Научная статья на тему 'Исследователь в движении: к вопросу об им/мобильных методологиях'

Исследователь в движении: к вопросу об им/мобильных методологиях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследователь в движении: к вопросу об им/мобильных методологиях»

Сибирские исторические исследования. 2019. № 1

УДК 39

DOI: 10.17223/2312461X23/12

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ В ДВИЖЕНИИ:

_ *

К ВОПРОСУ ОБ ИМ/МОБИЛЬНЫХ МЕТОДОЛОГИЯХ

Elliot Alice, Roger Norum, and Noel B. Salazar (eds.) Methodologies of

Mobility: Ethnography and Experiment. METHODOLOGIES Oxford: Berghahn Books. 2017. 207 p. OF MOBILITY

ISBN 978-1-78533-480-1 Ethnography and Experiment

EDITED BY

Alice Elliot, Roger Norum & Noel B. Salazar

В последнее время в социогуманитарных исследованиях значительно вырос интерес к проблеме соотношения мобильности и статики. «Мобильный поворот» в социальных науках ознаменовался публикацией десятков работ, которые исследуют различные аспекты перемещений в пространстве. Наиболее известными являются работы Джона Ур-ри (Шу 2012, 2016), Тима Ингольда (1^оЫ 2002, 2011), Анны Цзин (Ш^ 2011). В отечественной этнографии А.В. Головнёвым разрабатывалось направление «антропология движения» (Головнёв 2009). Под его руководством был реализован проект РНФ «Мобильность в Арктике», подготовлена подборка статей по номадологии в журнале «Этнография» (2018. № 2). Длительное время исследованием мифоритуаль-ных аспектов перемещений занималась Т.Б. Щепанская (2003). Важным направлением антропологических исследований является изучение ми-

* Рецензия подготовлена в рамках проекта РНФ № 18-18-00309.

граций: большинство крупных российских и зарубежных конференций и конгрессов не обходятся без секций, посвященных этой теме. Тем не менее даже в таком популярном направлении многие вопросы остаются неразработанными. Хотя мобильность и является широко изучаемым явлением, немногие авторы обращали внимание на разработку методологии исследования и дизайна собственных проектов, изучая движение как неотъемлемую и обыденную часть социальной жизни. Сборник «Методологии мобильности: Этнография и эксперимент» (2017) под редакцией Э. Элиот, Р. Норума и Н.Б. Салазара призван восполнить этот пробел. Редакторы отмечают, что хотя жизнь без мобильности невозможна, и любые повседневные взаимодействия предполагают перемещения в пространстве, методы антропологических исследований во многом были сформированы статичным подходом. В классической антропологии фиксировались слепки исчезающей этнографической реальности, в меньшей степени метод исследований был направлен на изучение именно процессов, постоянно происходящих изменений. Антропологи исследовали как физические, так и абстрактные движения, но не рассматривали их как отдельный и самодостаточный этнографический объект (р. 4). Другими словами, мобильность важно интерпретировать не только как потенциальную возможность, но и как практикуемое действие (Habeck 2006: 138).

Данная книга является результатом сотрудничества между группой по изучению мобильности в рамках Европейской ассоциации социальных антропологов и Центром мобильности, политики и общества Оксфордского университета. Она включила девять глав, авторы которых на примере результатов собственной полевой работы представили различные методологические аспекты исследования мобильности. Все они в той или иной мере пытаются ответить на целый ряд вопросов: Какой должна быть мобильная методология? Какова роль статики в мобильных исследованиях? Какую роль играет эксперимент в исследованиях мобильности? Каким образом исследователь может рефлексировать в движении и получать информацию о перемещениях? Какую роль играет этнография в изучении мобильных субъектов и объектов? Что в методологическом плане означает включенное наблюдение мобильности? С помощью каких методов ученый может изучать изменяющиеся и нестабильные явления? В какой мере изучение мобильности пересекается с исследованиями современности?

Основная цель сборника - обратить внимание ученых на методологические проблемы, которые формируют представление о поле. Ставится глобальная и амбициозная задача - понять, каким образом с помощью исследований, наблюдений и анализа мы можем наилучшим образом «описать и понять нашу планету в движении» (p. 3). Авторы задаются вопросами, какие методы требует от исследователя разраба-

тывать и изобретать современный мобильный мир, а также какие проблемы и возможности возникают в рамках новых методологий исследования мобильности при попытке объединения социально-научной теории и практики. Тем не менее ответ на данные вопросы не является чем-то четко определенным и однозначным, что, собственно, и показано в главах книги. Сборник объединил тексты, написанные учеными, изучающими различные формы и масштабы мобильных явлений. При этом авторы стремятся не просто подойти к исследованию методологии мобильности как интеллектуальному упражнению, но рассматривают методологические вопросы в связи с масштабом явлений и этикой, географическими границами, социальным воображением, классом, генде-ром, материальной культурой, а также междисциплинарностью (p. 3).

Книга начинается с подготовленного редакторами введения, где представлен обзор классических и современных подходов к исследованию мобильности, а также обозначены основные проблемы, с которыми сталкиваются ученые при изучении перемещений. Исследования мобильности обращают внимание на множество способов, с помощью которых люди, места и вещи становятся частью различных сетей и связей, по-разному организованных во времени и пространстве (p. 2). Редакторы книги приходят к заключению, что для использования в изучении мобильности этнографические методики требуют серьезного переосмысления (p. 6). Методологически авторы отталкиваются от идеи Арджуна Аппадураи «следовать за вещью» (Appadurai 1986), что позволяет проанализировать процесс перемещения материальных объектов в пространстве, увидеть «вещи в движении» (p. 7). Вслед за Джорджем Маркусом, они рассматривают стратегию этнографии, предполагающую посещение множества мест (multi-sited ethno-graphy), позволяющую проследить множественные траектории передвижений и имеющую давнюю традицию в антропологии (p. 9-10). По мнению авторов, мобильность, таким образом, может заставить ученого задуматься не только о методологии, но и о необходимости переосмысления самих методов, посредством которых он работает и оценивает свое исследование (p. 10). Во введении Э. Элиот, Р. Норум и Н.Б. Салазар последовательно и довольно обстоятельно перечисляют широко востребованные в антропологических исследованиях методологические концепции, описывая их потенциал для исследования практик мобильности, приводя ряд критических замечаний и обозначая возможные ограничения их использования. Во вводной части авторами также обсуждается концепция масштаба (scale) наблюдаемых явлений, концептуализированная в работах Мэрилин Стратерн, позволяющая сконцентрироваться на микро- и макропроцессах.

В целом все перечисленные «инструменты» будут полезны при разработке методологии антропологических исследований, причем не

только посвященных мобильности. Ставя перед собой задачу расширения методологических рамок исследования движений, редакторы книги отстаивают позицию, что изучение мобильности не относится к новому предмету научного исследования, а тем более к особой новой дисциплине, а скорее ставит новые вопросы к классическим проблемам антропологии. Они также делают заключение, что в исследованиях мобильности не менее важным вопросом является неподвижность, статика, иммобильность (р. 14).

«Методологии мобильности», таким образом, видятся авторам чем-то большим, нежели просто техническим средством, позволяя существенно переосмыслить проблему мобильности, ее основные составляющие, а также постоянное взаимодействие исследователей с ними (p. 16). Основным призывом рассматриваемой работы является переосмысление методов антропологических исследований мобильности, а также экспериментальное использование классических, а также широкого спектра общественно-научных методологий. Авторы отстаивают идею рефлексивного экспериментирования с этнографическим методом.

Перечисленные во введении аспекты затрагиваются в главах книги. В первой главе С. Остерлунд-Потцш рассматривает перечисленные во введении методологические проблемы в исторической перспективе. Автор второй главы Х.Х. Лейвестад применяет для изучения материальности мобильных жилищ (передвижных домов на колесах) методологию «архивных исследований» («архив-как-метод»), представив подготовку описи находящихся в жилище вещей как особую методику исследования социальных пространств, состоящих из сложных сочетаний мобильности и неподвижности. Автор данной главы обращает внимание читателя на проблему «мобильной материальности». К. Васантку-мар в третьей главе также обращается к понятию жилища. Опираясь на «перспективу обитателя» (dwelling perspective), предложенную Т. Ингольдом (Ingold 2002), автор на примере исследования тибетской диаспоры рассматривает само «проживание» как набор мобильных методов. Р. Андерсон в четвертой главе на примере «индустрии нелегальности» рассматривает вопросы, касающиеся исследования предметов, инструментов и локусов пространства. Рассматривая феномен «нелегальной» миграции из Западной Африки в Южную Европу, а также меры, которые используются для ее контроля и сдерживания, опираясь на классический метод «расширенного изучения случая» (extended case method) Манчестерской школы, автор высказывает идею «расширенного места полевой работы» (extended field site), что позволяет рассматривать мобильность в более обширном контексте. Развивая подобный подход, Дж. Коатес в пятой главе, опираясь на материалы полевого исследования китайских мигрантов в Токио, показывает, как можно изучить жизнь мегаполиса, долго пребывая в одном и том же месте, вроде

небольшой парикмахерской, работая стационарно. Похожим образом идея «пребывания на месте» (staying put) и «ожидания» (waiting around) в шестой главе, написанной Х. Лахтом, опирающимся на десятилетний опыт изучения транснациональной миграции из Африки в Европу, представлена в качестве одного из ключевых методов исследования мобильности.

Большой потенциал в изучении мобильности представляют аудиовизуальные методы. Использование записи звука и изображения оказало сильное влияние на методики исследования перемещений (p. 7). В рассматриваемой работе отдельно освещается использование визуальных методов в исследованиях интернет-пространства и миграций. В седьмой главе Ш. Уолтон обращается к недавно возникшему новому направлению исследований - киберэтнографии. На примере исследования иранских блогеров автор переосмысляет идею пространственного (совместного) присутствия, которое длительное время представлялось как определяющий аспект антропологической полевой работы. Анализируя процесс циркуляции иранских цифровых фотоснимков, Уолтон рассматривает как физические, так и виртуальные (цифровые) перемещения. Автор демонстрирует способность «удаленных» методов сближать исследователя с географически рассредоточенными предметами исследования, показывая, что этнографическая полевая работа может сочетаться с методологической креативностью.

В заключительной главе К. Виум пытается расширить горизонты исследования мобильности, анализируя использование метода фотосъемки в применении к исследованию транснациональной миграции. На примере собственного полевого опыта изучения мигрантов из Африки, автор рассматривает работу с фотокамерой как аналитический инструмент антропологического исследования, позволяющий сотрудничать с информантами, создавая пространство аналитического диалога в рамках меняющегося контекста, где информант выступает в роли автора нарратива о себе. Фотография, таким образом, предстает инструментом создания этнографического описания вместе с информантами, приглашающим их рефлексировать свои жизненные ситуации. По мнению автора, фотография помогает в контексте исследований мобильности выявлять, размещать и документировать людей и места в обширной и сложной сети потоков и связей, а также запечатлеть изменяющееся поле.

В послесловии, подготовленном С. Абрам, рассматриваются возможности и скрытые проблемы самой концепции мобильности. Рассуждая о значимости изучения статики при исследовании динамических явлений, автор настаивает на том, что мобильности и иммобиль-ности не должны рассматриваться как бинарная оппозиция.

Составляющие книгу тексты показывают разнообразие антропологических методик исследования мобильности, которые не могут быть

сведены к единому универсальному подходу. Долгое пребывание на одном месте, равно как и продолжительные совместные перемещения с людьми, может явиться источником важных антропологических наблюдений. Многие вопросы, которые ставятся в книге, уже не раз задавались и проговаривались в других работах и даже отчасти присутствуют в текстах классиков антропологии, но, тем не менее, впервые методологические аспекты мобильных исследований были последовательно изложены в рамках одной работы. При этом авторы скорее обозначают проблемы мобильных исследований, не давая исчерпывающих и полных рекомендаций по их устранению. Книга, вне всяких сомнений, будет полезна социальным ученым, занимающимся исследованиями мобильных явлений, особенно в ходе разработки методологии собственных проектов. Большую помощь окажет данная работа студентам и аспирантам, поскольку предлагает широкий спектр возможностей при разработке методологии собственной полевой работы. Можно с уверенностью сказать, что рассматриваемая книга будет интересна и полезна не только тем, кто непосредственно исследует мобильность, но и широкому кругу специалистов, интересующихся методами антропологических исследований.

Литература

Головнёв А.В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург:

УрО РАН; «Волот», 2009. Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. М.: Индрик, 2003.

Appadurai A. The Social Life of Things: Commodities in Cultural Perspective. Cambridge:

Cambridge University Press, 1986. Elliot A., Norum R., Salazar N.B. (eds.) Methodologies of Mobility: Ethnography and Experiment. Oxford: Berghahn Books, 2017. Habeck J.O. Experience, Movement and Mobility: Komi Reindeer Herders' Perception of the

Environment // Nomadic Peoples. 2006. № 10 (2). P. 123-41. Ingold T. The Perception of the Environment: Essays on Livelihood, Dwelling and Skill.

London: Routledge, 2002. Ingold T. Being Alive: Essays on Movement, Knowledge and Description. London: Routledge, 2011.

Tsing A.L. Friction: An Ethnography of Global Connection. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2011.

Urry J. Sociology beyond Societies: Mobilities for the twenty-first Century. London: Routledge, 2012.

Urry J. Mobilities: New Perspectives on Transport and Society. London: Routledge, 2016.

В.Н. Давыдов

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Чукотский филиал Северо-Восточного федерального университета

Рецензия поступила в редакцию 25 февраля 2019 г.

Davydov Vladimir N. Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), Russian Academy ofSciences, Chukotka Branch of the North-Eastern Federal University RESEARCHER IN MOTION: ON IM/MOBILE METHODOLOGIES* Review of Elliot A.; Norum R. and Salazar N.B. (eds.) Methodologies of Mobility: Ethnography and Experiment. Oxford: Berghahn. 2017. 207 p. ISBN 978-1-78533-480-1

* The review was written as part of the Russian Science Foundation (RNF) project no. 18-18-00309.

References

Appadurai A. The Social Life of Things: Commodities in Cultural Perspective. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.

Elliot A., Norum R. and Salazar N. B. (Eds.) Methodologies of Mobility: Ethnography and Experiment. Oxford: Berghahn Books. 2017.

Golovnev A. V. Antropologiia dvizheniia (drevnosti Severnoi Evrazii). [The anthropology of movement (antiquities of Northern Eurasia)]. Ekaterinburg: UrO RAN; «Volot», 2009.

Habeck J. O. Experience, Movement and Mobility: Komi Reindeer Herders' Perception of the Environment, Nomadic Peoples, 2006, no. 10(2), pp. 123-41.

Ingold T. Being Alive: Essays on Movement, Knowledge and Description. London: Routledge, 2011.

Ingold T. The Perception of the Environment: Essays on Livelihood, Dwelling and Skill. London: Routledge, 2002.

Shchepanskaia T.B. Kul'tura dopogi v russkoi miforitual'noi traditsiiXIX-XXvv. [The culture of the road in the Russian mythological-and-ritual tradition of the 19th to 20 centuries]. Moscow: Indrik, 2003.

Tsing A. L. Friction: An Ethnography of Global Connection. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2011.

Urry J. Sociology beyond Societies: Mobilities for the twenty-first Century. London: Routledge, 2012.

Urry J. Mobilities: New Perspectives on Transport and Society. London: Routledge, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.