Научная статья на тему 'Ресурсное обеспечение обновления промыслового флота'

Ресурсное обеспечение обновления промыслового флота Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
217
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНАЯ АТЛАНТИКА / ВОДНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПРОМЫСЛОВЫЙ ФЛОТ / ОБНОВЛЕНИЕ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСУРСАМИ / NORTH ATLANTIC / AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES / FISHING FLEET / UPGRADING / PROVISION OF ENTERPRISE RESOURCES

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Куранов Юрий Федорович

В статье рассмотрены актуальные вопросы освоения водных биологических ресурсов Атлантического океана и обновления промыслового флота предприятий Северного бассейна. Приведены данные, характеризующие интеграционные процессы в составе добывающих предприятий бассейна, определены показатели их дифференцированности по объемам вылова на донном промысле. Показано, что для большей части предприятий недостаточная ресурсная обеспеченность является определяющим ограничительным фактором строительства новых производительных судов. На основании проведенных исследований сделаны предложения, направленные на преодоление сложившихся ресурсных ограничений в обновлении промыслового флота. В процессе исследования использовались методы группировок и анализа статистических данных, включая ретроспективный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers some issues of water biological resources of the Atlantic Ocean and upgrading of fishing fleet of Northern basin enterprises. Data characterizing integration processes in the enterprises of the Northern basin have been given. It has been shown that for most of the companies lack of availability of the resources is the determining restrictive factor in construction of new productive ships. Some proposals aimed at overcoming the prevailing resource constraints in updating the fishing fleet have been made. The study used methods of groups and analysis of statistical data including the retrospective one.

Текст научной работы на тему «Ресурсное обеспечение обновления промыслового флота»

Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г.

стр.199-205

УДК 639.2.052.3/639.2.06

Ресурсное обеспечение обновления промыслового флота

Ю.Ф. Куранов

Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦРАН

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы освоения водных биологических ресурсов Атлантического океана и обновления промыслового флота предприятий Северного бассейна. Приведены данные, характеризующие интеграционные процессы в составе добывающих предприятий бассейна, определены показатели их дифференцированности по объемам вылова на донном промысле. Показано, что для большей части предприятий недостаточная ресурсная обеспеченность является определяющим ограничительным фактором строительства новых производительных судов. На основании проведенных исследований сделаны предложения, направленные на преодоление сложившихся ресурсных ограничений в обновлении промыслового флота. В процессе исследования использовались методы группировок и анализа статистических данных, включая ретроспективный.

Abstract. The paper considers some issues of water biological resources of the Atlantic Ocean and upgrading of fishing fleet of Northern basin enterprises. Data characterizing integration processes in the enterprises of the Northern basin have been given. It has been shown that for most of the companies lack of availability of the resources is the determining restrictive factor in construction of new productive ships. Some proposals aimed at overcoming the prevailing resource constraints in updating the fishing fleet have been made. The study used methods of groups and analysis of statistical data including the retrospective one.

Ключевые слова: Северная Атлантика, водные биологические ресурсы, промысловый флот, обновление, обеспеченность предприятий ресурсами

Key words: North Atlantic, aquatic biological resources, fishing fleet, upgrading, provision of enterprise resources

1. Введение

Вопросы воспроизводства, обновления и модернизации судов промыслового флота становятся определяющими при рассмотрении перспектив осуществления и развития на инновационной основе рыбохозяйственной деятельности. Об этом свидетельствуют, в частности, материалы проекта "Концепции обновления рыбопромыслового флота на 2010-2020 годы", разработанного по поручению Федерального Агентства по рыболовству специалистами ОАО "ГИ11РОРЫБФЛОТ" (Проект "Концепции..., 2010). Сказанное в полной мере относится и к ситуации, сложившейся на Северном и Западном бассейнах, осваивающих общую сырьевую базу Атлантического океана.

Анализ состояния и использования промыслового флота подтверждает его возможности освоения в среднесрочной перспективе доступных традиционных водных биологических ресурсов Северной Атлантики. Вместе с тем, негативные тенденции физического износа и морального старения флота по всем группам судов ограничивают возможности расширения промысловой деятельности, свидетельствуют о необходимости активизации воспроизводственных процессов по его обновлению. Последнее в значительной мере и предопределило целевую направленность и содержание рассматриваемых в статье вопросов.

Одним из факторов, сдерживающих обновление флота новыми высокопроизводительными судами, является дифференцированная ограниченность ресурсной обеспеченности добывающих предприятий. На основании проведенных исследований воспроизводственных процессов в составе производственной базы, промысловой деятельности предприятий, прогнозируемого состояния сырьевой базы сделаны выводы и предложения, направленные на преодоление сложившихся ресурсных ограничений, являющихся препятствием к обновлению промыслового флота.

2. Освоение водных биологических ресурсов Атлантики

В 90-е гг. ХХ в. при общем снижении вылова более чем в два раза промысел донных объектов увеличился более чем в четыре раза и превышал показатели пелагического промысла (1998 г.) (рис. 1).

Стимулирующие факторы импортозамещения постдефолтного периода (1998 г.), наличие недоиспользованных мощностей крупнотоннажного флота способствовали увеличению объемов вылова относительно малоценных пелагических видов рыб и более полному их освоению. Это увеличение происходило в процессе возобновления добычи мойвы, реализации потенциальных резервов по освоению путассу и сайки. Так, национальные квоты по сельди в период 1997-1990 гг. осваивались в

199

Куранов Ю. Ф. Ресурсное обеспечение обновления промыслового флота

пределах 40,0-52,0 %, путассу - 46,0-72,0 %, сайки - 7,0-34,0 %. В 1999 г. был снят мораторий на промысел мойвы, и в 2000 г. ее освоение было на уровне 53,2 %. В этом году общее недоосвоение по указанным выше видам рыб составило 196,0 тыс. т или 35,0 % национальных квот.

Снижение уловов в Северной Атлантике в 2003-2008 гг. было обусловлено уменьшением промысловых запасов путассу, мораторием на промысел мойвы. В этот период незадействованные крупнотоннажные суда переводились, в том числе и после прохождения модернизационных работ, в южные районы Атлантики.

Кардинальное улучшение ситуации на промысле трески и пикши в последние два года (увеличение вылова в 2010 г. к уровню 2008 г. на 121,0 тыс. т, или 46,0 %), возобновление промысла мойвы, положительная динамика на промысле сельди и скумбрии преодолели негативную тенденцию снижения уловов в Северной Атлантике. Аналогичная ситуация наблюдалась и в районах Южной Атлантики (рис. 1).

♦ Океанический вылов —■— Северная Атлантика (СА)

—д—Пелагический промысел в СА —о—Донный промысел в СА

—•—Прочие районы Атлантики (пелагический промысел)

Рис. 1. Объем, состав и размещение вылова добывающих предприятий Северного и Западного бассейнов, тыс. т. Источник: Федеральное государственное учреждение "Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича" (ПИНРО), Федеральное государственное учреждение "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" Мурманский филиал (Мурманский филиал ФГУ "ЦСМС"), Федеральное государственное бассейновое учреждение "Мурманрыбвод" (ФГБУ "Мурманрыбвод")

Осваивая биоресурсы одних и тех же промысловых районов Атлантики, Северный и Западный бассейны различаются по масштабам и структуре промысловой деятельности. В период 2005-2010 гг. удельный вес Северного бассейна в структуре общего вылова увеличился с 72,7 % до 77,6 %, в Северной Атлантике - с 73,0 % до 79,4 %. Добывающие предприятия Северного бассейна осваивают две трети вылова пелагических видов рыб, свыше 95,0 % объектов донного промысла. Приведенные данные предопределяют различия показателей бассейнов по потенциалу промыслового флота, его структуре, количественному и типовому составу.

200

Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г.

стр.199-205

3. Оценка состояния и использования промыслового флота Северного бассейна

Рыночные преобразования последних двадцати лет оказали существенное влияние на изменение состава и структуры промыслового флота Северного бассейна, его производственные, технические и возрастные характеристики. Эти изменения, в целом, снизили его производственный потенциал, повысив качественные показатели. За период с начала 90-х гг. при уменьшении средних объемов вылова последних лет (2007-2010 гг.) в 2,1 раза, общий брутто-тоннаж (валовая регистровая вместимость) снизился к 2010 г. в 2,4 раза, производительность на одного рыбака повысилась в 2,5 раза.

При этом следует учесть, что, помимо списания крупнотоннажного флота и пополнения (по отношению к начальному периоду) среднетоннажным, на изменение производительности оказывали повышающее и понижающее влияние и другие факторы. К последним можно отнести, например, увеличение в составе вылова удельного веса донных видов рыб, дробление ресурсов между большим количеством предприятий и, как следствие, неполную загрузку части судов. К повышающим факторам относятся мероприятия, направленные на сокращение численности экипажа серийных судов, повышение экстенсивных показателей эксплуатации судов в календарный период, конструктивные (модернизационные) изменения в составе добывающего флота, приобретение в странах дальнего зарубежья бывших в эксплуатации, но высокопроизводительных несерийных судов.

Вместе с тем, отмеченные положительные тенденции сопровождались устойчивым и системным старением промыслового флота по всем группам и типам судов. За последние 15 лет предприятиями Северного бассейна было построено (по разным финансовым схемам) 18 судов, последнее - в 2003 г. Из них на бассейне осталось 13 единиц. Количество судов до 20 лет по всем размерным группам на начало 2011 г. было на уровне 26,3 %, в т.ч. до 10,0 лет - 3,1 % (табл. 1).

Таблица 1. Изменение численности и возрастной структуры добывающих судов Северного бассейна

Группы и типы судов Количество судов (на начало года), ед. Период эксплуатации

До 10 лет Свыше 20 лет Средний период эксплуатации, лет

2000 2006 2011 Количество судов в 2011, % 2000 2006 2011

1. Крупные суда 22 15 14 - 78,6 13,5 17,0 21,4

2. Большие суда 50 30 18 - 72,2 19,9 24,5 24,7

3. Средние суда 326 245 174 2,9 75,3 16,1 20,0 25,1

3.1 Серийные 283 179 121 - 76,9 - - 24,4

4. Малые и маломерные суда (мощность свыше 55,0 кВт) 33 70 87 4,6 70,1 11,4 17,7 20,9

5. Всего 423 360 293 3,1 73,7 - - -

5.1 Суда, построенные после 1995 г. 6 13 13 53,8 - - - -

5.1.1 Средние 6 9 9 33,3 - - - 12,2

5.1.2 Маломерные - 4 4 100,0 - - - 8,3

5.2 Суда несерийные (бывшие в эксплуатации) 37 66 59 3,4 89,8 - - -

5.2.1 Большие - - 4 - 75,0 - - 24,3

5.2.2 Средние 37 66 44 4,5 88,0 - - 29,9

5.2.3 Малые - - 11 - 100,0 - - 29,5

Источник: рассчитано по данным годовых реестров Федерального государственного учреждения "Администрация морского порта Мурманск" (ФГУ "АМП Мурманск").

Промысловая деятельность отечественного флота в Северной Атлантике в 2000-2010 гг. характеризовалась значительными количественными колебаниями по специализации вылова и видам рыб. Отношение максимальных и минимальных объемов вылова на донном и пелагическом промыслах в рассматриваемый период составляло в целом соответственно 1,67 и 1,71. Величины рассматриваемых колебаний по основным объектам донного и пелагического промыслов превышали средние показатели. Компенсационной резервной сырьевой базой для крупнотоннажного флота использовались частично южные промысловые районы Атлантики. Средне- и малотоннажный флот использовался дифференцированно, большей частью по потребности освоения ограниченных биоресурсов отдельных предприятий и имел значительные резервы промысловых мощностей.

201

Куранов Ю. Ф. Ресурсное обеспечение обновления промыслового флота

Закрепление за предприятиями (с 2004 г.) долей на квотируемые объекты промысла по "историческому принципу" на пятилетний, а в последующем на десятилетний период стимулировал процесс списания излишних промысловых мощностей, в наибольшей степени - среднетоннажных (табл. 1).

Характерной особенностью является и то, что основу промыслового флота Северного бассейна составляют типовые серии судов, строительство и эксплуатация которых началась до 1990 г. Так, на начало 2011 г. в составе основной группы (крупных, больших и средних) судов удельный вес серийных составлял 72,3 %, в составе крупных и больших, соответственно, - 100,0 и 77,8 %. В наибольшей мере снизился рассматриваемый показатель в структуре группы средних судов - до 69,5 %. Приведенные данные определяют значимость сформировавшихся групп судов в структуре вылова (табл. 2).

Таблица 2. Структура вылова отечественного флота в Северной Атлантике по группам судов в 2010 г.

Группы судов Структура вылова, %

Общий вылов Пелагический промысел Донный промысел

1. Крупные суда 15,5 28,4 -

2. Большие суда 32,5 57,0 3,2

3. Средние суда 48,3 14,3 89,1

3.2 Построенные после 1995 г. 5,0 0,9 9,8

3.3 Несерийные 18,5 7,4 32,1

4. Малые и маломерные суда 3,5 - 7,6

5. Суда с мощностью ГД до 55 кВт - - 0,1

6. Всего 100,0 100,0 100,0

6.1 Серийные суда 72,4 85,7 56,3

6.1.1 Большие 29,4 51,3 3,2

6.1.2 Средние 24,8 6,0 47,2

6.1.3 Малые и маломерные 2,7 - 5,9

Источник: рассчитано по данным Мурманского филиала ФГУ "ЦСМС".

Устойчивое сокращение численности средних серийных судов, относительно низкие показатели по производительности промысла и времени использования на лову в 2010 г. снизили их долю общего вылова в составе средних судов до 53,0 %.

Увеличение прибрежной квоты в 2004 г. обусловило рост в составе добывающих предприятий численности малых и маломерных судов. Расширение прибрежного промысла за пределы 12-мильной зоны позволило использовать более эффективные (среднетоннажные) суда, что значительно снизило потребность в малых и маломерных судах. Следует отметить, что последние также используются при освоении как промышленной, так и прибрежной квоты.

В целом среднесписочный состав реестровых средних судов Северного бассейна в 2010 г. использовался для промысловой деятельности на уровне 70,0 %. По крупным и большим судам этот показатель был значительно выше: 93,0 % и 83,3 % соответственно, и связано это было преимущественно с неправомерным отчуждением судов ОАО "Архангельский траловый флот" иностранными фирмами. В наименьшей степени использовался среднесписочный состав малых и маломерных судов - на 48,0 %.

Необходимо отметить, что неиспользуемые на промысле средние и малотоннажные суда находятся в ремонте (его ожидании), отстое (законсервированы) или утрачены (брошены, затоплены, готовятся к утилизации). Потенциальная возможность дальнейшего использования этой части судов не превышает 50,0 %, что составляет 23,7 % промысловых мощностей, использовавшихся в 2010 г., в т.ч. 21,4 % среднетоннажных.

4. Ресурсная обеспеченность промысловых предприятий Северного бассейна

Состояние и использование сырьевой базы определяют, при прочих неизменных условиях, уровень загрузки и использования промыслового флота, перспективу его развития.

Специалисты ПИНРО отмечают, как одну из определяющих особенностей российского рыболовства в Северной Атлантике, что в среднем 96,0 % отечественного вылова приходится на морские водные биоресурсы (ВБР), являющиеся объектами международного права, регулирование промысла которых осуществляется в рамках международных рыбохозяйственных, управленческих и научных организаций, а также межправительственных двух- и многосторонних комиссий. Анализ

202

Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г.

стр.199-205

ретроспективных и прогнозных (оценочных) показателей (2005-2020 гг.) возможных объемов вылова в Северной Атлантике (квоты и общедопустимые уловы неквотируемых промысловых видов рыб) показывает, что наибольшие объемы по пелагическим ВБР приходились на 2008-2010 гг., по донным объектам промысла приходятся и ожидаются в период 2010-2015 гг. (рис. 2).

1200

1000

800

600

400

200 0

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2015 2020

Общий возможный объем вылова —Пелагический промысел —Д— Донный промысел

Рис. 2. Возможные объемы вылова в Северной Атлантике, тыс. т (Васильев и др., 2011)

Положительную динамику на донном промысле в 2011-2015 гг. определяют наиболее ликвидные виды рыб - треска, пикша, палтус, удельный вес которых в общем объеме составляет 86,5-87,5 %. В предшествующие периоды, в т.ч. в 2010 г., квотируемые объемы этих видов рыб осваивались полностью. Прогнозируемое максимальное увеличение (2012 г. к уровню 2010 г.) по донным объектам промысла составляет 15,0 %, в т.ч. по наиболее ликвидным (треска, пикша, палтус) - 21,5 %. Наличие на бассейне резервных мощностей средних и малотоннажных судов (23,7 %), возможности увеличения нахождения на промысле наиболее активной части среднетоннажного флота позволяют в краткосрочной перспективе (до 2015 г.) осваивать доступные объемы водных биологических ресурсов (ВБР) имеющимся составом флота.

Среднетоннажные суда осваивают 14,0-15,0 % пелагических видов рыб Северной Атлантики, преимущественно сельди. Прогнозируемое снижение вылова ВБР на пелагическом промысле, и в частности сельди, к 2012 и 2015 гг. соответственно в полтора и более чем в два раза позволяет перераспределить промысловые усилия на донный промысел.

Планируемая модернизация средних судов типа КРТМ пр. 2198 (4 единицы) и строительство мурманскими предприятиями новых судов (3 -4 единицы) является дополнительной гарантией освоения донных видов рыб на среднесрочный период (до 2020 г.).

Устойчивое снижение прогнозируемого объема сырьевой базы пелагических видов рыб в период 2010-2020 гг. в полтора раза делает проблематичным эффективное использование находящихся на Северном бассейне производственных мощностей крупных и больших судов. Кроме того, в 2010-2011 гг. возобновят промысловую деятельность возвращенные в состав ОАО "АТФ" два больших и одно крупное судно.

Практика строительства или приобретения по лизингу новых судов без достаточного объема собственных биоресурсов на донном промысле на Северном бассейне существует. Однако такая практика, как правило, оказывалась негативной: отсутствие ресурсов, выделяемых на основе квотогарантий или прекращение их действия (по основаниям как объективного, так и субъективного характера) приводила к неэффективному использованию судов, невозможности их дальнейшей эксплуатации и уходу с бассейна. Примерами могут служить строительство судов типа "Стеккордер" (3 ед.), приобретение по системе "бербоут-чартер" специализированных ярусных судов (2 ед.) и др. Распределение биоресурсов на длительный период между многими мелкими пользователями как в прошлом, так и в настоящее время, является одним из основных сдерживающих факторов обновления флота новыми судами. В этих условиях основная проблема, ограничивающая обновление флота, состоит

203

Куранов Ю. Ф. Ресурсное обеспечение обновления промыслового флота

уже не в наличии или доступности финансовых средств, а в отсутствии или ограниченности биоресурсов для реализации новых масштабных проектов. В этом отношении наиболее напряженная ситуация складывается в группе предприятий, осуществляющих промысел донных видов рыб (табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3. Показатели дифференцированности добывающих предприятий Западного и Северного бассейнов по объемам вылова на донном промысле в Северной Атлантике, 2010 г.

Группы предприятий, дифференцированные по масштабам деятельности Количество предприятий Средние показатели вылова одного предприятия, т Удельный вес в структуре общего вылова донных видов рыб, %

Промыш- ленная квота Прибрежная квота

1. Десять процентов наиболее крупных предприятий Совместно 14418 38,3

11 1

2. Вторая по объемам вылова децильная группы предприятий Совместно 7368 19,6

11 1

3. Третья по объемам вылова децильная группы предприятий Совместно 4561 12,1

11 2

4. Четвертая по объемам вылова децильная группы предприятий Совместно 2602 6,9

11 4

5. Прочие предприятия океанического промысла Совместно 1376 20,9

65 27

6. Прочие предприятия прибрежного промысла - 44 343 2,2

6.1 Малые - 29 306 2,1

6.2 Микромалые - 15 37 0,1

7. Всего 109 79 - -

Источник: рассчитано по данным ФГБУ "Мурманрыбвод".

Новые суда для рассматриваемой группы предприятий эффективны при минимальном годовом вылове 4,5-5,0 тыс. т. Такими ресурсами на донном промысле в 2010 г. были обеспечены 25-26 предприятий (не более 25,0 % всех участников), осваивающих до 75,0 % общих ресурсов. Предприятия Западного бассейна не оказывают существенного влияния на освоение донных объектов промысла (не более 4,0-5,0 % в общем вылове), учтены в составе прочих предприятий океанического промысла (табл. 3).

Таблица 4. Горизонтальные интеграционные процессы в составе предприятий Северного бассейна на донном промысле

Годы Количество предприятий, осваивающих промышленную квоту,ед. Количество предприятий, осваивающих прибрежную квоту, ед. Количество предприятий, осуществляющих пелагический промысел судами универсального типа, ед.

Всего В составе предприятий океанического промысла, ед.

2006 137 87 36 52

2010 101 79 35 35

Источник: рассчитано по данным ФГБУ "Мурманрыбвод".

Перманентные организационно-структурные преобразования последних лет на Северном бассейне характеризовались снижением пользователей квотируемых объектов донного промысла, объединением предприятий, что способствовало укрупнению их ресурсной базы. Численность предприятий, осваивающих промышленную квоту за период 2006-2010 гг., уменьшилась со 137 до 101, прибрежную квоту - с 87 до 79. Аналогичная ситуация наблюдалась и на пелагическом промысле с использованием универсальных судов (табл. 4).

204

Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г.

стр.199-205

5. Заключение

Анализ приведенных в статье данных подтверждает необходимость активизации процессов по обновлению промыслового флота.

В настоящее время уровень ресурсообеспеченности более 70,0 % квотопользователей на донном промысле, осваивающих в Северной Атлантике до 30,0 % общих сырьевых запасов, существенно ограничивает их возможности по обновлению флота.

Прогнозируемое снижение общедопустимых уловов (ОДУ) квотируемых объектов донного и пелагического промыслов приведет к еще большему снижению сформировавшейся на данный период численности ресурсообеспеченных предприятий, что, в свою очередь, отрицательно скажется как на загрузке эксплуатируемых, так и на обеспечении ресурсами вводимых, взамен списанных, новых более производительных судов.

Сложившаяся ситуация, в которой очевидна необходимость повышения эффективности использования квотируемых биоресурсов, требует разработки и принятия действенных и комплексных мер по активизации горизонтальных интеграционных процессов в целях укрупнения долей и снижения количества пользователей донных биоресурсов. Дополнительной мерой может стать разработка и внедрение механизма совместного строительства (приобретения) судов при долевом участии предприятий, что позволит объединять их индивидуально ограниченные ресурсы при эксплуатации общего судна.

Кардинальной мерой государственного уровня станет принятие федеральной комплексной целевой программы обновления промыслового флота, обсуждение и формирование которой осуществляется в последние два года. В рамках подготовки программы проходят согласования разработок и предложений федеральных органов, бассейновых ассоциативных образований и объединения судостроительных предприятий.

Литература

Васильев А.М., Куранов Ю.Ф., Никитин В.Ф. Нужны взвешенные решения. Рыбные ресурсы, № 3,

с.12-16, 2011.

Проект "Концепции обновления рыбопромыслового флота на 2010-2020 годы", разработан ОАО "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по развитию и эксплуатации флота" (ОАО "ГИ11РОРЫБФЛОТ") по заказу Росрыболовства как первый этап разработки Программы обновления рыбопромыслового флота. 2010. URL: http://www.fishnews.ru/news/11844.

205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.