Научная статья на тему 'Ресурсы Республики Карелия как основа формирования рекреационного кластера региона'

Ресурсы Республики Карелия как основа формирования рекреационного кластера региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
602
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ РЕСУРСОВ / РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / POTENTIAL RESOURCES / RECREATION CLUSTER / THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шегельман Илья Романович, Рудаков Михаил Николаевич

Обосновывается необходимость ускоренного формирования на базе рекреационных ресурсов на территории Республики Карелия рекреационного кластера, включающего санаторный-бальнеологический и туристический подкластеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шегельман Илья Романович, Рудаков Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resources of Karelia as the basis of recreational clusters region

Rationale for the accelerated formation on the basis of recreational resources in the territory of the Republic of Karelia recreational cluster including a sanatorium and tourist subclusters.

Текст научной работы на тему «Ресурсы Республики Карелия как основа формирования рекреационного кластера региона»

Ресурсы Республики Карелия как основа формирования рекреационного кластера региона И.Р. Шегельман, М. Н. Рудаков

Проблемы интенсивного социально-экономического развития весьма актуальны для приграничного региона России - Республики Карелия, уникальный ресурсный потенциал и географическое положение которой используется неудовлетворительно, восстановление экономики идет медленными темпами, а рост доходов населения и реальной заработной платы замедлился [4], [5] и др.

Изменению сложившейся ситуации может помочь использование ресурсного потенциала и географической специфики Карелии: имея небольшую территорию 180,5 тыс. кв. км (1,06 % территории Российской Федерации), граничит с Финляндией, с Ленинградской, Вологодской, Мурманской и Архангельской областями, омывается Белым морем, ее западная граница совпадает с государственной границей России и Финляндии и имеет протяженность в 798 км, расстояние от столицы Петрозаводска до Хельсинки - 703 км

(http://www.gov.karelia.ru/gov/Different/karelia3.html).

При этом целесообразно учесть отечественный [2], [3] и зарубежный [9], [10] опыт кластеризации экономики и то, что, несмотря на то, что в стратегии, концепции и программе развития Республики Карелия неоднократно декларируется интенсивное развитие туризма, в целом вопросу использования рекреационного потенцила региона не уделяется должного внимания, не учтено, что стратегически и тактически обоснованное интегрированное использование этого потенциала способно внести существенный вклад в интенсивное социально-экономическое развитие республики.

В этих документах недостаточно внимания уделено формированию санаторнобальнеологического комплекса региона, основанного на использовании ресурсного рекреационного потенциала, хотя для этого имеются уникальные возможности, включая природные просторы и исторические достопримечательности, наличие

слабо используемых территорий для развития рекреационных услуг, лечебные свойства карельских источников и камня (марциальные воды, габозерские грязи, родон, шунгит и др.). То есть, к сожалению, Республика Карелия все еще не использует свои рекреационные ресурсны, более того, в регионе все еще не сформулирована обоснованная концепция решения этой актуальнейшей для Карелии задачи, которая должна решаться с учетом как интеграционного потенциала этих ресурсов, так и экологических ограничений.

Возможно, недостаточный учет этих факторов привел при разработке концепции карельского туристического кластера к декларации, на наш взгляд, завышенных оценок развития туристической отрасли к 2020 году: рост ее доли в ВРП до 15%, «замыкание» на территорию Карелии 7,5 % национального туристического рынка и т. п. [6]. Без учета, в достаточной мере, климатических и экологических факторов планируется, например, масштабное развитие водного туризма (строительство водно-туристических и дайвинг-центров, причалов и яхт-центров) - водоемы Карелии являются замерзающими и имеют невысокую, по мировым меркам, температуру воды.

Действительно, туристический потенциал всемирно известных музея-заповедника «Кижи», острова Валаам и ряда других объектов далеко не исчерпан, однако ограничены возможности превращения их в места долговременного пребывания туристов, поэтому и организуется их экскурсионное посещение и не предполагается проживание туристов в непосредственной близости к ним. Там, где антропогенная нагрузка на окружающую среду близка к пределу, нельзя допускать туристического «постоянства» и миллионных масс посетителей.

Население региона малочисленно (менее 650 тыс. человек), большая часть его сконцентрирована в южной части, некоторые районы насчитывают всего несколько десятков тысяч человек. В таких условиях концентрированная по времени (туристический сезон в Карелии длится около 4 месяцев) и территории нагрузка на окружающую среду может быть губительной. До 4 млн. туристов в год на всю республику, до миллиона - на ее центр (окружение столицы) кажутся явным преувеличением не только с социально-психологической, но и с экономической

точки зрения. Позволим предположить, что посещение Пудожского района с населением чуть более 20 тыс. чел. в экологически-активных целях 250 тыс. чел. туристов в год нанесет ему больший ущерб, чем развитие в нем столь необходимой промышленности на базе его минерально-сырьевых и лесных ресурсов. Поэтому полагаем, развитие туризма сможет внести достойный вклад в экономику Карелии, однако нет необходимости расширять его до пределов мировых туристических ареалов.

С учетом изложенного в числе важнейших направлений социальноэкономического развития региона можно выделить два взаимосвязанных [8]:

- развитие Республики Карелия как социально благополучной для проживания и оздоровления территории;

- формирование в рамках карельской экономики рекреационного и экологически безопасного кластера, включающего в качестве основных секторов санаторнобальнеологический и туристический.

Развитие Республики Карелия как социально благополучной для проживания и оздоровления территории должно обеспечить: безопасность проживания и жизнедеятельности, создание благоприятных и комфортных для проживания и современного отдыха, восстановления здоровья, лечения, снабжение населения качественными продуктам питания, возможность получения качественного образования, соответствующего европейским требованиям (его результаты должны обеспечивать возможности трудоустройства как в России так и за рубежом), развитие инфраструктуры для качественного жизнеобеспечения населения и развития региональной экономики, включая развитие качественных транспортных артерий (автомобильных, железнодорожных, водных, воздушных) и пропускных терминалов для повышения мобильности, деловых, дружеских и туристических связей с центром, смежными регионами и приграничной Финляндией и др.

С учетом выполненного анализа и того, что на территории Карелии расположены не только уникальные лесные массивы, десятки тысяч маленьких и больших озер (Выгозеро, Сегозеро, Топозеро, Кереть, Лоухское озеро и др.), а также Онежское и Ладожское озера (Карелию называют “страной озер”), речки и речушки,

каменистые берега которых покрыты хвойными лесами, придающими ее ландшафту особую красоту (рельеф, сформированный под воздействием ледников, характеризуется наличием песчаных равнин, длинных и узких извилистых галечно-песчаных гряд (озы), каменистых кос и кряжей (сельги)), но и уникальные лечебно-оздоровительные ресурсы,задачи формирования на базе рекреационных ресурсов Карелии рекреационного регионального кластера, учитывающего экологические ограничения.

В Карелии имеются практически все виды природных лечебных ресурсов, перечисленных в ФЗ № 26-ФЗ 23.02.1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»,: минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения, профилактики заболеваний и отдыха, а многие ее территории в полном объеме соответствует данному в законе определению «лечебно-оздоровительная местность» - это территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения, профилактики заболеваний, и отдыха населения.

Эффективность рекреационных кластеров подтверждается опытом многих зарубежных стран, в которых рекреационный бизнес вошел в число результативных и живучих секторов экономики.

Не ссылаясь на развитые в рекреационной сфере страны, учтем то, что, например, в Южной Корее на базе более 70 горячих минеральных источников, называемых в Корее «ончхон», являющихся популярными местами отдыха и туризма жителей, действуют туристические курорты с бассейнами, саунами, массажными кабинетами, фитнес-центрами. Правительство страны планирует поддержать создание на этой базе таких источников, удовлетворяющие целому ряду условий по температуре воды, ее минеральному составу, развитию местной инфраструктуры «Народных бальнеологических санаторно-курортных комплексов [1]. Интересен, например, и опыт Литвы, где создано множество природных комплексов с регулируемым посещением их отдыхающими: национальных парков, более 50 природных ландшафтных и ландшафтно-исторических заповедников,

свыше 60 специализированных природных заповедников и порядка 200 природных парков, что позволяет сочетать рекреационный отдых с элементами экологическим и спортивным туризмом.

К сожалению, Республика Карелия все еще не использует подобный опыт для эффективной реализации своего рекреационного ресурсного потенциала, более того, в регионе все еще не сформулирована обоснованная концепция решения этой актуальнейшей для Карелии задачи.

Развитие санаторно-курортного оздоровления и туризма в Карелии ограничено численностью крупных функционально развитых объектов, да и их развитие, например, наиболее известного и популярного из существующих - первого русского курорта «Марциальные воды», основанного в 1719 г., идет крайне слабо. А ведь, как известно, российские курортологи утверждают, что его минеральные воды (железистые азотные гидрокарбонатно-сульфатные слабоминерализованные, слабокислые) не уступают водам всемирно известных курортов, за счет того, что концентрация активного (двухвалентного) железа в них значительно больше, чем в других железистых источниках наших и заграничных курортов. В них также содержатся натрий, магний, кальций, марганец, а рядом в озере имеются габозер-ские сапропелевые иловые сульфидные грязи, также обладающие лечебными свойствами.

Однако уникальный рекреационный потенциал cанатория «Марциальные воды» практически не развивается (положительное исключение в этом плане -строительство Строительным предприятием № 1 ряда инфраструктурных объектов в поселке «Марциальные воды» и более раннее строительство примыкающего к этому санаторию санатория «Дворцы»).

В Карелии имеется положительный инвестиционный опыт создания бизнесом рекреационных объектов, таких как загородный клуб «Авиаретро», отель «Калевала», туристический центр «Деревня Александровка», базы отдыха «Черные камни», «Эдем» и др. Но ресурсный потенциал в этой сфере остается по-прежнему слабо используемым и далеко не масштабным. Серьезных финансовых

средств требует и развитие еще целого ряда рекриационных объектов, включая популярный государственный заповедник «Кивач».

Развитие рекреационного кластера будет способствовать и развитию в регионе малого и среднего предпринимательства, которые весьма чувствительны к рыночным рискам, но активно реагируют на развитие рынка. При этом необходимо и развитие транспортно-энергетической инфраструктуры, которая должна перестать сдерживать в Карелии развитие рекреационного кластера и др. секторов карельской экономики.

Необходимо акцентировать внимание на том, что обоснование и реализация рекреационных проектов должны основываться на необходимости минимизации антропогенного воздействия на природу, ее восстановления, учитывать экологические ограничения при их масштабном развитии. Реализация рассмотренного подхода в Республике Карелия будет способствовать, в ряду других мер, стабилизации социально-экономической обстановки в регионе и повысит ее инвестиционную привлекательность.

Список литературы:

1. В Южной Корее появятся бальнеологические санаторно-курортные комплексы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.samarkand-

foto.ru/obzoru/V-Yuzhnoy-Koree-poyavyatsya-balneologicheskie-sanatorno-kurortnie-kompleksi.html (доступ свободный). - Загл. с экрана. - Яз. рус.

2. Караева Ф. Е. Сущностный подход к определению понятия «региональный кластер» [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2011. - № 1. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2011/352 (доступ свободный). -Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Мальсагов А. И.. Кластерный подход в региональной полити-ке[Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2012. - № 2. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/806 (доступ свободный). - Загл. с экрана. - Яз. рус.

4. Рудаков М. Н. Приграничное экономическое сотрудничество: необходимость новой парадигмы / М. Н. Рудаков, И. Р. Шегельман // Глобальный научный потенциал. - 2013. - № 2(23)- С. 76-79.

5. Рудаков М. Н., Шегельман И. Р. Некоторые аспекты тактики регионального бюджетного менеджмента / Проблемы современной экономики. - 2010, № 1(33). -С. 337-339.

6. Толстогузов О. В. Стратегия периферийного региона в условиях ограничения информации: методология, теория и практика / О. В. Толстогузов. - Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2010. - 488 с. (с. 454).

7. Шегельман И. Р. Инвестиционная привлекательность приграничного региона: пути ее усиления / И. Р. Шегельман, М. Н. Рудаков, Д. Б. Одлис // Микроэкономика. - 2012. - № 4. - С. 104-106.

8. Шегельман И. Р. Ресурсный потенциал как фактор развития приграничного региона / И. Р. Шегельман // Наука и бизнес: пути развития. - 2012. - № 12(18). -С. 101-103.

9. Porter M. Competitive Advantage Agglomeratoin Economies and Regional Policy, Int-1 Regional Science Review. 1996 P. 85-90.

10. Porter M. E. The Competitive Advantages of Nations. New York: The Free Press. 1990. 896 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.