Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ РЕСУРСНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ'

ПСИХОЛОГИЯ РЕСУРСНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
111
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / СУБЪЕКТ / КОГНИТИВНЫЙ РЕСУРС / РЕСУРСНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / СОЦИОНОМИЧЕСКИЙ ТИП ПРОФЕССИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кашапов Мергаляс Мергалимович, Сурина Наталья Витальевна

В статье рассматриваются психологические особенности ресурсности педагогических работников, необходимые для реализации профессиональной деятельности. Для исследования ресурсно-ориентированного мышления проводился сравнительный анализ педагогических (N = 110) и медицинских (N = 106) работников. В качестве критерия для такого разделения послужила принадлежность этих работников к типу социономических профессий. В эмпирическом исследовании сбор данных происходил с помощью методик «Оценка ресурсности мышления» (И.В. Серафимович, Е.А. Медведева, Н.В. Сурина); «Диагностика субъективного благополучия личности» (Р.М. Шамионов, Т.В. Бескова); «Пятифакторный опросник осознанности» (Ruth A. Bear, T.G. Smith, J. Hopkins, J. Krietemeyer, L. Toney; адаптация: Н.М. Юмартова, Н.В. Гришина); «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко). В ходе проведенного исследования верифицирована гипотеза, что на формирование ресурсности мышления значимое влияние оказывают особенности образа жизни и организации трудовой деятельности субъекта. Установлено, что существуют различия в особенностях проявления ресурсности мышления у педагогов и медицинских работников. Ресурсность мышления профессионала у представителей профессий социономического типа тесно взаимосвязана со стажем работы, особенностями процесса профессионализации. Особенности образа жизни, разнообразие увлечений, организация досуга, образование мамы и количество хобби в детстве оказывают влияние на развитие ресурсности мышления. Ресурсность мышления рассматривается как профессионально важное качество и раскрывается как одна из ключевых метакогнитивных характеристик, обеспечивающих как профессиональный успех, так и психологическое благополучие. Высокий уровень развития ресурсности мышления благоприятно влияет на уровень субъективного благополучия индивида. Обоснована значимость ресурсности мышления как фактора профилактики эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кашапов Мергаляс Мергалимович, Сурина Наталья Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHINGWORKERS’ RESOURCE-BASED THINKING PSYCHOLOGY

The article discusses the psychological features of the resource capacity of teaching worker, necessary for the implementation of professional activities. To study resource-based thinking, a comparative analysis of pedagogic (N = 110) and medical (N = 106) workers was carried out. The criterion for such a division included belonging of these workers to the type of socionomic professions. In an empirical study, data collection was carried out using the methods of “Thinkingresourcefulness assessment” (Irina Serafimovich, Yelena Medvedeva, Natal’ya Surina); “Individual well-being subjective diagnostics” (Rail’ Shamionov, Tat’yana Beskova); “5 Facet Mindfullness Questionnaire” (Ruth A Baer, Gregory T. Smith, Jaclyn Hopkins, Jennifer Krietemeyer, Leslie Toney; adaptation: Nadezhda Yumartova, Nataliya Grishina); “Diagnostics of the level of emotional burnout” (Viktor Boyko). In the course of the study, the hypothesis was verified that the formation of resource-based thinking is significantly influenced by the peculiarities of the lifestyle and organisation of the subject’s work activity. It has been established that there are differences in the peculiarities of the manifestation of resource-based thinking among pedagogues and medical workers. The resource-based of professional thinking among the socionomic type professions’ representatives is closely interrelated with the work experience, the peculiarities of the professionalisation process. Lifestyle features, a variety of hobbies, leisure organisation features, mum’s education and the number of hobbies in childhood influence the development of resource-based thinking. Resource-based thinking is considered as a professionally important quality and is revealed as one of the key metacognitive characteristics that ensure both professional success and psychological well-being. A high level of development of resource-based thinking positively affectsthe level of subjective well-being of an individual. The importance of resource-based thinking as a factor in the prevention of emotional burnout is substantiated.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ РЕСУРСНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28,

№ 3. С. 84-92. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 3, pp. 84-92.

ISSN 2 073-1426

Научная статья

УДК 159:316.6

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-84-92

ПСИХОЛОГИЯ РЕСУРСНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Кашапов Мергаляс Мергалимович, доктор психологических наук, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия, smk007@bk.ru, http://orcid.org/0000-0003-1968-090X

Сурина Наталья Витальевна, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия, nata.surina.hello@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-4093-0926

Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности ресурсности педагогических работников, необходимые для реализации профессиональной деятельности. Для исследования ресурсно-ориентированного мышления проводился сравнительный анализ педагогических (N = 110) и медицинских (N = 106) работников. В качестве критерия для такого разделения послужила принадлежность этих работников к типу социономических профессий. В эмпирическом исследовании сбор данных происходил с помощью методик «Оценка ресурсности мышления» (И.В. Серафимович, Е.А. Медведева, Н.В. Сурина); «Диагностика субъективного благополучия личности» (Р.М. Шамионов, Т.В. Бескова); «Пятифакторный опросник осознанности» (Ruth A. Bear, T.G. Smith, J. Hopkins, J. Krietemeyer, L. Toney; адаптация: Н.М. Юмартова, Н.В. Гришина); «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко). В ходе проведенного исследования верифицирована гипотеза, что на формирование ресурсности мышления значимое влияние оказывают особенности образа жизни и организации трудовой деятельности субъекта. Установлено, что существуют различия в особенностях проявления ресурсности мышления у педагогов и медицинских работников. Ре-сурсность мышления профессионала у представителей профессий социономического типа тесно взаимосвязана со стажем работы, особенностями процесса профессионализации. Особенности образа жизни, разнообразие увлечений, организация досуга, образование мамы и количество хобби в детстве оказывают влияние на развитие ресурс-ности мышления. Ресурсность мышления рассматривается как профессионально важное качество и раскрывается как одна из ключевых метакогнитивных характеристик, обеспечивающих как профессиональный успех, так и психологическое благополучие. Высокий уровень развития ресурсности мышления благоприятно влияет на уровень субъективного благополучия индивида. Обоснована значимость ресурсности мышления как фактора профилактики эмоционального выгорания.

Ключевые слова: профессионализация, субъект, когнитивный ресурс, ресурсность мышления, социономический тип профессий.

Благодарности. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00602, https://rscf.ru/ project/22-28-00602/

Для цитирования: Кашапов М.М., Сурина Н.В. Психология ресурсности мышления педагогических работников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3.С. 84-92. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-84-92

Вестник КГУ 2022

© Кашапов М.М., Сурина Н.В., 2022

Research Article

TEACHINGWORKERS' RESOURCE-BASED THINKING PSYCHOLOGY

Mergalyas M. Kashapov, Doctor of Psychological Sciences, DemidovYaroslavl State University, Yaroslavl, Russia, smk007@ bk.ru, http://orcid.org/0000-0003-1968-090X

Natalya V. Surina, Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russia, nata.surina.hello@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-4093-0926

Abstract. The article discusses the psychological features of the resource capacity of teaching worker, necessary for the implementation of professional activities. To study resource-based thinking, a comparative analysis of pedagogic (N = 110) and medical (N = 106) workers was carried out. The criterion for such a division included belonging of these workers to the type of socionomic professions. In an empirical study, data collection was carried out using the methods of "Thinkingresourcefulness assessment" (Irina Serafimovich, Yelena Medvedeva, Natal'ya Surina); "Individual well-being subjective diagnostics" (Rail' Shamionov, Tat'yana Beskova); "5 Facet Mindfullness Questionnaire" (Ruth A Baer, Gregory T. Smith, Jaclyn Hopkins, Jennifer Krietemeyer, Leslie Toney; adaptation: Nadezhda Yumartova, Nataliya Grishina); "Diagnostics of the level of emotional burnout" (Viktor Boyko). In the course of the study, the hypothesis was verified that the formation of resource-based thinking is significantly influenced by the peculiarities of the lifestyle and organisation of the subject's work activity. It has been established that there are differences in the peculiarities of the manifestation of resource-based thinking among pedagogues and medical workers. The resource-based of professional thinking among the socionomic type professions' representatives is closely interrelated with the work experience, the peculiarities of the professionalisation process. Lifestyle features, a variety of hobbies, leisure organisation features, mum's education and the number of hobbies in childhood influence the development of resource-based thinking. Resource-based thinking is considered as a professionally important quality and is revealed as one of the key metacognitive characteristics that ensure both professional success and psychological well-being. A high level of development of resource-based thinking positively affectsthe level of subjective well-being of an individual. The importance of resource-based thinking as a factor in the prevention of emotional burnout is substantiated.

Keywords: professionalisation, subject, cognitive resource, resource-based thinking, socionomic type of professions.

Acknowledgments. The research was carried out with the support from the Russian Science Foundation (project no. 22-28-00602),https://rscf.ru/project/22-28-00602/

For citation: Kashapov M.M., Surina N.V. Teaching workers' resource-based thinking psychology. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 3, pp. 84-92. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-84-92

Актуальность темы ресурсности мышления (РМ) педагогических работников обусловлена тем, что процесс профессионализации педагога характеризуется необходимостью непрерывного самосовершенствования, которое неразрывно связано с решением проблемы поиска и реализации ресурсов субъекта педагогической деятельности.

Представителям социономических профессий наряду с владением предметными способностями необходимо обладать высоким уровнем сформированных коммуникативных умений. Поэтому, как утверждает В.А. Толочек, особое значение приобретают поиски условий порождения и использования интрасубъект-ных ресурсов [Толочек 2021а: 228]. А.С. Кашаповым обосновано, каким образом происходит становление ресурсной устойчивости субъекта перед лицом трудностей и что является источником когнитивных и ме-такогнитивных ресурсов для развития [Кашапов А.С.: 55]. Следует отметить, что метакогниция означает осведомленность о структурах мыслительных процессов и о том, как направлять и контролировать мышление с помощью знаков [Корнилова].

Понимание событийно-когнитивных компонентов профессионализации субъекта способствует выявлению и учёту психологического механизма, благодаря которому человек проходит через смысловую неопределенность в процессе конструирования новых ресурсов на основе уже имеющихся [Кашапов, Филатова, Кашапов: 353]. Установлено, что по мере профессионализации внутренняя структура РМ претерпевает ряд системных преобразований, в ходе которых роль и вклад отдельных компонентов в общую систему изменяется [Кашапов, Сурина, Кашапов: 24].

Н.В. Суриной расширено и углублено рассмотрение РМ в структуре индивидуальности [Сурина 2020а, 2020б]. В связи с этим имеет определенную ценность разработка методологических основ исследования ресурсных компонентов профессионализации мышления субъекта [Филатова, Кашапов]. Ю.С. Филатовой выявлены интересные закономерности: чем меньше врач приписывает свои успехи и радости себе, тем больше расхождение по шкалам Я-идеальный и Я-реальный, тем более низкая самооценка и завышенные требования к себе, что приводит к снижению личностных ресурсов [Филатова: 303].

Установлено, что конфликтная компетентность является частью когнитивных ресурсных возможностей, целенаправленное развитие которых может служить средством профилактики синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у ординаторов [Савельева, Кашапов, Ильин: 77].

Оценка когнитивных ресурсов на разных уровнях медицинского образования способствовала выявлению влияния стилей мышления, типов мышления и уровня креативности на факторы когнитивной оценки как предикторов развития СЭВ у специалистов и аспирантов [Савельева, Кашапов, Савельева: 160]. На стадии профессионализации врачей «Наставник» (по Е.А. Климову) установлены положительные связи РМ со знаковым, критическим, управленческим типом мышления, практическим стилем мышления, самоподдерживающим юмором, отрицательная связь выявлена между РМ медиков и агрессивным юмором, что свидетельствует о конструктивной роли, которую играет РМ в лечебной деятельности врача [Кашапов: 2021а].

Следует отметить, что, несмотря на большое количество исследований по проблемам актуализации ресурсов в условиях профессионализации субъекта [Кашапов: 2000, 2005, 2020, 2021а; Кашапов, Ого-родова: 2017; Кашапов, Шаматонова: 2017; Серафимович: 2021; Соловьева: 2010; Толочек: 2021); Хазова: 2010; Bakker, Demerouti: 2007; Bakker, Xanthopoulou: 2013; Baumeister, Campbell, Krueger, Vohs: 2003; Lorente, Salanova, Martinez, Vera: 2014; Mastenbroek, Jaarsma, Scherpbier, van Beukelen, Demerouti: 2014;. Morton, Ezekiel, Heather: 2011; Xanthopoulou, Bakker, Demerouti, Schaufeli: 2009], существует много нерешенных проблем. В частности, по-прежнему, остается открытым вопрос о том, каким образом происходит экспликация внутренних ресурсов педагога. Организация и методы исследования

Цель работы - исследование психологических особенностей ресурсности мышления педагогических работников.

Методики. Оценка ресурсности мышления (И.В. Серафимович, Е.А. Медведева, Н.В. Сурина); методика диагностики субъективного благополучия личности (Р. Шамионов, Т. Бескова); пятифакторный опросник осознанности (Ruth A. Baer, T.G. Smith, J. Hopkins, J. Krietemeyer, L. Toney; адаптация: Н.М. Юмартова, Н.В. Гришина); диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко).

Выборка: 110 педагогических и 106 медицинских работников.

Социально-демографические характеристики выборки

Педагоги:

Средний стаж работы по профессии - 10,1 лет, а общий стаж работы - 15,3 лет; у 69 % есть опыт

деятельности в другой сфере; среднее количество мест работы за трудовую практику - 4,7; 38 % работают в государственных учреждениях, 62 % - в частных (коммерческих).

Медики:

Средний стаж работы по профессии - 13,3 лет, а общий стаж работы - 17,3 лет; у 54 % есть опыт деятельности в другой сфере; среднее количество мест работы за трудовую практику - 3,9; 65 % работают в государственных учреждениях, 35 % - в частных (коммерческих).

Проверка статистической значимости различий с помощью и-критерия Манна - Уитни показала, что педагоги и медики статистически достоверно различны по показателям стажа работы по профессии, опыта работы в иной сфере, общему количеству и типу мест работы. Так, педагоги характеризуются меньшим стажем работы по профессии (и = 4651; р < 0,05), более широко представленным опытом работы в другой сфере (И = 4937; р < 0,05), большим количеством мест работы за всю трудовую практику (И = 4811; р < 0,05) и большей долей работников частных структур (И = 4261; р < 0,001). Следовательно, педагоги несколько менее «профессионализированы» в своей сфере и обладают более широким опытом знакомства с иными сферами деятельности и различными условиями труда.По показателям уровня образования (своего и своих родителей), количеству детей и общего стажа работы значимых различий между педагогами и врачами не обнаружено. Сравнительный анализ анкетных данных

Педагогические работники:

Большинство имеют активные (67 %) или пассивные (57 %) хобби и увлечения. Треть педагогов (30 %) характеризуются сочетанием активных и пассивных хобби. Среднее количество увлечений - 3,7. В перечне активных увлечений преобладают спортивные увлечения и активный отдых (39 %) и танцы (35 %). Среди пассивных увлечений наиболее часто упоминаются: творческие - музыка, вокал, игра в театре, рисование, сочинительство и т. п. (27 %), рукоделие (в том числе кулинария) (23 %), интеллектуальные увлечения, познание и самопознание - чтение, психология, шахматы, иностранные языки, марафоны по саморазвитию (22 %). Наиболее любимыми жанрами кино выступают комедия (66 %), а также исторические фильмы (47 %) и мелодрамы (44 %). Также достаточно привлекательны приключения (37 %), мультфильмы (36 %), детектив (35 %) и фантастика (30 %). 75 % опрошенных испытывают интерес к документальным фильмам. Приэтом подавляющее большинство (90 %) интересуются документальными фильмами, позволяющими более глубоко познавать окружающий мир - исторические события, биографии, техника, краеведение, военная история,

наука, политика и т. п. Документальными фильмами, посвященными внутреннему миру человека и скрытой реальности (психология, энергии, здоровье) интересуются только 7 % педагогов. Наиболее предпочитаемым свободным времяпрепровождением является отдых на природе - дача, рыбалка, прогулки (52 %). На втором месте по популярности располагаются интеллектуальные виды деятельности (34 %). На третьем месте - просмотр ТВ и компьютерные игры (26 %), коммуникации и помощь другим людям (25 %), семейная самореализация (22 %), путешествия (22 %), спорт и активный отдых (21 %). Также можно отметить занятия творчеством (15 %) и отдых в тишине, выполнение домашних дел (11 %). При отсутствии необходимости зарабатывать на жизнь наиболее желательными занятиями для педагогов стали бы путешествия (41 %) и профессиональная деятельность (своя или новая) (37 %). Во вторую группу занятий по частоте упоминания вошли: творчество (15 %), благотворительность (12 %), семейная самореализация (11 %) и интеллектуальные виды деятельности (10 %). Удовлетворенность своей профессиональной самореализацией может быть описана как достаточно высокая (7,8 баллов из 10). Познавательная активность педагогов и их стремление к саморазвитию довольно высоки. Так, подавляющее большинство педагогов (77 %) испытывают желание пройти дополнительное обучение по своей специальности. Кроме того, 96 % опрошенных также хотели бы научиться чему-то новому, не связанному напрямую со своей работой.

Проведен сравнительный анализ уровня развития профессиональной ресурсности мышления на выборке педагогов и медицинских работников.

Медицинские работники:

Большая часть имеет пассивные хобби (71 %), половина опрошенных (51 %) имеют активные хобби. Чуть меньше трети (27 %) сочетают активные и пассивные увлечения. Среднее количество имеющихся увлечений - 2,7. В перечне пассивных увлечений доминируют рукоделие (28 %), творчество (27 %), интеллектуальные увлечения, познание и самопознание (22 %). Среди активных хобби преобладают спортивные увлечения и активный отдых (38 %). Относительно различных жанров кино предпочтение отдается преимущественно комедиям (58 %), приключениям и детективам (по 39 %). На втором месте по предпочтениям мелодрамы (35 %), исторические фильмы (32 %) и триллеры (29 %). На третьем месте располагаются фантастика и мультфильмы (по 25 %). У 67 % есть интерес к документальному кино. При этом 90 % предпочитают смотреть документальные фильмы о «внешнем» мире. Фильмы о «внутренних» процессах человека и Вселенной интересны для 14 % медиков. В свободное время наиболее ти-

пичным занятием является отдых на природе (47 %). На втором месте - интеллектуальные виды деятельности (24 %). Третью по распространенности группу составляют такие занятия, как семейная самореализация (17 %), общение и помощь другим (17 %), спорт и активный отдых (15 %). К четвертой группе можно отнести путешествия (11 %), отдых в одиночестве и домашние дела (11 %), просмотр ТВ и игру на компьютере (10 %). При полной свободе выбора наиболее приятным занятием были бы путешествия (47 %). Вторую по популярности группу составили занятия творчеством (24 %) и профессиональная деятельность (своя или новая) (20 %). На третьем месте - интеллектуальные виды деятельности (14 %), а также благотворительность (10 %), семейная самореализация (9 %) и отдых на природе (8 %). Удовлетворенность своей профессиональной самореализацией достаточно высокая (7,9 баллов из 10). Познавательная активность и стремление к самосовершенствованию также ярко выражены: 78 % хотели бы пройти дополнительные курсы по своей специальности и 90 % хотели бы освоить что-то новое.

Результаты анализа эмпирических данных свидетельствуют о том, чтопедагогические и медицинские работники значимо различны по типу увлечений и их количеству, степени интереса к историческим фильмам и документальным фильмам о биографиях известных личностей, склонности к путешествиям и просмотру ТВ/компьютерным играм на досуге, а также предпочтению духовного совершенствования и профессиональной деятельности как занятий при идеальных условиях. Практически все указанные характеристики более характерны для педагогических работников.

Так, среди педагогов значимо больше тех, кто имеет активные увлечения (и = 4878; р < 0,05) и значимо меньше тех, кто имеет пассивные увлечения (и = 5044; р < 0,05). Также у педагогов фиксируется большее количество имеющихся увлечений (и = 4186; р < 0,001). При этом педагоги достоверно чаще увлекаются танцами (и = 4478; р < 0,001), путешествиями (и = 5259; р < 0,05), а значимо меньше - садоводством и рыбалкой (и = 5441; р < 0,05).

Выявлено, что среди педагогов значимо выше доля тех, кто предпочитает исторические фильмы (и = 4944; р < 0,05) и документальные биографии (и = 2562,5; р < 0,05). Число педагогов, предпочитающих в свободное время путешествия (и = 5218; р < 0,05) и ТВ и компьютерные игры (и = 4898; р < 0,01), в 2-2,5 раза больше, чем медиков. При условии отсутствия необходимости в заработке на жизнь значимо большая доля педагогов предпочла бы заниматься духовным саморазвитием (и = 5310; р < 0,05) и какой-либо профессиональной деятельностью (и = 4812; р < 0,01).

Таблица 1

Значимость вкладов интегральных факторов в ресурсность мышления у педагогических и медицинских работников (множественная линейная регрессия)

Интегральные факторы Стандартизированный коэффициент регрессии Р Уровень значимости р

Эмоционально-креативный компонент: F = 67,522, p = 0,0000

Эмоциональное выгорание -0,403110 0,000000

Психологическое неблагополучие -0,314956 0,000000

Осознанность 0,476369 0,000000

Эмоционально-креативный компонент: F = 4,0943, p= 0,00754

Пассивность увлечений -0,213493 0,001989

Мотивационно-целевой компонент: F = 46,696, p = 0,0000

Эмоциональное выгорание -0,380327 0,000000

Психологическое неблагополучие -0,371621 0,000000

Осознанность 0,339300 0,000000

Мотивационно-целевой компонент: F = 4,3126, p = 0,00566

Пассивность увлечений -0,233150 0,000741

Личностно-ценностный компонент: F = 56,696, p = 0,0000

Эмоциональное выгорание -0,441302 0,000000

Психологическое неблагополучие -0,384782 0,000000

Осознанность 0,319922 0,000000

Личностно-ценностный компонент: F = 4,5002, p = 0,00442

Пассивность увлечений -0,228545 0,000922

Коммуникативный и конструктивно-конфликтный компонент: F = 60,647, p = 0,0000

Эмоциональное выгорание -0,367199 0,000000

Психологическое неблагополучие -0,320720 0,000000

Осознанность 0,473448 0,000000

Коммуникативный и конструктивно-конфликтный компонент: F = 6,7553, p = 0,00023

Пассивность увлечений -0,285852 0,000030

Когнитивно-рефлексивный компонент: F = 41,572, p = 0,0000

Эмоциональное выгорание -0,324736 0,000000

Психологическое неблагополучие -0,198242 0,000345

Осознанность 0,475012 0,000000

Когнитивно-рефлексивный компонент: F = 4,2278, p = 0,00633

Разнообразие увлечений 0,150040 0,028683

Пассивность увлечений -0,189462 0,005903

Общий уровень ресурсности: F = 85,968, p = 0,0000

Эмоциональное выгорание -0,436768 0,000000

Психологическое неблагополучие -0,369636 0,000000

Осознанность 0,470582 0,000000

Общий уровень ресурсности: F = 5,5721, p = 0,00108

Пассивность увлечений -0,265520 0,000114

Таким образом, при общей схожести интересов, увлечений и вкусов педагогические работники характеризуются более широким набором хобби и более активным их характером. Также отмечается и более выраженный интерес педагогических работников к познанию мира и себя, освоению различныхвне-профессиональных умений и знаний. Ресурсность мышления

Все отдельные компоненты РМ и ее общий уровень характеризуются средним уровнем развития.

И педагоги, и медики характеризуются наличием достаточных личностных и когнитивных характеристик, которые обеспечивают эффективное решение актуальных задач профессиональной деятельности и преодоление сложных/конфликтных ситуаций с помощью осознания, привлечения и эффективного использования внешних и внутренних ресурсов.

Результаты анализа эмпирических данных свидетельствуют о том, чтопедагоги отличаются значимо более высоким уровнем сформированное™ эмоцио-

нально-креативного (и = 4277; р < 0,001), коммуникативного и конструктивно-конфликтного (и = 4327,5; р < 0,01) компонентов, а также более высоким уровнем РМ в целом (и = 4610,5; р < 0,01). В своей профессиональной деятельности педагогические работники проявляют более развитые способности к установлению и поддержанию социальных контактов, пониманию других людей и эмоциональному воздействию на них, к эмоциональной саморегуляции своего состояния. В конфликтных и сложных ситуациях педагоги также проявляют более высокий уровень самообладания и способности к конструктивному диалогу. По отношению к работе они склонны в большей мере задействовать свой творческий потенциал, находить новые решения и выдвигатьоригинальные идеи.

Обнаружены значимо более высокие оценки у педагогов по эмоциональному (и = 4599,5; р < 0,01), креативному (и = 4231; р < 0,001), ценностному (и = 4308; р < 0,001), коммуникативному (и = 4643,5; р < 0,01), конструктивно-конфликтному (и = 4187; р < 0,001) подкомпонентам РМ.

Для изучения значимости влияния факторов был проведен регрессионный анализ (множественная линейная регрессия), где зависимыми переменными выступали показатели ресурсности мышления (общий уровень и отдельные компоненты), а независимыми -выявленные интегральные факторы (см. табл. 1). Регрессионный анализ, так же как и факторный, проводился на всей выборке респондентов.

Анализ результатов регрессионного анализа позволяет отметить, что РМ представителей социономи-ческих профессий очень тесно сопряжена с особенностями их психоэмоционального благополучия. Так, значимые вклады в каждый из компонентов ресурсности и ее обший уровень вносят факторы эмоционального выгорания, психологического неблагополучия и осознанности. При этом когнитивно-аффективная регуляция вносит положительный вклад в развитие ресурсности, а выгорание и низкий уровень субъективного благополучия - отрицательный.

Общий уровень РМ также значимо выше у педагогических работников. Данный факт свидетельствует о том, что педагоги в своей профессиональной деятельности демонстрируют более развитые умения и способностик эффективной ее организации и реализации. При этом более высокая успешность решения профессиональных задач и преодоления возникающих трудностей достигается, прежде всего, за счет успешно сформированных коммуникативных умений, эмоциональной саморегуляции, креативного подхода к рабочим задачам, а также более развитой ценностной основы педагогической деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

1. Ресурсность мышления профессионала у представителей профессий социономического типа об-

условлена стажем работы, спецификой процесса профессионализации. Особенности образа жизни, разнообразие увлечений, особенности проведения досуга, образование мамы, количество хобби в дет-ствеи организация трудовой деятельности субъекта оказывают влияние на развитие ресурсности мыш-ления.Выявлено, что увлеченность физической активностью профессионалов социономической сферы (в качестве хобби или формы проведения досуга) обладает позитивными эффектами для их способности эффективно и экономично решать профессиональные задачи.Установлено, что ресурсность мышления педагогических работников преимущественно связана с их возрастом и профессиональным опытом, в то время как у медицинских работников она больше сопряжена с образовательными характеристиками (собственными и родительскими).

2. Существуют тесные корреляционные связи между уровнем развития ресурсности мышления и осознанностью индивида.При этом данные взаимосвязи (их наличие и теснота) могут рассматриваться как относительно универсальные для социономи-ческих профессий в целом. В качестве отличительной особенности педагогов можно отметить только более тесную взаимосвязь ресурсности со способностью к наблюдению.

3. Высокий уровень развития ресурсности мышления благоприятно влияет на уровень субъективного благополучия индивида.Показано, что у педагогических работников, по сравнению с медицинскими, ресурсность мышления педагогов в значительно более тесной мере сопряжена с их оценкой благополучности различных сторон своего бытия. Рассмотрение ресурсности профессионального мышления в контексте показателей субъективного благополучия показало, что существует тесная положительная взаимосвязь между личностными характеристи-ками.Выявлены психологические характеристики и содержательные критерии ресурсности мышления через анализ категорий «личность» и «деятельность». Исследование личностных предикторов ресурсно-сти мышления представителей социономических профессий показало, что значимый положительный вклад в каждый из компонентов ресурсности и ее общий уровень вносит когнитивно-аффективная регуляция (осознанность). Отрицательные вклады в ресурсность вносят эмоциональное выгорание, психологическое неблагополучие и пассивность хобби/увлечений. При этом установлено, что педагоги отличаются более высоким общим уровнем саморегуляции внимания и способностью присутствия в настоящем моменте за счет более высокоразвитых способностей воспринимать внешние и внутренние стимулы и вербализовать свои внутренние ощущения, чувства, мысли.

4. Высокий уровень развития ресурсности мышления тесно коррелирует с низкими показателями эмоционального выгорания профессионала.Обнаружена тесная взаимосвязанность ресурсности мышления и синдрома эмоционального выгорания, выражающаяся в их антонимичности. Высокий уровень ресурсности сопровождается ослаблением выраженности симптомов профессионального выгорания. Специфической особенностью у педагогов выступает менее тесная взаимосвязь ресурсности и выгорания, а также тот факт, что по мере развития эмоционального выгорания его связь с ресурсностью мышления ослабевает.

5. Описаны эмоционально-креативный, мотива-ционно-целевой коммуникативный и конструктивно-конфликтный, когнитивно-рефлексивный компоненты ресурсности профессионального мышления (для профессий социономического типа). Установлены сущностные свойства и особенности проявления структурно-компонентной организации ресурсности мышления как метакогнитивной характеристики личности.

6. Выявлено, что представители социономических профессий характеризуются средним уровнем развития ресурсности профессионального мышления. При этом у педагогических работников, по сравнению с медицинскими работниками, выявлена более высокая ее сформированность, что обусловлено, прежде всего, более высоким уровнем развития эмоционально-креативного, коммуникативного и конструктивно-конфликтного компонентов ресурсности.

7. Выявлено шесть интегральных факторов, которые могут рассматриваться в качестве психологических детерминант формирования и развития ресурс-ности представителей социономических профессий. Три фактора выступают в качестве личностных детерминант ресурсности: психологическое неблагополучие, осознанность,эмоциональное выгорание. Причем эмоциональное выгорание играет роль антифактора. Еще три фактора демонстрируют влияние образа жизни наресурсность профессионалов: разнообразие увлечений, пассивность увлечений, ценность семейных отношений.

В качестве специфики влияния выделенных факторов на ресурсность мышления определено, что у педагогов ресурсность детерминируется преимущественно их общей удовлетворенностью жизнью и уровнем осознанности. В то время как у врачей, наряду с влиянием аффективно-когнитивной регуляции, более существенные связи с ресурсностью имеют сохранность устойчивости к профессиональным стресс-факторам и мера активности/пассивности их увлечений.

Список литературы

Кашапов А.С. Когнитивно-ресурсные компоненты событийности в условиях профессионализации

субъекта // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 55-61. https://doi. org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-55-61

Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2000. 48 с.

Кашапов М.М. Особенности сопровождения творческого мышления психолога (на довузовском, вузовском и послевузовском этапах) // Сибирский психологический журнал. Томск, 2005.№ 22. С. 135-140.

Кашапов М.М., Шаматонова Г.Л. Ресурсность мышления как основа конструирования акме-собы-тий: теоретико-методологический аспект // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2017. Т. 22. С. 10-20.

Кашапов М.М., Огородова Т.В. Профессиональное становление педагога. Психолого-акмеологиче-ские основы: учеб. пособие. Сер. 69, Бакалавр и магистр. Модуль. 2-е изд., испр. и доп. МоскваЮрайт,

2017. 259 с.

Кашапов М.М., Филатова Ю.С., Кашапов А.С. Когнитивные компоненты творческого процесса в конфликте: монография. Ярославль: Индиго, 2018. 360 с.

Кашапов М.М. Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 116-130.

Кашапов М.М. Динамика ресурсности мышления врачей на стадиях профессионализации // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2021а. Т. 6, № 4. С. 33-62.https://doi.org/10.38098/ipran.opwp_2021_21_4_002

Кашапов М.М. О методике диагностики ресурсности профессионального мышления (для профессий социономического типа) // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2021б. № 1 (41). С. 395-413.

Кашапов М.М., Сурина Н.В., Кашапов А.С. Ресурсность мышления как ключевая компетентность педагога в условиях цифровизации образовательной среды // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2022. Т. 40. С. 18-30. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.18

Кашапов М.М. Ресурсность мышления как технология реализации творческого потенциала субъекта // Методология современной психологии. 2022. № 15. С. 152-165.

Корнилова Т.В. Сетевая организация как путь интеграции психологии // Психологический журнал.

2018. Т. 39, № 5. С. 99-105. https://doi.org/10.31857/ S020595920000839-8

Савельева Л.А., Кашапов М.М., Ильин М.В. Когнитивные основы синдрома эмоционального выгорания ординаторов в условиях последипломного обра-

зования // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Со-циокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 77-82. https://doi. org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-77-82

Савельева Л.А., Кашапов М.М., Савельева М.И. Оценка когнитивных факторов и их взаимосвязей с синдромом эмоционального выгорания на разных уровнях медицинского образования // Вестник Костромского государственного университета. Сер.:Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 160-166.

Серафимович И.В. Профессиональное мышление как когнитивный ресурс специалистов социономиче-ского типа профессий // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). С. 75-83.

Соловьева С.Л. Ресурсы личности // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. № 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 23.03.2017).

Сурина Н.В. Проблема классификации ресурсов в современной психологии // Ярославский психологический вестник. 2020а. № 1 (46). С. 28-33.

Сурина Н.В. Ресурсы в структуре индивидуальности и ресурсность мышления // Человеческий фактор: Социальный психолог. 20206. № 1 (39). С. 133-145.

Толочек В.А. Профессиональный отбор: парадигмы ХХ и XXI столетий (часть первая) // Организационная психология. 2021. Т. 11, № 4. С. 110-128.

ФилатоваЮ.С., КашаповА.С. Ресурсные основы профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 385-404.

Филатова Ю.С. Влияние личностных характеристик на профессионализацию клинического мышления терапевтов // Методология современной психологии. 2019. № 9. С. 300-307.

Хазова С.А. Когнитивные ресурсы совладающего поведения: Эмпирические исследования: монография. Кострома, 2010. 149 с.

Bakker A.B., Demerouti E. The Job Demands-Resources model: state of the art. Journal of Managerial Psychology, 2007,vol. 22, No. 3,рр. 309-328.

Bakker A.B., Xanthopoulou D. Creativity and Charisma among female leaders: the role of resources and work engagement. The International Journal of Human Resource Management, 2013,vol. 24, № 14,рр. 2760-2779.

Baumeister R.F., Campbell J.D., Krueger J.I., Vohs K.D. Does High Self-Esteem Cause Better Performance, Interpersonal Success, Happiness, or Healthier Lifestyles? Psychological Science in the Public Interest, 2003,vol. 4, № 1, pp. 1-44.

Lorente L., Salanova M., Martinez I.M., Vera M. How personal resources predict work engagement and self-rated performance among construction workers: A social cognitive perspective. International Journal of Psychology, 2014,vol. 49, № 3,рр. 200-207.

Mastenbroek N.J.J.M., Jaarsma A.D.C., Scherpbi-er A.J.J.A., van Beukelen P., Demerouti E. The role of personal resources in explaining well-being and objective performance: a study among young veterinary professionals. European Journal of Work and Organizational Psychology, 2014,vol. 23, № 2,pp. 190-202.

Morton J.B., Ezekiel Fredrick Wilk, Heather A. Cognitive Control: Easy to Identify But Hard to Define. Topics in Cognitive Science, 2011,vol. 3 (2),pp. 212-216.

Xanthopoulou D., Bakker A., Demerouti E., Schaufeli W. Work engagement and financial returns: A diary study on the role of job and personal resources. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 2009, vol. 82, pp. 183-200.

References

Kashapov A.S. Kognitivno-resursnye komponenty so-bytijnosti v usloviyah professionalizacii sub"ekta [Cognitive-resource components of eventfulness in the conditions of professionalization of the subject]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika. [Bulletin of Kostroma State University. Ser.: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2020,vol. 26, No. 4, pp. 55-61. https:// doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-55-61.(In Russ.)

Kashapov M.M.Psihologiya professional'nogo peda-gogicheskogo myshleniya [Psychology of professional pedagogical thinking]:abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Psychological Sciences, Moscow Pedagogical State University. Moscow, 2000, 48 p. (In Russ.)

Kashapov M.M. Osobennosti soprovozhdeniya tvorcheskogo myshleniya psihologa (na dovuzovskom, vuzovskom i poslevuzovskom etapah) [Features of accompanying the creative thinking of a psychologist (at the pre-university, university and postgraduate stages)]. Sibirskij psihologicheskij zhurnal [Siberian Psychological Journal].Tomsk, 2005,№ 22, pp. 135-140. (In Russ.).

Kashapov M.M., Shamatonova G.L. Resursnost' myshleniya kak osnova konstruirovaniya akme-sobytij: teoretiko-metodologicheskij aspekt [Resourcefulness of thinking as a basis for constructing acme events: theoretical and methodological aspect]. IzvestijaIrkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Psihologija [News of Irkutsk State University. Series: Psychology], 2017, vol. 22, pp. 10-20. (In Russ.)

Kashapov M.M., Ogorodova T.V. Professional'noe stanovlenie pedagoga. Psihologo-akmeologicheskie os-novy [Professional formation of a teacher. Psychological and acmeological foundations]. Ser. 69, Bachelor and Master. Module. 2nd ed., ispr. anddop.Moscow, Yurayt Publ., 2017, 259 p. (In Russ.).

Kashapov M.M., Filatova Yu.S., Kashapov A.S. Kognitivnye komponenty tvorcheskogo processa v konflikte [Cognitive components of the creative process in conflict]:monograph. Yaroslavl, Indigo Publ., 2018, 360 p. (In Russ.)

Kashapov M.M. Ponimanie resursnosti v kontekste professionalizacii myshleniya sub"ekta[Understanding resourcing in the context of professionalization of the subject's thinking]. Metodologija sovremennoj psi-hologii [Methodology of modern psychology], 2020, No. 11, pp. 116-130. (In Russ.)

Kashapov M.M. Dinamika resursnosti myshleniya vrachej na stadiyah professionalizacii [Dynamics of resource thinking of doctors at the stages of professionalization]. Institutpsihologii Rossijskoj akademii nauk. Or-ganizacionnaja psihologija i psihologija truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and labor psychology], 2021a,vol. 6, No. 4, pp. 33-62. https://doi.org/10.38098/ ipran.pvp_2021_21_4_002 (In Russ.)

Kashapov M.M. O metodike diagnostiki resursnosti professional'nogo myshleniya (dlya professij sociono-micheskogo tipa) [On the methodology of diagnosing the resourcing of professional thinking (for professions of a socionomic type)]. Tpancmm [Human factor: Social psychologist], 20216, No. 1 (41), pp. 395-413. (In Russ.)

Kashapov M.M. Resursnost' myshleniya kak tekh-nologiya realizacii tvorcheskogopotenciala sub"ekta [Resourcefulness of thinking as a technology for realizing the creative potential of the subject]. Metodologija sovremennoj psihologii [Methodology of modern psychology], 2022, No. 15, pp. 152-165. (In Russ.)

Kashapov M.M., Surina N.V., Kashapov A.S. Resursnost' myshleniya kak klyuchevaya kompetent-nost' pedagoga v usloviyah cifrovizacii obrazovatel'noj sredy [Resourcefulness of thinking as a key competence of a teacher in the conditions of digitalization of the educational environment]. Izvestija Irkutskogo gosudarst-vennogo universiteta. Ser.: Psihologija [Izvestiya Irkutsk State University. Ser. Psychology], 2022,vol. 40, pp. 18-30. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.18 (In Russ.)

Kornilova T.V. Setevaya organizaciya kak put' inte-gracii psihologii [Network organization as a way of integrating psychology]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal], 2018,vol. 39, No. 5, pp. 99-105. https:// doi.org/10.31857/S020595920000839-8 (In Russ.)

Savel'eva L.A., Kashapov M.M., Savel'eva M.I. Ocenka kognitivnyh faktorov i ih vzaimosvyazej s sin-dromom emocional'nogo vygoraniya na raznyh urovnyah medicinskogo obrazovaniya [Assessment of cognitive factors and their interrelations with emotional burnout syndrome at different levels of medical education]. Vest-nik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika[Bulletin of Kostroma State University. Ser.: Pedagogy. Psychology. So-ciokinetics], 2021, vol. 27, No. 3, pp. 160-166. (In Russ.)

Savel'eva L.A., Kashapov M.M., Il'in M.V. Kogni-tivnye osnovy sindroma emocional'nogo vygoraniya ordi-natorov v usloviyahposlediplomnogo obrazovaniya [Cog-

nitive foundations of the syndrome of emotional burnout of residents in the conditions of postgraduate education].

Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika [Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2021,vol. 27, No. 1, pp. 77-82. https://doi. org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-77-82. (In Russ.)

Serafimovich I.V. Professional'noe myshlenie kak kognitivnyj resurs specialistov socionomicheskogo tipa professij [Professional thinking as a cognitive resource of specialists of the socionomic type of professions]. Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal [National Psychological Journal], 2021, No. 4 (44), pp. 75-83. (In Russ.).

Solov'eva S.L. Resursylichnosti [Resources of personality]. Medicinskaja psihologija v Rossii: jelektron. nauch. zhurn [Medical psychology in Russia: electron. scientific journal], 2010, No. 2. URL: http:// medpsy. ru (accessdate: 23.03.2017). (In Russ.)

Surina N.V. Problema klassifikacii resursov v sovremennoj psihologii [The problem of resource classification in modern psychology]. Jaroslavskij psihologicheskij vestnik [Yaroslavl Psychological Bulletin], 2020a, No. 1 (46), pp. 28-33. (In Russ.).

Surina N.V. Resursy v structure individual'nosti i resursnost' myshleniya [Resources in the structure of individuality and resourcefulness of thinking]. Chelovecheskij faktor: Social'nyj psiholog [Human factor: Social psychologist], 2020b, No. 1 (39), pp. 133145. (In Russ.)

Tolochek V A. Professional'nyj otbor: paradigm XX i XXI stoletij. chast'pervaya [Professional selection: paradigms of the XX and XXI centuries. part one]. Organi-zacionnaja psihologija [Organizational psychology], 2021,vol. 11, No. 4, pp. 110-128. (In Russ.)

Filatova Yu.S., Kashapov A.S. Resursnye osnovy professionalizacii myshleniya sub"ekta [Resource bases of professionalization of the subject's thinking]. Metodologija sovremennoj psihologii [Methodology of modern psychology], 2020, No 11, pp. 385-404. (In Russ.)

Filatova Yu.S. Vliyanie lichnostnyh harakteristik na professionalizaciyu klinicheskogo myshleniya terapev-tov [The influence of personal characteristics on the professionalization of clinical thinking of therapists]. Metodologija sovremennoj psihologii [Methodology of modern psychology], 2019, No. 9, pp. 300-307. (In Russ.)

Hazova S.A. Kognitivnye resursy sovladayushche-go povedeniya [Cognitive resources of coping behavior]: empirical research: monograph. Kostroma, 2010, 149 p. (InRuss.).

Статья поступила в редакцию 23.09.2022; одобрена после рецензирования 17.10.2022; принята к публикации 24.10.2022.

The article was submitted 23.09.2022; approved after reviewing 17.10.2022; acceptedfor publication 24.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.