Научная статья на тему 'Ресурсное обеспечение молодежных центров здоровья в Республике Казахстан'

Ресурсное обеспечение молодежных центров здоровья в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
358
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ ЦЕНТРЫ ЗДОРОВЬЯ / АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каржаубаева Ш. Е., Рахимбекова Д. К.

Для анализа проблем, связанных с ресурсным обеспечением новых служб, оказывающих медико психосоциаль ную помощь лицам в возрасте от 10 до 24 лет с учетом современных потребностей подростков и международного опыта стран дальнего и ближнего зарубежья, проведен анализ деятельности молодежных центров здоровья. Применен комплекс социально гигиенических методов: контент анализ, экономический, организационного эксперимента. Опре делены материальные и финансовые ресурсы, необходимые на разных этапах организации деятельности таких цент ров в начале их деятельности, и их ежегодная потребность. Выявлены проблемы, связанные с организацией работы детских/подростковых акушеров гинекологов, психологов, оказывающих консультативные услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсное обеспечение молодежных центров здоровья в Республике Казахстан»

Оригинальные научные исследования

УДК 364-5:614-053.6/.7 (574)

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Ш. Е. Каржаубаева, Д. К. Рахимбекова Национальный центр проблем формирования здорового образа жизни, Казахстан

RESOURCE MAINTENANCE OF THE YOUTH CENTERS OF HEALTH IN REPUBLIC KAZAKHSTAN

Sh. E. Karzhaubayeva, D. K. Rakhimbekova National Center for problems of healthy lifestyle development, Kazakhstan

© Ш. Е. Каржаубаева, Д. К. Рахимбекова, 2009

Для анализа проблем, связанных с ресурсным обеспечением новых служб, оказывающих медико-психосоциальную помощь лицам в возрасте от 10 до 24 лет с учетом современных потребностей подростков и международного опыта стран дальнего и ближнего зарубежья, проведен анализ деятельности молодежных центров здоровья. Применен комплекс социально-гигиенических методов: контент-анализ, экономический, организационного эксперимента. Определены материальные и финансовые ресурсы, необходимые на разных этапах организации деятельности таких центров в начале их деятельности, и их ежегодная потребность. Выявлены проблемы, связанные с организацией работы детских/подростковых акушеров-гинекологов, психологов, оказывающих консультативные услуги.

Ключевые слова: молодежные центры здоровья; анализ деятельности; охрана здоровья детей и подростков.

For the purpose of the analysis of the problems connected with resource maintenance of new services, rendering the medical and psychosocial help to persons at the age from 10 till 24 years taking into account modern requirement and the international experience of the countries distant and the near abroad, research of activity of the youth centres of health has been conducted. The complex of socially-hygienic methods was applied: the content-analysis, economic, organizational experiment, etc. Have been defined material and the financial resources necessary at different stages of the organisation of activity of such centres: in the beginning of their activity and annual requirement. The problems connected with the organisation of work of children's/teenage obstetricians-gynecologists, the psychologists rendering, first of all, advisory services are revealed.

Keywords: centers of healthy life style for adolescents; activities analysis; children and adolescents health care.

Введение. Острота проблемы охраны здоровья подрастающего поколения в современных условиях обусловлена тем, что от него зависят качество трудовых и интеллектуальных ресурсов, обороноспособность и безопасность страны в перспективе. К настоящему времени в Казахстане сложились предпосылки широкого развития эффективных служб для оказания медико-социальной помощи подросткам и молодежи в возрасте от 10 до 24 лет. Создание системы качественных и доброжелательных услуг для подростков и молодежи может стать в дальнейшем важнейшим шагом к осуществлению приоритетов и задач, определенных Правительством Республики Казахстан для защиты подрастающего поколения.

В течение последних трех лет в нескольких городах Республики Казахстан функционируют молодежные центры здоровья (МЦЗ), оказывающие медико-психосоциальную помощь лицам в возрасте 10-24 лет. Цель данной работы — проанализировать ресурсное обеспечение новых служб,

Материалы и методы исследования. Исследование состояло из 8 этапов: изучение оказания ме-

дико-социальной помощи молодым людям в возрасте 10-24 лет; анкетирование 4500 подростков 11, 13 и 15 лет по адаптированному к условиям Казахстана Международному стандартному вопроснику ВОЗ для выявления ключевых поведенческих и контекстуальных факторов здоровья молодых людей (включая употребление наркотиков и сексуальное здоровье); анализ деятельности молодежных центров здоровья. Методы: контент-анализ, социологический (анкетирование методом фокус-групп), организационного эксперимента, математическое моделирование, экономический.

Результаты и их обсуждение. Для анализа финансовых затрат на функционирование МЦЗ в качестве базовых выбраны три молодежных центра здоровья города Алматы: при городской студенческой поликлинике, городской поликлинике смешанного типа № 10, финансирующихся как территориальные поликлиники по подушевому нормативу на прикрепленное население, и при Городском центре репродукции человека, который, оказывая специализированную помощь, финансируется по ам-булаторно-поликлиническому тарификатору.

Original data

В международной практике используется значительное количество различных методических подходов для расчета затрат при анализе «затраты — выгоды» (cost — benefit analysis). При этом в качестве «выгоды», или эффекта, используются определенные медицинские или социальные результирующие критерии (снижение заболеваемости, смертности/летальности, снижение количества абортов у несовершеннолетних, увеличение продолжительности активного трудоспособного периода и др.). Ввиду ограниченности срока работы МЦЗ в нашей стране определить «выгоды — эффект» (медицинский, социальный, экономический) не представляется возможным. Отчасти возможна оценка социального эффекта в виде повторности посещений, изучения степени удовлетворенности обратившихся оказанными услугами, использования предлагаемых в МЦЗ контрацептивов, информационных печатных материалов.

Для определения размера затрат, необходимых для создания и дальнейшего функционирования МЦЗ, мы использовали апробированную в проекте ВОЗ «Модель расчета стоимости комплекса услуг «Мать—дитя» в электронных таблицах» [1]. Она была использована для оценки стоимости комплекса услуг по уходу за здоровьем матери и ребенка, внедряемых на уровне области (района, округа). Эта модель позволяет не только обеспечить пользователя оценкой стоимости в целом комплекса услуг по уходу за здоровьем матери и ребенка, но также позволяет разбить общую стоимость на множество составляющих. Пользователь сможет оценить стоимость:

— по виду оказанной помощи;

— по различным типам входящих данных (лекарственные средства, зарплата и т. д.);

— по типу лечебного учреждения, на душу населения и на одно рождение и так далее.

То есть эта модель рассматривает различные категории стоимости.

Модифицировав эти методические подходы, исходя из сложившейся практики организации МЦЗ в Казахстане, в соответствии с действующими финансовыми кодами специфики авторы разработа-

Прямые расходы 22538,5 $ USA 27,2%

Текущие расходы 37271,1 $ USA 100%

Прямые расходы 22538,5 $ USA 27,2% Косвенные расходы 14732,6 $ USA 17,8%

Текущие расходы 37271,1 $ USA 100%

Прямые расходы 22538,5 $ USA 27,2% Косвенные расходы 14732,6 $ USA 17,8% Капитальные расходы 45492,26 $ USA 55,0%

Рисунок. Методика трехступенчатого отнесения затрат по организации МЦЗ

ли трехступенчатую методику отнесения затрат в зависимости от их вида и назначения. На представленном рисунке приведены результаты расчетов с использованием данного метода.

Первая ступень. Были выделены «прямые расходы», включавшие затраты на оплату труда персонала, непосредственно связанного с оказанием помощи пациентам, и затраты на приобретение предметов медицинского назначения для кабинетов специалистов МЦЗ (согласно имеющимся нормативам для соответствующих кабинетов).

Вторая ступень. Рассчитывались «текущие расходы», помимо прямых включались непрямые (косвенные, накладные) затраты, производимые в течение года. Сюда относится заработная плата управленческого и вспомогательного персонала, непосредственно не связанного с оказанием услуг пациентам: руководитель МЦЗ (согласно рекомендуемому штатному нормативу, это может быть также менеджер или старшая медицинская сестра), медицинский регистратор, санитарка. Также учитывали другие затраты: оплата за услуги связи (телефон, Интернет); коммунальные услуги; отопление; услуги санэпидслужбы (смывы, стерильность); уничтожение использованных медицинских изделий и биоотходов; охранная сигнализация; приобретение таких материально-технических средств, как предметы и материалы для текущих хозяйственных целей, моющие средства; прочие расходы (по соответствующим кодам специфики в соответствии с действующими нормативами и договорами с обслуживающими организациями по общегородским тендерным закупочным ценам).

Третья ступень. Учитывались «общие расходы», которые включали текущие затраты, а также «капитальные расходы» на проведение ремонта, оснащение медицинским оборудованием, такими материально-техническими средствами, как твердый инвентарь (мебель, стенды, стеллажи и др.), компьютерная техника и электроприборы.

Общие расходы в первые годы работы МЦЗ требуют значительных средств, особенно на ремонт, рекламу, издательскую деятельность. В таблице приведены затраты, необходимые для открытия МЦЗ на базе городской амбулаторно-поликлини-ческой организации (в пересчете на доллары США по курсу 151 тенге/доллар).

Таким образом, общие расходы составляют 82763,4 $ USA. Из них наибольшая доля затрат приходится на капитальные расходы — 54,97%, в то время как прямые затраты на непосредственное оказание услуг составили 27,2%.

Как показал опыт работы МЦЗ в стране, наибольшую сложность при расчете штатной численности представляет отсутствие в настоящее время регламентированных норм и нормативов для отдельных специалистов. Во всех МЦЗ введена должность психолога, основная часть работы которого —

Оригинальные научные исследования

Таблица

Затраты на содержание молодежных центров здоровья

№ Наименование затрат Величина затрат ($ USA)

в среднем за год в % к итогу

I. Прямые расходы 22538,5 27,2

1.1. Заработная плата персонала, отнесенная к прямым затратам 19870,3 41,6

1.2. Приобретение предметов мед. назначения 2668,2

II. Непрямые расходы 14732,6 17,8

2.1. Заработная плата персонала, отнесенная к косвенным затратам 6894,6

2.2. Плата за услуги связи, коммунальные услуги и др. 5450,3

2.3. Приобретение материально-технических средств для текущих целей 2387,7

III. Капитальные расходы 45492,26 54,97

3.1. Оснащение медицинским оборудованием 18437,96

3.2. Приобретение дорогих материально-технических средств 11690,1

3.3. Ремонт 15364,2

Итого 82763,4

консультирование обращающихся подростков и лиц молодого возраста в связи с психологическими и поведенческими проблемами. Доля обращений к данным специалистам составила 24%. Основными причинами обращений явились межличностные взаимоотношения, неуверенность в себе, депрессия, тревожное состояние.

В настоящее время отсутствуют нормы времени или нагрузки для психологов, работающих в амбу-латорно-поликлинических учреждениях общей сети, что затрудняет расчеты необходимых штатов. Согласно нормативным документам, для психологов, работающих в психиатрии, установлены следующие нормы времени по видам деятельности:

— полное первичное обследование больного с помощью комплекса психодиагностических тестовых и нетестовых методик, включая подготовку к исследованию, оформление результатов и запись в историю болезни, требует 3-5 ч; при этом длительность непрерывного медико-психологического исследования не должна превышать 1,5-2 ч, а при повышенной утомляемости больных — 1 ч, поэтому первичное обследование может проводиться в течение 23 дней, в особенности если оно связано со сложными в диагностическом и экспертном плане случаями;

— повторные и дополнительные обследования больных занимают в среднем 1,5-2 ч;

— в течение рабочей недели, занимаясь только экспериментально-диагностической и экспертной работой, психолог может провести 5-7 первичных или 15 повторных обследований больных;

— при проведении психокоррекционной работы в виде групповых занятий нагрузка на рабочий день включает занятия с 2 психотерапевтическими группами по 8-10 человек в каждой; ведение таких групп может быть еженедельным или 2 раза в неделю. Продолжительность работы с одной группой с учетом подготовки и записи в документации в среднем 2,5-3 ч.

При определении нагрузки психолога необходимо учитывать, что одним из важнейших разделов его деятельности является социотерапевтиче-ская работа (приказ № 321). Нагрузка в этих случаях определяется в часах реально используемого рабочего дня. При этом устанавливается 1,0 должность психолога на 10,0 должностей врачей, занятых на амбулаторном приеме в поликлиниках общего профиля.

По нашим данным, психолог МЦЗ на одну консультацию затрачивает 45-60 мин. Недельный бюджет рабочего времени по видам работы таков:

— индивидуальное консультирование: 4 дня в неделю по 5 ч, итого — 20 ч;

— психодиагностика и определение направлений консультирования пациента — 4 ч;

— краткосрочные разовые беседы — 3 ч;

— разработка тренингов, круглых столов, лекций и семинаров по различным психологическим вопросам (профилактика курения, алкоголизма и наркомании, культура интимных отношений, межличностные отношения и т. п.) — 5 ч;

Original data

— проведение тренингов, круглых столов, лекций и семинаров по различным психологическим вопросам — 2 ч;

— работа над документацией — 2 ч;

— консультативные совещания с администрацией МЦЗ — 2 ч;

— самообразование: изучение специальной литературы — 2 ч.

Заключение. Анализ проблем ресурсного обеспечения деятельности МЦЗ показал, что материальные и финансовые структурные затраты являются значительными в период организации новых МЦЗ. В дальнейшем они формируются лишь за счет текущих расходов, которые и должны учитывать администраторы программ, региональными органами управления при финансировании амбула-торно-поликлинических организаций. Расчет размеров оплаты труда работников МЦЗ проводился исходя из действующих нормативных документов. В международной практике имеется опыт их дополнительного материального стимулирования.

Анализ кадровых ресурсов показал, что для таких центров требуется подбор психологов-немеди-

ков, однако, тесно координирующих свою работу с медицинскими психологами и психотерапевтами. Поэтому необходима разработка современной нормативной базы для определения норм времени, нагрузки таких специалистов, расчет штатных нормативов. Также нерешенным остается вопрос нормирования труда детских/подростковых акушеров-гинекологов. Этот опыт можно было бы использовать и в Казахстане.

В целом организация и развитие комплексной медико-психосоциальной помощи молодежи путем создания молодежных центров здоровья как аналога клиник, дружественных молодежи, интегрирующих усилия различных специалистов и служб здравоохранения, образования, социального обеспечения и направленных в первую очередь на оказание консультативной профилактической помощи, является актуальной проблемой. Для ее решения недостаточно ограничиваться лишь принятием ряда организационных мер. Необходимо разработать национальную программу по укреплению здоровья молодого поколения в масштабах страны.

Литература

1. http://www.who.int/reproductive-health/economics/

Авторы:

Каржаубаева Ш. Е. — к. м. н., заместитель директора Национального центра проблем формирования здорового образа жизни Казахстана

Рахимбекова Д. К. — к. м. н., доцент, ведущий научный сотрудник Национального центра проблем формирования здорового образа жизни

Адрес для контакта: 050010, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Кунаева, д. 86, тел./факс: (727) 291-62-94, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.