Научная статья на тему 'РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ МОСКВЫ'

РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL TOURISM / SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES / EDUCATIONAL TOURISM RESOURCES / GEOGRAPHICAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайворон Татьяна Дмитриевна, Майнашева Галина Макаровна

В статье идет речь об образовательном туризме, дающем возможность обучающимся углублять знания в области географии, экологии, других учебных дисциплин. Важнейшими ресурсами образовательного туризма являются природные ландшафты и их компоненты, историко-культурные, музейные экспозиции, памятники архитектуры. В особо охраняемых природных территориях Москвы представлены разнообразные природные ресурсы образовательного туризма, которые необходимо применять в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайворон Татьяна Дмитриевна, Майнашева Галина Макаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TOURISM RESOURCES OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES OF MOSCOW

The article deals with educational tourism enables students to deepen their knowledge in the field of geography, ecology, and other academic disciplines. The most important educational tourism resources are natural landscapes and their components, historical and cultural museum expositions, architectural monuments. In the specially protected natural territories of Moscow, various natural resources of educational tourism are presented, which must be used in the educational process.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ МОСКВЫ»

УДК 911

DOI 10.25688/2076-9091.2019.36.4.4

Т.Д. Гайворон, Г.М. Майнашева

Ресурсы образовательного туризма особо охраняемых природных территорий Москвы

В статье идет речь об образовательном туризме, дающем возможность обучающимся углублять знания в области географии, экологии, других учебных дисциплин. Важнейшими ресурсами образовательного туризма являются природные ландшафты и их компоненты, историко-культурные, музейные экспозиции, памятники архитектуры. В особо охраняемых природных территориях Москвы представлены разнообразные природные ресурсы образовательного туризма, которые необходимо применять в образовательном процессе.

Ключевые слова: образовательный туризм; особо охраняемые природные территории; ресурсы образовательного туризма; географическое образование; экологическое образование.

Образовательный туризм — важнейшее направление современного туризма. Применение на практике подходов и методов образовательного туризма дает возможность углубленного изучения географии, развития краеведческих знаний, навыков. Следует отметить важную роль образовательного туризма в актуализации и популяризации географического образования, краеведения.

Важное значение в географическом, экологическом образовании приобретает образовательный туризм, ориентированный на выполнение задач образовательных программ школьных учебных заведений и высшей школы [6]. Образовательно-туристские мероприятия позволяют обучающимся изучать географию, биологию, историю не только в стенах школы, университета, но и на природе, в охраняемых природных территориях, в музеях, учреждениях культуры. При этом обучающиеся приобретают не только знания в области изучаемых дисциплин, но также навыки социокультурной и просветительской деятельности. Все это необходимо для дальнейшей профессиональной деятельности обучающихся.

© Гайворон Т.Д., Майнашева Г.М., 2019

К образовательно-туристским ресурсам относятся: культурное наследие, природное наследие, учреждения культуры, научно-образовательные учреждения [3]. В рамках природного наследия прежде всего огромное значение приобретают особо охраняемые природные территории (ООПТ) разного ранга, в которых сосредоточены разнообразные природные ресурсы образовательного туризма, ландшафты и их компоненты.

Москва имеет огромный туристско-образовательный потенциал, в том числе богатое природное наследие, которое сохраняется в ООПТ Москвы федерального и регионального значения. Созданные на городских территориях, московские ООПТ испытывают антропогенное влияние разной направленности и интенсивности. Однако, несмотря на негативные последствия такого влияния, имеются разнообразные возможности для географического, экологического образования, образовательного туризма.

В Москве созданы и успешно функционируют более 120 особо охраняемых природных территорий, имеющих различный статус; есть около 100 памятников природы, выполняющих рекреационную функцию, а также сохраняющие городские природно-антропогенные экосистемы. Так, в Национальном парке «Лосиный остров», территория которого частично находится в пределах города, рекреационная зона, открытая для посещения, занимает более 50 % территории. В то же время в ядре национального парка охраняются уникальные лесоболотные комплексы истоков р. Яузы, где возможно проведение экскурсий.

Природно-исторические парки Москвы — важнейший ресурс образовательного туризма — наиболее активно создавались в 90-е годы XX века, и до 2009 года. Общая площадь природно-исторических парков достигает 114 км2. В природно-исторических парках (Царицыно, Тушинский, Битцевский лес) сохраняются уникальные природные объекты, имеются историко-культурные памятники (Останкино, Братцево). Здесь возможно изучать сохранившиеся природно-антропогенные ландшафты, культурные ландшафты, архитектурные памятники.

В Москве в 1990-е годы и в 2000-2010 годах организованы природные, ландшафтные заказники общей площадью около 22 км2. В 2016 году организован природный заказник «Жулебинский лес». Заказники разной направленности созданы с целью охраны природно-антропогенных, культурных ландшафтов, их компонентов — растительности, животных, в том числе птиц, насекомых [2].

По данным [2], в городе было организовано около 100 памятников природы для охраны объектов живой и неживой природы.

Все особо охраняемые природные территории г. Москвы, их ландшафты развиваются в условиях антропогенных воздействий разного вида и интенсивности, что приводит к негативным последствиям. Тем не менее в ООПТ имеются разнообразные, в том числе природные, ресурсы образовательного туризма, на основе которых возможно проведение образовательно-туристских мероприятий. Такие мероприятия могут проводиться в ходе полевых практик студентов по различным географическим дисциплинам — геологии, геоморфологии, гидрологии, биогегографии, географии почв, ландшафтове-дению.

На территории Тушинского природно-исторического парка, участка Сходненская чаша неоднократно проводилась комплексная полевая практика по физической географии, ландшафтоведению (рис. 1, 2).

Рис. 1. Изучение растительности студентами-географами на полевой практике по физической географии в Сходненской чаше. Фото Т.Д. Гайворон

Рис. 2. Изучение ландшафтов поймы р. Сходня студентами-географами на полевой практике по физической географии в Сходненской чаше. Фото Т.Д. Гайворон

Сходненская чаша — озеровидное расширение долины р. Сходня, сформировавшееся в результате меандрирования русла реки. На ее склонах развиты оползневые процессы, встречаются выходы грунтовых вод. Пойма реки частично заболочена, распространены низинные и переходные болота, сохранились

березняки, осинники, разнотравные луга. Там произрастают сероольшанни-ки, черноольшанники, есть луговые и болотные растительные сообщества. Встречаются растения и животные, занесенные в Красную книгу Москвы. Сходненская чаша, река Сходня используются местным населением для рекреации, в связи с чем наблюдается незначительное замусоривание территории, тропиночная сеть.

Природно-антропогенные ландшафты Сходненской чаши могут быть включены в маршруты полевых практик студентов-географов, в том числе с элементами образовательного туризма (рис. 3, 4).

Рис. 3. Ландшафты склонов Рис. 4. Луговые ландшафты

Сходненской чаши. Фото Т.Д. Гайворон Сходненской чаши. Фото Т.Д. Гайворон

Ландшафтный заказник «Воробьевы горы» занимает участки крутых оползневых склонов Теплостанской возвышенности, подмываемых Москвой-рекой. Здесь наблюдаются стенки срыва оползней, оползневые ступени размером до десятков метров. Развиты процессы водной эрозии, сформировавшие промоины, овраги. И оползневые, и эрозионные процессы весьма активны, поэтому здесь строительство любых сооружений достаточно опасно. На склонах произрастают широколиственные леса (липа, вяз, клен), встречаются березняки, осинники. Благодаря интенсивному развитию склоновых процессов на крутых склонах встречаются участки «пьяного леса» (рис. 5). Отмечено более 30 видов, занесенных в Красную книгу Москвы.

На Воробьевых горах была проложена экологическая тропа с информационными стендами, аншлагами, которые помогали посетителям заказника лучше изучить экосистемы парка, а также экологические проблемы городской территории и способы их решения.

Рис. 5. «Пьяный лес» на склонах Воробьевых гор. Фото Т.Д. Гайворон

Однако в настоящее заказник «Воробьевы горы» потерял природоохранное, образовательное значение из-за строительства канатной дороги «Воробьевы горы - Лужники». При строительстве опор канатной дороги на оползневом склоне уничтожены растительные сообщества, почвы. Вблизи станции метро «Воробьевы горы» увеличилась тропиночная сеть, усилилось вытаптывание (рис. 6). Из-за прокладки асфальтированных дорожек на склонах усилилось заболачивание в нижней части склона (рис. 7).

Рис. 6. Вытаптывание на склонах Воробьевых гор. Фото Т.Д. Гайворон

Рис. 7. Заболачивание на склонах Воробьевых гор. Фото Т.Д. Гайворон

На склонах Воробьевых гор установлено искусственное освещение — около 1000 опор с прожекторами (рис. 8, 9). Размещение в заказнике такого мощного искусственного освещения является грубым нарушением природоохранного законодательства и статуса заказника. Возникло крупномасштабное световое загрязнение окружающей среды, что ведет к деградации природного комплекса. Эксперты считают, что размещение такого освещения ведет к нарушению естественных биоритмов животных на территории лесопарка [4]. При установке прожекторов и прокладке многочисленных кабелей к ним нарушались почвы, уничтожались растительность и ландшафты. Экологическая тропа на Воробьевых горах сейчас практически уничтожена.

Рис. 8. Прожектора освещения тт

Рис. 9. Ночное освещение

на Воробьевых горах. _ _, ^ _, „ на Воробьевых горах 141

Фото Т.Д. 1 аиворон

По данным [5], уже 6 лет назад экологическая ситуация на Воробьевых горах была неблагоприятной, главным образом из-за чрезмерной рекреационной нагрузки и нарушения режима охраны ландшафтного заказника. Были предложены меры по устранению экологических проблем в заказнике, однако реализованы они не были.

Таким образом, природные образовательно-туристские ресурсы особо охраняемых природных территорий г. Москвы далеко не всегда сохраняются должным образом и, к сожалению, утрачиваются. Тем не менее во многих ООПТ Москвы сохранились природно-антропогенные комплексы, имеющие богатый туристско-образовательный потенциал и предоставляющие возможности для географического образования с углубленным изучением отдельных вопросов школьных и вузовских образовательных программ по географии.

Литература

1. Гайворон Т.Д., Майнашева Г.М. Возможности экологического туризма в особо охраняемых природных территориях Москвы // Вестник МГПУ Серия: «Естественные науки». 2017. № 4 (28). С. 25-36.

2. Правительство Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. URL: http://www.dpioos.ru/eco/ru/oopt (дата обращения: 08.10.2019).

3. Ресурсы образовательного туризма российских регионов: Центральная Россия: монография / О.В. Шульгина, Б.Б. Вагнер, Т.П. Грушина, А.Е. Левинтов, Г.М. Майнашева, Д.П. Шульгина. М.: МГПУ. 2016. 252 с.

4. «Световая вакханалия»: чем подсветка на Воробьевых горах опасна для людей и животных / Ксения Авилова, Василий Яблоков. URL: https://www.the-village.ru/village/ city/situation/298030-podsvetka-na-vorobievyh-gorah (дата обращения: 08.10.2019).

5. Самсонова С.Ю., Белютина В.С., Барабошкина Т.А., Самарин Е.Н., Огородни-кова Е.Н. Эколого-геоморфологический анализ в обосновании управления городскими особо охраняемыми природными территориями (на примере природного заказника «Воробьевы горы», г. Москва) // Вестник РУДН. Серия: «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2013. № 2. С. 93-99.

6. Соломин В.П., Погодина В.Л. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 30. Т. 8. C. 97-112.

Literatura

1. Gajvoron T.D., Majnasheva G.M. Vozmozhnosti e'kologicheskogo turizma v osobo oxranyaemyx prirodnyx territoriyax Moskvy4 // Vestnik MGPU. Seriya: «Estestvenny'e nauki». 2017. № 4 (28). S. 25-36.

2. Pravitel'stvo Moskvy\ Departament prirodopol'zovaniya i oxrany' okruzhayu-shchej sredy' goroda Moskvy\ URL: http://www.dpioos.ru/eco/ru/oopt (data obrashheniya: 08.10.2019).

3. Resursy' obrazovatePnogo turizma rossijskix regionov: Centralnaya Rossiya: monografiya / O.V. SHulgina, B.B. Vagner, T.P. Grushina, A.E. Levintov, G.M. Majnasheva, D.P. SHuTgina. M.: MGPU. 2016. 252 s.

4. «Svetovaya vakxanaliya»: chem podsvetka na Vorob'evy'x gorax opasna dlya lyu-dej i zhivotnyx / Kseniya Avilova, Vasilij Yablokov. URL: https://www.the-village.ru/villa-ge/city/situation/298030-podsvetka-na-vorobievyh-gorah (data obrashheniya: 08.10.2019)

5. Samsonova S.Yu., Belyutina V.S., Baraboshkina T.A., Samarin E.N., Ogorod-nikova E.N. E'kologo-geomorfologicheskij analiz v obosnovanii upravleniya gorodski-mi osobo oxranyaemymi prirodnymi territoriyami (na primere prirodnogo zakaznika «Vorob'evy' gory'», g. Moskva) // Vestnik RUDN. Seriya: «E'kologiya i bezopasnost zhiznedeyatePnosti». 2013. № 2. S. 93-99.

6. Solomin V.P., Pogodina V.L. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy' razvitiya obrazovatel'nogo turizma v Rossii // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2007. № 30. Т. 8. S. 97-112.

T.D. Gaivoron, G.M. Mainasheva

Educational Tourism Resources of Specially Protected Natural Territories

of Moscow

The article deals with educational tourism enables students to deepen their knowledge in the field of geography, ecology, and other academic disciplines. The most important educational tourism resources are natural landscapes and their components, historical and cultural museum expositions, architectural monuments. In the specially protected natural territories of Moscow, various natural resources of educational tourism are presented, which must be used in the educational process.

Keywords: educational tourism; specially protected natural territories; educational tourism resources; geographical education; environmental education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.