Научная статья на тему 'Рец. на кн.: NICK MEGORAN. NATIONALISM IN CENTRAL ASIA: A BIOGRAPHY OF THE UZBEKISTAN-KYRGYZSTAN BOUNDARY. Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Press, 2017. 348 p.'

Рец. на кн.: NICK MEGORAN. NATIONALISM IN CENTRAL ASIA: A BIOGRAPHY OF THE UZBEKISTAN-KYRGYZSTAN BOUNDARY. Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Press, 2017. 348 p. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
109
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национализм / Центральная Азия / границы / узбеки / кыргызы / идентичность / nationalism / Central Asia / borders / Uzbeks / Kyrgyz / identity

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сергей Николаевич Абашин

В рецензии рассматриваются новые интерпретации истории национализма в бывших советских странах Центральной Азии, предложенные в книге Ника Мегорана. Изучая современное национальное строительство, исследователь приходит к выводу о том, что политические проекты национализмов в разных странах встречаются с моральными картами местных жителей, в которых этничность не играет ведущей роли. Тем не менее история, изложенная Мегораном, выстраивается, как считает рецензент, в логике неизбежности пришествия национализма, материализации национальных границ и этнизации местных идентичностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сергей Николаевич Абашин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Review of NICK MEGORAN, NATIONALISM IN CENTRAL ASIA: A BIOGRAPHY OF THE UZBEKISTAN-KYRGYZSTAN BOUNDARY. Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Press, 2017, 348 pp.

The review considers Nick Megoran’s new interpretations of the history of nationalism in the former Soviet countries of Central Asia. Megoran, who examines modern nation-building, claims that nationalisms as political projects in different countries encounter the local residents’ moral maps, in which ethnicity does not have a leading role. However, the reviewer believes that Megoran’s narrative is guided by the logic of unavoidable nationalism, materialization of national borders, and ethnicization of local identities.

Текст научной работы на тему «Рец. на кн.: NICK MEGORAN. NATIONALISM IN CENTRAL ASIA: A BIOGRAPHY OF THE UZBEKISTAN-KYRGYZSTAN BOUNDARY. Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Press, 2017. 348 p.»

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ, 202 0, № 44

Рец. на кн.: NICK MEGORAN. NATIONALISM IN CENTRAL ASIA: A BIOGRAPHY OF THE UZBEKISTAN-KYRGYZSTAN BOUNDARY.

Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Press, 2017. 348 p.

Сергей Николаевич Абашин

Европейский университет в Санкт-Петербурге 6/1А Гагаринская ул., Санкт-Петербург, Россия s-abashin@mail.ru

Аннотация: В рецензии рассматриваются новые интерпретации истории национализма в бывших советских странах Центральной Азии, предложенные в книге Ника Мегорана. Изучая современное национальное строительство, исследователь приходит к выводу о том, что политические проекты национализмов в разных странах встречаются с моральными картами местных жителей, в которых этничность не играет ведущей роли. Тем не менее история, изложенная Мегораном, выстраивается, как считает рецензент, в логике неизбежности пришествия национализма, материализации национальных границ и этнизации местных идентичностей.

Ключевые слова: национализм, Центральная Азия, границы, узбеки, кыргызы, идентичность. Для ссылок: Абашин С. Рец. на кн.: Nick Megoran. Nationalism in Central Asia: A Biography of the Uzbekistan-Kyr-gyzstan Boundary. Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Press, 2017. 348 p. // Антропологический форум. 2020. № 44. С. 166-172.

doi: 10.31250/1815-8870-2020-16-44-166-172

URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/044/abashin.pdf

ANTROPOLOGICH ESKIJ FORUM, 2 0 2 0, NO. 44

A Review of NICK MEGORAN, NATIONALISM IN CENTRAL ASIA: A BIOGRAPHY OF THE UZBEKISTAN-KYRGYZSTAN BOUNDARY.

Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Press, 2017, 348 pp.

Sergey Abashin

European University at St Petersburg 6/^ Gagarinskaya Str ., St Petersburg, Russia s-abashin@mail.ru

Abstract: The review considers Nick Megoran's new interpretations of the history of nationalism in the former Soviet countries of Central Asia. Megoran, who examines modern nation-building, claims that nationalisms as political projects in different countries encounter the local residents' moral maps, in which ethnicity does not have a leading role. However, the rev'ewer believes that Megoran's narrative is guided by the logic of unavoidable nationalism, materialization of national borders, and ethnicization of local identities. Keywords: nationalism, Central Asia, borders, Uzbeks, Kyrgyz, identity.

To cite: Abashin S., 'A Rev'ew of Nick Megoran, Nationalism in Central Asia: A Biography of the Uzbekistan-Kyrgyzstan Boundary. Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Press, 2017,348 pp.', Antropologicheskijforum, 2020, no. 44, pp. 166-172. doi: 10.31250/1815-8870-2020-16-44-166-172 URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/044/abashin.pdf

NATIONALISM

IN

Рец. на m.: Nick Megoran. Nationalism in Central Asia: A Biography of the Uzbekistan-Kyrgyzstan Boundary. Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Press, 2017. 348 p.

В рецензии рассматриваются новые интерпретации истории национализма в бывших советских странах Центральной Азии, предложенные в книге Ника Мегорана. Изучая современное национальное строительство, исследователь приходит к выводу о том, что политические проекты национализмов в разных странах встречаются с моральными картами местных жителей, в которых этничность не играет ведущей роли. Тем не менее история, изложенная Мегораном, выстраивается, как считает рецензент, в логике неизбежности пришествия национализма, материализации национальных границ и этнизации местных идентичностей.

Ключевые слова: национализм, Центральная Азия, границы, узбеки, кыргызы, идентичность.

Сергей Николаевич Абашин

Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия s-abashin@mail.ru

Тема национализма, несмотря на свое уже исчерпывающее, казалось бы, теоретическое осмысление в последние 40-50 лет, до сих пор не перестает привлекать новых исследователей из различных дисциплин. Чаще всего появляющиеся работы ставят целью решение не общих вопросов истории национализма, а анализ отдельных ситуаций, которые еще не становились предметом специального изучения и могут если не поставить под сомнение прежние теории, то по крайней мере, с одной стороны, разбавить исследования национализма новыми и своеобразными примерами и, с другой стороны, активнее включить современную теорию национализма в описательный язык региональных исследований. Такого рода исследования интересны и поучительны глубоким погружением в конкретный материал, разбором конкретных, неабстрактных национализмов, удачей или неудачей попыток наложить теорию на реальные события.

В своей книге «Национализм в Средней Азии: биография пограничья Узбекистана и Кыргызстана» Ник Мегоран обращается к новейшей истории одного из регионов бывшего СССР, где переплелись взаимоотношения целого ряда новых независимых государств, возникших после 1991 г. В фокусе внимания оказались только два из них,

£ Кыргызстан и Узбекистан, и их приграничная политика в месте ! соприкосновения в Ферганской долине. Здесь автор в течение с более 20 лет вел свои исследования. Немного рассказав об истой рии региона, основное свое внимание он уделяет тому, как се-g годня национализм создается через различные формы социаль-= ного сознания, политической стратегии и бытовых практик

1 (P. 17), противопоставляя «постклассический подход», разра-! ботанный Брубейкером и Билингом, «классическим теориям» ц Геллнера, Андерсона, Хобсбаума и Смита, больше озабоченным о происхождением национализма. Своей задачей, которую автор ■Ц обозначил во введении, озаглавленном "Making Borders, Making jj Worlds", Мегоран видит анализ того, как недавно появившиеся Ï на карте мира национальные государства создаются / производя дятся элитой и повседневностью, как разные акторы и разные g национальные проекты сосуществуют и конкурируют друг S с другом, как они меняются в динамике в зависимости от разных •5 событий и решений и как воспроизводятся различные альтер-J нативные национальному государству формы жизни.

с

'■§ В более узком смысле автора, по специальности географа, инте-

^ ресует процесс построения границ (bordering) между странами.

0 Мегоран отвергает взгляд на пограничные споры как извечные = межэтнические антагонизмы, борьбу за территории и ресурсы,

2 наследие советской политики «разделяй и властвуй» или вопрос У технических сложностей. Для него границы — это результат

3 того, как национальные государства видят, воображают, обсуж-* дают и пытаются материализовать свои национальные терри-

1 тории. Исследователю важно пространственное измерение на-J ционализма, в котором межгосударственные границы, не

только в виде линий на земле, но и воздушных, морских и под-ij земных конфигураций, постоянно материализуются, рематери-

ализуются и дематериализуются (P. 19), создавая биографию границ (boundary biographies). Мегоран пытается увидеть в этом не только искусственную конструкцию, но и то, какой смысл, значение и цель имеют строительство нации и границы для людей, услышать то, как говорят сами люди о границах.

В двух первых главах книги "Uzbekistan: Building the Nation, Defending the Border" и "Kyrgyzstan: Contested Visions of the Nation" рассказывается постсоветская история воображения и материализации двух национализмов. Этот анализ хорош тем, что показывает не только то, какими разными, даже зеркально противоположными могут быть национализмы, но и то, что каждый национализм создается в транснациональной перспективе, через образы внешних «других» и своего рода диалог с ними.

Мегоран описывает политический режим в Узбекистане, существовавший несколько десятилетий при прежнем президенте

Каримове, как авторитарный (пеораШтопа1 аиШогИапзт), нелиберальный, экономически относительно стабильный, рассчитывающий на постепенные изменения при политике протекционизма, подавляющий внутреннюю оппозицию, в том числе исламскую. Согласно официальной идеологии национальной независимости, узбекская нация существовала издавна, пережила расцвет в эпоху Тимура, но потом подвергалась внешней угрозе и репрессиям, 1991 год стал исполнением надежд на освобождение и строительство великого будущего. Все пространство страны было переделано в соответствии с этими установками. Теракты 1999 г. в Ташкенте и бунт в 2005 г. в Андижане привели к изменению политики границ, были установлены жесткие правила их пересечения, приграничные территории в дальних районах заминированы. Границы национального государства превратились в рубеж, охраняющий внутренний мир и спокойствие от угроз со стороны агрессивных, отсталых и нестабильных соседей. В национальном воображении границы стали играть важную символическую и материальную роль, они не только защищали экономику и безопасность, но и создавали чувство «своих», отделенных от «других», границы стали местом опасности со стороны «других» и заботы по охране, «свои» и «другие» здесь трансформировались в моральную границу между добром и злом, раем и адом. Изучая газету "НаЦ Бо'гГ' («Народное слово»), автор приводит множество риторических примеров, показывающих такие соседние страны, как Кыргызстан, Таджикистан и Афганистан, источником политического хаоса, исламского экстремизма, терроризма, наркотиков, отсталости, грязи и эпидемий, бедности (впрочем, из текста неясно, имеют ли Казахстан и Туркменистан, которые тоже граничат в Узбекистаном, такой же образ или в этих случаях картина иная). Реформа и героизация пограничной службы, переделка пограничной территории, уничтожение трансграничных инфраструктур и путей сообщения, а также запрет деятельности международных организаций стали способами материализации этих представлений в повседневной жизни людей.

Национальное строительство в Кыргызстане тоже происходило вместе с созданием границ, но логика и траектория этого процесса, как показывает Мегоран, отличались от Узбекистана. Кыргызстан считается открытой, демократический страной с относительно либеральной экономикой и относительно толерантным отношением к религии, но вместе с тем бедной и нестабильной. Политическая система строится на коалициях или сетях элит, которые имеют в основе патрон-клиентские, родственные и региональные связи. Вместе с тем все политики, несмотря на разные позиции в борьбе за власть, в той или иной

Í5 степени являются националистами, и национализм — ключевой

! фактор государственного строительства и его легитимации

с (P. 80). В центре национального нарратива находится фигура

й мифического героя Манаса, с образом которого связано пост-

g номадическое политическое воображение (imaginary) с акцен-

= том на племенной структуре и генеалогии, играющими важную

kist роль в политике и повседневности. В правление первого пре-

I зидента Акаева предпринималась попытка построить нацио-

j¡ нальное государство как «наш общий дом» в сотрудничестве

0 с соседними странами по «шелковому пути». Однако оппози-■Ц ционная элита, риторику которой анализирует автор, активно JH изображала (авторитарных) соседей как проблему для Кыргыз-S стана, как стремящихся покуситься на территорию страны

и подорвать ее единство и согласие при помощи нелояльных

ral A этнических меньшинств, прежде всего узбеков на юге (к слову,

S автор не объясняет развернуто, почему именно узбеки стали

in главной мишенью таких подозрений, а не русские и русско-

J язычные). Идеалом в этой альтернативной программе должна

tiona была стать этнически и лингвистически гомогенная страна

z кыргызов. В 2005 г., во время «тюльпановой революции», оп-

ran. позиция свергла Акаева и сделала свои взгляды официальными.

? Новый президент Бакиев стал прилагать большие усилия для

ick защиты и материализации границ Кыргызстана.

Z

| В следующей главе "Caught in the Middle: Life in the 'Neutral

£ Zone'" Ник Мегоран радикально меняет свой взгляд и предла-

% гает увидеть кроме национальных государств, которые делят

1 между собой карту Ферганской долины, множество других Л микрородин (micropatria) — спорные территории, демилитари-•g зованные зоны, автономии, оккупированные территории, офф-¡j шоры, анклавы и эксклавы, протектораты и мандатные территории, нейтральные зоны, непризнанные государства и т.д. Взгляд из центра, который рассматривает эти случаи, как правило, в качестве аномалии, может не соответствовать взгляду изнутри или снизу, где такие микрородины нормальны и определяются не политической картой наций, а скорее моральной картой родственных связей и обязанностей и более гибким и подвижным восприятием идентичности (P. 135).

В этой главе автор, используя этнографические наблюдения и интервью, смотрит на жизнь небольшого селения Чек, расположенного на границе Узбекистана и Кыргызстана на востоке Ферганы. Еще в 1990-е гг. жители этого кишлака со смешанным кыргызско-узбекским населением продолжали жить и свободно передвигаться между двумя странами, границы между которыми не были определены и материализованы, география локальных центров (университетов, базаров, святых мест, транспортных узлов) не совпадала с национальным виде-

нием. В процессе делимитации часть селения Чек оказалась в спорной полосе и стала «нейтральной зоной», где граждане двух стран жили чересполосно одним сообществом, хотя имели раздельные администрации, школы и даже разный счет времени. Здесь сохранялось двуязычие, гибкие и смешанные идентичности, больше религиозной свободы. Здесь же благодаря тому, что "не было border-shmorder", шли тропы нелегального движения людей и вещей.

С 1999 г. правила пересечения границы и жизни у границы в Узбекистане стали ужесточаться. Это насилие, как пишет исследователь, породило сопротивление и подрывные действия: увиливание и обход правил, обман и манипуляции, взятки, нелегальные движения, игнорирование и оспаривание указов чиновников и даже открытые протесты с атаками на пограничников, в чем узбеки и кыргызы часто объединялись. Вместе с тем в главе оспариваются понятия «коррупция» и «сопротивление» и предлагается увидеть скорее повседневную нормализацию неформальных отношений, где все агенты признают ценность местных культурных норм (P. 170-171). Однако, заключает автор, возможности такого сопротивления или нормализации имеют свои пределы: в 2010 г., после событий на юге Кыргызстана, о которых идет речь в следующей, четвертой, главе, узбекская сторона вывезла своих граждан из нейтральной зоны, то же самое сделала и кыргызская сторона, Чек как пространство «между» прекратил свое существование.

Последнюю главу "Osh's Borders: A Matter of Life and Death" исследователь посвящает анализу событий июня 2010 г., когда в Южном Кыргызстане произошла, по словам его информантов, «война», или погромы, основными жертвами которых были местные узбеки, прежде всего в крупнейшем городе Ош. Как считает Мегоран, эти события стали кульминационной точкой изменения территориальных практик формирования национального государства и придания этничности пространственных форм. Тот национализм, который стал господствующей идеологией в Кыргызстане, о чем автор подробно писал во второй главе, создал двойную неустроенность (precarity) в языке и ощущениях жителей Оша. С точки зрения узбекских горожан, Ош был несправедливо передан Киргизской республике в 1920-е гг., что искусственно отделило их от Узбекистана как «этнически родного государства» (ethnic kin state). Это чувство незащищенности усилилось после 1991 г., когда ошские узбеки стали гражданами независимого Кыргызстана, а «русские» перестали быть медиаторами в отношениях узбекского меньшинства с местной властью, которая постепенно стала говорить о них языком расизма и дискриминации. Но и у горожан-кыргызов тоже, как полагает Мегоран, сформировалось чувство неустроенности,

•и <

связанное, в частности, с небезопасностью границ «своего» национального государства. В этом нарративе кыргызы будто бы не являются хозяевами на «своей» земле, могут ее потерять из-за политики Узбекистана и «пятой колонны», состоящей из местных узбеков. Эти опасения, которые автор опровергает как безосновательные, стали тем не менее официальными обвинениями в адрес местных узбеков как зачинщиков июньской «войны» и сопровождались всё более активным государственным преследованием любых форм публичного присутствия узбекскости в стране. Кыргызстанские узбеки ответили на это миграцией в Россию и другие страны, избеганием публичности и демонстрацией лояльности. При этом практики совместного проживания, обмена, взаимодействия остались, как осталась отчасти советская риторика «дружбы народов», что дает надежду, заключает автор последнюю главу, по-прежнему видеть в Оше место встречи разных народов, возможности обсуждать эти отношения языком родства, класса и даже региональной конфедерации, а также возможность создавать общие истории города в разных контекстах.

В заключении, названном "The Destruction of the Ferghana Valley", Мегоран возвращается к теме неизбежности тех насильственных перемен, которые произошли в регионе под влиянием национализмов в течение 20 лет. Хотя практики и идентичности в регионе всегда были гибкими, но националистическая воля элит материализовалась и насильно распределила идентичность через границы, разрушая трансграничные отношения. Ош как мультикультурный город, как и Чек, был разгромлен в логике границ и столкновения национализмов. Это не означает, пишет исследователь, что такой итог был неизбежен, скорее он явился следствием целого ряда сиюминутных решений, принятых политическими элитами Кыргызстана и Узбекистана в процессе национального строительства. Даже в национальной логике, уверяет он, возможны были другие варианты развития событий, менее насильственные, более открытые к взаимодействию. Телеологическому объяснению процессов национального строительства Ник Мегоран противопоставляет «теологию власти», которая наделяет только божественную волю предопределяющей силой, но лишает при этом сакральности суверенитеты, границы и идентичности, открывая возможности для их дематериализации. Такая богословская нотка в академическом исследовании нужна автору для того, чтобы избежать напрашивающихся пессимистических выводов, хотя я не уверен, что многих читателей такой довод вдохновит.

Пока, увы, анализ, представленный в книге, не дает оснований обнаружить в прошлом или настоящем тенденции, которые могли бы быть противовесом растущему национализму в двух

соседних странах Средней Азии. Возможно, такой альтернативой мог бы стать ислам, объединяющий людей по вероучитель-ным, а не этническим признакам, но эта возможность в книге специально не изучается, автор обходит стороной религиозную тематику, несмотря на то что ислам явно превращается в последние годы во влиятельную идеологию и самоидентификацию. Пока же история, изложенная автором в книге, выстроена, несмотря на оговорки, в логике неизбежности пришествия национализма и укрепления национальных границ. Если к событиям в Чеке и городе Ош в 2010 г. добавить погромы, которые имели место еще в советское время, в 1990 г., о которых автор вспоминает очень кратко (Р. 194, 207, 208), и, например, споры о границах в 1920-е гг., то картина становится еще более прямолинейной и скорее циклически повторяющейся, нежели ставшей результатом постсоветской политической динамики. Перед нами действительно сложная методологическая проблема характера и глубины национальных чувств, проблема, которая, несмотря на подробный, аргументированный и интересный рассказ в рецензируемом труде, всё же остается не полностью решенной загадкой.

Сергей Абашин

A Review of Nick Megoran, Nationalism in Central Asia: A Biography of the Uzbekistan-Kyrgyzstan Boundary. Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Press, 2017, 348 pp.

Sergey Abashin

European University at St Petersburg

6/1A Gagarinskaya Str., St Petersburg, Russia

s-abashin@mail.ru

The review considers Nick Megoran's new interpretations of the history of nationalism in the former Soviet countries of Central Asia. Megoran, who examines modern nation-building, claims that nationalisms as political projects in different countries encounter the local residents' moral maps, in which ethnicity does not have a leading role. However, the reviewer believes that Megoran's narrative is guided by the logic of unavoidable nationalism, materialization of national borders, and ethnicization of local identities.

Keywords: nationalism, Central Asia, borders, Uzbeks, Kyrgyz, identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.