АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ, 2018, №38
Рец. на кн.: JANE TRAIES. THE LIVES OF OLDER LESBIANS: SEXUALITY, IDENTITY AND THE LIFE COURSE.
L.: Palgrave Macmillan, 2016. 256 p. Полина Андреевна Кислицына
Европейский Университет в Санкт-Петербурге 6/1А Гагаринская ул., Санкт-Петербург, Россия [email protected]
Аннотация: Книга Джейн Трейс, написанная на внушительном эмпирическом материале, посвящена различным аспектам жизни британских пожилых лесбиянок. Основная цель исследования, по замыслу автора, — преодолеть невидимость пожилых лесбиянок в культуре и академической сфере, актуализировать их жизненный опыт и сохранить их истории. Джейн Трейс предоставляет количественные данные о семейном положении своих респонденток, описывает скрытые сети поддержки и дружбы внутри лесбийского сообщества. В книге анализируется формирование лесбийской идентичности в 1940-1970-е гг., когда информация о гомосексуальности практически отсутствовала. Автор уделяет большое внимание тому, как вторая волна феминизма оказала влияние на жизнь ее информанток, а также конфликту между феминистским сообществом и теми, кто идентифицировал себя как буч или фем. Отдельный интерес представляет рассмотрение историй о «страдании, выживании и преодолении», т.е. отдельных сюжетов из биографических историй, затрагивающих стигматизацию и способы с ней справиться. Несмотря на богатый материал и интересные наблюдения, в рецензии выявлены методологические недостатки: отсутствие должной критичности по отношению к источникам, смешение понятий «сексуальная идентичность» и «сексуальные практики», виктимизация информанток.
Ключевые слова: гомосексуальность, лесбиянка, гендер, старение, биографии.
Для ссылок: Кислицына П.А. Рец. на кн.: Jane Traies. The Lives of Older Lesbians: Sexuality, Identity and the Life Course. L.: Palgrave Macmillan, 2016. 256 p. // Антропологический форум. 2018. № 38. С. 211-221. URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/038/kislitsyna.pdf
ANTROPOLOGICH ESKIJ FORUM, 2 018, NO. 38
A Review of JANE TRAIES, THE LIVES OF OLDER LESBIANS: SEXUALITY, IDENTITY AND THE LIFE COURSE. London: Palgrave Macmillan, 2016, 256 pp.
Polina Kislitsyna
European University at St Petersburg 6/1 А Gagarinskaya Str., St Petersburg, Russia [email protected]
Abstract: This book by Jane Traies investigates various aspects of the lives of older British lesbians. The author has collected a large empirical base for her research. According to the author's opinion, the main aim of this research is to overcome invisibility of older lesbians in culture and academia, to foreground their life experience and to preserve their stories. Jane Traies provides quantitative data on the marital status of her respondents and describes hidden support networks within the lesbian community. The book discusses how lesbian identity was formed in 1940-1970 while there was no information about homosexuality. Jane Traies pays attention to how the second wave of feminism influenced the lives of her informants and the conflict between the feminist community and those who identified themselves as butch or femmes. Of particular interest is the consideration of stories about "suffering, surviving and surpassing". These are the several plots of biographical narratives affecting stigmatization and ways to cope with it. Jane Traies offers rich material and a range of interesting observations. However, this review reveals several methodological shortcomings regarding the lack of due criticism in relation to her sources, the confusion of concepts of "sexual identity" and "sexual practices", and some victimization of informants.
Keywords: homosexuality, lesbian, gender, aging, biographies.
To cite: Kislitsyna P., 'A Review of Jane Traies, The Lives of Older Lesbians: Sexuality, Identity and the Life Course. London: Palgrave Macmillan, 2016, 256 pp.', Antropologicheskijfbrum, 2018, no. 38, pp. 211-221. URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/038/kislitsyna.pdf
Рец. на кн.: Jane Traies. The Lives of Older Lesbians: Sexuality, Identity and the Life Course. L.: Palgrave Macmillan, 2016. 256 p.
Книга Джейн Трейс, написанная на внушительном эмпирическом материале, посвящена различным аспектам жизни британских пожилых лесбиянок. Основная цель исследования, по замыслу автора, — преодолеть невидимость пожилых лесбиянок в культуре и академической сфере, актуализировать их жизненный опыт и сохранить их истории. Джейн Трейс предоставляет количественные данные о семейном положении своих респонденток, описывает скрытые сети поддержки и дружбы внутри лесбийского сообщества. В книге анализируется формирование лесбийской идентичности в 19401970-е гг., когда информация о гомосексуальности практически отсутствовала. Автор уделяет большое внимание тому, как вторая волна феминизма оказала влияние на жизнь ее информанток, а также конфликту между феминистским сообществом и теми, кто идентифицировал себя как буч или фем. Отдельный интерес представляет рассмотрение историй о «страдании, выживании и преодолении», т.е. отдельных сюжетов из биографических историй, затрагивающих стигматизацию и способы с ней справиться. Несмотря на богатый материал и интересные наблюдения, в рецензии выявлены методологические недостатки: отсутствие должной критичности по отношению к источникам, смешение понятий «сексуальная идентичность» и «сексуальные практики», виктимизация информанток. Ключевые слова: гомосексуальность, лесбиянка, гендер, старение, биографии.
Полина Андреевна Кислицына
Европейский Университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия [email protected]
Книга Джейн Трейс, научной сотрудницы Центра культуральных исследований в Университете Сассекса, основана на ее диссертации (PhD) в области тендерных исследований под названием "The Lives and Experiences of Lesbians over 60 in the UK" (2014) . Рецензируемая книга и диссертация практически идентичны по содержанию за тем исключением, что к тексту диссертационной работы приложены отсутствующие в монографии объявления о сборе материала, опросник и письменные автобиографии, с которыми работала автор . Структура книги Трейс следующая: вводная глава, в которой автор описывает объем и характер материала, процесс его сбора, исследовательский контекст и методологию работы; семь глав, представляющих разные аспекты биографий пожилых лесбиянок; заключение
Джейн Трейс посвятила свое исследование рассказам британских пожилых лесбиянок об их прошлом и настоящем, а также их видению будущего . В ее выборку вошли
женщины старше 60 лет . По словам автора, этот возрастной порог был выбран, поскольку 60 лет — возраст официального выхода на пенсию в Великобритании для женщин, родившихся до 1950 г. Кроме того, для исследовательницы было важно, что взросление и формирование основных культурных и моральных ценностей женщин старше 60 лет произошли до значительных социальных изменений 1960-х и 1970-х гг. (P . 2) .
Материал, собранный Трейс, очень богат . С 2010 по 2012 г . она получила 372 заполненные анкеты, взяла 34 биографических интервью, а также ей прислали 11 автобиографических рассказов Сама автор подчеркивает беспрецедентность подобного объема данных: она критикует существующие исследования пожилых геев и лесбиянок за малую представленность людей старше 65 лет и преобладание мужчин в выборке Как пишет Трейс, тройная стигма, связанная с гендером, сексуальностью и возрастом, становится неким «бермудским треугольником», в котором исчезают пожилые лесбиянки, лишенные голоса в публичном пространстве и какого-либо представления в культуре и науке (P . 5) . Большинство респонденток Трейс — это женщины от 60 до 70 лет (73 %), 45 женщинам на момент исследования было 70 лет и больше, из них 9 были старше 80 . Большая часть участниц описывает себя как образованных представительниц среднего класса . Автор отмечает, что в выборке представлены все регионы Великобритании. Этот обширный материал и сам по себе безусловно вызывает интерес, однако к нему можно было бы поставить больше вопросов, в то время как исследование Джейн Трейс носит скорее обзорный характер . Стоит оговорить, что Трейс обсуждает в книге исключительно лесбийскую идентичность, хотя в объявлении о сборе данных, приложенном к диссертации, запрос обращен к лесбиянкам и бисексуальным женщинам, а в тексте книги говорится и о женщинах с опытом гетеросексуальных отношений Автор либо упускает из виду бисексуальность, либо не указывает, почему бисексуальная идентичность не актуальна для ее информанток
Представляя исследовательский контекст своей работы, Трейс отмечает однобокость и активистскую ангажированность имеющихся статей и книг, посвященных пожилым геям и лесбиянкам . Ранние работы на эту тему сосредоточены на преодолении негативных стереотипов об исследуемой группе, показывая пожилых геев и лесбиянок как жизнерадостных, независимых и окруженных дружескими сетями поддержки [Weinberg, Williams 1974; Kelly 1977; Minnigerode, Adelman 1978]. Более поздние работы, наоборот, фокусируют внимание на негативных последствиях сексуальной стигмы в пожилом возрасте [Friend 1990; Cronin 2006; Fredriksen-Goldsen et al.
2015; Kimmel 2015]. Для них характерно противопоставление одиноких, подавленных пожилых геев и лесбиянок, не справившихся с внутренней гомофобией и скрывающих от окружающих свою идентичность, и открытых пожилых гомо-сексуалов, отличающихся хорошим психологическим здоровьем и успешно адаптировавшихся к возрастным изменениям . Таким образом, камин-аут оказывается единственным путем к удовлетворительной старости . Джейн Трейс критикует схематизм и бинарность подобных логических построений, предлагая взамен интерсекциональный подход1 (P . 14—15) . Ее критический настрой по отношению к предшественникам дает читателю основание ожидать, что эта книга представит многомерный анализ материала
Основную свою цель Джейн Трейс видит в том, чтобы преодолеть невидимость пожилых лесбиянок в культуре, актуализировать их жизненный опыт и сохранить их истории (P . VI, 5) . Методология работы описана очень кратко: интерсекциональ-ный подход, феминистская перспектива, социальный конструктивизм, парадигма жизненного пути (life course approach). Несмотря на то что основной материал исследования — это биографические нарративы разного рода, Трейс игнорирует существующие методологические работы, посвященные биографическому методу [Bourdieu 1986; Eakin 1992; Roos 1994]. В этом состоит ключевой недостаток исследования: автор по большей части не критична по отношению к своим источникам и оперирует нарративами как фактологическим материалом
Во второй главе Трейс дает статистические данные о семейном статусе респонденток на момент проведения исследования Половина опрошенных (49 %) живут одни: это вдвое больше, чем одиноко проживающих пожилых гетеросексуалов, по приведенной автором статистике (P . 43) . Тем не менее больше половины (55 %) респонденток состоят в отношениях, продолжительность, интенсивность и качество которых сильно варьируются. Значительная часть состоящих в отношениях женщин (42 %) не живут вместе, поскольку нуждаются в независимости и личном пространстве . Автор отмечает, что среди гетеросексуальных пар выбор жить раздельно встречается в три раза реже . По ее мнению, такое положение дел свидетельствует о том, что лесбиянки (как и другие негетеросексуальные люди) чаще готовы экспериментировать с формами семейной жизни (P . 53—56) . Трейс также приводит данные о том, сколько
Интерсекциональность — это исследовательский подход, в рамках которого рассматриваются пересечения различных систем дискриминации. Речь идет о взаимоотношениях гендера, сексуальности, класса, этничности и других видов социального деления [Yuva^Davis 2006].
респонденток заключили гражданское партнерство1, сколько имели опыт гетеросексуального брака и родительства. Исследовательница стремится преодолеть стереотип об асексуальности пожилых женщин, демонстрируя, что значительная часть опрошенных имела сексуальные отношения в недавнее время, а некоторые накануне вступили в новые отношения . Эта глава написана на основе количественных данных, и не всегда автор сопровождает приводимые цифры какой-либо интерпретацией. Она стремится показать разнообразие внутри сообщества пожилых лесбиянок и разрушить существующие предубеждения, что иногда приобретает комический оттенок . Так, Джейн Трейс упоминает существующий «культурный стереотип» о любви лесбиянок к кошкам и отмечает, что только треть ее респонденток имеют кошек и только половина — вообще каких-либо домашних питомцев (P . 44) .
Следующая глава книги посвящена описанию скрытых социальных сетей внутри лесбийского сообщества, и это одно из достоинств исследования Трейс . Еще во введении она замечает, что ей удалось собрать так много материала, поскольку она смогла задействовать дружеские связи внутри сообщества . Автор пишет о том, что друзья оказываются своего рода «семьей по выбору» (families of choice) и оказывают поддержку, помогая справляться со стигматизацией . Вслед за другими исследователями [Kitzinger, Perkins 1993] Трейс считает спецификой лесбийских дружеских отношений поддержание общения с теми, с кем раньше состояли в сексуальной и романтической связи (ex-lovers). Описание лесбийских дружеских сетей сопровождается некоторой идеализацией: автор считает, что общая стигма нивелирует прочие социальные различия Однако приводимый в книге материал отчасти противоречит этому выводу. Например, описанный в одной из последующих глав конфликт между феминистским сообществом и субкультурой бучей и фем свидетельствует о том, что не все различия перестают быть значимыми
Четвертая глава посвящена детству и юности героинь исследования Джейн Трейс делает интересные наблюдения о том, как формировалась лесбийская идентичность в отсутствие какого-либо знания о гомосексуальности в частности и о сексуальности как таковой Для многих недостаток информации и языка для описания собственных чувств и ощущений становился препятствием для самопонимания Однако несколько инфор-
На момент проведения исследования в Великобритании еще не были легализованы однополые браки, это случилось в 2014 г. Гражданское партнерство — юридический аналог брака с небольшими отличиями от него, введенный в Великобритании в 2004 г., он позволяет регулировать имущественные отношения партнеров, а также совместно оформлять родительство.
манток Трейс продемонстрировали своими рассказами, что незнание о существовании гомосексуальности давало им определенную свободу. В детском возрасте или ранней юности они думали, что влечение к людям своего пола присуще всем, и не чувствовали себя «неправильными» (P . 104) . В целом Трейс замечает, что «путь к лесбийской идентичности» для большинства информанток не был прямым: в интервью часто встречались истории о том, что обнаруженное в раннем возрасте гомосексуальное влечение не становилось препятствием для гетеросексуальных отношений (P . 121—122) . В этой главе автор приводит другие исследования и своими наблюдениями только подтверждает уже существующие выводы других ученых, что лишает текст новизны
Далее Трейс обращается к «пространствам освобождения» (spaces of liberation), т . е . к тем сферам, где лесбиянки на протяжении своей жизни могли проявлять с той или иной степенью свободы свою идентичность В предыдущей главе автор упоминала о спорте: занимаясь в детстве и юности спортом, многие информантки могли отчасти преодолевать навязанные им нормы женского поведения . Поэтому, отмечает Джейн Трейс, спорт в некоторых рассказах о жизни маркируется как нечто лесбийское (P . 113—114) . Подобное происходит и в армии, о которой идет речь в пятой главе Выбирая для себя военную службу, информантки могли реализовывать там лесбийскую идентичность, определяемую ими самими как «буч» Важно отметить (и Трейс делает это в книге), что в интервью речь идет о том времени, когда в Великобритании действовали Акты об армии и военно-воздушных силах (Army and Air Force Acts) 1955 г . и Акт о военно-морской дисциплине (Naval Discipline Act) 1957 г. , в соответствии с которыми гомосексуальное поведение было неприемлемо . Соответственно, военную службу можно назвать пространством освобождения с большой долей условности. Освобождение скорее связано с возможностью для молодых девушек посредством ухода в армию получить автономию от родителей
Другое «пространство», описанное в этой главе, имеет гораздо больше отношения к освобождению и эмансипации Трейс описывает, как феминизм 1960-х и 1970-х гг. повлиял на лесбиянок, участвовавших в ее исследовании . Большая часть ее респонденток считают себя феминистками (78 %) . Поскольку основной массе опрошенных было 60 лет на момент исследования, их молодость совпала со второй волной феминизма, в рамках которой появились лесбийский феминизм и идентичность политической лесбиянки . Именно тогда возникла идея, что отношения между мужчиной и женщиной — всегда отношения власти и подавления Соответственно, лесбийство
становилось в этой перспективе политическим выбором, отказом воспроизводить патриархат [Phelan 1989: 45—47; Calhoun 2000: 28—40]. Автор демонстрирует на примере нескольких интервью, как феминистская повестка и феминистское сообщество помогали женщинам сформировать свою лесбийскую идентичность и справиться со стигматизацией Однако связь между причастностью к феминизму и сексуальной идентичностью не всегда столь прямая Джейн Трейс убедительно показывает, что нет смысла анализировать ее материал с использованием понятия возрастных когорт Для нее важнее делить информанток по возрасту формирования лесбийской идентичности Поскольку фокус исследования на сексуальности, момент формирования сексуальной идентичности оказывается важнее, нежели год рождения Далее в аргументации Трейс возникает смешение сексуальных практик и идентичностей Она пишет, что среди респонденток, рожденных между 1920 и 1935 г . , большая часть тех, кто не считает себя феминистками, имели первые лесбийские отношения в период между 1941 и 1951 г. , т. е . до второй волны феминизма . Автор делает вывод, что женщины, чья лесбийская идентичность была сформирована до знакомства с феминистским движением, в меньшей степени были заинтересованы в его повестке . Как мне кажется, ошибочно говорить о сформированной лесбийской идентичности, основываясь только на наличии опыта однополых отношений
Объяснение своему выводу Трейс предлагает искать в специфике идентичности, которой обладали эти женщины, и тем самым подводит читателя к следующей главе, в которой описывает конфликт между феминистками и теми, кто идентифицировался как буч (маскулинная лесбиянка) или фем (женственная) Автор дает противоположные точки зрения: тех, кто негативно оценивает деление лесбиянок на бучей и фем, и тех, кто соотносит себя с этими категориями Две трети анкетированных выразили негативное отношение к делению на буч и фем . В беседах с информантками часто звучало, что подобное деление искусственно, что это копирование гетеросексуальных отношений, вызывающее неприятие Джейн Трейс называет бучей и фем меньшинством в меньшинстве, подверженным стигматизации со стороны феминистского сообщества (P . 156, 172) . В интервью они сами старались дистанцироваться от стереотипного негативного образа, который воспроизводили в своих ответах их «оппоненты» . Фем и бучи подчеркивали, что в их отношениях нет «традиционного» разделения ролей на мужские и женские Трейс приводит цитату, в которой информантка подчеркивает истинность буч-идентичности: «Я выгляжу как буч, потому что Бог создал меня такой» (P . 157) .
Отдельный параграф этой главы посвящен «скрытому транс-нарративу» в рассказах бучей о своей жизни . Джейн Трейс интерпретирует мальчишеские игры в детстве, ношение мужской одежды, желание выбрать мужскую профессию как гендерную дисфорию Она утверждает, что, возможно, если бы эти информантки родились позже, то были бы трансгендерами На мой взгляд, это утверждение спорно . Хотя, конечно, автор не так однозначна в своей интерпретации и делает интересное наблюдение относительно того, что желание стать мальчиком в детстве имело отношение к желанию свободы в поведении, а в юношестве было связано с сексуальностью и возможностью «иметь девушку» (P . 162) .
Седьмая глава посвящена историям о «страдании, выживании и преодолении» . Трейс самостоятельно выделяет эти три жанра в биографических нарративах, собранных ею . Исследовательница не дает каких-либо оснований для такой жанровой классификации, скорее такое деление необходимо ей для организации материала Истории о страдании касаются болезненных отношений с родными и дискриминации на работе . Автор отмечает, что истории о конфликтах с родными остаются приватными, в то время как рассказы о дискриминации на рабочем месте циркулируют внутри лесбийского сообщества К историям выживания Трейс относит нарративы о сделанном или несделанном камин-ауте . Исследовательница критикует тех, кто однозначно делит гомосексуалов на открытых и закрытых. Она не согласна с тем, что камин-аут и открытость — это гарантия счастья, а сокрытие своей идентичности обязательно влечет депрессию и социальную изоляцию Сама Трейс дает более полную и разнообразную картину, говорит о неоднозначности и того и другого положения Она описывает камин-аут как сложный процесс и демонстрирует, что для большинства участниц ее исследования актуален промежуточный вариант между «чуланом» (closet) и открытостью . То есть пожилые лесбиянки избирательно подходят к вопросу о том, кому говорить о своей гомосексуальности, каждый раз заново определяя границы своей открытости
Отдельного внимания требует анализ историй преодоления Под историями преодоления Трейс имеет в виду такие нарра-тивы, в которых рассказчица становится героиней собственной истории, небольшие анекдоты о повседневном героизме В фокусе исследовательницы оказываются три истории, связанные с конфликтами информанток в баре с другими посетителями Во всех историях рассказчицы сталкивались в баре с оскорблениями . Первые две истории принадлежат одной информантке, и обе они заключаются в описании словесной баталии с обидчиками В третьем рассказе информантка сооб-
щает, как она предложила парню, выкрикнувшему в ее сторону оскорбление, выйти и на улице ударила его . Позже к ней в баре подошел пожилой мужчина, который стал свидетелем их конфликта. Он оказался отцом парня и принес информантке извинения за своего сына. Трейс говорит о том, что все истории проникнуты дискурсом героизма и делают акцент на храбрости рассказчицы, а не на боли и смущении . По словам исследовательницы, финальная моральная победа маркируется как компенсация за стыд и отвержение . Однако подобная интерпретация, на мой взгляд, вызывает вопросы . Рассказчицы подчеркивают свою активную позицию в конфликте, это истории о сопротивлении и нежелании мириться с оскорблениями Трейс пишет о преодолении женщинами стыда и боли, но этих эмоций нет в приведенных цитатах. Автор изображает информанток жертвами, хотя они, вероятно, имели намерение показать себя иначе
Последняя глава называется «Взгляд вперед» и содержит представления пожилых лесбиянок о своем будущем . Информантки Трейс, так же как и гетеросексуальные пожилые люди, боятся смерти и ухудшения здоровья Отдельно исследовательница говорит о страхе пожилых лесбиянок потерять свою независимость, потому что для них это может означать невозможность проявлять свою лесбийскую идентичность Респон-дентки опасаются гомофобии со стороны врачей, медсестер или сиделок, поэтому потеря независимости имеет для них особое значение по сравнению с пожилыми гетеросексуалами
На мой взгляд, автор не затронула в книге несколько важных вопросов Трейс недостаточно говорит об историческом и социокультурном контексте биографий Она упоминает некоторые элементы британского законодательства (запрет служить в армии, появление гражданских партнерств, запрета на дискриминацию на работе), описывает влияние феминистской повестки на самосознание и жизнь информанток, но этим и ограничивается В стороне остается все то, что происходило за пределами отдельно взятых частных жизней Общественное движение за права геев и лесбиянок упоминается в книге как профессиональная занятость некоторых информанток, но ничего не сказано о том, оказывло ли это движение влияние на жизнь остальных героинь исследования . Не указано даже, какая часть респонденток участвовала или участвует в ЛГБТ-активизме, а между тем эта информация важна для понимания условий, в которых формировались их идентичности
В книге четко противопоставлено прошлое и настоящее . Если раньше информантки были очень замкнуты и закрыты, уровень дискриминации был гораздо выше, то сейчас пожилые
лесбиянки гораздо более открыты, появилось больше прав и свобод . Но между этими стадиями нет перехода . Как происходили столь значительные изменения на социальном уровне и в жизни отдельных людей? Этот вопрос, важный для понимания того, как устроен жизненный курс лесбиянок в последние пятьдесят лет, остается без ответа
В целом же книга богата количественными и качественными данными и отдельными любопытными замечаниями . Поставив перед собой большую цель — осветить жизнь пожилых лесбиянок в Британии, Джейн Трейс представила в своей книге ряд интересных иллюстраций и наблюдений на заданную тему Судя по всему, автора интересовала реальность, которая стоит за биографическими историями пожилых лесбиянок, хотя она и предпринимает небольшие попытки анализа нарративов. Альтернативный подход, который рассмотрел бы прагматику высказываний и риторические стратегии выстраивания собственной идентичности, был бы не менее интересен
Библиография
Bourdieu P. L'illusion biographique // Actes de la recherche en sciences
sociales . 1986 . Vol. 62 . No . 1 . P . 69-72. Calhoun C. Feminism, the Family, and the Politics of the Closet: Lesbian and Gay Displacement. N .Y. : Oxford University Press, 2000 . 180 p . Cronin A. Sexuality in Gerontology: A Heteronormative Presence, a Queer Absence // Daatland S . O . , Biggs S . (eds . ) . Ageing and Diversity. Multiple Pathways and Cultural Migrations. Bristol: The Policy Press, 2006 P 107-122 Eakin J. Touching the World: Reference in Autobiography. Princeton:
Princeton University Press, 1992. 268 p . Fredriksen-Goldsen K.I., Hoy-Ellis C.P., Muraco A., Goldsen J., Kim H.-J. The Health and Well-being of LGBT Older Adults: Disparities, Risks and Resilience across the Life Course // Orel N .A. , Fru-hauf C A (eds ) The Lives of LGBT Older Adults: Understanding Challenges and Resilience Washington, D C : American Psychological Association, 2015 . P . 25-54. Friend R.. Older Lesbian and Gay People: A Theory of Successful Aging //
Journal of Homosexuality. 1990 . Vol. 20 . No . 3-4 . P . 99-118 . Kelly J. The Aging Homosexual // The Gerontologist . 1977. Vol . 17 . No . 4 . P. 328-332.
Kimmel D. Theories of Aging Applied to Older LGBT Adults and Their Families // Orel N A , Fruhauf C A. (eds ) The Lives of LGBT Older Adults: Understanding Challenges and Resilience Washington, D . C . : American Psychological Association, 2015 . P. 73-90 .
Kitzinger C., Perkins R.. Changing Our Minds: Lesbian Feminism and Psychology N Y : New York University Press, 1993 232 p
Minnigerode F.A., Adelman M.R. Elderly Homosexual Women and Men: Report on a Pilot Study // Family Coordinator. 1978 . Vol . 27 . No . 4 . P. 451-456.
Phelan S. Identity Politics: Lesbian Feminism and the Limits of Community .
Philadelphia: Temple University Press, 1989 . 256 p . Roos J.P. The True Life Revisited: Autobiography and Referentiality after
the "Posts" // Auto/biography. 1994. Vol. 3 . No . 1-2. P . 1-16 . Weinberg M.S., Williams C.J. Male Homosexuals: Their Problems and
Adaptations . N .Y. : Oxford University Press, 1974. 316 p . Yuval-Davis N. Intersectionality and Feminist Politics // European Journal of Women's Studies . 2006 . Vol. 13 . No . 3 . P. 193-209 .
Полина Кислицына
A Review of Jane Traies, The Lives of Older Lesbians: Sexuality, Identity and the Life Course. London: Palgrave Macmillan, 2016, 256 pp.
Polina Kislitsyna
European University at St Petersburg
6/1 A Gagarinskaya Str. , St Petersburg, Russia
pkislitsyna@eu . spb . ru
This book by Jane Traies investigates various aspects of the lives of older British lesbians . The author has collected a large empirical base for her research . According to the author's opinion, the main aim of this research is to overcome invisibility of older lesbians in culture and academia, to foreground their life experience and to preserve their stories . Jane Traies provides quantitative data on the marital status of her respondents and describes hidden support networks within the lesbian community. The book discusses how lesbian identity was formed in 1940—1970 while there was no information about homosexuality Jane Traies pays attention to how the second wave of feminism influenced the lives of her informants and the conflict between the feminist community and those who identified themselves as butch or femmes . Of particular interest is the consideration of stories about "suffering, surviving and surpassing" . These are the several plots of biographical narratives affecting stigmatization and ways to cope with it. Jane Traies offers rich material and a range of interesting observations . However, this review reveals several methodological shortcomings regarding the lack of due criticism in relation to her sources, the confusion of concepts
of "sexual identity" and "sexual practices", and some victimization of informants .
Keywords: homosexuality, lesbian, gender, aging, biographies .
References
Bourdieu P . , 'L'illusion biographique', Actes de la recherche en sciences socials, 1986, vol. 62, no . 1, pp . 69—72.
Calhoun C . , Feminism, the Family, and the Politics of the Closet: Lesbian and Gay Displacement. New York: Oxford University Press, 2000, 180 pp .
Cronin A. , 'Sexuality in Gerontology: A Heteronormative Presence, a Queer Absence', Daatland S . O . , Biggs S . (eds . ), Ageing and Diversity. Multiple Pathways and Cultural Migrations. Bristol: The Policy Press, 2006, pp . 107-122.
Eakin J . , Touching the World: Reference in Autobiography. Princeton: Princeton University Press, 1992, 268 pp
Fredriksen-Goldsen K. I. , Hoy-Ellis C . P. , Muraco A. , Goldsen J. , Kim H . -J . , 'The Health and Well-being of LGBT Older Adults: Disparities, Risks and Resilience across the Life Course', Orel N .A. , Fruhauf C .A. (eds . ), The Lives of LGBT Older Adults: Understanding Challenges and Resilience Washington, D C : American Psychological Association, 2015, pp . 25-54.
Friend R. , 'Older Lesbian and Gay People: A Theory of Successful Aging', Journal of Homosexuality, 1990, vol. 20, no . 3-4, pp . 99-118 .
Kelly J . , 'The Aging Homosexual', The Gerontologist, 1977, vol . 17, no . 4, pp 328-332
Kimmel D . , 'Theories of Aging Applied to Older LGBT Adults and Their Families', Orel N .A. , Fruhauf C .A. (eds . ), The Lives of LGBT Older Adults: Understanding Challenges and Resilience. Washington, D . C . : American Psychological Association, 2015, pp 73-90
Kitzinger C . , Perkins R . , Changing Our Minds: Lesbian Feminism and Psychology New York: New York University Press, 1993, 232 pp
Minnigerode F A , Adelman M R , 'Elderly Homosexual Women and Men: Report on a Pilot Study', Family Coordinator, 1978, vol. 27, no . 4, pp.451-456 .
Phelan S . , Identity Politics: Lesbian Feminism and the Limits of Community. Philadelphia: Temple University Press, 1989, 256 pp
Roos J . P . , 'The True Life Revisited: Autobiography and Referentiality after the "Posts"', Auto/biography, 1994, vol. 3, no . 1-2, pp . 1-16 .
Weinberg M S , Williams C J , Male Homosexuals: Their Problems and Adaptations. New York: Oxford University Press, 1974, 316 pp .
Yuval-Davis N . , 'Intersectionality and Feminist Politics', European Journal of Women's Studies, 2006, vol . 13, no . 3, pp . 193-209.