www.volsu.ru
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
Рец. на кн.: Павленко, Е. М. Образование в области прав человека как основа формирования правовой культуры и культуры прав человека в Российской Федерации [Текст] : монография / Е. М. Павленко. - М. : Права человека, 2016. - 216 с.
Александр Егорович Епифанов
Доктор юридических наук,
профессор кафедры конституционного и муниципального права, Волгоградский государственный университет [email protected], [email protected]
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Сегодня в условиях бурного изменения законодательства Российской Федерации и процессов модернизации образования возрастает значимость исследования как теоретических, так и практических аспектов формирования правовой культуры. Об этом свидетельствуют положения Основ государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом РФ 4 мая 2011 г. № ПР-1168, которые гласят: «Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неот-^ чуждаемых прав и свобод, обеспечение на-^ дежной защищенности публичных интересов». ® Необходимость формирования правового со-§ знания граждан России отмечает и уполномо-
м
ей ченный по правам человека в РФ, в частно-¡3 сти, в его последнем ежегодном докладе го-Й ворится о том, что права человека наруша-
ются из-за повсеместно низкого уровня правовой культуры [1, с. 109], и о том, что приоритетной остается работа по формированию программ правового просвещения.
Всем этим проблемам посвящена вышедшая в 2016 г. в издательстве «Права человека» монография кандидата юридических наук, доцента кафедры международного права и прав человека юридического института Московского городского педагогического университета Евгении Михайловны Павленко «Образование в области прав человека как основа формирования правовой культуры и культуры прав человека в Российской Федерации» [2].
Следует отметить, что Е.М. Павленко является признанным специалистом в данной области, автором учебников, пособий, программ курсов, посвященных проблематике прав человека и образованию в области прав человека, международным экспертом, тренером Совета Европы по образованию в области прав человека. В 2006 г. под руководством Ф.М. Рудинского она подготовила и защитила в Диссертационном совете Волгоградской
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
академии МВД России диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата юридических наук по теме «Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России» [3], а в 2008 г. выпустила свою первую одноименную монографию [4]. Весь этот опыт самым положительным образом отразился на выполненном и рецензируемом монографическом исследовании. Кроме того, Евгения Михайловна пользуется заслуженным авторитетом у отечественных и зарубежных авторов, в частности Дж. Саъдизода, анализируя библиографию по проблематике культуры прав человека, пишет: «в авангарде данной группы ученых находится Е.М. Павленко - единственный автор на пространстве СНГ, непосредственно и глубоко исследовавший настоящую тему и отстаивающий термин «культура прав человека» [5, с. 64].
Актуальность и значимость данной работы не вызывают никаких возражений, поскольку отечественное правоведение не может в последнее время похвастаться наличием более или менее полных исследований в области правовой культуры и тем более посвященных образованию в области прав человека. Да и зарубежная научная мысль в этом отношении не является исключением. В этой связи можно приветствовать рецензируемую монографию Е.М. Павленко, которая продолжает работу в данном направлении.
Монография представляет собой исследование, направленное на теоретическое обоснование концепции образования в области прав человека как основы формирования правовой культуры и культуры прав человека в российском обществе. В ней анализируются философские основания теории культуры в целом, а также правовой культуры и культуры прав человека, в частности, обосновывается аксиологический подход автора к пониманию культуры в рамках многообразия теоретико-методологических подходов [2, с. 22], раскрывается сущность и содержание целого комплекса научных категорий: «правовая культура» [2, с. 31], «культура прав человека» [2, с. 55], «образование в области прав человека» [2, с. 105], «право знать свои права» [2, с. 137], «обязанность уважать права и свобо-
ды других лиц» [2, с. 92], «конституционное правосознание» [2, с. 49].
Достоинством работы можно признать попытку автора дать комплексный анализ феномена «культуры прав человека» как сложного образования, все элементы которого действуют в рамках органического единства. Культура прав человека - новая для современной юридической науки категория, которая до сих пор не была предметом комплексного исследования в науке. Автор монографии определяет сущность данного общественного явления, его структуру, роль, рассматривает проблемы становления и развития, а главное - особенности соотношения с правовой культурой.
Анализируя особенности правовой культуры и культуры прав человека современной молодежи, автор монографии разработал и провел социологический опрос «Уровень правовой культуры и культуры прав человека» в студенческой среде двух вузов - юридического института МГПУ и института менеджмента и права МЭСИ [2, с. 177-215], результаты и основные выводы которого могут быть использованы в образовательных целях.
Автором в монографии дается системный анализ различным направлениям и аспектам государственной политики РФ в области модернизации юридического образования и развития образования в области прав человека как основы формирования правовой культуры и культуры прав человека. Е.М. Павленко отмечает, что для экспертного педагогического и научного сообщества образование в области прав человека является в настоящее время приоритетной задачей. При этом особая роль возлагается на усилия по формированию высокого уровня правовой культуры и культуры прав человека будущих юристов, а также представителей органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц (судей, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и т. п.). Поэтому развитие образования в области прав человека в современной России будет продолжаться [2, с. 152-153].
Итак, монография Евгении Михайловны Павленко является законченным творческим исследованием. Не претендуя на исчерпывающие выводы, она дает представление о раз-
178
А.Е. Епифанов. Рец. на кн.: Павленко, Е. М. Образование в области прав человека
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
витии образования в области прав человека в современной России, определяет тенденции и перспективы. В связи с этим она, несомненно, будет иметь интерес для российских и зарубежных специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ. - М. : Аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ, 2015. - 248 с.
2. Павленко, Е. М. Образование в области прав человека как основа формирования правовой культуры и прав человека в Российской Федерации / Е. М. Павленко. - М. : Права человека, 2016. - 216 с.
3. Павленко, Е. М. Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России : дис. ... канд. юрид. наук / Павленко Евгения Михайловна. - М., 2006. - 202 с.
4. Павленко, Е. М. Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России / Е. М. Павленко. - М. : Права человека, 2008. - 184 с.
5. Саъдизода, Дж. Культура прав человека как составная часть правовой культуры / Дж. Саъдизода // Закон и право. - 2014. - №№ 10. - С. 63-67.
REFERENCES
1. Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v RF [Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation]. Moscow, Apparat Upolnomochennogo po pravam cheloveka v RF, 2015. 248 p.
2. Pavlenko E.M. Obrazovanie v oblasti prav cheloveka kak osnova formirovaniya pravovoy kultury i prav cheloveka v Rossiyskoy Federatsii [Education in Human Rights as a Basis of Formation of Legal Culture and Human Rights in the Russian Federation]. Moscow, Prava cheloveka Publ., 2016. 216 p.
3. Pavlenko E.M. Formirovanie kultury prav cheloveka i konstitutsionnogo pravosoznaniya v sovremennoy Rossii: dis. ... kand. yurid. nauk [Building a Culture of Human Rights and Constitutional Justice in Modern Russia. Cand. jurid. sci. diss.]. Moscow, 2006. 202 p.
4. Pavlenko E.M. Formirovanie kultury prav cheloveka i konstitutsionnogo pravosoznaniya v sovremennoy Rossii [Building a Culture of Human Rights and Constitutional Justice in Modern Russia]. Moscow, Prava cheloveka Publ., 2008. 184 p.
5. Sadizoda Dzh. Kultura prav cheloveka kak sostavnaya chast pravovoy kultury [The Culture of Human Rights as an Integral Part of the Legal Culture]. Zakon ipravo, 2014, no. 10, pp. 63-67.
Book Review: Pavlenko, E. M. Education in the Sphere of Human Rights as the Basis of Formation of Legal Culture and Human Rights Culture in the Russian Federation [Text] : Monograph / E. M. Pavlenko. - Moscow : Prava Cheloveka Publ., 2016. - 216 p.
Aleksandr Egorovich Epifanov
Doctor of Juridical Sciences, Professor, Department of Constitutional and Municipal Law, Volgograd State University [email protected], [email protected]
Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation