Научная статья на тему 'Рец. На кн. : ребрина, Л. Н. Категория памяти в немецком языке: репрезентация и дискурсивная реализация [Текст] : монография / Л. Н. Ребрина ; науч. Ред. Н. Л. Шамне. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2012. - 494 с'

Рец. На кн. : ребрина, Л. Н. Категория памяти в немецком языке: репрезентация и дискурсивная реализация [Текст] : монография / Л. Н. Ребрина ; науч. Ред. Н. Л. Шамне. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2012. - 494 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Тахтарова Светлана Салаватовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рец. На кн. : ребрина, Л. Н. Категория памяти в немецком языке: репрезентация и дискурсивная реализация [Текст] : монография / Л. Н. Ребрина ; науч. Ред. Н. Л. Шамне. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2012. - 494 с»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Рец. на кн.: Ребрина, Л. Н. Категория памяти в немецком языке: репрезентация и дискурсивная реализация [Текст] : монография / Л. Н. Ребрина ; науч. ред. Н. Л. Шамне. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2012. - 494 с.

Язык - вековечная струя, несущая новое на волнах старого.

Леонид Соболев

Память - это инструмент, который неустанно обтачивает прошлое, превращая его в удобное и приемлемое для вас повествование.

Стэнли Кауффманн

В рецензируемой монографии Л.Н. Ребрина обращается к сложной и актуальной научной проблеме комплексного лингвистического описания категории памяти, предлагает и верифицирует на материале немецкого языка оригинальную концепцию, учитывающую структурированность самого внеязыкового феномена, системную и континуумную организацию языка как метасистемы хронологически, территориально и социально дифференцированных вариантов, интегрирующую семасиологический, ономасиологический, синхронический, диахронический и дискурсивный подходы к фактическому материалу. Представленное исследование реализует новую т постановку и авторское решение заявленных о задач, доказывает, что лингвистика способна ^ внести свой вклад в изучение процессов и яв-О лений психической сферы. § В предисловии и введении автор спра-¡^ ведливо отмечает несомненную значимость, й многоаспектность, междисциплинарный ха-© рактер исследований памяти, ее социальную

и коммуникативную природу, необходимость системной разработки рассматриваемого феномена.

Для обозначения объекта исследования предлагается новый термин «языковая коэди-фикация» - комплексное представление вне-языкового объекта в результате его языкового освоения и опосредования, интегрирующее характерные черты репрезентации, номинации и дискурсивной манифестации соответствующего фрагмента действительности. Термин полно и непротиворечиво отражает рассматриваемое явление и цель работы.

В первой главе монографии описывается исследовательская парадигма памяти в нелингвистических и лингвистических науках (философия, психология, социология, информология, системантика, синергетика, культурология, история, литературоведение, языкознание), определяются теоретические и методологические подходы и детально представляется разработанный исследовательский алгоритм.

Автор исходит из необходимости рассмотрения памяти как категории (сложного когнитивного образования, организующего в некую целостность разные формы проявления феномена памяти и релевантные выделяемые внутридисциплинарно свойства), тесно связанной с категориями пространства, времени, сознания и включающей в себя онтологическое, аксиологическое и эпистемологическое базовые измерения. Представленный алгоритм основывается на методологической базе лексической семантики, фразеологии, этимологии, диалектологии, вариантологии, прагматики и дискурсивной лингвистики, положениях о реконструктивной, динамической, языковой природе памяти, системной организации лексики, континуальности языка, объективации памяти в языковом знаке, о конституиро-

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

вании социального пространства разными типами дискурсивных практик и на гипотетическом предположении автора о том, что коэди-фикация категории памяти в немецком языке отражает многомерность данной категории, фиксируется системными и речевыми фактами, конституируется константными, универсальными и варьирующимися элементами.

В работе выстраиваются номинативные парадигмы операций памяти в разных вариантах немецкого языка, описываются семантические, формальные, функциональные характеристики конституентов, определяются степень эксплицированности и языковая модель данных денотативных ситуаций в немецком языке, релевантные для языкового освоения памяти, вычленяемые сознанием носителей языка и отражающиеся в семантике лексических единиц признаки компонентов данной модели; выделяются константные, универсальные и вариативные характеристики репрезентации и номинации онтологических процессов памяти в немецком языке, обобщаются языковые аспекты функционирования автобиографической и коллективной памяти, регулярные черты объективации онтологического, аксиологического и эпистемологического измерений категории памяти. Л.Н. Ребрина использует данные большого количества лексикографических источников, привлекает обширный корпус фактического материала и снабжает работу подробными приложениями, иллюстрирующими ход исследования и его результаты.

Во второй главе монографии «Коэдифи-кация памяти на уровне лексико-семантичес-кой системы немецкого языка» представлены результаты изучения системных фактов континуума немецкого языка, который нацелен на характеристику языкового освоения рассматриваемого феномена, то есть базовых элементов языковой модели, закономерностей репрезентации и номинации памяти как динамической структуры, их константных, универсальных, варьирующихся черт, и включает ряд исследовательских мероприятий, предполагающих введение временной, пространственной и социальной осей: анализ глаголов памяти и глагольных коллокаций памяти современного немецкого языка Германии, идеографически детерминированной генетической парадигмы (предполагающей обращение к диахроничес-

кому аспекту языкового представления памяти и позволяющей проследить эволюцию познания в рамках данной понятийной сферы), номинативных парадигм швейцарского, австрийского национальных вариантов и нижненемецкого диалекта «платт». Материалы и результаты данной части работы могут найти применение в лексикографической практике.

Достойными внимания представляются наблюдения автора, касающиеся участия языка в опосредовании и организации опыта, в том числе материалы историко-семасиологичес-кого анализа, позволяющие судить о преемственности осваиваемых языком структур знания и механизмов семантической схематизации ментальных представлений о памяти, а также вывод об отражении в иерархической структуре внутренней организации номинативных парадигм усложняющейся модификации основных форм мнемических переживаний. Подробный анализ единиц вторичной номинации операций памяти вносит значительный вклад в дальнейшее развитие фразеологических исследований.

В третьей главе «Коэдификация функционального аспекта памяти в немецком языке» автор обращается к языковому опосредованию названного феномена, изучению речевых фактов, манифестирующих работу подсистем автобиографической и коллективной памяти, различающихся своими хронотопами, целями ре-актуализаций, субъектами (личность/общество) и объектами (индивидуально/социально значимый опыт). Анализу подвергаются разные типы дискурсивных практик.

При рассмотрении объективации автобиографической памяти автор исходит из того, что память имеет уровневую структуру (единичные эпизоды, судьбоносные воспоминания, жизненные темы, целостное представление о своей судьбе), предполагает определенные формы организации материала (яркие, важные, переломные, сущностные события) и специфичные функции (прагматическая, саморегуляционная, коммуникативная, экзистенциальная, а также новая - терапевтическая), а ее опосредование - определенную дискурсивную организацию. В качестве фактического материала используются контексты художественных произведений с автобиографическими высказываниями героев, автобиографи-

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

ческие тексты (рассказы, повести, дневники, автобиографии, биографические интервью, Интернет-дневники). Языковая реализация коллективной памяти исследуется на материале дискурсивных практик немецкоязычных СМИ, в которых отражается ее инсти-туциализированное функционирование, направленное на формирование ценностного отношения к прошлому посредством мани-пулятивного воздействия на массового адресата и предусматривающее определенную стратагемно-тактическую организацию предъявления и трансляции трансформируемых (позитивного, негативного, деактуали-зируемого) образов. Используемые адресантом тактики отвечают установкам адресанта, сопрягаются с формально-логической или психологической аргументаций и композиционными признаками сообщения, согласующимися с теорией выдвижения. Представленные в данной части работы выводы и наблюдения автора значимы для изучения социальной, коммуникативной и реконструктивной природы памяти, могут найти применение при решении практических задач устной истории, политической и терапевтической коммуникации.

Кратко основные выводы выполненного исследования могут быть представлены в виде следующих тезисов: память представ-

ляет собой многомерную категорию, ее отражение в немецком языке - комплексное, суммарное образование, интегрирующее закономерности номинации, репрезентации, дискурсивной манифестации, факты хронологически, территориально, социально детерминированных форм немецкого языка, составляющие его константные, универсальные, вариативные черты; онтологическое измерение категории объективируется в пространственно-деятель-ностном представлении памяти и ее операций, опосредованном опытом физического взаимодействия, аксиологическое - в ценностной нагруженности и амбивалентности феномена, определяемой признаками элементов денотативных ситуаций и установками ретроспекции, эпистемологическое - в функционировании памяти как интерпретативного, интенциональ-ного, дискурсивного конструкта.

Монография вносит вклад в дальнейшее развитие лексической семантики, фразеологии, диалектологии, исторической семасиологии, прагматики и дискурсивной лингвистики, в разработку вопросов языковой проекции, механизмов освоения и опосредования элементов внутреннего мира человека, когнитивной и волюнтативной функций языка, может быть адресована широкому кругу специалистов и читателей, интересующихся проблематикой памяти.

С.С. Тахтарова

194

С. С. Тахтарова. Рец. на кн.: Ребрина, Л. Н. Категория памяти в немецком языке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.