Научная статья на тему 'РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПИТЕЙНОГО ПРОМЫСЛА ДО НАЧАЛА РЕФОРМ ЕКАТЕРИНЫ II'

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПИТЕЙНОГО ПРОМЫСЛА ДО НАЧАЛА РЕФОРМ ЕКАТЕРИНЫ II Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИНОКУРЕНИЕ / КОРЧЕМСТВО / КАБАК / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СБОРЫ / ПИТЕЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хайретдинова Ольга Айбулатовна

Статья является частью исследования, посвященного изучению правового статуса и норм государственного регулирования питейного промысла в России. В статье приведен анализ формирования государственной регалии на пития с XVI в. и до начала реформ Екатерины II в XVIII в. Целью ретроспективного анализа является выявление изменений в государственно-правовом регулировании питейного промысла и определение эффективности мероприятий, осуществляемых российским государством. Начиная с правления Ивана IV торговля алкоголем рассматривалась государством как источник пополнения казны. Но на разных этапах истории России винная монополия сталкивалась с различными проблемами: тайным корчемством, вольным обращением с казенными доходами, распространением пьянства и беспорядков из-за чрезмерной активности откупщиков в попытках собрать прибыль на питейный налог, конкуренцией между целовальниками и откупщиками за сбыт алкоголя, конкуренцией дворянства и купечества за право производства хмельных напитков, проблемами со сбором доходов от продажи питей в казну и др. Перечисленный перечень проблем стал причиной того, что Екатерина II решила радикально изменить порядок регулирования винокурения, а также винной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE STATE WINE REGALITY (MONOPOLY) IN THE 16TH - 18TH CENTURIES

This paper is part of a research devoted to the study of the law status and rules of state regulation of the drinking industry in Russia. The author analyzes the formation of the state alcohol monopoly from the 16th century until the beginning of the reforms of Catherine II in the 18th century. The purpose of the retrospective analysis is to characterize changes in the state-legal regulation of drinking trade and to analyze the effectiveness of measures carried out by the Russian state. Since the reign of Ivan IV, the alcohol trade was considered by the state as a source of replenishment of the treasury. But at different stages of Russian history, the alcohol monopoly faced various problems. Among them are the secret sale of alcoholic beverages, unfair treatment of state revenues, the spread of drunkenness and riots due to excessive activity of tax farmers in attempts to collect profits for the drinking tax, competition between "loyal people" and tax farmers for the sale of alcohol, competition of the nobility and merchants for the right to produce alcoholic beverages, problems with collecting income from the sale of alcohol drinks to the treasury, etc. The enumerated list of problems was the reason that Catherine II decided to radically change the procedure for regulating distilling industry, as well as wine trade.

Текст научной работы на тему «РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПИТЕЙНОГО ПРОМЫСЛА ДО НАЧАЛА РЕФОРМ ЕКАТЕРИНЫ II»

Научная статья

УДК [930:340:663](47)"17"

ББК 63.3(2)513-7

Х 15

DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-4-289-42-47

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПИТЕЙНОГО ПРОМЫСЛА ДО НАЧАЛА РЕФОРМ ЕКАТЕРИНЫ II

(Рецензирована)

Ольга Айбулатовна Хайретдинова

Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа,

Россия

khairetdinova.oa@gmail.com

Аннотация. Статья является частью исследования, посвященного изучению правового статуса и норм государственного регулирования питейного промысла в России. В статье приведен анализ формирования государственной регалии на пития с XVI в. и до начала реформ Екатерины II в XVIII в. Целью ретроспективного анализа является выявление изменений в государственно-правовом регулировании питейного промысла и определение эффективности мероприятий, осуществляемых российским государством. Начиная с правления Ивана IV торговля алкоголем рассматривалась государством как источник пополнения казны. Но на разных этапах истории России винная монополия сталкивалась с различными проблемами: тайным корчемством, вольным обращением с казенными доходами, распространением пьянства и беспорядков из-за чрезмерной активности откупщиков в попытках собрать прибыль на питейный налог, конкуренцией между целовальниками и откупщиками за сбыт алкоголя, конкуренцией дворянства и купечества за право производства хмельных напитков, проблемами со сбором доходов от продажи питей в казну и др. Перечисленный перечень проблем стал причиной того, что Екатерина II решила радикально изменить порядок регулирования винокурения, а также винной торговли.

Ключевые слова: винокурение, корчемство, кабак, государственные сборы, питейный промысел, государственный надзор.

Для цитирования: О.А. Хайретдинова/ Ретроспективный анализ государственно-правового регулирования питейного промысла до начала реформ Екатерины II// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2021. Вып. 4 (289). С. 42-47. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-4-289-42-47

Original Research Paper

FORMATION OF THE STATE WINE REGALITY (MONOPOLY) IN THE 16TH - 18TH CENTURIES

Olga A. Khairetdinova

Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Russian Federation

khairetdinova.oa@gmail.com

Abstract. This paper is part of a research devoted to the study of the law status and rules of state regulation of the drinking industry in Russia. The author analyzes the formation of the state alcohol monopoly from the 16 th century until the beginning of the reforms of Catherine II in the 18 th century. The purpose of the retrospective analysis is to characterize changes in the state-legal regulation of drinking trade and to analyze the effectiveness of measures carried out by the Russian state. Since the reign of Ivan IV, the alcohol trade was considered by the state as a source of replenishment of the treasury. But at different stages of Russian history, the alcohol monopoly faced various problems. Among them are the secret sale of alcoholic beverages, unfair treatment of state revenues, the spread of drunkenness and riots due to excessive activity of tax farmers in attempts to collect profits for the drinking tax, competition between "loyal people" and tax farmers for the sale of alcohol, competition of the nobility and merchants for the right to produce alcoholic beverages, problems with collecting income from the sale of alcohol drinks to the treasury, etc. The enumerated list of problems was the reason that Catherine II decided to radically change the procedure for regulating distilling industry, as well as wine trade.

Keywords: distilling industry, sale of alcoholic beverages, tavern, state fees, drinking trade, state supervision

For citation: Khairetdinova O.A. Formation of the state wine regality (monopoly) in the 16th - 18th centuries//Bulletin of Adyghe State University. Series "Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies". 2021. 4 (289). P. 42 - 47. (in Russian) DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-4-289-42-47

Продажа алкоголя всегда была прибыльным делом, и государство догадалось монополизировать эту сферу еще в стародавние времена. Государственная канцелярия в 1860 г. опубликовала исторический труд, в котором по этому поводу утверждалось следующее: «Время, в которое продажа спиртных напитков сделалась в России источником дохода казны, с точностью неизвестно. Достоверно однако же, что в XVI столетии существовали в городах казенные питейные дома, а в XVII в. продажа вина, пива и меда составляла уже исключительно право казны» [1; 1]. Наши современники уточняют: «Иван Грозный приказал

частные корчмы закрыть и завести кабаки «царевы». Борис Годунов «казенное самоторжие» утвердил окончательно. Оно велось через государственных агентов («верных людей») или уступалось частным лицам («откупщикам») за плату» [2; 382].

Корчмы, о которых речь шла выше, известны с XI в. Летописные упоминания о них собрал историк И.Г. Прыжов (1827-1885). В 1866 г. Прыжов опубликовал очерк, в котором есть сведения о том, что корчмы изначально представляли собой общественные заведения, и народ в них собирался не столько ради возлияний, сколько «для вершения

общественных дел, для бесед». Установлено также, что распространены они были только там, где кипела общественная жизнь, например, в Киеве, Новгороде, Пскове, Смоленске, и совсем отсутствовали там, где общественное единение не наблюдалось, например, в Москве, Суздале, Владимире. И главное - вольные корчемники платили князьям подати. Самим же князьям держать «корчмы по дворам» не полагалось [3; 533, 548].

С XIV в. корчемников стала преследовать Церковь - их наравне с «чародеями и наузотворцами» от Церкви могли и отлучить, ибо корчма рассматривалась как «велика пагуба душам». Прыжов пишет: «Звание корчемника, честное в течение нескольких веков <...>, унижалось, делалось преступным». Князья прислушивались к речам монастырских игуменов (например, игумен Белозерского монастыря Кирилл около 1409-1413 гг. писал можайскому князю Андрею Дмитриевичу: «...И ты, господине, внимай себе, чтобы корчмы в твоей отчине не было») и держать корчмы запрещали [3; 554]. Так было до XVI в. Иоанн Васильевич отношение к питейным заведениям пересмотрел, но не в пользу частников. Царь заботился о казне, а вольные и уважаемые в прошлом корчемники, дабы своей выгоды не упустить, занялись тайным промыслом и превратились, по сути, в контрабандистов. С тех самых времен и началось противостояние государства и его нелегальных конкурентов. Причем к числу злоупотреблений относилось не только корчемничество (или корчемство), но и вольное обращение с казенными доходами. Государство всячески пыталось усовершенствовать систему контроля над виноторговлей, но слабые места обнаруживались во всей вертикали управления этим процессом.

В самых общих чертах государственная система торговли алкогольными напитками представлена

выше - торговать имели право либо государевы агенты, либо откупщики. Первых называли по-разному: казенными сидельцами, «верными людьми», целовальниками (верность свою они доказывали, присягая на кресте и целуя крест), а осуществляемая ими деятельность значится в документах как торговля «на вере». Управляли целовальниками головы, которые в свою очередь подчинялись воеводам. Воеводы, по Уложению 1649 г., следили, чтобы питейные деньги собирались «с великим радением», а целовальники и головы не позволяли себе никаких злоупотреблений, чтобы сами «ничем не корыстовались» и другим по дружбе не давали [1; 2]. В 1699 г. голов сменили бургомистры. Их изъяли из ведомства воевод и подчинили Бургомистерской палате, которая находилась в Москве [1; 6].

Откупщиками называли частников, получавших у государства право продавать алкоголь. За такое право «охочие люди» выплачивали в пользу казны откуп, или питейный налог [4; 127-128]. Поначалу «охочих людей» было немного. Правительство начало прибегать к откупам, поскольку целовальники, случалось, доверие «употребляли во зло», и откупщиков рассматривали как альтернативу, зачастую обязывая содержать «откупа на вторичный срок» (срок устанавливался от одного года до пяти лет) против их воли, пока не находились другие желающие [1;. 8-9]. Надо сказать, откуп превышал казенные сборы, поэтому государству он был выгоден. Важно отметить и то, что целовальники и головы (бургомистры) тоже были людьми подневольными, поэтому с критикой в их адрес торопиться не стоит. На эту должность избирали, причем выборы проводились в интересах казны. «Верные люди», как утверждает Н.Е. Горюш-кина, материального вознаграждения не получали. В течение года они, забросив свои дела, занимались заготовкой и продажей вина,

преследовали тайных корчемников, а в случае недобора прибыли рассчитывались личным имуществом и имуществом избирателей. Остается добавить, что целовальников выбирали из крестьян или посадских людей, а голов - из состоятельного купечества [2; 382-383].

Питейный откуп периодически отменялся. Так, по инициативе Церкви, точнее, вновь избранного патриарха Никона, в 1652 г. откуп запретили «за злодейства» - откупщики в погоне за прибылью доводили до разорения целые области, расцвело пьянство и «с неумеренным употреблением вина сопряженные беспорядки» [5; 100, 1; 10]. Тогда количество питейных заведений резко сократили, а понятие «кабак» вывели из обихода, дозволив вместо кабаков открывать кружечные дворы на вере, причем только по одному и только в больших селениях. Одному покупателю («питуху») можно было отпустить не более одной чарки вина, возбранялось продавать вино в долг, впускать в кружечные дворы священников и пр. [1; 11, 2; 383]. Однако вскоре потребовалось «исправить казну», и в 1663 г. питейный откуп восстановили.

История повторилась через два десятка лет. В 1681 г. царь Федор Алексеевич снова отменил откуп. Церковь на этот раз на ситуацию не влияла - к тому времени дала сбой сама откупная система. Откупщики, конкурируя с «верными людьми», продавали вино по цене ниже указной, в результате чего прибыль казенных кабаков стала падать, а сами откупщики нередко «приходили в несостоятельность уплачивать откупные деньги». Казна же «лишалась возможности пополнить недоборы» [1; 15-16]. Но в 1705 г. единокровный брат Федора Алексеевича Петр I, преобразования которого требовали больших и быстрых денег, откуп вернул. Более того, Петр Алексеевич в 1712 г. упразднил торговлю на вере, и до 1724 г. откуп был единственным механизмом

реализации государственной регалии (т.е. монополии) на пития [2; 383].

На этом этапе есть смысл установить, представители каких слоев социума имели право заниматься производством хмельных напитков.

Известно, что в XVII в. в России функционировали казенные винокурни, но казенным производство было лишь отчасти. В 1681-1682 гг. к курению вина были допущены помещики и вотчинники - в качестве подрядчиков, которым разрешалось иметь собственные заводы [1; 16, 6; 168]. Петровский Указ от 28 января 1716 г. позволил курить вино свободно «как высшим, так и нижним всяких чинов людем», правда, докладывая губернским властям, «кто во сколько кубов и казанов похочет вино курить» (от объема зависела сумма налога, выплачиваемого в казну) [7; 195]. Исследователи установили, что в это время наметился конфликт интересов купечества и дворянства. В борьбе с конкурентами дворянство, которое было широко представлено в органах государственной власти, постепенно консолидировалось и выступило с требованием запретить купеческое винокурение [6; 169, 8; 86]. В литературе высказывается мнение, что давление было настолько мощным, что Сенат уступил - 19 июля 1754 г. последовало «воспрещение купечеству поставлять вино» [1; 29] (хотя можно предположить, что дворянский Сенат не очень-то и сопротивлялся). Местами, где отмечалась нехватка производств, это право за купцами, впрочем, сохранялось, но временно [6; 169].

Коснемся также вопроса о ценах на пития. До эпохи Елизаветы Петровны они везде разнились. Действовало общее правило - вино должно быть вдвое дороже цены, по которой оно обошлось казне. Еще больше цена увеличивалась при дробной продаже (в кружках и чарках). Елизавета Петровна ввела единую продажную цену. Это правило

не распространялось на единичные области: Малороссию и Остзейские провинции (т.е. Прибалтику) [1; 17, 26].

Так в целом формировалась система питейных сборов до прихода к власти Екатерины II (годы правления - 1762-1796). Здесь следует отметить, что к 1762 г. «питейные сборы были в большом неустройстве», о чем известно, в частности, из книги русского историка и археографа Н.Д. Чечулина (1863-1927) «Очерки по теории русских финансов в царствование Екатерины II» (эта книга, вышедшая в 1906 г., была удостоена премии графа Уварова). Сборами ведала Камер-коллегия, а ее отчетность в это время оставляла желать лучшего. «Если Камер-коллегия, - писал Чечулин, - была не в силах разобраться в

своих суммах, не могла определить точно ни своих доходов, ни своих долгов, то, конечно, она не могла вести удовлетворительно такое сложное, трудное большое дело» [9; 154]. Надзор за продажей вина Камер-коллегия вела фиктивно; работа верных сборщиков была «особенно неудовлетворительной» и невыгодной для казны; продажа вина от органов местного самоуправления осуществлялась лучше, но и тут обнаруживались «великие подлоги и утайки». В итоге до правительства доходили далеко не те суммы, «какие издерживались на спиртные напитки населением» [9; 154].

Итак, Екатерине досталась в наследие несовершенная система организации питейных сборов, и она решила круто изменить порядки в винной торговле.

Примечания:

1. Сведения о питейных сборах в России: в 3 ч. Ч. 1. Санкт-Петербург: Гос. канцелярия по Отделению гос. экономии, 1860. 291 с.

2. Горюшкина Н.Е. «Кроме кабацких денег государевым деньгам сбору нет»: питейный сбор от Ивана III до Николая II // Bylye Gody. 2014. № 33 (3). С. 382-386.

3. Прыжов И.Г. Корчма. Исторический очерк // Очерки русского быта / отв. ред. О.А. Платонов. Москва: Ин-т русской цивилизации, 2017. С. 547-557.

4. Гавлин М.Л. Вопрос о винных откупах в истории законодательства Российской империи XVIII-XIX вв. // Экономическая история. Обозрение. Москва: МГУ. 2007. Вып. 13. С. 127-139.

5. Махрова Т.К. Из истории винного откупа и питейного корчемства на Урале в конце XVIII - первой половине XIX в. // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. № 2 (5). С. 100-107.

6. Горюшкина Н.Е. «Винокурение это Ост-Индия нашего дворянства»: организация дворянского винокурения до и после винной реформы 1863 г. // Bylye Gody. 2014. № 32 (2). С. 168-173.

7. О свободе винокурения для домашнего расхода и по подрядам, с уплатою пошлины с кубов // Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗ РИ). Собр. 1: в 48 т. Т. V. 1713-1719. Санкт-Петербург: Типогр. II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. С. 195-196.

8. Волков М.Я. Очерки истории промыслов России (вторая половина XVII -первая половина XVIII в.): винокуренное производство. Москва: Наука, 1979. 336 с.

9. Чечулин Н.Д. Очерки по истории русских финансов в царствование Екатерины II. Санкт-Петербург: Сенатская типография, 1906. 380 с.

References:

1. Information about drinking fees in Russia: 3 parts. Part 1. St. Petersburg: State Office of the State Department economy, 1860. 291 pp.

2. Goryushkina N.E. "There is no collection of sovereign money except for tavern money": drinking tax from Ivan III to Nicholas II // Bylye Gody. 2014. No. 33 (3). P. 382-386.

3. Pryzhov I.G. The Tavern. A historical essay // Essays on Russian life / ex. ed. by O.A. Platonov. M.: Institute of Russian Civilization, 2017. P. 547-557.

4. Gavlin M.L. The problem of wine farming in the history of legislation of the Russian Empire in the 18th-19th centuries // Economic history. Review. Iss. 13. M.: MGU. 2007. P. 127-139.

5. Makhrova T.K. The history of wine farming and smuggling in the Urals at the end of the 18th - the first half of the 19th century // Law and order: history, theory, practice. 2015. No. 2 (5). P. 100 107.

6. Goryushkina N.E. "Distillation is the East Indies of our nobility": organization of distilling by the nobility before and after the wine reform of 1863 // Bylye Gody. 2014. No. 32 (2). P. 168 173.

7. On the freedom of distillation for household consumption and under contracts, with the payment of duty on stills // Complete collection of laws of the Russian Empire (PSZ RI). Collection 1: in 48 vols. Vol. V. 1713-1719. St. Petersburg: Printing house of the II branch of His Imperial Majesty's Own Chancellery, 1830. P. 195-196.

8. Volkov M.Ya. Essays on the history of Russian crafts (the second half of the 17th - the first half of the 18th centuries): distillery production. M.: Nauka, 1979. 336 pp.

9. Chechulin N.D. Essays on the theory of Russian finance in the reign of Catherine II. St. Petersburg: Senate Printing House, 1906. 380 pp.

Статья поступила в редакцию 23.10.2021; одобрена после рецензирования 29.10.2021; принята к публикации 19.11.2021. The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 23.10.2021; approved after reviewing 29.10.2021; accepted for publication 19.11.2021.

© О.А. Хайретдинова, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.