Научная статья на тему 'Приграничное сотрудничество и обеспечение безопасности приграничных территорий и населения'

Приграничное сотрудничество и обеспечение безопасности приграничных территорий и населения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
559
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Угольникова Ольга Дмитриевна, Алексеева Ольга Владимировна

В статье рассматриваются вопросы приграничного сотрудничества российских территорий, относящихся к арктическим приграничным зонам. Указываются направления сотрудничества, подходы к обеспечению безопасности населения и территорий в рамках приграничного сотрудничества. Дается краткий анализ состояния и перспектив развития монопрофильных территорий арктических приграничных зон с позиций программ государственной поддержки в рамках Комплексных инвестиционных планов (КИП) и создания Территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приграничное сотрудничество и обеспечение безопасности приграничных территорий и населения»

УДК 34.009(100)

ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И НАСЕЛЕНИЯ

О.Д. Угольникова1, О.В. Алексеева2

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21

В статье рассматриваются вопросы приграничного сотрудничества российских территорий, относящихся к арктическим приграничным зонам. Указываются направления сотрудничества, подходы к обеспечению безопасности населения и территорий в рамках приграничного сотрудничества. Дается краткий анализ состояния и перспектив развития монопрофильных территорий арктических приграничных зон с позиций программ государственной поддержки в рамках Комплексных инвестиционных планов (КИП) и создания Территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

Ключевые слова: приграничное сотрудничество, безопасность приграничных территорий и населения, арктические приграничные зоны, монопрофильные территории.

CROSS-BORDER COOPERATION ENSURE SECURITY IN BORDERING REGIONS

AND POPULATION

O.D. Ugolnikova, O.V. Alekseeva

Saint-Petersburg state economic University (SPbSEU), 191023, Saint-Petersburg, st. Sadovaya, 21

This article reveals issues of cross-border cooperation in Arctic bordering zone of the Russian territories. Identifies fields of cross-border cooperation, the approaches to in Russian Arctic zone. Provided analysis of mono-towns, (non-diversified settlements), their nowadays situation, development and future prospective in the framework of cross-border cooperation in Arctic zone. Government support of Russian bordering Arctic zone in the framework of state programs as Complex Investment Plans (KIP) and creation of Territories of Advanced Socio-Economic Development (TOSER).

Keyworlds: cross-border cooperation, population and territories security, Arctic bordering regions, non-diversified settlements, government support in Arctic zone.

Приграничные регионы рассматриваются как территории международного сотрудничества. Вопросы обеспечения их безопасности требуют специального рассмотрения из-за действия факторов близости государственной границы. Известно, что в противоположность барьерной и фильтрующей функциям действует функция контактная.

Россия соседствует с 16 приграничными странами, имея линию государственной границы около 61 тыс. км. До распада СССР и по настоящее время с нашей страной граничат: Норвегия, Финляндия, Польша, Китай, Монголия, КНДР, Япония, США. Странами, создавшими границу с РФ после распада СССР, являются: Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан.

Приграничное сотрудничество можно рассматривать на следующих уровнях: 1) на уровне субъектов РФ,

2) на уровне административных районов в составе субъектов РФ,

3) на уровне населенных пунктов, имеющих государственную границу с сопредельными государствами.

Они определяют различный характер сотрудничества, как и подходы к обеспечению безопасности населения и территорий в рамках приграничного сотрудничества [1].

Приграничные морские пространства также составляют приграничные территории и относятся к особому уровню приграничных территорий. Они занимают внутренние и территориальные воды, исключительную экономическую зону, континентальный шельф и конвенционные морские районы. Российская Федерация с прямыми выходами в воды Северного Ледовитого океана, Тихого океана, Балтийского, Черного и Каспийского морей.

1 Угольникова Ольга Дмитриевна - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций СПбГЭУ, тел.: +7(906) 253-59-49, e-mail: olga_ugolnikova@mail.ru;

2Алексеева Ольга Владимировна - кандидат географических наук, доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг СПбГЭУ, тел.: +7(911) 938-47-42, e-mail: okrukova@gmail. com

Этим приграничным территориям свойственны особо сложные социально-экономические проблемы развития. Однако имеющиеся там природные ресурсы составляют стратегический потенциал политического,

Приграничным российским регионам отводится особая роль в развитии международного экономического сотрудничества: их рыночная конкурентоспособность должна продемонстрировать рост. В то же время согласно пространственной парадигме, «.. .экономика России - пространственно неоднородный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр - регионы) и горизонтальных (межрегиональных) экономических, социальных и политических взаимодействий и входящий в систему мирохозяйственных связей» [2]. Тогда необходимо установить возможность синергии этих двух моделей для эффективного и безопасного развития приграничных территорий.

экономического, военно-промышленного и торгового развития страны в целом.

Приграничные территории Российской Федерации классифицированы как семь приграничных зон (табл. 1).

Особенности приграничного сотрудничества указаны в Федеральном законе РФ «Об основах приграничного сотрудничества» [3].

В этом законодательном акте федерального уровня определены правила сотрудничества с сопредельными государствами, основные направления и формы взаимодействия с субъектами стран-соседей. Указаны также субъекты, в компетенцию которых входит заключение соглашений о приграничном сотрудничестве -это приграничные регионы, муниципалитеты и соответствующие субъекты сопредельных государств.

Среди форм сотрудничества названы: - проведение встреч и консультаций,

Таблица 1 - Приграничные территории Российской Федерации

N Название приграничной территории России Система сотрудничества Дата оформления региона Участники приграничного региона

1 Норвежско-финляндское приграничье Баренц-Евроарктический регион и программа Европейского союза ЮТЕКИБО 1993 г. Россия, Норвегия, Швеция, Финляндия, ЕС

2 Балтийское приграничье Совет государств Балтийского моря по экономическому сотрудничеству Создатели СГБМ: Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, Комиссия Европейских сообществ 1992 г. Демаркация границ, решение таможенных и этнических вопросов Россия Эстония, Латвия, Литва

3 Белорусское приграничье (трансграничная территория) Союз России и Белоруссии выводит приграничное сотрудничество на микроуровень 1991 г. Россия, Белоруссия

4 Украинское приграничье Соглашение о сотрудничестве приграничных областей 1995 г. Россия, Украина

5 Северо-Кавказское приграничье Конвенция о правовом статусе Каспийского моря 2018 г. границы с Грузией и Азербайджаном по акватории Каспийского моря - с Туркменией, Казахстаном, Ираном, Азербайджаном

6 Казахстанское приграничье Соглашение о сотрудничестве приграничных областей ЕАЭС 2011 г. ТК ТС, 2009 Россия, Казахстан

7 Восточно-Сибирское и Дальневосточное приграничье Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об экономическом и приграничном сотрудничестве между Республикой Бурятия и Монголией 2001 1999 Китай, Монголия, КНДР, морские границы с Японией и США

- создание организаций и органов приграничного сотрудничества,

- участие в разработке и реализации соответствующих международных программ.

Среди различных сфер сотрудничества (наука, экономика, образование, культура, транспорт, спорт, туризм, экология) названы:

- предупреждение чрезвычайных ситуаций,

- ликвидация последствий катастроф, стихийных бедствий,

- борьба с эпидемиями и ликвидация их последствий.

Под приграничными субъектами Российской Федерации понимаются субъекты Российской Федерации, территории которых прилегают к Государственной границе Российской Федерации, а под территориями приграничного сотрудничества сопредельных государств - территории субъектов приграничного сотрудничества сопредельных государств. Среди основных принципов приграничного сотрудничества законодатель определил учет интересов национальной безопасности Российской Федерации. К задачам приграничного сотрудничества отнесены следующие задачи:

- содействие социальному и экономическому развитию территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации,

- повышение уровня и качества жизни населения территорий приграничного сотрудничества России,

- создание обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства, условий для совместной деятельности.

Приграничное сотрудничество муниципального образования приграничного субъекта Российской Федерации осуществляет орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Наиболее активно приграничное сотрудничество в последние годы развивается на востоке Российской Федерации, между Россией и Китайской Народной Республикой (КНР). Уже созданы 9 китайско-российских свободных экономических зон (СЭЗ) на территории КНР, 2 российско-китайских СЭЗ в России и три трансграничные СЭЗ. Действуют трансграничная зона приграничной торговли в районе Дун-нина и Полтавки, китайско-российская зона приграничной народной торговли «Хуши» в районе Хэйхэ, функционирует Российско-Хуньчуньский промышленный парк на территории зоны приграничного экономического сотрудничества Хуньчунь. Трансграничной торговой СЭЗ является торговый комплекс Суйфэньхэ-Пограничный.

В настоящее время наибольший интерес целого ряда стран с позиций среднесрочных и долгосрочных перспектив вызывает Арктический регион. Там сосредоточены огромные объемы полезных ископаемых, драгоценных металлов, алмазов, резко возросло и его геополитическое значение. Усиление влияния экологического и климатического факторов на состояние Арктики требует значительного внимания к этому стратегически важному региону. Приграничное сотрудничество здесь выражается в решении споров и урегулировании отношений между странами, включая споры Россия-Норвегия.

Приграничное сотрудничество в Арктике объявлено стратегическим приоритетом национальной политики РФ в этой территориальной зоне. Так, во исполнение закона об основах приграничного сотрудничества, разработанной и оформленной программы совместного приграничного сотрудничества России, Норвегии, Финляндии и Швеции (норвежско-финляндское приграничье российской территории), Правительством РФ одобрен законопроект о сотрудничестве арктических стран. Ратификация программы этого приграничного сотрудничества послужит реализации совместных приграничных программ, притоку инвестиций в регионы. К программам данного направления приграничного сотрудничества относится «Ко-ларктик» (2020 г.). Северный Калотт (Норвегия, Швеция, Финляндия) и Россия разработали инвестиционный инструмент развития приграничного сотрудничества. Финансирует программу ЕС и РФ, а также «Коларктик Норвегия» в равной с Европейским Союзом доле. Программа направлена на укрепление приграничного сотрудничество приарктических стран. Федеральный бюджет РФ выделяет 12,3 млн. евро, общий бюджет Программы составляет 49,4 млн. евро. Среди ее участников известны следующие российские регионы: Ненецкий АО, Мурманская область, Архангельская область, Карелия, Коми, Санкт-Петербург. Развитию программы послужит V Международный арктический форум «Арктика - территория диалога», который состоится в Архангельске 9-10 апреля 2019 года на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

Еще в период СССР в Арктической зоне были созданы особые опорные центры горнодобывающей промышленности. В условиях закрытой экономики они позволили освоить богатые минерально-сырьевые ресурсы северного региона. К зонам данного вида относились Норильский узел, Тимано-Печорский территори-

ально-производственный комплекс (ТИК), Западно-Сибирский ТИК и др. В период становления рыночных отношений была разрушена система государственной поддержки предприятий Севера, ледокольного и других видов специализированного арктического флота, портов, полярных станций, поселений. Арктическая зона характеризовалась в тот период такими негативными социально-экономическими процессами, как:

1) трудовая миграция трудоспособного населения в центральные регионы России,

2) отток и снижение уровня и качества жизни населения,

3) сокращение финансирования, свертывание государственных программ развития [4].

В процессе развития рыночных отношений, активного включения в международную деятельность, международную торговлю, Россия все больше стала сталкиваться с недобросовестной конкуренцией, переросшей в дальнейшем в санкционное давление со стороны стран ЕС, США, Канады, Австралии. Геоэкономическая и геополитическая ситуация в Арктике приняла характер не взаимовыгодного сотрудничества, а роста противоречий в освоении арктических ресурсов, морских коммуникаций, что стало препятствовать и приграничному сотрудничеству. Арктика стала регионом интересов не только собственно арктических государств (России, США, Канады, Дании, Норвегии), но и ЕС, Китая, Японии, Южной Кореи, Сингапура. Нефтегазовый потенциал арктического континентального шельфа является не единственной зоной пересечения интересов -сокращение издержек трансконтинентальных морских перевозок и преимущество перед сухопутными маршрутами также стало привлекательной характеристикой Северного морского пути (СМИ).

Пионером принятия арктической стратегии была Норвегия (2006 г.). Одновременно с Россией подобный документ выработала Дания (2008 г.), с Америкой - Канада (2009 г.), остальные приарктические страны приняли их соответственно Финляндия в 2010 г., Исландия и Швеция в 2011 г. [5].

Еще 18 сентября 2008 г. были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Национальным интересом России в Арктике было признано «использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике» [6]. Резкий рост стратегического значения Арктического региона стал основани-

ем создания маршрута по СМП. По его маршруту находятся порты Диксон, Дудинка, Игарка, Тикси, Певек, Провидения, Салехард, Хатанга, Нарьян-Мар, Мурманск, Архангельск, Петропавловск-Камчатский. Будут построены новые порты Сабетта, Териберка и др.

В 2009 г. США приняли арктическую национальную политику, в которой свобода открытого моря называлась основным национальным приоритетом Америки, а Северный морской путь (СМП) включает проливы для международного судоходства [7]. Данная конкуренция в Арктике принимает форму конкуренции технологий, устойчивости и преимуществ хозяйственных систем, способных защищать национальные интересы [8]. Таким образом, Россия, Канада, США, Норвегия и Дания обладают исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Северном Ледовитом океане.

В 2013 г. в РФ была воссоздана Администрация Северного морского пути, принят федеральный закон, о порядке ледокольной проводки судов, определены правила судоходства в акватории СМП, проводятся мероприятия по защите национальных интересов России в Арктике.

Как отмечалось в исследованиях последних лет, отличием арктического экономического пространства является «двойственность его развития, обусловленная существованием двух типов пространств: геоэкономических, ориентированных на активное взаимодействие с внешними геоэкономическими центрами и внутренних экономических, ориентированных на внутреннее социально-экономическое развитие». Данная асимметричность экономического пространства АЗРФ «приводит к хроническому углублению региональных диспропорций и служит постоянным поводом для политических, социальных и бюджетно-финансовых перенапряжений».

Имеющийся высокий потенциал российских арктических территорий в современных условиях может обеспечить конкурентоспособность самых различных отраслей экономики страны. Поставленная цель реструктуризации монопрофильной экономики Арктической зоны, модернизации инфраструктуры российской Арктики, сохранения, развития, воспроизводства человеческого капитала сформулирована в стратегических документах развития этих территорий.

Непосредственно к Арктической зоне целиком или частично относятся такие территории РФ как Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Краснояр-

ского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов. Их характеризуют экстремальные природно-климатические условия, очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения; высокие затраты на производство и значительная зависимость жизнедеятельности населения от поставок из других российских регионов [6].

Тем не менее, Арктическая зона РФ объявлена стратегической ресурсной базой нашего государства, которая на долгосрочную перспективу служит задачам социально-экономического развития всей страны, а Северный морской путь рассматривается как единая транспортная коммуникация России в этой зоне.

Арктическая зона России представляет совокупность ресурсов, в дальнейшем способных решить проблемы:

- по обеспечению стратегическим сырьем;

- социально-экономического развития территорий государства,

- улучшения качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике [6].

К задачам отнесены: создание системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов Арктической зоны РФ от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1. В области социально-экономического развития Арктической зоны названы такие меры обеспечения безопасности, как:

- рациональное природопользование и развитие экологически безопасных видов туризма в местах компактного проживания и традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов,

- сохранение культурного наследия и языков, народно-художественных промыслов.

2. В сфере экологической безопасности:

- утилизация отслуживших судов с ядерными энергетическими установками.

3. В сфере науки:

- предложены основные направления развития различных видов деятельности в Арктике на долгосрочную перспективу,

- продолжено изучение опасных природных явлений,

- разработка новейших технологий и методов прогнозирования в условиях меняющегося климата.

- прогноз и оценка последствий глобальных климатических изменений, происходящих

в Арктической зоне под влиянием естественных и антропогенных факторов, включая повышение устойчивости объектов инфраструктуры.

В настоящее время проходит третий этап реализации государственной политики в Арктике - 2016-2020 гг. В эти годы Арктическая зона России должна стать ведущей стратегической ресурсной базой страны, что в среднесрочной перспективе позволит России сохранить роль ведущей арктической державы. В дальнейшем необходимо комплексное наращивание конкурентных преимуществ Арктической зоны Российской Федерации для укрепления позиций России в Арктике.

Во исполнение «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» была разработана «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Стратегия зафиксировала риски и угрозы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, включая социальную, экономическую сферу, науку и охрану окружающей среды. Она предусматривала развитие инфраструктуры арктической транспортной системы. Единая транспортная магистраль страны, ориентированная на круглогодичное функционирование, включает Северный морской путь и тяготеющие к нему меридиональные речные и железнодорожные коммуникации.

В перечень вошли следующие угрозы, указанные в Стратегии:

- демографической безопасности;

- динамике расселения приарктиче-ских российских субъектов;

- проблемы ЖКХ и инфраструктуры, включая транспортную, промышленную, энергетическую, нехватка чистой питьевой воды;

- трудовая миграция высококвалифицированных специалистов и работников;

- низкая производительность труда;

- наличие депрессивных районов;

- рост техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую среду;

- наличие особо неблагоприятных зон, потенциальных источников радиоактивного загрязнения;

- высокий уровень накопленного экологического ущерба.

В Стратегии, как и в Основах государственной политики Российской Федерации в

Арктике, большое внимание уделено развитию международного сотрудничества с приарктиче-скими государствами и сохранение Арктики в качестве зоны мира.

Приграничное сотрудничество строится на основе международных договоров и соглашений, прав прибрежных государств в Арктическом регионе. Оно включает:

- разведку и разработку ресурсов континентального шельфа;

- объединение усилий приарктических государств по созданию единой региональной системы поиска и спасения, предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приграничное сотрудничество предусматривает экономическое, научно-техническое, культурное взаимодействие, использование Северного морского пути для международного судоходства, обмен информацией о состоянии окружающей среды, климате Арктики и его динамике.

Эффективность приграничного сотрудничества возрастает через:

- проведение международных научно -исследовательских экспедиций для изучения окружающей среды и влияния на нее наблюдаемых и прогнозируемых климатических изменений;

- диалог между регионами и муниципалитетами северных стран для обмена опытом в области разработки климатической и энергетической политики,

- развитие международного туризма, в том числе рекреационного, научного, культурно-познавательного, экологического.

В Стратегии выделены следующие восемь опорных зон развития Арктической зоны России:

1) Кольская опорная зона;

2) Архангельская опорная зона;

3) Ненецкая опорная зона;

4) Воркутинская опорная зона;

5) Ямало-Ненецкая опорная зона;

6) Таймыро-Туруханская опорная зона;

7) Северо-Якутская опорная зона;

8) Чукотская опорная зона.

Важно отметить, что в Стратегии указываются монопрофильные территории Арктической зоны РФ, рассматриваются стратегии их развития в связи с выбранной стратегией развития Арктической зоны. Укажем, что для двух опорных зон - Кольской и Архангельской рассматриваются как наиболее перспективные отрасли транспорта и туризма. Например, для первой из них указывается, что имеется сформированный региональный туристский бренд,

объединяющий не только природно-исторические, но и индустриальные объекты, Ботанический сад-институт за полярным кругом, природный заповедник на территории трех государств. Для второй среди основополагающих отраслей (логистика, судостроение, машиностроение) назван туризм, как экспортно-ориентированный сектор с наибольшим приростом добавленной стоимости.

Основным показателем формирования опорных зон РФ является число подготовленных проектов по принятию управленческих решений в социально-экономическом развитии Арктической зоны и обеспечении национальной безопасности РФ.

В развитие «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» принято Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 N 366 (ред. от 31.08.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» [11]. Эта госпрограмма включает 3 подпрограммы:

Подпрограмма 1. «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». Предусматривается развитие реальных секторов экономики российской Арктической зоны и решение среди других задач повышения уровня безопасности и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности зданий и сооружений в районах опасных геокриологических процессов опорных зон развития Арктической зоны РФ. Целевой индикатор по показателю данного вида безопасности - доля чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне России в их общем числе в РФ.

Для достижения цели подпрограммы выделено из федерального бюджета 131281950,4 тысяч рублей.

В 2018 - 2020 гг. среди ожидаемых результатов - разработка комплексных проектов по созданию опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации;

В 2021 - 2025 гг. среди ожидаемых результатов указано:

- увеличение числа российских граждан, осведомленных о деятельности государства в Арктической зоне РФ, до 45%;

- увеличение цитируемости материалов о развитии российской Арктической зоны в российских средствах массовой информации до 35%;

- расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в Арктике;

- снижение ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне РФ за счет своевременного проведения мероприятий по предупреждению и реагированию;

- обеспечение реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике.

Подпрограмма 2. «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике» предусматривает создание условий для развития Северного морского пути как национальной транспортной магистрали страны в Арктике. Среди других сформулированы следующие задачи полпрограммы: безопасность внутренних и международных транспортных перевозок в Арктической зоне РФ, повышение уровня гидрометеорологической безопасности, защищенности жизненно важных объектов и населения от опасных природных явлений, негативных последствий изменения климата в Арктической зоне РФ.

Для достижения цели подпрограммы выделено из федерального бюджета 35423031,9 тысяч рублей.

Подпрограмма 3. «Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации» направлена на создание конкурентоспособных технико-технологических систем и оборудования для разведки, добычи и переработки полезных ископаемых в условиях Арктики. Это служит решению проблем энергетической и экономической безопасности, а также социально-экономическому развитию территории, снижению угроз социальной безопасности, так как цель Программы в целом - повышение уровня социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.

Для достижения цели подпрограммы выделено из федерального бюджета 23747000 тысяч рублей.

Годом ранее принятия Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, началось строительство новых российских военных баз в Арктике (Таблица 2).

Отметим, военная база «Арктический Трилистник» является единственным в мире объектом капитального строительства на 80-м градусе северной широты. Нагурское - военная база с самым северным аэродром и погранзаставой РФ.

Таблица 2 - Развитие военной инфраструктуры российской Арктики3

Год Территория Военная инфраструктуры

2007 Земля Франца - Военная база «Арк-

Иосифа, остров Земля Алексан- тический Трилистник»

дры

2008 Земля Франца - Обновление военной

Иосифа, остров Земля Алексан- базы Нагурское

дры

2013 Новосибирские Военная база «Се-

острова о. Котельный верный Клевер». Восстановлен аэродром «Темп»

2013 Новая Земля. Реконструирован аэродром Рогачево, подготовлен к приему истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ

2014 Остров Врангеля Введен в эксплуатацию военный городок «Полярная звезда»

2014 Мыс Шмидта Введен в эксплуатацию жилой блок

Создание военных городков и аэродромов

2014 Остров Земля Александры - (Земля Франца-Иосифа)

2014 Посёлок Рогачёво - (Новая Земля)

2014 Остров Средний - (Северная Земля)

2014 Мыс Отто Шмидта - (о. Врангеля)

2014 о. Котельный - (Новосибирские острова)

Постройка, восстановление, модернизация 13

аэродромов

2014... Тикси

2014... Нарьян-Мар

2014. Алыкель (Норильск)

2014. Амдерма

2014. Анадырь

2014. Рогачёво

2014. Нагурское

Военно-стратегические приоритеты страны в Российском секторе Арктики позволяют постоянно держать в высоких широтах силы стратегического сдерживания, гарантирующие континентальную безопасность российского Севера [9].

Национальная морская политика России «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года», была разработана и утверждена в 2001 г. (№ Пр-1387) [14]. Она является согласованным нормативно-правовым документом с пакетом всех, предусматриваю-

3 Составлена по источникам [12, 13]

щих развитие Арктической российской территории, законодательных актов. В соответствие с Морской доктриной, задачи Российской Федерации в Арктике состоят в следующем:

- исследование и освоение Арктики с ориентацией на развитие экспортных отраслей хозяйства;

- обеспечение национальных интересов Российской Федерации в отношении Северного морского пути, централизованное государственное управление этой транспортной системой, ледокольное обслуживание и предоставление равного доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе и иностранным;

- сохранение мирового лидерства в строительстве и эксплуатации атомных ледоколов;

- обновление и безопасная эксплуатация атомного ледокольного флота;

- государственное финансирование затрат на содержание, строительство и эксплуатацию ледоколов и транспортных судов ледового класса, в первую очередь с атомными энергетическими установками, создание специализированной системы базирования;

- консолидация усилий и ресурсов федерального центра и субъектов Российской Федерации для развития арктического судоходства, морских и речных устьевых портов для осуществления Северного завоза, а также информационных систем, обеспечивающих указанную деятельность.

Наблюдаемое изменение арктического климата подтверждает актуальность решения о создании транспортного маршрута Атлантический океан - Тихий океан. Северный морской путь, инициированный РФ, как и СевероЗападный проход, инициированный Канадой, служат изменению скорости и затрат по перевозке грузов на 40%.

Северный морской путь, как «Северный шелковый морской путь», составляет часть национальной политики России. Шельф арктических морей России составляет треть Северного Ледовитого океана. Ресурсная база перевозок по СМП 100 млрд. тонн - 30% мировых запасов нефти и газа, основную часть платиноидов, никеля, олова, золота и алмазов, примерно 1/4 мировых рыбных запасов. Арктические зоны, запасы нефти и газа по Арктическим странам мира изображены на рисунке 1 .

Обеспечение устойчивого развития российской Арктической зоны состоит «в создании современной транспортной, энергетической, информационной инфраструктуры, решении вопросов освоения ресурсов, развития промышленной базы, повышения качества жизни народов Севера, сохранении этого региона как

территорию мира, диалога и международного сотрудничества» [16].

ОБЩИЕ ЗАПАСЫ НЕФТИ И ГАЗА В НАЦИОНАЛЬНЫХ СЕКТОРАХ АРКТИКИ [МЛРД ТОНН, УСЛОВНОГО ТОПЛИВА]

Пв **-(*« мрттг*«» м«тс»(Ш0-?С!?'г|

Рисунок 1 - Арктические зоны, запасы нефти и газа по Арктическим странам мира [15]

Считается, что программы по освоению ресурсов недр арктического шельфа позволят получить высокий мультипликативный эффект. Они предусматривают развитие смежных отраслей промышленности, включая высокотехнологичные отрасли машиностроения и транспорта. Современная Арктическая транспортная система обеспечит межрегиональные и международные связи, что будет содействовать безопасному и высокому уровню жизнедеятельности населения. Арктическая морская транспортная система - СМП создаст кратчайшие морские пути между рынками Европы и Тихоокеанского региона. Например, при маршруте Роттердам - Йокогама расстояние через Суэцкий канал 11 205 морских миль (40 дней пути), а СМП сокращает расстояние до 20 дней пути (рис. 2).

Ссылка на изменение арктического климата подтверждает актуальность решения о создании транспортного маршрута Атлантический океан - Тихий океан. Северный морской путь, инициированный РФ, как и СевероЗападный проход, инициированный Канадой, служат изменению скорости и затрат по перевозке грузов на 40%.

Существует также идея более короткого пути в период лета из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Западную Европу по маршруту Мохэ (Китай) - Сковородино - Тын-да - Алдан - Якутск (по железной дороге) -Тикси (по Лене) - Северный Морской путь.

По экспертным прогнозам, к 2024 году грузооборот по СМП составит 80 млн. тонн, к 2040 году планы по объему перевозок превышают 200 млн. тонн. Нефтедобывающее компании реализуют проекты не только по добыче, но и по созданию портовой инфраструктуры,

которая требуется для строительства заводов СПГ, перегрузочных терминалов.

Рисунок 2 - Маршруты транспортировки из Даляня (Китай) в Роттердам (Нидерланды) через СМП и Суэцкий канал [17]

В последние три года наблюдается рост грузообороту по СМП (табл. 3).

Таблица 3 - Хронология и объемы грузооборота

по СМП (1987 - 2017 гг., прогноз 2025 г.)

Согласно данным таблицы 3, в последние 3 года наблюдается рост грузообороту по СМП. По экспертным прогнозам, к 2024 г грузооборот по Севморпути составит порядка 80 млн. тонн, к 2040 году планы по объему перевозок составляют более 200 млн. тонн. Нефтедобывающее компании реализуют проекты не только по добыче, но и по созданию портовой инфраструктуры, которая требуется для строительства заводов СПГ, перегрузочных терминалов.

Основой безопасности в ледовых условиях Северного морского пути является мощный атомный ледокольный флот. Навигация по СМП возможна при использовании атомных ледоколов, не более пяти месяцев в год. На

СМП действуют 10 линейных ледоколов (6 атомных и 4 дизельных). Развитие ледокольного флота России осуществляется в рамках федеральных целевых программ [16]. Действующие атомных ледоколы принадлежат государственному предприятию «Атомфлот», которое входит в корпорацию «Росатом». Развитие Северного морского пути рассматривается инфраструктурным транспортным объектом с улучшением ледокольного, гидрографического, гидрометеорологического обеспечения и модернизацией базовых портов на всем протяжении Северного морского пути [16]. Однако, несмотря на все рассмотренные преимущества возрождения СМП ряд экспертов доказывают неоправданность вложений в данный масштабный проект.

Так, проводка атомного ледокола по всем пяти зонам Северного морского пути в 2017 г. стоила порядка 22 млн. рублей. В климатических условиях России самый дешевый в мировой практике водный транспорт является дорогим видом для грузоперевозок в ледовой обстановке. Лишь в случае свободной круглогодичной навигации возможно было бы удешевить морские и речные перевозки. СМП для перевозчика стоит в 20 - 30 долларов за тонну, что в несколько раз дороже стоимости транзита через Суэцкий канал [16].

Постоянный рост перевозок грузов по СМП особо затрагивает проблему безопасности мореплавания. В настоящее время под руководством д.т.н., профессора С.И. Кондратьева выполняются научные работы по следующим направлениям:

1) оценку показателя стесненности акватории Севморпути;

2) оценку рисков и управление рисками;

3) становление Севморпути как транспортного коридора;

4) безопасность мореплавания в Арктической зоне России.

Проводимые работы носят научно -прикладной характер и, несомненно, должны найти отражение в нормативно-правовых документах [18].

Напомним, Правительством РФ был утвержден список российских монопрофильных муниципальных образований, Правительство РФ, Распоряжение от 29 июля 2014 года N 1398-р, (с изменениями на 13 мая 2016 года). Всего выделено 319 моногородов, из них 14 находятся в Арктической зоне.

Из Таблицы 4 следует ухудшение позиций моногорода арктической зоны в 2015 г. (переход в менее благоприятную категорию), а также улучшение позиций (переход в более

Год Млн. тонн Кол-во проведенных судов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1987 6,6

1998 1,4

2013 2,8

2015 3,9

2016 7,3 410

2017 492

2025 Прогноз 80 [16]

благоприятную категорию). В них проживает 40% населения АЗРФ. Пять моногородов расположено в Мурманской области: Кировск, Ко-вдор, Мончегорск, Снежногорск, Полярные Зори, а в Красноярском крае находится моногород - Норильск.

Таблица 4 - Категории социально-экономического положения моногородов Арктической зоны (2014-2015 гг.)

Все моногорода можно классифицировать по типам:

1) промышленные центры добычи углеводородов;

2) горно-металлургические промышленные центры,

3) обрабатывающие промышленные центры,

4) производственно-технологические центры.

Как и по всем российским регионам, угольные горно-химические моногорода находятся в зоне высокого риска. Газодобывающая промышленность структурирует градообразующие предприятия в единую вертикально интегрированную компанию, также находятся в зоне высокой степени риска, но в данном случае - это внешние риски. Риски же горнометаллургических моногородов еще более высоки. Остальные моногорода АЗРФ не зависят от внешнего рынка.

Большинство градообразующих предприятий моногородов Арктической зоны представлены частным капиталом. По программам диверсификации в период 2010 и 2011 гг. российским моногородам России для реализации разработанных ими планов модернизации, была выделена помощь. В их числе оказались моногорода Ковдор, Ревда, Северодвинск и Но-ябрьск. Им было выделено 1,983 млрд. руб. Их было явно недостаточно для решения проблем модернизации и диверсификации монопрофильных экономик. Как и в целом ряде моногородов других российских регионов, эти средства ушли на поддержание рабочих мест имеющейся промышленной базы. В дальнейшей государственной программе по предоставлению льгот резидентам, инвестирующим в развитие монопрофильных территорий, что определяет их как территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) такой статус получил моногород Онега Архангельской области. В научных трудах Кузнецова С.В. были подробно рассмотрены стратегические преимущества арктической кластеризации, новых технологических платформ в целях развития конкурентоспособности российской Арктики [9].

Академик А. И. Татаркин, длительное время исследовавший проблемы и перспективы развития российской Арктики, писал: «Формирование и развитие стабильной социально-экономической базы Арктической зоны РФ и превращение ее в динамично развивающийся регион позволит обеспечить решение долгосрочных политических, экономических, оборонных и социальных проблем государства, повышение его конкурентоспособности на глобальных мировых рынках». Приграничное же сотрудничество в северных регионах РФ имеет, несомненно, актуальное направление - экологию, и данная деятельность может активизировать совместные усилия приарктических стран.

Наименование моногорода Регион места расположения моногорода Категория моногорода 2014 Категория моногорода 2015

г. Кировск Мурманская область 1 1

г.Онега Архангельская область 1 1

Пос.Ревда Мурманская область 1 1

г. Ковдор Мурманская область 2 1*

пос. Заполярный Мурманская область 2 2

г. Мончегорск Мурманская область 2 2

г. Ново-двинск Архангельская область 2 2

г. Олене-горск Мурманская область 2 2

пос. Берин-говский Чукотский АО 2 2

пос. Никель Мурманская область 2 2

г. Северодвинск Архангельская область 2 3*

г. Норильск 2-я Красноярский край 2 3 *

г. Певек Чукотский АО 3 2 *

г. Воркута Республика Коми 3 2*

Литература

1. Лепеш Г.В. Особенности защиты населения приграничных территорий от чрезвычайных ситуаций. // Технико-технологические проблемы сервиса. -2017, №4 (42), с. 79 - 92.

2. Гранберг А. Г. «Программа функциональных исследований пространственного развития России и роль в ней Северо-Западного региона / А. Г. Гранберг // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2009. - № 2-3/39. - 40.

3. Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества». [Электронный ресурс]: http://www.garant.ru/products/ ipo /prime/doc/71630188/#ixzz5TS6x58IR (дата обращения 2.10.2018).

4. Нужен ли «Главсевморпуть» России в XXI века? Электронный ресурс http://koet.syktsu.ru/download/ sbornik2017.pdf

5. Комиссина И.Н. Арктический вектор внешней политики Китая. / Проблемы национальной стратегии № 1 (28) 2015. [Электронный ресурс]: https://riss.ru/images/pdf/journal/2015/1/07_.pdf (дата обращения 2.10.2018).

6. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18.09.2008 N Пр-1969). [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11 9442/ (дата обращения 2.10.2018).

7. Bailes J.K. Alyson, Heininen Lassi. Strategy Papers on the Arctic or High North: A Comparative Study and Analysis. Centre for Small State Studies, Institute of Internetional Affairs. 2012.

8. Факторный анализ и прогноз грузопотоков Северного морского пути / Науч. ред. д.э.н., проф. Селин В.С., д.э.н., проф. Козьменко С.Ю. (гл. 4). -Апатиты: КНЦ РАН, 2015

9. Кузнецов С.В. Роль монопрофильных экономик в формировании геоэкономического пространства российской арктической зоны Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. №3 (48) 2015 С. 30-39

10. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Утв. Президентом РФ 18.09.2008 N^-1969. [Электронный ресурс]: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 11 9442/ (дата обращения 2.10.2018).

11. Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 N 366 (ред. от 31.08.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Государственная программа РФ: Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 346 (в редакции постановления Правительства РФ от 31 августа 2017 г. № 1064). [Электронный ресурс]: www.static.goverment.ru/ (дата обращения 2.10.2018).

12. Филатова О.В. Развитие Северных и Арктических территорий: основные проблемы и направления исследований (Обзор научных трудов 20102015). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2015. № 4. С. 85-97.

13. Вербов А. Арктика, долгосрочная стратегия России и военные базы. [Электронный ресурс]: https://cont.ws/@averbov/453132 (дата обращения 2.10.2018).

14. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 27.07.2001). [Электронный ресурс]: http://www. consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_99415/ (дата обращения 2.10.2018).

15. Национальное энергетическое ведомство 2012 г. [Электронный ресурс]: https ://nikitskij. livejour-nal.com/403335.html. (дата обращения 2.10.2018).

16. Морские вести России. [Электронный ресурс]: http://morvesti.ru/detail.php?ID=66961/ (дата обращения 2.10.2018).

17. Логистические истории интернет-сайт. 2013. 22 ноября. URL: http:// logistic.clan.su/publ/1-1-0-41/ (дата обращения 2.10.2018).

18. Гагарский Э., Козлов С., Кириченко С. Альтернативная магистраль. //Морские вести России №2 (2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.