Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ механизмов государственного регулирования сельскохозяйственного кредита в советской России'

Ретроспективный анализ механизмов государственного регулирования сельскохозяйственного кредита в советской России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СИСТЕМА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КРЕДИТОВАНИЯ / GOVERNMENT REGULATION / AGRICULTURAL CREDIT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королев Константин Юрьевич

В статье представлены результаты исследования исторического опыта государственного регулирования сельскохозяйственного кредита в России. Выявлены особенности государственного вмешательства, характерные для советского периода и показана роль государственной поддержки в устойчивом развитии системы сельскохозяйственного кредитования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Retrospective analysis of government regulation of agricultural credit system in Russia in the Soviet period

The historical experience of government regulation of agricultural credit in Russia has been illustrated in the article. Peculiarities of state interference typical for the Soviet period have been found out and the significance of the state support of sustainable development of agricultural credit system has been shown in it.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ механизмов государственного регулирования сельскохозяйственного кредита в советской России»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 336.77:338.43

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КРЕДИТА В СОВЕТСКОЙ РОССИИ

© К. Ю. КОРОЛЕВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра финансов и кредита e-mail: stabil2005@mail.ru

Королев К. Ю. - Ретроспективный анализ механизмов государственного регулирования сельскохозяйственного кредита в советской России // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 312-318. - В статье представлены результаты исследования исторического опыта государственного регулирования сельскохозяйственного кредита в России. Выявлены особенности государственного вмешательства, характерные для советского периода и показана роль государственной поддержки в устойчивом развитии системы сельскохозяйственного кредитования.

Ключевые слова: государственное регулирование, система сельскохозяйственного кредитования.

Korolev K. Y. - Retrospective analysis of government regulation of agricultural credit system in Russia in the Soviet period // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 312-318. - The historical experience of government regulation of agricultural credit in Russia has been illustrated in the article. Peculiarities of state interference typical for the Soviet period have been found out and the significance of the state support of sustainable development of agricultural credit system has been shown in it.

Keywords: government regulation, agricultural credit system.

Начавшаяся первая мировая война, а затем октябрьская революция 1917 года остановили процесс развития сельскохозяйственного кредита в России на новой предпринимательской конкурентной основесво-бодныхсельскохозяйственныхтоваропроизводителей.

Полный провал политики «военного коммунизма», обусловленной суровыми реалиями гражданской войны и иностранной военной интервенции, потребность в восстановлении разрушенного за годы войн народного хозяйства вынудили правящую партию и советское правительство отказаться от марксистских догм и перейти к новой экономической политике. В феврале 1924 года II съезд Советов СССР принял постановление «Об организации Центрального сельскохозяйственного банка». Тем самым была признана необходимость товарно-денежных отношений, достижения устойчивого денежного обращения, возрождения финансово-кредитной системы, в том числе и в сельском хозяйстве.

При крайне ограниченных государственных финансовых ресурсах возрождение сельскохозяйственного кредита в послереволюционной России осуществлялось на кооперативных началах. Создавались обществасельскохозяйственногокредита,выделялись государственные средства, привлекались сбережения

населения путем выпуска кредитными обществами ценных бумаг невысокой стоимости для крестьян.

В условиях НЭПа государству требовалось воссоздать систему сельскохозяйственного кредита, на-правленнуюнафинансированиевоспроизводственно-го процесса, возродить специальные кредитные институты, собрать в них опытных специалистов, оставшихся еще с дореволюционных времен, хорошо знавших особенности сельхозпроизводства с его сезонным характером, функционирование крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

ПредшественникомЦентральногосельскохозяй-ственного банка был учрежденный в феврале 1922 года Банк потребительской кооперации (Токобанк). Он создавался в форме паевого кооперативного товарищества с участием Госбанка России, паевой взнос которого составлял 300 тыс. руб. в золотом исчислении (30 % общей суммы паевых взносов потребительских кооперативов).

Вфеврале 1923 года Токобанк былпреобразован во Всероссийский кооперативный банк (Всекобанк). Его учредителями стали: Токобанк, Центросоюз, Центральная секция рабочей кооперации, Центральное управление снабжения работников транспорта, Всероссийское военное кооперативное управление,

Всероссийский кооперативный лесной союз, Всероссийский центральный кооперативный союз льноводов и коноплеводов, Центральный союз картофельной кооперации, Всероссийский кооперативный страховой союз,Всероссийскийсоюз промысловой кооперациии Центральное товарищество « Кооперативное издательство». В образовании основного капитала Всекобанка участвовал также Госбанк. Созданная затем жилищная кооперация также стала пайщиком Всекобанка. Из общего числа его пайщиков на 1 октября 1923 года

25,7 % составляла сельскохозяйственная и смешанная кооперация, а к 1 октября 1926 года ее доля увеличилась до 28,7 %. Баланс Всекобанка возрос с 36 млн. руб. в 1923 году, до 176 млн. руб. в 1926 году.

В своей деятельности Всероссийский кооперативный банк руководствовался двумя основными принципами. Это, во-первых, максимальная децентрализация кредитаи, во-вторых, обязательнаясораз-мерность кредитования и участия в паевом капитале банка. Общий объем учетно-ссудных операций на 1 октября 1923 года составлял 26,4 млн. руб., в том числе сельскохозяйственной и смешанной кооперации - 7,6 млн. руб., а на 1 октября 1926 года - соответственно 99,1 млн. и 18,3 млн. руб., то есть объем учетно-ссудных операций увеличился более чем в 3,7 и 2,4 раза. В завершающий период восстановления сельского хозяйства, разрушенного за годы первой миро-войи гражданскойвойн, Всекобанксыграл существенную роль в развитии производственного потенциала села, наращивании агропроизводства, способствовал укреплению технической базы кооперативных и индивидуальных крестьянских хозяйств, росту поголовья рабочего и продуктивного скота.

Восстановлениесельского хозяйствавусловиях НЭПа сопровождалось расширением посевных площадей, увеличением товарности средних и крупных крестьянских хозяйств. Это во многом предопределило хозяйственную инициативу крестьянства, характер его товарообменных связей. Уже в 1924 году посевная площадь зерновых культур в стране достигла почти 82,9 млн. га против 66,2 млн. га в 1922 году (в 1913 году она равнялась 94,4 млн. га). Быстро расширились площади посевов технических культур, прежде всего сахарной свеклы, подсолнечника и льна. Значительно быстрее, чем восстановление посевных площадей, в стране увеличивалось поголовье сельскохозяйственных животных. К 1925 году численность крупного рогатого скота, в том числе коров, а также свиней, овец и коз уже превзошла довоенную.

Успешно развивавшееся сельское хозяйство требовало все больших инвестиционных и краткосрочных кредитов, что в полном объеме Всекобанк обеспечить уже не мог. Этим и было вызвано учреждение в 1924 году Центрального сельскохозяйственного банка СССР. Центральный сельскохозяйственный банк (ЦСХБ) создавался на акционерных началах. Его учредителями были Наркомфин СССР, наркоматы земледелия союзных республик и Всероссийский союз сельскохозяйственной кооперации. Основную часть ресурсов банка составляли бюджетные ассигно-

вания. Первоначальный основной капитал ЦСХБ был 40 млн. руб. золотом.

Центральный сельскохозяйственный банк проводил операции (за исключением операций всесоюзного значения) через специализированные банки союзных республик и местные общества сельскохозяйственного кредита, не открывая собственных отделений и контор. В то же время республиканские сельхозбанки были обязаны согласовывать с ЦСХБ свои кредитные планы. В постановлении II съезда Советов СССР об образовании банка подчеркивалось, что только создание по всей территории страны широкой сети сельскохозяйственных кредитных кооперативов и их союзов, а также низовых ячеек сельхозкоопера-ции откроет доступ кредита к крестьянству.

В утвержденном Уставе Центрального сельскохозяйственного банка были зафиксированы следующие задачи: изыскание новых источников привлечения средств в сельское хозяйство, производство сельхозтехники и пищевую промышленность; объеди-нениеивсемерноеиспользованиегосударственныхре-сурсов, предназначенных для кредитования аграрной сферы; предоставление долгосрочных и краткосрочных кредитов кооперативным и другим общественным организациям, хозяйствам, предприятиям по производству сельхозтехники, а также пищевой промышленности; содействие развитию сети учреждений мелкого сельскохозяйственного кредита.

Только за два хозяйственных года (19231925 гг.) через систему ЦСХБ государство направило в сельское хозяйство в порядке кредитования около 400 млн. руб. Из года в год повышалась доля долгосрочных ссуд, причем большая их часть предоставлялась на производственные нужды. Если в 1923 -1924гг. на приобретение сельскохозяйственных машин и орудий Госбанк выдал ссуд на 6,9 млн. руб., то в 1924 -1925 гг. ЦСХБ предоставил их уже на 28,3 млн. руб. Чтобы сделать кредиты более доступными крестьянству, в

1925 году были снижены ставки по долгосрочным кредитам с 8 до 6 % и по краткосрочным - с 12 до 10 %.

Наряду с Центральным сельскохозяйственным банком (в 1925 году итоговый баланс - 174,1 млн. руб.) в стране функционировали 6 республиканских сельхозбанков и областные сельхозбанки (итоговый баланс - 225,9 млн. руб.), а также общества сельскохозяйственного кредита (не областные) - 71 учреждение, имевшее 117 филиалов (их итоговый баланс в 1925 году составил 162,9 млн. руб.). На 1 октября

1926 года система сельскохозяйственного кредита насчитывала 78 учреждений, в том числе ЦСХБ [1].

С 1 октября 1927 года по 1 июля 1929 года объем кредитных операций ЦСХБ и системы сельскохозяйственного кредита вырос с 390 млн. руб. (в том числе краткосрочных ссуд - 274 млн. руб.) до 2472 млн. руб. (в том числе краткосрочных - 484 млн. руб.), то есть в 6,3 раза, а их доля в общем объеме операций всей кредитной системы страны увеличилась за этот период с 11,5 до 23,8 %. При этом сумма долгосрочных кредитов возросла в 12,7 раза, а краткосрочных - почти в 1,8 раза.

С сентября 1924 года сельскохозяйственным кредитным объединениям было предоставлено право принимать вклады населения, выдавать ссуды на хозяйственные нужды сельхозтоваропроизводителям, а также выступать посредниками при расчетах.

В постановлении III съезда Советов СССР по докладу о мероприятиях по подъему и укреплению крестьянских хозяйств подчеркивалось, что дальнейшее их развитие возможно только на основе широкого предоставления дешевых и соответствующих условиям сельского хозяйства ссуд. В этих целях продлялись сроки кредитования и снижалась процентная ставка по кредитам. Активнее привлекали сбережения населения в сельскохозяйственные кредитные кооперативы и сельхозбанки. При этом вкладчикам гарантировалась максимальная выгода подобного способа вложения своих средств. Особое внимание уделялось расширению долгосрочного кредитования, позволяющего крестьянам производить капитальные вложения в свое хозяйство [3].

В этот период дополнительные ресурсы направлялись в основные капиталы учреждений союзной, республиканской и особенно низовой сети сельскохозяйственной кредитной кооперации на достаточно длительные сроки, в частности путем активизации кредитования на эти цели из средств системы сельскохозяйственного кредита. За счет бюджета была списаначастьубытковсельхозкооперации,вызванных стихийными бедствиями и другими не зависящими от сельхозтоваропроизводителей причинами. Часть оставшейся краткосрочной задолженности был трансформирован в долгосрочную. Новые кредиты выдавались на условиях, обеспечивавших в дальнейшем их своевременный возврат. Принимались меры по укреплению кредитной дисциплины, проведению кредитных операций в строгом соответствии с реальными организационными и финансовыми возможностями. Дляоздоровленияэкономикисовхозов,объединенных в тресты, все целевые кредиты, выданные из бюджета до 1 января 1926 года, были зачислены в основной капитал этих хозяйств.

Постановление ЦИК и Совнаркома СССР от 16 марта 1927 года предписывало образовать фонд долгосрочного кредитования сельскохозяйственных кооперативов. ЦСХБ было поручено установить твердый лимит на ссуды коллективным хозяйствам по всей сети сельскохозяйственной кредитной кооперации. Предоставляли их непосредственно общества сель-скохозяйственногокредита,ихотделенияисельскохо-зяйственные кредитные союзы (крупным колхозам), а также и сельскохозяйственные кредитные товарищества, в которые входили такие хозяйства (небольшим колхозам). Особое внимание обращалось на своевременное кредитование осенних и весенних полевых работ. Только за два хозяйственных года (1925/26 и 1926/27) за счет государственного бюджета системе сельскохозяйственного кредита было отпущено 116,6 млн. руб.

Принимались меры по привлечению в систему сельскохозяйственного кредита средств крестьян

в форме вкладов, расширению их паевого участия в сельскохозяйственныхкредитныхтовариществах,по-вышению ответственности этих товариществ перед населением и укреплению доверия к ним, достижению соответствия условий предоставления сельскохозяйственных кредитов производственным условиям крестьянских хозяйств и увеличению доступности кредитных ресурсов.

Всего за 1922-1928 гг. предприятиям сельского хозяйства были предоставлены кредиты на 1618млн. руб. Всвоей работе«Сельскохозяйственный кредит» В.Л. Деревицкий отмечает: «Прежде всего, многочисленностьидробностькрестьянских хозяйств ставят вопрос об организации не просто кредита, а кредита мелкого, для осуществления которого должен быть построен особый кредитный аппарат. Этот аппарат должен быть максимально приближен к крестьянскому населению. Работа его должна обеспечить бесперебойноеобращениекредитныхсредств,направ-ляемых в сельское хозяйство, создать благоприятные условия для наилучшей эффективности кредита, а так же вызвать приток крестьянских накоплений в кредитную систему» [2].

Данная книга была написана незадолго до всеобщей коллективизации и свидетельствует о том, что к 1929 году в России были созданы условия развития сельского хозяйства на мелкотоварной основе, при которой основной массой товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции были единоличные хозяйства, атакже фермерские (кулацкие) хозяйства, использующие наемный труд. Однако руководство страны приняло решение по проведению принудительной коллективизации с применением репрессий, чтосделалоневозможнымразвитие«аппарата»мелко-го кредита. Из этого можно сделать вывод о том, что механизм мелкого кредита может функционировать в условиях демократического развития общества и свободного предпринимательства в производстве сельскохозяйственной продукции.

С провозглашением курса на массовую коллективизацию изменяется и ориентация сельскохозяйственного кредита. Упор делается уже не на кредитование крестьянских хозяйств, а на стимулирование процесса обобществления агропроизводства. Так, в 1929 году Наркомфином СССР при участии Центрального сельскохозяйственного банка и Всесоюзного совета коллективных хозяйств была разработана система производственного кредитования колхозов и их объединений. Она предусматривала, во-первых, право устанавливать размеры и назначение ссуд для отдельных колхозов и их объединений, а также закрывать кредиты наиболее крупным из них - республиканским банкам; во-вторых, обязанность хозяйств и их объединений предоставляемые средства направлять исключительно на производственные нужды; в-третьих, необходимость соответствия размеров и сроков кредитования хозяйственным планам заемщиков; и, в-четвертых, установление строжайшей дисциплины при использовании кредитов и их своевременный возврат.

В 1929 году по постановлению Совнаркома СССР«Орационализациикраткосрочного кредитования и расчетов сельскохозяйственной и промысловой кооперации» на Госбанк возлагалось кредитование заготовоксельскохозяйственнойкооперации,предна-значенных для государственной промышленности, а также объединений по сбыту сельхозмашин и средств сельскохозяйственного производства. Для этих двух типов кооперации устанавливалось прямое банковское кредитование. К Госбанку переходил непосредственный контроль за ходом выполнения хозяйственных и финансовых планов, а также за укреплением хозрасчетных отношений.

Померепереходасельскохозяйственныхкредит-ных товариществ к кредитованию производственных объединений и коллективных хозяйств росло количество их членов - сельхозтоваропроизводителей: ими становились как колхозы и первичные производственные сельскохозяйственные кооперативы (коллективные члены), так и индивидуальные хозяйства (если они не входили в производственные объединения). Кредитные товарищества в основном привлекали сбе-режениянаселения икооперативныхорганизаций, выполняли функции расчетной кассы. В начале 1930-х гг. большинство таких товариществ было укрупнено, а территория их деятельности значительно расширена.

Выдача ссуд крестьянским хозяйствам производилась системой сельскохозяйственного кредита, как правило, через низовые отделения сельскохозяйственной кооперации и по договоренности с банками. При этом первичные производственные кооперативы несли ответственность перед кредитными товариществами за предоставление кредитов и своевременное их погашение.

Созданная государством в восстановительный периодсистемасельскохозяйственногокредита,дока-завшая свою жизнеспособность, быласвернутаво время насильственной массовой коллективизации.

30 января 1930 года ЦИК и Совнарком СССР приняли постановление «О кредитной реформе», установившее монополию банковского кредитования (до этого хозяйствующие субъекты часто отпускали продукцию и оказывали услуги друг другу в кредит). Были ликвидированы филиалы Всероссийского и Всеукраинского кооперативных банков. В постановлении подчеркивалось, что укрепление материальнотехнической базы организуемых колхозов может обе-спечитьсистема сельскохозяйственного кредита, опи-рающаясянафинансовыевложениягосударства,толь-ко на основе мобилизации ресурсов крестьян, обобществления их небольших индивидуальных средств через колхозы. Сама система сельскохозяйственного кредита передавалась сельскохозяйственной кооперации. Разумеется, в условиях раскулачивания «мобилизация индивидуальных крестьянских ресурсов» являлась блефом.

Проведение реформы вопреки сложившимся традициям потребовало применения систематического насилия над сторонниками неформальных ограничений (прежде всего, фермерами, именуемыми «кула-

ками»). При этом гарантией против рассогласования между требованиями неформальных норм и требованиями навязанных сверху новых узаконенных правил являлось тоталитарное государство, сохранявшее за собой право вмешиваться в любой аспект обыденной и частной жизни людей [4]. Очевидно, что такой подход приводил к серьезному снижению эффективности экономики и росту издержек государства.

По постановлению ЦИК Центральный сельскохозяйственный банк был реорганизован во Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк. Республиканские,краевыеиобластныесельско-хозяйственные банки трансформированы в его филиалы, управлявшиеся Правлением банка. Районные и поселковыебанковскиезвенья,а такжесельскохозяй -ственные кредитные союзы были ликвидированы.

Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк находился в ведении Всесоюзного совета сельскохозяйственной кооперации, а его председатель являлся заместителем наркома земледелия СССР. Коммерческий кредит сельхозтоваропроизводителям был запрещен и заменен прямым банковским кредитованием. Краткосрочное кредитование начало постепенно переходить к Г осбанку. О его масштабах дают представление следующие данные на 1 января: 1933 года - 1,4 млрд. руб., 1938 года -

1,7 млрд. и 1941 года - 2,2 млрд. руб. При этом доля таких ссуд во всех краткосрочных кредитах важнейшим отраслям экономики была незначительна - соответственно 13,2 %, 4,2 и 4,0 %. Прерогативой Сельхозбанка оставалось лишь долгосрочное кредитование.

В 1932 году новым постановлением ЦИК СССР всем специальным банкам было разрешено выдавать долгосрочные ссуды. Эти банки входили в состав Нар-комфина СССР, среди них и новый сельский банк -Банкфинансированиясоциалистическогоземледелия (Сельхозбанк СССР), который аккумулировал не только бюджетные средства, предназначавшиеся на капитальные вложения в сельское хозяйство страны, но и собственные накопления колхозов на эти цели. Наряду с безвозвратным бюджетным финансированием он осуществлял долгосрочное кредитование, нацеленное на возделывание технических культур, развитие садоводства, виноградарства и семеноводства, а также на другие цели. Кроме того, выдавал долгосрочные ссуды на приобретение скота для приусадебных хозяйств и на индивидуальное жилищное строительство в сельской местности.

В своей деятельности Сельхозбанк СССР зачастую необоснованно регламентировал использование средств колхозов, нарушал их право временно заим-ствоватьсредстванеделимогофонданахозяйственные нужды (покупку семян, кормов и т. п.), при получении наличных денег со своих счетов неделимых фондов в каждом отдельном случае требовалось предоставлять банку разрешение райисполкомов. Практиковалось списание средств со счетов неделимых фондов для уплаты взносов по личной подписке их членов на государственные займы. Врезультате, несмотряна санкции, вплоть до уголовных, хозяйства стремились укло-

ниться от сдачи свободных денег на хранение в Сельхозбанк. Необоснованные запреты и ограничения мешали нормальной хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей. Фактически в 1930-х гг. произошла жесткая централизация кредита, в том числе и сельскохозяйственного, то есть огосударствление кредитной системы в стране.

Послеокончаниявсеобщейколлективизацииде-нежно-кредитный механизм стал подсистемой административно-командной экономики, управляемой на основе плана. В этой связи можно отметить, что с 1930 до 1990 года в стране функционировала социалистическая система кредитования сельского хозяйства. При этом денежно-кредитный механизм, в том числе его подсистема - денежно-кредитный механизм сельскохозяйственного кредита преимущественно стал выполнять функцию перераспределения денежных и материальных ресурсов с нарушением принципов возвратности и платности кредита. Государственный банк в годы социалистического строительства стал всеобщимкредиторомгосударственныхпредприятий, включая колхозы и совхозы. При этом совхозы как государственные предприятия получали субсидии из бюджета, аколхозыпользовалиськредитами,выдавае-мыми Госбанком СССР под незначительные проценты.

Прирассмотрениивопросовфункционирования сельскохозяйственного кредита после коллективизации следует учитывать то, что при каждом крестьянском дворе были собственные приусадебные участки и свой домашний скот, что показывало низкую эффективность колхозов и совхозов, поскольку крестьянин не мог прокормить свою семью без дополнительного рабочего времени на своем подворье. Начиная с периода коллективизации часть продукта, созданного крестьянином в своем подворье, изымалось принудительно в виде натурального налога и натуральных вкладов. В этой связи А.В. Чаянов писал: «Для того же чтобы мобилизовать более или менее полно все излишки крестьянскогохозяйствавсельскохозяйственнуюкре-дитную сеть, необходимо изменить саму форму вкладов и представить вкладчикам иные условия, могущие заинтересовать крестьянинацеликомвкладыватьсвои свободные средства в систему сельхозкредита» [5].

Рассмотренныйэтапгосударственногорегулиро-вания системы сельскохозяйственного кредита характеризовался непосредственным участием государства в процессе конструирования новых правил, регламентирующих финансово-кредитные отношения отрасли, а не придания юридической силы эффективным институтам, которые могли быть сформированы самими сельскохозяйственными товаропроизводителями.

За период 1940 по 1986 годы объем кредитования колхозов в целом вырос 8,6 раза, при этом наиболее интенсивно развивался краткосрочный кредит. Его объем за тот же период возрос более чем в 2200 раза, а долгосрочный только в 309,4 раза. Вместе с тем, долгосрочный кредит по своему объему занимал наибольший удельный вес - 90,6 % в 1940 году и к 1986 году снизился до 57,4 %. Валовая продукция

сельского хозяйства к 1986 году возросла в 2,8 раза по отношению к уровню 1940 года.

Наряду с денежной формой кредита в начале шестидесятых годов в сельском хозяйстве СССР вновь начали широко применять и товарный кредит. Суть его заключалась в том, что колхозам, совхозам предоставляли в кредит минеральные удобрения и другие материально-технические ценности с последующей оплатой товарного кредита за счет будущего урожая. В реальной экономической жизни эти правоотношения еще нельзя было истолковать в качестве залога сельскохозяйственной продукции, так как субъекты данных правоотношений не обладали соответствующей не экономической и не правовой самостоятельностью и поэтому договоры залога между ними не заключались. А свои обязательства колхозы,совхозыиспол-няли перед государством путем заключения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции с заготовительными и перерабатывающими организация-ми,в которыхпредусматриваласьпоставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

На рассматриваемом этапе удельный вес сельского хозяйства в ВВП страны достиг 16 %, а доля кредитов вложенных в сельское хозяйство, в общем объеме кредитов в народное хозяйство достигла 32 %. Следует отметить, что колхозы и совхозы, в большинстве своем, были безнадежными должниками перед государством, а накопленные долги периодически списывались. Очевидно, важные условия для интенсивного развития любой отрасли экономики - свобода личности и материальная заинтересованность, отсутствовали.

Периодразвитиясистемысельскохозяйственно-го кредита в условиях крепостного строя характеризовался отсутствием свободы у крестьян, социалистическая модель ведения хозяйства долгое время также не давала возможность сельским жителям поменять место жительства, вследствие отсутствия паспорта. Сравниваемыеденежно-кредитныемеханизмысхожи: кредитование сельского хозяйства - централизованное, слабый контроль за целевым использованием выданных кредитов, и как следствие огромная доля невозвратных долгов.

Командно-распределительнаясистемаорганиза-ции экономики уже к середине 1960-х гг. обнаружила свою неэффективность. Однако поиск новых методов хозяйствования и организации экономической жизни в стране принял затяжной характер и лишь к концу 1980-х гг. наметились определенные изменения в сторону децентрализации производственноэкономической структуры.

В связи с созданием специализированных кредитных организаций, призванныхоказывать финансо-во-кредитныеуслугисельскохозяйственнымпредпри-ятиям и организациям, институт сельскохозяйственного кредита претерпел существенные качественные изменения и нормативное развитие. Таким правовым основанием послужило постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 года № 821

«О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики». В качестве специализированной кредитной организации был создан Агропромбанк СССР, в основу которого был заложен «принципиально новый подход к кредитованию» и он должен был «быть не ме-ханическим»раздатчикомденег,регистраторомикон-тролером,апревратитьсявнадежногоэкономического партнера всех предприятий АПК».

Несмотря на позитивные теоретические идеи, заложенные в основу данной банковско-кредитной реформы,вытекающие из них неотложныесоциально-экономические цели практически не были достигнуты в силу ряда объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести отсутствие многоукладнойэкономикии, какследствие, конкуренция между сельскохозяйственными организациями и предприятиями. В качестве субъективных причин следует назвать менталитет привязанности сельскохозяйственных организаций (предприятий) к государственной финансовой помощи и недостаточно высокий уровень профессионализма в сфере банковской деятельности и ограниченности кредитных ресурсов и спектра банковских услуг, в которых остро нуждались сельскохозяйственные товаропроизводители.

Становление рыночных отношений в сельском хозяйстве и формирование многоукладной системы хозяйствования на земле потребовали коренных изменений в системе сельскохозяйственного кредитования и механизмахее государственного регулирования. В новых условиях нельзя было рассчитывать на старую, полностью безвозмездную практику финансово-кредитногообслуживаниявоспроизводственногопро-цесса в сельском хозяйстве. В процессе радикальных преобразований аграрных отношений, большая часть аграрных предприятий, не сумевших адаптироваться к рыночным отношениям, столкнулась с острой проблемой покрытия текущих и долговременных затрат.

Особенности функционирования кредитной системы в сельском хозяйстве в период становления рыночной экономики были обусловлены способами решения проблемы соотношения государственного регулирования и рыночного саморегулирования, которые основывались на оценке вхождения аграрного сектора в рыночные отношения.

С одной стороны, в рамках неоклассического направления возникла крайне либеральная трактовка и основанная на ней позиция по поводу сочетания мер государственной поддержки (в том числе кредитной) и государственного регулирования с проведением рыночных реформ в сельском хозяйстве. Особенностью данного подхода было то, что он исходил из готового образца некоторых институтов сельского хозяйства развитых стран и рассматривал его как желаемую модель будущего, которую необходимо скопировать как можно скорее.

Среди предлагаемых мер преобладали либеральные рецепты сокращения государственного регулирования аграрной сферы, которые обосновывались непосильным бременем для национальной экономи-

ки постоянно увеличивающихся бюджетных затрат на поддержание сельхозпроизводителей: роспуск не-платежеспособныххозяйств,ужесточениепроцедуры банкротства и ускорение ее применения к сельхозпредприятиям, отказ от субсидирования или сведение его к минимуму и т. д. [6]. Предполагалось затратить минимум времени на воплощение образца, осуществить единовременное введение новых институтов.

С другой стороны, существовал альтернативный подход, нацеленный на последовательное развитие рыночных отношений, эволюционный ход преобразований, дополняемый государственным научнообоснованным экономическим и правовым регулированием аграрной сферы (в том числе, в части поддержки сельхозпроизводителей). Среди первоочередных выступали меры по поддержке доходов сельхозпроиз-водителей,развитиесистемыльготного кредитования, методов финансового оздоровления и реструктуризации задолженности, возникшей в результате диспаритета цен, содействие государства инвестированию в сельское хозяйство, развитию консультирования, повышению квалификации кадров менеджеров и специалистов и т. д. Приоритетом был долгосрочный темп развития отечественного сельского хозяйства и аграр -ного сектора, по возможности поэтапное введение новых институтов, с учетом необходимого времени на адаптацию и возможного временного негативного воздействия на экономику и социальную сферу, при относительно низких экономических и социальных потерях в процессе реформирования.

Преобладающей на старте аграрной реформы оказалась крайне либеральная позиция, необходимость быстрой реализации которой, несмотря на заведомые издержки в производстве и социальной сфере, обосновывалась и оправдывалась решением задачи решительного слома изжившей себя политической и адекватной ей административно-командной, ресурсорасточительной «социалистической» системы сельского хозяйства, породившейбезынициативный малопроизводительный труд и аграрный кризис. Прежние колхозы и совхозы были в спешном порядке реорганизованы, земля и другое имущество разделены на доли. Российскийсельхозтоваропроизводительнезависимо от своей организационно-хозяйственной формы, специализации и местоположения столкнулся с острой проблемой отсутствия внешних источников финансовых ресурсов, в том числе предоставляемых на возвратной основе.

За годы реформ государственная финансовокредитная политика в сельском хозяйстве осуществлялась в следующих формах:

1) кредитование на общих условиях;

2) льготные кредиты;

3) авансы заготовительных организаций;

4) централизованные ссуды;

5) товарный кредит;

6) льготное кредитование из специального фонда под 1/4 ставки рефинансирования Центрального Банка России;

7) лизинг;

8) субсидирования части затрат на уплату процентов по кредиту.

Несмотря разнообразие указанных форм, кредитная политика базировалась на крайне либеральном направлении неоклассической теории и предполагала резкое сокращение мер кредитной поддержки сельскогохозяйства,сведениегосударственногорегу-лирования кредитных отношений к минимуму. При одномоментном, революционном разрушении всех институтов централизованной экономики создание замещающих институтов, способных обеспечить отрасль необходимыми финансовымиресурсами,непро-изошло. Для абсолютного большинства предприятий сельского хозяйства всех форм собственности наступило чрезмерное ужесточение бюджетных ограничений. Отсутствие дополнительной помощи государства при ухудшении финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей привело к тому, что выдаваемые субсидии являлись слабым инструментом поддержки.

Ретроспективный анализ системы кредитования в сельском хозяйстве показал, что в различных исторических условиях роль государства в процессе ее функционирования значительно менялась. При этом механизмы государственного регулирования кредитной системы, основанные на эволюционном подходе, обеспечивали устойчивый вектор ее развития и оказались более эффективными, чем механизмы радикально-революционного реформирования. Роль политической сферы при условии эволюционного

пути развития системы сельскохозяйственного кредита состояла в придании юридической силы сложившихся на уровне ее субъектов наиболее эффективных правил взаимодействия между собой.

В настоящее время в вопросах теоретического обоснования кредитной системы в сельском хозяйстве и дальнейшего совершенствования ее конкретных элементов также должны преобладать принципы эволюционного развития, нацеленные на преобразования, обеспеченныегосударственнымнаучно-обоснованным экономическим и правовым регулированием кредитных отношений в аграрной сфере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буздалов И.Н. Аграрная теория: концептуальные основы, тенденции развития, современные представления. М.: Academia, 2005. 344 с.

2. Деревицкий В.А. Кредитная кооперация в современных условиях. М., 1925. 312 с.

3. Кузнецов В.В. Экономика сельского хозяйства. М.: Феникс. 2005. 346 с.

4. Найшуль В.Либерализмиэкономическиереформы // Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 8. С. 70-84.

5. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. М: Книжная палата, 1989. 81 с.

6. Эпштейн Д.Б. Эволюционный подход к институциональным реформам в сельском хозяйстве // Международный сельскохозяйственный журнал. 2004. №6. С. 25-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.