль над своим временем, но ради того, чтобы посетить спортивные игры, встретиться с другими болельщиками, а в случае с детским любительским спортом — ради того, чтобы заслужить уважение других родителей или пообщаться со своими детьми . При этом из приведенных примеров и фрагментов интервью мы догадываемся, что футбольные фанаты могут быть заинтересованы в доступе к иному течению времени . Поездки служат для них формой насыщенного досуга: дорога, особенная плотность событий, встречи с друзьями и спортивные мероприятия, вероятно, воспринимаются фанатами как отдельное значимое время с особым темпом, отличным от рутинного темпа «обычной» жизни. Между тем Дайк и Хогнестад, наоборот, фокусируются на тех аспектах фанатских поездок, которые противоречат

стереотипам о них как о чистом досуге . Вынесенная в название второй главы формулировка «в поисках удовлетворительного темпа» скорее отражает взгляд авторов на трудоемкую организацию мобильности своих собеседников, а не их собственные осознанные поиски, намеки на которые содержатся в материалах, но не становятся отдельным предметом анализа

Схожим образом в главах 6 и 7 описанные случаи корпоративных миграций из Европы в Китай и переездов уроженцев Франции в Англию в условиях «Брексита» в большей степени рассказывают нам о том, как внешние факторы разного порядка, такие как семья, оформление документов или смена политического режима, и сопутствующие общественные настроения и эмоции влияют на формирования ощущений «правильного» момента для переезда и выбора места жительства . Здесь также категории pace и pacing преимущественно служат для описания того, как информанты координируют свои движения

Вышесказанное не означает, что использование этих терминов неправомерно и проблематично Скорее, с моей точки зрения, в данных случаях эти понятия не прибавляют принципиально новых смыслов к и так эмпирически богатым и насыщенным этнографиям Кроме того, в контексте подобного употребления становится не вполне ясно, как обозначить границы этих двух понятий, ведь в конечном счете любая координация действий во времени может быть рассмотрена как выстраивание определенного темпа

Кажется, есть несколько возможных причин не вполне отреф-лексированного в сборнике разграничения между темпом (pace) и близкими по смыслу пространственно-временными категориями как частью внутренних дискурсов и практик информантов, с одной стороны, и темпом как внешним описательным инструментом — с другой. В качестве одной из причин можно предположить отсутствие ощутимой социально-экономической дистанции между авторами и их собеседниками В большинстве статей сборника социокультурные, материальные и информационные миры исследователей и информантов в значительной степени пересекаются: «этнографический Другой» оказывается настолько близко, что перевести его способы объяснять свои действия и решения в аналитические категории исследователю может быть затруднительно. Отсюда же возникает путаница у читателя, который не всегда понимает, кто именно с ним говорит Возможно, проблема решается более детальной экспликацией процесса сбора материала В большинстве статей авторы опирались на интервью и наблюдения — и тогда не помешал бы более подробный рассказ о том, как именно они проводились, а также критическая рефлексия самих исследова-

4?

телей по поводу специфики работы в близком социальном поле . Другая возможная причина заключается в языке . «Трудности перевода» терминов pace и pacing характерны не только для русского, но и, скажем, для датского, где слово pace имеет иные оттенки значения, о чем Карен фон Ольвиг пишет в эпилоге. Главы 2, 6 и 7 написаны на материалах исследований преимущественно в неанглоязычных сообществах (за исключением родителей из Западной Канады), соответственно собеседники исследователей, вероятно, не пользуются английскими терминами pace, pacing, timing, intensity, tempo и т . д . Возможно, именно потому в указанных главах pace и pacing привлекаются преимущественно в качестве инструментов описания Как читателю мне было бы интересно узнать о том, какие параллели обнаруживаются в дискурсах и языках самих информантов (если таковые есть)

Здесь кажется уместным задаться вопросом: насколько вообще категории pace и pacing или их аналоги импортируются в иные социальные и культурные контексты? Можем ли мы перенести предложенный составителями сборника фокус на другие реалии и говорить о темпе и выстраивании темпа за пределами евро-американского культурного континуума? В случаях, когда отправной точкой для нас становится эмпирика конкретного поля, не столько прямой перенос, сколько поиск близких категорий и заключенной в них проблематики кажется оправданным и продуктивным. Позволю себе привести пример из собственного недавнего опыта В переписке одна из знакомых на мой вопрос о том, как она поживает, ответила: «...я сейчас как-то очень рассеяно живу, не понимаю, что за число и насколько задолжала обыденные дела . Но нужно просто немного замедлиться и разобраться» Когда при личной встрече я выразил любопытство относительно формулировки «замедлиться», в двух словах рассказав про сборник и термины pace и pacing, знакомая привела еще один пример из диалога со своим другом На ее вопрос «Как дела?», он ответил: «Хорошо . Я сейчас на тихом ходу». Даже эти выхваченные из контекста крошечные формулировки как будто бы намекают на то, что люди в повседневном языке апеллируют к идеям включенности в определенные ритмы и управления скоростью . Как пишет Джуди Вайсман [Вайсман 2019: 11], «многим людям сегодня кажется, что жизнь в наши дни течет быстрее, чем прежде Мы слышим постоянные сетования на то, что мы живем слишком быстро, что нам не хватает времени, что темп жизни бесконтрольно ускоряется» . Учитывая это, этнографии ощущений и представлений различных темпов, как внешних, так и внутренних, а также попыток ими манипулировать, соотнося собственные ритмы, абстрактный ход внешнего времени и широкие представления о жизненном пути

вообще, выглядят интересным и актуальным проектом, выходящим за пределы антропологии пространственной мобильности.

Еще одно небольшое замечание связано с контекстуализацией отправных для сборника понятий . Как отмечают во вступительной статье Веред Амит и Ноэль Салазар, pace и pacing — «термины, которые до сих пор относительно нечасто фигурировали как в литературе по мобильности, так и в общих теориях времени» (P. 4). По этой причине авторы останавливаются на таких родственных и более заметных в литературе категориях, как ритм и темп, прослеживая их развитие в историографии от классических текстов Георга Зиммеля [Зиммель 2002 (1903)] и Пьера Бурдье [Бурдье 2001 (1980)] до более современных работ по теории времени [Adam 2005] и заостряя внимание на важном для сборника противопоставлении темпа как части переживаемого опыта и темпа как активной практики.

Авторы находят точки соприкосновения с исследованиями мобильности не только в контексте общих соображений о связи между временными и пространственными измерениями движения (см . , например: [Урри 2012]), но и в случаях обращения непосредственно к категориям ритма и скорости в работах Тима Крессвелла [Cresswell 2010], который делает акцент на роли мобильности в производстве и распределении власти Обращаются они и к использованию термина pace в работах Дженни Герман Мольц [Germann Molz 2009], которая пишет о популярных дискурсах и медийных репрезентациях различных туристических практик. Историографический контекст проработан составителями достаточно детально и одновременно широко — таким образом, сборник органично встраивается в дискуссии о мобильности и в социальные исследования времени

Между тем мне как читателю не хватило хотя бы краткого социально-исторического экскурса в область «истории идей» Учитывая многочисленные исследования скорости, начиная от «дромологии» Поля Вирильо, представлений об ускорении как характеристике модерных индустриальных обществ, концепций сжатия пространства и времени и социальном ускорении в связи с техническим прогрессом, развитием и распространением транспорта и информационных технологий ([Virilio 2006 (1977); Harvey 1989; Rosa 2003; 2013] и др . ), было бы интересно узнать о том, когда, в каких форматах и условиях в публичном дискурсе, медиа и литературе стали появляться первые сигналы «ностальгии по идеализированному и романтизированному "более медленному" домодерному прошлому» (P . 3). Работы последних нескольких десятилетий, посвященные различным

f «медленным» практикам (см. , например: [Parkins 2004; Parkins,

f Craig 2006]), то и дело всплывают в разных главах сборника,

е однако, к сожалению, никто из авторов не делает экскурса

| в историю появления и циркуляции представлений о «правиль-

= ном» и «неправильном» ритме жизни (например, когда и в ка-

2 ком контексте вообще возникла эта формулировка). За кадром остается также историческая перспектива социальных реакций

° на превратности и вызовы времени, которое по тем или иным

| причинам начинает восприниматься и описываться в терминах

s неумолимого ускорения .

Любопытную попытку концептуальной сборки статей в эпило-

Л ге предпринимает Карен фон Ольвиг. С ее точки зрения, кон-

~ цепция pacing представляет собой линзу, сквозь которую виден

| многогранный характер мобильности, складывающейся из

„ различных условий управления темпом, форм доминирования

■§ и властных отношений (P . 182). Фон Ольвиг указывает цент-

о ральные темы сборника, которые присутствуют в каждой главе

» и являются ключевыми для исследуемых видов темпа (pacing).

£ Во-первых, это тема контроля: выстраивание темпа всегда свя-

•j зано либо с попыткой обрести контроль, будь то контроль над

S собственным телом, временем или перемещением, либо с рис-

¡5 ком потери контроля, когда люди становятся заложниками

3 внешних условий, например расписаний или визовых режимов . ^ Во-вторых, понятие починки или ремонта (repair): поиски же-3{ ланного темпа встраиваются в мотивировки отказа от одних 'J форм деятельности, временных режимов, обязанностей, ритмов ц и мест в пользу других. И в рекреационных видах мобильности, > и в перемещениях на длинные дистанции координация темпа * становится частью проекта обновления жизненных сфер, тре-^ бующих «ремонта» . В-третьих, идея ожидания нового опыта: £ для исследуемых сообществ поиск и настройка темпа своих Ц перемещений зачастую формулируются в категориях поиска и новых приключений . Указанные ракурсы действительно по-¿1 зволяют по-новому сгруппировать включенные в сборник

статьи, обнаружив между ними переклички В то же время надо отметить, что «контроль», «ремонт» и «новый опыт» — категории настолько универсальные, что с помощью них можно описать много случаев, необязательно связанных с поисками темпа (опять-таки если не считать pacing универсальным описательным инструментом для любой человеческой деятельности)

Главы сборника, как это часто бывает, интересны в разной степени, однако проект сборника в целом, на мой взгляд, заслуживает высокой оценки и внимания Статьи насыщены разнообразными эмпирическими материалами, позволяющими при желании глубже погрузиться в каждый из сюжетов Как вся

серия "Worlds in Motion", рассматриваемая подборка текстов дополняет категориальный аппарат антропологических исследований мобильности, оживляя дискуссию и формируя представление о мобильности как о многомерной теме, требующей нюансированных, концептуально и методологически разнообразных подходов . Не только тем, кто занимается исследованиями времени, миграций и мобильности, но и более широкой академической аудитории будут интересны отдельные статьи, каждая из которых может быть прочитана в качестве самостоятельного исследования (несомненный плюс) Не менее интересной будет и общая теоретическая рамка, обладающая потенциалом к тому, чтобы выйти за пределы конкретного сборника и послужить основой для других исследований современных социальных процессов, связанных с практиками и опытами движения и времени

Библиография

Апресян Ю.Д. Новый большой англо-русский словарь . М . : Русский язык, 1993. Т. 2. 832 с.

Бурдье П. Практический смысл. СПб . : Алетейя, 2001. 246 с.

Вайсман Д. Времени в обрез . Ускорение жизни при цифровом капитализме. М. : Издат. дом «Дело» РАНХиГС, 2019. 304 с.

Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № 3 (34). С. 23-34.

Савина Н. Рец на кн . : Hana Horakova, Andrea Boscoboinik, Robin Smith (eds. ). Utopia and Neoliberalism: Ethnographies of Rural Spaces . B . : Lit-Verlag, 2018. 256 p . // Антропологический форум . 2021. № 48. С. 252-266. doi: 10. 31250/1815-8870-2021-17-48-252-266.

Урри Дж. Мобильности. М . : Праксис . 2012. 576 p .

Adam B. Perceptions of Time // Ingold T . (ed. ). Companion Encyclopedia of Anthropology. L. : Routledge, 2005. P . 503-526.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cangia F. Liminal Moves . Traveling along Places, Meanings, and Times. Oxford; N.Y. : Berghahn Books, 2021. 182 p .

Cresswell T. Towards A Politics of Mobility // Environment and Planning D: Society and Space. 2010 . Vol. 28 . P . 17-31.

Elliot A., Norum R., Salazar N. (eds . ). Methodologies of Mobility: Ethnography and Experiment. Oxford; N.Y. : Berghahn Books, 2017. 216 p .

Germann Molz J. Representing Pace in Tourism Mobilities: Staycations, Slow Travel and the Amazing Race // Journal of Tourism and Cultural Change 2009 Vol 7 No 4 P 270-286

Harvey D. The Condition of Postmodernity. Oxford: Blackwell, 1989. 378 p .

Oxford English Dictionary MAC OS Dictionary Application Version 2 3 0 Apple Inc

Parkins W. Out of Time: Fast Subjects and Slow Living // Time and Society. 2004 Vol 13 No 2-3 P 363-382

Parkins W., Craig G. Slow Living. Oxford: Berg, 2006. 256 p . Rosa H. Social Acceleration: Ethical and Political Consequences of a Desynchro-nized High-speed Society // Constellations. 2003. Vol. 10 . No . 1. P . 3-33 . Rosa H. Social Acceleration: A New Theory of Modernity. N.Y. : Columbia

University Press, 2013. 470 p. Salazar N. Envisioning Eden: Mobilizing Imaginaries in Tourism and Beyond.

Oxford; N.Y. : Berghahn Books, 2010. 264 p . Salazar N. Key Figures of Mobility: An Introduction // Social Anthropology.

2017 Vol 25 No 1 P 5-12 Salazar N. Momentous Mobilities: Anthropological Musings on the Meanings

of Travel. Oxford; N.Y. : Berghahn Books, 2018. 208 p . Salazar N., Jayaram K. (eds . ). Keywords of Mobility: Critical Engagements .

Oxford; N.Y. : Berghahn Books, 2016. 188 p . Virilio P. Speed and Politics. N.Y. : Semiotext(e), 2006. 176 p . Wheeler M., Unbegaun B., Falla P. (eds. ). The Oxford Russian Dictionary. Oxford: Oxford University Press, 2000. 1292 p .

Яков Лурье

A Review of Vered Amit, Noel B. Salazar (eds.), Pacing Mobilities: Timing, Intensity, Tempo and Duration of Human Movements. New York: Berghahn Books, 2020, 200 pp.

Yakov Lurie

European University at St Petersburg

6/L& Gagarinskaya Str., St Petersburg, Russia

ylurie@eu.spb.ru

In the reviewed collection of articles, readers are invited to look at various experiences of human mobility through the lens of time. Pace and pacing, categories that are relatively new to social sciences, form a starting point for the discussion. Building upon ethnographies of primarily European and North American communities, contributors discuss ways in which people practice, experience and reflect upon their movements, informed by ideas of a satisfying or a desired pace of life . Pace and pacing become a common denominator for a wide range of subjects and cases, promising to make up a useful focus in future anthropological projects. Yet, in some of the chapters—as well as in the general conceptual framework— boundaries between ethic and emic usages of pace and pacing remain unclear and invite further discussion

Keywords: mobility, time, pace, pacing.

AHTPono^or^HECKMM «OPYM 2022 № 52

234

References

Adam B . , 'Perceptions of Time', Ingold T . (ed. ), Companion Encyclopedia of Anthropology. London: Routledge, 2005, pp . 503-526.

Apresyan Yu. , Novyy bolshoy anglo-russkiy slovar [New English-Russian Dictionary]. Moscow: Russkiy yazik, 1993, vol. 2, 832 pp .

Bourdieu P . , The Logic of Practice. Cambridge: Polity Press, 1990, 333 pp.

Cangia F . , Liminal Moves. Traveling along Places, Meanings, and Times. Oxford; New York: Berghahn Books, 2021, 182 pp .

Cresswell T . , 'Towards A Politics of Mobility', Environment and Planning D: Society and Space, 2010, vol. 28, pp. 17-31.

Elliot A. , Norum R. , Salazar N. (eds. ), Methodologies of Mobility: Ethnography and Experiment. Oxford; New York: Berghahn Books, 2017, 216 pp .

Germann Molz J . , 'Representing Pace in Tourism Mobilities: Staycations, Slow Travel and the Amazing Race', Journal of Tourism and Cultural Change, 2009, vol. 7 . no . 4, pp . 270-286.

Harvey D., The Condition of Postmodernity. Oxford: Blackwell, 1989, 378 pp .

Oxford English Dictionary. MAC OS Dictionary Application. Version 2 . 3 . 0 . Apple Inc

Parkins W. , 'Out of Time: Fast Subjects and Slow Living', Time and Society, 2004, vol 13 no 2-3, pp 363-382

Parkins W. , Craig G . , Slow Living. Oxford: Berg, 2006, 256 pp.

Rosa H . , 'Social Acceleration: Ethical and Political Consequences of a Desynchro-nized High-speed Society', Constellations, 2003, vol. 10, no . 1, pp . 3-33 .

Rosa H . , Social Acceleration: A New Theory of Modernity. New York: Columbia University Press, 2013, 470 pp .

Salazar N . , Envisioning Eden: Mobilizing Imaginaries in Tourism and Beyond. Oxford; New York: Berghan Books, 2010, 264 pp .

Salazar N. , 'Key Figures of Mobility: An Introduction', Social Anthropology, 2017, vol. 25, no . 1, pp . 5-12 .

Salazar N , Momentous Mobilities: Anthropological Musings on the Meanings of Travel. Oxford; New York: Berghan Books, 2018, 208 pp .

Salazar N . , Jayaram K . (eds . ). Keywords of Mobility: Critical Engagements. Oxford; New York: Berghahn Books, 2016, 188 pp .

Savina N. , 'A Review of Hana Horakova, Andrea Boscoboinik, Robin Smith (eds. ) . Utopia and Neoliberalism: Ethnographies of Rural Spaces Berlin: Lit-Verlag, 2018. 256 p. ', Antropologicheskij forum, 2021, no. 48, pp. 252-266. doi: 10.31250/1815-8870-2021-17-48-252-266. (In Russian) .

Simmel G . , 'The Metropolis and Mental Life', Sennett R. (ed.), Classic Essays on the Culture of Cities. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1969, pp 47-60

Urry J , Mobilities. Cambridge, UK; Malden, MA: Polity Press, 2007, 336 pp

Virilio P . , Speed and Politics. New York: Semiotext(e), 2006, 176 pp .

Wajcman J . , Pressed for Time: The Acceleration of Life in Digital Capitalism. Chicago: The University of Chicago Press, 2015, 227 pp .

Wheeler M. , Unbegaun B . , Falla P . (eds. ), The Oxford Russian Dictionary. Oxford: Oxford University Press, 2000, 1292 pp .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.