Научная статья на тему 'Ресурсы преодоления жизненных кризисов в ракурсе теоретических и практических аспектов'

Ресурсы преодоления жизненных кризисов в ракурсе теоретических и практических аспектов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
296
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колпакова Л. М.

The problem of crises overcoming by individual is considered. Factors are analyzed which take damaging effect, stimulate processes of overcoming and influence on conversion activities of individual. Keywords: overcoming, ascending balance, resources, personal senses, social support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and practical aspects of resources for overcoming vital crises

The problem of crises overcoming by individual is considered. Factors are analyzed which take damaging effect, stimulate processes of overcoming and influence on conversion activities of individual. Keywords: overcoming, ascending balance, resources, personal senses, social support.

Текст научной работы на тему «Ресурсы преодоления жизненных кризисов в ракурсе теоретических и практических аспектов»

РЕСУРСЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КРИЗИСОВ В РАКУРСЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ

АСПЕКТОВ

Л.М. Колпакова, доцент, Академия социального образования (КСЮИ), Казань

Проблема разнообразных кризисов личности делает чрезвычайно высоко актуальной для сохранения здоровья популяции идентификацию факторов, оказывающих не только повреждающее воздействие, но и стимулирующих процессы преодоления, способных привести к преобразовательной активности человека. Существование данной проблемы включает рассмотрение жизненных событий, вызывающих стрессогенное воздействие и имеющих для субъекта психологические последствия (Карцева Т.Б., 1990). Различные аспекты этой проблемы, например, способы управления своими эмоциональными и аффективными состояниями, социальная поддержка, ресурсы личности имеют соответствующие проекции в различных сферах жизнедеятельности человека - семья, образование, профессионализация. Исходя из того, что в современном понимании стресс рассматривается, как часть динамической системы взаимодействия среды и личности, то совершенно необходимым становится изучение тех аспектов, которые приобретают характер психологического воздействия и определяют проявление тех или иных поведенческих реакций. Очевидно, что центральным конструктом в случае определения здоровья личности, будет выступать преодоление.

В отечественной психологии представлены многочисленные исследования стресса, выполненных на материале функциональных состояний, эмоционального стресса, нервно-психического напряжения (Л.А.Ки-таев-Смык, 1983; А.Б.Леонова, 1984; Ю.М. Губачева, 1976 и др.). Анализ литературы показал, что в психологии данная проблема рассматривается чаще всего в контексте парадигмы адаптации, где основные теоретические подходы в той или иной

степени связаны с теорией баланса (H.Selye, 1960; А.А Налчаджян., 1988; Ф.Б.Березин, 1988; Beckwith L., 1990; Ф.Б.Березин, Т.В.Барлас, 1994; Коробейников И.А., 2002; Димитриева С.В., 2004 и др.). Вместе с тем поднимаемые вопросы отражают более широкие проблемы человеческого функционирования, связанные с долговременными динамическими реакциями и сложными задачами.

В нашем цикле исследований личности, в условиях резко изменившейся жизненной ситуации, обусловливающей существенные потери, изучалось поведение, имеющее превентивную ценность для здоровья личности. Существенной стороной наших научных интересов является оценка психического статуса личности, с точки зрения наличия психологических преград, затрудняющих ее жизнедеятельность и либо оказывающих повреждающее воздействие, либо стимулирующих процессы преодоления и ведущих к преобразовательной активности человека.

Необходимо отметить, что хотя понятия «адаптация» и «преодоление» достаточно взаимосвязаны между собой, но они не являются синонимами. Тем не менее, в литературе они часто заменяются понятием «coping» под которым подразумевается их аналогия. Термин «coping», в английском языке «cope», означает преодолевать, в немецком словаре «bewaltigung» также преодоление или «belastungsverarbeitung» - переработка нагрузок. Таким образом, в содержании этого термина отражается процесс действия, направленный на внутренние и внешние объекты, которые затрудняют жизнедеятельность, мешают или стоят на пути субъекта. Представим наши теоретические представления и уже сложившиеся относи-

тельно изучаемого вопроса в социальной клинической психологии.

В зарубежной психологии под преодолением понимаются все реакции индивида, возникающие при столкновении с потенциально угрожающим случаем. Оно включает в себя как внешнее поведение, так и когнитивные, эмоциональные и физиологические процессы. Преодоление подразделяется на усилия, направленные на действия и на усилия, направленные на интрапсихические процессы, когда требования среды и личности начинают превышать личностные ресурсы (20).

В работах Р.Х.Шакурова (2001) «преодоление» представлено не только, как главная форма отношения индивида с миром, но и ведущий механизм развития и становления личности. Адаптацию автор рассматривает как «восходящееся равновесие». Анализируя психическое Р.Х.Шакуров доказывает, что достигнутый уровень адаптации всего лишь фон, определяющий «меру изменений на стимул-градиент-стимулирование».

Мы же, в свою очередь, под «адаптацией» понимаем констатацию завершившегося какого-то процесса действий внутреннего или внешнего плана в связи с актуальной и потенциальной целью, представляющей собой согласованное по структуре компонентов образование, - состояние, поведение, организованную среду субъекта. Т.е. адаптация представляет собой результат определенных действий, приведших в конкретный отрезок жизненного времени к гармонизации субъекта с условиями среды в соответствии каких-то определенных, первоочередных из множественных для человека целей как индивида, личности, жизненных задач.

Учитывая колоссальный опыт, накопленный в отечественной и зарубежной психологии, мы акцентируем внимание на том, что личность - это самоорганизующаяся система, функциональная целесообразность которой обусловлена общими жизненными паттернами, отражающих социальные ценности, психологическое благополучие и интегрированность в культуре общества. Од-

ной из гипотез стало предположение о том, что характер функционирования индивидуальности в целостном интегрированном состоянии или десинхронозе будет определяться закрепившимися в течение жизни способами реализации своей психической жизни с одной стороны, временной динамикой и глубиной включенности личности в жизненные условия с результатами преодоления с другой стороны.

В психологии описываются факторы, обусловливающие психологическое благополучие личности. Среди них, как наиболее значимым относят:

- личностную историю человека, которая создает индивидуальную вариацию ответа на стресс или жизненную трудность (17);

- изменения ролей, содержащие в себе выгоды и потери, предсказуемо возникающие (так называемые «нормативные» случаи); кризисы, связанные с потерей, в том числе и с потерей роли («ненормативные» случаи); и ролевые проблемы в повседневных ролевых переживаниях, создающие общее жизненное напряжение (19);

- психологические защиты, как способы управления своими эмоциональными и аффективными состояниями при возникновении психологического дискомфорта (14);

- социальную поддержку через связи с другими людьми - семьи, с ближайшим окружением, участия в общественных организациях и т.п. (18);

- личностный контекст, включающий мотивационные, волевые, рефлексивные, коммуникативные аспекты, а также ответственно-саморегулятивные характеристики активности личности (1, 2, 3, 5).

Мы, в свою очередь, принимая во внимание выделяемые факторы, в качестве основного медиатора психологического благополучия, включаем систему личностных смыслов, определяющих психологическую задачу преодоления, прежде всего, внутренних барьеров и созидающего устремления.

На наш взгляд, такой подход наиболее сообразен с пониманием личности как

открытой и самоорганизующейся динамической системой, реализующей свои потенции в новых жизненных условиях. В случае нестандартной ситуации человек, столкнувшись с преградами, благодаря смыслообраз-ности и целесообразности, мобилизуя свои ресурсы, становится ответственным за результаты выхода из предлагаемой жизнью ситуации.

В качестве подтверждения вышесказанного можно указать на наши экспериментальные исследования, которые легли в основу подтверждения концепции преодоления, верификация основных положений которой проводилась в режиме лонгитюди-ального эксперимента. Выборку составили 1060 человек, из них 464 матерей и 271 детей, проходящих восстановительное лечение и обучение в Республике Татарстан и г. Ульяновска, а также 155 матерей и 170 здоровых детей.

Нами изучалась личность матерей, оказавшихся в ситуации рождения и воспитания детей с двигательными нарушениями, в основном со спастической диплегией и ге-мипаретической формой ДЦП, которые, по данным некоторых исследователей, представляют собой благоприятный прогноз в социализации (К.А. Семеновой 1973).

В определенном смысле можно предположить, что эти дети, а значит и их матери, несут в себе признаки маргинальности, и эти признаки весомым образом, кроме прочих, формируют симптомокомплекс дессинх-роноза. Эти симптомы могут проявляться в обесценивании своей личности, психологической неопределенности внутреннего и социального статуса, неустойчивости межличностных отношений, страхах быть отвергнутыми, в склонности предполагать, что с ними и их детьми окружающие несправедливо обращаются и т.п.

Среди психологических преград, обусловленных фатально изменившей жизнь женщины и ее семьи ситуацией, нами выявлены следующие, несущие в себе классификационные признаки переживаний кризиса:

- необратимость ситуации, несущая угрозу для реализации своих значимых мотивов и целей. В качестве препятствия выделяются социальные атрибуции в форме оценочных отношений жалости, страха, сочувствия, раздражения, любопытства, что в когнитивно-эмоциональных репрезентациях матерей отображается, как проявление сре-довой изоляции, социального отчуждения -«синдром стигмы».

- состояние психической напряженности, как реакция личности на препятствия, значимость преодоления которых обозначена ценностным мотивом «здоровье ребенка». В качестве препятствия выделяются чувство вины, страха, определяющие структуру отношений к своему прошлому, будущему и будущему своего ребенка.

- изменение привычных условий своей жизнедеятельности, общения. В качестве препятствия выделяются трудности межличностного общения в семье. Отмечается взаимная зависимость и потенцирование склонности матерей детей с ДЦП к фиксации на текущих житейских трудностях, что ведет к изменениям структуры отношений - с родителями, с другими людьми, к себе, усложняя межличностное взаимодействие, углубляя внутрисемейные проблемы.

Нами была разработана диагностическая система изучения многоуровневой иерархической организации личности не только в рамках структурного, но и динамического анализа, включающего временные аспекты жизнедеятельности матерей. С этой целью нами были использованы методы, позволяющие изучить личность матерей в трех основных сферах психической деятельности: эмоциональной, поведенческой, когнитивной в динамике взросления детей, включая три критических момента: пренатальный (ожидание ребенка), младший школьный возраст и подростковый возраст. Критерием нормы личностной адаптивности выступала взаимная согласованность компонентов психической деятельности матерей, как результата преодоления критических моментов жизни.

Результаты нашей работы дали нам возможность описать нарушения в структуре индивидуально-личностных характеристик. Структурно-динамический анализ личности матерей показал, что с возрастом детей с церебральным параличом у большинства их матерей происходит усиление свойств личности, проявляющиеся, с одной стороны в отклонениях за счет стенических (импульсивность, ригидность, оптимистичность), а с другой, гипостенических признаков (деп-рессивность, эмоциональная лабильность, тревожность, индивидуалистичность).

Поведенческие отклонения в основном были выявлены по эпилептоидному, тормозимому, истероидному, сензитивно-тревож-ному и интровертированному типам, что провоцировало, прежде всего:

- снижение уровня включенности в социальную среду;

- повышение трудностей межличностного общения.

В то же время нами была выявлена группа женщин с тенденциями оптимального выхода из ситуации фрустрации. Для них характерен более высокий уровень целевой активности (экстраактивности) в отличие от матерей других групп, чей уровень нервно-психического благополучия не удовлетворителен.

Анализ по критерию социально-демографических характеристик выявил на достоверном статистическом уровне положительный прогноз преодоления специфических препятствий для матерей:

- имеющих зрелый возраст - от 30 лет до 50 лет;

- работающих и имеющих полную семью (наличие брачных отношений);

- работающих и имеющих высшее образование.

Полученные данные показывают, что изменение психических свойств в структуре личности в возрастной динамике обусловлено действием не только эмоциогенного фактора болезни ребенка, но и социально-демографическими факторами - возраст, наличие полной семьи, включение матери в

профессиональную деятельность и образование.

Сравнительный анализ с выборкой матерей здоровых детей обнаружил у матерей детей с ДЦП повышенную напряженность большинства механизмов психологической защиты.

Так, с учетом возрастной динамики у матерей, способных к преодолению, наблюдается снижение таких механизмов защиты, как «проекции», «реактивных образований» и «вытеснения», но повышение механизмов «интеллектуализации» и «отрицания», являющихся качественными признаками согласования психических свойств личности.

Было выявлено, что матери с десинхро-нозом в выборе стратегий совладающего поведения используют чаще эмоциональный копинг - «протеста», что отражает напряженность аффективных переживаний и поведение с тенденцией повышения нецелесообразной активности.

У матерей, способных к преодолению, в качестве основных стратегий выявлены -«поиск социальной поддержки», «планирование решение проблемы», «принятие ответственности». Следует отметить, что с возрастом у этих женщин также происходят изменения в структуре личности. В качестве структурообразующих компонентов выступают когнитивные и эмоционально-волевые характеристики - трезвость оценок, эмоциональность, социальная направленность. Содержание связей в корреляционной структуре личности показывает сбалансированность личностной системы, что отражается и в использовании разнообразных поведенческих стратегий, в структуре которых чаще всего обнаруживаются адекватные их варианты. Так, поиск социальной поддержки имеет положительные связи с высоким уровнем осознания проблем и жизнелюбием. Планирование решения проблем связано с трезвостью оценок и упорством в отстаивании своих позиций. Самоконтроль с социальной направленностью на общественные нормы и снижением тревожности. Принятие

ответственности повышает эмоциональность и жизнелюбие.

Не менее значимым в обогащении концепции преодоления, на наш взгляд то, что нами были выделены варианты адаптивного, стимулирующего развитие личности женщины в материнстве и неадаптивного материнства, несущие признаки десинхро-ноза. Факторный анализ показал, что доминантой в определении стратегий поведения, и в частности определяющей преодоление препятствий является содержание личностных смыслов. Моделирование поведения с параметром личностных смыслов в различных связях с многоуровневыми характеристиками матерей показало ряд закономерных признаков.

При адаптивном варианте иерархия значимых факторов у матерей выглядит следующим образом:

- а) морально-нравственная компонента, отражающая, прежде всего, «обострение совести» - т.е. совестливое отношение к окружающим людям, своим обязанностям; б) прогнозирование будущего, в) общение, г) материнская деятельность.

- преобладающее место в структуре личностных смыслов занимают элементы, направленные на преодоление, прежде всего, собственного отношения к трудностям ситуации, тем самым создавая условия для возникающих устремлений личности.

- структура связей в системе личностных характеристик представляет собой уравновешенную систему. Механизмами удержания «восходящего равновесия» выступают «активность», «эмоциональность», «контроль», «рациональность».

-ведущими тенденциями выявлены: стремление к самовыражению с ориентацией на социальные нормы, а также принятие в себе новых качеств, отражающих более мужественные черты.

Неадаптивные варианты личности были представлены в трех вариантах: матери с неврастеническими, истерическими и нигилистическими проявлениями. Их объединяют как общие, так и специфические признаки.

К общим признакам относятся: а) устоявшая структура отношений к сложившейся ситуации; б) смыслы с доминированием конфликтного состояния и не имеющие развивающегося прогностического компонента.

К специфическим признакам неадаптивного материнства относятся: 1) материнская деятельность, 2) переживание утраты и 3) разочарование в собственной жизни;

- преобладающее место в структуре личностных смыслов занимает доминирующая протекция потребностей ребенка.

- ведущей поведенческой тенденцией является подчеркивание симбиотических отношений с ребенком, отражающее гиперкомпенсацию собственной нереализованности, иногда проявляемую в агрессивной форме.

Так, один из вариантов материнской деятельности в этом случае определяется отсутствием гибкости, застреванием на аффекте, невротическим сверхконтролем и снижением критичности.

С точки зрения психопатологических симптомов структура связей в системе личностных характеристик в группах неадаптивного материнства представляет собой дисбалансированную систему, специфические особенности которой проявляются в различных вариантах поведенческого компонента психического.

Таким образом, полученные результаты предоставляют возможность углубить представления о процессах развития личности, содержательным конструктом которых представлено преодоление, характеризующее показатели психологического благополучия в диапазоне возрастной и ситуационной динамики в соответствии с условиями среды.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.- 299 с.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М., 1984. - 200 с.

3. Джидарьян И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания. / В кн. Категории материалистической диалектики в психологии. М. 1988. С. 56-89.

4. Дмитриева C.B. Особенности адаптации детей к учебной нагрузке в зависимости от функциональной ассиметрии / Автореф.к.биол.н.Ульяновск. - 2004.

5. Карцева Т.Е. Понятие жизненного события в психологии // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь / Под ред. Б.Ф.Ломова, К.А.Абульхановой-Славской. М, 1990. С. 88-101.

6. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983. 368 с.

7. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М., 2002. - 192 с.

8. Леонова А.Е. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984. 200с.

9. Губачев Ю.М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека // Губачев Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д., Разумов С.А., Стаб-ровский Е.М.. Л., 1976. 224 с.

10. Ф.Е.Еерезин Психическая и психифизиоло-гическая адаптация человека. Л., 1988. 270 с.

11. Ф.Е.Еерезин, Т.В.Еарлас. Социально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1994. Т.94. С. 38-42

12. Карвасарский Б.Д. Копинг-поведение у больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: пособие / Б.Д. Карвасарский, В.А. Абабков, Г.Л. Исурина и др.; С-Петерб. научно-исслед. психоневролог. ин-т им В.М.Бехтерева. 1999, - С. 23.

13. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). //АН Арм.ССР, Ин-т философии и права. Ереван, 1988.- 262 с.

14. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. Л.,1984. 192 с.

15. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. - М. 1968. 320с.

16. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). - Казань, 2001.- 180 с.

17. HorowitzM. I. Psychological response to serious life events // The denial of stress / Ed. by S. Breznitz. NY., 1983. P.129-159

18. Moos R.H., Schaefer J.A. Life transitions and crises: A conceptual overview // Coping with life crises: An integrated approach / Ed. by R.H. Moos, J.A. Schaefer. NY., L., 1986. P.3-28

19. Pearlin L. J. Menaghan E.G., Lieberman M.A., Mullan J.T. The stress process //Journal of health and social behavior. 1981. Vol. 22. P.337-356.

20. Silver R.L., Wortman C.B. Coping with undesirable life events //Human Helplessness: Theory and applications / Ed. by J. Garber, M.E.P. Seligman. NY., 1980. P. 279-340.

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Е.А. Пиотровская, Академия социального образования (КСЮИ), г. Казань.

В последние десять лет в России в связи с активным внедрением в практику семейных врачей, перехода к высокотехнологичным видам медицинской помощи значительно возрастает роль не только и не столько врачебного персонала, сколько среднего медицинского персонала. Этому способствуют и ряд мероприятий по повышению статуса среднего медицинского работника. С 1993 года в медицинских ВУЗах страны открыта подготовка по специальности «Менеджмент сестринского дела». Особенностью профессии является постоянный контакт медицинской сестры с пациентом,

превалирование готовности к эмоциональному сопереживанию и сочувствия пациенту. Соответственно, представители данной профессии являются и наиболее уязвимы в части развития синдрома эмоционального выгорания. Данный синдром характеризуется состоянием эмоционального, физического и интеллектуального истощения. При яркой выраженности синдрома специалист не способен оказывать необходимую медицинскую помощь пациентам и сам страдает психосоматическими нарушениями и невротическими расстройствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.