РЕСУРСЫ СТЕПНОГО СУРКА (MARMOTA BOBAK MULL, 1776) В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
М.Н. Загуменов1, В. И. Капитонов1, С. П. Украинцева2
Удмуртский государственный университет, Ижевск, [email protected] 2Управление охраны фауны Удмуртской Республики, Ижевск, [email protected]
Степной сурок, или байбак (Marmota bobak MUll., 1776) впервые был завезён в Удмуртию в 1986 г с целью обогащения охот-ничье-промысловой фауны республики (Капитонов, Украинцева, 1997). В результате искусственного расселения жизнеспособные поселения этого вида сформировались на территории Каракулинского и Сарапульского районов. Неудачным оказался выпуск сурков в Увинском районе (Матвеев, 2006). В настоящее время охота на байбака в республике запрещена.
Для оценки современных ресурсов степного сурка в Удмуртии в 2011 г. были проведены учетные работы силами сотрудников республиканского Управления охраны фауны и Удмуртского государственного университета. В Сара-пульском районе численность сурков определялась в ходе стационарных исследований в течение всего бесснежного периода. Количество семей и распределение сурков по семьям устанавливалось путём многократных наблюдений за характером социальных контактов между особями. Дополнительно проводился учёт и картирование зимовочных нор с помощью GPS-навигатора фирмы «Garmin». В Каракулинском районе количественные учеты проводились детально-маршрутным способом с использованием штатного автотранспорта Управления охраны фауны Удмуртской Республики. После залегания сурков в спячку также фиксировалось распределение зимовочных нор в исследованных поселениях.
В Сарапульском районе основные ресурсы степного сурка сосредоточены в Соколовском поселении, занимающем овражнобалочную систему в долине р. Камы в окрестностях д. Соколовка. В ходе стационарных работ в данном поселении было выявлено 22 семьи, насчитывающих в своем составе 122 сурка (90 взрослых и 32 сеголетка). По сравнению с прошлогодними учетами количество семей в поселении увеличилось на 2, а численность общего поголовья сократилась на 17 особей. В последние годы в районе наметилась
тенденция к снижению интенсивности выпаса скота, что может отрицательно сказаться на состоянии местной популяции байбака. В 2011 г. в поселении наблюдались неудачные попытки охоты бродячих собак на сурков. Случаев браконьерской охоты на сурков в Соколовском поселении нами не отмечено.
Новое поселение сурков, состоящее из 4 семей, выявлено вблизи с. Мазунино, где они заселили пологие надпойменные террасы в долине р. Мулевка. Зверьки самостоятельно переселились сюда из Соколовского поселения, преодолев расстояние протяженностью более 4 км по прямой линии. В перспективе вряд ли стоит рассчитывать на существенное увеличение численности поголовья сурков в новом месте в связи с отсутствием выпаса скота и некоторым дефицитом пригодных для обитания участков.
В Каракулинском районе в 2011 г было обнаружено 7 локальных поселений байбака (14 отдельных колоний) (табл.1). Путем визуальных наблюдений было зафиксировано 259 зверьков, но с учетом среднего размера одной семьи (4,5 особи) общее поголовье сурков в районе оценивается примерно в 500 голов.
Таблица
Результаты количественного учета степного сурка в Каракулинском районе Удмуртии в 2011 г.
Поселение Кол-во семей Кол-во визуально учтенных сурков
Чегандинское 26* 71
Колесниковское 27 42
Кулюшевское 30 78
Новопоселенское 22 54
Шигнандинское 3 3
Юньгинское 3 5
Ныргындинское (на месте бывшей д. Ильнеш) 8 6
Итого 119 259
* - по данным осенних учётов зимовочных нор.
В ходе учетных работ отмечено дальнейшее сокращение количества семей в Чегандинском поселении, где в 2009 г. было выявлено 29 семей (Капитонов, 2010). Основной причиной снижения запасов степного сурка в данном поселении мы считаем прекращение выпаса в связи с переходом фермерских хозяйств на круглогодичное стойловое содержание крупного рогатого скота. Необходимость выпаса для сурков, особенно в поселениях на севере ареала, отмечена в работах многих исследователей (Колесников, 2002, 2006; Токарский и др., 2008).
Число семей в крупных Колесниковском и Кулюшевском поселениях пока продолжает оставаться на относительно высоком уровне, несмотря на недавнее прекращение выпаса скота на территории этих поселений. Но в перспективе нельзя исключить снижение их численности в результате ухудшения защитных условий.
Несколько лучшая ситуация наблюдается в Новопоселенском поселении, где высокая пастбищная нагрузка создает оптимальные условия для обитания сурков. В то же время из-за непосредственной близости населенных пунктов (д. Быргында и с. Новопоселенное) здесь высокий уровень фактора беспокойства со стороны местных жителей и бродячих собак. В Ныргындинском, Юньгинском и Шигнандинском поселениях число семей в течение последних нескольких лет остаётся на стабильно низком уровне.
В Каракулинском районе отмечены случаи незаконной охоты на степного сурка: фиксировались случаи отстрела зверьков и попытки раскапывания нор, а также около лазов находили проволочные петли и капканы.
Поэтому поселения байбака в Удмуртии нуждаются в постоянной охране от браконьеров.
Таким образом, результаты
проведенных в 2011 г. учетных работ позволяют оценить запасы степного сурка в республике примерно на уровне 640 особей (порядка 140 особей в Сарапульском районе и примерно 500 особей - в Каракулинском районе).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Капитонов В. И. Современное состояние поселений байбака (Marmota bobak) в Удмуртской Республике // Прошлое, настоящее и будущее сурков Евразии и экологические аспекты расселения сурков в Байкальском регионе : тез. докл. X Междунар. со-вещ. по суркам стран сНг. Улан-
Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2010. С. 21.
Капитонов В. И., Украинцева С. П. История акклиматизации и современное состояние поселений байбака в Удмуртии // Сурки Голарктики как фактор биоразнообразия : тез. докл. III Междунар. конф. по суркам. М.
: Изд-во АВР, 1997. С. 54.
Колесников В. В. Колонии байбака на севере европейской части его ареала // Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства : материалы Междунар. науч.-практ. Конф., посвящ. 80-летию ВНИИОЗ (28-31 мая 2002 г) / ВНИИОЗ, РАСХН. Киров, 2002. С. 260-262.
Колесников В. В. К вопросу о взаимосвязи байбака и скота // Сурки в антропогенных ландшафтах Евразии : тез. докл. IX Междунар. совещ. по суркам стран СНГ. Кемерово, 2006. С. 31.
Матвеев В. А. Результаты акклиматизации степного сурка (Мэгт^э ЬоЬвк МОП) в лесной зоне Удмуртской Республики // Сурки в антропогенных ландшафтах Евразии : тез. докл. IX Междунар. совещ. по суркам стран СНГ. Кемерово, 2006. С. 36.
Токарский В. А., Ронкин В. И., Савченко Г. А. Сельскохозяйственная деятельность человека как ключевой фактор колебания численности европейского подвида степного сурка // Бюллетень МОИП. Отд. биол. 2008. Т. 113, вып. 1. С. 48-52.