Научная статья на тему 'Философское осмысление трансформации ценностей современного мира'

Философское осмысление трансформации ценностей современного мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3463
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кожевников П. П., Сидорова П. В.

В статье рассматриваются онтологические основания для ценностей в современном мире: полиценности, устойчивые цепочки ценностей, диахронно-синхронические сферы. Рассматривается переоценка ценностей на рубеже тысячелетий и в сфере образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy sense of value's transformation in the modern world

This article touches upon an ontology basis of value in modern world such as poly-values, stable chains of value and the spheres of diachronic and synchronic. Also the values in the system of education on the edge of millennium are being re-considered.

Текст научной работы на тему «Философское осмысление трансформации ценностей современного мира»

□ □

УДК 09.00.01.

Н.Н. Кожевников, Н.В. Сидорова

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ

СОВРЕМЕННОГО МИРА

В статье рассматриваются онтологические основания для ценностей в современном мире: полиценности, устойчивые цепочки ценностей, диахронно-синхронические сферы. Рассматривается переоценка ценностей на рубеже тысячелетий и в сфере образования и воспитания.

Переоценка ценностей и сформированных на их основе систем на рубеже тысячелетий обусловлено тем, что современный мир находится в переходном состоянии. В настоящее время многие ценности испытывают на себе влияние односторонних глобальных процессов, что сопровождается болезненной реакцией отдельных индивидов и больших социальных групп. Концептуальной основой любой системы ценностей, обеспечивающей их формирование и функционирование в любых условиях, являются базисные ценности, градация которых нуждается в уточ-нении и дополнении. Незыблемыми остаются природные ценности, воздух, вода, солнечная энергия, с которыми тесно связан созданный руками человека предметный мир. Среди базисных социальных ценностей особое значение имеют гражданские ценности (свобода, равенство, братство) и моральные (совесть, честь, порядочность). Кроме того, современный мир выдвинул на первый план ценности деловые (активность, целеустремленность, исполнительность), связанные с ответственностью. Особо следует обратить внимание на ценности формирующегося информационного общества, обусловленные всесторонним развитием личности и её «планетаризацией» - постоянным соприкосновением с планетарными масштабами и процессами. Развитие личности должно исходить из того, что человеческий мозг и тело обладают огромными воз -можностями, которые в настоящее время используются частично и односторонне, но в информационном обществе интеллект, гармонизация эмоций, интуиция, телесное здоровье получат новые возможности для развития благодаря развитию коммуникаций, компьютинга, кибернетических технологий. К планетарным ценностям следует отнести право каждого человека на жизнь, мир, сохранение земных оболочек, развитие человечества в соответствии с космопланетарными циклами. Основной особенностью ценностей в современном мире становится их вза-имопереплетенность: личностные ценности не могут существовать без планетарных, а базисные ценности всех уровней иерархии развивающегося человечества коррелируют между собой.

Особое значение приобретает создание новых ценностей, полиценностей, функционирование которых не-

обходимо как современному человеку в информационном пространстве, так и педагогу в общеобразовательном пространстве. Для созидания и осмысления новой парадигмы человеческого бытия в информационном обществе необходима целостная концепция всех существующих ценностей, в их связанности, единстве, а также выявление влияния на них псевдо-, квази-, антиценностей.

Окружающий нас мир характеризуется, прежде всего, нестабильностью, непредсказуемостью, нелинейностью. Переходное состояние от индустриального общества к информационному (постиндустриальному), в котором информация, знания и символы становятся основными продуктами производства, оказалось необыкновенно сложным. Изменения менталитета и «ценностных установок» культурных субъектов информационного общества характеризуют -ся интенсификацией предприимчивости, прагматичности, ориентацией на опыт и коммуникацию, что в корне меняет нашу повседневную и профессиональную жизнь.

Индустриальная (техногенная) цивилизация в гуманистическом измерении во многом исчерпала себя. Целерациональное мышление характерное для этой цивилизации, ориентировало человека на переустройство несовершенного мира в соответствии с универсальным планом и своими потребностями. Приоритетные ориентиры деятельности человека: деньги, собственность, власть заострили множество проблем и привели человечество к опасной грани своего существования.

С другой стороны, ценностное основание деятельности субъекта долгое время было только сферой его индивидуального бытия, тогда как современные общественные процессы и достижения науки поставили человека перед проблемой множественности бытия, в котором независимо и равноценно сосуществуют различные культуры, обозначаются новые формы реальности, без четкого критерия их степени значимости. Многогранность бытия и возможностей его истолкования заставляют нас постоянно осуществлять выбор среди разнородных и противоречивых фактов и явлений. В этом случае ключевую роль начинают играть системы ценностей, рассматриваемые в качестве «культурной матрицы», способной обеспечить воспроизводство и развитие культурной и социальной жизни.

Резкое повышение субъективного, личностного фактора вызвало потребность осмысления внутренних ориентиров жизнедеятельности индивида, направляющих не только свои силы и способности, но и новые технологии, всю современную науку на достижение собственных смыслозначимых целей. Возросшая роль субъекта в мире, с одной стороны, и внутренний разлад и кризис самого субъекта, лишенного веры как в иррациональное начало, так и в рациональное; с другой стороны, подводят индивида к тому, что называют осознанным нигилизмом, к хаосу ценностных ориентиров. Это и обуславливает необходимость изучения проблемы, связанной с существованием ценностей личности и общества не только в традиционном контексте этико-эстетической сферы, но, прежде всего, как ведущего онтологического фактора общечеловеческой истории, направленного на поиск смысла, значения и роли ценностей в отношениях личности и бытия, единичного и всеобщего, культурного и онтологического. Как справедливо отмечает Л.Н. Столович, с начала XX века «интерес к философии ценности возрастает лавинообразно» [1, с. 87].

Для современных философов интерес к этим проблемам становится особенно острым благодаря переходному состоянию общества: неопределенности систем ценностной, кризисом духовных основ жизнедеятельности человека. Мы сейчас нуждаемся как никогда в знаниях о себе, нашем месте и нашем пути в будущем, в необходимости обоснования того, что истинная культура как основа жизнедеятельности общества и человека есть «ценность», которая способна слиться с жизнью и образовать с ней единое целое. Это мироощущение выражено Ж.П. Сартром: «Человеческая реальность является тем, посредством чего ценность приходит в мир» [2, с. 125].

Актуальным в наше время становится факт, что нужно не изменять этот мир, но, прежде всего, понимать его, а идеалы в обществе нужны не только для того, чтобы реализовать их, а для того, чтобы самоопределять своё отношение к миру, исходя из них. Наши нравы и наши ценности, меняясь вместе с нами, меняют мир, в котором мы живем, но и мир, в котором мы живем, влияет на наши нравы, поведение. Прошлые представления о фундаментальных ценностях личности и общества зачастую необходимо принимать во внимание в изменившейся ситуации, соотносить с уровнем современных представлений о ценностных ориентациях, диктуемых временем, экономическими, социальными условиями.

Все виды ценностей могут быть связаны с разрешением ключевых проблем существования: смертности, одиночества, абсурдности, а вместе с тем выступать в процессе оценивания стремлением упрочить своё присутствие в бытии, наполнить его значением и смыслом, не заданным изначально. Это означает, что человек не может быть абсолютно свободен, он ограничен рамками ценностных предпочтений, которые при всей своей изменчивости (поступки современной молодёжи) достаточно устойчивы и

не поддаются кардинальным изменениям (пожилые люди с трудом расстаются с ними). Сила и значимость в них человека заключается в том, как он конструирует свой ценностный мир и живет в нем.

Происходящие перемены ценностных ориентаций человека, характерные для общества потребления, с одной стороны, и для общества, находящегося в «пограничной» кризисной фазе своего развития, с другой, - требует безотлагательного исследования, обусловленного ролью самих ценностей как направляющего фактора бытия. Ценности личности в этом аспекте выступают высшим феноменом свободы переживания, творения и претворения смыслов и значений реальности, формой осуществления включенности его в бытие без потери своей уникальности, мерой участия в процессе духовной эволюции, множественностью ценностных интерпретаций смыслов и значений и их сосуществование. Коммуникативным способом самосохранения и саморазвития личности в обществе являются ценностные миры, которые позволяют делать выводы о границах изменения морального сознания личности в обществе. В древних типах цивилизаций ценностные миры носили интуитивный, стихийно-природный характер, создавая коллективность закрытого типа. Античность в качестве идеалов признавала творчество, прагматизм, меру, гармонию; христианство - совершенствование человека перед Богом и провозглашало основными ценностями веру, надежду, любовь; индустриализм возлагал все свои ожидания на разум, а ценностные миры были объединены провозглашением новых отношений свободы, равенства и братства. Смысл ценностных миров социума состоит в обосновании философской универсальности, сочетающей в себе все эти начала, а в этическом плане смысл ценностных миров выявляет эффект уникальности проявления нравственных качеств личности в трансформирующемся обществе.

Э. Фромм [3] заметил, что не все ценности осознаются современным человеком и существует разрыв между теми ценностями, которые он не осознаёт, но руководствуется ими в своих повседневных делах, и ценностями, которые он считает своими, но по тем или иным причинам не руководствуется ими. В демократических странах официально признанными, осознанными ценностями являются гуманистические и религиозные: индивидуальность, сострадание, любовь, ответственность, милосердие. Но многие люди считают их проявлением идеологии и нравственные нормы не оказывают реального воздействия на мотивацию человеческого поведения. Вместе с тем бессознательные ценности, к которым относятся собственность, потребление, общественное положение, развлечения служат непосредственными мотивами поведения большинства людей. Разрыв между осознанными и неэффективными ценностями, с одной стороны, и неосознанными и действенными - с другой, приводит к девальвации ценностей, опустошает человека и общество.

и 79

Прежнее международное сообщество делилось, прежде всего, на этносы, нации и страны. Глобальное международное сообщество дифференцируется больше на личности, группы, организации, имеющие различные цели. Благодаря этому мир превращается в глобальное сообщество на основе системного плюрализма. «Плюрализация мировых субъектов привела к плюрализация субъектов права, плюрализация субъектов права привела к плюрализации субъектов ценности права, плюрализация субъектов ценности права является причиной производства конфликтов ценностей права» [4, с.168].

Проблема плюрализма обусловлена тем, что разные нации, разные государства, разные группы и разные личности в качестве разных правовых субъектов имеют свои ценности права, а между разными ценностями права могут быть конфликты. Противоречия между ценностями права могут быть разрешены лишь при условии признания плюрализма ценностей права, то есть тех социальных идеалов, на которые следует ориентироваться, стремясь к признанию их всеми членами мирового сообщества и ориентации на планетарные ценности, которые дают возможность увидеть новые горизонты миропонимания людей других культур и их устремления. Таким образом, ориентация на планетарные ценности означает определение границ возможностей и желания людей организоваться для достижения своих интересов в культурной, общественной, экономической или научной деятельности и увидеть горизонты своих устремлений.

Проблемы организации образования (и воспитания) для современного этапа развития человечества являются одними из главных для человечества вопросов, определяющих его выживание. Сложность образования (и воспитания) на современном этапе в том, что она должна основываться на универсальных законах природы и соответствовать её самоорганизации. В кризисной для современного общества ситуации важен анализ состояния и уровня отечественного образования, так как от того, какие ценности оно проповедует и культивирует и каким ценностям следует сегодня молодое поколение, зависят характер общества и его будущее. «Образование - это не то, что человек знает и помнит, а то, что реально влияет на его поведение и проявляется в нём» [5, с. 40]. «Смысл жизни каждого человека состоит в его наиболее полной жизненной самореализации. Полнота жизненной самореализации означает пользу, которую может принести человек самому себе, своим близким, обществу, цивилизации в целом и его реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира, сохранённый в благодарной памяти о нём и продолжающий жизнь его духовного «Я» даже после физической смерти» [6, с. 106-107]. Жизнь подводит нас к тому, чтобы придать образованию «его высший смысл - смысл вперёд смотрящего организатора, помогающий человеку понять смысл его жизни и его жизненных идеалов, путь для полной реализации этих идеалов и осуществления наиболее полной самореали-

зации» [6, с. 171]. Современное образование должно опираться, прежде всего, на следующие три концепции: «системность», «устойчивые цепочки ценностей», «диахрон-но-синхронические сферы ценностей». Эти концепции -три разные грани процесса самоорганизации человеческой природы. Освоив их, можно включиться в некоторый глобальный процесс космической самоорганизации, затрачивая минимальное количество энергии на организацию образования, настраиваясь на универсальные природные ритмы.

В настоящее время значительная часть молодёжи не сформировалась как личности, поскольку их знания и элементы мировоззрения разрознены, отрывочны, не увязаны в систему. Знания, разобщенные и сведённые в систему, принципиально отличаются друг от друга. Небольшое, но систематизированное знание обладает реальной силой и может служить стержнем личности. В системе, а затем в наборе таких систем молодой человек может обрести матрицу, на основе которой будут формироваться и знания, и нравственная сущность, и сама его личность. Системность знания предполагает охват всех сторон исследуемого вопроса замкнутыми процессами информационных взаимодействий. Предполагается, что необходимо только то знание, которое замыкается в определенную систему, обладает целостностью, т.е. устойчивостью к воздействиям окружающей среды. Современный человек нуждается в замкнутых системах ценностей, направленных на разрешение ключевых проблем его существования, стремление упрочить своё присутствие в бытии, наполнить его значением и смыслом, не заданным изначально.

Относительно замкнутые системы ценностей, сохраняющие свою целостность при всех воздействиях окружающей среды, но допускающие отдельные отклонения в пределах этой системы, их взаимозамену, образование устойчивых подсистем назовем «полиценностями». Между отдельными ценностями в пределах одной культуры или охватывая различные культуры, могут формироваться устойчивые цепочки, коррелирующие с полиценностями, а также с духовными инвариантами. Подобные цепочки более динамичны, чем, например, полиценности и могут рассматриваться как переход к более сложным культурно-ценностным образованиям.

В сфере образования духовность проявляется в том, что человек обретает понимание посредством более широкого «видения». Человек духовный обладает пониманием несравненно мощным по сравнению с обычным человеком, вследствие чего духовность становится важнейшим элементом современного образования, его направляющим стержнем. Духовный подход ориентирован на инварианты, простоту, он способствует упрощению сложностей окружающего нас мира, сведению их к базовым и фундаментальным ценностям. Благодаря этому подходу аксиологические концепции способны образовывать «прозрачные», устойчивые системы.

Диахронический аспект ценностей характеризует историческое развитие связанных с ними концепций, синхронический - структуру ценностной сферы. Не может быть истории человечества без истории его ценностей. Историю человеческой мысли следует изучать потому, что это путь самоорганизации человечества. И чтобы процесс усвоения знаний развивался подобно самоорганизации в природе, необходимо освоить накопленный человечеством опыт. Процесс самоорганизации идет по подсистемам. Также следует развивать и образование. Современное образование должно представлять собой систему пяти-семи связанных между собой этапов (одно-, двух-, трёхгодичных), на каждом из которых формируется законченное мировоззрение. На этих этапах совмещается свободное развитие учащегося с жёсткими рамками, диктуемыми общим уровнем развития современного человечества и направлением его движения. Свободное развитие ученика позволяет ему находить своё личное относительное равновесие с окружающей средой (интеллектуальным, культурным, нравственным императивами), а конкретная и довольно жёсткая программа - обретать на каждом этапе образования законченное мировоззрение. Восхождение от уровня к уровню возможно, когда системы знаний, соответствующие каждому этапу, следуют друг за другом.

По-видимому, в школах, вузах и других учебных заведениях, должен быть специальный мониторинг именно системности образования. В рамках такого мониторинга можно было бы внедрять в программы предметы, в которых естественно-научные идеи взаимодействуют с идеями гуманитарными, изменять или дополнять программы с точки зрения формирования мировоззрения для соответствующего этапа развития. Р.В. Хохлов, ректор МГУ в 1973-1977 гг., считал, что подготовка студента - «процесс штучный». Вся история человечества подтверждает эти слова: системность, духовность, понимание возможны только в процессе индивидуального взаимодействия между учеником и учителем.

Если не развивать упомянутые выше принципы, то процесс образования, может быть захлёстнут отрывочным, бессистемным знанием. Ф.М. Достоевский [7] называет его «полунаукой», считая, что с таким опасным злом человечество ещё не имело дела, А.И. Солженицын [8] -«образованщиной». Российская интеллигенция всегда выступала против этого зла. Классическое образование, имевшее место в России в конце Х1Х-нач. XX вв., несло в себе как бы прививку против подобной бессистемности, однако в советское время такой «иммунитет» был во многих образовательных сферах утрачен. «Образованщина» - коварный побочный продукт развития цивилизации, аналогичный техногенным болезням, но в духовной сфере. Однако если человек освоит в образовании принципы системности, диахронно-синхронной целостности, вступит в процесс активного строительства ноосферы, то он вполне сумеет одолеть и это - бессистемное и безнравственное знание.

В настоящее время ощущается острая потребность в людях разносторонних, энциклопедически образованных, способных понимать законы саморазвития природы. И именно на подготовку таких людей должно быть нацелено современное образование. В последнее время достаточно активно разрабатывается аксиологическая основа образовательного процесса как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Среди отечественных авторов, рассматривающих данную проблему, можно отметить Б.С. Гершунского [5], Н.Н. Моисеева [9], В.Н. Турченко [10], Э.Н. Гусинского, Ю.И. Турчанинову [11], Л.Н Сто-лович [1] и других. В зарубежной литературе этой проблеме значительное внимание уделяли Дж. Дьюи [12], В. Франкл [14], Э. Фромм [3] и многие другие.

Как личность человек - единственное существо, способное видеть и понимать, что весь мир наполнен ценностями и что задача человека как культурного деятеля заключается в первоочередном решении следующих вопросов: 1) Восстановить целостности отдельных «Я», нарушенных слишком быстрыми темпами современной жизни. Это связано с разрушением онтологического основа -ния человеческого бытия и утратой позитивной основы жизнедеятельности человека. 2) Осознать целостность человека в культурных и педагогических процессах как важный ориентир развития человека, как регулятивный принцип в мыслительном пространстве духовного бытия. Оно охватывает бесконечно новые возможности человека в обретении себя, своей свободы, расширении пределов самопроявления, самостановления, самореализации и самоидентификации. 3) Преодолеть разобщенность социума за счет развития новых форм коммуникации и сохранения их многообразия, которые меняют в процессе общения одну форму диалога на другую и становятся динамичными, многоярусными, дополняющими друг друга. 4) Реализовать процессы согласования многообразных интересов человека на основе выработки общечеловеческой морали, международного права и элементов общепланетарного сознания. Стремление к поиску единого смысла ценностей связано с осознанием незавершенности человека, его способностью к самоопределению, самостанов-лению, самостоянию.

Современные образование и воспитание должны преодолеть отчуждённость между естественными и гуманитарными науками. Естествознание необходимо гуманитарию для того, чтобы научить его, по выражению К. Поппера [17], интеллектуальной честности, а также структурному мышлению. Вряд ли кому из физиков придёт в голову оспаривать закон всемирного тяготения или закон Кулона (в рамках принципа соответствия). Тогда как даже в экономике представители различных школ имеют диаметрально противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу. И специфика гуманитарного мышления (участие человека в самом научном процессе) может быть использована для сознательных спекуляций, по крайней мере, имеет много возможностей для этого. Гуманитарные

и 81

науки необходимы естественнику для того, чтобы смягчать его интеллектуально-технократическую сущность, косвенно не способствовать эскалации насилия в мире.

Онтологические основания аксиологии подразумевают выявление полиценностей, устойчивых цепочек ценностей, диахроно-синхронических сфер ценностей. В этих онтологических структурах сходятся духовность и фун-даментальные аспекты образования (воспитания). Это усложняет осознание мира ценностей, делает его во многом неоднозначным, предполагает чередование этапов порядка и хаоса, позволяет использовать аксиологические понятия предыдущих эпох. Ориентация на «полиценности» способствует развитию онтологического подхода в аксиологии, предполагает формирование полноты духовного бытия личности, системность познания ею окружающего мира, взаимосвязь с лучшими идеалами, которые человечество использовало на различных этапах своего развития.

Структура цивилизаций до эпохи индустриальной революции была статична и проста, установленные системы ценностей существовали длительное время. В настоящее время под влиянием научно-технической революции цивилизации динамично изменяются, ускоряя процесс образования новых ценностей. В. Франкл определяет новые ценности «как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже всё человечество» [14, с. 288].

Усилиями людей, живущих в духовной системе координат, создаётся духовная оболочка вокруг Земли, материальными носителями которых являются книги, картины, кинофильмы, диски (носители информации), но самим человечеством освоены в настоящее время самые изощрённые (квазиравновесные) способы борьбы с духовностью, а расширяющаяся эксплуатация воды, энергии, почвы и биогенов разрушает существующие равновесия. Духовная оболочка вокруг нашей планеты ещё слаба и имеет, по-видимому, значительные разрывы, но её можно считать устойчивой частью, основой ноосферы. В XX веке духовная оболочка достигла планетарных масштабов, насыщая личностные ценности общепланетарными смыслами.

Жизнь в мире, где информация, знания и символы постепенно становятся основными продуктами производства, приводит к изменению ценностных установок и менталитета культурных субъектов информационного общества, к интенсификации предприимчивости и прагматичности, ориентации на опыт и коммуникацию. В то же самое время развитие новых информационных технологий открывает путь для глобального распространения культурных ценностей. Новые информационные технологии позволяют человеку формировать свой собственный круг интересов, способствуют развитию личной культуры, в том числе информационной. Проблемы виртуального информационно-психологического воздействия и открытых телекоммуникационных сетей для каждой отдельной страны, в том числе и для нашей, многозначны и сложны. Их

следует сочетать с культурно-историческими традициями, не допуская тенденций, способных расшатать, развалить, заменить духовность негативно воздействующими на людей проектами массовой психологии в условиях массового воздействия открытых сетей, пример тому различные виртуальные программные игры, комплексы, системы. Виртуальные информационно-психологические воздействия на личность следует преобразовывать в выделенных выше элементах онтологических структур, связанных с аксиологией, где они будут трансформироваться в русле универсализма, целостности, системности, а также взаимосвязи с естественной системой координат и соответствующими ей природными ритмами.

Универсальные ценности включают в себя: виталь-ные (право на жизнь и продолжение рода, сохранение здоровья и неприкосновенность личности), экологические (чистые почва, вода, воздух, достаточность основных ресурсов) и первичные гражданские права (защита от вне-правового насилия и принуждения, свобода перемещения, неприкосновенность жилища, свобода совести, слова, собраний, ассоциаций). Кроме того, необходимо отметить универсальные политико-правовые ценности (независимость суда, свобода и независимость печати, различные формы участия граждан в политической жизни), универсальные социально-экономические ценности (право каждого на самообеспечение) и другие ценности, направленные на обеспечение целостности и полноты человеческого бытия. В системе универсальных ценностей заложено определённое отношение человека к миру, от них зависит общая направленность жизненных установок и потребностей личности, процессы социализации, контакты людей друг с другом, виды деятельности.

В последнее десятилетие наша страна переживает глубокий социальный кризис и стоит перед выбором: либо гармоничная целостная модернизация, либо переход в разряд стран «третьего мира». Однако образование в России оказалось развитым значительно выше, чем многие другие сферы. Сохраняется его конкурентоспособность в мировом масштабе, развивается философское осмысление образования, формируются мировоззренческие картины настоящего и стратегические модели будущего человечества.

В современном российском обществе достаточно очевидной является социальная напряженность, выражающаяся во взаимных оппозициях между старыми базовыми и новыми, преимущественно инструментальными ценностями, которые в той или иной мере используются всеми людьми. Насаждение новых форм социального бытия методами административного давления всегда оказывалось неэффективным и не столько помогало, сколько препятствовало их внедрению в практику российского бытия. Эти методы давления рождали и адекватное им сопротивление населения, усиливая стремление к сохранению культурных традиций, своей этнической самоидентификации и негативного отношения к нововведениям.

Особое значение в модернизации современного российского общества имеет объективно-необходимая трансформация ценностного сознания россиян, она должна противостоять либерально-рыночным ценностям, насаждаемым всеми доступными средствами, должна соответствовать человеку, обладающему частной собственностью, а на её основе - суверенным мышлением, плюралистической системой ценностей, высокой предприимчивостью и пониманием личной свободы как важнейшей ценности современного бытия. Такой человек исповедует преимущественно прагматически-утилитарный подход к жизни.

Вместе с тем любые нововведения в истории России были успешны только тогда, когда учитывались базовые ценности культуры и соответствующие им стандарты поведения, которые на протяжении веков способствовали сплочению российского этноса и его консолидации вокруг общественных сил, способствующих сохранению России и её развитию. Россия всегда обладала достаточно глубокой исторической памятью и россияне в меру скептичны по отношению к любым реформам, большая часть которых в течение XX века приносила невзгоды и разочарования, не говоря о потерях. Главное противоречие переходного периода в жизни России состоит в том, что индивидуальный потенциал личности большинства россиян сейчас неадекватен тем формам социальных связей, которые составляют его востребованные социальные роли, равно как и социальный статус респондентов, который существенно ниже потенциальных возможностей большинства россиян.

Тотальная трансформация российского общества, характерная для истекшего десятилетия, привела к существенным политико-экономическим изменениям. Она воздействует на функционирование существующих социальных институтов, изменяет традиционные социальные структуры и соответствующие им социальные отношения. Новации и нововведения, призванные обеспечивать модернизацию российского общества на общеевропейский тип, ведут к серьёзным изменениям в культурных мировоззрениях россиян, которые трансформируются причудливым образом, усугубляя трансформацию ценностных предпочтений. Нам нужно понять, что любые инновация и нововведение, воздействуя на социальную среду, не будут иметь успеха, если не будут учитывать, прежде всего, личностное сознание и направленность ценностных ориентаций и жизненных усмотрений человека, связанных с отношением к существующим социальным институтам и структурам, помогающим или препятствующим реализации его потребностей и интересов.

Ценностные реалии в нашем обществе таковы, что они вступают в противоречие с ценностями, которые совсем недавно были основанием дружелюбия, сотрудничества, взаимопомощи в совместном труде. С трудом удается сохранять общественные ценности, связанные с языком, родными местами, историческими памятниками, дружбой народов. На смену этим реалиям приходят конкуренция, недоверие друг к другу и даже агрессивность к

так называемым «новым русским», которые оказались более деловыми, предприимчивыми, но менее порядочными в выборе средств достижения своих целей. Мир антиценностей, порождаемый античеловечностью, стал набирать силу. Он оказался разнообразен и неограничен, а большая часть антиценностей обращена против культуры, разрушая социо-природные и межличностные отношения.

К разряду социальных антиценностей можно отнести враждебность и агрессивность, насилие и его крайние формы - убийство, войну, геноцид, которые в той или иной форме разрушают человеческую жизнь. В группу негативных феноменов, вырастающих по преимуществу из лжи и обмана, входят не только прямая дезинформация, но и манипулирование сознанием и поведением людей, которое в определенной мере используется в средствах массовой информации.

Современный человек вынужден жить в сфере действия многих ценностей одновременно, и именно поэтому у него возникает потребность в полиценностных системах. Они способны охватить все уровни структурных организаций человека в обществе и являться устойчивыми элементами, на которые человек может опереться в этом быстро изменяющемся и далеко не стабильном мире.

Приоритетными полиценностями становятся личностные и планетарные (общецивилизационные) ценности, способствующие самоорганизации и определению ценностной системы координат для созидания модулей понимания других людей и культур.

Мы убеждены, что личностные полиценности способны помочь человеку, а через них и жителям России встретиться с самими собой, услышать себя в других людях и осознать бесконечный внутренний мир человека, освоить постоянно меняющийся облик общества и реализовать свой потенциал в самом себе и в других людях. Планетарные ценности способствуют наполнению людей безграничным творчеством, направляя жизнь в сложном и многомерном мире природы и социальной реальности, бытия и небытия, известного и неизвестного.

Человек начала XXI века страдает разобщённостью и непредсказуемостью окружающего его мира. Восстановление целостности отдельных «Я», нарушенных слишком быстрым темпам современной жизни, преодоление разобщённости социума в целом становятся одними из важнейших задач, встающих перед современным человечеством. Это будет происходить за счет развития новых форм коммуникации и сохранения их многообразия, меняющих в процессе общения одну форму диалога на другую, дополняя и развивая друг друга.

Всё в природе охвачено коммуникациями, а для человека - это условие его существования в современном мире. Коммуницирование индивида определяется замкнутыми потоками информации, для личности и отдельных культур на первый план выходят диалогические отношения, которые связаны с двумя видами аскетизма: самоиден-тификационным и сетевым. Для самоидентификации лич-

и 83

ности необходим очень тщательный отбор всего того, что войдёт в самоидентификационную структуру. Иначе она становится неустойчивой и может разрушиться. Сначала личность принимает участие в отборе элементов для сети, затем, после преодоления порога сложности, её формирование пойдёт посредством самоорганизации. Сеть может быть устойчивой только тогда, когда имеет фундаментальные предельные основания, на которых она будет всё более и более оптимизироваться: одни элементы заменяются более подходящими, появление других приводит к перестройке всей сетевой структуры. Сеть формируется благодаря взаимодополнительному объединению синхронического и диахронического срезов культуры. Первый из них характеризуется ритмическими взаимодействиями колебаний между элементами национальной и массовой культур. Второй - ритмическими взаимодействиями между элементами лучших образцов мировой культуры и информационного общества. Подобное объединение является условием вхождения человека в общепланетарную сетевую культуру, фундаментом общечеловеческой синтетической культуры, вобрав всё специфичное у разных народов в качестве динамических элементов этой сети.

Многомерность существующего мира коррелирует с многомерностью информации. Различная по содержанию информация даёт личности разнообразные приобретения и вносит свои установки в сознание личности. Информационный тезаурус личности определяет просоциальную, асоциальную или антисоциальную направленность личности. Неразвитость информационной потребности ограничивает развитие личности, а отсутствие возможности удовлетворения данной потребности может привести к деградации личности. Формирование информационной потребности и её реализация создают необходимые предпосылки для развития личности. Уровень развития информационной потребности определяет, является ли личность субъектом саморазвития, а критерием этого процесса выступает иерархия ценностей, избранных личностью.

Задача человека как философа и педагога современности заключается в следующем: 1) Способствовать восстановлению целостности отдельных «Я», нарушенных слишком быстрыми темпами современной жизни. Противостоять растаскиванию онтологического основания человеческого бытия и утрате базовых человеческих ценностей. 2) Пропагандировать целостность человека в культурном пространстве и педагогическом процессе, рассматривая эту целостность как регулятивный принцип духовного бытия. 3) Развивать новые формы коммуникации,

направленные на формирование онтологических элементов ценностей (полиценности, устойчивые цепочки ценностей, диахронно-синхронические сферы). Эти процессы создают полноту, взаимодополняемость, круговую и иерархическую устойчивость и причинность для личности и человечества. 4) Направить личностные и планетарные ценности на взаимодействие с естественной системой координат, информационными, образовательными и культурными сетями. 5) Формировать критерии для выявления антиценностей, псевдоценностей, квазиценностей, развивать и совершенствовать методики для их нейтрализации. Эти образования разрушаются в результате взаимодействия с целостностями, оптимальными, устойчивыми гармонизированными системами и структурами, связанными с естественной системой координат.

Литература

1. Столович Л.Н. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. 2004. № 7. С. 86-97.

2. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с франц. М.: Республика, 2000. 639 с.

3. Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995. 240 с.

4. Ань Вэй. Глобализация и право. Воздействие современной китайской правовой философии на развитие общества в Китае // Вопросы философии. 2005. № 2. С. 166-170.

5. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 224 с.

6. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Флинта, 1998. 432 с.

7. Достоевский Ф.М. Бесы. Собр. соч. Т. 7. Л.: Наука, 1990. 846 с.

8. Солженицын А.И. Образованщина // Новый мир. 1991. № 5. С. 28-46.

9. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму: Лекции по универсальному эволюционизму и его приложения. М., 1993. 192 с.

10. Гурченко В.Н. Стратегия устойчивого развития // Через образование - к культуре мира, взаимопониманию и устойчивому развитию. Новосибирск, 2000. С. 21-35.

11. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования // Аксиология образования. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. С. 137-157.

12. ДьюиДж. Демократия и образование / Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.

13. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. Т. 2 / Пер. с англ. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 528 с.

14. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

N.N. Kozhevnikov, N. V Sidorova

Philosophy sense of value’s transformation in the modern world

This article touches upon an ontology basis of value in modern world such as poly-values, stable chains of value and the spheres of diachronic and synchronic. Also the values in the system of education on the edge of millennium are being re-considered.

—---------------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.