если компании ссылаются на данные стандарты в рекламе и маркировке продукта, то они должны быть доступны для потребителя, в связи с чем необходимо установить обязательные требования по их передаче, в таком случае, для всеобщего доступа в сети Интернет на специальном сайте.
Реализация предложенных мер по повышению качества информационного обеспечения потребителей в области стандартизации инновационных товаров позволит не только более полно защитить их права, но и стимулировать рынок отечественной наукоемкой инновационной продукции в целом, устраняя эффект «рынка лимончиков», давая производителям действенные стимулы для реального повышения качества продукции и ограждая их от недобросовестной конкуренции со стороны отечественных и зарубежных фирм, лишь имитирующих качество своих товаров.
Литература:
1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 (ред. от 18.07.2011) №2300-1 // «Ведомости СНД и ВС РФ», 09.04.1992, №15, ст. 766.
2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г.(ред. от 28.09.2010) № 184-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 52. - Ч. 1. - Ст. 5140.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 (ред. от 21.07.2011) №63-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 (ред. от от 21.07.2011) №195-ФЗ// СЗ РФ. -2001. - № 1 (ч.1). - Ст1.
5. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 (ред. от 18.07.2011) №38-ФЗ // СЗ РФ. -2006. - № 12. - Ст1232.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНОПАРКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ОБОРОННОГО ЗНАЧЕНИЯ
Жигалов В.И., соискатель ГАСИС
Данная статья посвящена проблеме ресурсного обеспечения развития технопарков при реализации инновационных проектов оборонного значения. Рассмотрены проблемы и сформулированы основные возможности улучшения кадрового обеспечения, направления повышения качества информационного и имущественного обеспечения технопарков в закрытых административно-территориальных образованиях.
Ключевые слова: ресурсы, технопарк, инновации, оборонная промышленность.
RESOURCE MAINTENANCE OF DEVELOPMENT OF TECHNOPARKS AT REALIZATION OF INNOVATIVE PROJECTS OF DEFENSIVE VALUE.
Zhigalov V., The applicant, GASIS
Given article is devoted a problem of resource maintenance of development of technoparks at realization of innovative projects of defensive value. Problems are considered and the basic possibilities of improvement of personnel maintenance, a direction of improvement of quality of information and property maintenance of technoparks in the closed administrative-territorial formations are formulated.
Keywords: resources, technopark, innovations, the defensive industry.
Опыт динамично развивающих стран подтверждает эффективность перехода к инновационной модели экономического роста. Несмотря на ряд кризисных явлений в мировой финансовой сфере и в экономике, ставка на инновационное развитие остается важным фактором решения большинства глобальных проблем и кризисов. Важнейшей целью инновационной деятельности выступает повышение конкурентоспособности продукции, и обеспечение представления ее на рынках сбыта. Самая большая опасность для российской экономики - это потеря конкурентоспособности предприятий в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
В современную эпоху экономический рост и процветание любой страны зависит не только от наличия природных ресурсов и благоприятного географического положения - хотя эти условия представляются крайне важными - сколько от объема использованного инновационного потенциала и интеллектуального капитала. Одним из направлений повышения эффективности использования интеллектуальных ресурсов в стране является концентрация инновационно активных субъектов и формирование конкурентной среды для их соперничества и ускорения коммерциализации результатов.
Как показывает опыт создания крупных научно-производственных центров, наиболее эффективным является использование накопленного научного потенциала, который преимущественно сконцентрирован в так называемых наукоградах. Большинство наукоградов представляют собой территориально обособленные научные центры, которые в нынешнем законодательстве получили название «закрытое административно-территориальное образование» (ЗАТО). Наличие современных возможностей и имеющихся ресурсов позволяет формировать новые формы инновационной деятельности, в том числе, технопарки.
Работа по формированию кадрового состава технопарка должна строиться следующим образом:
1. Определение потребности в человеческих ресурсах.
2. Анализ человеческого капитала.
3. Формирование корпоративных требований и обеспечение потребности компании в человеческих ресурсах.
4. Повышение квалификации и профессионально-квалификационное продвижение.
Необходимая потребность любого отдельно взятого субъекта
Источники
Внешние источники
—► Найм новых работников
—► ВУЗы и другие учебные заведения
—► Государственные центры занятости
—► Региональный банк данных на специалистов
Внутренние источники
Перераспределение заданий или ротация работников •4
Дополнительная работа (совместительство) •4
Рис. 1. Источники обеспечения потребности технопарка в человеческих ресурсах
может быть обеспечена за счет внешних и внутренних источников (рисунок 1).
На основании нашего практического опыта можно показать, что в большинстве случаев имеются следующие основные проблемы при внедрении систем управления:
• отсутствие постановки задачи менеджмента;
• необходимость частичной или полной реорганизации структуры;
• необходимость изменения технологии бизнеса в различных аспектах;
• сопротивление сотрудников;
• временное увеличение нагрузки во время внедрения системы;
• отсутствие лидера и квалифицированной команды для ее внедрения.
Предлагаемая методика проведения изменений как раз и направлена на то, чтобы выявить эти проблемы не на этапе внедрения самого решения, а до того, и, соответственно, заранее провести комплекс изменений и развивающих мероприятий. Помимо этого в рамках научных центров и технопарков могут реализоваться такие формы управления человеческим капиталом как корпоративные университеты, формирование которых также может быть поддержано государством. В работе представлены материалы и по другим регионам, где развивается оригинальные подходы к развитию кадрового потенциала территории, такие как Железногорск, Обнинск и др.
Обеспечению информационной безопасности в ЗАТО и Наукоградах уделяется важное внимание. Практически все элементы технологий в этой сфере используются в технопарках. Современный этап развития ЗАТО, Наукоградов и общества в целом, характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.
Вопросы информационного обеспечения технопарков с учетом специфических особенностей ЗАТО на примере ЗАТО г. Саров. Успешно разработанные концептуальные основы Технопарка и генеральный план застройки позволяет ответить на все вопросы, связанные с необходимым имущественным обеспечением Технопарка на всех этапах его развития. Основные факторы, влияющие на объемы имущественного обеспечения связаны с:
• выбором основных направлений деятельности. В составе технопарка, как правило, должны быть определенные районы (сектора) по направлениям деятельности. Скажем, компания, занимающаяся телекоммуникационными технологиями, имеет свой территориальный сектор. Кроме этого, в современном технопарке для обеспечения принципа - «жить, работать и отдыхать в одном месте», должна быть жилая зона и зона отдыха;
• выбором площадки для формирования Технопарка;
• с формированием организационно-правовых условий создания и развития инновационно-технологического парка;
• определением ключевых элементов инфраструктуры и наиболее эффективных связей;
• наличием потенциальных партнеров
Для Технопарка при РФЯЦ-ВНИИЭФ была проведена специальная работа в рамках работы с Министерством образования и науки Российской Федерации. В частности, было показано, что функции управляющей компании Технопарка должна выполнять коммерческая компания, как наиболее эффективно использующая механизм частно-государственного партнерства. Выбор площадки для Технопарка связан с анализом факторов, таких как:
• Географические, связанные с рельефом.
• Природные и технологические потенциальных районов размещения.
• Анализ районов промышленности и коммуникаций.
• Загрязненность территории.
• Другие факторы, представляющие опасность.
• Исследование транспортных магистралей и возможных способов транспортировки.
• Размер площадки и геометрические размеры.
• Ожидаемые воздействия объекта на природную среду.
• Исторические, археологические памятники.
Закрытые административно-территориальные образования Росатома (ЗАТО Росатома) по своей сути с момента создания, в рам-
ках атомного проекта являлись Наукоградами. ЗАТО Росатома нужно рассматривать как определенную подсистему национальной инновационной системы. Наличие такой подсистемы является специфической российской особенностью, которая отсутствует в таких развитых странах, как Германия, Япония, Великобритания, Италия, Канада и т.д. Управление такой подсистемой в современном обществе, ориентированном на инновации, отдельная научная задача. Настоящая работа посвящена анализу возможных подходов к управлению научно-технологическим потенциалом ЗАТО, в современных условиях с целью эффективного его использования для модернизации и реформирования экономики России.
Важным элементом является разработка методологического подхода к анализу влияния на основные показатели, которые характеризуют благосостояние территории ЗАТО, такие как средняя заработная плата и средняя бюджетная обеспеченность, от величины объемом инновационной и инвестиционной деятельности. Анализ зависимости построен на основе анализа основных финансовых потоков, которые реализуются на территории. Зависимость от развития инновационной деятельности определяется через увеличение объемов внешних продаж, которая является основным финансовым потоком, во многом определяющим высокие показатели благосостояния территории.
С другой стороны развитый методологический подход дает возможность проанализировать влияние других финансовых потоков, которые, в частности, подчеркивают важность развития инновационных проектов регионального и местного уровня для обеспечения определенного вклада в показатели по благосостоянию. Влияние привлекаемых инвестиций на основные показатели по благосостоянию имеют свою специфику, связанную с тем, что имеется временное запаздывание и определенный темп нарастания этого влияния.
Важным аспектом при создании технопарка является выбор направлений деятельности. Специфика научно-технологического потенциала территории играет в этом случае определяющую роль. Те научные школы, ведущие компетенции определяют этот выбор. С другой стороны, это определяет и круг потенциальных коммерческих партнеров, которые могут участвовать в работе Технопарка и определять конкретный механизм частно-государственного партнерства. В частности, для партнерства Росатом - АФК «Система» предложены основные направления и параметры развития.
Важной частью работы по управлению Технопарком является создание плана развития инфраструктуры технопарка, его реализация с поэтапной корректировкой и учетом меняющихся интересов партнеров. Безусловно, в этой работе центральная роль принадлежит управляющей компании технопарка. Она разрабатывает стратегию развития, бизнес-план и как его часть капитальные вложения в инфраструктуру. Необходимо подчеркнуть, что развитие инфраструктуры - это весомая часть в реализации проектов технопарка, поэтому тут важен поэтапный подход, который и реализовался в большинстве успешных технопарков.
Специфика управления деятельностью технопарка в условиях ЗАТО обусловлена существенным отличием объекта управления от наиболее распространенных объектов такого типа в настоящее время. Инструмент управления технопарком включает в себя механизмы управления производственной и научной деятельностью и механизм управления инфраструктурой, которые, фактически, определяются развитием реальных проектов технопарка.