Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ социально-философских проблем биоэтики (обзор литературы)'

Ретроспективный анализ социально-философских проблем биоэтики (обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
535
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сахарова Л. Г., Слотин В. Е.

Биоэтика наука интегративного плана, объединяющая в своем содержании знания о человеческом существовании, представленные целым комплексом наук, таких как медицинские науки, биология, психология, социология, антропология, этика и философия, религиоведение. Среди главных задач биоэтики можно выделить разработку двух важнейшихсоциально-философских проблем развития общества и медицины, а именно: формирование здорового образа жизни у населения и развитие идеи социальной справедливости в медицине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ социально-философских проблем биоэтики (обзор литературы)»

53. Fan S.R., Liu Х.Р., Li J.W. et al. Study on classification and treatment of vulvovaginal candidiasis// Zhonghua Fu Chan Ke Za Zhi. 2005. Vol. 40, № 8. P. 532-535.

54. Fidel P.L.Jr. History and update on host defense agains vaginal candidiasis//Am. J. Reprod. Immunol. 2007. Vol.57,№l.P. 2-12.

55. LeBlanc D.M., Barousse M.M., Fidel P.L.Jr. Role for dendritic cells in immunoregulation during experimental vaginal candidiasis// Infect, and Immun. 2006. Vol.74, №6. P. 3213-3221.

56. Mendling W. Vaginoze, vaginitis, zervizitis and salpingitis// Springer. 2006; 252 p.

57. Monif G.R.G. Infectious Diseases in Obstetrics and Gynecology/ Monif G.R.G., Baker D.A. 5th ed. London: Parthenon Publishing Group, 2004. 723 p.

58. Nneka C., Nwokolo M. et al.//Drugs and Ageing. - 2000. - Vol.16, №5. - P. 335-339.

59. Nyirjesy P. Chronic Vulvovaginal Candidiasis// Am Family Physician. 2001. Vol. 4, №63.

Сведения об авторах

Попова Алена Леонидовна - заочный аспирант кафедры акушерства и гинекологии Кировской ГМА, врач акушер-гинеколог КОГБУЗ «Кировский областной клинический перинатальный центр». E-mail: [email protected].

Дворянский Сергей Афанасьевич - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии Кировской ГМА. E-mail: [email protected].

Яговкина Надежда Владимировна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии Кировский ГМА. E-mail: nad0511ya@ rambler.ru.

УДК 101.14+159.9+17 Л.Г. Сахарова, В.Е. Слотин

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ БИОЭТИКИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Кировская государственная медицинская академия L.G. Sakharova, V. Е. Slotm

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF SOCIAL AND PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF BIOETHICS

(LITERATURE REVIEW)

Kirov state medical academy

Биоэтика - наука интегративного плана, объединяющая в своем содержании знания о человеческом существовании, представленные целым комплексом наук, таких как медицинские науки, биология, психология, социология, антропология, этика и философия, религиоведение. Среди главных задач биоэтики можно выделить разработку двух важнейших

социально-философских проблем развития общества и медицины, а именно: формирование здорового образа жизни у населения и развитие идеи социальной справедливости в медицине.

Ключевые слова: биоэтика, здоровый образ жизни, социальная справедливость, общество, медицина, философия, социология, ретроспективный анализ.

Bioethics is the integrative science uniting in its content positive knowledge of the human existence which is developed by the complex of sciences such as biology, medical science, sociology, psychology, anthropology, ethics and philosophy.Among the main tasks of bioethics it is possible to allocate the development of two major social-philosophical problems of the development of society and medicine. These are formation of a healthy lifestyle among the population and development of the idea of social justice in medicine.

Key words: bioethics, healthy way of life, social justice, society, medicine, philosophy, sociology, retrospective analysis.

Введение

Одним из новых научных направлений конца ХХ-начала XXI вв. является биоэтика. Главная задача биоэтики как науки о нравственном отношении к живому состоит в изучении человека в единстве морально-этических и медико-биологических аспектов.

Биоэтика ориентируется не только на комплексное изучение человека и перспектив развития наук о человеке на основе сочетания различных подходов, но и пытается применить нравственные оценки к анализу жизненных проблем с позиций гуманизма. Биоэтика призвана решать сложные ситуации, возникающие в современной науке [1]. Новое научное направление ориентирует на философское осмысление деятельности людей в направлении развития здорового образа жизни и социальной справедливости.

Решению данной задачи будет способствовать ретроспективный анализ двух важнейших социально-философских проблем биоэтики - формирование здорового образа жизни у населения и развитие идеи социальной справедливости в медицине на основе преемственности подходов в решении этих сложных биоэтических проблем.

Методы исследования

Раскрытие сущности социально-философских проблем биоэтики позволяет использование комплекса методов. В качестве основного выступает метод ретроспективного анализа, позволяющий проследить историю развития социально-философских трактовок формирования здорового образа жизни и идеи социальной справедливости в медицине, а также их изменение в ходе поступательного развития общества и науки.

К вопросу истории развития биоэтики

Биоэтика возникла в 1960-е гг. XX в. в США как форма морализации науки, и особенно биомедицины. Данный период развития постиндустриального общества связан с необходимостью духовно-нравственной оценки многих научных и социальных явлений.

Главное предназначение биоэтики как интегра-тивного естественно-научного и философско-эти-ческого направления рассматривалось в глубоком систематическом анализе всех исследовательских и практических действий ученых и медицинских работников, религиоведов и политиков, социологов и психологов, политиков и юристов в модернизации устоев человеческого общежития, совершенствовании образа и стиля жизни людей [8].

Д. Каллахан, один из основоположников биоэтического знания, так оценил важность развития философского осмысления творческо-созидательной деятельности людей: «Понимание появления биоэтики поможет охватить панораму и сложность в этой области. 60-е годы XX века - подходящая точка отсчета даже при том, что имелись данные о новой области и в более ранние десятилетия [2]. В биомедицине 60-е годы XX века были эпохой технологического прогресса. Это были почечный диализ, трансплантация органов, медицинские безопасные аборты, противозачаточные пилюли, пренатальный диагноз, широкое использование средств интенсивной терапии и искусственной вентиляции легких, драматическое смещение смерти дома к смерти в больнице или других учреждениях и в первых проблемах генетических разработок. Имелось много технологических достижений, давших в основном осязаемый результат в биомедицинских исследованиях и их применении во время Второй мировой войны. Эти факты вместе открыли широкий диапазон трудных, по-видимому, новых моральных проблем» [2].

Однако биоэтическая проблематика имеет глубокие научно-теоретические предпосылки и давние исторические традиции в западноевропейской философии, восходящие к работам И. Бентама, И. Канта, Дж. Миля, Д. Мура и др. [8].

Исторический генезис биоэтики можно проследить в рамках философии и этики (Г. Спенсер, П. Кропоткин, В. Эфроимсон, В. Соловьев, И. Лос-ский, И. Бердяев, Л. Толстой, В. Вересаев, И. Мечников, В. Вернадский), «этики благоговения перед жизнью» А. Швейцера, мыслителей ХУ1И-ХХ вв. Среди неизменных важнейших социально-философских проблем развития общества и медицины они выделяли проблему социальной справедливости в медицине, формирование философии здорового образа жизни у человека, гуманные подходы к организации экспериментальной деятельности на человеке.

Генезис идеи социальной справедливости

и здорового образа жизни в социально-философской мысли России Х1Х-начала XX вв.

Проблема реализации принципа социальной справедливости одна из центральных проблем в биоэтике. Классическая формулировка принципа справедливости представлена в трудах Аристотеля, Гиппократа, И. Канта [3]. И. Кант ставит добродетель справедливости выше всех других добродетелей всюду, где возникает ситуация неравных отношений между людьми. Проблема социальной справедливости в медицине представлена в трудах известного врача, философа и педагога второй половины XIX в. Н.И. Пирогова. Он дал философское обоснование таким аспектам справедливости в медицине, как справедливое отношение к больному, социальная роль государства в организации здравоохранения,

развитие общественного милосердия. Н.И. Пирогов затрагивал ее не только как теоретическую проблему медицины, но наполнял ее социальным смыслом, связывая с «общественным милосердием», которое «принадлежит к убеждениям новейшего времени, еще совсем не укоренившимся» [4]. Он придает этой проблеме практическое значение:

- какое значение имеет гигиена в лечении и жизни людей;

- как должна быть организована профилактика заболеваний;

- как решать вопросы организации лечения человека, сообразуясь с телесностью человека;

- какие типы госпитальных сооружений наиболее оптимальны для массового лечения людей.

Врач-философ предложил план совершенствования системы постройки госпиталей, считал необходимым увеличить расходы на административно-гигиенические меры для предотвращения болезней в массах, «скученных» в столицах и больших городах. Прогресс медицины Н.И. Пирогов видел в гигиене, в медицине предохранительной. Под широко проводимыми гигиеническими мероприятиями он имел в виду и улучшение быта рабочего люда [5]. Развитие профилактической работы и деятельности медицинского сообщества по формированию здорового образа жизни получило продолжение в трудах его учеников и деятельности Пироговского общества в конце XIX-начале XX вв. Узловой темой практически на всех съездах была проблема создания государственной системы здравоохранения с высшим врачебным представительством в виде самостоятельного Министерства здравоохранения. Врачебный закон появился в России лишь в 1857 году и с незначительными частными дополнениями просуществовал вплоть до октября 1917 года.

Либерально-революционные идеи справедливости в медицине представлены в трудах И.М. Сеченова иВ.В. Вересаева. В.В. Вересаев отмечал: «И в Западной Европе массы врачей не находят себе дела, разумеется, вовсе не потому, что потребность общества во врачебной помощи вполне насыщена: и там, как у нас, для громадных слоев населения врачебная помощь представляет недоступную роскошь. Это просто частичное проявление тех поражающих противоречий, которые, как корни дуба в почву, прочно и глубоко проникают в самые основания нынешней жизни. Тысячи пудов хлеба и мяса гниют, не находя сбыта, а рядом тысячи людей умирают с голоду» [5]. В.В. Вересаев поддерживал идеи социал-демократов (В.И. Ленин) о государственном характере организации здравоохранения и внедрении принципа равного доступа к нему [5].

Идеи развития здорового образа жизни и справедливости в медицине, а также позиция медицинского сообщества легли в основу государственной политики в области медицины в рамках либеральных реформ второй половины XIX в. Именно в этот период в России принят Врачебный Устав - первый систематизированный документ, определявший правовое обеспечение здравоохранения в России. Существовали три редакции Врачебного Устава, датированные 1857, 1892 и 1905 гг. Вторая половина XIX века в России характеризуется развитием ряда социальных программ, направленных на поддержание и помощь бедным и нуждающимся. Таким образом, в XIX в. социально-философские идеи формирования здорово-

го общества и справедливости в медицине находили поддержку в российском обществе, в медицинском сообществе и государственной политике в области здравоохранения. Объективные и субъективные причины (большие масштабы территории, недостаточно развитая подготовка врачей, недостаточное финансирование медицины и др.) ориентировали на поиск новых теоретических и практических подходов к развитию здравоохранения в России.

Проблема формирования здорового образа жизни и социальной справедливости во взглядах современных российских специалистов в области биоэтики

В Российской Федерации отмечается преемственность в развитии идей социальной справедливости в медицине и формирования здорового образа жизни у населения либерального плана. Проблема формирования здоровья человека и здорового образа жизни становиться образовательной и воспитательной задачей [6].

Данная проблема рассматривается в рамках нового этико-философского направления - биоэтики. Биоэтика активно изучается современными студентами. В первую очередь она ориентирует студенчество на укрепление здоровья и здоровый образ жизни.

Одним из факторов, формирующих здоровый образ жизни, является нравственное состояние человека, его нравственное поведение, основы которого закладываются в том числе и в вузе, посредством восприятия студентами как естественно-научных, так и социально-значимых дисциплин, в том числе и «Биоэтики». Биоэтическая парадигма стала особенно актуальна в настоящее время. В странах мира, в том числе и в России, людей сегодня особенно пугает возрастание аномальных явлений, которые влияют на их образ жизни. Они вызывают страх за безопасность своей жизни и жизни близких людей, усугубляя стрессовые состояния и тем самым угнетая психику человека, что ослабляет его физическое и ментальное здоровье. Эти негативные условия в жизни людей, а также различные способы и формы снижения нравственного начала в деятельности человека в совокупности формируют конкретный образ жизни отрицательного свойства.

Нередко люди поступают безнравственно, вредя себе и другим людям не по злому умыслу, а из-за своего недомыслия, в частности, из-за неумения мысленно ставить себя на место других в конкретной ситуации. Так, например, на образе жизни сказываются зловредные привычки, такие, как алкоголизм или курение. Курящий просто неспособен ставить себя на место некурящих, иначе бы он испытывал угрызения совести. Но когда человек пренебрегает интересами не знакомых ему людей, проявляет неуважение к ним, то он не вправе и сам ожидать от них уважительного отношения к себе. Этот пример свидетельствует о том, что образ жизни отдельного человека всегда сопрягается с образом жизни многих других людей, вызывая у них или доброе, или негативное настроение [7].

В наше время не подвергается сомнению тот факт, что для развития здорового образа жизни человека огромную роль играет его информационное обеспечение. А информацию человек получает из разных источников, прежде всего, непосредственно

из личного опыта, общения и информационной сферы общества. Конкретный образ жизни человека все больше зависит от массовой коммуникации, которая становится как бы его второй реальностью и жизни и деятельности. Влияние ее на образ жизни людей не менее значим, чем собственный фактор, о чем свидетельствует объективное состояние СМИ, интернета. Это та часть информационной среды общества, которая не всегда правдиво отражает окружающий мир. В ней в причудливых формах и видах переплетаются и адекватная, и нередко иллюзорная субъективная реальность.

Одна из серьезных проблем, с которыми сталкивается сегодня каждый человек, это информационное перенасыщение нейронных путей его мозга вследствие бурного увеличения объема научной, культурной и политической информации, но особенно постоянной, навязчивой рекламы. Таким образом, головы людей заполняются нередко так называемым информационным мусором, то есть той неосознаваемой информацией, которая бесполезно скапливается в его бессознательной психической сфере. Тем самым она наносит заметный ущерб сознательному фактору психики и ослабляет его, что дезориентирует человека и приводит к психологическим конфликтам. Обычный человек, как правило, вынужден бездумно подчиняться «приказам информации». Человек тем самым теряет в этой ситуации как бы самого себя. В его психике остаются лишь желания, заложенные некой информационной программой. И чем больше информации вынуждено поглощать человеческое сознание, тем сильнее его зависимость от жестких установок, задаваемых информацией, и тем меньше возможностей для того, чтобы поведение человека было нравственным. Если человек хочет остаться полноценной и свободной личностью, то ему приходится постоянно анализировать поступающую информацию с морально-правовой точки зрения. Но для этого необходимо развивать защитный информационный иммунитет за счет увеличения мощности своего нравственного сознания.

Социально-исторический и культурный процесс формирования здорового образа жизни граждан и их творческой жизнедеятельности, касающейся не только индивидов, но и общества в целом включает в себя профессиональные, культурно-этические, образовательные, мировоззренческие и многие различия у людей, которые заметно влияют на их собственное отношение к жизнедеятельности, здоровью и его сохранению. При всем этом только моральные и правовые установки в обществе способны раскрыть и развить в людях личную ответственность за свое здоровье как общественное достояние. Именно мораль выступает особо сильным духовным началом в формировании здорового образа жизни людей и их творческо-созидательной деятельности. Но при этом исключительную роль в становлении и совершенствовании индивидуального образа жизни людей играет осмысленный характер жизни каждой конкретной личности. То есть речь идет о сознательном посвящении своей жизни и деятельности каким-либо интересам, нужным или отдельным людям, или обществу в целом - семье, науке, медицине, искусству и т.д.

Внедрение здорового образа жизни в обыденную практику повседневного поведения людей зависит не только от морали. В силу многосторонности

и многомерности социально-культурной жизнедеятельности людей и их сугубо индивидуального поведения в каждом конкретно-историческом обществе моральные требования к отдельным лицам предъявляются и воспринимаются ими избирательно, что зависит от интеллектуально-нравственного воспитания личности и восприятия ею общественных обязанностей и понимания личной ответственности. В связи с этим моральные требования к людям, озабоченным состоянием своего образа жизни, нуждаются в подкреплении со стороны правовых норм. Такое сопряжение морали и права в формировании здорового образа жизни сегодня и получает отображение в биоэтике - качественно новом морально-правовом самосознании людей, но особенно специалистов, имеющих отношение к проблемам сохранения жизни на Земле и сбережению здоровья людей.

В наше время никто не спорит, что необходимо скрупулезно соблюдать общечеловеческие нормы, принципы и правила морали в общественной жизни и деятельности людей, обеспечивающие укрепление их духовного здоровья. Если даже кем-либо пусть нечаянно кому-либо причиняется физическая боль, то этим самым наносится душевный вред и тому, кто ее спровоцировал. Поэтому всем людям должно быть ясно: сохранение здоровья человека - это проблема гуманная. Она указывает на необходимость всем и всегда помнить о личной ответственности за свое здоровье и здоровье других. Это проблема всеобщая, так как человек должен всегда сострадать, соучаствовать и помогать заболевшему другу, ближнему. Это гуманная сторона межличностных связей и отношений. Но есть и другая, гуманитарная сторона субъективных связей и отношений, которые складываются между людьми в их совместной жизни и деятельности. Именно от них зависят раскрытие, развитие и совершенствование уникальных человеческих способностей. Эта сторона в межличностных отношениях делает человека духовно более сильной, творчески активной личностью, что свидетельствует о специфической форме поддержания человеческого здоровья [8].

Для каждого отдельного человека (индивида) должно быть абсолютно ясно, что свое личное здоровье ценится им значительно выше, а значит - беречь и укреплять его надо прежде всего самому. Сохранение и особенно возвращение утраченного здоровья людям - это фундаментальная комплексная гуманная и гуманитарная задача. Ее невозможно решить в рамках только системы здравоохранения: большая роль должна принадлежать системе общественно-исторической культуры народа: образования и воспитания, средствам массовой информации. Уже сегодня они вносят неоценимый вклад в развитие культуры образа и стиля жизни, физической культуры. Повышается в этом отношении роль культурологи, психологии, социологии и биоэтики. Особенно велика и значима терапевтическая функция биоэтики. Она состоит в том, чтобы помогать людям в поиске и концептуальном обосновании смысла своей жизни и жизни других людей, учиться самому и учить других, лично оценивать роль и ответственность своей жизнедеятельности.

Проблема формирования индивидуальной модели образа и стиля жизни, смысла общественной деятельности - одна из ключевых мировоззренческих задач биоэтики, требующих решения в контексте це-

лостного отношения каждой личности к смыслу своей жизни и здоровью. Философское обобщение исторически сложившихся точек зрения на проблемы поиска смысла жизни и поддержания здоровья сводится к двум направлениям: обретение гуманного смысла жизни как бы внутри самого человека, его собственной деятельности во имя удовлетворения своих и общественных интересов и смысложизненных исканий самого себя как уникального человеческого феномена. Это все проявляется как во внутреннем (духовном) переживании, так и во внешнем поведении, в осознанных целенаправленных действиях и поступках. Кстати, между смыслом жизни и здоровьем человека существует опосредующее звено - личностная индивидуальность, которая вбирает в себя особое состояние его морально-нравственного кредо [8].

Идеи развития здорового образа жизни и справедливости в медицине развивается в трудах отечественных философов и биоэтиков М.Н. Жаровой, И.В. Силуяновой, П.Д. Тищенко, Б.Г. Юдиной, а также в социально-политических трудах Т. А. Голиковой, В.В. Путина, Л.М. Рошаля и др.

И.В. Силуянова суть современной проблемы справедливости определяет следующим образом: «Преодоление неравенства сложный и длительный процесс. В настоящее время нет страны, которая была бы окончательно удовлетворена состоянием своей системы здравоохранения. Практически в каждой стране осуществляется ее коррекция, ведутся преобразования, а порой и реформы. Не вызывает сомнений одна из основных задач этих преобразований - справедливость, то есть равенство всех граждан в доступе к медицинской помощи высокого качества [9].

В трудах М.Н. Жаровой рассматривается справедливость с медицине с общефилософских и правовых позиций справедливости, основанных на равенстве права на жизнь всех людей, независимо от их национальности, социального положения и прочих факторов [10, с. 16, 19 ].

Особое значение имеет точка зрения российского медицинского сообщества, выраженная в документах философско-этического плана. В 1994 г. Ассамблеей врачей России был принят «Этический кодекс российского врача». В документе констатируется, что основной обязанностью врача является справедливое отношение к пациенту.

Проблема справедливости в медицине становится одной из ключевых на современных российских медицинских форумах. В Московском гуманитарном университете по инициативе Отдела этики науки и технологии Сектора социальных и гуманитарных наук ЮНЕСКО 7-8 декабря 2005 г. была проведена конференция «Социальная справедливость в здравоохранении: биоэтика и права человека».

В итоговом документе и рекомендациях конференции провозглашаются основные принципы деятельности государственных, международных, медицинских, общественных и иных учреждений в сфере медицины и здравоохранения:

1. Социальная справедливость в здравоохранении находит выражение в следующем:

- обеспечение профилактических мер, направленных на предотвращение заболеваний, препятствующих реализации человеком своего потенциала;

-укрепление и охрана здоровья людей без ограничений по каким бы то ни было признакам или индивидуальным характеристикам;

- обеспечение универсального доступа к качественной медицинской помощи;

- обеспечение справедливого доступа к медицинским, научным и техническим достижениям.

Вопросы социальной справедливости должны найти свое место в национальных планах развития здравоохранения; их следует определять в связи с общими целями политики здравоохранения и политики социально-экономического и культурного развития.

2. Социальная справедливость в здравоохранении должна реализовываться исходя из следующих принципов:

- она должна основываться на потребности каждого человека иметь хорошее здоровье;

- она должна обеспечивать возможности для каждого члена общества реализовать свой потенциал в тех областях, которые представляются данному индивиду наиболее важными и ценными для него;

- первоочередное внимание должно быть уделено группам, находящимся в менее благоприятном положении с точки зрения обеспечения медицинской помощи;

- она должна полагаться на возможности и стремление всех людей к укреплению своего физического и духовного здоровья.

3. Органам государственной власти следует:

- признать требования социальной справедливости необходимым и специфическим компонентом всей системы здравоохранения;

- обеспечивать равноправный доступ к квалифицированной медицинской помощи;

- принимать меры в целях содействия тому, чтобы программы здравоохранения были направлены на улучшение социального положения наиболее уязвимых групп;

- разработать и принять закон о биомедицинских исследованиях;- создавать структуры, разрабатывать и осуществлять программы, отвечающие потребностям всех категорий населения, нуждающихся в медицинской помощи;

- обеспечить правовые, экономические, организационные и информационные условия вовлечения институтов гражданского общества в выработку и реализацию политики в области здравоохранения.

4. Социальная справедливость в здравоохранении предполагает не только осуществление аффир-мативных (поддерживающих) мер со стороны людей, принимающих решения, но и разнообразные формы активного участия людей, нуждающихся в медицинской помощи. Наличие основных прав, в том числе основополагающего права на достижение наивысших возможных стандартов здоровья, предполагает деятельность по реализации этих прав, в том числе деятельность, направленную на их защиту путем создания добровольных объединений (ассоциаций) граждан [8].

Социально-философские идеи справедливости в медицине отражены в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья и прав граждан» (2011): «Охрана здоровья граждан (далее охрана здоровья) -система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации,

органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи [2,11].

Таким образом, современные подходы к справедливости в медицине ориентируются на либеральные идеи справедливости, основанные на соблюдении основных прав и свобод человека, преимущественном обеспечении принципа равенства, сохранении государственной роли в регулировании и поддержке здравоохранения.

Политико-правовые основы формирования

здорового образа жизни и развития идеи

социальной справедливости в современной России

С 2011 году была создается принципиально новая правовая база развития российского здравоохранения. Особое внимание в процессе модернизации здравоохранения уделяется вопросам профилактики заболеваний, формированию здорового образа жизни и развитию идеи социальной справедливости. Модернизация здравоохранения предполагает преемственность в реализации либеральных идей справедливости в медицине. В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья и прав граждан» (2011) отражены современные подходы к решению данной проблемы: «<...> профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания <...>», «<...> государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоя-тельств<...> » [11].

Президент Российской Федерации В.В. Путин [12] акцентирует внимание на развитии «философии здорового образа жизни» у граждан Российской Федерации: «Необходимо повысить ответственность каждого человека за состояние своего здоровья. Иначе никаких денег не хватит. Сегодня в России 80% людей не занимаются физкультурой или спортом, 65% регулярно употребляют крепкие спиртные напитки или курят, 60% проходят медобследования только в случае болезни. При этом большинство опрошенных уверено, что следят за своим здоровьем! Охрана здоровья - это прежде всего предотвращение заболеваний, и ключевую роль здесь имеет формирование здорового образа жизни. Мы будем создавать условия для бесплатных занятий физкультурой по месту жительства и на работе, настойчиво и жестко бороться с распространением наркотиков, принимать меры, нацеленные на снижение потребления алкоголя и табака [7].

Одной из важнейших проблем, возникающих в медицине и здравоохранении на всем протяжении существования человечества и в настоящее время, является проблема справедливости.

Вопросы справедливости касаются не только медиков, но и каждого человека, поэтому их обсуждение является необходимым для каждого из нас.

В настоящее время сформированы общие философские подходы к понятию справедливость, однако продолжается дискуссия по уточнению этого понятия в связи с инновационными процессами в различных сферах жизни общества. Философские идеи справедливости в медицине закреплены в международном законодательстве и законах различных стран. Прежде всего прослеживается связь с необходимостью реализации основных прав и свобод человека при оказании медицинской помощи.

Сложно определить эффективность новых подходов к реализации в современной России принципа справедливости в медицине (реализация принципа равенства в доступности медицинской помощи, доступности качественной медицинской помощи и др.) в силу социально-демографических причин (обширность территории, недостаточная обеспеченность квалифицированным медицинским персоналом медицинских учреждений, проблема обеспечения современным медицинским оборудованием, нехватка финансовых ресурсов и др.).

Таким образом, идея социальной справедливости в медицине является ведущей в процессе современной модернизации здравоохранения в Российской Федерации. По мнению российских политиков (Т.А. Голикова, Д.А. Медведев, В.В. Путин и др.), потребуется несколько лет для реализации поставленных задач на основе новых подходов к принятию управленческих решений в процессе модернизации российской медицины.

Биоэтическое осмысление затронутых в этой статье вопросов должно способствовать стимуляции становлении закрепления гуманитарного начала в медицине, в других сферах духовно-культурной жизни всех людей в целях улучшения физического и укрепления духовного здоровья людей. Сделанный в этой главе акцент на здоровье человека как целостной научно-естественной и гуманитарной ценности позволяет привлечь внимание общества к тому, чтобы относиться к своему здоровью и здоровью других людей не просто как к некоему нормальному биофизиологическому состоянию, но и как к высокой духовной силе.

Заключение

Философия здорового образа жизни - это важная составляющая жизни современного человека. Человек не был столь близок к тому, чтобы стать хозяином своего здоровья. Современный человек в состоянии контролировать свое здоровье, тем более он может воспринимать себя как существо автономное, свободное и самобытное. Обязывая сам себя вести здоровый образ жизни, то есть контролировать свое здоровье, человек возлагает на себя и соответствующую нравственную ответственность за свой выбор. Государство помогает современному человеку сохранять и укреплять свое здоровье через реализацию принципа социальной справедливости, включающего в себя равный для всех граждан доступ к достижениям современной медицины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Исланова Н.Н. Формирование биоэтического мировоззрения: аспекты методологии//Автореферат диссертации канд. филос. наук. - Казань, 2000. С. 3.

2. Daniel Callahan. Bioethics / Encyclopedia of bioethics. Reich W.Th. Editor-in-chief. N.Y., 1995, VI. P.248.

3. Аристотель Никомахова этика / Аристотель. -М.:Эксмо-Пресс, 1997. 452 е.; Гиппократ/Гиппократ/ http://nevrolog.narod.ru/gip.html (дата просмотра 12.05.2012); Семашко, Н.А. Очерки по теории организации советского здравоохранения: принципиальные основы советского здравоохранения.-М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1947. С. 102; Шамилева, РЭ. Проблема справедливости в философии Дж. Роулса / Философия и общество. 2008. №2 (5).

4. Пирогов, Н. И. Собр. соч.: в 8 т. М., 1962. Т. 8. 394 с.

5. Вересаев, В.В. Записки врача,- М.: Медис, 2010. 362 с.

6. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КНОРУС, 2012. 240 с. С. 112.

7. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики: учебник для вузов / Ю.М. Хрусталев. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 446 с. С. 58-68.

8. Сахарова Л.Г., Гвоздецкий О.Е., Слотин В.Е. Развитие идеи социальной справедливости в российской медицине: история и современность//Вятский медицинский вестник. 2012. №3. С. 75-76.

9. Силуянова И.В. Этика врачевания. Современная медицина и Православие/ И.В. Силуянова. - М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.450 с.

10. Жарова М.Н. Принципы биоэтики и модели взаимодействия медицинских работников с пациентами/М.Н. Жарова//Релга. 2012. №6. С. 16, 19; Степанов, К.С., Сахарова, Л.Г. Клубные объединения молодежи как инновационная форма студенческого самоуправления//Среднее профессиональное образование. 2012. №4. С. 51, 52.

11. Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья и прав граждан» //http://www.rg.ru/2011/ll/23/ zdorovie-dok.html (дата просмотра 12.12.2013).

12. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная справедливость для России (статья В. Путина «Комсомольской правде»)/ В.В. Путин/ Комсомольская правда. 2012. 13 февраля// http://kp.ru/ daily/3759/280779/.

Сведения об авторах

Сахарова Людмила Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой социальных наук Кировской ГМА.

E-mail:[email protected].

Слотин Владимир Евгеньевич - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры социальных наук Кировской ГМА.

E-mail:ksoz 1 [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.