Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИОННЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ИЛИ НОВЫЙ ДИАПАЗОН ПРАВ? (на примере высшей медицинской школы)'

ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИОННЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ИЛИ НОВЫЙ ДИАПАЗОН ПРАВ? (на примере высшей медицинской школы) Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
329
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Традиция / образование / мораль / ценности / биоэтика / медицина / биомедицинские технологии. / Tradition / education / morality / values / bioethics / medicine / biomedical technologies.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Силуянова Ирина Васильевна

Современное медицинское образование максимально ориентировано на прогрессивное развитие естествознания. Даже такая гуманитарная дисциплина, как биоэтика в ее либеральной форме все более выходит за пределы традиций профессиональной врачебной этики и подчиняется задаче оправдания новых биомедицинских технологий и изобретения новых прав человека для их применения и использования. В статье дана характеристика консервативной биоэтики и обосновывается необходимость сохранения традиционных моральных ценностей как принципиального условия развития профессионального медицинского знания и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION: TRADITIONAL MORAL VALUES, OR A NEW RANGE OF RIGHTS? (on the example of higher medical school)

Modern medical education is focused on the progressive development of natural science. Even such a humanitarian discipline as bioethics in its liberal form increasingly goes beyond the traditions of professional medical ethics and submits to the task of justifying new biomedical technologies and inventing new human rights for their use and use. The article describes the characteristics of conservative bioethics and substantiates the need to preserve traditional moral values as a fundamental condition for the development of professional medical knowledge and practice.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИОННЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ИЛИ НОВЫЙ ДИАПАЗОН ПРАВ? (на примере высшей медицинской школы)»

RAR УДК 93 ББК 71

ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИОННЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ИЛИ НОВЫЙ ДИАПАЗОН ПРАВ? (на примере высшей медицинской школы)

Силуянова Ирина Васильевна,

доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой Биоэтики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Минздрава России, ул. Островитянова, д. 1, Москва, Россия e-mail: [email protected]

Аннотация

Современное медицинское образование максимально ориентировано на прогрессивное развитие естествознания. Даже такая гуманитарная дисциплина, как биоэтика в ее либеральной форме все более выходит за пределы традиций профессиональной врачебной этики и подчиняется задаче оправдания новых биомедицинских технологий и изобретения новых прав человека для их применения и использования. В статье дана характеристика консервативной биоэтики и обосновывается необходимость сохранения традиционных моральных ценностей как принципиального условия развития профессионального медицинского знания и практики.

Ключевые слова

Традиция, образование, мораль, ценности, биоэтика, медицина, биомедицинские технологии.

На протяжении длительной истории европейской цивилизации христианская вера и ее моральные ценности являлись той интеллектуальной средой, в которой люди с ранних лет молились, учились, трудились. Первые европейские университеты основывались на ментальном единстве образования на трех своих базовых факультетах — богословском, медицинском и юридическом. В прежние годы студенты медики заканчивали университеты и академии и, вооруженные верой, трудились на благо ближнего по завету Божьему. В наше время ситуация меняется. Культура и образование, все более меняют содержание и смысл «культа» и «образа», т. е. традиционную основу образа мыслей и образа жизни человека. Ментальное единство коллективного и индивидуального сознания распадается, устойчивая совокупность установок и ценностей личности и общества утрачивается. Наши медицинские университеты сегодня — это школы изучения естественнонаучных дисциплин,

целью освоения которых становится оказание медицинских услуг как способа удовлетворения сословных финансовых нужд на основе использования реальности болезненности человека, как потребителя этих услуг. Является ли эта тенденция тотальной? Пока еще нет. На пути этой тенденции еще стоит гуманитарное знание, объем часов на изучение которого безжалостно сокращается с каждым годом.

Особое место среди гуманитарных дисциплин в высшей медицинской школе занимает дисциплина, которая только в медицинских университетах преподается и изучается. Это профессиональная биомедицинская этика. Ее основной вопрос — «Каким должен быть врач, чтобы быть врачом?» В предметное поле дисциплины включены этические кодексы профессиональной этики, как выражение исторического и ментального единства ценностей врачебного сообщества. Это единство уникально, так как оно основано на абсолютности этих ценностей; эта абсолютность

заключается в признании этих ценностей врачебными сообществами в течение 25 веков на протяжении всех исторических периодов развития медицины в пространстве европейской цивилизации: античной, христианской, нововременной и современной. Достаточно лишь упомянуть

0 до сих пор непреходящем значении «Клятвы врача» Гиппократа.1

На чем же основано это признание? Во-первых, на непротиворечивом единстве моральных правил врачебной этики и религиозных моральных принципов. И во-вторых, на многовековом врачебном опыте, подтверждающем их истинность и эффективность. Эти принципы и составляют содержание медицинской этики, как логически целостной системы знания, несмотря на различие исторических этапов их су-ществования2.

Соответствуя истории и логике развития биомедицинской этики, она включает четыре основные исторические модели. Понятие «модель» фиксирует на только исторический период, но и определенное этическое содержание. К ним относятся: «модель Гиппократа» (V - I вв до н. э.), «модель Парацельса-Войно-Ясенецкого» (I - XIX вв), «деонтология» (XIX - XX вв) и «биоэтика» (XX - XXI вв).

Но именно сегодня, на современном этапе развития, в медицинской этике начинают

1 И. В. Силуянова. Биомедицинская этика. Учебник и практикум для вузов. М. Юрайт, 2016, усл. п. л. 24,18. С. 33 - 43.

2 Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (UNESCO, 2005), к этим принципам относит: Принцип человеческого достоинства и прав человека Принцип соотношения блага и вреда

Принцип самостоятельности и индивидуальной ответственности Принцип согласия

Принцип согласия для лиц, не обладающих правоспособностью давать согласие

Принцип признания уязвимости человека и уважения неприкосновенности личности Принцип неприкосновенности частной жизни и конфиденциальности

Принцип равенства, справедливости и равноправия Принцип недопущения дискриминации и стигматизации

Принцип уважения культурного разнообразия и плюрализма

Принцип солидарности и сотрудничества Принцип социальной ответственности и здоровья Принцип совместного использования благ Принцип защиты будущих поколений Принцип защиты окружающей среды, биосферы и биоразнообразия

происходить метаморфозы. Именно сейчас формируется выход из этой многовековой и выверенной традиции. Биоэтика раскалывается на консервативную форму, т. е. знание, опирающееся на традицию при решении новых проблем современной медицинской практики и на либеральную биоэтику, опирающуюся на осознанный выход из традиции.

Насколько оправдан этот выход из традиции? Чем он мотивируется? Он определяется необходимостью оправдания тех новых технологий, которые сами создавались на основе отрицания традиционных моральных ценностей. Как, какими способами осуществляется это оправдание? Оно осуществляется с помощью изобретения новых прав человека и их законодательного утверждения.

К ним относятся «репродуктивные права», «сексуальные права», «права на достойную смерть» и т. п.

Первым шагом в отступлении от морально-этических законов было снятие законодательных запретов с производства искусственного прерывания беременности. 18 ноября 1920 года в России вступает в силу Постановление Нар-комздрава и Наркомюста, которое легализует искусственный аборт, т. е. происходит полное освобождение женщин и врачей от уголовной ответственности за попрание моральной заповеди «не убий». В середине ХХ века принципиальное изменение юридического статуса и нравственных оценок медицинских абортов происходит и в государствах Европы и США. Производство аборта становится новым правом женщины распоряжаться своим телом и правом врача удовлетворять это право. Обслуживание нового права оказывается финансово выгодным для сословия гинекологов. Так, в России финансирование родов и беременности — это 12 - 25% от общей оплаты их труда, охраны здоровья матери и ребенка — 15 - 25%, манипуляции для использования контрацепции — 24 - 40%, производство абортов — 10 - 30%. Суммарно гинекологи зарабатывают на «жизни» 27 - 50%, а на «смерти» — 35 - 70% от общего объема их работы.

Вторым шагом «движения от традиции» является разработка и внедрение контрацептивных препаратов. Это было связано с очевидной вредностью абортов для здоровья женщин, с комплексом постабортных осложнений, включая бесплодие. Известно, что вплоть до XX века

под влиянием отрицательного отношения к контрацепции, как нарушающей библейскую заповедь «плодитесь и размножайтесь», разработка способов и применение контрацепции даже не рассматривались как форма медицинской деятельности. Но именно в начале ХХ века начинают активно разрабатываться и применяться методы предотвращения беременности механическими, химическими, хирургическими, фармакологическими и др. противозачаточными средствами и способами.

Непосредственно с этими медицинскими манипуляциями, вышедшими за пределы морально-этической традиции, связана сексуальная революция. Американский основатель и шеф-редактор журнала «Плейбой» («Playboy») Х. Хефнер утверждал, что именно применение контрацепции и легализация абортов были причиной сексуальной революции ХХ века. Сегодня уже можно говорить о ее реальных последствиях.

Это — раннее начало половой жизни, увеличение числа половых партнеров, рост числа разводов, легализация гомосексуализма, нарастающая эпидемия СПИДа, изматывающая бездуховность и распространение венерических заболеваний. Сегодня к таким традиционным или «классическим» заболеваниям, как гонорея, сифилис, донованоз, венерический лимфогранулематоз, мягкий шанкр, присоединились и «инфекции второго поколения». Их распространение приводит к статистике, по которой инфекции, передающиеся половым путем (ИППП), входят в число 5 основных категорий заболеваний, в связи с которыми взрослые люди обращаются за медицинской помощью. Растет и статистика вторичных осложнений таких заболеваний, среди которых — мужское и женское бесплодие.

Потребность преодолеть массовое бесплодие стимулировало развитие научных разработок по преодолению бесплодия. Возникают и с каждым годом совершенствуются методики экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и других вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Но и это удивительное прогрессивное достижение оборачивается целым рядом отрицательных последствий. Среди них:

• попрание прав ребенка иметь отца или мать в случае использования ЭКО людьми, не состоящими в браке;

• уничтожение «лишних» эмбрионов человека, как стандартное необходимое условие ЭКО;

• разрушение традиционной семьи и прямая поддержка нетрадиционных (гомосексуальных) семейных отношений;

• донорство половых клеток, как элемент ЭКО при определенных условиях и купля-продажа донорских половых клеток;

• программирование сиротства в случаях отказа от ЭКО-детей по

• состоянию их здоровья;

• причинение вреда здоровью женщин и неблагополучное состояние здоровья и развития детей, рожденных с использованием ВРТ.

• Неизбежным методом ЭКО становится суррогатное материнство (СМ). Суррогатное материнство — это явление с неизбежно отрицательными последствиями для всех участвующих в данной сделке: и для суррогатной матери, и для ребёнка, и для потенциальных родителей, и для морально-нравственного состояния общества в целом.

• Можно ли избежать негативных последствий СМ для ребенка, получающего генетическое наследие от двух лиц и вместе с тем кровь, питание, жизненное внутриматочное обеспечение от третьего лица — суррогатной матери?

Применение суррогатного материнства в разных формах нарушает кровнородственные связи: бабушка, тетя и т. д. в то же время может быть мамой, давно умерший человек — отцом и т. п. С помощью суррогатного материнства отцами становятся лица гомосексуальной ориентации. Их право на семью и право иметь детей легализовано в Европе и США именно на основании методов искусственного оплодотворения и суррогатного материнства. Эти новые права становятся мощным фактором, разрушающим традиционные семейные отношения.

Наше законодательство превращает суррогатное материнство в выгодную коммерческую сделку. Заключаемый возмездный договор включает не только оплату биологической способности к деторождению суррогатной матери, но и «цену» ребенка. Суррогатное материнство, как метод, сопровождающий ЭКО, является превращенной формой проституции и торговли людьми.

Цепная реакция достижений продолжается. Технология ЭКО становится базовым основанием возможностей для генетического «улучшения» человека. «Благие идеи» редактирования

генома человека связаны с возможными перспективами не только преодоления наследственных заболеваний, но и с возможностями заказа, выбора способностей будущего человека. Еще многое находится в проекте, но в России уже созданы технологические условия редактирования генома человека: создаются научные лаборатории и центры, совершенствуются генетические технологии, идет подготовка кадров. Но впереди реальных технологий — базовая идеология прав человека с требованиями удовлетворения прав на здоровье и прав на выбор свойств и способностей человека. С сомнением мы относимся к тому, что будут услышаны аргументы «против» редактирования генома. К их числу относится:

• недопустимость уничтожения огромного числа человеческих эмбрионов как экспериментальный материал для отработок методик редактирования генома человека;

• неизученность последствий внедрения в геном и всего диапазона рисков «редактирования»;

• опасности нарушения естественных законов человеческой природы;

• возрождение «духа» нацистской медицины с ее евгеническими принципами и правами на массовые эксперименты над человеческой жизнью как преступление против человечества;

• уничижение достоинства человека;

• отсутствие правовой защиты от феномена «двух сторон медали» научного прогресса — благих надежд и их реальной контрпродуктивности.

• Базовое ЭКО — основа генетических проектов улучшения человека. Но ещё более базовое основание всевозможных реконструкций человека и общества — впереди. Это — создание искусственной матки.

Прогресс не стоит на месте. Сегодня в мире среди биотехнологических лабораторий развернулась настоящая гонка по созданию искусственной матки. Ученым удалось создать прототип женского лона, полученный из клеток, взятых из организма женщин. Эмбрионы успешно приживаются, прикрепляясь к стенкам лабораторных маток, и начинают активно развиваться. Ученые называют свою разработку «биосумка» (biobag). Проекты технологий искусственного выращивания людей есть и у американцев, и у корейцев, и у европейцев. Революционным

признан и эксперимент японского профессора Есинори Кувабары: он создал искусственную матку и сумел вырастить в ней козленка. Большинство ученых мира полагает, что искусственная матка появится, причем в течение ближайших двух-трех лет.

К благим задачам данных исследований относят возможность с помощью новых технологий иметь собственных детей всем женщинам, страдающим дефектом матки или ее недоразвитием. Искусственная матка поможет решить ряд медицинских проблем, например, проблему преждевременных родов недоношенных детей. Что же относится к этическим проблемам, ко второй стороне медали прогресса, к контрпродуктивности и регрессивности подобных технологий?

Общество должно неизбежно столкнуться с явлением, когда само воспроизводство человека в искусственных условиях станет просто технологией и бизнесом. Это базисное бизнес-основание для того, чтобы дети из «биосумки» производились и не только в штучных количествах, но и серийно. Неизбежно возникает идея о создании нового — «искусственного» — человечества, для воспроизводства которого уже будет не нужна традиционная семья и человек-родитель.

За форматом преодоления естественного процесса беременности маячит появление в мире репликантов-андроидов — людей, вообще не имеющих биологических матерей. Преодоление материнства чревато максимальным расчеловечеванием личности. Материнство есть «геном» морали, отвечающий за сохранение человечности в человеческих отношениях. Жертвенная материнская любовь лежит в основе мира гармонии человеческих отношений. Искусственная матка — максимально эффективный катализатор аморализма и новых стандартов поведения.

Отрицание морально-этических границ создания и применения биомедицинских технологий, изобретение новых прав и их утверждение действующим законодательством закрепляет тенденцию отрицания моральной реальности человеческой культуры, усиливает стремление установить иной и новый прогрессивный (антихристианский) уклад бытия, навязать иной (антихристианский) строй и образ жизни, создавая и опираясь на новое правоохранительное законодательство. Всё происходит почти буквально по евангельскому завету: «Жало же смерти — грех, а сила греха — закон» (1Кор. 16, 56).

Работа современного врача-исследователя и практического врача постоянно сопровождается морально-этическими вопросами. Действительно, должны ли существовать ограничения для исследований на человеке, например, в области зарождения жизни и умирания человека? Может ли быть установлен социальный контроль за деятельностью врача? Что должно быть «первичным» для врача-исследователя и врача-практика — интересы науки или ценность и достоинство индивидуальной человеческой жизни?

Все это — фундаментальные вопросы современной формы медицинской этики — биоэтики, которая существует и в ближайшем будущем будет существовать в консервативной и либеральной формах. В России либеральные формы биоэтического знания сконцентрированы в правовом поле, представлены в законодательстве, игнорирующем необходимость соблюдения моральных норм.

Консервативная биоэтика ориентирована на принципы традиционной морали, на которую опирались и реализовывали в своей жизни и в профессиональной этике такие ее теоретики и практики, как М. Мудров, Н. Пирогов, Ф. Гааз, В. Вересаев, В. Войно-Ясенецкий, Е. Боткин.

Будущее отечественной медицины в значительной степени будет связано с тем, как будет преподаваться биоэтика в медицинских школах, как будет проходить диалог, строиться противостояние и поиск компромиссов между традициями и инновациями. Возможно ли будет остановить цепную реакцию новых открытий и прав, продвижение которых порождает регрессивные последствия, которые проявляются в ухудшении здоровья людей, в падении духовности и нравственной культуры.

Список литературы

1. Гиппократ. Сочинения. М.-Л., 1941 - 1944.

2. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сборник официальных документов. М., 1995.

3. Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской, буддийской морали. М.: Прогресс. 1992.

4. Силуянова И. В. в соавт. «Русская традиция» в биоэтике: этико-аксиологические основания: коллективная монография/Курск: Юго-Зап. Гос. Ун-т, ЗАО «Университетская книга», 2017. 196 с.

5. Кэмпбелл А., Джиллет Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ./Под ред. Ю. М. Лопухина, Б. Г. Юдина. М.: ГЭОТАР — МЕД, 2006.

6. Кодекс профессиональной этики православного врача/Журнал «Церковь и медицина». 2013. № 1 (9). С. 29 - 32.

7. Биомедицинская этика. Сборник нормативно — правовых документов в области прав человека в контексте биомедицинских исследований: учебное и справочное пособие. Под ред. И. В. Силуяновой и В. Н..Диомидо-вой. М. — Ч., 2014. 972 с.

8. Понкин И. В. Религия, образование и право. М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2002. 88 с.

9. Биоэтика: принципы, правила, проблемы/Под ред. Б. Г. Юдина. М.: Эдиториал УРСС, 1998.

10. Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Ростов-на-Дону, 2001.

11. Пирогов Н. И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. Иваново, 2008.

12. Булгаков М. А. Записки юного врача. Собр. соч. в 5-ти томах. М., 1989.

13. Вересаев В. В. Записки врача. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 1. М., 1985.

14. Ильин И. А. Путь к очевидности. О призвании врача. Собр. соч. Т. 1. М.: Русская книга, 1994.

EDUCATION: TRADITIONAL MORAL VALUES, OR A NEW RANGE OF RIGHTS? (on the example of higher medical school)

Siluyanova Irina Vasilevna,

DSc, professor, Head of Departament of Biomedical Ethics, Russian National research Medical University the NI Pirogov, Russian Ministry of

Healf, Moscow. Ostrovityanova str., 1, Moscow, Russia

e-mail: [email protected]

Abstract

Modern medical education is focused on the progressive development of natural science. Even such a humanitarian discipline as bioethics in its liberal form increasingly goes beyond the traditions of professional medical ethics and submits to the task of justifying new biomedical technologies and inventing new human rights for their use and use. The article describes the characteristics of conservative bioethics and substantiates the need to preserve traditional moral values as a fundamental condition for the development of professional medical knowledge and practice.

Keywords

Tradition, education, morality, values, bioethics, medicine, biomedical technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.