Решетневские чтения
Библиографические ссылки
1. Павленко А. С. Анализ подходов к оценке влияния логистики на конкурентное преимущество компании II Логистика - евразийский мост. В 2 т. I Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск , 2011. Т. 2.
2. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005.
3. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. М. : Олимп-Бизнес, 2008.
A. S. Pavlenko
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
LOGISTIC APPROACH OF BUSINESS-SYSTEM COMPETITIVENESS DEFINITION
The enterprise's competitiveness definition approach with usage of flow management principles and economical utility definition is examined
© Павленко А. С., 2011
Бауэрсокс и Клосс отмечают, что логистическая система ответственна за изменение характеристик полезности времени и места производимой продукции или услуги [3].
Разработанный автором подход позволяет подобрать экономические и технические показатели для определения конкурентоспособности бизнес-системы с ориентацией, в первую очередь, на ожидания потребителей и, во вторую очередь - на других игроков в отрасли с использованием логистических подходов по управлению потоками и понятия экономической по-
УДК 658.7
С. Л. Парфенова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК ПРЕДПРИЯТИЙ
АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Раскрыты проблемы управления цепями поставок в аэрокосмической отрасли. Предложен ресурсный подход к выбору поставщиков в цепях поставок предприятий аэрокосмической отрасли.
Премьер-министр РФ В. В. Путин, выступая на открытии Международного авиасалона МАКС-2011 в августе 2011 г., заявил, что развитие аэрокосмической отрасли является «стратегическим приоритетом» для нашей страны. Авиация и космонавтика долгое время были символом международного могущества СССР, гарантом безопасности и эталоном в области научно-технического прогресса. Однако падение основ советской государственности, ранее казавшихся незыблемыми, кардинальным образом изменило состояние аэрокосмической промышленности. Финансовая несостоятельность, отказ от новых разработок, физически и морально изношенное оборудование, потеря квалифицированных кадров на многих предприятиях отрасли стали привычным явлением. Причины таких изменений было бы неправильно сводить только к отрицательному влиянию рыночных реформ и снижению объемов государственного финансирования. Названные факторы являются только частью более сложных глобальных процессов, разворачивающихся в мировой экономике на протяжении последних 10-15 лет. В том случае, если отечественная аэрокос-
мическая отрасль не сможет адекватно отреагировать на эти изменения, надежды сделать ее высокие технологии одной из основных точек экономического роста останутся несбыточными.
На сегодняшний день в мировой авиационной промышленности лидируют транснациональные компании, которые формируют свои цепи поставок на новых концептуальных основах и предъявляют качественно новые требования к своим партнерам. Новая концепция логистики состоит в том, что друг с другом конкурируют не компании, а их цепи поставок, и успех предприятий отрасли будет зависеть от того, насколько хорошо выстроены отношения в этих цепях.
Слабые договорные связи по цепям поставок отечественного авиапрома, отсутствие возможности выбора поставщиков и недостаточная самостоятельность принятия решений во времена плановой экономики компенсировалась жестким надзором со стороны государства и развитой системой нормативных документов. Сложившаяся низкая культура взаимоотношений с поставщиками, неумение договариваться и
Логистика e аэрокосмической отрасли
вести переговоры, отсутствие стандартов, устанавливающих требования к поставкам в рыночных условиях привели к разрыву существующих и медленному развитию новых договорных отношений с поставщиками.
Высокие требования к качеству продукции и сокращение сроков ее производства в аэрокосмической промышленности предъявляют жесткие требования ко всей цепочке субподрядчиков, начиная от производителей прототипов и инструментальной оснастки для серийного выпуска комплектующих и заканчивая поставщиками узлов и приборов для сборочных заводов. Все изделия должны обеспечивать высочайшие эксплуатационные характеристики при жестких параметрах надежности при условии постоянного сокращения себестоимости, сроков их разработки и организации серийного производства. Поэтому выбор поставщиков предприятий аэрокосмической отрасли должен быть основан не только на традиционных критериях (цена - качество), но и на том, какими уникальными ресурсами, приобретаемыми на рынках и «нарабатываемыми» в процессе деятельности обладает предприятие поставщик, а также его способностью комбинировать существующие ресурсы для быстрой модификации своего товара. Оригинальное и эффективное сочетание ресурсов, по сравнению с конкурентами, в зарубежной литературе получило название ключевой компетенции [1].
Ключевые компетенции базируется на материальных и нематериальных компетенциях. В качестве материальной компетенции можно рассматривать технические и технологические возможности поставщика (уникальная технология, высокоспециализированное оборудование и т. д.). К нематериальным компетенциям можно отнести репутацию на рынке; права на интеллектуальную собственность; уровень образованности персонала; систему качества продукции; готовность к партнерским отношениям; уровень предоставляемого сервиса; способность к инновациям;
скорость, гибкость и надежность поставки товаров и оказания услуг и т. д.
Для оценки ресурсов поставщиков необходимо выполнить четыре условия [2]:
- ресурсы должны обладать ценностью, т. е. играть важную роль в обеспечении эффективности и производительности предприятия;
- ресурсы должны встречаться среди существующих и потенциальных конкурентов относительно редко;
- ресурсы должны быть трудны для воспроизводства или имитации другими компаниями в силу уникальности условий, в которых они сложились;
- ресурсы не должны иметь каких-либо стратегически эквивалентных заменителей.
Ресурсный подход к оценке поставщиков связан не только с развитием и совершенствованием существующей ресурсной базы, но и возможностью поставщика инвестировать средства в замену некоторых видов ресурсов для обеспечения параметров скорости, гибкости и надежности производства и поставок, что усиливает его конкурентное преимущество перед другими поставщиками.
Таким образом, аудит и выбор наиболее значимых поставщиков в цепи поставок предприятий аэрокосмической отрасли на основе ресурсного подхода позволяет учитывать не только традиционные требования, предъявляемые к товару, но и уникальные ресурсные возможности поставщика, которые позволяют быстро модифицировать товар под индивидуальный заказ клиента, что очень актуально для предприятий аэрокосмической промышленности.
Библиографические ссылки
1. Хамел Г., Прахалад К. К. Конкуренция за будущее: создание рынков завтрашнего дня. М. : Олимп-Бизнес, 2002.
2. Тамбовцев, В. Л. Стратегическая теория фирмы: состояние и возможное развитие // Российский журнал менеджмента. 2010. № 1.
S. L. Parfyenova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
RESOURCE APPROACH IN SUPPLY CHAIN MANAGEMENT OF AEROSPACE ENTERPRISES
The author reveals the problem of supply chain management in the aerospace industry and roposes resource approach selection of suppliers in supply chains of the enterprises of the aerospace industry.
© Парфенова С. Л., 2011