Научная статья на тему 'РЕЦ.: КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА: учебник для вузов / С.М. Колесникова, Е.В. Алтабаева, А.Т. Грязнова; под ред. С.М. Колесниковой. — Москва: Юрайт, 2022–2023. — 192 с.'

РЕЦ.: КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА: учебник для вузов / С.М. Колесникова, Е.В. Алтабаева, А.Т. Грязнова; под ред. С.М. Колесниковой. — Москва: Юрайт, 2022–2023. — 192 с. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнтивная лингвистика / учебник нового поколения / концепт / языковая картина мира / алгоритм анализа концепта / cognitive linguistics / new generation textbook / concept / language picture of the world / concept analysis algorithm

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Клушина Наталья Ивановна

Современная когнитивная лингвистика становится базовой филологической дисциплиной, позволяющей учащимся понять связь между языком и мышлением человека, объяснить языковую картину мира и ее роль в формировании общественного сознания. Учебник нового поколения «Когнитивная лингвистика» под редакцией С.М. Колесниковой раскрывает важнейшие понятия и термины когнитивной лингвистики, показывает алгоритмы анализа концептосферы и ее интерпретации. Учебник состоит из трех тематических частей, последовательно раскрывающих теоретический материал, дающих представление о базовых направлениях когнитивной лингвистики и алгоритмах анализа концептов естественного языка и художественного дискурса. Помимо теории вопроса, учебник содержит широкий справочный материал и библиографию, что помогает студентам, магистрантам и аспирантам в написании научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW: COGNITIVE LINGUISTICS: Textbook for Universities / S.M. Kolesnikova, E.V. Altabaeva, A.T. Gryaznova; ed. by S.M. Kolesnikova. — Moscow: Yurite, 2022–2023. — 192 p.

Modern cognitive linguistics is becoming a basic philological discipline, allowing students to understand the relationship between language and human thinking, to explain the linguistic picture of the world and its role in the formation of social consciousness. The new generation textbook “Cognitive Linguistics” edited by S.M. Kolesnikova reveals the most important concepts and terms of cognitive linguistics and shows the algorithms of analyzing the conceptosphere and its interpretation. The textbook consists of three thematic parts, consistently revealing the theoretical material, giving an idea of the basic directions of cognitive linguistics and algorithms of analyzing the concepts of natural language and artistic discourse. In addition to the theory of the issue, the textbook contains extensive reference material and bibliography, which helps undergraduate, graduate and postgraduate students in writing research papers.

Текст научной работы на тему «РЕЦ.: КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА: учебник для вузов / С.М. Колесникова, Е.В. Алтабаева, А.Т. Грязнова; под ред. С.М. Колесниковой. — Москва: Юрайт, 2022–2023. — 192 с.»

УДК 81'33 ББК Ш100.13Я43

DOI: 10.31862/2073-9613-2023-3-452-457

РЕЦ.: КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА: учебник для вузов / С.М. Колесникова, Е.В. Алтабаева, А.Т. Грязнова; под ред. С.М. Колесниковой. — Москва: Юрайт, 2022-2023. — 192 с.

^^НИ^Клушина

Аннотация. Современная когнитивная лингвистика становится базовой филологической дисциплиной, позволяющей учащимся понять связь между языком и мышлением человека, объяснить языковую картину мира и ее роль в формировании общественного сознания. Учебник нового поколения «Когнитивная лингвистика» под редакцией С.М. Колесниковой раскрывает важнейшие понятия и термины когнитивной лингвистики, показывает алгоритмы анализа концептосферы и ее интерпретации. Учебник состоит из трех тематических частей, последовательно раскрывающих теоретический материал, дающих представление о базовых направлениях когнитивной лингвистики и алгоритмах анализа концептов естественного языка и художественного дискурса. Помимо теории вопроса, учебник содержит широкий справочный материал и библиографию, что помогает студентам, магистрантам и аспирантам в написании научных работ.

Ключевые слова: когнтивная лингвистика, учебник нового поколения, концепт, языковая картина мира, алгоритм анализа концепта.

Для цитирования: Клушина Н.И. Рец.: Когнитивная лингвистика: учебник для вузов / С.М. Колесникова, Е.В. Алтабаева, А.Т. Грязнова; под ред. С.М. Колесниковой. — Моск-452 ва: Юрайт, 2022-2023. — 192 с. // Преподаватель XXI век. 2023. № 3. Часть 2. С. 452-457. --DOI: 10.31862/2073-9613-2023-3-452-457

REVIEW: COGNITIVE LINGUISTICS:

Textbook for Universities / S.M. Kolesnikova, E.V. Altabaeva, A.T. Gryaznova; ed. by S.M. Kolesnikova. — Moscow: Yurite, 2022-2023. — 192 p.

■ N.I. Klushina

Abstract. Modern cognitive linguistics is becoming a basic philological discipline, allowing students to understand the relationship between language and human thinking, to explain the linguistic picture of the world and its role in the formation of social consciousness. The new generation textbook "Cognitive Linguistics" edited by S.M. Kolesnikova reveals

© Клушина Н.И., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

3/2023

the most important concepts and terms of cognitive linguistics and shows the algorithms of analyzing the conceptosphere and its interpretation. The textbook consists of three thematic parts, consistently revealing the theoretical material, giving an idea of the basic directions of cognitive linguistics and algorithms of analyzing the concepts of natural language and artistic discourse. In addition to the theory of the issue, the textbook contains extensive reference material and bibliography, which helps undergraduate, graduate and postgraduate students in writing research papers.

Keywords: cognitive linguistics, new generation textbook, concept, language picture of the world, concept analysis algorithm.

Cite as: Klushina N.I. Review: Cognitive Linguistics: Textbook for Universities / S.M. Kolesnikova, E.V. Altabaeva, A.T. Gryaznova; ed. by S.M. Kolesnikova. — Moscow: Yurite, 2022-2023. — 192 p. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2023, No. 3, part 2, pp. 452-457. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-3-452-457

Изучение когнитивной лингвистики на филологических факультетах российских вузов стало необходимым, поскольку именно когнитивно-антропоцентрическая парадигма в изучении языка, которая пришла на смену структурной парадигме, показывает тесную связь языка и мышления, языка и человеческого сознания, а также демонстрирует, как с помощью языка происходит познание и категоризация жизненного опыта, структурируется языковая картина мира, моделируются авторские художественные миры. Поэтому лекционные курсы по когнитивной лингвистике прочно вошли в вузовскую практику преподавания и университетские программы подготовки филологов.

В российской науке существуют авторитетные труды по когнитивной лингвистике, например, таких известных ученых, как Е.С. Кубрякова [1], В.З. Демьян-ков [2], Н.Н. Болдырев [3] и др. Но бурное развитие данного направления требует все нового осмысления и преломления в вузовской практике достижений когнитивной науки. Рецензируемый учебник полностью отвечает данным требованиям. Он обобщает новые знания в области когнитивной лингвистики и предлагает методики использования научного ап-

3/2023

парата и методологии для анализа концептов, фрагментов языковой картины мира, элементов художественного сознания и других важных понятий, используя установленные традиции.

Учебник «Когнитивная лингвистика» (М.: Юрайт, 2022-2023) [4] предназначен для студентов-бакалавров, магистрантов, преподавателей вузов, аспирантов, научных работников, учителей-словесников. Он охватывает широкий спектр тем, что позволяет говорить о его универсальности и делает подходящей для обучаю- 453 щихся всех уровней специальной лингвистической подготовки (бакалавриата, магистратура, аспирантуры).

Издание знакомит с основными направлениями и понятиями когнитивной лингвистики, дает типологию концептов, определяет важнейшие для когни-тивистики проблемы языковой личности и языкового сознания и дает им объяснения. Как справедливо сказано в аннотации к учебнику, «когнитивная лингвистика изучает сознание на базе языка и делает выводы о типах ментальных репрезентаций в сознании человека на основе применения к языку имеющихся в распоряжении лингвистики собственно лингвистических методов

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

анализа с последующей когнитивной интерпретацией результатов исследования» [4], поэтому закономерно серьезное внимание в учебнике уделяется когнитивной семантике и когнитивному моделированию, содержатся алгоритмы когнитивного анализа лингвокультурного концепта и художественного концепта как категории особого порядка, раскрываются механизмы концептуализации, категоризации и интерпретации концептосферы естественного языка и художественного дискурса.

В первой тематической части «Когнитивное описание языковой системы» подробно рассказывается об основных понятиях когнитивистики. В главе последовательно и логично раскрываются важнейшие вопросы когнитивной лингвистики: язык и человек, текст и коммуникация, категоризация и концептуализация, прототипия. Это те необходимые базовые понятия, без которых невозможно освоение когнитивной лингвистики. Отметим, что удачным представляется выделение в теоретическом материале не только основных положений и поня-454 тий, но и вопросов для самопроверки, позволяющих учащемуся проверить полученные знания.

Вторая тематическая часть «Проблемы когнитивной семантики и представление мира в языке» полностью посвящена исследованию познавательной деятельности человека, концептуализации знаний, категоризации мира в языке и типологии концептов.

Современная лингвистика не только опирается на предшествующие научные теории, но и активно использует их, что делает особенно ценным изучение истории и предыстории отдельных языковых явлений. Поэтому представляется важным, особенно для студентов бакалавров и магистров, выделение от-

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

дельной секции, которая посвящена теоретическому пониманию определенного вопроса. В таком случае, две основные сущности исследования концептов — художественная и лингвокультурная — оказываются связанными на теоретическом уровне. Часто исследователи воспринимают эти сущности неоднозначно с точки зрения их лингвистического статуса, структуры и представленности в концептуальном пространстве носителей языка. Такое соотнесение проведено в третьей тематической части учебника, которая называется «Когнитивный анализ». Это одна из важнейших частей книги, поскольку именно в ней можно проследить алгоритмы изучения концептов, что очень важно при написании бакалаврских и магистерских выпускных квалификационных работ. Здесь подробно описываются такие ценностные концепты, как мир, любовь, семья, душа, долг, честь, совесть, время и др., которые являются базовыми в языковой картине мира, а также представлена интерпретация концептов в художественном дискурсе А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.И. Грина, Е.И. Замятина и в тексте русскоязычного фэнтези.

Отметим тщательно продуманное с точки зрения методики представление материала. Кроме вопросов для самопроверки, в учебнике приводятся практические задания по анализу концептов, а также перечень контрольных вопросов и заданий, темы рефератов и эссе. Особое внимание в данном учебном комплексе уделено библиографическому аппарату. Список литературы дается как к каждому разделу учебника, так и в конце всего издания. Это позволяет обучающимся легко найти необходимую информацию для написания докладов, курсовых работ и выпускных квалификационных работ.

Использование данного учебни-

3/2023

ка позволит студентам бакалавриата и магистратуры самостоятельно освоить и критически осмыслить такой вид когнитивного анализа, который основан на совмещении подходов к анализу языка и человека, вида знаний, знаковых систем, когнитивного моделирования, текста — от «языковой личности» и «языкового сознания» до «языка», «мышления» и «когниции».

Редактор учебника С.М. Колесникова считает, что «когнитивная лингвистика изучает сознание на базе языка и делает выводы о «типах ментальных репрезентаций» в сознании человека на основе применения к языку имеющихся в распоряжении лингвистики собственно лингвистических методов анализа с последующей когнитивной интерпретацией» (с. 5). Отметим энциклопедич-ность издания: это касается описания ценностных концептов ЛЮБОВЬ, СЕМЬЯ, ВЕРА, концепта ЖЕЛАНИЯ, художественных концептов в лингвопоэти-ческом освещении.

Учебник создан авторами — специалистами в области современного русского языка и когнитивной лингвистики: С.М. Колесникова, д.ф.н., проф., зав. кафедрой русского языка МПГУ [5]; Е.В. Алтабаева, д.ф.н., проф., профессор кафедры русского языка МПГУ [6]; А.Т. Грязнова, к.ф.н, доц., профессор кафедры русского языка МПГУ [7]. Все авторы имеют серьезные научные труды в области когнитивной лингвистики, теории языка, грамматики и семантики русского языка. Таким образом, рецензируемый учебник представляет собой синтез важнейших концепций в области когнитивной лингвистики и формирует четкое понимание современных научных идей в данной области.

Так, например, важным аспектом данного издания является то, что в нем об-

3 / 2023

ращается внимание не только на широко разработанные универсальные концепты в лингвистике (например, ЛЮБОВЬ, ДУША, ВРЕМЯ), но и на категории, которые отражают различные аспекты языковой картины мира (например, ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ХЛЕБ, ЖЕЛАНИЕ, ПРИРОДА, МЕХАНИЗМ). Такое описание разных аспектов имеет большую ценность, поскольку помогает сформировать системное представление о возможностях когнитивного описания русской языковой картины мира. Кроме того, вышеназванные концепты ранее широко не рассматривались в кругу концептуальных понятий. Рецензируемый учебник отличается своей гибкостью и адаптивностью, перечень исследуемых концептов можно расширить, например, РОДИНА, МИЛОСЕРДИЕ, ДЕНЬГИ и др., что, кроме всего прочего, свидетельствует еще и об открытости издания в плане научных перспектив.

Важно подчеркнуть, что учебник рекомендован Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным 455 направлениям, поэтому с полным основанием можно утверждать, что данное издание соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Таким образом, констатируем, что учебник «Когнитивная лингвистика» обладает научной энциклопедич-ностью, теоретической целостностью, методической универсальностью, прак-тикоориентированностью и потенциальной открытостью для будущих исследований. Он объединяет современные теоретические достижения в области лингвистики с их практическим применением в контексте учебного процесса.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Данное издание является представителем нового поколения учебников и рекомендуется активно использовать его в учебном процессе, поскольку он отличается современным содержанием, доступным изложением материала и прак-

тической направленностью; охватывает основные теоретические достижения когнитивной лингвистики и рассматривает их применение применительно к вузовскому преподаванию филологических дисциплин.

456

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кубрякова, Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Рос. академия наук. Ин-т языкознания. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с. (Язык. Семиотика. Культура).

2. Демьянков, В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 17-32.

3. Болдырев, Н.Н. Теоретические и методологические проблемы когнитивной лингвистики и тер-миноведения // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2013. № 24 (315). Вып. 82. С. 7-13.

4. Когнитивная лингвистика»: чебник для вузов / С.М. Колесникова, Е.В. Алтабаева, А.Т. Гряз-нова; под ред. С.М. Колесниковой. М.: Юрайт, 2022-2023. 192 с.

5. Колесникова, С.М. Функционально-семантическая категория градуальности в современном русском языке: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2010. 278 с.

6. Алтабаева, Е.В. Оптативность в русском языке: комплексное описание: монография. М.: Московский педагогический государственный университет, 2021. 200 с.

7. Грязнова, А.Т. Лингвопоэтический анализ художественного текста: подходы и направления: монография / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». М.: МПГУ, 2018. 323 с.

REFERENCES

1. Kubryakova, E.S. Yаzyk i znanie: Na puti polucheniya znanij o yazyke: chasti rechi s kognitivnoj tochki zreniya. Rol yazyka v poznanii mira [Language and Knowledge: On the Way to Knowledge about Language: Parts of Speech from the Cognitive Point of View. The Role of Language in Cognition of the World]. Moscow, Yazyki slavyanskoj kultury, 2004, 560 p. (in Russ.)

2. Demjankov, V.Z. Kognitivnaya lingvistika kak raznovidnost interpretiruyushchego podhoda [Cognitive Linguistics as a Kind of Interpreting Approach], Voprosy yazykoznaniya = Problems of Linguistics, 1994, No. 4, pp. 17-32. (in Russ.)

3. Boldyrev, N.N. Teoreticheskie i metodologicheskie problemy kognitivnoj lingvistiki i terminovedeniya [Theoretical and Methodological Problems of Cognitive Linguistics and Terminology], Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie = Bulletin of Chelyabinsk State University. Philology. Art History, 2013, No. 24 (315), vyp. 82, pp. 7-13. (in Russ.)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ XX 3 / 202з

ВЕК

4. Kognitivnaya lingvistika: uchebnik dlya vuzov [Cognitive Linguistics: Textbook for Universities], S.M. Kolesnikova, E.V. Altabaeva, A.T. Gryaznova, ed. by S.M. Kolesnikovoj. Moscow, Yurajt, 2022-2023, 192 p. (in Russ.)

5. Kolesnikova, S.M. Funkcionalno-semanticheskaya kategoriya gradualnosti v sovremennom russkom yazyke: uchebnoe posobie [Functional and Semantic Category of Gradality in Modern Russian Language: Textbook]. Moscow, Vysshaya shkola, 2010, 278 p. (in Russ.)

6. Altabaeva, E.V. Optativnost v russkom yazyke: kompleksnoe opisanie: monografiya [Optativity in Russian: a Complex Description: a Monograph]. Moscow, Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2021, 200 p. (in Russ.)

7. Gryaznova, A.T. Lingvopoeticheskij analiz hudozhestvennogo teksta: podhody i napravleniya: monografiya [Linguopoetic Analysis of Artistic Text: Approaches and Directions: Monograph]. Moscow, MPGU, 2018, 323 p. (in Russ.)

Клушина Наталья Ивановна, доктор филологических наук, профессор, кафедра стилистики русского языка, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, nklushina@mail.ru

Natalia I. Klushina, ScD in Philology, Professor, Russian Language Stylistics Department, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, nklushina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.09.2023. Принята к публикации 20.09.2023 The paper was submitted 15.09.2023. Accepted for publication 20.09.2023

457

3/2023

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ XXI " ВЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.