36
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
Таким образом, ресурсообеспеченность Красноярского края уникальна и самодостаточна. К сожалению, безоговорочной связи между природноресурсным изобилием и экономическим ростом нет.
Список литературы:
1. Атлас Красноярского края и Республики Хакасия. - Красноярск.
2. Лысенко Ю.Ф. Социально-экономическая география Красноярского края. - 2-е изд., перераб. и доп. / Ред. Ю.Н. Гладкий, А.И. Шадрин. - Красноярск: Универс, 1998. - 368 с.
3. Шадрин А.И. Комплексное развитие региона / А.И. Шадрин. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011. - 265 с.
4. Экономическая и социальная география Красноярского края: раб. тетр. / Л.Ю. Ларионова, Н.В. Журавкова. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011. - 68 с.
РЕСУРСНЫЙ потенциал монопрофильных ГОРОДОВ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ
© Заика Ю.В.*
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
г. Москва
В докладе приводится краткий обзор ресурсного потенциала Российской Арктики и ее монопрофильных муниципальных образований, которые имели особую значимость в период освоения природных богатств региона, а также являются одним из наиболее уязвимых элементов развития и урбанизации северных территорий.
Ключевые слова ресурсный потенциал, монопрофильные города, Российская Арктика, устойчивое развитие.
Природно-ресурсный потенциал северных и арктических территорий Российской Федерации, также как и других государств, имеющих владения в этом полярном регионе земного шара, не оставляет сомнений. Изучение и освоение ресурсного потенциала Арктики проходило поступательно, в несколько этапов, путем заселения и развития северных территорий. Один из наиболее распространенных примеров такого заселения с целью освоения и использования природных ресурсов - это северные моногорода (монопрофильные города), которые являются неотъемлемой частью инфраструктуры арктических территорий.
Ведущий инженер Хибинской учебно-научной базы.
Природно-ресурсный потенциал регионального развития
37
История становления монопрофильных городов и поселений в России уходит своими корнями в Петровскую эпоху, однако основным этапом их развития стало советское время с повсеместной индустриализацией территории страны.
Особый этап в освоении природных ресурсов, развитии монопрофильных городов и индустриализации России занимает освоение Арктической территории, которая играет важную роль в геополитическом положении страны, занимая около трети всей территории Арктики. Общая площадь Арктического региона составляет около 25 млн. кв. км, из них около 10 млн.кв. км занимает суша и около 15 млн. кв. км водная поверхность океана, из которых России принадлежат 3,8 млн. кв. км и 6,8 млн. кв. км соответственно [3].
По различным количественным оценкам ресурсов, природные богатства Арктики огромны. Так, по данным Минприроды России, в арктической зоне сконцентрировано большинство российских месторождений углеводородов: порядка 600 месторождений нефти и более 150 - газа, два месторождения никеля и более 350 - золота. Арктические запасы обеспечивают около 11 % национального дохода России и почти четверть всего объема российского экспорта. Однако, в отличие от других арктических стран, Россия реализует проекты преимущественно на суше. Между тем наибольшее количество нефти, газа и других ресурсов сосредоточено на арктическом шельфе. Сырьевой потенциал российского шельфа составляет порядка 100 млрд. т условного топлива. А учтенные государственным балансом запасы углеводородного сырья насчитывают около 10 млрд. т.
Роль этих запасов в экономике страны настолько велика, что дальнейшее их освоение носит стратегический характер в развитии хозяйственного комплекса России. Однако, наличие некоторых особенностей Арктического региона, таких как суровый климат, удаленность от основных экономических центров страны, а следовательно и высокие издержки на производство, слаборазвитая инфраструктура, зачастую устаревшая и отслужившая свой срок после советских времен - всё это характерно для всех территорий Российской Федерации, относящихся к Арктической зоне: Мурманской, Архангельской областям, Красноярскому краю, Ненецкому, Чукотскому и ЯмалоНенецкому автономным округам, а также частично Республике Саха (Якутия) и Республике Коми.
По состоянию на 01.01.2012 г. в этих 8-ми регионах Арктики РФ было расположено 63 монопрофильных муниципальных образования с общей численностью населения более 2 млн. чел. (или 32,5 % населения этих регионов). Например, в Мурманской области сосредоточено 9 монопрофильных муниципальных образований, в которых проживает более 25 % населения региона, производится половина объема промышленной продукции, доминирует металлургическая промышленность и связанные с ней добывающие производства и энергетика [1].
38
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
Так, возрастающая ресурсная роль арктического региона России, дает новые возможности для населения северных территорий (улучшение социально-экономической жизни регионов, образование новых рабочих мест за счет развития новых производств и т.д.); однако, наряду с новыми возможностями, возникают и новые трудности.
Новая эксплуатация ресурсов, как правило, ведет к образованию новых моногородов с риском возникновения в них циклов бума развития с последующим спадом. Продолжающееся загрязнение, лишение ресурсов и изменение климата существенно влияют на условия жизни населения таких моногородов и поселений [5, 6].
Субъекты Российской Федерации, входящие в состав Арктической зоны Российской Федерации, можно разделить на две группы: старопромышленные (Мурманская, Архангельская области, Норильский промышленный и Таймырский муниципальный районы Красноярского края) и регионы относительно недавнего масштабного промышленного освоения (Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, арктические районы Республики Саха (Якутия), Чукотский автономный округ) [1].
Проблемы всех моногородов данных регионов очень схожи вне зависимости от территориальной принадлежности. Однако, в силу усугубившихся проблем арктического региона, стратегического геополитического положения, возросшей заинтересованности мирового сообщества в освоении природных ресурсов Арктики, изменении климата и многих других, развитие монопрофильных муниципальных образований именно этого района нашей страны может носить решающий и значимый характер.
Как видим, в Арктике сосредоточен огромный природно-ресурсный потенциал, который предлагается рассматривать как значимый интегральный фактор стратегического и устойчивого развития ее городов и поселений. Однако, основными сдерживающими составляющими развития являются такие социально-экономические и природные характеристики как: экстремальные климатические условия региона, отдаленность от основных центров, плохо развитая инфраструктура жилищная и транспортная, трудно-доступность, слабодиверсифицированная экономика и высокая дотационная составляющая, снижение демографических показателей (низкая рождаемость, отток и старение населения и т.д.), и многие другие.
Наряду с общими проблемами развития природно-ресурсного и социально-экономического потенциала Арктики, перед регионами стоит проблема поддержки монопрофильных городов и поселений, которые в силу своего уникального экономического развития, имеют ряд специфических социальных и экологических проблем. А в связи с тем, что они занимают особое место в развитии арктических регионов особенно старопромышленного освоения, их переход на путь устойчивого развития будет носить особенный характер.
Природно-ресурсный потенциал регионального развития
39
Однако, четких механизмов поддержания арктических монопрофильных муниципальных образований нет, не говоря уже о переходе к устойчивому их развитию в условиях изменяющейся окружающей среды и запросов внешнего рынка. Примеры зарубежных стран подтверждают, что реалия моногорода также свойственна всему промышленному миру, но в силу различных обстоятельств имеет совершенно иное развитие, которое может быть рассмотрено в качестве примера (например, вахтовый метод работы в отдаленных районах; повсеместная диверсификация экономики и переход к другим отраслям хозяйства и т.д.).
Социально-экономическая жизнь каждого моногорода зависит от окружающей среды и ресурсной составляющей, на основе которой существует градообразующее предприятие. При проектировании такого предприятия учитывается ресурсный потенциал района освоения, его ресурсообеспеченность (количество лет, на которые должно хватить данного ресурса). На основе заложенных спроектированных параметров ресурсообеспеченности должна складываться картина последующего (устойчивого) развития города или поселения. Совершенно ясно, что для каждого производства наиболее выгодна совершенно неизменная природная среда, а для поддержания емкости окружающей среды наиболее выгодно совершенно неизменное производство. Но таких состояний не существует [2]. Меняется климат, а вслед за ним и множество других процессов и явлений в природной среде. Меняется производство - по целям, технологии добычи (модернизация производства), территориальному размещению, а также вследствие влияния экономических факторов, таких как потребительский спрос на данный конкретный вид конечной продукции, а значит рост себестоимости продукта и, как следствие, изменение в общем объеме добычи. Все эти факторы имеют огромное влияние на социально-экономическое развитие данного конкретного моногорода или поселения и являются неотъемлемой частью стратегии его устойчивого развития.
Ресурсный потенциал каждого отдельного арктического монопрофильного города есть основная составляющая его социально-экономического развития, что также подтверждается основными положениями Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации. В свою очередь моногорода, сложившиеся в процессе исторического освоения северных территорий, наряду с остальными северными поселениями, являются основой жизнедеятельности и развития Арктики, как стратегического региона России.
Список литературы:
1. Корчак А.Д., Корчак Е.А. Муниципальная социальная политика в мо-ногродах Севера и Арктики России // Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Апатиты, 14-16 ноября 2012 г. - Апатиты, 2012. - С. 178-179.
40
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
2. Любовный В.Я. Монопрофильные города в условиях кризиса: состояние, проблемы, возможности реабилитации. - М.: ЗАО «Дортранспе-чать», 2009. - 110 с.
3. Проект «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» / ФГБНИУ «Совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития России. - 2013.
4. Программа арктического сотрудничества Совета Министров Северных стран «Устойчивое развитие в Арктике» на 2012-2014 гг., утверждена в мае 2013 года, Киркенес, Норвегия.
5. Расмус Оле Расмуссен. Доклад Megatrends in Arctic Development, NORDREGIO, 8я конференция ОЭСР «Инновация и модернизация экономики неурбанизированных регионов», Красноярск, Россия, 2012 г.
6. Lindholt L. Arctic natural resources in a global perspective. The Economy of the North, Statistics Norway, November 2009, pp. 27-40.