Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ креативности как инструмента формирования инновационного мышления в экономике'

Ретроспективный анализ креативности как инструмента формирования инновационного мышления в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ИННОВАЦИИ / КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КРЕАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ / КРЕАТИВНАЯ СРЕДА / CREATIVITY / CREATION / INNOVATION / CREATIVE POTENTIAL / CREATIVE INDUSTRY / CREATIVE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кропачева Надежда Сергеевна

Рассматриваются этимология понятий «креативность» и «инновационность», их влияние на управление предприятием в аспекте формирования нового вектора развития экономических систем; особое внимание уделяется созданию базиса для дальнейших исследований категорий в аспекте управления предприятием и создание новых конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF CREATIVITY AS A TOOL FORMATION INNOVATIVE THINKING IN THE ECONOMY

The etymology of the concepts of "creativity" and "innovation", their influence on the management of the enterprise in the aspect of the formation of a new vector of development of economic systems; special attention is paid to the creation of the basis for further research categories in the aspect of enterprise management and the creation of new competitive advantages

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ креативности как инструмента формирования инновационного мышления в экономике»

УДК 334.021

Кропачева Надежда Сергеевна

аспирант кафедры экономики

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: qweshens@mail.ru

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ КРЕАТИВНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

Nadezhda S. Kropacheva

Postgraduate Student, Department of Economics

Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education

'Perm State Humanitarian Pedagogical University' 614990, Perm, Russia, 24, Sibirskaya Str., e-mail: qweshens@mail.ru

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF CREATIVITY AS A TOOL FORMATION INNOVATIVE THINKING IN THE ECONOMY

Аннотация. Рассматриваются этимология понятий «креативность» и «инновационность», их влияние на управление предприятием в аспекте формирования нового вектора развития экономических систем; особое внимание уделяется созданию базиса для дальнейших исследований категорий в аспекте управления предприятием и создание новых конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: креативность, творчество, инновации, креативный потенциал, креативная индустрия, креативная среда.

Аnnotation. The etymology of the concepts of "creativity" and "innovation", their influence on the management of the enterprise in the aspect of the formation of a new vector of development of economic systems; special attention is paid to the creation of the basis for further research categories in the aspect of enterprise management and the creation of new competitive advantages.

Key words: creativity, creation, innovation, creative potential, creative industry, creative environment.

© Кропачева Н.С., 2018

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

Будущее предприятий, организаций и индивидов, а также экономических систем и государств зависит от возможности реализации и внедрения креативных инновационных идей. Креативная инновационная идея не только выступает как абстракция, в которую заложено содержание стратегии действия и деятельности, но и является ресурсом, технологическим инструментом, формирующим портфель предложений, продаваемый на рынке как любая другая технология.

Развитие творческих возможностей работников и внедрение в производство портфеля инновационных идей обеспечивают возможность роста конкурентных преимуществ предприятия в разрезе финансовых показателей, доли рынка и положительного имиджа предприятия как на отечественном, так и на зарубежном рынках. Однако в экономической теории и практике часто происходит подмена причинно-следственных связей в использовании стратегии инновационости и креативности. Данные понятия либо используются как синонимы, то есть не разводятся их отличия и задачи данных процессов, либо рассматриваются как отчужденные по значению друг от друга. В то же время мы предполагаем, что четкое обозначение обусловленности инновационных и креативных процессов на предприятии выступает дополнительным ресурсом его конкурентоспособности.

Для исследования феноменов «инновационность» и «креативность» необходимо прежде всего обратиться к теориям Дж. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Грубера, Я. Пономарева, Э. Торренса. В их подходе понятия «творческие способности» и «креативность» отождествляются. К примеру, Тейлор считает, что креативность не следует рассматривать как свойство интеллекта. Напротив, ученые Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стенберг полагают, что креативность личности является следствием ее высокого интеллектуального развития, возможностей к самовозрастанию и самосовершенствованию [1].

Нам представляется, что исследование феномена креативности в контексте менеджмента следует связывать не с творческими способностями индивида, а с инновационным мышлением. Данный контекст влияет на управление предприятием в аспекте формирования нового вектора развития экономических систем.

Следует подчеркнуть, что инновация - не менее широкая категория, она имеет множество трактовок. Так, в определении Дж. А. Шумпетера термин «инновации» понимается как «производство нового продукта или маркетинг товаров с новыми свойствами, внедрение новых или усовершенствованных методов производства, открытия нового рынка, привлечения новых источников

148

сырья или полуфабрикатов, проведение новой формы организации рынка, например, создание монополии или ее ликвидации» [3, с. 117]. В последнее время под инновацией принято рассматривать фундаментальные или радикальные изменения, в том числе трансформацию новых идей или выход на рынок продукта, внедрение технологического процесса, применение науки и техники в качестве нового способа, обеспечение коммерческого успеха, первый коммерческий запуск нового продукта или процесса, системы или устройства, первое применение изобретения.

Неизменно то, что инновации - это введение новых или значительно усовершенствованных продуктов или процессов, использование новых или значительно улучшенных маркетинговых, организационных и технологических решений [Там же, с. 12]. Организации, которые могут создавать, поглощать и получать новые продукты (услуги), характеризуются способностью постоянно предвидеть и принимать изменения в окружающей среде. Введение новых продуктов или услуг, которые будут приняты клиентами, может в будущем отражаться увеличением доходов. Детализация влияния инновационно -направленных решений на экономическую систему трансформирует понятие креативности. Креативность определяется как «побег от застоя мысли», ставится акцент на роли творческого мышления в процессе принятия решений и решения проблем.

Еще одним подходом к взаимосвязи креативности, творчества, инновационности можно рассматривать концепцию Абрахама Маслоу. Он определяет креативность как творческую направленность, присущую всем людям, но в процессе жизнедеятельности под влиянием системы воспитания образования и социальной практики эта направленность индивидов нивелируется, заменяется шаблонами поведения и социальными стандартами. [2, с. 88]. Индивид становится «как все», в некоторой степени даже обезличивается. Для А. Маслоу креативность является не специальной сущностной силой индивида, относящейся к искусству и деятельности художественной, а всеобщим свойством деятельности в целом, которое проявляется в производстве, в быту и т. д.

В 90-х годах появился термин «креативная индустрия», тогда в Великобритании была создана межотраслевая ассоциация творческих индустрий (CreativeIndustries). Первый доклад в ассоциации содержит определение креативных отраслей, которое в Великобритании используется и сегодня: «...действия, вытекающие из индивидуального творчества и таланта... являются потенциальными для создания рабочих мест, богатства, путем

149

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

производства и использования прав интеллектуальной собственности» [1, ^ 75]. Креативное мышление стало рассматриваться как критерий эффективной работы организации, как способ решения организационных проблем, поощряющий внедрение инновационных решений, которые мотивируют сотрудников развивать свои навыки, а также способствуют эффективной работе в команде.

В связи с непрерывным потоком идей, созданием новых продуктов и услуг формируется дополнительное преимущество конкурентоспособности компании. Ментальный креативный процесс тянет за собой создание новых идей, концепций или новых ассоциаций.

Таким образом, при соотнесении понятий «креативность» и «иновационность» можно выделить следующие подходы:

1. Креативность - это процесс формирования новых идей, тогда как инновационность - их практическое внедрение. Различия становятся еще более размытыми в наши дни, когда оба термина используются во всех возможных случаях и часто - как синонимы. Креативность является сложным процессом, который не может быть классифицирован в одной системе понятий, он может развиваться или поддерживаться соответствующими институциональными инструментами.

2. Креативность - это возможность изобретать новые вещи, а инновационность - возможность создавать новые вещи. Творческий процесс изобретения вещей не предполагает конвертации его в продукт деятельности, в противовес ему, инновационный процесс всегда из концептуальной стадии переходит в результативную. Инновационный процесс также присутствует в фазе творческих подходов к проблеме и может быть упущен, только если генерация идей включает в себя работу, связанную с годами исследований.

3. Креативность - это идеи, а инновации - это идеи, опредмеченные в стоимости товара. Данное сравнение показывает истинную силу инноваций, когда деятельность стратегически ориентирована на реализацию идей в продуктах деятельности.

Процесс создания инноваций в рамках возможного на концептуальной стадии включает в себя этапы формирования и разработки продукта (разработка и исследование, тестирование, патенты, лицензии, покупки). В конце реализации этапов, связанных с производством, маркетингом и выпуском продукции, когда рассчитывается коэффициент полезности нового продукта, исследуется его значение, можно говорить об оригинальности продукта.

В определении различий между понятиями «инновационность» и «креативность» следует учитывать, что креативность может в конечном итоге

150

остаться в форме замысла, а инновации должны дать ощутимый, полезный продукт. Рассматривать понятия инноваций и креативности необходимо как непрерывный процесс, по принципу причинно-следственной связи, но не лишать каждое понятие индивидуальности. Такая необходимость вытекает из новых приоритетных направлений развития экономических систем и глобальной макросреды.

Перспективными направлениями дальнейших научных поисков являются переход от конкретного понятия креативности, которое рассмотрено на микроуровне, до обобщенной категории формирования креативного потенциала инновационных систем в национальной экономике, контроль за реализацией креативных и инновационных проектов на макроуровне через механизм государственного финансирования с целью достижения приоритетных целей экономической системы государства.

Список литературы

1. Креативные технологии в управлении проектами и программами / под ред. С.Д. Бушуева. Киев.: Саммит книга, 2010. 768 с.

2. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

3. Шумпетер Й. Теория экономического развития: монография. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 401 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.