Научная статья на тему 'Ресурсность мышления как средство реализации творческого потенциала личности'

Ресурсность мышления как средство реализации творческого потенциала личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2023
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Ключевые слова
РЕСУРСНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / АКТУАЛИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ / РЕСУРС / МЫШЛЕНИЕ / КОПИНГ-РЕСУРС / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТ / RESOURCE-BASED THINKING / ACTUALISATION AND IMPLEMENTATION / RESOURCE / THINKING / COPING RESOURCE / CREATIVITY / PERSONALITY / SUBJECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кашапов Мергаляс Мергалимович, Шаматонова Галина Леонидовна, Кашапов Артём Сергеевич, Отставнова Ирина Владимировна

Введение: рассматривается проблема ресурсности мышления как средства реализации творческого потенциала личности. Актуальность исследования проблемы связана с отсутствием теоретических и эмпирических исследований ресурсности мышления как познавательного процесса поиска и нахождения оптимальных способов творческого разрешения проблем в разнообразных сферах жизнедеятельности. Целью статьи является эмпирическое исследование и теоретическое обоснование ресурсности мышления субъекта, способного проявлять инициативу в поиске нового и уметь брать на себя ответственность за процесс и результат познавательно-преобразовательной деятельности. Материалы и методы: в исследовании использовалась методика «Линии жизни» (А. А. Кроник, Е. И. Головаха); проведен качественный анализ полученных эмпирических данных; представлено обобщение ранее полученных результатов исследования ресурсности мышления. Результаты исследования: получено эмпирическое подтверждение гипотезам о том, что ресурс-ность мышления непосредственно и опосредованно влияет на реализацию потенциалов личности, что от степени зрелости ресурсного мышления на определенном этапе личностного развития зависит дальнейшая реализация потенциалов субъекта. Ресурсность мышления может выступать средством реализации творческих потенциалов личности либо средством их угасания в зависимости от конгруэнтности с самыми важными жизненными событиями. Обсуждение и заключения: ресурсность профессионала, связанная с когнитивной самоподдержкой, направлена на позитивное осмысление ситуации и конструктивное изменение самовосприятия. Проведен анализ определенных жизненных событий, влияющих на будущее человека его личностное развитие и становление в обществе. Впервые представлена концептуальная основа ресурсного мышления, включающая в себя описание функций, структурных компонентов, видов, условий ресурсов, а также особенностей их формирования и стадий реализации. Обосновано понимание ресурсности человека как фундаментальной характеристики его бытия. Практическая значимость заключается в нахождении опорных точек в формировании личностных структур посредством социальной идентификации, что делает возможным создание ресурсов для себя и для других. Ресурсность мышления как ключевая компетентность субъекта позволяет обеспечивать возможности участия в социально полезной познавательно-преобразовательной деятельности и критически оценивать ее. Оптимальное распределение ресурсов способствует эффективному использованию ресурсов для деятельности и жизнетворчества, в том числе планированию событиями и управлению ими для достижения определенных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кашапов Мергаляс Мергалимович, Шаматонова Галина Леонидовна, Кашапов Артём Сергеевич, Отставнова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resource-Based Thinking as a Means of Implementation of Personality''s Creative Potential

Introduction: the authors consider the resource-based thinking as a means of implementing the creative potential of personality. The relevance of the study is caused by the absence of theoretical and empirical research works about the resource-based thinking as a cognitive process of revealing the best ways to solve problems in a variety of areas of activities. The purpose of article is to conduct the empirical research and theoretical substantiation of a subject's resource-based thinking capable to show initiative in search for the new and to be able to take the responsibility for process and result of cognitive-transformative activity. Materials and Methods: the Life Line technique by A. A. Kronik and E. I. Golovakha was used in the research; a qualitative analysis of the empirical data was carried out; a synthesis of previously obtained results of the resource-based thinking study was achieved. Results: the resource-based thinking has a variable effect on the implementation of the personal creativity. The subsequent development of a person depends on the level of maturity of resource-based thinking in different stages of his/her life. The resource-based thinking can be a means of realising the personality's creative potential or a means of their extinction depending on the congruence of potentials with the most important life events. Discussion and Conclusions: the resource-based thinking of a professional is associated with cognitive self-support and promotes a positive interpretation of the situation and a constructive change in self-perception. An analysis of certain life events influenced the future of a man, his personal development and formation in society is made. The conceptual basis of resource-based thinking with a description of functions, structural components, resource conditions, as well as the specifics of their formation and stages of implementation is presented. Understanding the resource-based essence of a man as a fundamental characteristic of his/ her being is developed. The practical significance lies in finding reference points in formation of personal structures by means of social identification that make possible creation of resources for oneself and for the others. Resource-based thinking as key competence of a subject allows to provide possibilities of participation in the socially useful cognitive-transformative activity and to critically assess it. Optimum distribution of resources promotes effective use of resources for activity and life-creation, including scheduling of events and their managing for achievement of definite purposes.

Текст научной работы на тему «Ресурсность мышления как средство реализации творческого потенциала личности»

INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 21, no. 4. 2017 ШШтШ^^^ ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online) http://edumag.mrsu.ru

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PSYCHOLOGY OF EDUCATION

УДК 37.015.3:159.955

DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.683-694

Ресурсность мышления как средство реализации творческого потенциала личности

М. М. Кашапов1*, Г. Л. Шаматонова1, А. С. Кашапов1, И. В. Отставнова2

1 ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет

им. П. Г. Демидова», г. Ярославль, Россия, * smk007@bk.ru

2 ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», г. Саранск, Россия

Введение: рассматривается проблема ресурсности мышления как средства реализации творческого потенциала личности. Актуальность исследования проблемы связана с отсутствием теоретических и эмпирических исследований ресурсности мышления как познавательного процесса поиска и нахождения оптимальных способов творческого разрешения проблем в разнообразных сферах жизнедеятельности. Целью статьи является эмпирическое исследование и теоретическое обоснование ресурсности мышления субъекта, способного проявлять инициативу в поиске нового и уметь брать на себя ответственность за процесс и результат познавательно-преобразовательной деятельности. Материалы и методы: в исследовании использовалась методика «Линии жизни» (А. А. Кроник, Е. И. Головаха); проведен качественный анализ полученных эмпирических данных; представлено обобщение ранее полученных результатов исследования ресурсности мышления. Результаты исследования: получено эмпирическое подтверждение гипотезам о том, что ресурсность мышления непосредственно и опосредованно влияет на реализацию потенциалов личности, что от степени зрелости ресурсного мышления на определенном этапе личностного развития зависит дальнейшая реализация потенциалов субъекта. Ресурсность мышления может выступать средством реализации творческих потенциалов личности либо средством их угасания в зависимости от конгруэнтности с самыми важными жизненными событиями.

Обсуждение и заключения: ресурсность профессионала, связанная с когнитивной самоподдержкой, направлена на позитивное осмысление ситуации и конструктивное изменение самовосприятия. Проведен анализ определенных жизненных событий, влияющих на будущее человека - его личностное развитие и становление в обществе. Впервые представлена концептуальная основа ресурсного мышления, включающая в себя описание функций, структурных компонентов, видов, условий ресурсов, а также особенностей их формирования и стадий реализации. Обосновано понимание ресурсности человека как фундаментальной характеристики его бытия. Практическая значимость заключается в нахождении опорных точек в формировании личностных структур посредством социальной идентификации, что делает возможным создание ресурсов для себя и для других. Ресурсность мышления как ключевая компетентность субъекта позволяет обеспечивать возможности участия в социально полезной познавательно-преобразовательной деятельности и критически оценивать ее. Оптимальное распределение ресурсов способствует эффективному использованию ресурсов для деятельности и жизнетворчества, в том числе планированию событиями и управлению ими для достижения определенных целей.

Ключевые слова: ресурсность мышления, актуализация и реализация, ресурс, мышление, копинг-ресурс, творческий потенциал, личность, субъект

Благодарности: работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 16-06-00196а).

Для цитирования: Ресурсность мышления как средство реализации творческого потенциала личности / М. М. Кашапов [и др.] // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 683-694. DOI: 10.15507/19919468.089.021.201704.683-694

© Кашапов М. М., Шаматонова Г. Л., Кашапов А. С., Отставнова И. В., 2017

Resource-Based Thinking as a Means of Implementation of Personality's Creative Potential

M. M. Kashapova*, G. L. Shamatonovaa, A. S. Kashapov", I. V. Otstavnovab

a Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russia, * smk007@bk.ru b National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Introduction: the authors consider the resource-based thinking as a means of implementing the creative potential of personality. The relevance of the study is caused by the absence of theoretical and empirical research works about the resource-based thinking as a cognitive process of revealing the best ways to solve problems in a variety of areas of activities. The purpose of article is to conduct the empirical research and theoretical substantiation of a subject's resource-based thinking capable to show initiative in search for the new and to be able to take the responsibility for process and result of cognitive-transformative activity. Materials and Methods: the Life Line technique by A. A. Kronik and E. I. Golovakha was used in the research; a qualitative analysis of the empirical data was carried out; a synthesis of previously obtained results of the resource-based thinking study was achieved.

Results: the resource-based thinking has a variable effect on the implementation of the personal creativity. The subsequent development of a person depends on the level of maturity of resource-based thinking in different stages of his/her life. The resource-based thinking can be a means of realising the personality's creative potential or a means of their extinction depending on the congruence of potentials with the most important life events. Discussion and Conclusions: the resource-based thinking of a professional is associated with cognitive self-support and promotes a positive interpretation of the situation and a constructive change in self-perception. An analysis of certain life events influenced the future of a man, his personal development and formation in society is made. The conceptual basis of resource-based thinking with a description of functions, structural components, resource conditions, as well as the specifics of their formation and stages of implementation is presented. Understanding the resource-based essence of a man as a fundamental characteristic of his/ her being is developed. The practical significance lies in finding reference points in formation of personal structures by means of social identification that make possible creation of resources for oneself and for the others. Resource-based thinking as key competence of a subject allows to provide possibilities of participation in the socially useful cognitive-transformative activity and to critically assess it. Optimum distribution of resources promotes effective use of resources for activity and life-creation, including scheduling of events and their managing for achievement of definite purposes.

Keywords: resource-based thinking, actualisation and implementation, resource, thinking, coping resource, creativity, personality, subject

Acknowledgments: the research was carried out with the support from the Russian Foundation for Humanities (project no. 16-06-00196а).

For citation: Kashapov M.M., Shamatonova G.L., Kashapov A.S., Otstavnova I.V. Resource-based thinking as a means of implementation of personality's creative potential. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2017; 21(4):683-694. DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.683-694

Введение

Одной из актуальных проблем современной психологии является исследование ресурсности мышления субъекта как средства реализации творческого потенциала личности, характеризующегося переходом от интуитивного ощущения принципов, законов и закономерностей, которым подчиняется профессиональная деятельность, к их познанию, осмыслению и сознательному учету, применению и управлению. Поэтому становится очевидной важность понимания практического смысла закономерностей

творческой деятельности и умения этим пользоваться в процессе реализации творческого потенциала личности.

Исходные теоретические предпосылки для выделения ресурсности появились в результате исследования мыслительных процессов субъекта в контексте его жизнедеятельности. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в когнитивных процессах именно ресурсность мышления является одним из важнейших условий формирования ментальности личности как творческого потенциала субъекта.

Особую значимость приобретает разработка понятия «ресурсность мышления» в целом, поскольку включает решение проблемных вопросов состава, классификации, структуры, функции, динамики, психологических механизмов и закономерностей детерминации, диагностики и связи с другими понятиями психических явлений. Цель статьи заключается в разработке концептуальной основы ресурсного мышления, включающей в себя описание функций, структурных компонентов, видов, условий ресурсов, а также особенностей их формирования и стадий реализации.

Обзор литературы

В работах иностранных исследователей (Э. Динера [1], С. Фолкмэн [2], С. Э. Хобфолл [3], Дж. Б. Мортона, Р. У. Эзекиел, А. Хизер [4], Р. М. Рай-ан, Э. Л. Диси [5], А. С. Уотермэн [6]) представлен подробный анализ разнообразных характеристик потенциала личности и ее ресурсов, проявляющихся в психологическом благополучии и счастье человека. Среди когнитивных (познавательных) ресурсов часто рассматривается интеллект как общая адаптивная способность человека. Так, С. Л. Соловьева отмечает, что уровень интеллекта как психологического ресурса в некоторой степени положительно коррелирует со счастьем [7].

Ресурсный подход к организации творческой деятельности основан на следующих психолого-педагогических принципах.

1. Акмеологичность образовательного процесса. Реализация данного принципа способствует нахождению оптимальных путей достижения вершин в личностном и профессиональном развитии субъекта. Искусство акмеологиче-ского подхода состоит в использовании не прямых рекомендаций, которые вызывают агрессию, а стратегий косвенного селективного управления, порождающих потребность в самокоррекции и самореорганизации деятельности. В центре акмеологического понимания оказывается целостный субъект индивидуаль-

ного или группового характера, который включен во все многообразие реальных связей и отношений.

2. Обеспечение индивидуальной траектории развития обучаемого, что позволяет с минимальными затратами добиваться максимальной продуктивности. Пусковым механизмом такой траектории служит нахождение опорной точки. Так, К. Д. Бальмонт в 13 лет в домашней библиотеке случайно заглянул в английскую энциклопедию и наткнулся на слово, зацепившее его на всю жизнь. Это слово он сравнивал с посохом, на который опирался весь плодотворный период своей многогранной творческой деятельности в качестве поэта, писателя, переводчика. Он перевел с английского, испанского, французского, грузинского и других языков более ста произведений всемирно известных авторов общим объемом более 10 тыс. страниц; написал 30 книг стихов, 20 крупных прозаических произведений; в совершенстве владел 16 языками. Это слово было self-help (самопомощь).

3. Своевременное получение положительной обратной связи, выполняющей следующие функции: 1) поддержка и поощрение действий, ведущих к успеху и дающих нужный результат; 2) изменение неэффективного поведения; 3) позитивная мотивация; 4) обучение (самообучение) извлечению опыта из прошлых ошибок и неудач. Благодаря оперативной обратной связи человек в следующий раз в схожей ситуации способен действовать так же успешно или избегать допущенных ранее ошибок. Следовательно, овладение теорией ресурсов аналогично приобретению крыльев для профессионала.

В жизни каждого человека возникают различные сложные жизненные ситуации, которые требуют оптимального разрешения. Неопределенность сложившейся ситуации и длительное состояние психической напряженности приводит к стрессу, преодолеть который поможет ресурс. В исследованиях Г. В. Ожигано-вой предлагается понимание ресурсов как механизмов пробуждения и актуализации скрытых возможностей человека [8].

Ресурс характеризуется, подчеркивает В. А. Толочек, множеством актуальных и потенциальных качеств (свойств, состояний, процессов) субъекта и взаимодействующих с ним условий среды. К особенностям экологического подхода можно отнести: 1) избирательную вовлеченность ресурсов субъекта в порождение и воплощение своей активности; 2) избирательную актуализацию условий и ресурсов среды (окружения); 3) становление специфических ситуативных систем адаптации, поведения, деятельности; 4) динамичность процессов адаптации, поведения, деятельности не только вследствие гибкости и пластичности психики, равнозначности разных вариантов адаптации, но и вследствие уникальности процессов интеграции внутренних и внешних условий субъекта, становления новых структур реальности в процессах активности субъекта [9].

В контексте системно-субъектного подхода, разработанного Е. А. Сергиен-ко, утверждается, что реализация ментального ресурса субъекта как творца своей деятельности успешно происходит в обогащенной среде [10].

В рамках ценностно-смысловой теории Л. И. Анцыферовой обоснован психологический механизм осмысления и реагирования на ситуацию: человек начинает распознавать особенности ситуации, выявлять негативные и позитивные ее стороны, определять смысл и значение происходящего. От уровня развития этого механизма зависит правильный выбор стратегии совладающего поведения с трудной жизненной ситуацией [11].

С. А. Хазовой показано значение интеллектуальных способностей для организации и функционирования системы индивидуальных ресурсов в разных сферах жизнедеятельности [12].

М. А. Холодная считает, что центральное место в системе ресурсов занимает когнитивный контроль, который исследуется как совокупность познавательных процессов, функционирующих с целью умственного моделирования решаемой проблемной ситуации. В процессе решения происходит нейтрали-

зация астенических эмоций. При этом интеллектуальные способности отражают готовность психики субъекта к переработке информации, а когнитивный контроль является механизмом управления этой переработкой. Производными от когнитивного контроля становятся аффективная и волевая регуляции познавательной деятельности [13].

Разные виды деятельности нуждаются в различном ресурсном обеспечении. При столкновении с трудностями деятельность начинает требовать повышенного ресурсного обеспечения. Суть бытия человека, по мнению Т. В. Корниловой, заключается в постоянном преодолении неопределенности, незаданности оснований и форм его решений и действий. Неопределенность преодолевается субъектом посредством актов выбора [14]. Центральная проблема психологии человеческого бытия заключается, утверждает В. В. Знаков, в понимании. Автором выявлены закономерности личности как субъекта понимания [15]. В. И. Панов в своих исследования, выполненных на основе психоэкологического подхода, убедительно показал, что понимание позволяет прогнозировать ход развития событий. Так, усложнение учебного процесса не приводит, по мнению автора, к обогащению умственного и личностного развития, поэтому только 5 % детей, проявивших себя в школе в качестве одаренных, реализуют свой творческий потенциал во взрослой жизни [16].

Я. А. Пономарев сформулировал идею психологического моделирования творческой деятельности, реализация которой позволяет успешно управлять умственным развитием субъекта [17]. В. Д. Шадриков отмечает, что главное изменение в педагогическом образовании должно состоять в том, чтобы процесс обучения был ориентирован на конечный результат. Для этого необходимо определить факторы и условия, под воздействием которых будет успешно реализован творческий потенциал преподавателя. Смысл образования не в том, чтобы сообщать студентам некоторые сведения, а в формировании компетен-

ций как постоянно воспроизводящихся ресурсов, без которых учитель не сможет работать в школе [18].

Следовательно, ресурсная теория выступает дополнением к современному системному взгляду на феномен ресурсности мышления как средства реализации творческого потенциала личности. Рассмотренные модели являются в определенной мере вероятными и феноменологическими, поэтому проблема эмпирического подтверждения вышеизложенных идей и возникающих вопросов по-прежнему остается актуальной. Одним из них является вопрос о связи ресурсов с творческим потенциалом личности: что составляет основу ресурс-ности мышления?

Материалы и методы

В исследовании студентов I курса (Ы = 50) Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, проведенном совместно с А. В. Сизовой, применялась методика «Линии жизни» (А. А. Кроник, Е. И. Головаха), состоящая из 3 таблиц, к каждой из которых предложена своя инструкция. В начале методики описывается значение слова «событие», его применение и то, как отличить событие от других жизненных

проявлений. Сначала испытуемый продумывал, вспоминал значимые для него события, опираясь на запоминающиеся впечатления из прошлого или настоящего либо те, которые при других обстоятельствах сможет получить в будущем. Затем участники прописывали дату, название, сферу события. Испытуемый мог написать как действительное название, так и придумать свое. Сферы необходимо было указывать из 7 предложенных вариантов: природа, общество, работа, семья, внутренний мир, здоровье, досуг. Дата события указывалась наиболее точная. Если не было возможности ее вспомнить, то прописывался только год, чтобы ориентироваться, какое событие произошло раньше/позже относительно друг друга.

Испытуемым необходимо было обозначить 15 событий, начиная с самого важного и далее по мере убывания. В первую очередь следовало придумать название события и поставить его максимально точную дату: год, начало/конец времени года или месяца, число. Для произошедшего события указывалась точная дата, для будущего - предполагающаяся. Далее выбиралась сфера, к которой относится то или иное событие и прописывался ее номер (рис. 1).

Обозначение 15 важных событий / Designation of 15 important events

1) Название / Title 2) Название / Ttle 3) Название / Ttle

Дата / Date: Сфера / Area: Дата / Date: Сфера / Area: Дата / Date: Сфера / Area:

4) Название / Ttle 5) Название / Title 6) Название / Ttle

Дата / Date: Сфера / Area: Дата / Date: Сфера / Area: Дата / Date: Сфера / Area:

7) Название / Title 8) Название / Ttle 9) Название / Title

Дата / Date: Сфера / Area: Дата / Date: Сфера / Area: Дата / Date: Сфера / Area:

10) Название / Ttle 11) Название / Ttle 12) Название / Ttle

Дата / Date: Сфера / Area: Дата / Date: Сфера / Area: Дата / Date: Сфера / Area:

13) Название / Ttle 14) Название / Ttle 15) Название / Ttle

Дата / Date: Сфера / Area: Дата / Date: Сфера / Area: Дата / Date: Сфера / Area:

Р и с. 1. Образец таблицы 1 F i g. 1. Sample of table 1

Далее начинается работа с таблицей 2. Перед ее заполнением участникам рекомендуется ответить на вопрос: «Почему то или иное событие произошло или должно произойти?». Естественно, у этого есть несколько причин, некоторые из которых, возможно, будут названы испытуемым. Однако организаторов исследования интересует только личное мнение испытуемых и субъективное представление о наличии или отсутствии отношений между событиями. Если причинно-следственная связь имела место быть, отвечать следовало «да», а если таковая отсутствовала - «нет».

Для заполнения таблицы 3 (рис. 2) необходимо оценить каждое событие с точки зрения причины и следствия, т. е. поставить в клетке номер соответствующего ответа.

В целях обработки полученных результатов применялся сравнительный метод. Каждая анкета анализировалась и поэтапно сравнивалась по выделенным нами признакам: 1) какие события являются наиболее важными для опрашиваемых; 2) какие наиболее часто встречаемые события имеются в таблице 1; 3) какие наиболее часто встречаемые сферы представлены в таблице 1; 4) события какого времени (прошлое, настоящее, будущее) наиболее часто встречаются в таблице 1; 5) связаны ли, по мнению испытуемого, жизненные события между собой (табл. 2); 6) между событиями какой значимости наблюдает-

Испытуемый определяет для себя, как одно событие зависит от другого: «почему именно это событие произошло ранее? Как можно было поступить, чтобы избежать другого события, что нужно было сделать, чтобы полностью реализовались внешние или внутренние ресурсы личности. Что в целом поспособствовало развитию личности?». В ходе заполнения таблицы 2 испытуемый описывает свое субъективное представление о том, существует ли связь между двумя событиями из таблицы или нет. Для заполнения таблицы 3 испытуемый оценивает причинно-следственные связи, которые существуют между уже обозначенными ранее событиями, по пяти предложенным вариантам. В результате получается 225 причинно-следственных связей.

ся большее количество связей (табл. 2); 7) имеют ли причинно-следственную связь жизненные события (табл. 3); 8) является ли событие-событийность причиной реализации ресурсов личности (табл. 1, 2, 3).

Результаты исследования

Установлено, что в большинстве случаев наиболее важными событиями для опрашиваемых являются поступление в университет (86 %), первая любовь (60), запоминающаяся поездка (54), выпускной (52), рождение ребенка (50), потеря близкого человека (40), начало учебы в школе (26 %).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

1 х

2 х

3 х

4 х

5 х

6 х

7 х

8 х

9 х

10 х

11 х

12 х

13 х

14 х

15 х

Р и с. 2. Образец таблиц 2 и 3 F i g. 2. Sample of tables 2 and 3

Выявлено, что самые важные события в жизни вызываются различными эмоциями, переживаниями, волнениями, которые возникают при реализации или, наоборот, угасании внешних или внутренних ресурсов личности. Именно эти события вызывали наибольший всплеск эмоций.

Интересно отметить, что события по количеству их упоминаний и по значимости практически совпадают. Это объясняется тем, что чем чаще говорится об этом событии испытуемым, тем больше было реализовано в нем потенциала личности (реализовывается в настоящее время или будет реализовано в будущем), а значит, тем оно и важнее для личности.

Наиболее часто встречаемые сферы в таблице 1 - это сфера № 2 - общество и сфера № 4 - семья. Исследование проводилось среди студентов первого курса в тот период времени, когда участники переезжают от своих семей в другие города, начинают «взрослую» жизнь и им очень тяжело адаптироваться к ней, поэтому многим необходима поддержка извне, т. е. реализация внешних ресурсов. Поддержку от внешних ресурсов можно получить посредством общения с семьей, а также нахождения в нужном, желаемом обществе.

События, представленные в таблице 1, упоминаются в основном в прошедшем времени. В большинстве случаев жизненные события между собой, по мнению испытуемого, не связаны. Лишь те ситуации, которые прописываются вначале таблицы 1, имеют большую значимость для опрашиваемого и обладают большим количеством связей с другими событиями, причем как прошлого, так и настоящего с будущим. Это наблюдается благодаря тому, что произошедшее играет важную роль для испытуемого. Например, рассмотрим событие «поступление в университет». Его возникновению способствовали многие другие события, а точнее реализованные для его свершения необходимые ресурсы личности. Благодаря тому, что это событие является значимым для испытуемого, от него идут связи в будущее. Следователь-

но, от того, насколько реализованы ресурсы личности на данный момент, будет зависеть, что произойдет с человеком и его личностью в будущем, если он продолжит развивать свои ресурсы или будет способствовать их затуханию.

Данные, представленные в таблицах 1 и 2, свидетельствуют о том, что между событиями из первого ряда (наиболее значимых для испытуемого), имеются большие связи, по сравнению с событиями, которые по значимости занимали с 5 по 15 место. Анализ эмпирических данных (табл. 3) позволяет сделать вывод, что для испытуемого наибольшее количество связей имеют важные события, которые он записывал первыми. Дополнительно мы попытались определить, почему именно эти события испытуемые выделили в качестве главных. Самые важные события в жизни вызываются различными эмоциями, переживаниями, волнениями, которые возникают при реализации или, наоборот, угасании внешних или внутренних ресурсов личности. Следовательно, именно эти события вызвали у опрашиваемых наибольшее количество эмоций, поэтому и определили их значимость.

Различное осмысление определенного жизненного события способствует соответствующему поведению относительно ресурсов личности. Так, осмыслив прошедшее событие, можно сделать выводы о том, как необходимо поступать в подобных ситуациях, понять, какие личностные качества (внутренние ресурсы) стоит проявлять, а какие - утаить. Получается, что определенное осмысление способствовало дальнейшему развитию внутренних или внешних ресурсов личности, а возможно, и их угасанию. Следовательно, ресурсность мышления может являться средством, способствующим развитию потенциалов личности либо их угасанию.

Психологическая ресурсность творческого мышления наиболее ярко проявляется в условиях конфликтной ситуации и характеризуется следующими особенностями:

1) реализацией принципа контекстно-сти: исследовать и формировать качества

творческого мышления целесообразно в условиях смоделированных конфликтных ситуаций;

2) конструирование конфликтного взаимодействия должно быть ориентировано на создание ситуации успеха;

3) ведущим качеством в структуре творческого мышления профессионала является надситуативное мышление, которое характеризуется набором ключевых качеств личности, необходимых для позитивного преобразования себя как субъекта деятельности. Для этого нужно подниматься над уровнем сиюминутных требований ситуации, обнаруживать над-ситуативную проблемность, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Надситуативно мыслящие профессионалы, анализируя конфликтную ситуацию, начинают осознавать и актуализировать собственные ресурсы, что способствует реализации творческого разрешения конфликтной проблемности.

Обсуждение и заключения

Таким образом, обобщая результаты проведенного теоретического и эмпирического анализа заявленной проблемы1, можно отметить, что основа функционирования ресурсности мышления как средства реализации творческого потенциала личности связана с функциями, структурой, видами, формированием и реализацией ресурсов.

К основным функциям ресурса можно отнести следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- необходим для выхода из трудной ситуации;

- нужен для того, чтобы трудиться и жить продуктивно;

- выполняет инструментальную функцию в реализации задач развития личности.

Рассматривая ресурсы как функцию, можно сказать, что развитие и приумножение личностных ресурсов соответ-

ствует расширению границ опыта человека и появлению новых возможностей (актуализация и реализация потенциальных возможностей). В контексте развития будущего специалиста личностные ресурсы являются источником данного развития. Определенные ресурсы способны порождать и усиливать другие. Основная их функция характеризуется сокращением различий между реальным и желаемым его состоянием.

Среди структурных характеристик ресурса следует выделить рефлексивный, когнитивный, мотивационный, ценностно-смысловой, регулятивный компоненты.

В качестве разнообразных видов ресурсов отметим внутренние - возможности субъекта: когнитивные способности, личностные черты, особенности организации индивидуального ментального опыта, опыт проживания и совладания с трудными ситуациями, а также внешние - условия и объекты внешней среды и отношения; объекты среды.

Формирование ресурса характеризуется осознанием смысла, переоценкой ценностей, нахождением нового смысла.

Можно выделить следующие стадии реализации ресурса:

1) снятие эмоционального напряжения способствует ощущению внутренней свободы самовыражения и открытости новому опыту;

2) создание ментальных ресурсов образует основу личностного и профессионального развития;

3) реализация ресурсного мышления, характеризующегося умением субъекта находить источники творческого вдохновения, оптимизма в самых разнообразных сферах жизнедеятельности. Поэтому протестный потенциал раскрывается на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях, когда становится действенным. Условия, объекты и отноше-

1 Кашапов М. М. Событийность мышления как ресурс жизненного самоопределения // Жизненное самоопределение: ступени роста : сб. науч. ст. Владимир : ВлГУ, 2014. С. 20-31; Кашапов М. М. Событийно-когнитивные компоненты профессионализации как средство реализации ментальных ресурсов // Методология современной психологии. 2016. Вып. 6. С. 71-92; КашаповМ. М., Огородо-ва Т. В., Лоскутова М. Е. Конфликт как ресурсный предиктор реализации событийно-когнитивных компонентов субъекта // Социальный мир человека. 2016. Вып. 6. С. 285-289.

ния тогда становятся ресурсными, когда субъект наделяет их смыслом и связывает ожидание позитивных достижений именно с ними. Следовательно, ресурс - это не сам объект, а представления субъекта о нем как о поддерживающем ресурсе.

В целом ресурсность можно рассматривать как мобилизацию имеющихся возможностей для достижения поставленной цели. Ресурсность мышления профессионала выражается в способности использовать весь собственный опыт для достижения намеченной производственной цели. Такое мышление проявляется в интеллектуальном умении человека находить различные способы творческого разрешения проблем в физической, психологической, личностной и духовной сферах жизнедеятельности. Ресурсное мышление проявляется в способности получения результативных и одновременно экономичных решений посредством реализации имеющихся резервов.

Практическая значимость исследования заключается в углублении понимания ресурсности мышления в качестве основного внутреннего источника творческого мышления субъекта. Продуктивная деятельность вряд ли возможна без адекватного понимания и осознания ресурсности, поскольку именно она обеспечивает высвобождение и реализацию творческого потенциала профессионала. Ресурс активизируется резонансом. Следовательно, управление механизмами формирования ресурсов заключается в обобщении познавательных процессов; переходе на разные уровни познания и взаимодействия. Связь ресурса с механизмами компенсации способствует профессиональной успешности, кото-

рая с возрастом может не снижаться. Выявленные механизмы компенсации могут быть применены для анализа стадий профессионализации творческого мышления специалиста и выяснения, каким образом творчество ведет за собой долголетие.

В контексте творческого взаимодействия происходит экспликация ментальных ресурсов, которая осуществляется посредством развертывания, раскрытия смысловых характеристик общения. Чем более аутентичными, открытыми становятся каналы общения, тем меньше возникает ситуаций когнитивного диссонанса. В этом случае человек становится субъектом активного мотивирования, а возникающая констелляция опыта обеспечивает синергетическое сочетание качеств, необходимых для продуктивной деятельности. Синергетический эффект, являясь основой творчества, проявляется в том, что реципрокные качества усиливают потенциал друг друга. Важным вектором психологического обеспечения ресурсности мышления является активизация поиска, осознания и применения внутреннего потенциала для позитивных преобразований эмоциональных и волевых состояний, непосредственно влияющих на творческое развитие личности профессионала.

В дальнейшем планируется выявить мыслительные действия, посредством которых выражается ресурсность мышления, а также верифицировать предположение о том, что ситуационные факторы играют роль предиктора и определяют вариативность проявления надситуаци-онных факторов, которые детерминируют трансформацию ситуации в событие.

СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Diener E., Diener M. Cross-cultural correlates of life satisfaction and Self-Esteem // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 4, № 68. Pp. 653-663.

2. Folkman S. Stress, coping, and hope // Psycho-oncology. 2010. Vol. 19, no. 9. Pp. 901-908. DOI: 10.1002/pon.1836

3. Hobfoll S. E. Conservation of resources and disaster in cultural context: The caravans and passageways for resources // Psychiatry-interpersonal and Biological processes. 2012. Vol. 75, no. 3. Pp. 227-232. DOI: 10.1521/psyc.2012.75.3.227

4. Morton J. B., Ezekiel F. W., Heather A. Cognitive control: Easy to identify but hard to define // Topics in Cognitive Science. 2011. Vol. 3 (2). Pp. 212-216. DOI: 10.1111/j.1756-8765.2011.01139.x

5. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychology. 2000. Vol. 1, no. 55. Pp. 68-78. URL: http:// selfdeterminationtheory.org/SDT/documents/2000_RyanDeci_SDT.pdf (дата обращения: 14.07.2017).

6. Waterman A. S. Two conceptions of happiness: Contrasts of personal expressiveness (eudaimonia) and hedonic enjoyment // Journal of Personality and Social Psychology. 1993. Vol. 4, no. 64. Pp. 678-691. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=8717654 (дата обращения: 14.07.2017).

7. Соловьева С. Л. Ресурсы личности // Медицинская психология в России. 2010. № 2. URL: http:// www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_2_3/nomer/nomer02.php (дата обращения: 10.07.2017).

8. Ожиганова Г. В. Подражание как фактор развития высших способностей у детей: ресурсный подход // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. 2014. № 4. С. 48-54. URL: http://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/7840 (дата обращения: 10.07.2017).

9. Толочек В. А. О возможности новых подходов к профессиональному становлению субъекта // Психология. Экономика. Право. 2013. № 1. С. 6-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21053215 (дата обращения: 10.07.2017).

10. Сергиенко Е. А. Субъективный и хронологический возраст человека // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 30. С. 10. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n30/853-sergienko30.html (дата обращения: 10.07.2017).

11. Анцыферова Л. И. Гуманистически-экзистенциальный подход к мудрости: способы постижения истинного я и призвания человека // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 3. С. 5-14 URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=9132824 (дата обращения: 10.07.2017).

12. Хазова С. А. Ментальные ресурсы субъекта // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. Т. 20, № 4. С. 47-53. URL: http://ksu. edu.ru/nauchnaya-deyatelnost/nauchnye-zhurnaly/vestnik-kgu-pip.html (дата обращения: 10.07.2017).

13.ХолоднаяМ. А., Алексапольский А. А. Интеллектуальные способности и стратегии совладания // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 4. С. 59-68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15110657 (дата обращения: 10.07.2017).

14. Корнилова Т. В. Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностной регуляции решений и выборов // Психологический журнал. 2013. Т. 34, № 3. С. 89-99. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=20132653 (дата обращения: 10.07.2017).

15. Знаков В. В. Психология человеческого бытия - одно из направлений развития психологии субъекта // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 2. С. 69-77. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=10120868 (дата обращения: 10.07.2017).

16. Панов В. И. Экопсихологические предпосылки изучения психической активности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, № 3. С. 214-224. URL: http://noosphere.ru/pubs/572581 (дата обращения: 10.07.2017).

17. Пономарев Я. А. Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества // Психологический журнал. 1986. Т. 7, № 2. С. 3-12.

18. Шадриков В. Д. Мысль, мышление и сознание // Мир психологии. 2014. № 1. С. 17-32. URL: http://www.mpsu.ru/sites/default/files/files/pub/mir_psychology_0_2014.pdf (дата обращения: 10.07.2017).

Поступила 14.07.2017; принята к публикации 04.09.2017; опубликована онлайн 29.12.2017.

Об авторах:

Кашапов Мергаляс Мергалимович, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова» (150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14), доктор психологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1968-090X, Researcher ID: A-9980-2017, smk007@bk.ru

Шаматонова Галина Леонидовна, доцент кафедры социальных технологий ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова» (150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14), кандидат политических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4446-8276, Researcher ID: F-8172-2014, gshamatonova@mail.ru

Кашапов Артём Сергеевич, старший преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова» (150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14), кандидат психологических наук, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0001-9629-352Х, yarmirko@mail.ru

Отставнова Ирина Владимировна, директор Научной библиотеки ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат культурологии, доцент, ORCШ: http://orcid.org/0000-0002-1084-7104, library@mrsu.ru

Заявленный вклад авторов:

Кашапов Мергаляс Мергалимович - формулирование основной концепции исследования; проведение критического анализа материалов и формирование выводов; научное руководство.

Шаматонова Галина Леонидовна - теоретический анализ литературы; решение организационных и технических вопросов по подготовке текста.

Кашапов Артём Сергеевич - подготовка начального варианта текста; обобщение результатов исследования; проведение анализа и подготовка первоначальных выводов.

Отставнова Ирина Владимировна - теоретический анализ литературы; обобщение результатов исследования.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Diener E., Diener M. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem. Journal of Personality and Social Psychology. 1995; 4(68):653-663.

2. Folkman S. Stress, coping, and hope. Psycho-oncology. 2010; 19(9):901-908. DOI: 10.1002/pon.1836

3. Hobfoll S.E. Conservation of resources and disaster in cultural context: The caravans and passageways for resources. Psychiatry-interpersonal and Biological processes. 2012; 75(3):227-232. DOI: 10.1521/ psyc.2012.75.3.227

4. Morton J.B., Ezekiel F.W., Heather A. Cognitive control: Easy to identify but hard to define. Topics in Cognitive Science. 2011; 3(2):212-216. DOI: 10.1111/j.1756-8765.2011.01139.x

5. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychology. 2000; 1(55):68-78. Available at: http://selfdeterminationtheory. org/SDT/documents/2000_RyanDeci_SDT.pdf (accessed 14.07.2017).

6. Waterman A.S. Two conceptions of happiness: Contrasts of personal expressiveness (eudaimonia) and hedonic enjoyment. Journal of Personality and Social Psychology. 1993; 64(4):678-691. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=8717654 (accessed 14.07.2017).

7. Soloveva S.L. Resources of a personality. Meditsinskayapsikhologiya v Rossii = Medical Psychology in Russia. 2010; 2. Available at: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_2_3/nomer/nomer02.php (accessed 10.07.2017). (In Russ.)

8. Ozhiganova G.V. Imitation as factor of development of the highest abilities in children: Resource approach. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika = RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2014; 4:48-54. Available at: http://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/7840 (accessed 10.07.2017). (In Russ.)

9. Tolochek V.A. About a possibility of new approaches to professional formation of the subject. Psikhologiya. Ekonomika. Pravo = Psychology. Economy. Law. 2013; 1:6-15. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=21053215 (accessed 10.07.2017). (In Russ.)

10. Sergienko E.A. Subjective and chronological human age. Psikhologicheskiye issledovaniya = Psychological Research. 2013; 6(30):10. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n30/853-sergienko30.html (accessed 10.07.2017). (In Russ.)

11. Antsyferova L.I. Humanistic-existential approach to wisdom: ways of understanding true "self" and human vocation. Psikhologicheskiy zhurnal = Psychological Journal. 2005; 26(3):5-14. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=9132824 (accessed 10.07.2017). (In Russ.)

12. Khazova S.A. Mental resources of the subject. VestnikKostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika = Vestnik of Kostroma State University: Pedagogy. Psy-

chology. Sociokinetics. 2014; 20(4):47-53. Available at: http://ksu.edu.ru/nauchnaya-deyatelnost/nauchnye-zhurnaly/vestnik-kgu-pip.html (accessed 10.07.2017). (In Russ.)

13. Kholodnaya M.A., Aleksapolsky A.A. Intellectual abilities and coping strategies. Psikhologicheskiy zhurnal = Psychological Journal. 2010; 31(4):59-68. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15110657 (accessed 10.07.2017). (In Russ.)

14. Kornilova T. V. Psychology of ambiguity: unity of intellectual and personal regulation of decisions and choices. Psikhologicheskiy zhurnal = Psychological Journal. 2013; 34(3):89-99. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=20132653 (accessed 10.07.2017). (In Russ.)

15. Znakov V. V. Human existence psychology - one of the approaches in the psychology of the subject development. Psikhologicheskiy zhurnal = Psychological Journal. 2008; 29(2):69-77. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=10120868 (accessed 10.07.2017). (In Russ.)

16. Panov V.I. Ecopsychological prerequisites of studying of mental activity. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya = Saratov University Bulletin: Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2014; 3(3):214-224. Available at: http://noosphere.ru/ pubs/572581 (accessed 10.07.2017). (In Russ.)

17. Ponomarev Ya.A. State, tendencies and prospects of development of psychology of creativity. Psikhologicheskiy zhurnal = Psychological Journal. 1986; 7(2):3-12. (In Russ.)

18. Shadrikov V.D. Thought, thinking and consciousness. Mir psikhologii = World of Psychology. 2014; 1:17-32. Available at: http://www.mpsu.ru/sites/default/files/files/pub/mir_psychology_0_2014.pdf (accessed 10.07.2017). (In Russ.)

Submitted 14.07.2017; revised 04.09.2017; published online 29.12.2017.

About the authors:

Mergalyas M. Kashapov, Professor, Chair of Pedagogy and Pedagogical Psychology, Demidov Yaroslavl State University (14 Sovetskaya St., Yaroslavl 150003, Russia), Dr.Sci. (Psychology), ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1968-090X, Researcher ID: A-9980-2017, smk007@bk.ru

Galina L. Shamatonova, Associate Professor, Chair of Social Technologies, Demidov Yaroslavl State University (14 Sovetskaya St., Yaroslavl 150003, Russia), Ph.D. (Political Science), ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-4446-8276, Researcher ID: F-8172-2014, gshamatonova@mail.ru

Artem S. Kashapov, Seniour Lecturer, Chair of Pedagogy and Pedagogical Psychology, Demidov Yaroslavl State University (14 Sovetskaya St., Yaroslavl 150003, Russia), Ph.D. (Psychology), ORCID: http://orcid.org/ 0000-0001-9629-352X, yarmirko@mail.ru

Irina V. Otstavnova, Director of Bakhtin Scientific Library, National Research Mordovia State University (68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005, Russia), Ph.D. (Culturology), Associate Professor, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1084-7104, library@mrsu.ru

Contribution of the authors:

Mergalyas M. Kashapov - formulation of the basic concept of research; critical analysis of materials and conclusions; scientific supervision.

Galina L. Shamatonova - theoretical analysis of literature; organisational and technical management during the study.

Artem S. Kashapov - writing the draft; generalisation of research results; analysis and initial conclusions.

Irina V. Otstavnova - theoretical analysis of literature; generalisation of research results.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.