и направляющим решения, чтобы потом неожиданно обнаружить удивительную современность наших ответов — ответов, опирающихся на тиллиховские интуиции.
Рец. на Religion, Theory, Critique: Classic and Contemporary Approaches and Methodologies / R. King, ed. N. Y.: Columbia University Press, 2017. 688 р.
Rev. op.: Religion, Theory, Critique: Classic and Contemporary Approaches and Methodologies / R. King, ed. N. Y.: Columbia University Press, 2017. 688 р.
Рецензирование антологий всегда представляет непростую задачу. Особенно, если те ставят перед собой столь амбициозные задачи, как «расширить наше понимание как истории сравнительного изучения религии, так и его перспектив в будущем» (c. xiii). Для достижения такой цели избирается жанр уже не раз апробированный1, то есть сборник статей, посвященных современному положению дел в дискуссиях по различным проблемам религиоведческих исследований и смежных дисциплин. Здесь в фокусе также оказываются предпосылки и исторические корни религиоведческого знания, те европейские, протестантские, просвещенческие категории, ценности и подходы, которые его сформировали. Академическое религиоведение здесь рассматривается «не как исследование предзаданного и общепризнанного объекта, но как дискурсивное поле, создающее свой предмет исследования самим фактом включения в языковую игру о "религии"» (c. xiii), что является очередным свидетельством расширения дискурсивных исследований в религиоведении2 и продолжающегося пересмотра концептуального аппарата нашей дисциплины3.
1 Среди прочих можно упомянуть работы: Theory and Method in Religious Studies / F. Whaling, ed. B., 1995; Olson C. Theory and Method in the Study of Religion: A Selection of Critical Readings. Boston, 2002; Strenski I. Thinking About Religion: An Historical Introduction to Theories of Religion. Oxford, 2006; Он же. Understanding Theories of Religion: An Introduction. Oxford, 2015; Method Today: Redescribing Approaches to the Study of Religion / B. Stoddard, ed. Sheffield, 2018.
2 См. коллективную монографию: Making religion: theory and practice in the discursive study of religion / F. Wysen, K. von Stuckrad, eds. Boston, 2016 и мою рецензию на нее: Колкуно-ва К. А. Рец. на кн.: Making religion: theory and practice in the discursive study of religion // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 158—161.
3 Начатого, пожалуй, Джонатаном З. Смитом (см., например: Smith J. Z. Map is not Territory: Studies in the History of Religions. Chicago, 1993), но развитую и продолженную другими
Сергей Сергеевич Пименов, канд. филос. наук, ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д.6, стр.1 [email protected]
Sergei Pimenov, Candidate of Sciences in Philosophy, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation [email protected]
ORCID: 0000-0002-2508-025X
ORCID: 0000-0002-2508-025X
Редактор сборника — Ричард Кинг, профессор университета Кента, исследователь индийских религий, ориентализма, западного восприятия восточных религий. Ему удалось собрать коллектив из 44 авторов, представляющих североамериканские, британские, западноевропейские, японские и южноафриканские университеты (в смысле образовательных традиций все они «западные»), подготовивший 56 статей. Ему же принадлежит вступительная статья «Копер-никанский поворот в религиоведении», в которой автор обращается к глобальному кризису больших нарративов, который в религиоведении привел к доминированию конструктивистского подхода: с 1966 г., когда была опубликована на английском языке ключевая для религиоведения работа Питера Бергера и Томаса Лукмана «Социальное конструирование реальности»4, мы перешли от исследования предмета изучения через призму конструирования к анализу самих себя и своего исследования. «Коперниканским поворотом» в религиоведении Кинг называет произошедшее в 1990-е гг. переосмысление методологических оснований исследования. От «религии» как объективно существующего, стабильного предмета исследования религиоведы приходят к критической теории религии, которая «стремится поместить себя и других в сеть культурных, эпистемологических и политических взаимосвязей и апелляции к «эмпирическим данным»» (с. 6). Из этого коперниканского поворота (который Кинг сравнивает с появлением квантовой механики) следуют новые области рефлексии и проблемные задачи для религиоведения, которые, собственно, и формируют содержание тома в целом. Это категория «религия» с ее культурной обеспеченностью, проблемами перевода и сложными политическими, теологическими и эпистемологическими импликациями; это проблема «другого» — религиоведение как проект западной цивилизации, связанный с колониализмом и с поиском себя «западным человеком»; связь сравнительного изучения религии с секуляризмом в разных ее формах. Кинг утверждает, что эмическая и этическая позиции исследователя не два варианта, а крайние точки континуума, в котором протекают все исследования религии. Эти проблемы обладают значительным теоретическим потенциалом и многократно становились предметом обсуждения, итоги которого подводят статьи, вошедшие в сборник. Они составляют 12 частей, выстроенных как в хронологическом — от зарождения религиоведческой науки к современности, так и в концептуальном ключе — есть части, посвященные отдельным религиоведческим дисциплинам, методологическим установкам и междисциплинарным проблемам.
В первой собраны статьи, связанные с историческими корнями и генеалогией понятия «религия», а именно библейской критикой, идеями Гегеля, Макса Мюллера, сравнительной теологией, изобретением «религии» в поздней Ан-
конструктивистами. См.: Fitzgerald T. The ideology of religious studies. Oxford, 2000; SalerB. Conceptualizing Religion: Immanent Anthropologists, Transcendent Natives, and Unbounded Categories. N. Y., 2000; McCutcheon R., Arnal W. The Sacred is the Profane: The Political Nature of «Religion». N. Y., 2013 и другие, не менее значимые работы.
4 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 1995.
тичности и конструированием понятий «религия» и «синто» в Японии Нового времени.
Часть вторая посвящена просвещенческой критике религии (в главах о Дэвиде Юме, Людвиге Фейербахе, Фридрихе Ницше, Зигмунде Фрейде, Карле Марксе, а также о «новых атеистах» авторы придерживаются широкого понимания Просвещения, фактически отождествляемого с Новым временем). Интересно включение сюда новых атеистов, т. е. С. Харриса, Д. Деннета, Р. Докинза и К. Хитченса. Об опоре этих авторов на свободомыслие эпохи Просвещения уже было написано российскими исследователями5.
В третьей части, «Религия вне Запада», ставится проблема перевода терминологии и моделирования теории религии на иных основаниях (вне иудео-христианской традиции). Здесь рассматриваются арабское понятие дин, китайское дзунцзяо, африканские верования как альтернативные модели для построения теории. Здесь же статья, освещающая проблему перевода, которая трактуется автором исходя из контекста гегемонии латинского языка в научном дискурсе (глобалатинизация), проблем использования понятий из локальных языков и «теологии перевода» Жака Деррида.
В четвертой части предлагаются шесть статей о различных подходах и персоналиях в области психологического исследования религии, среди которых Уильям Джеймс, Рудольф Отто, Карл-Густав Юнг; современное положение дискуссий в психологии религий иллюстрируется блоком статей, посвященных апологии и критике когнитивных теорий религии.
Пятая часть посвящена связи религии, языка и мифа, здесь собраны статьи о понятии религии в аналитической философии религии, структуралистских теориях религии, а также ключевых теориях мифа.
Статьи, вошедшие в шестую часть, освещают вопросы религиоведческого исследования обществ и культуры: формирование социологии религии и ее связь с классической социологией, неправильное, с точки зрения автора статьи, толкование религии в теории «второго» модерна (то есть у таких классиков социологии, как Э. Гидденс, З. Бауман и У. Бек), классические антропологические теории религии, положение дел в обсуждении проблемы определения религии, а также культурологические подходы к религии и медиа.
Седьмая часть сконцентрирована на ритуале: здесь обсуждаются классические теории ритуала, споры о мифоритуале, ритуализация, теории действия применительно к изучению религии.
Восьмая часть посвящена всестороннему анализу феноменологии религии, ее философским основаниям, фигуре М. Элиаде. Дж. Кокс предлагает свое видение этой программы исследований, а такие известные критики понятия религии, как У. Арнал и Т. Фитцджеральд, дают свой анализ феноменологических теорий и подходов.
В девятой части обозначаются подходы к изучению религии в континентальной философии, среди которых постмарксизм, теории П. Бурдье, Ж. Деррида,
5 См.: Слепцова В. В. Философские истоки и специфические черты «нового атеизма» // Религиоведение. 2015. № 3. С. 77-85.
М. Фуко, а также «возвращение религиозного» в современную континентальную философию.
Завершающие книгу разделы посвящены междисциплинарным подходам и исследованиям, которые выходят в область политическую и касаются наиболее острых общественных проблем. В десятой части собраны статьи, посвященные проблемам гендерных исследований в области религиоведения, феминистским подходам и квир-исследованиям.
Одиннадцатая часть рассматривает проблемы религии в контексте колониализма и расовых вопросов, в частности связь модернового проекта с колониализмом, религиоведение и апартеид в Южной Африке, теории расы в связи с религией, генеалогию афроамериканских исследований.
Последняя, двенадцатая часть содержит три статьи, посвященные связи религии и насилия, экономики и глобализации.
Даже такое краткое изложение позволяет оценить масштабность проекта — авторы рефлексируют множество теорий, от классических до современных критических подходов. Авторы стремятся как показать положение дел в дискуссии, так и подвести некоторые итоги. Эту книгу можно смело рекомендовать как учебник по фантастическому курсу истории зарубежного религиоведения, к которому, впрочем, нам всем еще долго предстоит готовиться. Том еще раз привлекает внимание к необходимости саморефлексии религиоведения и религиоведов, к ценности междисциплинарных подходов и расширения теоретической и методологической базы исследований.
Сочетание авторами исторических исследований с дискурсивными также, смеем надеяться, вдохновит исследователей отечественного религиоведения на обновление собственного инструментария. Помимо методологии, данный том отличает авторская позиция, стремление не только описать положение дел в дисциплине, но и рефлексировать те эпистемологические, теологические, политические и многие другие предпосылки и «подводные течения», лежащие в основе подходов к исследованию (и в значительной мере изобретению) религии.
Колкунова Ксения Александровна,
канд. филос. наук
ст. препод кафедры ФРИРАК
Богословского факультета ПСТГУ
Российская Федерация, 127051,
г. Москва, Лихов пер. д.6 стр. 1
Ksenia Kolkuniva, Candidate of Sciences in Philosophy, Senior Lecturer, Department of Philosophy of Religion and of Religious Aspects of Culture, Faculty of Theology, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation [email protected]
ORCID: 0000-0003-4655-6488
ORCID: 0000-0003-4655-6488