© С. Гринев-Гриневич, 2009
УДК 81’1 ББК 81.00
Рец. на кн.: Новые пути в лингвистике (New Pathways in Linguistics) [Текст] : сб. ст. - Ольштын : Ин-т совр. яз. и лит. Вармин.-Мазур. ун-та, 2008. - 191 с.
Одним из знаменательных событий в лингвистике 2008 г. явилось появление в свет подготовленного Институтом современных языков и литературы Варминьско-Мазурского университета сборника статей, посвященных различным аспектам когнитивной лингвистики. Книга представляет собой, на наш взгляд, весьма удачную попытку ответа на изменения, происходящие в настоящее время в характере и направленности когнитивных исследований разных аспектов языка и вызванные сдвигом направленности от непростых взаимоотношений между языком, познанием и имманентными языковыми способностями человека к более коммуникативно-ориентированной установке исследователя. В контексте результатов одной из международных конференций, проведенной в Московском государственном университете в конце прошлого столетия для подведения итогов развития языкознания в ХХ в., констатировавшей исключительное положение в современной лингвистике двух направлений - когнитивной и коммуникативной лингвистики, весьма интересной представляется попытка интеграции этих направлений.
В соответствии с представленными подходами и поставленными целями материал сборника организован в две группы статей, оформленные соответствующими разделами. Первая группа, представленная известными авторами, поставила перед собой задачу разработки основ междисциплинарной парадигмы лингвистики начала XXI века. Открывает ее статья Станислава Пуппеля, посвященная обоснованию формирования на базе современной коммуникативной лингвистики автономного направления, противопоставляемого традиционным интралингвистическим исследованиям на основе более широкого подхода. Для
нового направления предлагается название «коммуникология»; всесторонне рассматриваются как сфера направления новой дисциплины и основные исходные посылки новой модели коммуникации, так и прикладные аспекты формулируемых теоретических положений.
Необходимость в выходе за рамки традиционных лингвистических мировоззрений, узость которых, по мнению автора, не в состоянии преодолеть обращение исследователей к таким направлениям внешней лингвистики, как прагмалингвистика, социолингвистика, этнолингвистика и т. п., мотивирована как разнообразием аспектов современной коммуникативной деятельности, так и многообразием возникающих проблем. Сформировавшаяся коммуникология может сосуществовать с лингвистикой, образуя с ней новую конфигурацию отношений в пространственной среде семиосферы, понимаемой как совокупность адресанта, адресата и прочих экстралингвис-тических факторов коммуникации, размещенных в семиотическом пространстве. При этом общим для лингвистики и коммуникологии может быть соотнесенность с семиотической сеткой, включающей вторую триаду знаков Пирса (признак, образ и код), причем различие между ними предполагается в определении существенных для исследования знаков: для лингвистики это будут преимущественно кодовые языковые знаки, тогда как сфера ком-муникологии не будет ограничена. Таким образом семиосфера приобретает два протяжения - языково-ориентированное с концентрацией внимания на кодовых аспектах и коммуникационно-ориентированное с уделением равного внимания всем видам знаков.
Междисциплинарный характер предлагаемой новой дисциплины, по мнению автора, дает возможность определения новых областей научных исследований, внушительный перечень которых, начиная от областей взаимодействия с лингвистикой (с такими ее разделами, как общая, сопоставительная, историческая и дескриптивная лингвистика, ант-
рополингвистика, прагмалингвистика, психолингвистика, социолингвистика, эколингвистика, этнолингвистика, лингвистическая география, языковое планирование и языковая политика), антропологией, биологией (в особенности экологией), архитектурой, экономикой, географией, психологией, социологией, кибернетикой, философией (особенно эпистемологией и онтологией), политологией, теорией систем и статистикой, приводится в статье.
Предлагаемый ориентировочный перечень проблемно-прикладных аспектов комму-никологии включает 50 позиций, охватывающих не только различные варианты профессиональной коммуникации, но и широкий спектр разнообразных коммуникативных ситуаций и аспектов коммуникации (с. 18-20).
Если задача разработки теоретических основ науки, которая была бы одновременно и альтернативой традиционной лингвистике и ее дополнением, представляется весьма престижной, то не менее престижной выглядит задача развития современных представлений о системе функций языка, которую поставил перед собой Александр Киклевич - автор статьи «Функции языка в эколингвистической перспективе».
Одним из исходных положений является различение общих функций языка и специальных функций отдельных уровней языка. Это положение дополняется учетом эко-лингвистической перспективы, принимающей во внимание такие факторы, как соотношение синхронии и диахронии в рассмотрении языков, учет языковых контактов и языковых конфликтов, а также соображений языковой политики (с. 24).
Отталкиваясь от традиционного, введенного в начале ХХ в. К. Бюлером рассмотрения функций языка соотносительно с говорящим (экспрессия), слушающим (апелляция) и предметом сообщения (репрезентация), автор предлагает расширение этого перечня до шести параметров, в соотношении с которыми язык реализует себя в качестве функциональной системы. В качестве этих параметров предлагается рассматривать:
1. Мир как материальную, социальную или психологическую реальность.
2. Человека как индивидуального или социального деятеля.
3. Взаимодействие субъектов с учетом принципов сотрудничества в коммуникации.
4. Дискурс как интерактивное событие, учитывающее такие аспекты, как условия и комплементарные коды взаимодействия.
5. Конвенциональную систему оценок, в большей или меньшей степени разделяемую участниками коммуникации.
6. Языковую ситуацию, предполагающую учет социальных, функциональных и ареальных вариаций (с. 24-25).
Дополнительно предлагается учитывать два вида реализации функций языка - объяснительный (способ представления реальности в языке и речи) и инструментальный (использование языка как инструмента во всевозможных видах деятельности). При этом выделяются следующие двенадцать основных функций языка:
1. Номинативная.
2. Магическая.
3. Деиктическая.
4. Экспрессивная/объяснительная.
5. Социативная/символическая.
6. Прагматическая.
7. Стилистическая.
8. Этологическая/эвристическая.
9. Когнитивная/кумулятивная.
10. Креативная.
11. Конституирующая/дистрибутивная.
12. Детерминистическая/инициирующая.
Часть из перечисленных функций достаточно хорошо известна и не нуждается в дополнительных комментариях. Различение номинативной и экспрессивной функций базируется на возможности применения критерия истинности - ложности высказывания в первом случае и отсутствием такой возможности - во втором. Социативная функция отражает намерение социализации и может принимать два значения - манифестации принадлежности к социальной группе путем выбора языкового кода (ареального диалекта, социо-, профессиолекта) или же установления социальной дистанции с адресатом или окружением путем намеренного подчеркивания различий в используемых кодах сообщений.
Прагматическая функция в предлагаемом подходе охватывает две функции высказывания - каузативную и побудительную. При этом предлагается расширение спектра ком-
муникативных ситуаций - в отличие от традиционного прагмалингвистического подхода, занятого преимущественно межличностными контактами, возможны ситуации межвидовой коммуникации «человек - животное» или массовой коммуникации, когда возможности обратной связи ограничены, если вообще возможны (с. 32). Особый случай представляют собой коммуникативные отношения «читатель - текст», особенно при наличии фоновых знаний об авторе текста и условиях создания текста. Прагматическая функция включает в некоторые специализированные функции, например, художественную или поэтическую, цель которых - воздействие на получателя информации путем возбуждения его эстетических ощущений. И, наконец, в актах непрямой речи можно заметить функцию исключения из акта коммуникации нежелательных лиц, например, путем выбора специализированного подъязыка общения.
Этологическая функция, называемая также эргономической и эвристической, связана с организацией дискурса, но на гипертексту-альном уровне выполняет институциональную функцию. Когнитивная функция рассматривается как аккумуляция в языке культурного опыта, отраженного в системе языка прежде всего в лексических значениях категорема-тических слов и категоризации окружающего мира. Креативная функция связывается с теорией лингвистического релятивизма Сепира - Уорфа, согласно которой видение мира предопределяется языком. В тексте креативная функция проявляется в воздействии на ментальность получателя информации, а особенно в формировании его вкусов средствами массовой коммуникации.
Конституирующая функция определяется следующим рядом параметрических оппозиций, определяющих статус языка:
1. Кодифицированный, письменный vs бесписьменный язык.
2. Междиалектный vs диалектный вариант языка.
3. Литературный vs нелитературный
язык.
4. Многоэтнический vs моноэтнический язык.
5. Государственный язык vs местные, региональные и этнические варианты.
6. Международные (рабочие языки ООН) vs национальные языки.
7. Языки канонических (священных) текстов vs обычные языки.
Детерминистическая функция связана с взаимовлиянием языков и согласно концепции автора предусматривает три опции:
1. Контактное или дисконтактное влияние.
2. Односторонняя детерминация или взаимная интерференция.
3. Конвергентное или дивергентное развитие.
Предлагаемая классификация языковых функций является открытой и позволяет вносить в нее дополнения
Последняя статья этого раздела -«Cognitivism in Linguistics. Why Sciences Are to Fall Into One Interdisciplinary Paradigm» -посвящена попытке обоснования возможности выхода лингвистики за рамки собственно языковедческих исследований и включения ее в круг естественных наук. Такая интеграция наук предположительно должна позволить, с одной стороны, выработать интердисциплинарную научную парадигму на базе когнитивной лингвистики, единый универсальный научный метод, позволяющий понять человека как психофизиологическое образование, а с другой - рассматривать ког-нитивистику как многомерное комплексное исследование человека, позволяющее найти решение старых научных проблем (с. 46). Среди наук, которые в первую очередь должны участвовать в предвидимом синтезе, -антропология, социология, нейробиология, психотерапия, теория искусственного интеллекта. Предлагается также использовать в языкознании методы квантовой физики, а также методы физики и математики в исследованиях природы сознания и человеческого мышления. Анализируя открывающиеся возможности, автор - Марта Богуславска-Та-фельска - приходит к заключению о том, что, поскольку современная когнитивная лингвистика выявила базовое тройственное отношение между человеком, языком и окружающим их миром материальных и нематериальных элементов, любые исследования языковых процессов являются вместе с тем исследованиями подлинной природы окружающего нас мира.
224
С. Гринев-Гриневич. Рец. на кн.: Новые пути в лингвистике
Во втором разделе сборника помещены статьи, посвященные различным аспектам когнитивного анализа системы языка и языковых процессов.
Открывает раздел статья, подготовленная в русле ставших уже традиционными исследований области значений английских предлогов. Новым в подходе является попытка использования в анализе принципов квантовой физики для формирования нового подхода в осмыслении колебаний в спектре значений предлогов.
Следующая статья посвящена когнитивным аспектам использования Дарвином в его труде «Происхождение видов» онтологических метафор для облегчения понимания своих концепций.
В следующих публикациях анализируется альтернатива применения когнитивного подхода в фонологии для лучшего осмысления
фонетических процессов или включения фонологии в сферу когнитивной лингвистки для завершения формирования последней в качестве общей теории языка; проводится сопоставительный анализ английских и польских инфинитивных оборотов с точки зрения когнитивной грамматики и, наконец, рассматриваются когнитивные аспекты овладения локативными предлогами в польском языке в раннем детском возрасте.
Таким образом, в сборнике представлен широкий спектр новых направлений применения когнитивных подходов к изучению различных уровней языка. Рецензируемый сборник открывает серию продолжающегося издания, в котором будут публиковаться материалы, отражающие новые, нетрадиционные подходы к изучению языка.
С. Гринев-Гриневич