Научная статья на тему 'О приложении ресурсной теории к оценке конкурентных преимуществ региона в области рационального природопользования'

О приложении ресурсной теории к оценке конкурентных преимуществ региона в области рационального природопользования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
170
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / РЕГИОН / РЕСУРСНАЯ ТЕОРИЯ / COMPETITIVE ADVANTAGES / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / REGION / RESOURCE-BASED THEORY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рудаков Михаил Николаевич, Шегельман Илья Романович

Показано, что конкурентные преимущества Республики Карелия в области рационального природопользования в значительной мере определяются природными ресурсами, состоянием транспортной и энергетической инфраструктурой, географическим положением и могут быть реализованы путем включения в государственные программы инициированных республиканскими властями масштабных инновационных программ по реализации «Пудожского мегапроекта», «Карельского рекреационного кластера» и программ по развитию транспортно-энергетической инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Рудаков Михаил Николаевич, Шегельман Илья Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On application to the evaluation of resource theory of competitive advantages of the region in the field of environmental management

It is shown that the competitive advantages of the Republic of Karelia in environmental management are largely determined by natural resources, the state of transport and energy infrastructure, geographical location and can be realized by incorporating state programs initiated by the republican authorities scale innovative programs to implement the " Pudozh megaproject ", " Karelian recreational cluster "and programs for the development of transport and energy infrastructure.

Текст научной работы на тему «О приложении ресурсной теории к оценке конкурентных преимуществ региона в области рационального природопользования»

О приложении ресурсной теории к оценке конкурентных преимуществ региона в области рационального природопользования М. Н. Рудаков, И. Р. Шегельман

Ресурсная теория (в англоязычной литературе «ЯВУ») ранее разработанная как одно из направлений теории фирм к началу ХХ1 в. превратилась в мощное интеллектуальное течение, охватывающее методологию экономического анализа и управления экономическими образованиями различного уровня и назначения. Она основана на предположении стратегической зависимости внешнего положения экономического объекта в многомерном рыночном пространстве (в разных аспектах такое положение может характеризоваться разнообразными рейтингами, предпочтениями, индикаторами конкурентных преимуществ [1,

2, 3, 4]. Ее основные положения сформулированы следующим образом [5]:

1 - функционирование экономики рассматривается с точки зрения деятельности и взаимодействия самостоятельных фирм;

2 - успех экономической деятельности фирмы в стратегическом плане определяется ее устойчивыми конкурентными преимуществами по сравнению с другими фирмами;

3 - в свою очередь, основным фактором обретения конкурентных преимуществ является наличие под контролем (в том числе в собственности) стратегических ресурсов, т. е. ресурсов, позволяющих осуществлять успешные конкурентные стратегии;

4 - эффективное использование этих ресурсов, в свою очередь, обеспечивается особыми качествами фирмы, именуемыми, по антропологической аналогии, способностями.

Нами сделана попытка приложения ресурсной теории к оценке конкурентных преимуществ приграничного субъекта РФ - Республики Карелия и, как показано ниже, конкретно к оценке влияния на эти

преимущества в области рационального природопользования транспортной инфраструктуры региона.

При этом, опираясь на положения Б. Г. Клейнера, учтена возможность обмена базовыми ресурсами/способностями и то, что, поскольку результативность деятельности системы в общем случае определяется доступом к ресурсам и возможностям их эффективного использования, то устойчивая работа каждой экономической системы требует бесперебойного снабжения ее этими ресурсами/способностями.

Особенности и необходимость интенсивного развития Республики Карелия показаны нами в работах [6, 7, 8] и др. Именно для Республики Карелия весьма актуальны проблемы улучшения инвестиционного климата весьма актуальны для приграничного региона России - Республики Карелия, где восстановление экономики идет медленными темпами, а рост доходов населения и реальной заработной платы замедлился, что требует повышения конкурентоспособности региона и его участия в реализации масштабных инвестиционных проектов прежде всего в области рационального природопользования [9], [10].

Изменению сложившейся ситуации может помочь использование ресурсного потенциала и географической специфики Карелии, а также опыта приграничной Финляндии, реализовавшей в качестве ключевого инструмента промышленной политики кластерный подход и модель инновационного развития, которые позволили ей реализовать структурную перестройку экономики, достойно ответив на вызовы глобализации [11].

Исследования состояния и перспектив экономики Республики Карелия позволяют утверждать, что ее положительная динамика тесно связана с природно-ресурсной направленностью осуществляемых рыночных трансформаций. Все более востребованные в последние годы результаты многолетних геологических исследований, взятые в совокупности с опытом освоения лесных богатств, позволяют утверждать, что природные ресурсы

Республики Карелия обладают колоссальным инновационно-

инвестиционным потенциалом.

Специфика географических масштабов российской экономики

обусловливает большое значение транспортных издержек, при которых выход на внешние рынки для абсолютного большинства «внутренних» предприятий ограничен (исключение - крупные производители, исторически ориентированные на внешние рынки). В то же время для Карелии близость и протяженность государственной границы предопределяет доступность использования инноваций финских партнеров в бизнесе, науке, образовании и других сферах жизнедеятельности для трансфера знаний, технологий и инноваций.

Наши исследования позволили выделить в структуре экономики Карелии следующие потенциальные для развития кластеры: лесопромышленный; минерально-сырьевой; биоэнергетический; рекреационно-

бальнеологический, включающий в качестве подкластера туризм; научнообразовательный кластер.

Приоритетным для Карелии является лесопромышленный кластер, при развитии которого могут быть использованы лесосырьевые ресурсы Карелии, возможность и необходимость наращивания объемов их заготовки и переработки, сохранившийся инженерный и научно-образовательный потенциал региона. Безусловно, при этом может быть успешно использован трансфер финских технологий интенсивного лесопользования, позволяющий нарастить объемы лесозаготовок не менее чем в два раза, а следовательно и трансфер технологий лесопереработки, позволяя резко усилить потенциал приграничной торговли знаниями, технологиями и продуктами.

Уникальное значение имеет недооцененный, к сожалению, потенциал карельского минерально-сырьевого кластера. Опыт строительства Костомукшского горно-обогатительного комбината в свое время убедительно показал потенциал российско-финляндского сотрудничества на территории Карелии. Этот опыт и уникальные минерально-сырьевые ресурсы

Пудожского района республики позволяют поставить задачу формирования названного кластера.

Масштабность и конкурентоспособность ресурсов «Пудожского мегапроекта» обусловливает возможность их использования для снабжения центральных регионов России строительными материалами для жилищного, промышленного и дорожного строительства, для поставки на внутренний и внешний рынок продукции черной металлургии (титано-магнетитовые руды) и цветной металлургии (хромовые, медно-никеливые, платиновые руды), а также для развития ресурсных транзитных коридоров из Карелии в порты Белого и Баренцового морей, в Казахстан, Среднюю Азию, Китай [13], [14].

Безусловно, требуется ускоренное формирование биоэнергетического кластера. Основные биоэнергетические ресурсы Карелии - это древесина энергетического назначения и торф. Древесина энергетического назначения представлена отходами лесозаготовок и лесопереработки, а также дровами. Торф может добываться из месторождений с утвержденными запасами, но также в Карелии существует и множество неразведанных месторождений торфа, запасы которых не исследованы. Основные потребители этих ресурсов - это объекты коммунальной энергетики. Однако, несмотря на то, что сеть котельных Карелии является основным источником тепловой энергии для населения, доля использования биотоплива в сводном балансе потребления топливно-энергетических ресурсов в республике всего 19,5 %. Безусловно, что и здесь широкий простор для трансфера технологий и инноваций.

Нельзя не остановиться на необходимости формирования рекреационнобальнеологического кластера Карелии. Для этого имеются уникальные возможности, включая природные просторы и исторические достопримечательности региона, наличие слабо используемых территорий для развития туризма и отдыха, лечебные свойства карельских источников и камня (марциальные воды, габозерские грязи, родон, шунгит и др.),

неудовлетворительно вовлеченные в сферу привлечения инвестиций, включая зарубежные, и в сферу развития малого бизнеса.

В стратегических документах приграничного региона - Республики Карелия в качестве основного конкурентного преимущества выделено его географическое положение (наличие самой протяженной границы с Европейским Союзом и транзитное положение региона, обусловливающие развитость внешнеэкономических связей).

Это положение справедливо, но его нельзя рассматривать в отрыве от оценки состояния и перспектив развития транспортной инфраструктуры региона, поскольку:

- транспортная инфраструктура, наряду с энергетической инфраструктурой, географическим положением, природными ресурсами, почвенно-климатическими условиями, кадровым обеспечением и др. входит в число важнейших факторов, обеспечивающих конкурентоспособность региона и является одним из важных рычагов решения рассмотренных в работе [11] проблем привлечения инвестиций в Россию;

- без развитой транспортной инфраструктуры невозможно решить проблему полного и экономически эффективного освоения колоссальных природных ресурсов Республики Карелия, создать условия для ритмичных лесозаготовок, снизив зависимость лесопользователей от погодных условий, повысить сырьевую безопасность лесоперерабатывающих предприятий и даже лесопромышленных регионов в части обеспечения их древесными ресурсами;

- развитая транспортная инфраструктуры необходима не только для эффективного освоения природных ресурсов и увеличения объемов их переработки с формированием добавленной стоимости на территории региона, но и для восстановления возобновляемых видов ресурсов, их охраны (например, лесов от незаконных рубок, лесных пожаров), жизнеобеспечения территориальной распределенных поселков и городов и др.;

- наличие развитой транспортной инфраструктуры является важнейшим условием повышения инвестиционной привлекательности природных ресурсов, выхода на рынок их освоения, заготовки, транспортировки и переработки крупного бизнеса;

- увеличенные на базе развитой транспортной инфраструктуры объемы экономически доступных для заготовки и переработки природных ресурсов привлекут финансовые и кадровые ресурсы, обеспечат развитие смежных отраслей промышленности и т. п.

Рассмотрение этой проблемы на примере лесного комплекса Республики Карелия [12] показало, что после увеличения вывозных пошлин на круглый лес именно слабо развитая сеть лесовозных дорог вошла в число важнейших факторов, обусловивших резкое снижение объемов лесозаготовок и в свою очередь привело к проблемам с обеспечением сырьем лесоперерабатывающих и лесообрабатывающих предприятий региона.

Согласно анализу в южной части Республики Карелия (Пряжинское, Сортавальское, Ладвинское и Питкярантское лесничества) плотность дорог достигает 3-5 км на 1000 га, а капитального ремонта требует 40-50 % дорог. В то время как на севере Республики Карелия (Пяозерское, Калевальское, Костомукшское и северная часть Сосновецкого лесничества) и Пудожский район (Пудожское лесничество) существующая плотность дорог находится в пределах от 0,9 до 1,2 км на 1000 га, что в 2-3 раза меньше, чем в южной части Республики Кареллия. Более 50 % дорог требуют капитального ремонта и реконструкции (усиление дорожной одежды и перестройки деревянных мостов в связи с увеличением движения тяжеловесного транспорта). Внутри республики дорожная сеть развита неравномерно. Наличие лесовозных дорог в Карелии и их состояние крайне неудовлетворительное и средняя плотность дорог всех технических категорий меньше нормативной в 4-5 раз. Это также подтверждается данными Росавтодора, что до 75 % дорог общего пользования

(регионального и межмуниципального значения) на территории Карелии не

отвечают нормативным требованиям. Таким образом, для повышения конкурентоспособности лесного сектора экономики региона в перечне инфраструктурных проблем должна стоять прокладка лесных дорог с доведением обеспеченности дорогами до уровня среднеевропейского - около 10 км на 1000 га леса.

Рассмотрим потенциал транспортной инфраструктуры региона как фактора расширения международных транспортных потоков. Очевидно, что железнодорожные грузоперевозки в большинство североевропейских стран из Китая и Средней Азии, с Урала через Карелию весьма проблематично ввиду значительных транспортных издержек.

В то же время, именно отсутствие железнодорожной и энергетической инфраструктуры сдерживает реализацию «Пудожского мегапроекта», масштабность и конкурентоспособность которого может позволить ему стать ресурсной базы для снабжения центральных регионов России строительными материалами для жилищного, промышленного и дорожного строительства, для поставки на внутренний и внешний рынок продукции черной металлургии (титано-магнетитовые руды) и цветной металлургии (хромовые, медно-никеливые, платиновые руды), а также для развития ресурсных транзитных коридоров из Карелии в порты Белого и Баренцового морей, в Казахстан, Среднюю Азию, Китай. Реализация «Пудожского мегапроекта» в Карелии может быть обеспечена путем строительства проходящей через г. Пудож железнодорожной магистрали Межвежьегорск-Коноши и создания источника электроэнергии мощностью не менее 2000 МВт. Это способно активизировать международное сотрудничество и резко повысить роль Пудожского края и Карелии в целом в развитии СЗФО РФ и России в целом и стать фактором расширения международных транспортных потоков, проходящих через Республику Карелия [13], [14]. Напомним, что именно строительство Октябрьской железной дороги в свое время способствовало скачкообразному развитию экономики региона.

Еще одним фактором развития грузоперевозок в Карелии может стать

интенсификация освоения минерально-сырьевых ресурсов (прежде всего высокопрочного щебня) и лесных ресурсов, примыкающих к «малодеятельной» западной ветки железной дороги. Привлечение инвесторов к работе на этой территории способно интенсифицировать развитие примыкающей к этой ветке территорий.

Что же касается динамики пассажиропотока, то перспективы его увеличения, как железнодорожного, так и автомобильного, связаны, прежде всего, с развитием рекреационного кластера Республики Карелия, С учетом этого акцентируем внимание на том, что для интенсификации региональных и межрегиональных потоков грузов и населения необходимо усковренное повышение качества и обустройства автомобильных дорог, совершенствования автомобильной дорожной инфраструктуры и проч.

Таким образом, конкурентные преимущества Республики Карелия, связанные с состоянием и развитием его транспортной инфраструктуры достаточно противоречивы. С одной стороны, ее состояние сдерживает инвестиционную конкурентоспособность ее природных ресурсов, полноту и эффективность их освоения, что особенно наглядно видно на примере постоянно остающегося актуальным Пудожского мегапроекта. С другой стороны - именно потенциал природных ресурсов региона определяет перспективность развития транспортной и энергетической инфраструктуры региона. Учитывая то, что Республика Карелия относится к дефицитным регионам, самостоятельно, без поддержки федерального центра разрешить это противоречие, не имея для этого достаточных ресурсов, не сможет. Именно поэтому и с учетом географического положения региона целесообразна поддержка федеральным центром инициированных республиканскими властями масштабных инновационных программ по реализации «Пудожского мегапроекта», «Карельского рекреационного

кластера» и программ по развитию его транспортно-энергетической инфраструктуры.

С учетом вышеизложенного, трансформируя принципы ресурсной теории

в приложении к региональной экономике, можно сформулировать следующие положения:

- конкурентные преимущества региона в области рационального природопользования в значительной мере определяются состоянием и потенциалом развития его транспортной инфраструктуры, которая, наряду с энергетической инфраструктурой, географическим положением, природными ресурсами, почвенно-климатическими условиями, кадровым обеспечением, деловым климатом и др. входит в число важнейших факторов, обеспечивающих конкурентоспособность региона;

- основный фактор обретения конкурентных преимуществ за счет наличия контроля и управления использованием стратегических ресурсов (природных, инфраструктурных и др.), позволяющих осуществлять успешные конкурентные стратегии весьма ограничен для бюджетодефицитных регионов;

- бюджетодефицитный регион в стратегическом плане ограничен в возможности получения устойчивых конкурентных преимуществ по сравнению с регионами без поддержки федерального центра;

- Республика Карелия может получить серьезные конкурентные преимущества в области рационального природопользования благодаря своему географическому положению и природных богатств только опираясь на серьезную поддержку федерального центра путем включения в государственные программы инициированных республиканскими властями масштабных инновационных программ по реализации «Пудожского мегапроекта», «Карельского рекреационного кластера» и программ по развитию его транспортно-энергетической инфраструктуры.

Список литературы:

1. Катькало, В.С. Эволюция теории стратегического управления [Текст]: автореф. дис. ... докт. экон. наук: 08.00.05. - СПб.: СПбГУЭиФ, 2007. - 47 с.

2. Осадник, В. Значение интеграции рыночного и ресурсного подходов

для стратегического управления предприятием [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/13_4_01.htm (доступ

свободный). - Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Barney, J.B. Firm resources and sustained competitive advantage [Текст] // Journal of Management. - 1991. - № 17 (1). - Рр. 99-120.

4. Conner, K.R. Prahalad, C.K. A resourcebased theory of the firm: Knowledge versus opportunism // Organization Science. - 1996. - № 7(5). - Pp. 477-501.

5. Клейнер, Г.Б. Ресурсная теория системной организации экономики [Текст] // Российский журнал менеджмента. - 2011. Т. 9. - № 3. - С. 3-28.

6. Рудаков, М.Н., Шегельман, И.Р. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия: мифы и реалии [Текст] // ЭКО. - 2013. - №

11. - С. 129-144.

7. Рудаков, М.Н., Шегельман, И.Р. Приграничное экономическое сотрудничество: необходимость новой парадигмы [Текст] // Глобальный научный потенциал. - 2013. - № 2(23). - С. 76-79.

8. Шегельман, И.Р., Рудаков, М.Н. Ресурсы Республики Карелия как основа формирования рекреационного кластера региона [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», - 2013. - № 2. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1643 (доступ свободный). - Загл. с экрана. - Яз. рус.

9. Шегельман, И.Р. Ресурсный потенциал как фактор развития приграничного региона [Текст] / И. Р. Шегельман // Наука и бизнес: пути развития. - 2012. - № 12(18). - С. 101-103.

10. Рудаков, М.Н., Шегельман, И.Р. Формирование технологической

платформы лесного сектора России как фактор повышения доходов лесопромышленных регионов России [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. - 2012. - № 3. - Режим доступа:

http://ivdon.ru/magazine/latest/n3y2012/886/ (доступ свобоный). - Загл. с экрана. - Яз. рус.

11. Шегельман, И.Р., Рудаков, М.Н. Проблемы привлечения инвестиций в Россию: оценки финских исследователей [Текст] // Перспективы науки. -2012. - 12(39). - С. 144-136.

12. Шегельман, И.Р., Петухов, Р.А., Щукин, П.О. Ресурсный подход к развитию региональной сети лесовозных дорог [Текст] // Перспективы науки. - 2011. - № 11(26). - С. 188-191.

13. Шегельман, И.Р., Рудаков, М.Н., Щукин, П.О. Инновационноресурсный потенциал региона: «Пудожский мегапроект» [Текст] //

Микроэкономика. - 2011. - № 2. - С. 121-124.

14. Шегельман, И. Р., Щукин, П. О. Пудожский мегапроект - опыт разработки модели регионального развития на основе ресурсного подхода // Новые информационные технологии в целлюлозно-бумажной промышленности и энергетике: материалы IX межд. науч.-техн. конф. -Петрозаводск, 2010. - С. 71-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.