Ресурсная эффективность реализации региональных инвестиционных проектов в императивах экономико-экологического развития региона
А.С.Ченцов
аспирант Балтийского федерального университета им.И.Канта
Перспективы социально-экономического развития российских регионов сегодня тесно связаны с активностью реализации инвестиционных проектов на их территории. Однако следует учитывать тот факт, что не только объем инвестиций, но и ресурсная эффективность реализации инвестиционных проектов определяют темпы социально-экономического развития региона.
Важным элементом ресурсной эффективности реализации региональных инвестиционных проектов является обеспечение эффективности использования природноресурсного и экологического потенциала территории.
Реализация инвестиционного проекта региона в границах конкретной экосистемы зачастую сопровождается возникновением отрицательных внешних экстерналий, то есть отрицального влияния на окружающую среду. Инвесторов больше интересует краткосрочная перспектива, сопровождаемая получением прибыли, а не вопросы долгосрочного устойчивого развития региона. Поэтому необходима разработка действенных механизмов стимулирования повышения ресурсной эффективности реализации региональных инвестиционных проектов с позиции эколого-экономического развития территории.
В этой связи перспективным направлением повышения ресурсной эффективности региональных инвестиционных проектов является, разработка эколого-экономического механизма формирования экономической привлекательности отдельных административных единиц с обязательным одновременным поддержанием качества и сохранением в дальнейшем экологических свойств регионов. Обеспечение указанных требований базируется на оценке эффективности использования природно-ресурсного потенциала региона. При этом стимулирование развития наиболее прибыльных видов деятельности, сопровождающееся максимально возможным снижением нагрузки на окружающую природную среду, в значительной мере зависит от уровня предварительного анализа экологических предпосылок и факторов относительно формирования окончательного инвестиционного решения.
Указанное обуславливает актуальность и необходимость дальнейшего исследования теоретических и прикладных аспектов формирования экономического механизма повышения ресурсной эффективности региональных инвестиционных проектов.
Стимулирование территориального развития необходимо производить на базе сочетания региональной экономической политики и инвестиционной привлекательности. Выполнение указанного требования осуществимо путем взаимодействия управляющей и управляемой системы в контексте регионализации. При этом регулируемым объектом, наряду со страной, отраслью и сегментами рынка, выступают территориальные объединения, качественные показатели которых отражают компоненты инвестиционного климата, объединенные в две группы: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. А государственные и местные органы власти, в свою очередь, выступают как субъект управления, формирующий благоприятный имидж в территориальном аспекте.
Активизация экономической деятельности предполагает рост объема инвестиций. А реализация любого инвестиционного проекта, в свою очередь, требует определенного окружающего пространства, объединяющего природные и антропогенные составляющие, что обуславливает обязательное возникновение влияния на окружающую среду (внешних эффектов). Существующие разновидности экстерналий могут быть сгруппированы в зависимости от: последствий, масштабов, наиболее характерных сфер влияния и стадий производства. Современный этап развития экономики определяет существование
ограничения загрязнения окружающей среды, зависящее от экономического потенциала объекта воздействия и экологического потенциала региона (социально-оптимального уровня выбросов).
Одним из методов, обеспечивающих поддержание качества среды при осуществлении инвестиционной деятельности, является проведение природоохранных мероприятий. К данным мероприятиям следует отнести любое действие, как производственное, так и организационное, позволяющее максимально уменьшить отрицательное влияние на окружающую среду при осуществлении производственного процесса, и направленное на поддержание оптимального уровня качества среды в регионе.
В зависимости от уровня внедрения природоохранные мероприятия подразделяются на три группы: глобальные (система менеджмента и производственной проверки
окружающей среды), региональные (экологическая экспертиза, экологическая сертификация, экологический аудит) и локальные (одно- и многоцелевые). На основе идентификации с применяемыми природоохранными мероприятиями классификация инвестиционных проектов представлена следующим образом: локальный экохарактер (несут исключительно природоохранные функции), региональный экохарактер (являются природоохранными по своему природному назначению), комплексный экономический и экологический характер (преследуют цель производства продукции и получение прибыли с одновременным выполнением природоохранной функции по обеспечению экологической безопасности и ресурсосбережению).
Решение о вложении средств осуществляется на базе оценки эффективности инвестиций, которую следует проводить от уровня региона до конкретного проекта при помощи соответствующих методик. Анализ существующих подходов для установления рейтинга привлекательности территорий (международных и отечественных) выявил их несоответствие отечественным реалиям или недостаточно полный учет экологического фактора. Это, в свою очередь, приводит к необходимости разработки отечественной методики инвестиционной привлекательности. При этом целесообразность реализации конкретного проекта зависит от его эффективности в пределах данной территории, сочетающей в себе как экологическую, так и финансовую оценки
Проведенный анализ показал, что данное условие не реализовано в достаточной степени в существующих подходах. Так, после проведения технико-экономического обоснования проекта международные методики дают два относительно независимых результата. В общепринятых отечественных методиках экологическая оценка носит преимущественно качественный характер. Специфические подходы в основном позволяют произвести расчеты только относительно целевых природоохранных мероприятий или требуют дальнейшего развития. А отсутствие официально утвержденной отечественной методики является основной причиной использования российской, которая также не дает полномасштабную количественную оценку всех экстерналий.
Протекание инвестиционного процесса сопряжено с рисками, в том числе и экологическими, то есть такими, которые связаны с загрязнением окружающей среды. Выделяются экологические риски инвестиционного проекта со следующими причинами возникновения: экстернальное (региональное) возникновение (воздействие региона на проект) и интернальное возникновение (воздействие проекта на регион и на внутренние составляющие проекта). Учет данных разновидностей риска производится после определения их размера путем введения поправки в норму дисконта при расчете показателей эффективности проекта либо предварительным страхованием на соответствующий страховой случай.
С целью одновременного учета, как возможностей производства, так и последствий влияния на окружающую среду следует применять комплексную оценку эффективности инвестиций. Данный подход представляет собой объединение методики по определению эколого-экономической привлекательности региональных экономических систем, а также методики по оценке эффективности инвестиционного проекта.
Экономико-экологическая оценка природно-ресурсного потенциала представляет собой расчет обеспеченности природными ресурсами и условиями, а также лимитами их использования, с последующим определением социально-оптимального уровня антропогенной нагрузки. Для определения экологического потенциала территории производится построение матрицы потенциально допустимого выброса, которая формируется на базе выявления индекса потенциала территории по различным составляющим окружающей природной среды. Экономический потенциал административных единиц базируется на методике определения уровня депрессивности территорий и выявлении приоритетности того или иного вида деятельности для инвестора. При этом инвестиционная привлекательность видов экономической деятельности состоит в нахождении их рейтинга на базе показателей относительной эффективности использования ресурсов.
Окончательное принятие инвестиционного решения происходит путем проведения комплексной экономико-экологической оценки проекта на прединвестиционной стадии, которая позволяет рассмотреть его в региональном разрезе, то есть одновременно учесть влияние на экологический потенциал региона и эффективность вложений при разных вариантах осуществления проекта. При этом рассматриваются две альтернативы: инвестирование средств во внедрение экологичных технологий и необходимых природоохранных мероприятий или установление размеров выплат и штрафов за негативное влияние на окружающую среду на базе учета условий матрицы потенциально допустимого выброса.
Наиболее благоприятные условия на территории существуют для развития транспортно-транзитной, индустриальной, аграрной составляющих. Освоение данных приоритетных направлений развития зависит от оценки экономического потенциала территории, в основе которого находится методика определения депрессивности отдельных административно-территориальных единиц. Так, рассмотрение сельских и промышленных районов и городов областного значения по предложенным критериям позволило отнести к депрессивным только г.Губкин. Полученные результаты не соответствуют реальному состоянию, так как в Белгородской области можно выделить и другие территории, которые имеют признаки депрессивности по большинству параметров (табл.1)
Таблица 1.
Динамика количества малых предприятий по Белгородской области
Г орода районного значения Белгородской области Темпы прироста количества малых предприятий на 10000 имеющегося населения, раз Относительное отклонение от среднего значения, %
2009 2010 2011
1 г.Губкин 1,07 1,10 1,11 -5,4
2 г. Старый Оскол 1,38 1,02 1,00 -2,1
3 г.Алексеевка 1,29 1,18 0,94 -1,9
4 г.Новый Оскол 1,35 0,98 1,12 -0,6
5 Валуйки 1,28 1,17 1,19 4,9
6 г.Белгород 1,39 1,37 0,94 6,5
7 г.Короча 1,27 1,12 1,03 -1,3
Лимитирующим фактором внедрения инвестиционных проектов является существующий потенциал нагрузки на окружающую среду. Анализ трех видов загрязняющих веществ, которые характеризуются наибольшей концентрацией в атмосфере (пыль, диоксид азота и оксид углерода), позволил сделать вывод об отсутствии возможности
потенциально допустимого выброса по ним на территории г.Белгорода.
Определение рейтинга инвестиционной привлекательности видов экономической деятельности позволило выявить, что наибольшим инвестиционным потенциалом обладают транспорт и связь, промышленность, сельское хозяйство. При этом основные источники загрязнения атмосферы: производство (металлургия, ГОК), пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственной продукции, производство прочих неметаллических минеральных изделий и транспорт.
Непосредственное решение о вложении средств в проект осуществляется конкретным инвестором на локальном уровне. Данный процесс представлен схемой (рис 1.), сочетающей входные параметры, ограничения, выходные параметры и позволяющей на основании выявления критериев эколого-экономической оценки и расчета интегральной эффективности реализации проекта принимать наиболее приемлемый вариант вложения инвестиций.
Эффективное использование потенциала предполагает разработку системы экономико-экологических показателей, которая формируется в результате последовательного прохождения трех уровней: национального, регионального и уровня инвестора. Региональные параметры являются базой оценки эффективности инвестиционных вложений в пределах конкретной территории. Данное положение предусматривает необходимость разработки системы информационного обеспечения инвестирования (СИОИ) приоритетных видов деятельности с учетом экологических составляющих, предполагающую последовательное прохождения пяти этапов, объединенных в два блока - региональный и конкретного инвестора. Возникновение и функционирование СИОИ на территориальном уровне требует определенного обеспечения: региональной схемы экологической сети, подотдела приоритетных видов деятельности в отделе инвестирования, консультационного центра по экологическим вопросам.
Региональный блок предполагает разработку местными органами власти приоритетных направлений развития экономико-экологических систем. При этом он включает в себя этапы, на которых необходимо определить:
- экономико-экологические характеристики природно-ресурсного потенциала региона;
- социально-оптимальный уровень антропогенной нагрузки;
- экономический потенциал региона;
- инвестиционную привлекательность видов экономической деятельности.
Возникновение и функционирование данного механизма на этом уровне требует
определенного обеспечения, состоящего из:
¡.Разработки региональной схемы экологической сети, направленной на сопровождение мониторинга состояния окружающей природной среды в Белгородской области.
2.Выявления депрессивных зон и приоритетных видов развития в пределах региональных систем.
3.Создания консультационного центра по экологической информации(КЦЭИ) для информационного обеспечения предпринимателей относительно
4.Влияния экологических факторов на эффективность их экономической деятельности. Обязательность существования экономико-экологический механизма в пределах
определенной региональной системы обусловлена пересечением инвестиционного и экологического полей, что предполагает взаимодействие экономических, управленческих и общественных субъектов.
При этом база данных об экологической и экономической привлекательности осуществления инвестиционной деятельности предоставляется региональными органами власти. Общественные организации могут производить рекомендательную экологическую экспертизу проекта. А принятие решения о внедрении осуществляет непосредственно
инвестор на базе показателей эффективности, полученных консультационным центром по экологической информации в результате комплексной оценки альтернативных направлений реализации проекта.
Литература
1. Бильчак В. С., Бородин А. И. Формирование устойчивого развития предприятия
региона: механизмы, методы, управление (эколого-экономический аспект):
монография. — Калининград: РГУ им. И. Канта, 2009. — 185 с.
2. Бородин А. И. Экономико-экологическое программирование устойчивого развития региона": монография. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. -432 с.
3. Ковалева А.В. Экономико-математическая модель оценки стратегического риска при
выборе стратегии развития промышленного предприятия // // Инженерный вестник Дона [Электронный ресурс]: Электронный научно-инновационный журнал, 2012. -№1. - № гос. регистрации 0421100096 - Режим доступа:
http://www.ivdon.ru/magazine/latest/n1y2012/page/4/, - Загл. с экрана. - 0,75 п.л.