Научная статья на тему 'РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТАВОК ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В РОССИИ В 90-Е ГГ. XX ВЕКА'

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТАВОК ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В РОССИИ В 90-Е ГГ. XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДОХОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / ОБЛАГАЕМЫЙ И НЕОБЛАГАЕМЫЙ ДОХОД НАЛОГОМ / INCOMES OF INDIVIDUALS TAX RATE / TAXABLE AND NOT TAXABLE PROFIT BY A TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богославец Татьяна Николаевна

Исследование проблем подоходного налога в России в период 1991-2000 гг. с учётом правил целесообразного устройства прогрессии. Цель статьи - анализ ставок и развитие системы подоходного налогообложения с учётом экономических проблем современного российского общества. Исследование проводится на основе методов системного анализа. Рабочая гипотеза исследования состоит в научном предположении, что политические процессы государства определяют применяемые подходы и методы развития системы подоходного налогообложения. В статье основным методом избран метод анализа и обобщения теоретических подходов, имеющихся в нормативной и научной литературе. Результаты заключаются в определении несовершенства методологии формирования облагаемых доходов физических лиц и нарушении принципов подоходного обложения. Несоблюдение правил целесообразного устройства прогрессии не позволяло подоходному налогу осуществлять своё главное предназначение перераспределять доходы населения. В статье исследуется влияние на систему подоходного налогообложения государственной идеологии. Представленный анализ ставок подоходного налога в период 1991-2000 гг. свидетельствует об использовании этой системы как инструмента в экономической политике. Историческое развитие системы подоходного налогообложения, свидетельствует о том, что использование тех или иных подходов и методов построения системы подоходного налога для граждан подвержено влиянию политических процессов. Автор пришёл к выводу, что при построении современной системы подоходного налога на граждан следует учитывать политические и экономические проблемы государства, исторический и мировой опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A RETROSPECTIVE ANALYSIS OF CHANGES IN INCOME TAX RATES IN RUSSIA IN THE 1990S

The paper is dedicated to the research of income-tax problems in Russia in the period of 1991-2000 taking into account the rules of reasonable progression structure. The aim of the article is to analyze the rates and development of the income tax system taking into account the economic problems of modern Russian society. Research is conducted using the methods of system analysis. The working hypothesis of the research consists of scientific supposition that the political processes of the state determine the applied approaches and methods of the income tax system development. The target method used in the research is the method of analysis and generalization of theoretical approaches found in legal and scientific literature. Results consist in determination of imperfection of methodology of forming of taxable profits of physical persons and violation of principles of the подоходного levying. The not observance of rules of expedient device of progression did not allow to the income-tax to carry out the main destiny to redistribute the profits of population. In the article influence is investigated on the system of подоходного taxation state ideology. The presented analysis of rates of income-tax in the period of 1991 - 2000 testifies to the use of this system as an instrument in economic. Historical development of the system of подоходного taxation, testifies that the use of one or another approaches and methods of construction of the system of income-tax for citizens is subject to influence of political processes. An author came to the conclusion, that at the construction of the modern system of income-tax on citizens it is necessary to take into account the political and economic problems of the state, historical and world experience.

Текст научной работы на тему «РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТАВОК ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В РОССИИ В 90-Е ГГ. XX ВЕКА»

Наука о человеке: гуманитарны е исследования Т. 14 № 2 2020

Раздел 3. Экономические науки

УДК 338.22 JEL B26

DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.24

Т. Н. Богославец1

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Российская Федерация

Ретроспективный анализ изменения ставок подоходного налога

в России в 90-е гг. XX века

Аннотация. Исследование проблем подоходного налога в России в период 1991-2000 гг. с учётом правил целесообразного устройства прогрессии. Цель статьи - анализ ставок и развитие системы подоходного налогообложения с учётом экономических проблем современного российского общества. Исследование проводится на основе методов системного анализа. Рабочая гипотеза исследования состоит в научном предположении, что политические процессы государства определяют применяемые подходы и методы развития системы подоходного налогообложения. В статье основным методом избран метод анализа и обобщения теоретических подходов, имеющихся в нормативной и научной литературе. Результаты заключаются в определении несовершенства методологии формирования облагаемых доходов физических лиц и нарушении принципов подоходного обложения. Несоблюдение правил целесообразного устройства прогрессии не позволяло подоходному налогу осуществлять своё главное предназначение перераспределять доходы населения. В статье исследуется влияние на систему подоходного налогообложения государственной идеологии. Представленный анализ ставок подоходного налога в период 1991-2000 гг. свидетельствует об использовании этой системы как инструмента в экономической политике. Историческое развитие системы подоходного налогообложения, свидетельствует о том, что использование тех или иных подходов и методов построения системы подоходного налога для граждан подвержено влиянию политических процессов. Автор пришёл к выводу, что при построении современной системы подоходного налога на граждан следует учитывать политические и экономические проблемы государства, исторический и мировой опыт. Ключевые слова: подоходное налогообложение, налоговая ставка, облагаемый и необлагаемый доход налогом. Дата поступления статьи: 23 января 2020 г.

Для цитирования: Богославец Т. Н. (2020). Ретроспективный анализ изменения ставок подоходного налога в России в 90-е гг. XX века // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 2. С. 142-146. DOI: 10.17238^п1998-5320.2020.14.2.24

Проблема и цель. Проблемы подоходного налогообложения затрагивают интересы всех налогоплательщиков. Создание системы подоходного налогообложения в соответствии с правилами целесообразного устройства прогрессии является главной задачей цивилизованного общества. Целью статьи является анализ изменения ставок подоходного налога, свидетельствующий об изменении подходов и методов используемых в российских условиях, и определение соответствия шкалы подоходного налогообложения в период 1991-2000 гг. правилам целесообразного устройства прогрессии. Предлагаемое исследование интересно с теоретической и практической точки зрения, поскольку изменение ставок отражает изменения в политике государства.

Методология. В статье представлен анализ теории и практики формирования подоходного налог в 90-е годы ХХ века. С теоретической точки зрения особый интерес вызываетработа А. Р. Свирщевского «Подоходный налог» 1886 г. [1], где сформулированы правила прогрессивного налогообложения. Статистические данные по уплате подоходного налогав период 19951996 гг. различными по уровню жизни группами населения анализирует И. А. Николаев [2]. Изменение соотношения ставок налога и совокупного облагаемого дохода физическихлиц, в период с 1993 по 2000 г., исследует Т. Ф. Юткина [3]. Поскольку система подоходного налогообложения призвана регулировать доходы налогоплательщиков, Л. Абалкин [4] указывает на со-

циальную безопасность при соотношении доходов населения. Общие черты в сфере подоходного налогообложения физических лиц определяет М.В. Романовский и О.В.Врублевская [5], сравнивая налоговое законодательство зарубежных стран. Особенности подоходного налогообложения граждан СССР, кооперативов представлены в «Экономическом справочнике кооператора» [6]. Проблемы подоходного налогообложения населения в период реформ 90-х годов ХХ в. определяет в своём исследовании И. А. Майбуров [7]. О необходимости введения необлагаемого налогом дохода, равного прожиточному минимуму, пишет Н. Н. Муравьева [8]. Изменение в системах подоходного налогообложения в зарубежных странах и социальную направленность прогрессивного налогообложения рассматривают ряд авторов: С. Никитин, Е. Глазова, М. Степанова [9; 10; 11]. Исследованию проблем подоходного налогообложения посвящено множество научных работ, в данной статье приведён системный анализ ставок в период 1991 -2000 гг. в России и их соответствие правилам целесообразного устройства прогрессии.

Политические процессы государства во многом определяют применяемую систему прогрессивную или дифференцированную с плоской шкалой налогообложения. Во всех странах с развитой рыночной экономикой опыт в создании прогрессивной шкалы насчитывает не одну сотню лет. В России впервые дискуссии о введении прогрессивной шкалы налогообложения начались в конце XIX в. после отмены крепостного права.

Vol. 14 No. 2 2020 The Science of Person: Humanitarian

Part 3. Economic Science

Исследуя развитие финансового права в России, М. В. Луш-никова приводит «правила целесообразного устройства прогрессии», сформулированные А. Р. Свирщевским в своей книге «Подоходный налог» в 1886 г. [1]. В семи правилах прогрессивного налогообложения доходов обоснована справедливость прогрессивной ставки.

Первое правило гласит о границе прогрессии, которую нельзя нарушать, иначе создаётся угроза для частных капиталов, приводящая к массовому уходу от налога. Второе правило говорит о необходимости медленной и умеренной прогрессии. Третье правило свидетельствует о том, что при обложении свободного дохода знаменатель прогрессии должен понижаться, но значительно медленнее. Четвёртое правило о необходимости минимума средств существования свободного от налога. Пятое правило о росте прогрессии относительно прибавившейся части дохода, а не относительно всего дохода. Шестое правило о близости пределов доходов, входящих в один и тот же класс и обложенных одним и тем же процентом. Седьмое правило о непрерывности бесконечного ряда - шкалы окладов и о недопустимости превышения известного максимума дохода. Нарушение этих правил приводит к переходу на пропорциональное налогообложение.

Во всем мире, несмотря на общую либерализацию подоходного налога, действует прогрессивная, сложно-ступенчатая шкала ставок. Обычно доход физических лиц делится на части, и в соответствии с пятым правилом целесообразного устройства прогрессии предусматривается своя ставка для каждой части дохода. В 80-х гг. в результате реформы в США максимальная ставка была снижена практически в два раза с 70 % до 33 %. Во всех развитых странах существует полное или частичное освобождение от налогов малообеспеченных групп населения для соблюдения принципа социальной справедливости. Реформы подоходных налогов физических и юридических лиц в 80-90-е гг. ХХ в. в развитых странах сыграли положительную роль в стимулировании экономического роста. Прогрессия подоходного налога в разных странах устроена по-разному, в одних она плавная, в других носит скачкообразный характер. Во всех странах эта система дорогостоящая, поскольку в расчётах используются сложные формулы для осуществления плавного роста налога с увеличением облагаемого дохода. Например, в Японии налоговая база может быть уменьшена на треть благодаря льготам, учитывающим семейное положение, и средствам, затраченным на лечение. Так соблюдаются правила целесообразного устройства прогрессии, о медленной и умеренной прогрессии, о незначительном удалении пределов доходов, о непрерывном бесконечном ряде шкалы окладов и т. д.

Практическая реализация подоходного налогообложения в России начинается в 90-е гг. XX века, когда впервые 2 декабря 1990 г. принимается Закон РСФСР №№ 392-1. С 1 января 1991 г. на территории СССР и России вводится подоходный налог с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства (см. табл. 1).

Таблица 1 - Ставки подоходного налога с доходов, полученных в 1991 г.

С 1 января 1991 г. (СССР) С 1 января 1991 г. (Россия)

До 1800 руб./год - 0 % с 1860 до 2 400 руб./год - 10 % с 2 401 до 12 000 руб./год - 13 % с 12 001 до 14 400 руб./год - 15 % с 14 401 до 16 800 руб./год - 20 % с 16 801 до 19 200 руб./год - 30 % с 19 201 до 36 000 руб./год - 40 % Свыше 36 000 руб./год - 50 % До 1800 руб./год - 0 % с 2 521 до 12 000 руб./год - 13 % с 12 001 до 14 400 руб./год - 15 % с 14 401 до 16 800 руб./год - 20 % с 16 801 до 19 200 руб./год - 30 % с 19 201 до 36 000 руб./год - 40 % Свыше 36 000 руб./год - 50 %

С 1 апреля 1991 г. (СССР) С 1 апреля 1991 г. (Россия)

До 1 920 руб./год - 0 % с 1 921 до 12 000 руб./год - 12 % с 12 001 до 24 000 руб./год - 15 % с 24 001 до 36 000 руб./год - 20 % Свыше 36 000 руб./год - 30 % До 2 510 руб./год - 0 % с 2 511 до 12 000 руб./год - 12 % с 12 001 до 24 000 руб./год - 15 % с 24 001 до 36 000 руб./год - 20 % Свыше 36 000 руб./год - 30 %

*Таблица составлена автором В таблице 1 приведены ставки подоходного налога, установленные Союзным парламентом и Президиумом Верховного Совета РСФСР в период 1991 г. Первые три месяца в России было семь ставок, на одну меньше, чем в союзе. Соблюдались правила медленной и умеренной прогрессии и незначительное удаление пределов доходов.

В процессе подготовки к первым президентским выборам ставки подоходного налога в России изменили не законом, а Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. Союзный парламент принимает поправки к закону о подоходном налоге 11 июня 1991 г., но вводит их в действие с 1 апреля 1991г. С 3 июля 1991 г. Россия вводит поправки в свой Закон №№ 15 34-1, которые имеют обратную силу, то есть действуют с 1 апреля 1991 г., так же как союзный закон (см. табл. 1.)

Высокие ставки в прогрессии 40 % и 50 % были отменены с апреля 1991 г., а количество ставок уменьшилось до пяти и в России и Союзе. Отличие оставалось в необлагаемом минимуме. В соответствии с четвёртым правилом целесообразного устройства прогрессии А. Р. Свирщевского, минимум средств следует освобождать от налогообложения. В законах союза и России о подоходном налоге предусматривался необлагаемый минимум, равный минимальной зарплате 150 руб. в месяц или 1 800 руб./год первые три месяца 1991 г. С апреля в России минимум был повышен до 210 руб. в месяц или 2 510 руб./год;

Таблица 2 - Ставки подоходного налога с доходов, полученных от индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности, 1991 г.

Доход (руб./год) Ставки

До 12 000 13 %

с 12 001 до 14 400 15 %

с 14 401 до 16 800 20 %

с 16 801 до 19 200 30 %

Свыше 19 200 35 %

*Таблица составлена автором

И1Й12587-94зхРоп нпе) Наука о человеке: гуманитарны е исследования Т. 14 № 2 2020

Раздел 3. Экономические науки

Таблица 3 - Ставки подоходного налога с доходов, полученных в 1992-1994 гг.

1 января 1992 г. (Закон РФ от 7 декабря 1991 г. №1998-1) 1 января 1992 г. (Закон РФ 16 июля 1992 г. № 3317-1)

до 42 000 руб./год - 12 % с 42 001 до 84 000 руб./год - 15 % с 84 001 до 120 000 руб./год - 20 % с 120 000 до 180 000 руб./год - 30 % с 180 001 до 300 000 руб./год - 40 % с 300 001 до 420 000 руб./год - 50 % свыше 420 000 руб./год - 60 % До 200 000 руб./год - 12 % с 200 001 до 400 000 руб./год - 20 % с 400 001 до 600 000 руб./год - 30 % Свыше 600 000 руб./год - 40 %

1 января 1993 г. (6 марта 1993 г. Закон РФ № 4618-Г) 1 января 1993 г. (Указ Президента РФ от 11 декабря 1993 г. № 2129)

до 1 000 000 руб./год - 12 % с 1 000 001 до 2 000 000 руб./год - 20 % свыше 2 000 000 руб./год - 30 % до 3 000 000 руб./год - 12 % с 3 000 001 до 6 000 000 руб./год - 20 % свыше 6 000 000 руб./год - 30 %

1 января 1994 г. (Указ Президента РФ от 11 декабря 1993 г. № 2129) 1 января 1994 г. (Закон РФ от 23 декабря 1994 г. № 74)

до 5 000 000 руб./год - 12 % с 5 000 001 до 10 000 000 руб./год - 20 % свыше 10 000 000 руб./год - 30 % до 10 000 000 руб./год - 12 % с 10 000 001 до 50 000 000 руб./год - 20 % свыше 50 000 000 руб./год - 30 %

в Союзе минимум остался ниже российского - 160 руб. в месяц или 1 920 руб./год (см. табл. 1).

К доходам в виде дивидендов, материальной помощи физическим лицам, не состоящим в штате организации, к доходам от внештатной работы до 1000 руб. применялись ставки от 3 % до 13 %, затем применялась основная шкала. Авторские гонорары физических лиц с суммы до 180 руб./ год облагались по ставке 3 %, свыше 36 000 руб./год - 50 %. До 19 200 руб./год шкала соответствовала основной шкале с опережением на 6 руб./мес. (см. табл. 2).

Сравнивая налогообложение физических лиц и предпринимателей без образования юридического лица в таблице 1 и таблице 2, следует отметить, что налоговая нагрузка предпринимателей значительно выше, доходы свыше 14 401 руб. облагались на 5 % больше, а доходы свыше 19 200 руб. на 20 %. Доходы предпринимателей без образования юридического лица не имели необлагаемого минимума, следовательно, нарушалось четвёртое правило целесообразного устройства прогрессии.

Выплаты не по месту основной работы с дохода до 1000 руб. облагались по четырём ставкам от 2 %о до 13 %о, затем применялась основная шкала ставок с опережением на 16 руб. 80 коп. Авторские гонорары для сумм до 360 руб./год облагались по ставке 2 % для сумм свыше 36 000 руб./год - 50 %. Всего к авторским гонорарам применялось девять ставок. Доходы от индивидуальной и коллективной предпринимательской деятельности до 12 000 руб./год (1000 руб./мес.) облагались по основной шкале ставок, свыше этой суммы применялась основная шкала с отставанием на 327 руб. 60 коп./год (27 руб. 30 коп./мес.), исходя из необлагаемого минимума в 210 руб.

Таким образом, в подоходном налоге 1991 г. соблюдался четвёртый принцип А. Р. Свирщевского на уровне минимальной оплаты труда, но размер необлагаемого дохода был разным в СССР и России. Первоначально закон имел семиступенчатую

*Таблица составлена автором шкалу с максимальной ставкой на уровне 50 %. Однако уже с апреля 1991 г. был установлен верхний предел ставки в 30 %, а нижнюю ставку уменьшили с 13 % до 12 %, тем самым на 1 % снизив налоговую нагрузку на низкие доходы населения и на 20 % снизив нагрузку на самых богатых граждан. Налоговая нагрузка предпринимателей была значительно выше. В целом, подоходное налогообложение 1991г. представляло собой сложную, запутанную систему с множеством шкал и ставок для разной природы доходов населения.

Заметное влияние на прогрессивность подоходной шкалы оказали гайдаровские реформы. 7 декабря 1991 г. принимается Закон РФ №1998-1, вступивший в действие с 1 января 1992 г. Опубликован этот закон был только в марте 1992 г. В новом законе соблюдается четвёртое правило о минимуме средств существования, свободного от налога. Необлагаемый минимум приравнивался к установленному законом минимальному размеру оплаты труда (в I квартале 1992 - 342 руб., а со II квартала - 900 руб.). Было отменено множество шкал и введена единая прогрессивная шкала, из 7-ступенчатой она превратилась в 4-ступенчатую в течение 1992 г. (см. табл. 3).

6 марта 1993 г. Закон РФ № 4618-1 сокращает шкалу до 3, и такой (хотя абсолютные цифры дохода менялись) она оставалась до начала 1996 г. (см. табл. 3).

После октябрьского переворота Б. Н. Ельцин меняет налоговые ставки указами. Указ Президента РФ от 11 декабря 1993 г. № 2129 за день до выборов и референдума по новой Конституции снизил ступеньки налога втрое за весь прошедший 1993 г. и впятеро - на будущее, с 1994 г. К концу 1994 г. ставки были установлены Законом РФ от 23 декабря 1994 г. № 74 с 1 января почти закончившегося 1994 г. (см. табл. 3).

Федеральный закон от 5 марта 1996 № 22-ФЗ, принятый после избрания левой Думы второго созыва, шкалу подоходного налога превратил в 5-ступенчатую, увеличив максимальную ставку до 50 %, см. табл. 4.

Vol. 14 No. 2 2020 The Science of Person: Humanitarian

Part 3. Economic Science

Таблица 4 - Ставки подоходного налога с доходов, полученных

в 1996; 1998; 1999; 2000 гг.

С 1 января 1996 г. С 1 января 1998 г.

до 12 000 000 руб./год - 12 % с 12 000 001 до 24 000 000 руб./год - 20 % с 24 000 001 до 36 000 000 руб./год - 25 % с 36 000 000 до 48 000 000 руб./год - 30 % свыше 36 000 руб./год - 50 % до 20 000 руб./год - 12 % с 20 001 до 40 000 руб./год - 15 % с 40 001 до 60 000 руб./год - 20 % с 60 001 до 80 000 руб./год - 25 % с 80 001 до 100 000 руб./год - 30 % свыше 100 000 руб./год - 35 %

С 1 января 1999 г. С 1 января 2000 г.

до 30 000 руб./год - 12 % с 30 001 до 60 000 руб./год - 15 % с 60 001 до 90 000 руб./год - 20 % с 90 001 до 150 000 руб./год - 25 % с 150 001 до 300 000 руб./год - 35 % свыше 300 000 руб./год - 45 % до 50 000 руб./год - 12 % с 50 001 до 150 000 руб./год - 20 % свыше 150 000 руб./год - 30 %

*Таблица составлена автором

После деноминации рубля Закон ФЗ от 31 декабря 1997 г. № 159-ФЗ установил новые ставки 15 % и 35 %. Закон РФ от 31 марта 1999 г. № 65-ФЗ устанавливает новые пределы доходов и шестиступенчатую шкалу ставок, упраздняя 30 % и вводя 35 % и 45 %, см. табл. 4.

Заключительное изменение шкалы ставок подоходного налога осуществляется Законом РФ от 25 ноября 1999 г. № 207-ФЗ. Необлагаемый минимум установлен в 83 руб. 49 коп. в месяц. Градация шкалы подоходного налога была значительно упрощена с шестиуровневой шкалы (1998-1999 гг.) до трёхуровневой (2000), однако нижний предел ставки сохранился на прежнем уровне - 12 %, см. табл. 4.

Результаты. Представленный анализ изменения в ставках подоходного налога демонстрирует нарушения ряда правил целесообразного устройства прогрессии. В частности трёхуровневая шкала 2000 г. свидетельствует о нарушении медленной и умеренной прогрессии, о близости пределов доходов, входящих в один и тот же класс и обложенных одним и тем же процентом, о непрерывности бесконечного ряда - шкалы окладов. В результате всех изменений в шкале ставок с нарушением правил прогрессии происходит переход к плоской шкале.

Кроме того, в этот период наблюдается высокий уровень ухода от налогов. Интересные исследования поступлений подоходного налога в период 1995-1996 гг. в России по различным доходным группам представлены в статье И. А. Николаева «О возврате к прогрессивной шкале», опубликованной в2007г. Доказано, что степень уклонения от уплаты подоходного налога возрастает с ростом доходов физических лиц. Именно население с низкими доходами платит основную часть подоходного налога в бюджеты РФ. В период 1995-1996 гг. проводили статистические исследования населения по группам уровня жизни и уровня налогообложения. Было выделено десять групп: первая с наименьшими доходами и соответственно десятая с наибольшими доходами. Результаты показали, что в 1995 г. доля уплаты подоходного налога самыми бедными физическими лицами составляла 87,2 %, а самыми богатыми - всего 19,1 % [2]. Хотя в 1996 г. богатые граждане стали платить чуть больше, однако

очевидно, что граждане с наименьшими доходами продолжали платить несоизмеримо больше.

В Программе стабилизации экономики и финансов от 10 июля 1998 г. говорилось: «В 1997 г. в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты поступило в целом менее половины положенной суммы подоходного налога, причём степень уклонения от уплаты этого налога увеличилась среди наиболее богатых и значительно уменьшилась среди наименее обеспеченных сло-ёв населения. Так, 10 % населения с наивысшими доходами уплатило около 17 % положенных налогов. Увеличение сбора подоходного налога до 75 % дало бы сумму, равную предусмотренной в федеральном бюджете величине трансфертов, выделяемых регионам. Одна из причин уклонения от уплаты подоходного налога - высокие прогрессивные ставки при низкой величине доходов». Предлагается: «Введение новой шкалы подоходного налога, более «плоской», с меньшими ставками, но зато распространяющейся на все виды доходов, включая кредиты, страховые полисы и т. п., которые сегодня представляют главные способы уклонения от налогов лиц с высокими доходами». Так правительство признаёт проблемы в администрировании прогрессивной шкалы и обосновывает необходимость перехода к плоской подоходной шкале.

С принятием Федерального закона от 5 августа2000 № 118-ФЗ (ред. 24.03.2001) Закон РФ от 7 декабря 1991 г. №1998-1 «О подоходном налоге» утратил силу. Прогрессивное налогообложение заменяется плоской шкалой с основной ставкой 13 % и отсутствием необлагаемого минимума. Таким образом, осуществляется радикальная налоговая реформа подоходного налогообложения в России.

Выводы. Анализ ставок подоходного налога свидетельствует о неравномерном распределении налогового бремени среди налогоплательщиков, имеющих различную величину декларируемых доходов. В период 1994-1999 гг. изменения шкалы подоходного налога с физических лиц привели к облегчению налоговой нагрузки на лиц с достаточно высокими доходами. Такой вывод подтверждается динамикой соотношения ставок налога на граждан и совокупного облагаемого дохода, в период 1993-2000 гг., представленного Т. Ф. Юткиной [3, С. 169]. По официальному заявлению финансовыхведомств, изменение шкалы исчисления подоходного налога было направлено на снижение налогового бремени на большинство налогоплательщиков. Однако анализ свидетельствует об усилении фискального гнёта при худшем состоянии показателей, характеризующих среднедушевое потребление в России и средние доходы на душу населения, когда в лучшем положении оказываются граждане с высокими годовыми доходами. В 1998 г. соотношение между доходами бедных и богатых равнялось 1:13,8. С точки зрения социальной безопасности, это соотношение должно составлять 1:8. [4, С. 6]. Эта тенденция приобретает характер устойчивой закономерности в 90-е годы XX века.

issn i2587-943jXP(cOn^ine) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 14 № 2 2020

Раздел 3. Экономические науки

Источники

1. Свирщевский А. Р. Подоходный налог. М., 1886.

2. Николаев И. А. О возврате к прогрессивной шкале // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. № 3.

3. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. 576 с.

4. Абалкин Л. Хватит проедать недра и мозги! // Аргументы и факты. 2004. 45. С. 6.

5. Налоги и налогообложение. 4-е изд./ Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублеской. СПб.: Питер, 2003. 576 с.

6. Патласов О. Ю., Джурабаев К. Т. Экономический справочник кооператора. В 2-х частях. Ч. 2. Новосибирск, 1990. С. 113—123.

7. Майбуров И. А. Теория и история налогообложения. Учебное пособие / И. А. Майбуров, Н. В. Ушак, М. Е. Косов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 422 с.

8. Муравьева Н. Н. Направления развития социально ориентированного подоходного налогообложения граждан в России // Финансы и кредит, 2015, № 19. С. 46-56.

9. Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Налоги в странах рыночной экономики и в России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 4. С. 5-16.

10. Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Изменения в системе налогообложения // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 8. С. 35-42.

11. Никитин С., Глазова Е., Степанова ММ. Социальные налоги: опыт запада // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 5. С. 12-19.

12. Лушников М. В. Александр Рафаилович Свирщевский и развитие Российской науки финансового права // Финансовое право, № 11, 2009.

Информация об авторе

Богославец Татьяна Николаевна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансовой политики. Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (644077, РФ, г. Омск, пр. Мира, 55). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6030-942X, SPIN-code: 77447-4311. E-mail: bogoslavez@mail.ru

T. N. Bogoslavets1

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russian Federation

A retrospective analysis of changes in income tax rates in Russia in the 1990s

Abstract. The paper is dedicated to the research of income-tax problems in Russia in the period of 1991-2000 taking into account the rules of reasonable progression structure. The aim of the article is to analyze the rates and development of the income tax system taking into account the economic problems of modern Russian society.

Research is conducted using the methods of system analysis. The working hypothesis of the research consists of scientific supposition that the political processes of the state determine the applied approaches and methods of the income tax system development. The target method used in the research is the method of analysis and generalization of theoretical approaches found in legal and scientific literature.

Results consist in determination of imperfection of methodology of forming of taxable profits of physical persons and violation of principles of the подоходного levying. The not observance of rules of expedient device of progression did not allow to the income-tax to carry out the main destiny to redistribute the profits of population. In the article influence is investigated on the system of подоходного taxation state ideology. The presented analysis of rates of income-tax in the period of 1991 - 2000 testifies to the use of this system as an instrument in economic.

Historical development of the system of подоходного taxation, testifies that the use of one or another approaches and methods of construction of the system of income-tax for citizens is subject to influence of political processes. An author came to the conclusion, that at the construction of the modern system of income-tax on citizens it is necessary to take into account the political and economic problems of the state, historical and world experience.

Keywords: incomes of individuals tax rate, taxable and not taxable profit by a tax.

Paper submitted: January 23, 2020

For citation: Bogoslavets T. N. (2020). A retrospective analysis of changes in income tax rates in Russia in the 1990s. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 14, no. 2, pp. 142-146. Т. 14. № 2. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.24

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Svirshchevsky A. R. Income tax. M., 1886.

2. Nikolaev I. A. On the return to the progressive scale. Financial and accounting consultations. 2007, no. 3.

3. Yutkina T. F. Taxes and taxation: a Textbook. 2nd ed., Revised. and add. M .: INFRA-M, 2003. 576 p.

4. Abalkin L. Stop eating the bowels and brains! Arguments and Facts. 2004, 45, p. 6.

5. Taxes and taxation. 4th ed. Ed. M. V. Romanovsky, O. V. Vrubleskoy. St. Petersburg: Peter, 2003.576 p.

6. Patlasov O. Yu., Dzhurabaev K. T. Economic reference book of the cooperator. In 2 parts. Part 2. Novosibirsk, 1990. P. 113-123.

7. Mayburov I. A. Theory and history of taxation. Textbook / I. A. Mayburov, N. V. Ushak, M. E. Kosov. 2nd ed., Revised. and add. M .: UNITY-DANA, 2011. 442 p.

8. Muravyova N. N. Directions for the development of socially oriented income taxation of citizens in Russia. Finance and Credit, 2015, no. 19. P. 46-56.

9. Nikitin S., Glazova E., Stepanova M. Taxes in the countries of a market economy and in Russia. World Economy and International Relations. 1996, no. 4, pp. 5-16.

10. Nikitin S., Glazova E. Stepanova M. Changes in the tax system. World Economy and International Relations. 1999, no. 8, pp. 35-42.

11. Nikitin S., Glazova E., Stepanova M. Social taxes: the experience of the West. World Economy and International Relations. 2003, no. 5, pp. 12-19.

12. Lushnikov M. V. Alexander Rafailovich Svirshchevsky and the development of the Russian science of financial law. Financial Law, no. 11, 2009.

Information about the author

Tatiana N. Bogoslavets

Cand. Sc. (Econ.), Associate Professor of the Department of economy and financial policy. Dostoevsky Omsk State University (5 5 Mira Ave.. Omsk, 644077, Russian Federation). E-mail: bogoslavez@mail.ru

© Т. Н. Богославец, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.