Научная статья на тему 'Ресурсосберегающие технологии компании "Вип газ Тех" при проведении сливно-наливных операций с СУГ'

Ресурсосберегающие технологии компании "Вип газ Тех" при проведении сливно-наливных операций с СУГ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсосберегающие технологии компании "Вип газ Тех" при проведении сливно-наливных операций с СУГ»

т

Транспорт на СУГ

Ресурсосберегающие технологии компании «ВИП Газ Тех» при проведении сливно-наливных операций с СУГ

В.Н. Титов,

генеральный директор ООО «ВИП Газ Тех»

Cost saving technologies of «VIP Gas Tech Ltd» for carrying out loading/unloading operations with LPGases

V.N. Titov

На газонаполнительные станции (ГНС), кустовые базы (КБ) и терминалы для приема, хранения и распределения сжиженные углеводородные газы (СУГ) доставляются, как правило, по железной дороге в специальных железнодорожных вагонах-цистернах. Доставленный продукт сливается из вагонов-цистерн на специальных сливно-наливных эстакадах.

На автомобильные газозаправочные станции (АГЗС) сжиженные газы,

как правило, доставляются с использованием автомобильной газозаправочной техники (автоцистерны, полуприцепы-цистерны). Доставленный на АГЗС продукт сливается самотеком или с помощью бортовых или стационарно установленных на станциях насосов.

Для проведения операций по сливу СУГ из вагонов-цистерн, автозаправочной техники и стационарных сосудов, предназначенных для

транспорта, хранения и отпуска СУГ, используется, как правило, метод «поддавливания», заключающийся в том, что в сливаемой емкости создается давление, превышающее давление насыщенных паров хранимого/ сливаемого продукта на 1,5-2,0 атм и заставляющее жидкую фазу продукта перемещаться. Такой перепад давления создается, как правило, специальными поршневыми газовыми компрессорами, предназначенными для перекачки паров СУГ.

Операции по сливу СУГ из емкости выполняются в два этапа: первый этап - слив жидкой фазы продукта с использованием вышеуказанного метода и второй этап - откачка паров СУГ из сливаемой емкости по окончанию слива жидкой фазы. Процесс откачки паровой фазы продукта проводится с использованием того же оборудования за счет переключения потоков газа в обратном направлении. Существующая и принятая на ГНС, БСГ и терминалах по приему и хранению СУГ технология слива СУГ из транспортных и стационарных емкостей, описанная выше, не в полной мере соответствует требованиям нормативных документов и Правил безопасности в части обеспечения полноты слива продукта, наличия систем управления технологическим процессом и контроля рабочих параметров.

Технология выполнения операции по сливу СУГ компании «ВИП Газ Тех» основана на применении универсального технологического модуля газового типа УТМГ. В состав модуля входит новый российский газовый компрессор (двух- или трехступенчатый), имеющий автоматическую систему управления и защиты, осуществляющую непрерывный контроль рабочих параметров и систему блокировки (отключения) в случае превышения допустимых параметров, а также систему продувки внутренних полостей инертной средой. Процесс слива происходит следующим образом (см. схему слива СУГ из вагона-цистерны):

■ Слив продукта (жидкая фаза) - компрессор повышает давление в железнодорожной цистерне путем

<ФШ ЯИИВР ШШП ^ ФЧР Ш Л .^^^rfrfZ «Транспорт на альтернативном топливе» № 2 (14) март 2010 г.

б

■ Жидкая фаза В Паровая фаза

Принципиальная технологическая схема слива СУГ из вагонов-цистерн: а - слив продукта (жидкая фаза); б - откачка паров (паровая фаза)

Операция 1. Перекачка жидкой фазы

но отбелитесь жиЭкосгги и компрессор

,с котрессора

Пар

Жибкосггь

и с

I "В

§ |

01 и

5!

Ё I ||

Операция 2. Откачка паробой фазы.

I -в

си I _ о,

Пор

ЖиЭкость

КШ1

4

п

£ Я

О В

на аггбе/ите/ь хиЗкасти " и компрессор

с компрессора

Пор

ЖиЗкость о

б

1 1 с *

I §

Принципиальная технологическая схема сливных операций и полного отбора (утилизации) паровой фазы СУГ: 1 - операция 1 (перекачка жидкой фазы); б - операция 2 (откачка паровой фазы)

закачки в нее паровой фазы из емкости, в которую производится налив, уменьшая при этом в ней давление. Дифференциал давления на компрессоре может составлять 1,1-1,7 МПа. Продукт (СУГ) поступает в емкость для хранения.

■ Откачка паров продукта (паровая фаза) - перекрывается задвижка по жидкой фазе, а компрессор производит откачку паров. Продукт, перемещаясь в емкость для хранения, бар-ботирует, проходя жидкую фазу, что способствует его охлаждению и конденсации. Переход из одного режима

в другой осуществляется без переключения соединительных рукавов.

Сравнительные показатели эффективности использования модулей УТМГ и существующих технологических мощностей при проведении сливно-налив-ных операций с вагонами-цистернами на ГНС, БСГ (возможность реконструкции) приведены ниже в таблице.

Унифицированный технологический модуль газовый типа УТМГ-03

Для проведения сливно-налив-ных операций с вагонами-цистерна-

ми, перевозящими СУГ, в основном применяются унифицированные технологические модули газовые типа УТМГ-03, позволяющие одновременно производить слив и полный отбор остатков продукта из пяти вагонов-цистерн. Проектные технические характеристики модуля типа УТМГ-03 приводятся ниже:

1. Наименование, тип модуля

- УТМГ-03.

2. Назначение модуля - проведение сливно-наливных операций и отбор остатков СУГ из стационарных емкостей объемом 50 м3 и более, а также вагонов-цистерн с объемом котла 54, 73, 75 и 95,5 м3 при подготовке к наливу и ремонтам.

3. Конструктивное исполнение -блочно-контейнерное; оборудование модуля размещается в стандартном 20-футовом контейнере, изготовляемом по специальному заказу.

4. Климатическое исполнение модуля - УХЛ по ГОСТ 15150-69.

5. Диапазон рабочих температур окружающего воздуха от -40°С до +45°С.

6. Установленная электрическая мощность - 55 кВт.

7. Не требуется наличия дополнительных зданий и сооружений, систем и установок.

8. Дифференциальное давление в режиме откачки - 1,7 МПа.

9. Значение остаточного давления в котле вагона-цистерны при подготовке к наливу - 0,15-0,17 МПа.

10. Значение остаточного давления продукта в котле вагона-цистерны при подготовке к проведению деповского и капитального ремонтов

- атмосферное.

11. Объемная производительность - 180 м3/ч; может быть увеличена до 360, 540 и далее м3/ч (по требованию).

Таблица

a

Критерий оценки эффективности Возможности УТМГ Возможности существующих ГНС

Полный слив СУГ до давления 0,5-0,7 атм Возможен Невозможен (не слитые потери -до 3-5% объема)

Потери ГНС/БСГ ^ = 30 тыс. т/г.) при сливе-наливе СУГ В пределах нормативов: (Рост = 0,5-0,7 атм) 75-105 т/г., 1,2-1,7 млн. руб./г. 600-800 т, 10-13,5 млн. руб./г.

Возможность реконструкции ГНС для минимизации расходов по тарифам и подготовки вагонов-цистерн к наливу и ремонтам (РИП) Имеется; достаточно установки второго блока дегазации (затраты: проект привязки и работы по присоединению) Отсутствует; необходимы строительство новых мощностей, в том числе котельных, затраты на монтаж, ПНР, лимиты на ТЭР и др.

«Транспорт на альтернативном топливе» № 2 (14) март 2010 г. Л ИЩИ ЧРФ ИШШ ЧИНИНШ

12. Исполнение электрооборудования - взрывозащищенное, рабочая зона - В-1г.

13.Количество обрабатываемых вагонов-цистерн в рабочую смену - до 10 ед.

14. Требуемая производительность и мощность модуля определяется техническими требованиями заказчика.

Примечание. По отдельному требованию заказчика возможна дополнительная комплектация модуля одно-, двухпостовой эстакадой слива (не входит в объем поставки).

Применение модулей

в технологических проектах

Основной идеей разработки и создания унифицированных технологических модулей газовых типа УТМГ является эффективное решение технологических задач при проведении сливно-наливных операций с обеспечением полного отбора (утилизации) остатков товарных продуктов из сливаемых емкостей, преодоление сложившейся ситуации на рынке транспортировки сжиженных углеводородных газов и оказания транспортных услуг, проведение обслуживания и подготовки железнодорожных газовых вагонов-цистерн.

Предлагаемая к внедрению конструкция УТМГ для обработки вагонов-цистерн (модификация 03) является первым и технологически необходимым этапом в общем проекте создания единого логически законченного

технологического комплекса оборудования, способного комплексно решать вопросы проведения слив-но-наливных операций, подготовки вагонов-цистерн к наливу и ремонтам (слив продукта, сбор и утилизация остатков продукта на первом этапе, дегазация/нейтрализация котлов вагонов-цистерн перед ремонтами на втором этапе).

Другим преимуществом при внедрении и эксплуатации модулей является возможность значительного снижения затрат филиалов компании на выполнение транспортной работы, а именно - затрат на оплату тарифов на подачу (уборку) вагонов на эстакады заводов-производителей сжиженных газов с целью снижения остаточного давления перед наливом и проведением профилактических ремонтов и обратно; подачу (уборку) вагонов на ремонтно-испытательные пункты (РИПы) для организации пропарки (дегазации) и обратно; на вагоноремонтные заводы и депо для выполнения деповских и капитальных ремонтов. Все эти вопросы комплексно и единовременно могут быть решены на месте.

Одновременно вопросы снижения потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) при проведении пропарки и подготовки вагонов-цистерн к ремонтам требуют поиска новых методов решения; в ряде случаев затраты ТЭР (себестоимость подготовки) достигают

15-18 тыс. руб. за один вагон; в 2009-м и последующих годах стоимость потребляемых ТЭР будет расти на уровне 15-20% ежегодно.

Внедрение модуля позволит свести до минимума технологические потери продукта при сливе газа из вагонов-цистерн, а также исключить необходимость значительных капитальных вложений в строительство факельных систем и решение экологических задач (оплаты штрафов за нарушение экологических норм и требований) при проведении работ по подготовке вагонов-цистерн к ремонтам; собранные из цистерн остатки продукта могут быть использованы на месте, например, в качестве котельного топлива или собственных нужд.

Возможно дополнительное подключение к УТМГ-03 второго модуля, позволяющего проводить дегазацию (нейтрализацию) котлов вагонов-цистерн с минимальными затратами (на уровне 1,5-2,0 тыс. руб. за вагон) с использованием имеющихся мощностей первого модуля.

Наличие указанных технологий проведения сливно-наливных операций и подготовки вагонов-цистерн позволит компаниям-собственникам вагонов-цистерн достичь приоритетного положения на рынке транспортных и сервисных услуг, оказать серьезное воздействие на конкурентов, снизить риски загрязнения окружающей среды.

//////////////////////////^^^^

Владельцы газовых автомобилей получат налоговые льготы

Владельцы автомобилей, использующих в качестве топлива природный газ - как частные лица, так и организации, - смогут получить 50%-ную скидку на транспортный налог. С таким предложением в Минфин обратилось Российское газовое общество (РГО).

Как отметил вице-президент РГО Олег Жилин, введение скидки для газовых автомобилей потребует модернизации Налогового кодекса, поэтому

согласие Минфина необходимо. Кроме того, для реализации налоговых льгот Госдуме необходимо принять закон «Об использовании альтернативных видов моторного топлива», который готовится к рассмотрению в первом чтении. Этот закон предполагает различные меры по стимулированию перехода потребителей и производителей топлива на альтернативное газомоторное топливо. По словам председателя комиссии

Мосгордумы по экологической политике Веры Степаненко, законопроект станет правовым полем для популяризации газового топлива и позволит регионам предоставлять льготы как владельцам АГЗС, так и тем, кто эксплуатирует автомобили с газовыми установками.

Правда, как считают эксперты, 50%-ная скидка на транспортный налог вряд ли окажет существенное влияние на решение автомобилистов по переводу автомобиля на газовое топливо: средний размер налога редко превышает 5000 руб., а стоимость оборудования составляет от 15 до 30 тыс. руб. (в зависимости от модели).

http://www.oilcapital.ru/news/2010/02/021247_149700.shtml

цДЁашш

«Транспорт на альтернативном топливе» № 2 (14) март 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.