УДК338.24.021.8(510)
О. П. Санжина, Вэнь Юйчжу РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЕФОРМ В КНР
Рассмотрен весь длительный период реформ экономической системы Китайской Народной Республики (КНР). Сделана попытка проанализировать большие периоды реформ и определенные этапы данных периодов. Дана краткая характеристика основных наиболее значимых событий как в политическом, так и в экономическом аспекте.
Ключевые слова: реформы в КНР, экономика КНР, социалистическая рыночная система экономики, государственная политика КНР.
После образования КНР в стране было проведено несколько экономических реформ. Анализ показывает, что выделение конкретных этапов развития народного хозяйства КНР представляется достаточно трудным и в различных исследованиях мнения часто расходятся, так как сложно утвердить один общий стандарт для определения периодов. В основном применяется подход, когда выделение исторических периодов экономики целого общества базируется на изменении способа производства, а решающим моментом в выделении определенного этапа чаще всего является трансформация народного хозяйства. Кроме того, политическое событие и особенное «движение» тоже часто являются поворотной точкой в процессе развития экономики [1], например, культурная революция в Китае.
В целом, весь процесс реформ в КНР, исходя из реформы экономической системы, изменений экономического роста и ряда исторических событий, можно разделить на два больших периода времени: с 1949 по 1978 гг. и с 1978 г. по настоящее время. Рубежный 1978 г. был годом проведения третьего пленума ЦК КПК 11-го созыва, где зародилась идея реформы экономической системы КНР и концепции «открытости внешнему миру».
Период с 1949 по 1978 гг. в исследованиях обычно называется периодом плановой экономики. Этот достаточно большой период времени в развитии страны можно разделить на следующие этапы:
Первый этап - этап восстановления и развития (1949-1952 гг.) характеризуется тем, что после образования КНР создалась новая экономическая система, которая под идеей социализма национализировала частную собственность. За три года правительство Китая восстановило народное хозяйство и перешло к массовому экономическому строительству.
Второй этап - этап первого пятилетнего плана (1952-1957 гг.). При помощи Советского Союза было заложено строительство 156 объектов, в том числе 106-ти гражданских, расположенных в северовосточной и центральной частях Китая, и 50-ти военных, расположенных в центральной и западной частях страны [2].
На основе опыта СССР также была выстроена централизованная система экономики. Но подведение
итогов первого пятилетнего плана уже тогда вскрыло много проблем экономического развития. Главная проблема централизованной экономики заключалась в межрегиональном неравенстве развития. Рост промышленности в 1954 и 1955 гг. во внутреннем регионе составлял 22,4 и 32,3 %, а в приморском регионе -всего 13,7 и 17,3 % соответственно [3]. Несмотря на то, что первый пятилетний план был выполнен с перевыполнением и ВВП Китая в 1957 г. достиг 106,8 млрд юаней, по этому вопросу в 1958 г. правительство приняло новую реформу о равном и стабильном развитии народного хозяйства. На 8-м съезде представителей КПК был утвержден второй пятилетний план, в котором было указано, что необходимо увеличить масштаб строительства экономики на предыдущей основе и особенное внимание уделить активному промышленному освоению приморского региона страны [4].
Третий этап (1958-1966 гг.) в литературе часто называется «периодом большого экономического строительства», «периодом большого скачка». В этот период шел активный поиск пути социалистического экономического строительства, и этим можно объяснить те трагические моменты, которые случились в этот период. В первые годы этого этапа реформ абсолютный приоритет развития промышленности приводит к разрушению сельского хозяйства и в итоге к массовому голоду в провинциях Китая. По официальной статистике в эти годы умерло от голода более 30 млн людей. Правительство сделало все возможное, чтобы как можно скорее изменить ситуацию, и последние годы этого периода характеризуются изменением приоритетов развития. Таким образом, хотя предложенный «большой скачок» в промышленном производстве позволил сделать сдвиг в промышленности, но при наличии сложных противоречий в целом ВВП за этот период резко снизился.
Четвертый этап (1966-1976 гг.) - культурная революция. Культурная революция как политическое движение оказало большое влияние на развитие страны. Но с точки зрения экономики в научной литературе встречаются различные мнения о том, насколько хорошо или плохо повлияла культурная революция на экономические показатели по сравнению с другими этапами.
По данным государственного бюро статистики КНР в период культурной революции в 1976 г. рост промышленности составил 79 %, сельского хозяйства 53 %, национальный доход вырос на 77,4 % по сравнению с 1966 г. [5]. На основании этих данных можно сделать вывод, что несмотря на то, что в этот период политическое движение достаточно сильно мешало развитию экономики, народное хозяйство все же развивалось по нарастающей, что дало возможность подойти к следующему значительному этапу и новому периоду реформы.
Анализируя двадцатилетний период 1958-1978 гг., поражаешься огромной работе, проведенной Китайской Народной Республикой за такой короткий срок. Работе, заключающейся в анализе побед и поражений, принятии ошибок, исправлении и стремлении на основе анализа всего этого опыта за такой короткий срок изменить ситуацию. В результате ухудшения отношений с Советским Союзом, сложных внутренних ситуаций, таких как движение «народного коммунизма», «культурной революции», а также других экономических и политических факторов, Китай закрылся от мировой экономики, что незамедлительно отразилось на резком снижении развития экономики страны.
Таким образом, попытаемся выделить основные проблемы периода плановой экономики (1949-1978 гг.):
1. Государственная политика. Взят курс на внедрение плановой экономики, при этом проводится уравнительное распределение ресурсов. Государственная политика, ориентированная на модель развития Советского Союза, отдает приоритет развитию тяжелой промышленности. Создаются крупные государственные и центральные предприятия при помощи Советского Союза, но абсолютный приоритет развития тяжелой и военной промышленности тормозит и отрицательно влияет на развитие других отраслей, в частности, легкой промышленности.
2. Внутренняя среда. После образования КНР политическая власть в стране была нестабильна, полное освобождение произошло только в 1951 г. В таком нестабильном политическом положении было достаточно сложно осуществлять реформу по экономическому развитию страны. Необходимо отметить, что учитывая эти проблемы, правительством страны за этот период времени была осуществлена реформа по разделению земли в частную собственность для народа, после которой главной задачей экономического развития должно было стало восстановление и развитие сельского хозяйства как основы восстановления всех остальных отраслей. Но первоначальные планы изменила принятая политика «большого скачка» и приоритетное развитие тяжёлой промышленности, что в результате привело к недопустимому снижению уровня жизни населения.
3. Государственные предприятия. Государственное владение и управление предприятиями даже в приоритетной отрасли - тяжелой промышленности, а
также плановое производство и распределение, отсутствие элементов рыночной экономики привело к низкому технологическому и управленческому уровню производства.
Таким образом, после введения коллективной собственности и плановой экономики, выдержав множество неудач, пройдя трудности и даже трагедии, Китай начал новый поиск пути развития экономики. Третьего декабря 1978 г. на съезде ЦК КПК в своем выступлении Дэн Сяопин предложил схему государственной поддержки, которая была направлена, во первых, на развитие определенных регионов, во-вторых, на развитие определенных предприятий и, в третьих, на развитие частных предпринимателей; каждый из этих элементов должен развиться и стать в итоге локомотивом каждый в своей области. В дальнейшем, по предложению Дэн Сяопина на основе обобщения опыта равномерного развития регионов правительство уточнило стратегию развития региональной экономики, в которой приоритет развитию был отдан приморским провинциям [6].
Период с 1978 г. по настоящее время в литературе обычно называется периодом рыночной экономики. Рассмотрим основные этапы, которые можно выделить, на наш взгляд, в этом периоде.
Пятый этап наиболее известен как начальный период в переходе экономической системы КНР к рыночной экономике (1979-1991 гг.).
Благодаря введению реформы утверждения частной собственности в деревнях и первоочередной политике государства «накормить народ», сельские предприятия приобрели статус приоритетных предприятий народного хозяйства.
В 1984 г. реформа затронула государственные предприятия, она заключалась в основном в увеличении налогов и изменении приоритетного положения государственных предприятий.
Наиболее важным моментом этого этапа следует отметить отказ правительства КНР от государственной монополии на внешнюю торговлю и отказ от политики «закрытости» страны. В результате чего в приморских районах создались специальные экономические зоны и открытые города.
В 1984 г. государственный шестой пятилетний план выполнился раньше на один год и стал наилучшим эффективным пятилетним планом после образования Китая.
Несмотря на то, что после этого (1986-1987 гг.) наблюдалось замедление роста экономики, правительство КНР следовало намеченной политике. В 1988 г. были сформированы цены на товары, а период 1989-1991 гг. связан с «очисткой от незаконной торговой деятельности». Правительство страны стремилось восстановить имидж страны, который к тому времени сформировался как «страна контрафактной продукции», возник в результате массовой незаконной деятельности и заполонил мир контрафактной продукцией. Народное хозяйство Китая только начало развиваться и набирать стабильный и быстрый темп.
Шестой этап - период создания рыночной экономической системы (1992-2002 гг.). После модернизации и создания социалистической рыночной экономической системы, на смену стратегии приоритетов в развитии экономики пришла стратегия равномерного развития, основной задачей которой было сократить межрегиональное различие, и это стало началом движения равного развития регионов.
В 1992 г. результаты экономического развития, переход к реформе и «открытости миру» были одобрены на 14-м съезде представителей КПК, также была сформулирована цель реформы - «создать социалистическую рыночную экономическую систему». Основными задачами реформы ставилось регулирование активности населения, реформа системы ценообразования, системы товарного обращения, финансовой системы, а также реформа государственных предприятий и т. д. Благодаря ряду таких реформ постепенно, «по кирпичику», разбиралась плановая экономическая система.
В 2002 г. в Китае уже был создан фундамент социалистической рыночной экономической системы: уровень вмешательства государства в деятельность предприятий и частного предпринимательства резко снизился, рынок стал основным способом распределения ресурсов.
Седьмой этап - период совершенствования рыночной экономической системы (2002 г. - настоящее время). В настоящий период времени Китай уделяет внимание стратегии развития страны и идет по пути совершенствования социалистической рыночной экономической системы. В этот период (с 2002 г.) была проведена реформа в административно-управленческой системе страны, были отменены сельскохозяйственные и скотоводческие налоги, налоги на специ-
альные сельскохозяйственные продукты и т. п. Были приняты законы, направленные на защиту частной собственности, создание условий для честной конкуренции, осуществления валютных операций с целью постепенного увеличения инвестиционной активности предприятий.
В 2008 г. Китай вышел на третье место в мире по размеру ВВП, который составил 4 300 млрд долл.
В данной статье мы попытались ретроспективно рассмотреть и проанализировать весь длительный процесс реформ в Китайской Народной Республике. Новый период времени ставит новые задачи, и в настоящий момент правительство КНР осознает, что модернизация страны приводит к все большему загрязнению окружающейся среды, и этой проблеме уделяется первостепенное значение. «Экологическая модель», «циркулирующая модель» и «укрепление сотрудничества между регионами» - вот основные задачи, которые ставятся перед экономикой Китая.
Библиографические ссылки
1. Хуан Чжилян. Особенности модели развития экономики Китая // Исследование экономики. 2005. № 6.
2. О первом пятилетнем плане в развитии народного хозяйства : доклад правительства КНР. 1952.
3. Ли Фучунь. Избранные труды. Пекин : Народное издательство, 1992. Ст. 167.
4. Мао Цзедун. Анализ о десяти отношениях : доклад. 1956.
5. Годовая статистическая отчетность КНР : Пекин : Изд-во «Статистика Китая», 1977. Ст. 57, 50, 364.
6. Дэн Сяопин. Избранные труды. Т. 2. Пекин : Народное издательство, 1994. Ст. 152.
O. P. Sanzhina, Wen Yuzhu
RETROSPECTIVE ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF REFORMS IN PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA
The article deals with the whole long period of economic restructuring of PRC. This article is an attempt to analyze the long periods of reforms and certain stages of this periods. A brief description of the basic and most important events in political and in economic terms is given in the article as well.
Keywords: reforms in PRC, economy of PRC, socialist market economic system, state policy of PRC.
© CaKKHHa O. n., roftray Вэнt, 2012