Научная статья на тему 'РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФЕСТИВАЛЬНОЙ ДИСТРИБЬЮЦИИ'

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФЕСТИВАЛЬНОЙ ДИСТРИБЬЮЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
267
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОФИЛЬМЫ / КИНОФЕСТИВАЛИ / ФЕСТИВАЛЬНАЯ ДИСТРИБЬЮЦИЯ / РЕТРОСПЕКТИВА КИНОФЕСТИВАЛЕЙ / РАЗВИТИЕ / КАССОВЫЙ СБОР / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сахарова Ирина Николаевна, Снежко Алексей Александрович

В статье проведен ретроспективный анализ развития кинофестивалейкак формы фестивальной дистрибьюции. Рассмотрены исторические особенности и периодизация зарождения фестивалей класса «А». Определенынаиболее популярные кинофестивали в настоящее время. Проведен критический анализ особенностей фестивальной дистрибьюции. Дано описаниеее влияния на кинематографический рынок в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE FESTIVAL DISTRIBUTION DEVELOPMENT

The article provides a retrospective analysis of the development of film festivals as aform of festival distribution. The historical features and periodization of the originof the "A" class festivals are considered. The most popular film festivals are currentlyidentified. A critical analysis of the features of festival distribution is carried out.A description of its impact on the film market as a whole is given.

Текст научной работы на тему «РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФЕСТИВАЛЬНОЙ ДИСТРИБЬЮЦИИ»

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ

ФЕСТИВАЛЬНОЙ ДИСТРИБЬЮЦИИ

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE FESTIVAL DISTRIBUTION DEVELOPMENT

УДК 338.467.6 DOI: 10.24412/2307-5368-2021-2-111-119

САХАРОВА Ирина Николаевна

доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, irisha-85@inbox.ru

SAKHAROVA, Irina Nikolaevna

Associate Professor at the Department of Film and Television Producing Business, St. Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, irisha-85@ inbox.ru

СНЕЖКО Алексей Александрович

ассистент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, alex.snezhko1011@mail.ru

SNEZHKO, Alexey Aleksandrovich

Assistant Professor at the Department of Film and Television Producing Business, St. Petersburg State University of Film and Television, alex.snezhko1011@mail.ru

Аннотация.

В статье проведен ретроспективный анализ развития кинофестивалей как формы фестивальной дистрибьюции. Рассмотрены исторические особенности и периодизация зарождения фестивалей класса «А». Определены наиболее популярные кинофестивали в настоящее время. Проведен критический анализ особенностей фестивальной дистрибьюции. Дано описание ее влияния на кинематографический рынок в целом.

Ключевые слова: кинофильмы, кинофестивали, фестивальная дистрибью-ция, ретроспектива кинофестивалей, развитие, кассовый сбор, целевая аудитория.

Abstract.

The article provides a retrospective analysis of the development of film festivals as a form of festival distribution. The historical features andperiodization of the origin of the "A" class festivals are considered. The most popular film festivals are currently identified. A critical analysis of the features of festival distribution is carried out. A description of its impact on the film market as a whole is given.

Key words: films, film festivals, festival distribution, retrospective of film festivals, development, box office, target audience.

© Сахарова И. Н., Снежко А. А., 2021.

Одним из основных и, бесспорно, объективных показателей оценки кинофильма, его успеха, являются кассовые сборы с кинотеатрального проката. Поскольку любой фильм снимается для зрителей и рассчитан на зрителя, то денежное выражение интереса и лояльности этого зрителя к фильму, безусловно, может считаться важной качественной оценкой.

Однако было бы ошибочно считать кассовые сборы единственно верной оценкой. Как известно, кинофильмы имеют крайне разнообразные характеристики, которые формируются в зависимости от цели создания того или иного фильма. Некоторые фильмы изначально рассчитаны на более узкую аудиторию, вследствие чего кассовые сборы таких фильмов будут заведомо ниже, что, при этом, никак не влияет непосредственно на качество и художественный уровень аудиовизуального произведения.

Кроме того, вместе со становлением кинематографа как большого производства, рассчитанного на коммерциализацию, усилились роли рекламы, PR и маркетинга в кино. Зачастую успех кинофильма определялся и определяется не столько исходя из художественной составляющей, сколько благодаря грамотной рекламной кампании. На сборы также влияет масса социальных, культурных, финансовых и психологических обстоятельств, которые не позволяют унифицировать аудиовизуальные произведения и привести их оценку к единой форме. Кроме того, необходимо также отметить, что условия кинотеатрального проката во всех странах отличаются, поэтому кассовые показатели в одной стране не эквивалентны кассовым показателям в другой.

Таким образом, очевидно, что кассовые сборы хоть и являются показателем качества фильма, но не могут претендовать на совершенно объективную и исчерпывающую оценку произведения. В том числе по этой причине по всему миру регулярно проводятся самые разнообразные кинофестивали, призванные дать экспертную оценку фильмам, обращая внимание, в первую очередь, на художественно-творческую составляющую кинофильма.

В общем виде под кинофестивалем следует понимать публичный показ кинофильмов, как

правило, с общим(ми) классификационным(ми) признаком(ми), в процессе которого происходит конкурсный и/или внеконкурсный отбор лучших произведений (силами жюри, реже -посетителями мероприятия) в заданных категориях в соответствии с определенными критериями с целью привлечения внимания и популяризации киноискусства у зрителя (в том числе - широкого), специализированных посреднических организаций, брендиро-вания территорий, на которых осуществляются такие показы [1].

Не следует путать кинофестиваль с конкурсом или кинопремией. В отличие от конкурсов, фестивали необязательно должны содержать в себе собственно конкурсную составляющую. От кинопремий фестиваль отличается тем, что в его рамках обязателен показ, демонстрация работ, в то время как кинопремия предполагает только торжественную церемонию награждения. Кроме того, премия всегда проводится в один день, фестиваль же предполагает комплекс различных мероприятий в течение нескольких дней.

В настоящее время к наиболее престижным кинофестивалям мира относятся смотры, имеющие аккредитацию Международной Федерации Ассоциация Продюсеров (Federation International des Associations de Producteurs de Films, FIAPF), так называемые фестивали категории или класса «А».

На сегодняшний день аккредитацию FIAPF имеют 15 международных конкурсных кинофестивалей игровых фильмов категории «А» (таблица).

Главными кинофестивалями мира считаются Каннский, Венецианский и Берлинский, образуя собой так называемую Большую тройку. Эти фестивали имеют наиболее сильное экспертное жюри, в которое ежегодно входят ведущие специалисты в области кинематографа, киноведения, истории кино, а также представители других видов искусств. Они обладают наиболее пристальным вниманием со стороны журналистов, в связи с этим освещаются куда более масштабно. Кроме того, на них ежегодно съезжается огромное количество продюсеров, режиссеров, сценаристов, актеров со всего мира, которые участвуют в образовательных

программах, на кинорынках, а также в обсуж- Большая тройка фестивалей образует одно дениях новых тенденций и путей развития из самых значимых кинособытий в течение современного кино. года, а фильмы, попадающие в основную

Таблица

Перечень международных конкурсных кинофестивалей игровых фильмов категории «А»

№ Фестиваль Место проведения Дата проведения Год основания Главная награда

1 Венецианский кинофестиваль Венеция, Италия Конец августа -начало сентября 1932 Золотой лев

2 Московский кинофестиваль Москва, Россия Апрель 1935 Золотой Святой Георгий

3 Каннский кинофестиваль Канны, Франция Май 1946 Золотая пальмовая ветвь

4 Кинофестиваль в Карловых Варах Карловы Вары, Чехия Конец июня -начало июля 1946 Хрустальный глобус

5 Кинофестиваль в Локарно Локарно, Швейцария Август 1946 Золотой Леопард

6 Берлинский кинофестиваль Берлин, Германия Февраль 1951 Золотой медведь

7 Индийский кинофестиваль Гоа, Индия Ноябрь 1952 Золотой павлин

8 Сан-Себастьянский кинофестиваль Сан-Себастьян, Испания Сентябрь 1953 Золотая раковина

9 Кинофестиваль в Мар-дель-Плата Мар-дель- Плата, Аргентина Ноябрь 1954 Золотой Астор

10 Каирский кинофестиваль Каир, Египет Ноябрь 1976 Золотая пирамида

11 Монреальский кинофестиваль Монреаль, Канада Конец августа -начало сентября 1977 Гран-при Америк

12 Варшавский кинофестиваль Варшава, Польша Октябрь 1985 Варшавский Гран-при

13 Кинофестиваль в Токио Токио, Япония Конец октября -начало ноября 1985 Сакура Токио

14 Шанхайский кинофестиваль Шанхай, Китай Июнь 1993 Золотой кубок

15 Кинофестиваль «Темные ночи» Таллин, Эстония Конец ноября -начало декабря 1994 Гран-при

Примечание. Таблица составлена авторами на основе источников [2; 3; 4; 5].

конкурсную программу любого из данных фестивалей, мгновенно получают серьезное рекламное преимущество. Участие в Каннском, Венецианском или Берлинском кинофестивале - это всегда почетное и престижное мероприятие для кинематографистов, а также гарант качества для зрителей. На протяжении многих лет именно эти фестивали определяли вид и облик мирового кинематографа, определяли новые тенденции, которые будут присутствовать в кинематографе будущего. На этих кинофестивалях постоянно происходили события, которые в большой мере меняли подход и интерес к кино у зрителей со всего мира, влияли на массы, развивали кинематограф. В настоящее время в этом плане ничего не изменилось, Большая тройка кинофестивалей по-прежнему сохраняет свой высокий статус и продолжают существенным образом влиять на киноиндустрию.

Первым из них - и вообще первым кинофестивалем в истории - был Венецианский кинофестиваль. Фестиваль появился довольно-таки спонтанно и преследовал, в первую очередь, светские цели. Владелец отеля «Excelsior» на острове Лидо Джузеппе Вольпи де Мизурата хотел популяризировать и без того крайне престижное и привлекательное для богатых, светских людей место [6].

Венецианский кинофестиваль традиционно на протяжении всей своей истории отличался тем, что старался выносить суждения о фильмах, основываясь исключительно на эстетических критериях оценки. В связи с этим в общественном сознании у широкого зрителя Венецианский кинофестиваль ассоциируется с так называемым «артхаусом».

Единственным кинофестивалем, который превышает Венецианский по степени важности в масштабах мирового кинособытия, является Каннский. По иронии судьбы, идея Каннского кинофестиваля возникла как ответ Венецианскому, как альтернатива. Дело в том, что далеко не всем нравился тот формат, который установился в Венеции в 1930-е гг. Позиционировавшийся как международный, Венецианский кинофестиваль не слишком охотно брал в конкурсную программу фильмы из США, Франции, Великобритании и других

европейских стран, не разделявших идеи фашизма и близкую дружбу с нацизмом.

Дуче Бенито Муссолини был большим поклонником кино. Поэтому он с удовольствием благоволил Венецианскому кинофестивалю, но при этом неоднократно пытался вмешаться в его результаты. Крайней точкой кипения стал фестиваль 1938 г. - победу на нем одержала «Олимпия» Лени Рифеншталь, что вызвало настоящий скандал. Американская и британская делегации покинули фестиваль в знак протеста, обвиняя итальянцев в том, что на результаты фестиваля оказывает влияние администрация Гитлера.

По окончании фестиваля Франция объявила о создании собственного фестиваля, в рамках которого гарантировалось независимое жюри и широкое представительство всех стран мира.

Несмотря на все трудности тех лет, 1-й международный Каннский кинофестиваль все-таки открылся 20 сентября 1946 г. [7; 8]. Фильмом-открытием фестиваля стала картина Юлия Райзмана «Берлин», восторженно встреченная публикой. Всего в конкурсе приняли участие 44 полнометражных и 68 короткометражных фильмов. Масштаб Каннского кинофестиваля уже в первый год был огромен - смотр посетили более полутора тысяч человек, более 300 журналистов, на нем побывали 6 французских министров, множество дипломатов из различных стран (в том числе не участвовавших в конкурсном показе).

Каннский кинофестиваль, как уже неоднократно было сказано выше, отличается своими размахом и масштабностью. Это проявляется и в фильмах, которые организаторы отбирают для конкурсного участия, и в критериях награждения этих фильмов. Как будто следуя заветам первого смотра кинопроизведения на Лазурном берегу, Каннский кинофестиваль старается охватывать фильмы из всех уголков планеты. Лауреатами Золотой пальмовой ветви становились фильмы из Таиланда, Ирана, Румынии, Греции, Турции, Китая, Новой Зеландии, Мексики, Бразилии - стран, не способных похвастаться большой и развитой киноиндустрией.

В самих же конкурсных программах география регионов представлена еще сильнее.

Если Венецианский кинофестиваль стремится к эстетизации кино, то Каннский - к его глобализации. На Каннском кинофестивале в той или иной мере всегда присутствовали политическая и социальная повестки (что выражается в любви фестиваля к фильмам из маленьких регионов, о маленьких народностях, о социальной несправедливости). Однако Каннский фестиваль не в меньшей степени следит за художественной составляющей своих фильмов, чем Венецианский. Это еще один уникальный подход Канн - выбрать фильм, в равной степени отвечающий как художественным требованиям, так и социально-общественной повестке дня.

Другими словами, Каннский кинофестиваль всегда представлял и продолжает представлять собой самый обширный во всех смыслах слова фестиваль, к которому приковано наибольшее внимание.

Наконец, третий из Большой тройки фестивалей - Берлинский - был организован и проведен в 1951 г. [9]. Его учредителями стали союзники по Второй мировой войне, под чьим контролем после нее оставался Западный Берлин - США, Великобритания и Франция. Учитывая геополитическое состояние всего мира в целом и Германии в частности, союзниками было принято решение сделать из Берлинского кинофестиваля «Витрину свободного мира».

К тому моменту Венецианский кинофестиваль уже выработал свои правила приглашения жюри и критериев оценки фильмов, направленные, в первую очередь, на признание художественных составляющих картин. Каннский кинофестиваль пытался найти финансирование и пока еще никак не мог заявить о себе в полной мере. Берлинский должен был стать символом свободного мира. В связи с этим в первые годы существования фестиваля экспертное жюри хоть и присутствовало, но, по сути, ничего не решало. Главную награду фестиваля - Золотого медведя - вручали зрители путем голосования.

Исключением стал только первый смотр, на котором немецкое жюри наградило сразу четыре фильма, среди которых были фильмы Уолта Диснея «Золушка» и Андре Кайата «Правосудие свершилось». Но уже со следующего

года награду вручали зрители, и это серьезно сказывалось на победителях. Так, на кинофестивале 1952 г. в конкурсной программе среди прочих участвовали Акира Куросава с фильмом «Расёмон» и Жан Ренуар с фильмом «Река». Однако, несмотря на наличие таких фигур, зрители отдали предпочтение малоизвестной и не особо примечательной шведской картине «Она танцевала одно лето» режиссера Арне Маттсона.

После того как стало ясно, что публика отдает явное предпочтение голливудским фильмам или сугубо зрелищным, развлекательным фильмам, в 1956 г. было решено созвать международное жюри, которое при оценке конкурсантов должно было руководствоваться художественными критериями. С этого момента фестиваль стал мыслить себя как серьезное и важное кинособытие, постепенно начав наращивать свой статус.

Фестиваль делал ставку на интеллектуальное западноевропейское кино, практически полностью игнорируя фильмы Восточной Европы, с неохотой принимает фильмы из США и практически полностью отвергает фильмы из других стран мира, что делало понятие международного кинофестиваля не совсем верным. 1960-е гг. - время поисков новых концепций фестиваля. И только именно в 1970-е гг. Берлинский кинофестиваль окончательно приобретает свой международный статус [10]. Он становится открытым для всех фильмов из любых стран, а его тематическая ориентация постепенно начинает меняться в сторону социальных проблем того или иного общества - той темы, которая является главенствующей и по сей день.

Таким образом, уже на протяжении многих лет в мировом киносообществе установилась Большая тройка фестивалей, каждый из которых имеет свои особенности и излюбленные темы. Так, Венеция обращает внимание на сугубо эстетические элементы фильма, Берлин -на социальные, а Канны стараются объединить в себе обе эти темы.

Как уже было сказано выше, на протяжении всех лет своего существования Венецианский, Каннский и Берлинский кинофестивали определяли новые веяния в кино, обозначали

новые веяния и тенденции, заявляли наиболее важные и существенные темы, а кроме того, именно на них происходили важнейшие кинооткрытия как с точки зрения художественной составляющей фильмов, так и с точки зрения киноязыка.

Так, на Венецианском кинофестивале 1951 г. главный приз - Золотого льва - получает японский кинорежиссер Акира Куросава за фильм «Расёмон», в котором впервые был применен прием, когда одно и то же событие мы видим от лица разных персонажей, которые в нем принимали участие. Как и полагается, каждый человек-персонаж видит одну и ту же историю по-разному, что приводит к совершенно различным трактовкам события, полностью меняя его смысл и содержание. Впоследствии данный прием будет неоднократно использоваться в кинематографе множества стран мира, причем как в авторском кино, так и в зрительском, демонстрируя неоднозначность взгляда одного конкретного человека, показывая, как по-разному могут воспринимать люди-персонажи одно и то же событие.

Выполненный в крайне минималистичных приемах «Расёмон» открыл для западного зрителя и западного киносообщества фильмы Японии. Японский кинематограф вышел на свой пик уже в 1940-е гг., однако за пределы своей страны не выходил. К 1950-м гг. главные кинорежиссеры Японии - Акира Куро-сава, Кэндзи Мидзогути и Ясудзиро Одзу -достигли пика своего мастерства. Довольно случайное попадание фильма «Расёмон» в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля 1951 г. показало европейским и американским мастерам до каких высот в художественных приемах дошли их коллеги из Японии, которые с этого момента начали оказывать существенное влияние на развитие западного кинематографа.

Таким образом, очевидно, насколько европейским профессионалом понравилось японское кино. Японские фильмы отличали удивительная содержательность кадра, минимализм формы и особое расположение камеры. Кроме того, японские режиссеры применяли приемы, которые позволяли разграничить реальное повествование от сновидения и миражей, чем

потом воспользовался, например, Федерико Феллини в своих главных картинах «Сладкая жизнь» (1960) и «Восемь с половиной» (1963).

Андрей Тарковский, Вим Вендерс, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Джим Джармуш, Аки Каурисмяки, Аббас Ки-аростами, Мартин Скорсезе и многие другие выдающиеся европейские, азиатские и американские режиссеры заявляли о своей любви к обозначенным выше японским режиссерам, не скрывали о том, что на их работы повлияло японское кино.

Акира Куросава и вовсе является прародителем «Нового Голливуда», поскольку большинство режиссеров данного направления пользовались приемами и наработками японского режиссера. Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола, Вуди Аллен, Джордж Лукас, Стивен Спилберг и многие другие черпали вдохновение в японских фильмах вообще и в фильмах Куросавы в частности. Так, знаменитые «Звездные войны» Джорджа Лукаса в некоторым смысле ремейк фильма «Трое негодяев в скрытой крепости» Куросавы, так же как «Великолепная семерка» Джона Стерджеса ремейк фильма «Семь самураев».

Таким образом, очевидно огромное влияние японского кинематографа на кинематограф западный, что, возможно, не случилось бы, если бы фильм «Расёмон» не был бы замечен на Венецианском кинофестивале в 1951 г.

В 1955 г. Каннский кинофестиваль выигрывает американский фильм «Марти» режиссера Делберта Манна. На первый взгляд, этот фильм не обладает никакими выдающимися характеристиками и особенно просто выглядит сейчас, спустя более чем полвека. В 1955 г. этот фильм был абсолютным новшеством как по содержанию, так и по производственным характеристикам. В фильме рассказывается о скромном, стеснительном, нежном, добродушном мужчине, которому уже за 30, но он по-прежнему живет с мамой и до сих пор не женат, что сильно порицается всем вокруг него, начиная с матери.

Этот фильм открыл для кинематографа -в первую очередь американского - нового героя - слабого и бездействующего. Годы Великой депрессии и Второй мировой войны соз-

дали на американском киноэкране образ сильного человека, настоящего героя, который сам кует свою судьбу, который смело бросается на решение любых, даже самых невозможных целей. Фильм «Марти» демонстрировал совсем не героя в привычном «геройском» понимании. И фильм имел успех, поскольку данный персонаж был куда ближе к реальной жизни, чем вымышленные персонажи, справляющиеся со всеми бедами. Период героизации прошел, начиная с фильма «Марти» настала эра кино «повседневного» или «прозаичного».

В 1961 г. победителем Венецианского кинофестиваля стал французский кинорежиссер Ален Рене с экспериментальным фильмом «В прошлом году в Мариенбаде», где была совершена попытка визуализировать работу человеческой памяти - хаотичной, постоянно повторяющейся и нескладной, практически бессюжетной. При всей своей непонятности, фильм стал настоящим шедевром авторского кинематографа, поскольку показал практически безграничные возможности киноискусства, а кроме того показал высочайший уровень монтажа.

В 1960-е гг. начинается расцвет всех кинофестивалей, утвердивших за образец так называемое «интеллектуальное европейское кино». На протяжении всего десятилетия на фестивалях участвовали настоящие мастодонты кино (Ингмар Бергман, Федерико Феллини, Луис Бунюэль, Микеланджело Антониони, Лукино Висконти, Жан-Люк Годар и др.). Все безусловно лучшие картины демонстрируются именно на них, усиливается роль европейского кино, американский кинематограф заметно проигрывает как по вариативности тем, так и по художественным открытиям, так и по уровню режиссуры. Не случайно в это десятилетие ни один американский фильм не смог выиграть ни на одном из трех главных кинофестивалей, хотя этот период является, возможно, наиболее конкурентным этапом в истории развития трех главных кинофестивалей, поскольку ежегодно в конкурсной программе участвовали все лучшие представители в основном европейского кино, каждый из фестивалей мог «урвать» себе большого режиссера, впоследствии ставшего настоящим классиком кино. У фестивалей не

было четкой ориентации на темы, стилистические особенности или на еще какую-либо специфическую черту фильмов. На каждом из них участвовали похожие друг на друга фильмы, что существенно повышало конкуренцию между ними.

Этот этап завершился событиями 1968 г., когда из-за студенческих забастовок был сорван Каннский кинофестиваль, а Венецианский был настолько критикуем, что на последующие 10 лет перестал существовать вовсе, вернувшись лишь в 1980 г.

1970-е гг. были тяжелыми и для Берлинского кинофестиваля. Постепенно он начал переформатироваться, искать себе новую форму.

Каннский кинофестиваль в 1970-е гг. стал самым влиятельным и престижным фестивалем в мире. Переживая определенный кризис, Канны, тем не менее, нашли сильные пути развития, утвердив в 1970-е гг. «Новый Голливуд» как высокохудожественное и значительное явление в мире кино. Уже в 1970 г. Золотую пальмовую ветвь выигрывает американец Роберт Олтмен за свой второй фильм «Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш.». В 1970-е гг. Золотые пальмовые ветви получают также американцы Джерри Шацберг («Пугало», 1973), Фрэнсис Форд Коппола («Разговор», 1974; «Апокалипсис сегодня», 1979), Мартин Скорсезе («Таксист», 1976).

Американская индустрия мощно развивается в этот период, а ее успехи лишь подкрепляли победы на больших кинофестивалях. Развитие американской индустрии привело к тому, что европейские интеллектуалы - Антониони, Лоузи, Вендерс и многие другие - устремились в США и снимали фильмы именно там. Победы американских фильмов в 1970-е гг. подчеркивали зарождающийся кризис в европейском кинематографе.

Подтвердил его и Венецианский кинофестиваль, вернувшийся в 1980 г. с наградами сразу для двух американских фильмов - «Атлантик-Сити» французского режиссера Луи Маля и «Глория» американца Джона Кассаветиса. В 1981 г. впервые Венецианский кинофестиваль выигрывает женщина. Ею стала Мар-гарета фон Тротта с фильмом «Свинцовые времена», спустя четыре года Аньес Варда с

фильмом «Без крыши, вне закона» стала второй женщиной-победительницей.

Возвращение Венецианского кинофестиваля спровоцировало повышенный интерес к нему, чем и можно объяснить качество победителей данного фестиваля в 1980-е г. Золотого льва выигрывают Вим Вендерс, Жан-Люк Годар, Кшиштоф Занусси, Эрманно Ольми, Эрик Ро-мер и Луи Маль. В Каннах победители менее ровные - Анджей Вайда, Вим Вендерс и Эмир Кустурица соседствуют с куда менее выдающимися Роланом Жоффе и Морисом Пиалой. В Берлине в это время продолжаются эксперименты, приводящие к очень специфичным и не всегда очевидным победителям. Однако именно Берлинский кинофестиваль нащупает новое веяние, новый тренд, который позволит европейскому кино выйти из уже окончательно установившегося кризиса.

В 1988 г. на Берлинский кинофестиваль попадает фильм «Красный гаолян» китайского режиссера Чжана Имоу. В Китае в это время был железный занавес, китайское кино практически не выходило за рубеж. «Красный гаолян» попал в Берлин тоже во многом случайно, однако именно он стал настоящим отдохновением для европейского зрителя. Картина получила Золотого медведя Берлинского кинофестиваля и стала этапной не только в истории развития китайского кино, но и для европейского.

Большие мастера 1950-х и 1960-х гг. постепенно стали уходить с авансцены европейского кино, вновь прибывшие им на смену не отличались столь серьезным новаторством и уровнем режиссерского мастерства, европейский зритель стал уставать от того самого «интеллектуального кино», которое предлагало философствовать на самые важные человеческие темы, которое было высоко психологично и исследовало душу человека. Зрителю хотелось чего-то более приземленного и вместе с тем не менее художественного. Американским кинематографом Европа вдохновляться не могла, поскольку была несоизмеримо в более скромных условиях. К тому же Голливуд постепенно начал переходить в плоскость блокбастеров, на что ни у одной европейской страны не было финансовых средств и технических возможностей.

Открытие азиатского кино - повторное открытие азиатского кино - позволило европейским режиссерам найти новый источник вдохновения, азиатское кино снова существенно повлияло на развитие кинематографа европейского. Ключевую роль в этом сыграли, безусловно, фестивали, существенным образом популяризировавшие фильм из этого региона. Вне всяких сомнений, 1990-е гг. прошли под знаменами именно азиатского кино.

Европейский зритель благодаря азиатскому кино увидел новый взгляд на человека - более приземленный, более чувственный, более тонкий. Европейское кино впитало в себя некоторые черты, но отнюдь не отказалось от фильмов из данного региона в будущем. Более того, большая тройка фестивалей спровоцировала процесс всеобщей глобализации кино. На фестивали с началом XXI в. в неистовой силе ринулись фильмы из самых отдаленных уголков планеты и из стран, не обладающих большой, развитой киноиндустрией.

Важнейшим событием в этом процессе стала девальвация автора и девальвация метода съемок, произошедшие на Каннском кинофестивале в 1999 г. В тот год в основной конкурсной программе были такие маститые режиссеры как, Александр Сокуров, Педро Альмодовар, Леос Каракс, Марко Белоккьо, Джим Джармуш, Питер Гринуэй, Дэвид Линч, однако награду выиграли братья Дарденн из Бельгии с фильмом «Розетта». Примечательно, что фильм был снят с использованием телеви-зионно-репортажного метода съемки, что было не принято в кинематографе. То, что для нас сейчас кажется абсолютно обыденным явлением, в 1999 г. считалось нонсенсом. Это было, возможно, последнее грандиозное изменение в области киноязыка, братья Дарденн показали, что можно снимать кино как угодно -его уровень, качество и смысл никуда не пропадут. С тех пор кинофестивалям стали безразличны - в хорошем смысле этого слова - имена режиссеров и страны, из которых они берут фильм. В кино наступила тотальная глобализация, что и вылилось в существенное развитие так называемого регионального кино.

Берлинский кинофестиваль с 2005 г. выигрывали представители таких стран, как ЮАР,

Босния и Герцеговина, Турция, Перу, Бразилия, Китай, Румыния, Иран, Венгрия и Израиль. В Венеции побеждали фильмы из Израиля, Филиппин, Мексики и Венесуэлы. Лауреатами Канн становились представили Румынии, Австрии, Таиланда, Турции, Южной Кореи и Японии. Ежегодно в конкурсной программе каждого из фестивалей собраны фильмы из Южной Америки, Азии, Африки и Океании.

Таким образом, кинофестивали являются важнейшим событием в жизни кино. Фестивальная дистрибуция фильмов позволяет заявить о себе самым «маленьким» режиссерам из самых маленьких стран мира, при этом абсолютно не важны ни уровень звездности актеров, исполняющих главные роли, ни уровень бюджетов фильмов.

Помимо 15 фестивалей категории «А», Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) аккредитует 23 фестиваля специализированных игровых фильмов.

Специализированные фестивали помогают фильмам найти свою нишу, свою аудиторию.

Специализаций у кинофестивалей множество. Существуют фестивали фильмов о любви, фильмов ужасов, фильмов на горную тематику, фильмов об экологии, женские фестивали и т. д. Введение специализированных фестивалей помогает разграничить аудиторию и фильмы, на которые они могут быть отправлены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо вышеуказанных фестивалей, FIAPF также аккредитует три внеконкурсных фестиваля - кинофестивали в Торонто, Риме и Вене - и пять фестивалей документальных и короткометражных фильмов.

Таким образом, фестивали выполняют несколько основных функций: являются площадкой для вынесения профессиональной оценки фильму; способствуют рекламе и прокату фильма; являются первичным рынком сбыта для некоторых типов фильмов; помогают создателям фильма установить контакты с коллегами из зарубежных стран; помогают продать фильм зарубежным дистрибьюторам.

Список литературы

1. Кинофестиваль — фестиваль произведений киноискусства. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Кинофестиваль (дата обращения: 22.11.2020).

2. Краткая история кинофестивалей. URL: http://mirfest.ru/articles/314/ (дата обращения: 25.11.2020).

3. Венецианский кинофестиваль (1-11 сентябрь 2021): официальный сайт. URL: http://www.labiennale.org/en/cinema/ (дата обращения: 04.12.2020).

4. Венецианский кинофестиваль (6-17 июля 2021): официальный сайт. URL: https:// www.festival-cannes.com/en/ (дата обращения: 04.12.2020).

5. Берлинский кинофестиваль: официальный сайт. URL: https://www.berlinale.de/en/ home.html (дата обращения: 06.12.2020). Как зародился Венецианский кинофестиваль? URL: http://teatro-kazan.ru/kinofestivali/kak-zarodilsya-venecianskij-kinofestival. html (дата обращения: 04.12.2020).

6. История Международного Каннского кинофестиваля. URL: http://ria.ru/ spravka/20120516/650200085.html#ixzz3hr2ZQemm. (дата обращения: 06.12.2020).

7. Кинофестиваль в Каннах. URL: http://teatro-kazan.ru/kinofestivali/znamenityj-kinofestival-v-kannax.html. (дата обращения: 02.04.19).

8. История Берлинского кинофестиваля. URL: http://teatro-kazan.ru/kinofestivali/ istoriya-berlinskogo-kinofestivalya.html (дата обращения: 06.12.2020).

9. Берлинский кинофестиваль. Справка. Статья по материалам РИА Новости. URL: http://korrespondent.net/showbiz/cinema/ (дата обращения: 06.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.