Научная статья на тему 'Рец. На кн. : Баева Л. В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии: Монография. М. : Прометей: МПГУ, 2003. 240 с'

Рец. На кн. : Баева Л. В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии: Монография. М. : Прометей: МПГУ, 2003. 240 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
233
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рец. На кн. : Баева Л. В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии: Монография. М. : Прометей: МПГУ, 2003. 240 с»

ОБЗОРЫ, РЕФЕРАТЫ, РЕЦЕНЗИИ

Ред. на кн.: Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии: Монография. — М.: Прометей: МПГУ, 2003. — 240 с.

Монография Л.В. Баевой посвящена актуальным проблемам аксиологии, позволяющим по-новому осмыслить феномен ценностей и их влияние на окружающее человека пространство. Несмотря на многообразие подходов к исследованию ценностей, автору удается показать их новые грани в связи с погружением в контекст онтологических и экзистенциальных проблем.

В монографии обстоятельно исследуются основные теоретические проблемы аксиологии: сущность, природа, классификация ценностей, для решения которых автор предлагает использование информационно-кодо-вой теории сознания и возможностей экзистенциального метода. Автором обосновывается мысль о том, что понятие ценности выходит за рамки отдельных разделов философии (этики, эстетики, антропологии, онтологии, гносеологии, социально-культурного дискурса) и требует системного исследования. В этой связи видится необходимым отнесение ценности к разряду общефилософских, базисных категорий, изучение которых связано с решением фундаментальных антропологических, онтологических,гносеологических,социально-философских, этико-эстетических проблем в их единстве.

Сущность предлагаемого в монографии подхода состоит в понимании ценности как базового, общетеоретического комплексного понятия, связывающего в единое целое мир природы, общества, сознания, чувствования, познания, деятельности. Для обоснования этого рассмотрен ряд аспектов: онтологический, показывающий, что ценности являются одним из факторов динамики со-

циально-природной системы, указывающим ее направленность; гносеологический, свидетельствующий, что ценность выступает необходимым элементом процесса познания, так как вне оценки Другого, «не-Я», невозможен сам процесс выбора объекта изучения; антропологический, с позиции которого ценности выступают формой манифестации личности, реализацией свободы, заключенной в выборе смыслозначимых целей существования и самостановлении; праксиологический, показывающий, что ценности суть выражение активности субъекта и фактор преобразования внешнего мира; герменевтический, объясняющий, что ценность выступает явлением, связывающим субъекта и интерпретируемый им мир.

Поиски единого смысла ценностей автором связываются с осознанием незавершенности человека и его способности к самоопределению, самостановлению, самопрограммированию в направлении образа должного. С этих позиций все виды ценностей рассматриваются как в той или иной степени связанные с разрешением ключевых проблем существования: смертности, одиночества, абсурдности механической жизнедеятельности, с поиском средств к увековечению или упрочению присутствия личности в бытии, наполнению его значением и смыслом, не заданным изначально. Желание бессмертия или достижения нового качества жизни в тех или иных формах представлено в ценностях различного типа; при этом показывается, что именно субъект считает недостающим, необходимым для укрепления своего бытия и его изменения в направлении совершенства. В этой связи ценнос-

ти определяются как субъективный поиск преодоления ограничений природно-социальной программы, обретения источника, усиливающего, умножающего, продляющего, совершенствующего индивидуальное бытие, выводя его на новый уровень качества.

Ценности рассматриваются как ключевые ориентиры существования индивида, воплощающие субстанционально-значимые идеи, связанные с субъективными переживаниями. В связи с этим они выступают манифестацией личности в бытии, одним из видов информации о субъекте, выносимой в мир, выражающей его стремление к присутствию, раскрытию и усовершенствованию собственной природы и окружающей реальности.

Автором предложен комплексный подход, позволяющий увидеть сложную, внутреннюю структуру ценности, включающую компоненты: интенциональность (направленность или устремленность к должному), цель (некий предел, совершенство, к которому направлены интенции), выраженную в иррациональном символе и в рациональном понятии. Помимо этого ценность включает в себя три внутренних уровня: значимость (субъективную потребность в тех или иных качествах объекта), смысл (интеллектуальное обоснование заинтересованности субъекта в качествах объекта), переживание (чувствен-но-эмоциональное отношение, на основе которого осуществляется предпочтение). Анализ структуры ценностей приводит к выводу об ее антиномичной сущности, соединяющей субъектно-объектные, материально-идеальные и антропно-онтологический источники.

К важнейшим аксиологическим понятиям, наряду с понятием «ценность», относится «оценивание». С позиции предлагаемого в работе экзистенциального видения, оценивание раскрывается как творческий процесс наполнения объектов субъективными внутренними значениями и смыслами, связанными с определенными переживаниями субъекта, результатом которых оказывается символическое или практическое преобразование действительности. По отношению к субъекту оценивание есть акт трансцендиро-вания, выхода индивидуальности вовне, по отношению к действительности оценивание есть субъективация объектов, их активизация, подавление или трансформация в соответствии со смыслами существования субъекта. Процесс субъективации раскрывается как креативный, поскольку связан с приращением бытия, созданием новой духовной реальнос-

ти, которая в дальнейшем становится источником практического творчества.

Поиск факторов, влияющих на становление ценности, приводит автора к пониманию ее генезиса как многофакторного, комплексного процесса. В его основании выделяются материальный, социальный, бессознательный и рациональный факторы, роль которых усиливается или уменьшается в зависимости от особенностей самого субъекта и объективных исторических условий эпохи. Материальная (природная, производственная, вещная) сфера формирует сами объекты ценностного отношения, без которых немыслимо ценностное отношение, оказывает значительное влияние на особенности мировоззрения и, в частности, на витальные, социальные, культурные ценности. Способы адаптации и техникотехнологический базис воздействуют на индивидуальную реальность, формируя положительные и отрицательные переживания, потребности, что приводит к появлению ценностей как смыслозначимых целей существования в конкретном «здесь-бытии».

Социальная сфера вызывает потребность осмыслить существование Другого и связана с развитием ценностей этического, культурно-исторического, общественно-политического типа. Потребность в единении с другими индивидами для укрепления своего существования в физическом, этническом, культурном аспектах вызывает стремление к стиранию индивидуальных особенностей и возвышению ценностей целостного, всеобщего, общечеловеческого. Вместе с тем социальная дифференциация, культурно-исторические особенности развития формируют основания ценностей отдельных социальных групп, тех или иных народов, цивилизационных типов. Множественность мира ценностей, таким образом, оказывается обратной стороной его единства.

Другим источником формирования ценности оказывается бессознательная (неосознанная) сфера психики индивида, включающая в себя как чувственные, инстинктивные, волевые, так и интуитивные способности и акты. В этой сфере закладываются основания субъективности личности, возникают индивидуальные переживания положительного или отрицательного наполнения, влияющие на отношение к миру и к себе с позиции недостаточного совершенства й восполнения недостающего качества, а также устремление и активность для изменения в желаемом направлении (обретения большей ценности и вечности).

Четвертым источником формирования ценности автор называет осмысление или рефлексию, поскольку, с одной стороны, ценности предполагают наполненность бытия и его объектов смыслами, а с другой — само оценивание есть следствие дуального, антиномично-го восприятия бытия, соответствующего рациональной сфере. Особенностью такого понимания ценности оказывается идея о том, что ценности суть проект совершенного бытия, созданный самим субъектом в условиях его взаимодействия с внешним миром. Этот проект активно воздействует на наличное бытие через деятельность человека и преобразует ее из «актуального» состояния в «должное».

Изучение ценностей индивидуального бытия автором проводится в контексте экзистенциального видения, что позволяет в полной мере оценить фактор свободного выбора и смысложизненной ориентированности ценностного творчества. Ценности индивидуального существования впервые исследуются в «горизонтальном» и «вертикальном» срезах одновременно: в контексте западного, дальневосточного и мусульманского типов ментальности, а также в контексте мировоззрения классического и современного постнек-лассического обществ. В результате автор приходит в выводу о взаимообратимости ценностных оснований инновационного и традиционного типов мировоззрения. Ценностное видение истории предлагается понимать не только как разграничение и противопоставление ценностных систем, но и как выявление моментов единого, совместимого, взаи-мопереходящего для ведения конструктивного диалога цивилизаций.

В разделе «Особенности ценностной картины современности», опираясь на результаты социологических исследований, автор выявляет основные черты, характеризующие ценности современной молодежи. К ним относятся следующие.

Во-первых, это повышение роли витальных, материальных, гедонистических ценностей на фоне снижения статуса духовных

/оо |4г'*Т/'ТГТГ\ТГАТ_ГТТ£»%/ l/AFUHTIJDIJtTV \ TTf* Г‘ТТЭ Ч _

^ iriV^rVJllV/IVHJriViVl fVVl um V.<Viil,VVlUWiI

ных, нравственных, эстетических ценностей.

Во-вторых, ценностная нестабильность, неустойчивость личного существования и жизни в целом и, как следствие, повышение значимости частного, случайного, индивидуального. В качестве причин подобной ситуации называются хроническое состояние кризиса, в котором пребывает современный человек, угроза всеобщему выживанию (фак-

тор «Апокалипсиса»), прагматизация жизни, бездуховное общение.

В-третьих, повышение ценности знания, образования, информации, а также ускорение темпов их прироста. В связи с этим отмечается усиление дифференциации, разделяющей меньшинство, способное адаптироваться к «сверхускорению» и освоению информации, и тех, кто ориентирован в большей степени на потребление и отдых, рассматривая получение знания в качестве средства для решения материальных проблем.

В-четвертых, трансформация мировоззренческих приоритетов по направлению к космополитизму (под влиянием как вестернизации, так и истернизации), внеэтическо-му, толерантно-плюралистическому видению мира под влиянием глобализации и постмодернистских настроений.

В-пятых, неудовлетворенность настоящим, «болезнь перемен» (А. Тоффлер), стремление к постоянному обновлению условий жизни и окружению человека, в конечном счете — «бегство от реальности», что формирует особое отношение к окружающему (к людям и вещам) как к «потоку перемен», заботиться о котором или держаться за который не имеет смысла. Это ведет не только к «освобождению» от привязанности к вещному бытию и социуму, но и к потере устойчивости, питающей среды, усилению одиночества, эгоизма. Острота социально-экономических, экологических, политических проблем; ухудшение здоровья, материального положения большинства граждан; неустойчивость жизни, постоянные перемены, к которым сложно адаптироваться человеку консервативного или нетворческого типа; отсутствие общественной «идеи», цели, ради которой стоило бы жить и трудиться; бездуховная коммуникация; высокий уровень потребления внешних благ, стремление к обладанию, которое никогда не может быть удовлетворенным; яркость, насыщенность, экстремальность наркотического, виртуального, мистического переживаний, не сравнимых с вое-

пгчи <1'тчл,*»\,г г\ I.-тллгм.'1'о т/~чт т г г* тт ттгмзг-рттиртэиг\г*тт-т -

1 1 ± /IV 1*1 V 1\ ^ т и 1V и.1, V Г I I Д I УШ Д.'-' V»- 1 1 * у

все это способствует негативно-скептическо-му оцениванию мира и стремлению к изоляции, дистанцированию от него. «Бегство от реальности» чаще всего выступает в формах вытеснения рационального, осознанного, ан-тиномичного восприятия мира в направлении к бессознательному, эмоциональному или мистическому видению. Нисходящий вариант «бегства» способствует гипертрофированию ге-

донистических приоритетов, примитивизации личности; восходящий вариант интенсифицирует интуитивные способности, обогащает духовную жизнь, при этом тяготея к отрицанию личностного начала, ценностей общества и природы. Двойственность ценностной картины современности выражается в абсолютизации свободы, знания, творчества, наслаждения, самораскрытия каждого, терпимости к ближнему, с одной стороны, и в утрате духовности, моральности (в ее императивном смысле), сопереживания, заботы о мире — с другой.

Автор отмечает, что современную эпоху отличает парадоксальность, для нее характерно усиление множественности, повышение роли

единичного на фоне разворачивающейся интеграции форм жизнедеятельности, глобализации информации и экономики. Утверждение космополитических ценностей сопутствует усилению националистических настроений, технократическое мировоззрение — взрыву мистицизма, массовая культура — эгоцентризму, либеральные приоритеты — культу насилия. Эта антиномичность составляет главное своеобразие новой мировоззренческой атмосферы общества, стремящегося к тотальности через развитие индивидуальности и свободы.

В целом, работа представляет интерес не только для специалистов в области аксиологии, но и для широкой аудитории, связанной с гуманитарным знанием в целом.

11.Л. Карабущенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.