РЕСУРСЫ АКТИВИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Зелинская Мария Владимировна, к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита.
Место работы: Южный институт менеджмента. Контакты автора: 89184486812
Чернявская Светлана Александровна, к.э.н., доцент кафедры экономики и управления.
Место работы: Кубанский государственный аграрный университет.
Контакты автора: 89184677626
Аннотация. Позиция региона между макро- и микроуровнями организации экономических отношений задает определенные требования построения системы региональных счетов. Специфические особенности ее построения обусловлены тем, что процесс становления национальной системы учета в России проходит под воздействием конкурентного взаимодействия англосаксонской и континентальной моделей учета.
Ключевые слова: экономические процессы; информационные ресурсы региона; система региональных счетов; построение; специальная методология учета; континентальная модель; британо-американская модель.
RESOURCES OF ACTIVIZATION OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMIC SYSTEM
Zelinsky Maria Vladimirovna, Cand.Econ.Sci., the senior lecturer, the senior lecturer of chair of book keeping, the analysis and audit.
Place of employment: Southern institute of management. Contacts of the author: 89184486812
Chernjavsky Svetlana Aleksandrovna, Cand.Econ.Sci., the senior lecturer, the senior lecturer of chair of economy and management.
Place of employment: the Kuban state agrarian university. Contacts of the author: 89184677626
Annotation. The position of the region between macro and micro levels of the organization of economic relations gives central requirements to the building of the system of regional accounts. Specific peculiarities of its building are based on the fact that the process of establishing of the national system of accounts in Russia is going under the influence of competing interactions English-Saxon and Continental models of accounting.
Keywords: Economic processes; informational recourses of the region; the system of regional accounts; building; special methodology of accounts; the Continental model; the English-Saxon model.
Необходимость повышения эффективности региональных экономических систем ставит перед территориями новые задачи, прежде всего связанные с выбором конкурентоспособной модели региональной экономики, позволяющей максимально использовать существующий потенциал. Выход на качественно новый уровень развития региона обеспечивает применение инновационных и, в то же время, адекватных природе территориальных систем инструментов управления эволюционным процессом. Их формирование -
результат развития успешных региональных инициатив, в том числе подержанных территориальными властями, а не следствие каких бы то ни было навязанных регионам решений.
На каждом этапе эволюционного процесса функциональные и структурные характеристики данного процесса изменяются, что предполагает постановку и решение научной задачи нахождения соответствующих детерминантов. Определяя специфические характеристики управления развитием региональной экономической системы современной России, необходимо исходить из следующих детерминантов:
- позиции региональной системы на мезо- уровне организации хозяйственных отношений, обусловливающей как высокий потенциал развития данной системы, так и концентрацию в ее внутренней среде рисков и угроз;
- асимметрии пространственной организации национальной экономики России, одной из форм проявления которой выступает несоразмерность между объективными потребностями управления развитием региональных экономических систем и ресурсами, которые можно вовлечь в данный процесс;
- функциональным содержанием и структурной организацией региональной экономической системы; функциональная модернизация и структурная реорганизация регионов современной России нуждаются в соответствующих стратегиях и инструментах управления развитием;
- ресурсным потенциалом эволюционного процесса территории, который в абсолютном большинстве регионов-субъектов РФ неадекватен целям и задачам развития территорий, что ведет к формированию и закреплению зависимости функционирования и развития указанных субъектов от финансовой поддержки из федерального центра;
- составом субъектов, участвующих в управлении развитием территории; помимо федеральных и региональных органов власти и управления, к таким субъектам относятся стратегические инвесторы, крупные корпорации, вносящие значительный вклад в ВРП, союзы участников локальных рынков, местные хозяйства, расположенные на данной территории и др.; при этом большинство указанных субъектов носят системный, интегрированный характер и обладают сложной структурой;
- институциональными условиями функционирования и развития данной системы, которые в настоящее время не обеспечивают многие потребности процесса управления развитием; в частности, в правовом поле России до сих пор не определены статус, полномочия, институты региональных экономических систем как субъектов стратегического управления.
Отметим, что основные возможности совершенствования территориального стратегического управления в России заложены в организации вовлеченного в хозяйственный оборот пространства. Территория, как главное богатство страны, развивающейся по типу «экономики пространства», становится важнейшим ресурсом эволюционного процесса.
Указанное обстоятельство обусловливает приоритетную ориентацию стратегий и инструментов, применяемых в процессе управления развитием региональной экономической системы, на решение комплекса задач эффективной пространственной организации ресурсов, факторов и территориальной инфраструктуры, вовлеченных в эволюционный процесс данной системы и обеспечивающих активное формирование ее конкурентных преимуществ. Одним из инструментов, обладающих такой ориентацией, является система региональных счетов (СРС).
Как известно, основной задачей СРС является получение количественной характеристики экономических процессов, имеющих место в региональных экономических системах, на основе взаимоувязанной системы показателей, объединенных в счета, составляемых в
определенной последовательности и соответствующих этапам воспроизводственного цикла.
Однако сама позиция региона между макро и микроуровнями организации экономических отношений задает определенные характеристики построения СРС:
А. Невозможность обеспечения полной сбалансированности между активом и пассивом, присущей микроуровню. Системой хозяйственного учета на микроуровне является бухгалтерский учет, который признан всеобъемлющим и наиболее достоверным видом учета в силу того, что с момента создания предприятия на протяжении всей его деятельности непрерывно в хронологическом порядке организуется сплошное отражение всех фактов хозяйственной жизни на основании первичных учетных документов.
Главным принципом бухгалтерского учета является принцип сбалансированности, основанный на том, что хозяйственные средства отражаются параллельно в двух формах: по составу и по источникам образования Учетная система фиксирует каждый происходящий в организации факт хозяйственной жизни и отражает его с помощью двойной записи с четким сохранением принципа сбалансированности. Сбалансированность учета достигается за счет соблюдения принципа двойственности, связывающего между собой три базовых понятия: экономические ресурсы, капитал собственника и обязательства экономического субъекта.
В основе же построения СРС лежит концепция хозяйственного кругооборота, концепция факторов производства и их равновесия. Экономическая система региона в СРС рассматривается в виде сложного, развивающегося интегрированного субъекта, основные компоненты которого отражаются в регистрах учета. Стержнем такой системы выступает экономический оборот, то есть, воспроизводственный цикл регулярного возобновления производства товаров и услуг, распределения, перераспределения и использования доходов и накопления активов [1].
СРС использует в своем построении такой методологический прием бухгалтерского учета, как система счетов с прямой корреспонденцией в виде двойной записи. Применение принципа двойной записи к системе региональных показателей придает СРС важное качество - способность количественно отражать не статистические величины, а процессы, происходящие в рамках экономического оборота.
Б. Отсутствие полного соответствия со счетами макроуровня. Системой хозяйственного учета макроуровня является статистический учет, который, в отличие от бухгалтерского учета, абстрагируется от конкретных фактов хозяйственной жизни. Его информация строится на обобщенных показателях, характеризующих совокупность объектов. Применяемые в системе инструменты и правила основаны на традиционных элементах социально-экономической статистики (классификаторы, агрегаты, индексы и показатели), а также на процедурах, реализуемых в бухгалтерском учете (счета, принцип двойной записи операций), элементах эконометрики (например, система уровней межотраслевого баланса). В то же время в случаях, когда практика бухгалтерского учета противоречит экономической теории, составители счетов согласуют свои действия с экономической теорией.
Последовательность построения СНС определяется стадиями воспроизводственного цикла. Базой служит хозяйственный кругооборот, обеспечение замкнутости системы на основе жесткой увязки показателей, пред-
полагающих балансовое равенство совокупных доходов и расходов по секторам и экономике в целом. Логика национального счетоводством заключается, во-первых, в том, что весь процесс общественного воспроизводства представлен как совокупность хозяйственных операций экономических агентов; во-вторых, каждая операция отражается на счетах контрагентов как процесс пополнения ресурсов или их использования.
Благодаря применению такой базовой методологии полный набор счетов СНС может быть построен для институциональной единицы, сектора экономики или для национальной экономики в целом [2]. Региональная экономика не может быть представлена как сектор экономики или группа резидентных институциональных единиц, что отличает ее от национальной экономики. Измерение и оценка величины валового регионального продукта также методологически несопоставимы с расчетом ВВП в системе национальных счетов.
В. Необходимость в использовании специальной методологии учета на мезо- уровне. Составляемые сегодня в России региональные счета представляют большое количество информации и поэтому требуют значительных усилий по сбору необходимых данных. Вследствие этого обстоятельства, некоторые компоненты счетов формируются на основе значительных допущений и при определенной степени приближения. Общей практикой является выведение постоянных коэффициентов для каждого региона на основе данных прошлых лет и пропорциональное распределение соответствующих национальных показателей.
Дополнительную трудность представляют внутренние сделки национальных корпораций. Во-первых, они часто являются конфиденциальными с точки зрения самих корпораций. Во-вторых, такие данные зачастую составлены во внутренних форматах корпораций для целей налогообложения и поэтому могут не представлять истинной экономической стоимости таких сделок.
Отсутствие специальной методологии учета на мезо-уровне вынуждает аналитиков прибегать к заимствованиям с макро и микро уровней учета. В результате таких заимствований получаются искажения. Например, основным показателем СРС является ВРП, который рассчитывается, как и ВВП, производственным методом. Данные СНС по России предоставляются также в региональном разрезе. Региональная и национальная экономики не тождественны по своим функциям, а систему регионов одной страны только с высокой долей условности можно представить как совокупность взаимодействующих между собой экономик.
В силу того, что субъекты Российской Федерации представляют собой открытые экономические системы с широкими межрегиональными связями по всем видам ресурсов, возникают серьезные проблемы как концептуального, так и практического характера с точки зрения информационного обеспечения СРС. Четко определить границы производства и в полной мере оценить размеры добавленной стоимости, создаваемой на обособленной территории сложно.
Необходимо разграничивать два основных научных подхода к исследованию и практическому построению системы региональных счетов. Данные подходы базируются на конкурентном взаимодействии англосаксонской и континентальной систем учета.
На создание и функционирование национальных систем учета оказывают влияние такие факторы, как научные позиции ведущих теоретиков и профессио-
нальных организаций; правовая система; общая экономическая ситуация в стране; налоговая политика; национальные особенности страны; пользователи финансовой информации и их цели; юридическая среда, страны; источники финансирования; язык страны; влияние других стран на систему учета; влияние общей атмосферы в стране.
Одним из факторов, определяющих существенные различия в финансовой отчетности разных государств, является, несомненно, правовая система. В зависимости от типа законодательства и степени влияния государства на различные стороны жизни большинство стран условно можно объединить в две группы.
В государствах, относящихся к первой группе, законы указывают на пределы, в рамках которых физические и юридические лица имеют свободу действия. Деятельность компаний детально не регулируется, а также не указаны правила подготовки и публикации финансовой отчетности. Учетные стандарты в этих странах не регулируются государством, а определяются различными профессиональными организациями.
В странах второй группы законодательство базируется на римском праве. Данная правовая система обусловливает законы жестко детерминированного характера. Большинство стран выводит в ранг закона и учетные стандарты; все мероприятия в области учета детализируются и жестко регламентируются. Основной задачей учета в таких странах видят исчисление государственных налогов и контроль за их уплатой.
На различия в составлении и публикации бухгалтерских отчетов воздействие оказывает существующая в стране финансовая система, а также формы компаний и виды собственности, в которых они находятся. Например, в Германии, Японии, Швейцарии финансовая политика определяется небольшим количеством очень крупных банков, которые не только удовлетворяют значительную часть финансовых потребностей бизнеса, но и нередко являются владельцами компаний. Так в Германии большинство акций ряда акционерных обществ открытого типа находятся под контролем или существенным влиянием банков. Во Франции, Италии, Швеции и ряде других стран, где преобладают мелкие семейные предприятия, бухгалтерский учет имеет несколько иную ориентацию. Основными поставщиками капитала на их рынках являются как банки, так и правительственные органы, которые не только контролируют финансовые возможности бизнеса, но и выступают (при необходимости) в роли инвестора или кредитора. В вышеназванных странах фирмы должны следовать унифицированным стандартам в области учета, что обусловлено влиянием государственных органов на процессы подготовки и составления финансовой отчетности.
Одним из факторов существования различий в международной финансовой отчетности является налоговая система. В качестве примера удобного воздействия можно привести практику «отсроченного» налогообложения, применяемую в британской модели учета. Доход компании, измеряемый согласно общим правилам бухгалтерского учета, нередко отличается от дохода, с которого взимаются налоги. Наиболее распространенной причиной подобного расхождения является то, что налоговая скидка на ускоренную амортизацию вычитается из дохода вне зависимости от избранного метода расчета амортизационных отчислений
Следует отметить, что и внутри британоамериканской модели существуют различия в расче-
тах налога. Можно считать налог на всю сумму дохода, с которой он будет взиматься, и разницу между полученной суммой и той, которая будет реально выплачена в данном отчетном периоде, рассматривать как долгосрочную задолженность, или можно ограничить налоговые отчисления суммой текущего платежа. В США и Канаде применяется первый вариант, то есть «полное распределение налога».
Такой подход контрастирует с практикой Великобритании, где используется «частичное распределение налога», что составляет как бы промежуточное положение между двумя альтернативами. Такие различия существенно влияют на сопоставимость дохода после выплаты налогов между американскими и английскими компаниями. В связи с этим в США, Великобритании и других странах, применяющих британо-американскую модель учета, проблема отсроченного налогообложения вызвала серьезные обсуждения и привела к большому количеству стандартизированной документации.
В странах, где используется континентальная модель учета, правила налогообложения совпадают с правилами учета, и поэтому проблемы отсроченного налогообложения нет. Так в Германии налоговое законодательство устанавливает нормы амортизационных отчислений, основанные на ожидаемом полезном сроке службы и применяемые для строго определенных активов.
Обобщим представленные выше положения.
Британо-американская (англосаксонская) модель ориентируется на информационные запросы инвесторов и акционеров и развитый фондовый рынок, оказывающий влияние на требования к качеству представления компаниями отчетности, прежде всего акционерными обществами. Для этой модели характерно отсутствие или слабое государственное регулирование бухгалтерского учета, который регламентируется стандартами, разрабатываемыми независимыми (т.е. негосударственными) профессиональными учетными организациями, а также высокоразвитая система подготовки учетных кадров, выходящая далеко за пределы национальных границ.
Континентальная (европейская) модель характерна для стран Европы, в которых существуют тесные связи компаний с банками и государством. Основными ее чертами являются сильное воздействие законодательства на регулирование учета, тесная связь учета и налогообложения, ориентация на государственные нужды, более слабое развитие профессиональных организаций, выполняющих консультационную роль. Основными финансовыми донорами в большинстве европейских стран являются банки. Меньшая актуальность общедоступной информации для банков, которые обычно принимают участие в управлении предприятиями, которые они кредитуют, приводит к тому, что качество раскрытия информации в этих странах ниже, им присуща жесткая налоговая политика, поэтому система учета характеризуется значительной консервативностью.
Процесс становления национальной системы учета в России проходит под воздействием обеих указанных систем, что обусловливает специфические особенности построения системы региональных счетов:
- тенденцию к прямому проецированию СНС на региональный уровень. Объясняется это тем, что от уровня развития системы национальных счетов в стране, в том числе полноты и достоверности показателей этой системы напрямую зависит возможность разработки СРС. Еще в 1950-х годах Нобелевским лауреатом Р.Стоуном были разработаны методоло-
гические принципы построения СРС на основе СНС [3]. Исторически сложилось так, что федеральная служба государственной статистики и ее территориальные органы организуют наблюдения и ведут расчет показателей системы региональных счетов на основе единой апробированной методологии, соответствующей концепции СНС;
- формирование СРС в соответствии с потребностями федерального звена вертикали государственной власти. Во всех статистических сборниках, содержащих информацию по валовому региональному продукту и системе региональных счетов говорится, что «основное назначение системы показателей — обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления информацией, необходимой для анализа социально-экономических преобразований как в регионе в целом, так и в районах и городах данного региона для выработки управленческих решений, осуществления контрольных функций» [4]. Разработка региональных счетов осуществляется, прежде всего, в связи с необходимостью проведения межрегионального анализа, потребителем результатов которого являются в основном центральные экономические власти. Чаще всего данные такого анализа используют для выработки экономической политики федерального центра, в том числе различных программ межрегионального экономического выравнивания.
Имеющаяся система не удовлетворяет требованиям других пользователей, причиной чего является ее историческая взаимосвязь с традициями административной экономики и функциональная ориентация на национальный уровень. Это обусловливает неполное раскрытие информации на мезо - уровне. Формирующаяся на этой основе система, на которую в масштабах страны затрачиваются большие ресурсы (трудовые, материальные, энергетические), характеризуется неполнотой и недостаточной достоверностью. Такая информация не представляет большого интереса ни для менеджмента, ни для собственников, ни для кредиторов, ни для инвесторов региона. В этих условиях информация СРС в деловом сообществе оказывается маловостребованной;
- разрыв между СРС и информационными ресурсами региона. Построение региональных счетов затруднено ограниченностью, а во многих случаях и отсутствием информации регионального обобщения. Полноценные и эффективные управленческие решения пользователей СРС становится невозможным, поскольку они выстраивается в ирреальном пространстве неточных цифр, сформированном на основе финансовой информации мини-уровня, аккумулированной до уровня регионов, отраслей и национальной экономики в целом.
Причиной этого, по нашему мнению, является неправильно выбранная методология построения системы. Во-первых, недостаточный объем информации, характеризующей производство на уровне заведений, не позволяет достоверно оценивать ряд региональных показателей в разрезе видов деятельности.
Во-вторых, большую сложность представляет оценка межрегиональных товарных и финансовых потоков. Поскольку внешние товарные и финансовые потоки, как правило, играют для региональных экономических систем значительно большую роль, чем для национальных экономик, очевидно, что недостаток или отсутствие данной информации становится существенным препятствием для построения региональных счетов.
В-третьих, часть необходимой для построения региональных счетов информации, получаемой на основе выборочных обследований, либо отсутствует, либо недостаточно детализирована (это относится, в частности, к расходам на индивидуальное потребление),
кроме того, в ряде случаев выборочные обследования, проводимые Росстатом, нерепрезентативны на региональном уровне.
В-четвертых, проведение досчетов по ненаблюдаемому выпуску на региональном уровне требует привлечения дополнительных источников информации, которые размыты и несистематизированы.
Основными направлениями совершенствования информационной базы построения системы региональных счетов в России должны стать: изменение методологии построения СРС; расширение источников информации, включая налоговую, банковскую и другую ведомственную статистику, расширение текущего статистического наблюдения на базе регионально обоснованной выборки. При этом в связи с особенностями структуры экономики отдельных регионов в перспективе возможно создание специальных видов регионального статистического наблюдения, которые позволят получать информацию о нехарактерных для страны в целом видах деятельности по регионам, где они развиты.
Обобщая приведенные выше положения, правомерно сделать вывод о том, что СРС реализуют императив пространственной активизации в управлении развитием региональной экономической системы, то есть, обеспечивают последовательную интенсификацию данного процесса, с ориентацией на возможности эффективной функциональной модернизации и структурной реорганизации хозяйственного пространства региона [5]. Обладая масштабным хозяйственным пространством, необходимо использовать его в качестве базового ресурса собственного развития; при этом, если экстенсивное развитие исходит из вовлечения в экономический оборот дополнительных ресурсов из «природной кладовой» территории и привлечения из внешней среды новых работников, то интенсификация предполагает акцент на углубление самого способа организации хозяйственного пространства.
Императив пространственной активизации позволяет обосновать необходимые стратегии развития территориальной экономической системы и разработать соответствующие инструменты их реализации, а также сформировать эффективную модель региональной экономической политики.
Список литературы:
1. Краснова О. М. Система региональных счетов как инструмент наблюдения за региональной экономикой. Казань. Издательство КГТУ, 2008.
2. Татаринов А.А. Субнациональные счета: проблемы разработки и использование в региональном анализе. - М.: ИЭПП, 2005.
3. Stoun R. Social Accounts at the Regional Level: a Survey. In: Regional Economic Planning. Techniques of Analysis tor Less Developed Areas/ Ed. By W. Isard and J. Camberland. OECD. Paris, 1961.
4. Валовой региональный продукт Краснодарского края в 2001-2006 гг. / Статистический сборник. Краснодар: Краснодарстат, 2008.
5. Сапир Ж. К экономической теории неоднородных систем: Опыт исследования децентрализованной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2001.