Научная статья на тему 'РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРНОГОРИИ КАК РЕСУРС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА'

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРНОГОРИИ КАК РЕСУРС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ / РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АБОРИГЕННЫЕ РАСТЕНИЯ / ИНТРОДУЦИРОВАННЫЕ РАСТЕНИЯ / EDUCATIONAL TOURISM / NATIONAL PARKS / EDUCATIONAL TOURISM RESOURCES / GEOGRAPHIC EDUCATION / ABORIGINAL PLANTS / INTRODUCED PLANTS

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Гайворон Татьяна Дмитриевна, Майнашева Галина Макаровна

Образовательный туризм позволяет глубже ознакомиться с природой рекреационных регионов, в том числе с растительностью. В национальных парках Черногории представлены разнообразные возможности для изучения местных растительных сообществ. Сформированные на субтропических побережьях Черногории, природно-антропогенные растительные сообщества, состоящие из аборигенных и интродуцированных видов, - важнейший ресурс образовательного туризма для целей географического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VEGETATION OF MONTENEGRO AS A RESOURCE OF EDUCATIONAL TOURISM

Educational tourism allows you to become more familiar with the nature of the recreational regions, including vegetation. The national parks of Montenegro present a variety of opportunities for exploring local plant communities. Formed on the subtropical coasts of Montenegro, natural-anthropogenic plant communities consisting of native and introduced species are the most important resource of educational tourism for the purposes of geographical education.

Текст научной работы на тему «РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРНОГОРИИ КАК РЕСУРС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА»

УДК 574.9

DOI 10.25688/2076-9091.2019.34.2.3

Т.Д. Гайворон, Г.М. Майнашева

Растительность Черногории

как ресурс образовательного туризма

Образовательный туризм позволяет глубже ознакомиться с природой рекреационных регионов, в том числе с растительностью. В национальных парках Черногории представлены разнообразные возможности для изучения местных растительных сообществ. Сформированные на субтропических побережьях Черногории, природно-антропогенные растительные сообщества, состоящие из аборигенных и интродуцированных видов, — важнейший ресурс образовательного туризма для целей географического образования.

Ключевые слова: образовательный туризм; национальные парки; ресурсы образовательного туризма; географическое образование; аборигенные растения; интроду-цированные растения.

Черногория — самое молодое государство Европы, образованное в 2006 г. Приоритетное направление развития страны — туризм, а также охрана природы, создание охраняемых территорий.

В Черногории 29 июля 2008 г. был принят Закон об охране природы и биоразнообразия, согласно которому в охраняемые природные ресурсы включаются территории с биологическим, геологическим, экосистемным разнообразием, а также памятники природы, охраняемые виды растений, животных, палеонтологические объекты. В Черногории создано пять национальных парков (НП), общей площадью 107 500 га, занимающих почти 10 % общей площади страны. Территории парков следует рассматривать как важнейший природный и культурно-исторический ресурс образовательного туризма.

Страна имеет значительный природный туристско-рекреационный потенциал, в том числе живописные комплексы карстового и эрозионного рельефа с каньонообразными речными долинами (например, каньон р. Тара, самый глубокий в Европе), карстовые и ледниковые озера, побережье Адриатики с субтропическим средиземноморским климатом, прозрачными и теплыми (до 26° летом) морскими водами, умеренно-континентальный горный климат с высоким снежным покровом зимой [1].

В качестве важнейшего ресурса образовательного туризма можно рассматривать растительность Черногории, как естественную, так и интродуцированную.

Растительность Черногории разнообразна, здесь обитают 2833 вида растений. Из них 212 являются эндемиками Балканского полуострова, 22 — эндемиками Черногории.

© Гайворон Т.Д., Майнашева Г.М., 2019

32

ВЕСТНИК МГПУ ■ СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ»

Около 1/3 площади страны покрыто лесами (хвойными и смешанными), 39,58 % — составляют пастбища. В античные времена на побережье Адриатического моря произрастали преимущественно леса из дуба и кипариса, но их вырубка привела к эрозии почв и замене лесов на средиземноморскую кустарниковую растительность — маквис [3].

Ландшафты развиваются по законам высотной поясности. Верхняя граница распространения прибрежных средиземноморских ландшафтов находится на высоте 300-400 м над уровнем моря. Выше произрастают широколиственные леса с подлеском из вечнозеленых растений, хвойно-широколиственные и хвойные леса — на бурых лесных и подзолистых почвах. Выше границы леса распространены субальпийские ландшафты скальных склонов, горные альпийские луга. Карстовые плато, как правило, лишены растительности.

В лесах произрастают бук, клены, липа, можжевельник, пихта, сосны, в том числе эндемичные виды — сосна боснийская, сосна балканская, клен горный.

Наиболее полно представлена естественная растительность, в том числе лесная, в пределах национальных парков — Биоградска Гора (Biogradska gora), Дурмитор фигшЬог). В НП «Биоградска гора» произрастает более 80 видов деревьев. В НП «Скадарское озеро» ^каёагеко jezero) охраняются водно-болотные угодья с уникальной водной и околоводной растительностью. В соответствии с Рамсарской конвенцией в 1995 году Скадарское озеро было включено в список водно-болотных угодий международного значения [2, 4].

На прибрежных территориях Адриатики с субтропическим средиземноморским климатом в значительной степени представлены интродуцированные виды растений. Здесь можно встретить австралийские эвкалипты, различные виды пальм, а также инжирные и оливковые деревья, которые были привезены сюда из других регионов мира (фото 1).

Одним из акклиматизированных видов растений Мексики, ставшим неотъемлемым элементом ландшафта побережья Черногории, является агава американская. Слово «агава» происходит от греческого — «удивительная», поскольку цветущий суккулент представляет уникальное зрелище, ведь цветонос растения поднимается

Фото 1. Побережье Черногории (фото Г.М. Майнашевой)

до 5-6 м в высоту (фото 2) и может иметь до 12 000 цветков, раскрывающихся несколько месяцев. Взрослое растение после плодоношения отмирает и на его месте образуется несколько новых побегов, захватывающих все новые и новые территории побережья.

Примером относительно быстрого захвата территории агавой американской может служить крепость Мамула (фото 3), интересный туристический объект — форт на острове Ластвица, шириной около 200 м. Форт был построен в 1853 г., сейчас он является национальным памятником культуры. Крепость Мамула должна была защищать ворота Которской бухты от морских нападений, однако стала тюрьмой во время Первой и Второй мировых войн.

До сих пор живы бывшие заключенные этого концлагеря, участники Второй мировой войны, которые приезжают сюда почтить память погибших. Не так давно на острове посадили оливковое дерево — символ мира.

После освобождения в 1943 г. сербскими партизанами и до настоящего времени крепость была заброшенной, за это время агава американская вытеснила на острове большинство аборигенных видов (см. фото 4 и 5).

Довольно часто в Черногории можно встретить опунции (лат. Opuntia) — кустарники или небольшие деревья, достигающие 2-4 м в высоту (см. фото 6).

Родиной опунции считается Мексика, на гербе государства изображена опунция. Эти представители семейства кактусовых прекрасно приспосабливаются практически к любой среде обитания. С развитием мореплавания опунции распространились и в странах Средиземноморья. Этот колючий «колонизатор», по нашим наблюдениям, в течение четырех лет постепенно распространяется на все новых территориях Черногории, особенно на труднодоступных горных

Фото 2. Цветущая агава американская (фото Г.М. Майнашевой)

Фото 3. Крепость Мамула (фото Г.М. Майнашевой)

Рис. 6. Опунция (фото Г.М. Майнашевой)

участках. Очень не хотелось бы, чтобы здесь произошло повторение «австралийского сценария». Опунция, как известно, попала в Австралию в 1787 г. с бразильскими переселенцами, и спустя полтора века лучшие пастбища страны были захвачены опунцией. Пытались уничтожать растение ядохимикатами, но меньше всего от ядов страдала именно опунция. И только завезенная в 1925 г. в Австралию аргентинская кактусовая бабочка-огневка к 1937 г. резко сократила площадь, занятую этим «оккупантом». Сейчас между опунцией и кактусовой молью установилось биологическое равновесие.

Очень привлекательное растение из Южной Америки, завоевавшее весь мир, украшающее побережье Черногории — бугенвиллия (фото 7).

Рис. 7. Бугенвиллия (фото Г.М. Майнашевой)

Родина бугенвиллии — субтропики Бразилии. Цветки у бугенвиллии невзрачные и очень быстро опадающие. Красоту и привлекательный вид бугенвиллии придают прицветники. На ощупь они похожи на тончайшую бумагу. Отсюда второе название растения — «бумажный цветок». Окрашены прицветники очень ярко, в основном в разные оттенки красного и фиолетового. Не менее удивительны они и по своей форме; кроме того, очень длительное время сохраняются на растениях. В Черногории бугенвиллия не является «агрессором» и встречается только в местах посадок.

Приведенные примеры не исчерпывают все многообразие интродуциро-ванной растительности в Черногории, однако дают представление о биоразнообразии и экологической роли интродуцентов.

Интродуцированные растения в прибрежных районах Черногории дополняют естественную растительность, делают ландшафт более разнообразным, живописным.

Для целей географического образования средствами образовательного туризма важна информация о том, какие растения являются аборигенными, какие — интродуцированными.

Местные растительные сообщества и ландшафты наилучшим образом представлены в национальных парках Черногории, в которых проложены экологические маршруты для посетителей разного возраста в зависимости от их возможностей (пешие, велосипедные, водные).

На прибрежных, в том числе городских, территориях сформировались своеобразные природно-антропогенные растительные сообщества и ландшафты,

позволяющие с позиций географического образования и образовательного туризма ознакомиться как с местными растениями, так и представителями растительности других стран и материков.

Литература

1. Алейникова А.М., Гайворон Т.Д., ЕреминаМ.А., Мараш А. Особенности и перспективы экологического туризма в национальных парках Черногории // Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2016. № 1. С. 18-25.

2. Durmitor National Park [Электронный ресурс]. URL: http://nparkovi.me/ np-durmitor/ (дата обращения: 22.02.2019).

3. Europe Montenegro [Электронный ресурс]. URL: https://www.cia.gov/library/ publications/the-world-factbook/geos/mj.html (дата обращения: 22.02.2019).

4. NP Biogradska gora [Электронный ресурс]. URL: http://www.nparkovi.cg.yu/ NP Biogradska gora ENG.htm (дата обращения: 22.02.2019).

Literatura

1. Alejnikova A.M., Gajvoron T.D., Eremina M.A., Marash A. Osobennosti i perspektivy' e'kologicheskogo turizma v nacional'ny'x parkax Chernogorii // Vestnik RUDN. Seriya «E'kologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2016. № 1. S. 18-25.

2. Durmitor National Park [E'lektronny'j resurs]. URL: http://nparkovi.me/ np-durmitor/ (data obrashheniya: 22.02.2019).

3. Europe Montenegro [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/ publications/the-world-factbook/geos/mj.html (data obrashheniya: 22.02.2019).

4. NP Biogradska gora [E'lektronny'j resurs]. URL http://www.nparkovi.cg.yu/ NP Biogradska gora ENG.htm (data obrashheniya: 22.02.2019).

T.D. Gaivoron, G.M. Mainasheva

Vegetation of Montenegro as a Resource of Educational Tourism

Educational tourism allows you to become more familiar with the nature of the recreational regions, including vegetation. The national parks of Montenegro present a variety of opportunities for exploring local plant communities. Formed on the subtropical coasts of Montenegro, natural-anthropogenic plant communities consisting of native and introduced species are the most important resource of educational tourism for the purposes of geographical education.

Keywords: educational tourism; national parks; educational tourism resources; geographic education; aboriginal plants; introduced plants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.