Ретроспективный анализ проблемы насилия и жестокого обращения с детьми:
историко-педагогический обзор
Голубь М.С. кандидат педагогических наук доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Кубанского государственного университета
Краснодар, Россия таипа 2о1иЬаЛм. ги
Аннотация: Целью данной статья является осуществление историко-педагогического анализа проблемы насилия и жестокого обращения с детьми
Ключевые слова: насилие, жестокое обращение с детьми и подростками, виктимный подросток
Жестокое обращение и пренебрежение детьми в настоящее время считается одной из важнейших проблем общественного здоровья и ведущей причиной детского травматизма и детской смертности не только в России, но и во многих других странах мира.
Рост насилия в отношении детей обнаруживает связь с общим возрастанием насилия в обществе, ростом случаев насильственных преступлений, деликвентности, суицидов и несчастных случаев с летальным исходом. В силу, прежде всего, идеологических и ряда других причин проблема насилия над детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. Сейчас мы пожинаем плоды такого подхода и начинаем осознавать масштабы и серьезность этой проблемы. Сегодня ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любом месте: в школе, на отдыхе и в общественном месте. И даже семья не является исключением, несмотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать все необходимые условия для нормального развития ребенка. Искажение семейных отношений породили такое распространенное явление, как социальное сиротство - утрата детьми родительской помощи и заботы при живых родителях. Для многих современных детей родительский дом никогда и не был надежным оплотом и защитой, потому что жестокое обращение с детьми зачастую служит причиной, заставляющей детей бежать из дома и искать спасение на улице.
Кризис семьи подтверждается и тем, что в настоящее время в отделениях внутренних дел на социально-профилактическом учете состоит свыше 200 тыс. взрослых лиц, не выполняющих своих родительских обязанностей. Ежегодно выявляется более 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Общее число детей-сирот на сегодняшний день составляет примерно 740, 5 тыс. чел [2]. Ребенок, ставший жертвой жестокого обращения, не усваивает норм социально-положительных отношений в общении с людьми, не может в дальнейшем должным образом приспособиться к жизни, создать семью, жестоко относится к своим детям, легко решается на применение насилия к другим людям, доведенный до крайней степени унижения превращается из жертвы в преступника. Исследования Ю.М. Антоняна показали, что подавляющее большинство преступников - в прошлом подростки, отвергнутые семьей [3].
Необходимо отметить, что насилие - современная проблема, уходящая своими корнями глубоко в историю. Американский историк Ллойд Демоз в своей работе «Психоистория» приводит примеры того, что «история детства - это кошмар, от которого мы теперь стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем больше у ребенка
вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным» [9]. Дети, если им удавалось вырасти, непременно воспроизводили все механизмы взаимоотношений между взрослыми и детьми, повторяя ужасы собственного детства.
На протяжении всей истории человечества проблема насилия существовала и заключалась в насильственных действиях, направленных на порабощение или уничтожение как отдельных индивидов, так и социальных и этнических групп. Насилие - один из древнейших способов решения конфликтов. Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты и насилие представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектами научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас.
Углубляясь в историю, мы находим все больше и больше потрясающих душу примеров насилия над детьми - жестокие избиения, сексуальные злоупотребления и даже убийства. Вплоть до IV века н.э. детоубийство не считалось нарушением правовых и моральных норм. В то время главным «методом» воспитания была жестокость. Известно, что во времена Древней Греции и Рима детей приносили в жертву согласно ритуалам; их сжигали на костре; в случае неполноценности ребенка выгоняли из дома; дети были орудием кровной мести. Считается, что христианство принесло в историю человечества новое мировоззрение и новое отношение к детям. Начиная с 374 г. н.э. умерщвление детей стало рассматриваться европейским законом как убийство. Однако в христианской Европе в течение длительного времени сохранялось жестокое и пренебрежительное отношение к детям.
В Средние века жизнь ребенка тоже ничего не стоила. Довольно широко было распространено детоубийство (инфантицид). Церковь и духовенство влияло на позиции по отношению к ребенку и его внутренней жизни. Ребенка рассматривали как нежелательный результат половых отношений, как бремя первородного греха и вины. Заброшенность, телесные наказания детей и продажа их в рабство или крепостную зависимость - хорошо известные факты в истории.
В эпоху Возрождения семейное функционирование начало приобретать более зрелые формы - родители лишились патриархального права на жизнь и смерть своего ребенка. В некоторых прогрессивных работах того времени дети уже рассматривались как личности, а не только как «миниатюра взрослых»; стали уделять внимание образованию детей. В это время начинают выделяться альтернативные дисциплинарные воздействия - проявление любви и собственный пример, а не только принуждение, страх и физические наказания.
Необходимо отметить, что в XVIII и XIX вв. в Европе бедных детей отправляли в работные дома. В романах Ч. Диккенса описываются ужасные условия, в которых работали дети. Дети должны были трудиться наравне со взрослыми: 5-6-летние дети работали по 14-16 часов в день. Описания Ч. Диккенса привлекли внимание к бедственному положению детей, к отношению к ним как к движимости, к жесточайшей эксплуатации осиротевших детей, что стимулировало общественную реакцию к прекращению этих злоупотреблений. Впервые общество обратило внимание на эксплуатацию детей-инвалидов, особенно слепых, глухих, немых.
Тем не менее мнение, что младенцы и дети - всего лишь нечувствительная «движимость», которая не может реагировать на что-либо или помнить, сохранялось до начала 1900-х гг. [1]. Люди верили, что дети не способны чувствовать или помнить плохое обращение с ними. Эта позиция невероятно тяжело отмирает сегодня: свидетельство тому - распространенность различных форм жестокого обращения с детьми и пренебрежение детьми в нашем обществе. Именно такие позиции в отношении детей на протяжении истории служит почвой для недостаточного понимания уже в наше время того, что у детей могут возникнуть психопатологические расстройства, связанные с жестоким обращением по отношению к ним.
Главнейшие вехи XX в. - Первая и Вторая мировые войны, Гражданская война в России, социальные потрясения, голод, разруха - повлекли за собой появление огромного количества детей-сирот, массовую беспризорность и безнадзорность, и еще более жестокое обращение с детьми. Именно в начале XX в. во многих странах стали предприниматься попытки созданть действенную систему защиты детей от насилия и жестокого обращения. Основными предпосылками создания такой системы послужили организационные и правовые меры мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь.
В 1924 г. Лига наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать ребенку условия для его нормального духовного и физического развития. В 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). И в 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства и право детей на особую заботу и помощь. В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, где предусматривает наиболее важные принципы:
- ребенок ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения;
- равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи;
- ребенок имеет право на гражданские (право на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование), а также на первоочередную помощь и защиту, особенно от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;
- ребенок «для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности»;
- на обществе и органах публичной власти должна лежать обязанность осуществления особой заботы о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточно средств к существованию.
В 1989 г. была принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 г. Конвенция занимает особое место в силу ряда причин.
Во-первых, ее основные положения касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют Великой хартией вольности детей, или Мировой конституцией прав ребенка.
Во-вторых, она имеет особое значение для России - позволяет возродить понимание семьи как непреходящей ценности, а также изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетних в семье.
В-третьих, принципиальные положения Конвенции послужили основой для разработки норм Семейного, Уголовного и Гражданского кодексов некоторых государств - членов ООН, в частности России.
В-четвертых, юридическая техника составления норм Конвенции настолько гибка, что позволяет государству любого развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права каждого ребенка. Так, в 1996 г. Конвенцию ратифицировали 90% всех государств - членов ООН.
Необходимо отметить, что в Конвенции о правах ребенка, где под насилием в отношении детей имеется в виду нарушение прав и основных свобод человека, в нескольких статьях перечислены различные формы насилия в отношении детей [7]:
- физическое и психологическое насилие, оскорбление и злоупотребление, отсутствие заботы и небрежное обращение, грубое обращение и эксплуатация, включая сексуальное злоупотребление (ст. 19);
- экономическая эксплуатация и выполнение любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или служить препятствием в получении образования, либо наносить ущерб здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32);
- незаконное употребление наркотических средств и психотропных веществ, использование детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33);
- все формы сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности, использование в целях эксплуатации детей в проституции или другой незаконной сексуальной практике (ст. 34);
- похищение детей, торговля детьми или их контрабанда в любых целях и в любой форме (ст. 35);
- попытки к насилию или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания (ст. 37);
- использование лиц, не достигших 15-летнего возраста, в военных действиях и на военной службе в Вооруженных силах (ст. 38);
- любые виды пренебрежения, жестокие, бесчеловечные или унижающие виды обращения и наказания (ст. 39) [7].
Необходимо отметить, что первые научные исследования проблемы насилия появились в европейском Средневековье. Теологи Блаженный Августин, Фома Аквинский делали попытки разъяснить прихожанам, как нужно использовать насилие, чтобы оно не расходилось с христианскими заповедями.
В более позднем Средневековье в работах Н. Макиавелли было признано насилие как одно из важных средств для объединения разрозненной страны под властью одного правителя. По мнению Т. Гоббса, для того чтобы сохранить с таким трудом добытый мир и безопасность, ограничить эгоизм человеческого поведения, государь может и должен использовать все средства, в том числе и насилие. Различные аспекты проблемы насилия рассматривались в работах З. Фрейда, Ч. Ломброзо, Ф. Ницше, Р. Крафт-Эббинга, К. Маркса и Ф. Энгельса и др. [8].
Основы современных научных представлений о проблеме насилия над детьми были заложены в 1961 г., когда на ежегодном собрании Американской академии педиатрии Н. Кетре дал всесторонний анализ синдрома избитого ребенка. В своей фундаментальной работе автор подробно представил педиатрические, психиатрические, рентгенологические и юридические аспекты проблемы и впервые привел сводные статистические данные о распространении насилия с США [11].
В 1963-1965 гг. во всех штатах США были утверждены законы, которым обязывали медицинских работников сообщать о случаях насилия против детей, что в конечном случае предусматривало юридическую ответственность родителей при их злоупотреблении детьми, ускоряло формирование детских психиатрических служб и развитие программ семейной поддержки. С этого момента и начались первые психологические изучения родителей и последствий жестокого обращения с детьми (Б.Б1тег, 1965, Б.Б1ее1е, С.Ро11оск, 1968; Н.А11еп а! а1 1969). Резкий поворот общественного интереса к проблеме насилия и жестокого обращения с детьми произошел в Канаде в 1973 г., что было связано с сообщением о фактах насилия над детьми и истинных размерах проблемы. Это послужило толчком к развитию системы помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. Был создан Национальный информационный центр по вопросам семейного насилия, началось государственное субсидирование центров и приютов для переживших насилие, были организованы
превентивные обучающие программы. Необходимо отметить, что в 1980-е гг. в США и Канаде Д. Финкелхор (Б. НпкеШог, 1984), Д. Рассел (Б. Яш8е1, 1986) и Р. Бэджли с соавторами (К Баё§1еу е! а1., 1984) провели 3 крупных исследования распространенности жестокого обращения с детьми.
В России подобных исследований не проводилось. С.Я. Долецкий как педиатр-хирург занимался изучением детей и описал «синдром опасного обращения с детьми» -под таким названием он вошел в отечественную литературу [9].
Проблема насилия и жестокого обращения с человеком сложна для диагностики потому, что сильно нагружена эмоциональными переживаниями и исследователя, и респондента. Факты большинства насильственных действий часто скрываются в силу разных причин. Кроме того, нет четких границ определения насильственных или ненасильственных действий.
Одна из таких причин - известная неопределенность в понимании насилия. Если обратиться к определению, предложенному Всемирной организацией здравоохранения в 1999 г., то это определение звучит многословно и обширно. Так ВОЗ определяет насилие как преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы; направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая вероятность этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб [4].
В современном обществе до сих пор нет единого подхода к определению понятия «насилие». Более того, существует большое количество других понятий, используемых при описании этой же проблемы. Используются, например, термины «злоупотребление», «принуждение», «синдром опасного обращения с ребенком», «эксплуатация», «управление», «манипуляция» и др. Такое состояние проблемы требует от исследователей осторожного и грамотного их использования, а также проведения исследований, которые позволили бы развести эти понятия, отнеся к каждому из них конкретный аспект проблемы.
Анализ многочисленных исследований, посвященных насилию и жестокому обращению с детьми, показывает, что под ним подразумевают различного рода отклонения от юридических, социальных, нравственных, сексуальных норм, норм психического благополучия.
Таким образом, проведенный анализ насилия как историко - педагогического феномена позволил нам прийти к следующим выводам:
1) насилие - явление не специфически российское, а универсальное, всеобщее, имеющее глубокие исторические, морально-этические, экономические корни;
2) существует много подходов к изучению проблемы насилия:
- исторический, рассматривающий насилие как пережиток прошлого, когда муж имел закрепленное не только традицией, но и законом право наказывать и дисциплинировать жену и детей (Гондольф, Фишер);
- виктимологический подход, при котором более слабые члены социума своим поведением жертвы сами провоцируют насилие (М. Шнайдер);
- интерактивный подход в рамках теории социального научения, когда властные отношения и насилие рассматриваются как разновидность коммуникации (М. Киммель);
- подход в рамках структурной теории изучения насилия, ставящий мужчину в положение потенциального насильника (Дж. Хирн, М. Шеллер);
- подходов к насилию, социальные и культурные корни которого кроются в семье, в характере семейных отношений, во взаимозависимости жертвы и обидчика (Л. Берковиц);
3) главные жертвы насилия в обществе - дети; в последние годы в нашей стране обострился интерес к изучению причин, порождающих насилие над детьми;
4) российскими учеными выявлены периоды развития ребенка, сензитивные к насилию, таковым считается прежде всего подростковый период: изменившийся телесный облик и поведение ребенка не только становятся провокативными для потенциального насильника, но и вызывают у неподготовленных в педагогическом отношении родителей стремление немедленно исправить «непослушное чадо», в том числе с применением насильственных мер воздействия.
Данные обстоятельства позволяют актуализировать проблему изучения виктимных характеристик подростка как потенциальной жертвы насилия и рассмотреть виктимного подростка в качестве объекта и субъекта педагогической профилактики насилия.
Библиография
1. Азаров Ю. 1993. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М. 608 с.
2. Алексеева Л. С. 2000. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: науч.-метод. пособие. М. 138 с.
3. Антонян Ю.М. 1995. Жестокость в нашей жизни. М. 122 с.
4. Волкова Е.Н. 2007. Защита детей от жестокого обращения. СПб. 280с.
5. Голубь М.С. 2008. Историко-педагогический аспект профилактики насилия над детьми/Голубь М.С.//Известия Южного Федерального университета «Педагогические науки» Научно-педагогический журнал. №5.
6. Голубь М.С. 2009. Психолого-педагогические факторы возникновения виктимного поведения подростков и способы его предупреждения/Голубь М.С.//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». Майкоп. Вып.4.
7. Конвенция о правах ребенка. М. 2006. 24 с.
8. Ницше Ф. 1900. По ту сторону добра и зла. М. 289 с.
9. Руководство по предупреждению насилия над детьми: учеб. пособие для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов /под ред. Н.К. Асановой. М. 1997. 512 с.
10. Ясперс К. 1990. Смысл и назначение истории. М. 456 с.
11. Kempe R.S.,Kempe C.H. 1978. Child abuse. Cambridge, MA: Harvard University Press.