Логистика в аэрокосмической отрасли
УДК 658.7
А. С. Павленко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ЛОГИСТИЧЕСКИИ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
БИЗНЕС-СИСТЕМЫ
Рассматривается подход определения конкурентоспособности предприятия с использованием принципов
управления потоками и понятия экономической полезности.
В статье [1] рассмотрен подход к оценке конкурентного преимущества логистической системы исходя из модели цепочки создания ценности М. Портера. [2] Предложенный в статье [1] подход не является удачным для определения конкурентных преимуществ, однако принципы его построения (в том числе использование понятий экономической полезности и принципов управления потоками) кажутся подходящими для построения подхода к определению конкурентоспособности бизнес-системы.
Целью настоящей статьи является выработка логистического подхода к определению конкурентоспособности бизнес-системы с использованием принципов управления потоками и понятия экономической полезности.
Предприятие с использованием кибернетического подхода может быть представлено в виде модели «черный ящик» с входящими потоками (ресурсами, которое предприятие потребляет из внешней среды) и выходящими потоками (результатами деятельности предприятия). Входящие потоки М, , I, Е - это группы материальных, сервисных, информационных и финансовых потоков соответственно. Выходящие потоки М' , 5' , I' , Е' - группы видоизмененных входящих или произведенных системой предприятия материальных, сервисных, информационных и финансовых потоков соответственно.
Потоки М', 5' , I', Е ' могут отличаться от потоков М, 5, I, Е как кардинально (например, если на входе система организации не получает финансового потока, а во внешнюю среду его отправляет), так и некоторыми характеристиками экономической полезности (время, место, форма, владение).
Конкурентоспособность системы предприятия при данном взгляде на систему может заключаться в наиболее полном удовлетворении ожиданий внешних потребителей системы в отношении потоков, выходящих из системы. Формально условие идеальной конкурентоспособности можно записать следующим образом:
М (А) = Можид (А),
5; (А) = 5^ (А), ' ^ (А) = (А),
. Е'( А) = Еожид (А), где ], к, I, п - порядковые номера потоков из групп материальных, сервисных, информационных, финан-
совых потоков соответственно; А - множество экономической полезности (времени, места, формы, владения); Можид , 5ожид , -Сид , Ео'жид - ожВДанИЯ внешних потребителей в отношении потоков, исходящих из системы предприятия.
Если конкурентоспособность заключается в способности системы предприятия наиболее полно удовлетворять ожиданиям внешних потребителей по экономической полезности по всем потокам, производимым системой предприятия, то конкурентным преимуществом можно называть такое устройство системы предприятия, которое позволяет лучшим образом, чем в среднем по рынку, удовлетворять ожиданиям внешних потребителей системы в отношении выходящих потоков системы.
Нелогистическая составляющая бизнес-процесса
Изменение полезности владения и формы
Логистическая составляющая бизнес-процесса
Изменение полезности времени и места
Влияние бизнес-процесса и его логистической и нелогистической составляющих на конкурентоспособность организации
Таким образом, конкурентоспособность бизнес-системы можно определить исходя из следующих принципов логистического подхода к определению конкурентоспособности (см. рисунок):
1) тождества характеристик всех выходных потоков, включая не только материальные, но и финансовые, информационные, сервисные потоки с ожиданиями потребителей в отношении данных характеристик;
2) экономических и технических показателей для определения экономических полезностей времени, места, формы, владения для всех потоков;
3) ориентации на потребителя при определении конкурентоспособности бизнес-системы: первичным является сравнение выделенных показателей организации не с показателями других организаций в отрасли, но с ожиданиями потребителей.
Решетневские чтения
Библиографические ссылки
1. Павленко А. С. Анализ подходов к оценке влияния логистики на конкурентное преимущество компании II Логистика - евразийский мост. В 2 т. I Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск , 2011. Т. 2.
2. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005.
3. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. М. : Олимп-Бизнес, 2008.
A. S. Pavlenko
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
LOGISTIC APPROACH OF BUSINESS-SYSTEM COMPETITIVENESS DEFINITION
The enterprise's competitiveness definition approach with usage of flow management principles and economical utility definition is examined
© Павленко А. С., 2011
Бауэрсокс и Клосс отмечают, что логистическая система ответственна за изменение характеристик полезности времени и места производимой продукции или услуги [3].
Разработанный автором подход позволяет подобрать экономические и технические показатели для определения конкурентоспособности бизнес-системы с ориентацией, в первую очередь, на ожидания потребителей и, во вторую очередь - на других игроков в отрасли с использованием логистических подходов по управлению потоками и понятия экономической по-
УДК 658.7
С. Л. Парфенова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК ПРЕДПРИЯТИЙ
АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Раскрыты проблемы управления цепями поставок в аэрокосмической отрасли. Предложен ресурсный подход к выбору поставщиков в цепях поставок предприятий аэрокосмической отрасли.
Премьер-министр РФ В. В. Путин, выступая на открытии Международного авиасалона МАКС-2011 в августе 2011 г., заявил, что развитие аэрокосмической отрасли является «стратегическим приоритетом» для нашей страны. Авиация и космонавтика долгое время были символом международного могущества СССР, гарантом безопасности и эталоном в области научно-технического прогресса. Однако падение основ советской государственности, ранее казавшихся незыблемыми, кардинальным образом изменило состояние аэрокосмической промышленности. Финансовая несостоятельность, отказ от новых разработок, физически и морально изношенное оборудование, потеря квалифицированных кадров на многих предприятиях отрасли стали привычным явлением. Причины таких изменений было бы неправильно сводить только к отрицательному влиянию рыночных реформ и снижению объемов государственного финансирования. Названные факторы являются только частью более сложных глобальных процессов, разворачивающихся в мировой экономике на протяжении последних 10-15 лет. В том случае, если отечественная аэрокос-
мическая отрасль не сможет адекватно отреагировать на эти изменения, надежды сделать ее высокие технологии одной из основных точек экономического роста останутся несбыточными.
На сегодняшний день в мировой авиационной промышленности лидируют транснациональные компании, которые формируют свои цепи поставок на новых концептуальных основах и предъявляют качественно новые требования к своим партнерам. Новая концепция логистики состоит в том, что друг с другом конкурируют не компании, а их цепи поставок, и успех предприятий отрасли будет зависеть от того, насколько хорошо выстроены отношения в этих цепях.
Слабые договорные связи по цепям поставок отечественного авиапрома, отсутствие возможности выбора поставщиков и недостаточная самостоятельность принятия решений во времена плановой экономики компенсировалась жестким надзором со стороны государства и развитой системой нормативных документов. Сложившаяся низкая культура взаимоотношений с поставщиками, неумение договариваться и