Научная статья на тему 'Ресурсные возможности профессионализации педагогического мышления'

Ресурсные возможности профессионализации педагогического мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионализация / педагогическое мышление / учителя / учащиеся / мыслительная деятельность / субъект / ресурсность мышления / professionalization / pedagogical thinking / teachers / students / mental activity / subject / resource-based thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мергаляс Мергалимович Кашапов

Представлено обзорно-аналитическое рассмотрение профессионализации педагогического мышления как длительного процесса овладения выбранной профессией, возникающего в довузовском периоде и продолжающегося на вузовской и послевузовской стадии подготовки и повышения квалификации. Обосновано, что профессионализация мышления педагога сопровождается развитием его личности посредством осуществления в выполняемой профессиональной деятельности когнитивных и личностных психологических механизмов. Ресурсные возможности профессионализации педагогического мышления характеризуются личностной направленностью мыслительной деятельности как основы творческой самореализации педагога. Такая направленность характеризуется установлением надситуативной проблемности, что позволяет учителю в анализ педагогической проблемной ситуации включать учет не только ситуационных, но и личностных характеристик. Осознание собственных личностных особенностей, значимых для оптимального разрешения возникшего профессионального затруднения, составляет духовную опору педагога. Личностные новообразования возникают тогда, когда учитель осознает, каких личностных качеств не хватает для достижения намеченной цели в процессе совладания с появившимися трудностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мергаляс Мергалимович Кашапов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resource opportunities for professionalization of pedagogical thinking

The article presents an overview and analytical consideration of the professionalization of pedagogical thinking as a long process of mastering the chosen profession, arising in the pre-university period and continuing at the university and postgraduate stages of training and advanced training. It is proved that the professionalization of the teacher’s thinking is accompanied by the development of his personality through the actualization and implementation of the supra-situational level of problem detection in the professional activity performed. Resource opportunities are characterized by personal orientation of thinking as the basis of creative self-realization of the teacher. This orientation is characterized by the establishment of supra-situational problemativeness, which allows the teacher to include not only situational, but also personal characteristics in the analysis of a pedagogical problem situation. Awareness of one’s own personal characteristics, which are important for the optimal resolution of the professional difficulty that has arisen, is the spiritual support of the teacher. Personal neoplasms arise when the teacher realizes what personal qualities are not enough to achieve the intended goal in the process of coping with the difficulties that have arisen. It is proved that habilitation is characterized by the development of potential intellectual capabilities that determine the stability and productivity of the teaching staff. Amplification as a method of semantic expansion of the semantic field in cognition and transformation of a difficult situation contributes to an adequate understanding of what is happening and provides an expansion of the valuesemantic orientation of the zone of development of one’s own capabilities.

Текст научной работы на тему «Ресурсные возможности профессионализации педагогического мышления»

Научно-педагогическое обозрение. 2023. Вып. 5 (51). С. 137-145 Pedagogical Review. 2023, vol. 5 (51), pp. 137-145

ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья УДК 159 . 9

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2023-5-137-145

Ресурсные возможности профессионализации педагогического мышления

Мергаляс Мергалимович Кашапов

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Ярославль, Россия, smk007@bk.ru

Аннотация

Представлено обзорно-аналитическое рассмотрение профессионализации педагогического мышления как длительного процесса овладения выбранной профессией, возникающего в довузовском периоде и продолжающегося на вузовской и послевузовской стадии подготовки и повышения квалификации. Обосновано, что профессионализация мышления педагога сопровождается развитием его личности посредством осуществления в выполняемой профессиональной деятельности когнитивных и личностных психологических механизмов. Ресурсные возможности профессионализации педагогического мышления характеризуются личностной направленностью мыслительной деятельности как основы творческой самореализации педагога. Такая направленность характеризуется установлением надситуативной проблемности, что позволяет учителю в анализ педагогической проблемной ситуации включать учет не только ситуационных, но и личностных характеристик. Осознание собственных личностных особенностей, значимых для оптимального разрешения возникшего профессионального затруднения, составляет духовную опору педагога. Личностные новообразования возникают тогда, когда учитель осознает, каких личностных качеств не хватает для достижения намеченной цели в процессе совладания с появившимися трудностями.

Ключевые слова: профессионализация, педагогическое мышление, учителя, учащиеся, мыслительная деятельность, субъект, ресурсность мышления

Источник финансирования: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00602, https://rscf.ru/project/22-28-00602/

Для цитирования: Кашапов М. М. Ресурсные возможности профессионализации педагогического мышления // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2023. Вып. 5 (51). С. 137-145. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-5-137-145

Original article

Resource opportunities for professionalization of pedagogical thinking

Mergalyas M. Kashapov

Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russian Federation, smk007@bk.ru Abstract

The article presents an overview and analytical consideration of the professionalization of pedagogical thinking as a long process of mastering the chosen profession, arising in the pre-university period and

© M. M. KamanoB, 2023

continuing at the university and postgraduate stages of training and advanced training. It is proved that the professionalization of the teacher's thinking is accompanied by the development of his personality through the actualization and implementation of the supra-situational level of problem detection in the professional activity performed. Resource opportunities are characterized by personal orientation of thinking as the basis of creative self-realization of the teacher. This orientation is characterized by the establishment of supra-situational problemativeness, which allows the teacher to include not only situational, but also personal characteristics in the analysis of a pedagogical problem situation. Awareness of one's own personal characteristics, which are important for the optimal resolution of the professional difficulty that has arisen, is the spiritual support of the teacher. Personal neoplasms arise when the teacher realizes what personal qualities are not enough to achieve the intended goal in the process of coping with the difficulties that have arisen. It is proved that habilitation is characterized by the development of potential intellectual capabilities that determine the stability and productivity of the teaching staff. Amplification as a method of semantic expansion of the semantic field in cognition and transformation of a difficult situation contributes to an adequate understanding of what is happening and provides an expansion of the value-semantic orientation of the zone of development of one's own capabilities.

Keywords: professionalization, pedagogical thinking, teachers, students, mental activity, subject, resource-based thinking

For citation: Kashapov M. M. Resource opportunities for professionalization of pedagogical thinking [Resursnye vozmozhnosti professionalizatsii pedagogicheskogo myshleniya]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2023, vol. 5 (51), pp. 137-145. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-5-137-145

Современная система образования на всех уровнях ее развития и обновления изобилует вызовами, которые требуют оперативного и адекватного осмысления. В связи с этим роль педагогического мышления (ПМ) трудно переоценить. Вклад ПМ в решение проблемы повышения качества образования оставлять желать лучшего, ибо будущих педагогов целенаправленно не обучают профессиональному мышлению. В образовательных стандартах разного поколения стабильно отсутствует такая компетентность, как педагогическое мышление, тем более даже не упоминается формирование творческого мышления будущих специалистов.

С другой стороны, низкий уровень разрешенности проблемы такого рода на ранней стадии профессионального самоопределения сопряжен с недостаточной осмысленностью жизни [1, c. 122]. Следствием отсутствия согласованности в решении вопросов, во-первых, становления ПМ (создание концептуальной основы целенаправленного исследования ПМ), так и в прикладном (разработка и осуществление образовательных программ по формированию ПМ); во-вторых, несфор-мированности профессионально ориентированной мотивации будущих педагогов является возрастание негативных тенденций в образовательных учреждениях (абьюз, буллинг, мобинг, повышение риска эмоционального выгорания и т. д.).

Вклад в решение проблемы достижения интеграции во встречном движении со стороны преподавателей выражается в готовности к оптимальному решению сложных педагогических ситуаций, а со стороны обучаемых - высокая учебная мотивация. Несмотря на то, что в педагогической психологии (Д. В. Вилькеев, М. В. Григорьева, И. П. Краснощеченко, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. А. Реан, В. Д. Шадриков, В. А. Якунин и др.) сделано очень много, чтобы такая интеграция состоялась, по-прежнему сохраняется ряд открытых вопросов, связанных с пониманием психологической природы ПМ. Одним из них является выделение и исследование проблемности в качестве единицы анализа профессионального мышления педагога [2, 3]. Понимание субъектом проблемности как возникшего рассогласования в выполняемой деятельности создает благоприятные возможности выявления причинно-следственных и причинно-целевых связей и отношений в процессе возникновения и развития проблемной педагогической ситуации. Если выяснение причинно-следственных связей помогает понять причины возникновения затруднения в деятельности и определить способы их устранения, то анализ причинно-целевых связей способст-

вует четкому формулированию цели как результата, ожидаемого после реализации педагогических воздействий. Такой подход позволяет реализовать разные способы разрешения возникшей про-блемности. В случае ситуативного подхода педагог имеет возможность внести необходимые преобразования в выполняемую деятельность, т. е. происходит возникновение профессиональных новообразований. А в случае надситуативного подхода педагог «поднимается над собой». Реализация надситуативного уровня обнаружения и разрешения проблемности способствует формированию личностных новообразований педагога.

Цель исследования - выявить ресурсные возможности профессионализации педагогического мышления.

Исследование ПМ проводилось на всех этапах образования: от дошкольного до послевузовского, включая систему дополнительного образования. В ходе исследования, наряду с общеизвестными психодиагностическими методиками, применялись и авторские, прошедшие полную психометрическую проверку. В выборку входили педагоги разной квалификационной категории и специальности различного профиля (воспитатели, педагоги, музыкальные работники и т. д.). Особое внимание уделялось выявлению влияния ПМ не только на учебно-воспитательную, но и на коммуникативную деятельность.

Теоретической ресурсной основой проведенных исследований служило концептуальное и операциональное определение педагогической проблемности. Такой подход позволил, во-первых, определить опорные, реперные точки в понимании ПМ (уровни обнаружения проблемности, типы ПМ, структурно-функциональные характеристики ПМ, психологические механизмы и закономерности его функционирования); во-вторых, исследование ПМ не было самоцелью, а послужило средством поиска возможности повышения эффективности педагогической деятельности и качества образования в целом.

В ходе проведения комплексного психологического исследования профессионализации ПМ получены следующие результаты.

1. Реализация теоретической ресурсной основы способствовала разработке методологии исследования ПМ [4]. Т. Г. Киселевой впервые выделены континуумы ПМ, а затем по мере их поляризации установлены типы ПМ. Такой подход позволил описать концептуальные и операциональные характеристики профессионального ПМ в процессе педагогического оценивания [5]. О. В. Сумароковой установлены психолого-педагогические особенности понимания оценки и ее социально-психологических функций участниками образовательного процесса (педагогами, учащимися, родителями) [6]. Е. В. Коточиговой разработан системный подход к пониманию структурно-функциональных характеристик творческого ПМ. В структуре творческого мышления педагога выявлена иерархия креативных качеств, учет которых способствует увеличению эффективности учебных занятий на курсах повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования [7]. В исследовании И. В. Серафимович верифицирована гипотеза о системообразующих компонентах прогнозирования в психологической структуре профессионального ПМ [8].

2. Проведен цикл исследований, охватывающий довузовский [9], вузовский [10-14] и послевузовский этапы профессионализации педагога [11; 15-27]. На довузовском этапе исследование ПМ проводилось в профильных педагогических классах. В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и проведенных исследований была разработана и психологически обоснована «Модель выпускника педагогического класса», сформулированы критерии педагогической профессионализации в условиях средней школы. Выявление компонентов «Модели выпускника педагогического класса» позволило определить у учащихся педагогических классов школы № 43 г. Ярославля следующие характеристики: а) наличие выраженной педагогической направленности;

б) выраженную тенденцию формирования надситуативного уровня педагогического мышления;

в) наличие среднего и высокого уровня развития коммуникативных педагогических способностей;

д) средний уровень рефлексивных способностей. Следовательно, организация образовательного процесса средней школы № 43 в целом и психологического сопровождения в частности способствует развитию учащихся в соответствии с предложенной нами «Моделью выпускника педагогического класса». Психологическое исследование и сравнительный анализ основных компонентов «Модели», таких как педагогическое мышление, педагогические коммуникативные способности, рефлексия, педагогическая направленность, позволили сделать вывод об эффективности допрофес-сиональной подготовки учащихся педагогических классов [9].

В ходе исследований на вузовском этапе профессионализации ПМ Е. В. Каганкевич теоретически обоснованы и в процессе эмпирического исследования с использованием структурного анализа подтверждены взаимосвязи творческого мышления и профессионального самоопределения студентов, позволяющие рассматривать творческое мышление как один из факторов, детерминирующих процесс профессионального самоопределения на этапе профессионального обучения; определены возможности, стадии и условия формирования творческого мышления студентов на этапе профессионального обучения. На основе статистической оценки значимости произошедших изменений, осуществленной с помощью непараметрического критерия Вилкоксона и параметрического критерия Манна - Уитни, был сделан вывод об эффективности разработанной и апробированной программы: наряду с повышением беглости, возрастает содержательное разнообразие ответов (гибкость), их нестандартность и новизна. При этом рост показателей, обеспечивающих качественную продуктивность творческого мышления, является опережающим. Полученные данные подтвердили гипотезу о существовании закономерных взаимосвязей между показателями творческого мышления студентов и компонентами профессионального самоопределения на этапе профессионального обучения [10].

Выявлены и обоснованы акмеологические и когнитивные ресурсы в контексте профессионализации ПМ студентов [12]. У студентов младших курсов процессы социализации доминируют над процессами профессионализации, поэтому ресурсный компонент ПМ имеет ярко выраженную динамику социально-психологической адаптированности и конфликтоустойчивости [14].

В условиях профессионализации ПМ на послевузовском этапе установлены следующие результаты. Выявлено, что структурно-уровневые характеристики педагогического мышления учителя - это отличительные свойства педагога, формирующиеся и проявляющиеся при выполнении им функций педагогической деятельности, которые в своих взаимосвязях с ведущим уровнем обнаружения педагогической проблемности образуют целостное структурное образование - соответствующий тип педагогического мышления (ситуативный, надситуативный). У учителей начальных классов ведущим является надситуативный тип ПМ при решении педагогических ситуаций независимо от стажа и квалификационной категории [11]. М. В. Григорьевой описана роль ПМ учителя в управлении взаимодействием образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации посредством выделения когнитивных механизмов (мысленное моделирование, антиципация, прогнозирование и др.) [28].

3. В условиях напряженного межличностного взаимодействия у педагога появляется возможность обдуманного трансформирования типичной педагогической ситуации в знаковое для ученика событие, проживание которого способствует формированию нового, позитивного отношения к учебному процессу. При этом особую роль играет профессиональное поведение учителя, ставшее для обучаемого образцом подражания. Ученик «впитывает» заинтересованное отношение педагога к излагаемому материалу. Благодаря идентификации учащийся начинает так же относиться к этому учебному предмету [29]. Возникновение акме-события обусловлено реализацией опосредованных средств педагогического воздействия [30, 31]. Поэтому значение метакогнитивных компонентов в профессиональном ПМ заключается в получении педагогом информации о собственном мыслительном процессе, который актуализируется в состоянии интеллектуального затруднения [32].

Основное отличие надситуативного мышления от метамышления заключается в том, что интенция надситуативности выражается в осознании собственных личностных качеств, необходимых для успешного разрешения возникшего затруднения [33]. А метамышление характеризуется рефлексией интеллектуальных качеств, значимых для адекватного осмысления происходящего, выработки и реализации оптимального решения [34-36]. Метакогнитивный подход особенно актуален в ситуациях медиации, направленных на снятие острого конфликтного взаимодействия [37]. Рассмотрение когнитивного ресурса субъекта в условиях профессионализации через призму интеграции надситуативного мышления и метамышления представляется перспективным и заслуживающим дальнейших исследований.

Таким образом, впервые в рамках ситуационной модели раскрыты ресурсные основы профессионализации ПМ, проявляющиеся в специфических психологических механизмах и закономерностях.

Анализ результатов проведенного цикла исследований позволил установить динамику ресурсных основ профессионализации мышления педагога. Возникновение новых ресурсов обусловлено, во-первых, тем, что ресурсы, начавшие выполнять триггерные функции, заменяются ресурсами, имеющими созидательную направленность; во-вторых, одни ресурсы по мере необходимости способны порождать, генерировать другие ресурсы; в-третьих, усиление духовных ресурсов способствует развитию когнитивных ресурсов. Синергетический эффект, взаимообогащающий различные виды ресурсов, повышает возможности субъекта в совладании с потенциально трудными ситуациями в превентивном плане.

В целом личностное развитие педагога осуществляется посредством использования ранее нераскрытых собственных возможностей. Овладение умением мыслить нестандартно открывает широкие перспективы для самореализации внутренних ресурсов личности. Так, кристаллизация ментального опыта учителя обеспечивает когнитивную структуризацию и конструктивное осмысление (нахождение новых позитивных смыслов) в целенаправленном преобразовании проблемной педагогической ситуации. Именно ламинальность ПМ обеспечивает формирование нового осмысления и взгляда на выполняемую деятельность, позволяющую увидеть дополнительные возможности и ресурсы в целях повышения эффективности выполняемой деятельности и качества образования в целом.

Список источников

1. Карабанова О. А., Захарова Е. И., Старостина Ю. А. Личностные факторы построения профессиональной карьеры в период вхождения во взрослость // Национальный психол. журнал. 2020. № 4 (40). С. 113-124. doi: 10.11621^.2020.0409

2. Кашапов М. М. Проблемность как единица анализа педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и практика / под ред. М. М. Кашапова. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. С. 8-18.

3. Кашапов М. М. Психология профессионального педагогического мышления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000. 48 с.

4. Кашапов М. М. Теоретические основы исследования и формирования педагогического мышления // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2001. № 1. С. 121-131.

5. Киселева Т. Г. Социально-психологические особенности уровневых характеристик профессионального педагогического мышления в процессе оценивания: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 1999. 154 с.

6. Сумарокова О. В. Особенности понимания оценки и ее социально-психологических функций участниками образовательного процесса: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 1999. 152 с.

7. Коточигова Е. В. Психологические особенности творческого педагогического мышления: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2002. 162 с.

8. Серафимович И. В. Особенности прогнозирования в структуре профессионального педагогического мышления: дис. . канд. психол. наук. Ярославль, 2002. 252 с.

9. Огородова Т. В. Психологические характеристики творческого мышления учащихся профильных классов: дис. . канд. психол. наук. Ярославль, 2006. 192 с.

10. Каганкевич Е. В. Характеристики творческого мышления студентов в процессе профессионального самоопределения: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 158 с.

11. Шубина Е. В. Динамика профессионально важных качеств учителей начальных классов на разных стадиях профессионализации: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 163 с.

12. Серафимович И. В. Акмеологические и когнитивные ресурсы в профессионализации студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/39PSMN519.pdf (дата обращения: 16.02.2023).

13. Кашапов А. С. Когнитивно-ресурсные компоненты событийности в условиях профессионализации субъекта // Вестник Костромского гос. ун-та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 55-61. doi: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-55-61

14. Кашапов А. С. Ресурсный компонент динамики социально-психологической адаптированности и кон-фликтоустойчивости студентов младших курсов // Ярославский пед. вестник. 2021. № 3 (120). С. 127-136. doi: 10.20323/1813-145X-2021-3-120-127-136

15. Дудырева Н. В. Психологическая готовность учителя к работе с одаренными обучающимися: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2013. 242 с.

16. Кашапов М. М., Огородова Т. В. Профессиональное становление педагога. Психолого-акмеологические основы: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2017. 259 с.

17. Кашапов М. М. Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 116-130.

18. Кашапов М. М., Кашапов А. С. Формирование профессионального творческого мышления: учеб. пособие. 2-е изд., пер. и доп. М., 2020. 124 с.

19. Кашапов М. М., Сурина Н. В., Кашапов А. С. Ресурсность мышления как ключевая компетентность педагога в условиях цифровизации образовательной среды // Известия Иркутского гос. ун-та. Серия: Психология. 2022. Т. 40. С. 18-30. doi: 10.26516/2304-1226.2022.40.18

20. Лейбина А. В. Психология мотивации творческого педагогического мышления в профессиональной деятельности воспитателя: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2008. 177 с.

21. Ракитская О. Н. Социально-психологические характеристики профессионального мышления преподавателя высшей школы: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2007. 181 с.

22. Лейбина А. В. Акмеологические проблемы творческой самореализации личности: практикум. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 56 с.

23. Скворцова Ю. В. Метакогнитивные компоненты педагогического мышления преподавателя высшей школы: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2006. 201 с.

24. Татаринова И. Н. Взаимосвязи педагогического мышления и творческого мышления детей 5-11 лет: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2007. 174 с.

25. Томчук С. А. Соотношение музыкального и педагогического мышления в профессиональной деятельности учителя музыки: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2007. 237 с.

26. Шляпникова О. А. Личностные детерминанты профессионализации педагогов дошкольных образовательных учреждений: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2010. 215 с.

27. Разина Т. В. Особенности рефлексии на различных уровнях педагогического мышления: дис. ... канд. пси-хол. наук. Ярославль, 2002. 243 с.

28. Григорьева М. В. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации: дис. ... д-ра психол. наук. Саратов, 2010. 520 с.

29. Кашапов М. М., Филатова Ю. С., Кашапов А. С. Когнитивные компоненты творческого процесса в конфликте. Ярославль: Индиго, 2018. 360 с.

30. Кашапов М. М. Акмеология: учеб. пособие. Ярославль, 2011. 112 с.

31. Кашапов М. М., Шаматонова Г. Л. Ресурсность мышления как основа конструирования акме-событий: теоретико-методологический аспект // Известия Иркутского гос. ун-та. Серия: Психология. 2017. Т. 22. С. 10-20.

32. Кашапов М. М., Пошехонова Ю. В. Роль метапознания в профессиональном педагогическом мышлении // Психол. журнал. 2017. Т. 38, № 3. С. 57-65.

33. Кашапов М. М., Серафимович И. В. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс субъекта в условиях профессионализации // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 3. С. 43-52.

34. Знаков В. В., Кашапов М. М., Пошехонова Ю. В., Киселева Т. Г., Зуева М. Л., Шляпникова О. А., Огородо-ва Т. В., Соколова М. А., Башкин М. В., Кашапов А. С. Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов. Ярославль, 2012. 384 с.

35. Leybina A. V., Kashapov M. M. Understanding Kindness in the Russian Context // Psychology in Russia: State of the Art. 2022. № 15 (1). С. 66-82. doi: 10.11621/pir.2022.0105

36. Kashapov M. M., Serafimovich I. V., Poshekhonova Yu. V Components of metacognition and metacognitive properties of forecasting as determinants of supra-situational pedagogical thinking // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10, № 1. Р. 80-94.

37. Кашапов М. М. Учет в медиации специфики типов реагирования на конфликт // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2012. № 3. C. 31-41.

Referenсes

1. Karabanova O. A., Zaharova E. I., Starostina Yu. A. Lichnostnye faktory postroeniya professional'oy kar'ery v period vhozhdeniya vo vzroslost' [Personal factors of building a professional career during the period of entering adulthood]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal - National Psychological Journal, 2020, no. 4 (40), pp. 113-124. doi: 10.11621/npj.2020.0409 (in Russian).

2. Kashapov M. M. Problemnost' kak edinitsa analiza pedagogicheskogo myshleniya [Problemness as a unit of analysis of pedagogical thinking]. Psikhologiyapedagogicheskogo myshleniya: teoriya ipraktika [Psychology of pedagogical thinking: theory and practice]. Edited by M. M. Kashapov. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 1998. P. 8-18 (in Russian).

3. Kashapov M. M. Psikhologiya professional'nogo pedagogicheskogo myshleniya. Avtoref. dis. ... dokt. psikhol. nauk [Psychology of professional pedagogical thinking. Abstract of thesis. ... doct. psychol. sci.]. Moscow, 2000. 48 p. (in Russian).

4. Kashapov M. M. Teoreticheskie osnovy issledovaniya i formirovaniya pedagogicheskogo myshleniya [Theoretical foundations of research and formation of pedagogical thinking]. Vestnik Rossiyskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda, 2001, no. 1, pp. 121-131 (in Russian).

5. Kiseleva T. G. Sotsial'no-psikhologicheskiye osobennosti urovnevykh kharakteristik professional'nogo pedagogicheskogo myshleniya v protsesse otsenivaniya. Dis. ... kand. psikhol. nauk [Socio-psychological features of the level characteristics of professional pedagogical thinking in the evaluation process. Diss. ... cand. psychol. sci.]. Yaroslavl, 1999. 154 p. (in Russian).

6. Sumarokova O. V. Osobennosti ponimaniya otsenki i eyo sotsial'no-psikhologicheskikh funktsiy uchastnikami obrazovatel'nogo protsessa. Dis. ... kand. psikhol. nauk [Features of understanding assessment and its socio-psychological functions by participants of the educational process. Diss. ... cand. psychol. sci.]. Yaroslavl, 1999. 152 p. (in Russian).

7. Kotochigova E. V. Psihologicheskiye osobennosti tvorcheskogo pedagogicheskogo myshleniya. Dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychological features of creative pedagogical thinking. Diss. ... cand. psychol. sci.]. Yaroslavl, 2002. 162 p. (in Russian).

8. Serafimovich I. V. Osobennosti prognozirovaniya v strukture professional'nogo pedagogicheskogo myshleniya. Dis.... kand. psikhol. nauk [Features of forecasting in the structure of professional pedagogical thinking. Diss. ... cand. psychol. sci.]. Yaroslavl, 2002. 252 p. (in Russian).

9. Ogorodova T. V. Psikhologicheskiye kharakteristiki tvorcheskogo myshleniya uchashchikhsya profil'nykh klassov. Dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychological characteristics of creative thinking of students of specialized classes. Diss. ... cand. psychol. sci.]. Yaroslavl, 2006. 192 p. (in Russian).

10. Kagankevich E. V. Kharakteristiki tvorcheskogo myshleniya studentov v protsesse professional'nogo samoopredeleniya. Dis. ... kand. psikhol. nauk [Characteristics of creative thinking of students in the process of professional self-determination. Diss. ... cand. psychol. sci.]. Yaroslavl, 2009. 158 p. (in Russian).

11. Shubina E. V. Dinamika professional'no vazhnykh kachestv uchiteley nachal'nykh klassov na raznykh stadiyakh professionalizatsii. Dis. ... kand. psikhol. nauk [Dynamics of professionally important qualities of primary school teachers at different stages of professionalization. Diss. ... cand. psychol. sci.]. Yaroslavl, 2014. 163 p. (in Russian).

12. Serafimovich I. V. Akmeologicheskiye i kognitivnye resursy v professionalizatsii studentov [Acmeological and cognitive resources in the professionalization of students]. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya - World of Science. Pedagogy and psychology, 2019, no. 5 (in Russian). URL: https://mir-nauki.com/PDF/39PSMN519. pdf (accessed 16 February 2023).

13. Kashapov A. S. Kognitivno-resursnye komponenty sobytiynosti v usloviyakh professionalizatsii sub''ekta [Cognitive-resource components of eventfulness in the conditions of professionalization of the subject]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika - Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, no. 4, pp. 55-61. doi https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-55-61 (in Russian).

14. Kashapov A. S. Resursnyy komponent dinamiki sotsial'no-psikhologicheskoy adaptirovannosti i konfliktoustoychivosti studentov mladshikh kursov [Resource component of the dynamics of socio-psychological adaptability and conflict resistance of junior students]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik - Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2021, no. 3 (120), pp. 127-136. doi: 10.20323/1813-145X-2021-3-120-127-136 (in Russian).

15. Dudyreva N. V. Psikhologicheskaya gotovnost' uchitelya k rabote s odarennymi obuchayushchimisya. Dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychological readiness of a teacher to work with gifted students. Diss. ... cand. psychol. sci.]. Yaroslavl, 2013. 242 p. (in Russian).

16. Kashapov M. M., Ogorodova T. V. Professional'noye stanovleniye pedagoga. Psikhologo-akmeologicheskiye osnovy: uchebnoye posobiye [Professional formation of a teacher. Psychological and acmeological foundations: textbook]. Moscow, 2017. 259 p. (in Russian).

17. Kashapov M. M. Ponimaniye resursnosti v kontekste professionalizatsii myshleniya sub"ekta [Understanding resourcing in the context of professionalization of the subject's thinking]. Metodologiya sovremennoy psikhologii, 2020, no. 11, pp. 116-130 (in Russian).

18. Kashapov M. M., Kashapov A. S. Formirovaniye professiona'nogo tvorcheskogo myshleniya: uchebnoye posobiye [Formation of professional creative thinking: textbook]. Moscow, 2020. 124 p. (in Russian).

19. Kashapov M. M., Surina N. V., Kashapov A. S. Resursnost' myshleniya kak klyuchevaya kompetentnost' pedagoga v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovatel'noy sredy [Resourcefulness of thinking as a key competence of a teacher in the conditions of digitalization of the educational environment]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya - The Bulletin of Irkutsk State University. Series: Psychology, 2022, vol. 40, pp. 18-30 (in Russian). URL: https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.18 (accessed 16 February 2023).

20. Leybina A. V. Psikhologiya motivatsii tvorcheskogo pedagogicheskogo myshleniya v professional'noy deyatel'nosti vospitatelya. Dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychology of motivation of creative pedagogical thinking in the professional activity of an educator. Diss. ... cand. psychol. sci.]. Yaroslavl, 2008. 177 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Rakitskaya O. N. Sotsial'no-psikhologicheskiye kharakteristiki professional'nogo myshleniya prepodavatelya vysshey shkoly. Dis. ... kand. psikhol. nauk [Socio-psychological characteristics of professional thinking of a high school teacher. Diss. ... cand. psychol. sci.]. Yaroslavl, 2007. 181 p. (in Russian).

22. Leybina A. V. Akmeologicheskiye problemy tvorcheskoy samorealizatsii lichnosti [Acmeological problems of creative self-realization of personality]. Yaroslavl, YarGU Publ., 2009. 56 p. (in Russian).

23. Skvortsova Yu. V. Metakognitivnye komponenty pedagogicheskogo myshleniya prepodavatelya vysshey shkoly. Dis. ... kand. ped. nauk [Metacognitive components of pedagogical thinking of a high school teacher. Diss. ... cand. ped. sci.]. Yaroslavl, 2006. 201 p. (in Russian).

24. Tatarinova I. N. Vzaimosvyazipedagogicheskogo myshleniya i tvorcheskogo myshleniya detey 5-11 let. Dis. ... kand. psikhol. nauk [Interrelations of pedagogical thinking and creative thinking of children aged 5-11 years. Diss. ... cand. psychol. sci.]. Yaroslavl, 2007. 174 p. (in Russian).

25. Tomchuk S. A. Sootnosheniye muzykal'nogo i pedagogicheskogo myshleniya v professional'noy deyatel'nosti uchitelyamuzyki. Dis.... kand. psikhol. nauk [Correlation of musical and pedagogical thinking in the professional activity of a music teacher. Diss. ... cand. psychol. sci.]. Yaroslavl, 2007. 237 p. (in Russian).

26. Shlyapnikova O. A. Lichnostnye determinanty professionalizatsii pedagogov doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy. Dis. ... kand. psikhol. nauk [Personal determinants of professionalization of teachers of preschool educational institutions. Diss. ... cand. psychol. sci.]. Yaroslavl, 2010. 215 p. (in Russian).

27. Razina T. V. Osobennosti refleksii na razlichnykh urovnyakh pedagogicheskogo myshleniya. Dis. ... dokt. psikhol. nauk [Features of reflection at different levels of pedagogical thinking. Diss. ... doct. psychol. sci.]. Yaroslavl, 2002. 243 p. (in Russian).

28. Grigor'eva M. V. Psikhologicheskaya struktura i dinamika vzaimodeystviy obrazovatel'noy sredy i uchenika v protsesse ego shkol'noy adaptatsii. Dis. dokt. ... psikhol. nauk [Psychological structure and dynamics of

interactions between the educational environment and the student in the process of his school adaptation. Diss. ... doct. psychol. sci.]. Saratov, 2010. 520 p. (in Russian).

29. Kashapov M. M., Filatova Yu. S., Kashapov A. S. Kognitivnye komponenty tvorcheskogo processa v konflikte [Cognitive components of the creative process in conflict]. Yaroslavl, Indigo Publ., 2018. 360 p. (in Russian).

30. Kashapov M. M. Akmeologiya: uchebnoye posobiye [Acmeology: textbook]. Yaroslavl, 2011. 112 p. (in Russian).

31. Kashapov M. M., Shamatonova G. L. Resursnost' myshleniya kak osnova konstruirovaniya akme-sobytiy: teoretiko-metodologicheskiy aspekt [Resourcefulness of thinking as a basis for constructing acme events: theoretical and methodological aspect]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya - The Bulletin of Irkutsk State University. Series: Psychology, 2017, vol. 22, pp. 10-20 (in Russian).

32. Kashapov M. M., Poshekhonova Yu. V. Rol' metapoznaniya v professional'nom pedagogicheskom myshlenii [The role of metacognition in professional pedagogical thinking]. Psihologicheskiy zhurnal - Psychological Journal, 2017, vol. 38, no. 3, pp. 57-65 (in Russian).

33. Kashapov M. M., Serafimovich I. V. Nadsituativnoye myshleniye kak kognitivnyy resurs sub''ekta v usloviyakh professionalizatsii [Suprasituative thinking as a cognitive resource of the subject in the conditions of professionalization]. Psihologicheskiy zhurnal - Psychological Journal, 2020, vol. 41, no. 3, pp. 43-52 (in Russian).

34. Znakov V. V., Kashapov M. M., Poshekhonova Yu. V., Kiseleva T. G., Zueva M. L., Shlyapnikova O. A., Ogorodova T. V., Sokolova M. A., Bashkin M. V., Kashapov A. S. Tvorcheskaya deyatel'nost'professionala v kontekste kognitivnogo i metakognitivnogo podkhodov [Creative activity of a professional in the context of cognitive and metacognitive approaches]. Yaroslavl, 2012. 384 p. (in Russian).

35. Leybina A. V., Kashapov M. M. Understanding Kindness in the Russian Context. Psychology in Russia: State of the Art, 2022, no. 15 (1), pp. 66-82. doi: 10.11621/pir.2022.0105.

36. Kashapov M. M., Serafimovich I. V., PoshekhonovaYu. V. Components of metacognition and metacognitive properties of forecasting as determinants of supra-situational pedagogical thinking. Psychology in Russia: State of the Art, 2017, vol. 10, no. 1, pp. 80-94 (in Russian).

37. Kashapov M. M. Uchet v mediatsii spetsifiki tipov reagirovaniya na konflikt [Taking into account the specifics of the types of conflict response in mediation]. VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 16. Psikhologiya. Pedagogika - Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 16. Psychology. Education, 2012, no. 3, pp. 31-41 (in Russian).

Информация об авторе

Кашапов М. М., доктор психологических наук, профессор, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова (ул. Советская, 14, Ярославль, Россия, 150003). E-mail: smk007@bk.ru

Information about the author

Kashapov M. M., Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Educational Psychology, P. G. Demidov Yaroslavl State University (ul. Sovetskaya, 14, Yaroslavl, Russian Federation, 150003). E-mail: smk007@bk.ru

Статья поступила в редакцию 08.02.2023; принята к публикации 04.09.2023 The article was submitted 08.02.2023; accepted for publication 04.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.