Научная статья на тему 'РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В МЕМОРИАЛЬНЫХ МУЗЕЯХ Г. КУЙБЫШЕВА 1980-Х ГГ.'

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В МЕМОРИАЛЬНЫХ МУЗЕЯХ Г. КУЙБЫШЕВА 1980-Х ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ретроспективный анализ / делопроизводство / управленческая деятельность / мемориальные музеи / документы. / retrospective analysis / record keeping / management activities / memorial museums / documents

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Желтоухова Дина Васильевна

Исследование посвящено ретроспективному изучению делопроизводства в управленческой деятельности мемориальных музеев г. Куйбышева 1980-х гг. Рассматриваются примеры, иллюстрирующие основные принципы и тенденции документирования 1980-х гг., приводятся аргументы в поддержку выводов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Желтоухова Дина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF RECORD KEEPING IN MEMORIAL MUSEUMS OF KUIBYSHEV IN THE 1980s

The author performed a retrospective study of record keeping in the management activities of the Kuibyshev memorial museums in the 1980s. Examples illustrating the main principles and trends of documenting in the 1980s are considered, and arguments in support of the conclusions are given.

Текст научной работы на тему «РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В МЕМОРИАЛЬНЫХ МУЗЕЯХ Г. КУЙБЫШЕВА 1980-Х ГГ.»

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В МЕМОРИАЛЬНЫХ МУЗЕЯХ Г. КУЙБЫШЕВА 1980-Х ГГ.

АВТОРСКОЕ РЕЗЮМЕ

Исследование посвящено ретроспективному изучению делопроизводства в управленческой деятельности мемориальных музеев г. Куйбышева 1980-х гг. Рассматриваются примеры, иллюстрирующие основные принципы и тенденции документирования 1980-х гг., приводятся аргументы в поддержку выводов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ретроспективный анализ, делопроизводство, управленческая деятельность, мемориальные музеи, документы.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF RECORD KEEPING IN MEMORIAL MUSEUMS OF KUIBYSHEV IN THE 1980s

Dina Zheltoukhova

Samara National Research University

Russia, 443086, Samara, Moskovskoye shosse, 34

e-mail: dina-pomelova@mail.ru

ABSTRACT

The author performed a retrospective study of record keeping in the management activities of the Kuibyshev memorial museums in the 1980s. Examples illustrating the main principles and trends of documenting in the 1980s are considered, and arguments in support of the conclusions are given.

KEYWORDS: retrospective analysis, record keeping, management activities, memorial museums, documents.

Д.В. Желтоухова

Самарский национальный исследовательский университет

имени академика С.П. Королева

Россия, 443086, Самара, Московское шоссе, 34

e-mail: dina-pomelova@mail.ru

Researcher ID: T-1452-2017

http://orcid.org/0000-0002-8625-0806

SPIN-код: 8240-3300

Делопроизводство является важнейшим инструментом управленческой деятельности каждой организации. Особенно актуальным является ретроспективный анализ делопроизводственной практики. Отметим, что в данной статье интерес представляют не факты, зафиксированные в документах, а разбор реквизитов в управленческой документации, анализ составления документов в соответствии с действующими на тот момент ГОСТами в области делопроизводства и архивного дела. Этот вопрос был выбран в качестве экспериментального для анализа развития системы документирования в учреждениях культуры и пробный анализ делопроизводственной ретроспективы. В качестве примера нами были выбраны управленческие документы мемориальных музеев г. Куйбышева 1980-х гг. Отметим, что все персональные данные лиц, работающих в этот период в этих музеях, найденные в документах нами были изменены,либо скрыты.

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

В данном исследовании использованы архивные материалы Самарского (Куйбышевского) филиала Центрального музея им. В.И. Ленина (далее - ЦМЛ) и Дома-музея им. В.И. Ленина. В период 1980-х гг., как, впрочем, и сейчас, этот мемориальный комплекс являлся одним из наиболее популярных мест культурного отдыха для туристов и местных жителей. Отметим, что 1980-е гг. являются знаковыми для музейной деятельности Советского Союза. Это касается как теоретических, так и практических вопросов музейной деятельности. В методологическом плане вторая половина 1980-х гг. является продолжением «музейного бума» 1960-х гг., во многом это связано с увеличением технического оснащения музеев, использованием новых (на тот период) технологий в музейной практике и нестандартных подходах к созданию экспозиций. Например, идеи музееведа Т.П. Полякова, открывающие новые пути восприятия экспозиционного пространства, основанные на худо-

жественно-мифологическом подходе. Поэтому для музейной работы 1980-е гг. явились переломным этапом. Однако, Самарскому филиалу Центрального музея им. В.И. Ленина в этот период приходилось непросто. Отметим, что сначала строительства (конец 1970-х-начало 1980-х гг.) до полной реорганизации и слияния с Куйбышевским краеведческим музеем (1993 г.) прошло совсем немного времени, а между тем Самарский филиал ЦМЛ проектировался как культурный городской и областной центр. Поэтому управленческая деятельность этих учреждений данного периода вызывает особый исследовательский интерес. Стоит отметить, что вопросы делопроизводства в исторической ретроспективе учреждений культуры, а также документальное сопровождение специфических видов деятельности поднимаются крайне редко.

Уже в середине XX века в штат краеведческих и мемориальных музеев г. Куйбышева была включена должность секретаря-машинистки. На момент конца 1980-х гг. в структуру Куйбышевского филиала ЦМЛ была включена канцелярия, куда входили должности: заведующий канцелярией-инспектор по кадрам (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 36, ОП. 3: Л. 19), машинистка филиала (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 36, ОП. 3: Л. 21), секретарь-машинистка (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 36, ОП. 3: Л. 33). Общий штат учреждения включал 48 должностных единиц. Исходя из данных архивных источников, мы можем утверждать, что дело-

производство в музеях имело смешенную форму, с середины XX века была включена специальная должность, специализирующая на документировании управленческой деятельности, а к концу 1980-х гг. в мемориальных музеях выделялось отдельное структурное подразделение, занимающееся делопроизводством, включающее 3-х сотрудников - канцелярия (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 44, ОП. 3: Л. 7).

Нами были изучены дела с управленческими документами и отчетная документация. Из архивных дел с управленческими документами выделим следующие: распоряжения, протоколы совещаний по вопросам застройки мемориальной зоны и строительства филиала ЦМЛ, планы экспозиции музея, подготовленные сотрудниками ЦМЛ, переписка с различными организациями, справки из Бюро технической инвентаризации на сносимые дома, телеграммы и телефонограммы.

Обратимся к особенностям документирования распоряжений в Самарском филиале ЦМЛ. Распоряжения представляли оперативный вид распорядительных документов и использовались для командирования сотрудников, отпуска, приема на должность, перевода с должности, организаций экскурсий, ремонту зданий, увольнения, выговоров (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 36, ОП. 3: Л. 57). Для распоряжений использовались два формата А 4 или А 5.

Пример № 1. Распоряжение № 3 (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 36, ОП. 3: Л. 3) РАСПОРЯЖЕНИЕ № 3

по Куйбышевскому филиалу Центрального музея В.И. Ленина

от 6 апреля 1987 г.

Принять тов. Фамилия Имя Отчество на должность каталогизатора с 1 апреля 1987 г. согласно заявления, в порядке перевода (дописано ручкой) Директор Куйбышевского филиала Центрального музея В.И. Ленина И. Фамилия

Некоторые распоряжения (например, разового характера) могли не нумероваться в тексте. Если указаний в тексте было несколько, например, касающиеся кадровых вопросов, то их нумеровали (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 36, ОП. 3: Л. 36).

Пример № 2. Распоряжение № 46 РАСПОРЯЖЕНИЕ № 46

по Куйбышевскому филиалу Центрального музея В.И. Ленина

от 19 августа 1987 г.

1. Принять тов. Фамилия Имя Отчество на должность хранителя фондов с окладом по штатному расписанию 160 рублей в месяц с 20 августа 1987 г.

2. Принять тов. Фамилия Имя Отчество на должность лектора с окладом по штатному расписанию 160 рублей в месяц с 20 августа 1987 г. с испытательным сроком -два месяца. Ознакомлена подпись 20.08.87 г.

3. Принять тов. Фамилия Имя Отчество на должность лектора с окладом по штатному расписанию 160 рублей в месяц с 20 августа 1987 года, с испытательным сроком - два месяца.

Ознакомлена - подпись 20.08.87. Директор Куйбышевского филиала Центрального музея В.И. Ленина И. Фамилия

После прохождения сотрудником испытательного срока издавалось еще одно распоряжение, с перечислением всех фамилий, без нумерации в тексте.

Также распоряжения могли быть составлены на несколько тем одновременно: о приеме на работу, об увольнении, о предоставлении отпусков, о командировках (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 36, ОП. 3: Л. 48-49). Кроме этого распоряжениями могли объявляться благодарности, организовываться дежурства, осуществляться премирование сотрудников.

В целом из особенностей делопроизводства в Самарском филиале ЦМЛ можно выделить: оперативный характер распоряжений, разнообразие ситуаций, использования дополнительного формата А5, проставление регистрационного номера рядом с названием документа, использование ручного и машинописного способа документирования или вписывания отдельных слов (к слову это является нарушением, с точки зрения стандартов делопроизводства).

Далее перейдем к анализу принципов документирования протоколов. Протоколы в Куйбышевском филиале ЦМЛ начала 1980-х гг. имели типовую структуру, но не всегда она соблюдалась при документировании. Использовались полная и краткая форма. Протоколы создавались на стандартных листах формата А4 (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 3, ОП. 3).

Пример № 3. Протокол № 2 (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 3, ОП 3: Л. 1-2) Полная форма ПРОТОКОЛ № 2

Заседания рабочей группы Куйбышевского филиала Центрального музея В.И. Ленина От 30 мая 1980 г.

Присутствовали: 26 человек, члены рабочей группы по-фамильно, 3 чел. С указанием должности. Среди которых Фамилия И.О......и др. Председатель зав. Отделом науки и уч. заведений Фамилия И.О., зав. Отделом пропаганды и агитации Фамилия И.О., зав. Отделом промышленности Фамилия И.О. ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Худ. Совет.

2. Сообщение Фамилия И.О. обоснование мемориальной части.

СЛУШАЛИ: Фамилия И.О. Полный текст. ПОСТАНОВИЛИ: до 10 июня предоставить проект 1 и 2 разделов экспозиции. II. СЛУШАЛИ: Фамилия И.О.

ПОСТАНОВИЛИ: выделить исторические памятники, которые войдут в мемориальную зону. Председатель И.О. Фамилия Секретарь И.О. Фамилия

Пример № 4. Протокол (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 3, ОП. 3: Л.7) Краткая форма Копия

УТВЕРЖДАЮ:

Председатель горисполкома (подпись) И. Фамилия ПРОТОКОЛ

Совещания в Куйбышевском горисполкоме по вопросу проектирования мемориальной зоны филиала ЦМЛ в г. Куйбышеве. 26.06.81

Т. Фамилия И.О. председатель горисполкома

Т........13 чел.

ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ: 1. 2.

Вел протокол (подпись) И.О. Фамилия

К нарушениям с точки зрения стандартов делопроизводства можно отнести следующее: отсутствие уни-

фикации, указание даты (когда справа, когда слева, написания даты сокращенно, без первых двух цифр года), указание места составления «г. Куйбышев» справа (иногда), использование грифа утверждения непостоянно. Используется числовой и буквенный способ написания даты. При числовом способе на год выделяется два знака. В целом, часто присутствует отклонение от типовой структуры с добавлением других разделов: вопросы, приняты решения. Некоторые протоколы никак не отражают проведенное совещание, а только констатируют решения. Вместо подписей председателя и секретаря, встречаются отметки: вел протокол, записала (иногда без инициалов).

Касательно деловой переписки, стоит отметить, что эта группа представляла собой наиболее унифицированную систему, оформлялась на бланке учреждения и листах формата А 4. Письма на простых бланках оформляются по типовой структуре. В правом верхнем углу могло писаться слово «ПРОЕКТ». (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 2). Редко мог присутствовать реквизит «Отметка о входящем письме»:

КФЦМЛ

Вх. № 07 на 3 листах

«22» января 1985 г.

На простых письмах формата А 4 регистрационный номер и дата писались в верхней части выше текста от руки. При этом дата не унифицирована, пишется по-разному, хаотично (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3).

Пример № 6. Письмо-просьба

(СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 4)

05

22 января 1985 г.

Директору ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева

Тов. Фамилия И.О.

117331 Москва

Пр. Вернадского, 29

Уважаемый Имя Отчество!

Просим выслать нам листы проекта филиала Центрального музея В.И. Ленина в г. Куйбышеве, в которых дается расстановка, спецификация и единичная стоимость технологического оборудования (ТО-1,2,3,4; ТЧ-1,2) в 5 экземплярах.

Директор Куйбышевского филиала Центрального музея В.И. Ленина И. Фамилия

В большинстве писем, содержится унифицированная формула вежливости «С пожеланием новых творческих успехов в Вашей работе», «С пожеланием вам здоровья и успехов во всех начинаниях» (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 3б).

После текста также могли дописываться пометы «Отправлено по почте. 31/1-85 г.», «Переслали по почте. Дата», «Передано в руки тов.», «Передано тов. Иванову В.В.» с указанием даты. Часто в дате использовались римские цифры (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 2). «Пе-

редано через тов. Московского О.В. 12/11-85» (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 3). На бланке Института Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС Центральный партийный архив указан адрес и телефон, начиная с индекса. Дата и номер написаны от руки, 7 знаков: «9.01.85 г.». Внизу страницы стоят пометки на машинке «2лф. и 3 лф» (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 30), также «лу-2», «сг-2», «лу-3» (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 49, Л. 50, Л.52, Л. 53, Л. 102, Л. 148). Значение этих шифров автором до конца не выявлено. На странице 49 встречается трафаретный способ написания даты «28 марта 1985». Заголовки к письмам не проставляются. Адресат указывается по форме:

Должность

тов. Фамилия И.О.

Адрес

Адресат указывается достаточно хаотично, также может полностью исключаться. Иногда указывалась только улица и дом (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 53, Л. 52, Л. 51, Л. 50, Л. 49). Иногда, только город (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, оп. 3: Л. 16), иногда, город, улица, дом, квартира (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 22), если с учреждением, то: индекс, город (г. Москва), улица, дом (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 24). Могли указываться: город, улица, дом, телефон в скобочках (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 25). Помимо этого дата на машинке могла указываться сразу после реквизита подпись (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 25). В этом случае дата от руки не указывалась. В справке (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 31) указана дата от руки сверху наискосок: «22.02.85» и дата после подписи «21.02.85 г.» (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 31-32).

В переписке хоть и без заголовков, но затрагиваются такие темы как: командирование, приглашение на конференцию, просьба о проведение ремонтных работ, приглашение на другие мероприятия филиала, просьбы проведения оценки художественных произведений, гарантийные письма, письма содержащие копию исторических документов (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 28), с указанием фондов, описей, дел и листов и слова «Копия». Письма о просьбе в реставрации работ и восстановление мемориальности Дома-музея Ленина, с указанием примерной стоимости, объектов адреса, сроков, на 3 листах. (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 3941). Письма-направления на работу в архиве, командирования, письма-выражения благодарности студентам за добросовестную работу во время производственной практики. Многие письма касались работ с экспонатами, их хранением, изготовлением, передачей. В письмах также могли указываться два адресата: должность, тов. Фамилия И.О. Если подписывался исполняющий обязанности, должность и фамилия остаются прежние, но ставится косая черта перед наименованием должности. К номерам, иногда, подписывалось сокращение «Исх». Адресат указывался фланговый и центрированным способом. На л. 72 дано письмо на бланке организации (Пример № 7) (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3).

Пример № 7. Письмо-просьба Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ИНСТИТУТ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА ПРИ ЦК КПСС КУЙБЫШЕВСКИЙ ФИЛИАЛ ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ В.И.ЛЕНИНА

443010, г. Куйбышев (обл.)

Тел. 33-28-33

Ул. Красноармейская, 12

№_________

«30» апреля 1985 г. На №____________

Гомельская областная библиотека им. Ленина

246618, г. Гомель ул. Красноармейская, 2

Куйбышевский филиал Центрального музея В.И. Ленина просит выслать по списку литературы, предлагаемой библиотекам для депозитарного хранения № 6, 1984 года издания за №№ 1393, 1394, 1395.

С уважением и пожеланием успехов в работе Директор Куйбышевского филиала Центрального музея В.И. Ленина И.О. Фамилия 2 лф.

Книги выслали в другую библиотеку Подпись

Всего писем на бланке организации (библиотека) найдено 5 экземпляров, ответы на них были даны от руки, без каких-либо реквизитов (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 91, Л. 93, Л. 94, Л. 95). В ответах говорилось, что книги переданы в другие библиотеки. Используются отметки внизу страницы: «Копия передана исполнителям 27.05.85 г.» (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 88):

Внизу

Копия: Фамилия И.О. 190121, г. Ленинград, Набережная р. Мойки, 112, кв. 30

На л. 96, адрес указан выше наименования учреждения, местонахождения (г. Москва) и ручкой едва разборчивая улица (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3). Дата и номер указываются от руки в левом верхнем углу (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 99, Л. 100, Л. 101, Л. 102):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 93

От 31.05.85 г.

Иногда без предлога «от», с добавлением «исх» (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 98). Активная работа велась с художниками и исследователями жизни Ленина, в переписке имеются обращения с просьбами начать исследования жизни и деятельности Ленина (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 109): два адресата с указанием адреса, первый без индекса. Помимо писем в оперативной переписке 1980-х гг. использовались телефонограммы (Пример № 8).

Пример № 8. Телефонограмма (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 113) ТЕЛЕФОНОГРАММА

Директору комбината монументально-декоративного искусства Тов. Фамилия И.О.

В связи с поздним получением телеграммы просим отложить художественный совет по обсуждению оформления фасада. О заседании совета просим сообщить заблаговременно.

Директор Куйбышевского филиала Центрального музея В.И. Ленина И.О. Фамилия

Телеграмму передала: И. Фамилия Телеграмму принял: И. Фамилия 24.06.85. 17ч. 50 мин.

К основным темам деловой переписки мемориальных музеев можно отнести: запросы, передачи материалов, в частности на хранение 60 плакатов «Окна ТАСС» 1941-1945 гг. и 137 плакатов времен ВОВ, запросы в архивы о деятельности сподвижников Ленина, приобретение путевок, фарфоровый, танковый завод, сбор материалов о жизни Ленина, изготовление ксерокопий архивных документов, письма-благодарности за книги и экспонаты, установление новогодней елки (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 228), переписка с музеем Ленина в Киргизии, архивом Татарстана, библиотека Ульяновска, Библиотекой Латвийской ССР, Таджикской ССР, Житомирской библиотекой, Херсонской библиотекой, Крымская, Брестская, справки о состоянии мемориальных мест (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 260-268), с рекомендациями и анализом, направлена председателю исполнительного комитета Куйбышевского городского совета народных депутатов. Встречаются справки без адреса, начинаются просто с приветствия, подпись и дата от руки внизу страницы (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 202) или дата на машинке (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 211). Даты часто не пропечатывались, распознается только последнее число, к примеру «5», день и месяц, без подчеркивания и кавычек. В деле с перепиской присутствует ДОВЕРЕННОСТЬ, оформлена она как письмо с датой и номером, подписью о доверении в получении наградной медали «Ветеран Труда» профоргу филиала для вручения зав. Домом - музеем Ленина в с. Алакаевка Куйбышевской области (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3: Л. 256).

Еще одним примером документирования является письмо из центрального партийного архива: копия в адресате и реквизит ПРИЛОЖЕНИЕ: упомянутое на 2 лл. в 1-й адрес. На этом письме стоит механический штамп (СОГАСПИ, Ф. 426, Д. 25, ОП. 3., Л. 3а):

КФЦМЛ (полностью) ВХ. № 07 на 3 листах «22» января 1985 г.

ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Отметим, что в Советском Союзе в 1980-х гг. действовали два Государственных стандарта: 6.38-72 «Система организационно-распорядительной документации. Основные положения» и ГОСТ 6.39-72 «Система организационно-распорядительной документации. Формуляр-образец». В конце 1980-х гг. они были объединены и переработаны в новом ГОСТе 6.38-90 «Унифицированная система документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (http://docs.cntd.ru/ document/gost-6.38-90).

В делопроизводстве мемориальных музеев 1980-х гг. должны были использоваться реквизиты согласно требованиям этих стандартов, однако, часто не выполнялись основные требования к местам расположения реквизитов и их содержанию. Также отметим, что требования к оформлению реквизитов в ГОСТах 1980-х гг. отличны от современных требований стандартов. Пользуясь основным принципом историзма, мы ориентировались на стандарты 1980-х гг., используя современный

инструментарий и теоретическое осмысление складывания традиций делопроизводства и документирования в культурных учреждениях. Так существуют различия в требованиях к реквизиту «Дата» и «Регистрационный номер». На дату в числовом варианте отводилось 8 чисел, а к «регистрационному номеру» отсутствуют требования по его местоположению на странице. Разработанные бланки организационно-распорядительных документов мемориальных музеев не соответствуют ГОСТу 1972 года. Таким образом, мы можем выделить два ключевых момента в делопроизводстве мемориальных музеев: первый, это опора на сложившуюся в делопроизводстве учреждения практику. Второй - большое количество переписки, служебных документов с небольшим сроком хранения, необходимых исключительно для передачи информации. Исходя из полученных данных, можно заключить, что мемориальные музеи 1980-х гг. не использовали принципы системности и технологичности в делопроизводстве, что естественно должно было негативно отражаться на уровне управленческой деятельности в музее.

Желтоухова Дина Васильевна

- Соискатель кафедры отечественной истории и историографии Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева (Самара, Россия).

Dina Zheltoukhova

- The applicant of the Department of the Russian history and historiography of the Samara National Research University (Samara, Russia).

dina-pomelova@mail.ru

ЛИТЕРАТУРА

СОГАСПИ - Самарский областной государственный архив социально-политической истории. Электронный фонд 2023 - Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: база данных содержит сведения о современных и востребованных ГОСТах / Электронный ресурс: http://docs.cntd.ru/document/ §об^6.38-90 (Дата обращения - 15.12.2023).

REFERENCES

Elektronnyj fond 2023 - Elektronnyj fond pravovoj i normativno-tekhnicheskoj dokumentacii: baza dannyh soderzhit svedeniya o sovremennyh i vostrebovannyh GOSTah [Electronic fund of legal and regulatory and technical documentation: the database contains information about modern and popular GOST standards], Electronic resource: http://docs.cntd.ru/ document/gost-6.38-90 (Date of access - 15.12.2023) [in Russian].

SOGASPI - Samarskij oblastnoj gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii [Samara Regional State Archive of Sociopolitical History] [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.