Научная статья на тему 'РЕЦ. НА КН.: ЛИТВИНА А.Ф., УСПЕНСКИЙ Ф.Б. ГОДУНОВ В КРУГУ РОДНИ. (БИОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗЫСКАНИЯ)'

РЕЦ. НА КН.: ЛИТВИНА А.Ф., УСПЕНСКИЙ Ф.Б. ГОДУНОВ В КРУГУ РОДНИ. (БИОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗЫСКАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМУТНОЕ ВРЕМЯ / ПОЛИНОМИЯ / ТЕОРИЯ БИОГРАФИИ / БОРИС ГОДУНОВ / ИРИНА ГОДУНОВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REC. AD. OP.: LITVINA A.F., USPENSKY F.B. GODUNOV IN THE CIRCLE OF RELATIVES. (BIOGRAPHICAL RESEARCH)

Keywords: TIME OF TROUBLES, POLYNOMY, BIOGRAPHY THEORY, BORIS GODUNOV, IRINA GODUNOVA

Текст научной работы на тему «РЕЦ. НА КН.: ЛИТВИНА А.Ф., УСПЕНСКИЙ Ф.Б. ГОДУНОВ В КРУГУ РОДНИ. (БИОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗЫСКАНИЯ)»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 303.929; 94(47).045

ДУНАЕВА Ю.В.* Рец. на кн.: ЛИТВИНА А.Ф., УСПЕНСКИЙ Ф.Б. ГОДУНОВ В КРУГУ РОДНИ (БИОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗЫСКАНИЯ). - Санкт-Петербург : Евразия, 2022. - 224 с. DOI: 10.31249/rhist/2023.01.08

Ключевые слова: Смутное время; полиномия; теория биографии; Борис Годунов; Ирина Годунова.

Keywords: Time of Troubles; polynomy; biography theory; Boris Godunov; Irina Godunova.

Для цитирования: Дунаева Ю.В. [Рецензия] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5: История. - 2023. - № 1. - С. 117-121. Рец. на кн.: Литвина А.Ф., Успен-кий Ф.Б. Годунов в кругу родни (Биографические разыскания). - Санкт-Петербург : Евразия, 2022. - 224 с. DOI: 10.31249/rhist/2023.01.08

Смутное время на Руси и жизнь Бориса Годунова (15521605) всегда привлекали внимание историков. Примерами того могут служить работа классика отечественной историографии историка С.Ф. Платонова, и фундаментальная биография Бориса Годунова, написанная нашим современником Р.Г. Скрынниковым \

Свой вклад в изучение личности Бориса Годунова вносит книга канд. филол. наук А.Ф. Литвиной (Лаборатория лингвосе-миотики Школы филологических наук ф-та гуманитарных наук

* Дунаева Юлия Вячеславовна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: dunaeva@inion.ru

1 Платонов С.Ф. Борис Годунов. - Петроград : Огни, 1921. - 157 с.; Скрынников Р.Г. Борис Годунов. - Москва : АСТ, 2002. - 412 с.

НИУ ВШЭ) и член-корр. РАН Ф.Б. Успенского (Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова РАН, научно-учебная Лаборатория медиевистических исследований Школы исторических наук ф-та гуманитарных наук НИУ ВШЭ). Хотя авторы не историки, а филологи, ими проделана большая историческая работа и продемонстрирован оригинальный подход к изучаемой теме. Это не биография Бориса Годунова, а именно филологическое и историко-биографическое исследование. Поэтому предлагаю сосредоточиться не только на том, что рассказано, а на том, как рассказано и какие источники выбраны для этого.

Книга состоит из краткого предисловия и четырех глав. Следует отметить отсутствие заключения, что, конечно, обедняет исследование. Хотелось бы узнать выводы ученых о проделанной ими работе. Тем более что работа действительно оригинальна и сфокусирована на малоизученной теме истории Средних веков. Подчеркнем, что авторы не впервые обращаются к теме полино-мии (многоименности) в средневековой русской культуре1. Поли-номия была распространенным явлением и встречалась во всех социальных слоях общества.

Основной предмет работы - это выявление имен и дат рождения Бориса Годунова, его теток и его сестры Ирины Годуновой, о которых в разных источниках приводятся разные сведения.

Исследователи отмечают скудность источниковой базы: «Ни сам царь, ни его близкие не ведут дневников, до нас доходят лишь ничтожные крохи их семейной переписки, а свидетельства русских историографов XVII столетия и побывавших при московском дворе иностранцев если и живописуют царский портрет, то делают это столь полемически страстно или, напротив, обобщенно условно, что зачастую не в силах удовлетворить нашего любопытства к этой почти неуловимой субстанции» (с. 8).

В первой главе авторы определяют дату рождения Бориса Годунова, сведения о которой расходятся. Они, рассмотрев несколько дошедших до нас источников, определяют день рождения Бориса Годунова 2 августа 1552 г.; что касается даты 12 августа, то

1 См., например: Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. «Се яз раб Божий...» Мно-гоименность как фактор и факт древнерусской культуры. - Санкт-Петербург : Евразия, 2020. - 128 с. и др.

она объясняется разницей юлианского и григорианского календарей. Исследователи приводят подробный анализ разных источников, в том числе дипломатических документов, но главным образом отчета Георга Тектандера фон дер Ябеля, который дважды побывал в Московском царстве, и рукописи отчета императорского посольства Генриха фон Логау. Это дало авторам возможность «достаточно уверенно утверждать, что Борис Годунов появился на свет 2 августа по старому стилю и, соответственно, 12 августа по новому. Это тем более правдоподобно, что полностью соответствует всей практике русского имянаречения той эпохи... Девять дней до дня рождения и имя столь любимого на Руси святого, как князь Борис, как нельзя лучше подходили мальчику, родившемуся 2/12 августа» (с. 25). В средневековой Руси, во всяком случае среди высших элитных сословий, день появления человека на свет играл чрезвычайно важную роль и в имянаречении, и в культе личных патрональных святых, и в публичной жизни, поясняют Литвина и Успенский.

Во второй главе «Имена Годунова и небесные покровители его семьи» речь идет непосредственно об именах и традиции мно-гоименности. Обязательным именем было данное при крещении, наряду с этим «могло быть еще одно имя, которое нарекалось либо по семейным, либо по родовым, либо по социальным соображениям. Такое имя становилось публичным, употреблялось в большинстве сфер социальной деятельности своего обладателя, а имя, данное при крещении, появлялось лишь в определенных ситуациях, связанных с религиозной деятельностью» (с. 41). Это имя также выбиралось из православного месяцеслова. «Так, сын Василия Темного, великий князь Иван / Тимофей 1505), возводит церковь Иоанна Златоуста с приделом, посвященным апостолу Тимофею, а при его сыне - Василии / Гаврииле 1533) - в тульском кремле освящается первый соборный храм в честь архангела Гавриила и Василия Парийского» (с. 42). Вдобавок к этому могло быть имя, не имеющее связи с христианским месяцесловом, например Голица, Овчина и т.п. Еще одно имя человек мог приобрести, если постригался в иночество. Таким образом, речь идет о наборе имен: крестильное имя, публичное некалендарное имя, публичное христианское имя, монашеское имя. Что касается Бориса

Годунова, то незадолго до смерти он принял иночество и был наречен Боголепом.

Далее авторы, используя в качестве основного источника иконы и артефакты с изображением рода Годуновых, опровергают другие варианты о полиномии царя. По их версии, небесными покровителями самодержца Бориса Годунова были святые Борис и Глеб. Что касается встречающихся на иконах связанных с Борисом Годуновым изображений святых Феодора Стратилата и Феодота Анкирского, то они были покровителями его сына - царевича Фёдора / Феодота Борисовича.

В третьей главе «Царские тетки» разбирается вопрос о ближайшем окружении Годунова. Известно, что Ирина и Борис рано лишились родителей: отец умер, когда они были детьми, а мать постриглась в монахини. Дети воспитывались в семье дяди -Дмитрия Ивановича Годунова. Именно благодаря ему они смогли попасть в царское окружение, утверждают авторы. Опираясь на данные Вкладных книг, Литвина и Успенский сообщают, что, судя по всему, первую жену Дмитрия Годунова звали Агриппиной или Аграфеной. Эти имена были даны ей при крещении. Когда она постриглась в монахини, то приняла имя Александра.

С установлением личностей второй и / или третьей жен возникают проблемы. В документах встречаются имена Стефаниды и Матроны (Матрёны). Дело в том, что в историографии сложилось два мнения о том, была ли это одна личность или две. Одни исследователи считают, что после смерти Агриппины Д. Годунов сначала женился на Матроне, а потом на Стефаниде Андреевне; согласно другому мнению, он сначала был женат на Стефаниде, а потом на Матроне. Авторы же утверждают, что Стефанида и Матрона - это одно и тоже лицо. По разным причинам в текстах встречается то одно, то другое имя, что не противоречит много-именности в Средневековье. Источником, подтверждающим их позицию, является соответствующая информация из записей о здравии живущих и о поминовении усопших. Так что исследователи вполне уверенно приходят к следующему выводу: «В свете общей картины употребления имен Матрона и Стефанида этому нельзя найти иного объяснения кроме того, что перед нами два мирских христианских имени одного и того же лица - Матроной она была наречена в честь св. Матроны Цареградской (9 ноября), а

Стефанидой - в честь мученицы Стефаниды Дамасской (11 ноября), причем вероятнее всего имя Матрона было получено ею при крещении» (с. 127). Известно также и то, что эта жена пережила своего мужа. Это подтверждается данными о распоряжении наследством умершего Д. Годунова его женой Стефанидой.

В заключительной, четвертой главе «Имена и даты в семье царицы Ирины», используя данные из Вкладных книг, авторы утверждают, что она была крещена именем Ирина в честь Ирины Илларийской, а приняла постриг под именем Александры. Известно, что ей принадлежала икона, на которой изображена святая Фо-тина (Фотиния). Вероятно, Ирина и Фотина были ее патрональны-ми святыми. Дату рождения Ирины Годуновой точно установить не удалось, но выдвигается версия, что она родилась в день св. Фотины - 20 марта. Что касается имени Ирина, то тогда оно было популярно и вполне подходило для женщины, принадлежавшей к высшим слоям общества. Вероятно, предполагают Литвинова и Успенский, эта покровительница обрела особое значение с того времени, когда Ирина стала царской невестой (с. 172). Со временем традиция многоименности в разных слоях русского общества уходит.

Итак, перед нами предстает плод масштабной, кропотливой филологической и исторической работы. В ходе исследования использованы разные источники и артефакты (иконы и т.п.). Повествование выстроено структурно и логично. Следует отметить прекрасный язык, благодаря чему его можно читать с неослабевающим интересом. В целом проведенная А.Ф. Литвиной и Ф.Б. Успенским работа вносит весомый вклад в устранение исторических пробелов в биографии Бориса и Ирины Годуновых, а также их близких родственников. Междисциплинарный характер этой работы показывает, как филологический подход может обогатить историческую биографию. Надеюсь, что авторы продолжат свою работу и внесут еще больший вклад в развитие исторической биографии и в изучение многоименности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.